Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Учебный физический эксперимент как средство организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (2000;2002 гг.) начался с выбора и обоснования темы исследования. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены противоречия, подтвердившие необходимость разработки учебного физического эксперимента по физической оптике с использованием простого и доступного оборудования. Выделен ряд основных явлений физической оптики, включающий в себя явления геометрической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ДИДАКТИКЕ ФИЗИКИ
    • 1. 1. Концепции учебной и научной познавательной деятельности учащихся
    • 1. 2. Учебный физический эксперимент в учебном и научном познании
    • 1. 3. Явления физической оптики как объект учебного и научного познания
  • Глава 2. УЧЕБНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ
    • 2. 1. Особенности организации учебного и научного познания оптических явлений с помощью эксперимента
    • 2. 2. Дидактические исследования учебного эксперимента по физической оптике
    • 2. 3. Методика организации учебного познания на основе аналогии и моделирования
  • Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Организация учебного познания при изучении основ -физической оптики в школе и вузе
    • 3. 2. Взаимодействие физической, графической и компьютерной моделей в учебном познании
    • 3. 3. Перерастание учебного исследования в научное

Учебный физический эксперимент как средство организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Быстрый темп изменения условий жизни, уровня технической и информационной оснащенности населения обусловил постепенное преобразование системы физического образования. В этих условиях, чтобы обеспечить социальный заказ на выпускника средней школы, необходим постоянный творческий поиск учителя. Использование избитых методик, устаревших приборов, архаичных опытов ведет к тому, что физика становится неинтересной школьнику, она проигрывает другим предметам. Повысить уровень мотивации школьника можно только, вовлекая его в процесс научного познания в сфере учебной физики. Студент педагогического вуза (бывший школьник и будущий учитель), решая конкретные проблемы дидактики физики, получает объективно новые результаты в учебной физике, которые могут быть использованы в качестве объектов учебных исследований школьников. Такова неразрывная связь учителя и ученика, обеспечивающая научное и учебное познание в современной системе физического образования (В.В.Майер).

Разделы школьного курса физики настолько отличаются друг от друга, что не может быть единых рецептов организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие концепции научного и учебного познания в сфере дидактики физики дают лишь руководящие идеи и не могут заменить конкретные дидактические исследования. Современный учитель физики фактически не имеет возможности оперативно получить достаточно полную и достоверную информацию по любому разделу школьного курса, позволяющую ему организовать представляющую интерес для учащихся и практическую значимость для учебного процесса учебно-исследовательскую деятельность. Причина заключается в том, что во многих случаях эта информация отсутствует, поскольку не выполнены дидактические исследования, потенциально способные ее дать.

В настоящее время в науке и образовании наблюдаются противоречия:

• между необходимостью организации учебного и научного познания при изучении физики в средней школе и отсутствием у учителя нужной информации, изложенной в виде конкретных методических разработок, опирающихся на современные концепции учебного и научного познания;

• между высокими требованиями Государственного образовательного стандарта к глубине теоретических и практических знаний основ физической оптики, методов научного познания и к уровню экспериментальных умений и отсутствием единой системы учебного физического эксперимента, обеспечивающего изучение основных явлений фической оптики в процессе учебного и научного познания с использованием методов науки;

• между наблюдаемой в учебном процессе высокой эффективностью применения цикла учебного физического эксперимента (условия —)¦ результат —)¦ анализ) для организации учебного и научного познания и отсутствием прямого педагогического эксперимента, подтверждающего эту эффективность.

Таким образом, в дидактике физики остается неизменно актуальной проблема организации научного познания учителя и ученика в процессе создания новых элементов учебной физики и учебного познания ученика в процессе самостоятельного изучения этих элементов.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс изучения физики в средней школе, ведущий к становлению творческой личности ученика.

Предмет исследования — организация научного и учебного познания учителя и ученика при изучении основ физической оптики в школе.

Цель исследования заключается в разработке содержания и методики учебного физического эксперимента по основным явлениям физической оптики, обеспечивающего полноценный познавательный процесс в существующей системе физического образования.

Гипотеза исследования: если изучение основ физической оптики в средней школе будет сопровождаться совместной деятельностью учителя и ученика по созданию и применению нового учебного физического эксперимента, то эффективность усвоения учащимися сущности метода научного познания возрастет, так как учащиеся смогут получить не только субъективно, но и объективно новые результаты в учебной физике, в этом процессе полностью овладеют познавательными циклами теории (факты —> модель —> следствия) и эксперимента (условия —> результат —> анализ), приобретут исследовательские умения и углубят физические знания.

Исходя из цели и гипотезы, поставлены задачи исследования.

1. Изучить современное состояние проблемы организации познавательной деятельности при изучении физики в средней школе. Проанализировать ведущие концепции научного и учебного познания в системе физического образования.

2. Обосновать необходимость дальнейшего совершенствования методики организации научного познания в совместной деятельности учителя и ученика при изучении основ физической оптики в основной и старшей школе.

3. Разработать тематику дидактических исследований учебного физического эксперимента по основным явлениям физической оптики. Выполнить эти исследования в совместной деятельности со студентами педагогического института. Обосновать возможность и целесообразность использования результатов выполненных исