Учебный физический эксперимент как средство организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики
Диссертация
Первый этап (2000;2002 гг.) начался с выбора и обоснования темы исследования. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены противоречия, подтвердившие необходимость разработки учебного физического эксперимента по физической оптике с использованием простого и доступного оборудования. Выделен ряд основных явлений физической оптики, включающий в себя явления геометрической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ДИДАКТИКЕ ФИЗИКИ
- 1. 1. Концепции учебной и научной познавательной деятельности учащихся
- 1. 2. Учебный физический эксперимент в учебном и научном познании
- 1. 3. Явления физической оптики как объект учебного и научного познания
- Глава 2. УЧЕБНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ
- 2. 1. Особенности организации учебного и научного познания оптических явлений с помощью эксперимента
- 2. 2. Дидактические исследования учебного эксперимента по физической оптике
- 2. 3. Методика организации учебного познания на основе аналогии и моделирования
- Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- 3. 1. Организация учебного познания при изучении основ -физической оптики в школе и вузе
- 3. 2. Взаимодействие физической, графической и компьютерной моделей в учебном познании
- 3. 3. Перерастание учебного исследования в научное
Список литературы
- Агафонова Е. С. Формирование обобщенных понятий волнового движения на основе учебного эксперимента: Дис.. канд. пед. наук.— М., 1994.— 255 с.
- Адамов М. Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 2000.— 16 с.
- Акатов Р. В. Формирование наглядно-чувственных образов при постановке сложного учебного физического эксперимента: Дис.. канд. пед. наук.— Екатеринбург., 1998.— 277 с.
- Акатов Р. В., Майер В. В. Дидактическая модель учебного физического эксперимента // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции.— Киров, 1997.— С. 22−24.
- Амстиславский Я. Е. Некоторые пути совершенствования методики и техники демонстрационного эксперимента по волновой оптике в курсе физики пединститута: Дис.. канд. пед. наук.— Бирск., 1974.— 239 с.
- Амстиславский Я. Е. Оценка длины волны лазерного излучения // Физика в школе.— 2004.— № 1.— С. 45−49
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского- Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.— М.: Педагогика, 1982.— 320 с.
- Анциферов Л. И. Физический практикум: Факультативный курс / Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1972.— 120 с.
- Анциферов Л. И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов физ.-мат. спец.— М.: Просвещение, 1984.— 255 с.
- Анциферов Л. И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
- Базаров В. В. Концепция креативного обучения в дидактике физики // Учебная физика — 2002.— № 4.— С. 55.
- Балабанова Т. Е. Малая оптическая скамья // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 10 — Глазов-СПб.: ГГПИ, 2000.— С. 52−55.
- Балабанова Т. Е. Совершенствование методики преподавания физики в школе на основе физического эксперимента: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Рязань, 2000.— 20 с.
- Башкатов Н. М., Огородников Ю. Ф. Школьные опыты по волновой оптике.— М.: Издательство АПН РСФСР, 1960.— 80 с.
- Борн М., Вольф Э. Основы оптики / Пер. с англ. С. Н. Бреуса, А. И. Головашкина, А. А. Шубина.— М.: Наука, 1970.— 855 с.
- Бубликов С. В. Степень детализации физической модели явления // Учебная физика.— 2000 — № 1.— С. 26−29.
- Буров В. А., Дик Ю.И., Зворыкин Б. С. и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7−11 классах/ Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова.— М.: Просвещение, 1996.— 120 с.
- Буров В. А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике.— М.: Просвещение, 1982.— 115 с.
- Бутиков Е. И. Оптика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. И. Ка-литеевского.— М.: Высшая школа, 1986.— 512 с.
- Бутиков Е. И. Интерференция света // Квант.— 1985.— № 12.— С. 40−45.
- Бутырский Г. А., Злобин П. В. Простой вариант измерения длины световой волны с использованием запыленной пластинки // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 4.— Глазов: ГГПИ, 1998.— С. 29−30.
- Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1998.— 102 с.
- Вольтштейн С. Л., Позойский С. В., Усанов В. В. Методы физической науки в школе: Пособие для учителя / Под ред. С. Л. Вольт-штейна.— Минск: Нар. асвета, 1988.— 144 с.
- Воробьев А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Нижний Новгород, 2002.— 27 с.
- Вуд Р. Физическая оптика.— М.: ОНТИ, 1936 — 839 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию.— М.: Книжный дом «Университет», 2000.— 336 с.
- Гершензон Е. М., Малов Н. Н., Мансуров А. Н. Оптика и атомная физика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2000.— 408 с.
- Годжаев Н. М. Оптика: Учеб. пособие для вузов.— М.: Высшая школа, 1977.— 432 с.
- Голин Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики: Дис.. докт. пед. наук.— Коломна., 1986.— 343 с.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 127 с.
- Городецкий Е. Е. Дифракция света на круглом отверстии // Квант.— 1989.— № 11 — С. 46−48.
- Горячкин Е. Н., Орехов В. П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в восьмилетней школе: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1964.— 482 с.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.— М.: Педагогика, 1977.— 136 с.
- Громов С. В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений
- С.В.Громов- Под ред. Н. В. Шароновой.— М.: Просвещение, 2003.— 287 с.
- Грязева Н. Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Челябинск, 1996.— 17 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.— М.: ИНТОР, 1996.— 544 с.
- Данюшенков В. С. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1995.— 32 с.
- Данюшенков B.C. Формирование методологических знаний учащихся в игровой деятельности на простейших электронных устройствах // Учебная физика.— 1999.— № 1 — С. 72−77.
- Данюшенков В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе.— М.: Прометей, 1994.— 208 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1: Механика, теплота: Пособие для учителей /
- B. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1971.— 366 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.2: Электричество, оптика, физика атома: Пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1972.— 448 с.
- Дик Ю.И., Мигунов А. Ф. Требования к конструированию самодельных приборов по физике // Физика в школе.— 1983.— № 1.—1. C. 76−80.
- Дитчберн Р. Физическая оптика/ Пер. с англ. JI. А. Вайнштейна, О. А. Шустина.— М.: Наука, 1965 — 631 с.
- Дурасевич Ю.Е. Изучение природы света в курсе физики средней школы: Пособие для учителя.— М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961.— 100 с.
- Зуев П. В. Пути повышения эффективности школьного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 7.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 1998.— С. 8−10.
- Зуев П. В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике в средней школе: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук.— СПб., 2000.— 39 с.
- Зуев П. В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход): Монография / Урал, гос. пед. ун-т.— Екатеринбург, 2000.— 153 с.
- Иванов Ю.В. Учебные исследования капель жидкости в системе обучения физике: Дис.. канд. пед. наук.— Киров., 2001.— 232 с.
- Извозчиков В. А. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: Учеб. пособие.— СПб.: Образование, 1997.— 143 с.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Шефер Н. И. Лабораторные работы по физике для средних ПТУ: Учеб. пособие.— М.: Высшая школа, 1976.— 167 с.
- Кабардин О. Ф. Методические основы физического эксперимента // Физика в школе.— 1985 — № 2.— С. 69−73.
- Кабардин О. Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе: Дис.. докт. пед. наук в форме науч. доклада.— М., 1985.— 43 с.
- Калитеевский Н. И. Волновая оптика.— М.: Высшая школа, 1978.— 384 с.
- Каменецкий С. Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1982.— 96 с.
- Канаева А. Ю. Оптимальная схема учебного физического эксперимента // Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения: Программа и материалы девятой всероссийской научно-практической конференции.— Глазов: ГГПИ, 2004.— С. 5−6
- Касьянов В. А. Физика. 11 кл.— М.: Дрофа, 2003.— 416 с.
- Колесников К. А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся лицея методологических знаний: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 1998.— 17 с.
- Кондратьев А. С., Петров В. Г., Уздин В. М. Методология физической теории в школьном курсе физики.— Инта, 1994.— 102 с.
- Кондратьев А. С. Физика как основа интеллектуального развития школьников // Обучение физике в школе и вузе: Межвузовский сб. науч. статей.— СПб.: Образование, 1998.— С. 3−8.
- Концепция школьного физического образования в России // Физика в школе.— 1993.— № 2.— С.4−10.
- Коханов К. А. Демонстрации с самодельными светофильтрами // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 5.— Глазов: ГГПИ, 1998.— С. 51−54.
- Коханов К. А. Модели и моделирование в методике использования учебного физического эксперимента (На материале темы «Световые явления»): Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 2000.— 22 с.
- Кравченко А. И. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 416 с.
- Кривцова 3. А. Управление познавательной деятельностью учащихся средствами учебного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 7.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 1998.— С. 10−12.
- Ландсберг Г. С. Оптика.— М.: Наука, 1976.— 926 с.
- Панина И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Дис.. докт. пед. наук — J1., 1984.— 401 с.
- Панина И. Я. Формирование познанвательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
- Лекционные демонстрации по физике / М. А. Грабовский, А. Б. Млод-зеевский, Р. В. Телесин и др.- Под ред. В. И. Ивероновой.— М.: Наука, 1972.— 639 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2.— М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
- Лихтштейн И. Е. Теория и практика формирования ценностного отношения школьников к физическим знаниям: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— СПб., 2000.— 40 с.
- Майер В. В. Полное отражение света в простых опытах: Учебное руководство.— М.: Наука, 1986.— 128 с.— (Библиотечка физико-математической школы).
- Майер В. В. Простые опыты по криволинейному распространению света.— М.: Наука, 1984.— 128 с.— (Библиотечка физико-математической школы).
- Майер В. В. Новые элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: Дис.. докт. пед. наук.— Глазов., 2000.— 409 с.
- Майер В. В. Уравнение луча в среде с постоянным градиентом показателя преломления // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 12.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2001.— С. 33−34.
- Майер В. В., Канаева А. Ю. Аналогия и моделирование при изучении преломления света на сферической поверхности // Учебная физика — 2003 — № 6.— С. 43−52.
- Майер В. В., Канаева А. Ю. Организация учебного познания при изучении преломления света на сферической поверхности // Учебная физика.— 2002.— № 2 — С. 42−50.
- Майер В. В., Канаева А. Ю., Владыкин А. Ю. Учебное исследование полного внутреннего отражения света в оптически неоднородной среде // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 17.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2003.— С. 41−43.
- Майер В. В., Майер Р. В. Учебный эксперимент как метод физического доказательства // Учебная физика.—1997.— № 2.— С. 60−72.
- Майер В. В., Мамаева Е. С. Демонстрация дифракции света на тумане // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 17.—Глазов-СПб.: ГГПИ, 2003.—С. 3941.
- Майер Р. В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике: Учеб. пособие.— Глазов: ГГПИ, 1998.— 132 с.
- Майер Р. В. Оценка уровня знаний учащимися физического эксперимента // Учебная физика.— 1998.— № 4.— С. 54−60.
- Методика и техника лекционных демонстраций по физике.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.— 282 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. В 2 ч. 4.2 / В. П. Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.— М.: Просвещение, 1980.— 351 с.— (Б-ка учителя физики).
- Методика факультативных занятий по физике: Пособие для учителя / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов и др.- Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова.— М.: Просвещение^ 1988.— 240 с.
- Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ. мат. спец./ С. В. Анофрикова, М. А. Бобкова, JI. А. Бордонская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, JI. А. Ивановой.— М.: Просвещение, 1987.— 336 с.
- Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях: Учеб.—метод, пособие для средних спец. учебных заведений/ А. А. Пинский, Г. Ю. Граковский, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. А. Пинского, П. И. Самойленко.— М.: Высш.шк., 1986.— 199 с.
- Миргородский Б.Ю., Шабаль В. К. Демонстрационный эксперимент по физике. Колебания и волны.— Киев: Радяньска школа, 1968.— 168 с.
- Моисеева Т. В. Оптимизация ориентировочной учебно-познавательной деятельности студентов технического университета: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук.— Нижний Новгород, 2001.— 23 с.
- Молотков Н.Я. Приближение учебного познания к научному в целях активизации познавательной творческой деятельности студентов по физике // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 15.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 27−28.
- Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с.
- Мултановский В.В. Формирование мышления учащихся при изучении физических теорий // Физика в школе.— 1976.— № 4.— С. 22−30
- Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1977.— 167 с.
- Мураховский И. Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1996.— 18 с.
- Мякишев Г. Я. Основные особенности физического метода исследования // Физика в школе.— 1985.— № 6.—¦ С. 15−19.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 11 кл. об-щеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев.— М.: Просвещение, 2003.— 336 с.
- Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики.— М.: Дрофа, 2001.— 464 с.
- Найдин А.А. Эксперимент в структуре физической теории // Физика в школе.— 1994.— № 2.— С. 51−63.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— Кн. 1: Общие основы психологии.—688 с.
- Никитин А. А. О содержании и построении школьного курса физики // Учебная физика.— 1998 — № 2.— С. 68−71.
- Никифоров Г. Г. Совершенствование методики фронтмльного эксперимента по физике на основе реализации метрологических требований к измерениям: Дис.. канд. пед. наук.— М., 1986.— 269 с.
- Никифоров Г. Г. Определение скорости света методом Ремера // Учебная физика.— 2000.— № 2 — С. 30−35.
- Нурминский И. И. Закономерности формировсания знаний и умений учащихся при изучении физики в средней школе: Дис.. докт. пед. наук.— М., 1989.— 326 с.
- Нурминский И. И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся.— М.: Педагогика, 1991.—224 с.
- Объедков Е. С. Ученический эксперимент на уроках физики.— М.: 1996.—85 с.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования // Учебная физика.— 1999.— № 6.— С. 71−73.
- Огородников Г. Ф., Башкатов М. Н., Попов И. В., Ростовцев Н. М. Демонстрационные опыты по оптике и строению атома.— М.: Просвещение, 1967.— 176 с.
- Оптика // Физический энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова.— М.: Советская энциклопедия, 1984.— С. 489−493.
- Орехов В. П. Колебания и волны в курсе физики спедней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1977.— 176 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. В. Перышки-на, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта.— М.: Просвещение, 1984.— 398 с.
- Оспенникова Е. В. Место эксперимента в системе научного познания // Учебная физика.— 2002.— № 2.— С. 31−41.
- Оспенникова Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества: Дис.. докт. пед. наук.— Пермь., 2003.— 751 с.
- Паненко Д. Дифракция в лазерном свете // Квант.— 1990.— № 12.— С. 36−39.
- Перышкин А. В. Физика. 9 кл. / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.— М.: Дрофа, 2003 — 256 с.
- Песин А. И., Волкова Н. А. Световые явления. Часть 1 // Учебная физика.— 1999.— № 3.— С. 7−20.
- Песин А. И., Волкова Н. А. Световые явления. Часть 2 // Учебная физика.— 1999.— № 4.— С. 13−35.
- Практикум по физике в средней школе: Дидакт. материал: Пособие для учителя/ J1. И. Анциферов, В. А. Буров, Ю. И. Дик и др.- Под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика.— М.: Просвещение, 1987.— 191 с.
- Программно-методические материалы. Физика. 7−11 кл. / сост. В. А. Коровин.— М.: Дрофа, 2001.— 160 с.
- Пустильник И. Г. Учебный физический эксперимент и генезис научных понятий // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 14.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 13−15.
- Пустильник И. Г. Физический эксперимент в концепции учебного познания // Учебная физика.— 2001.— № 1.— С. 53−58.
- Разумовский В. Г. Методы научного познания и качество обучения // Учебная физика.— 2000.— № 1.— С. 70−76.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1975.— 272 с.
- Разумовский В. Г., Дик Ю. И. Откат к «меловой физике» // Учебная физика.— 2001.— № 4.— С. 3−8.
- Резников JI. И. Физическая оптика в средней школе. Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1971.— 263 с.
- Резников JI. И. Методика преподавания физики в средней школе. Т. 4. Оптика. Строение атома.— М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.— 302 с.
- Ростовцев Н. Сделать опыт Юнга? Это не так сложно // Квант.— 1981.— № 3. С. 16−17.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2.— М.: Педагогика, 1989.— 328 с.
- Руководство к лабораторным занятиям по физике / Л. Л. Гольдин, Ф. Ф. Игошин, С. М. Козел и др.- Под ред. Л. Л. Го льдина.— М.: Наука, 1973.— 687 с.
- Сауров Ю. А. Организация деятельности школьников при изучении физики.— Киров: 1981.— 84 с.
- Сауров Ю. А. Построение методологии методики обучения физике: Могография.—Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2002.— 164 с.
- Сауров Ю. А. Проблемы организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1992 — 43 с.
- Сауров Ю. А. О концепции школьного физического образования // Учебная физика.— 1997 — № 2 — С. 73−76.
- Сауров Ю. А. Основы методологии методики обучения физике: Монография.— Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003.— 198 с.
- Светлицкий С. Л. Совершенствование методики преподавания явления дифракции на основе новых информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1999.— 17 с.
- Свириденкова Н.Г., Сбродов В. М. Экспериментальные навыки и умения учащихся — фактор формирования учебно-познавательного интереса // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 14.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 18−19.
- Сивухин Д. В. Общий курс физики. В 5-ти т. Т.4. Оптика.— М.: Наука, 1985.— 752 с.
- Симанов А. Л. Общее видение физики // Учебная физика.— 1999.— № 4.— С. 66−76.
- Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 368 с.
- Соловьянюк Г. М., Соловьянюк В Г. Роль мышления в демонстрационном эксперименте // Учебная физика.— 2001.— № 4.— С. 42−48.
- Солодухин Н. А. Методы науки и методы обучения физике // Физика в школе — 1987.— № 1 — С. 33−34
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред, пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 1999.— 288 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пу-рышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого.— М.: Издательский центр «Академия», 2000.— 384 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.— М.: Педагогика, 1986.— 176 с.— (Труды д.чл. и чл.кор. АПН СССР).
- Усова, А В., Бобров, А А. Формирование у учащихся учебных умений.— М.: Знание, 1987 — 80 с.
- Усольцев А. П. Демонстрационный эксперимент при реализации продуктивных методов обучения // Учебная физика.— 2002.— № 4.— С. 49−54.
- Ушачев В. П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1998.— 37 с.
- Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред.
- A. А. Пинского.— М.: Просвещение, 1999.— 432 с.
- Физический практикум / Под ред. В. И. Ивероновой.— М.: Наука, 1968.— 816 с.
- Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидакт. материал: 9−11 кл. / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин,
- B.А.Орлов и др.- Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина.— М.: Просвещение, 1993.— 208 с.
- Хорошавин С. А. Техника и технология демонстрационного эксперимента: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1978. — 174 с.
- Хорошавин С. А. Система демонстрационного эксперимента по теме «Световые явления» в 7 классе // Физика в школе.— 1987.— № 1. — С. 55−61.
- Храмович М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании.— Минск: Изд-во БГУ— 1972 — 230 с.
- Христозов Д. Д. Лазерный рефрактометр // Квант.— 1989.— № 2.— С. 60−61.
- Шабашов Л. Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1997.— 16 с.
- Шамало Т. Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий: Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1986.—96 с.
- Шамало Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении.— Свердловск, 1990.—97 с.
- Шамало Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф. дис.. докт. пед. наук — СПб., 1992.— 38 с.
- Шамаш С. Я. Домашние измерительные работы по физике.— М.: Просвещение, 1964.— 48 с.
- Шаповалов А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1999.— 39 с.
- Шахмаев Н. М. и др. Физический эксперимент в средней школе:
- Колебания и волны. Квантовая физика/ Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщу к.— М.: Просвещение, 1991.— 223 с.
- Шефер Н. И., Букина Н. В., Карелов В. В. Определение температуры пламени методом обращения спектральных линий // Физика в школе.— 2003.— № 2.— С. 45−50.
- Шодиев Д. Методологические проблемы теоретического и эмпирического уровней познания в учебном процессе.— Ташкент.: Фан, 1982.— 155 с.
- Шодиев Д. Теория и эксперимент при обучении физике: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студ. физ.мат.фак. пед. ин-тов.— Ташкент: Укитувчи, 1985.— 136 с.
- Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 95 с.
- Koppelmann G., Moest P., Pfaffe S. Einfache Demonstrations-Interferometer fiir Laserlicht // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2.— s. 21−32.
- Koppelmann G., Moest P. Sicherheitsvorschriften bei Anwendung von HeNe-Lasern im Unterricht // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2.—s. 35−37.
- Koppelmann G. Laserlicht-Reflexion an einer Nadel // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2, — s. 38−39.
- Koppelmann G., Pfaffe S. Unterrichtsversuche zur modernen Optik. Ein einfaches Fabry-Perot-Interferometer zum Selbstbau // Phys. und Didakt., 1985.— № 2.— s. 102−111.
- Lay K-W. Anschauliche Experimente zur geometrischen Optik // Naturwis Unterr. Phys./Chem., 1985.— № 6.— s. 187−191.
- TYeitz N. Erstaunliches und Ratselhaftes aus der Ortik und beim Sehen // Phys. und Didakt., 1985.— № 2.— s. 155−167.
- Ащепкова Л.Я. Материалы к семинару по тестированию// [email protected], [email protected]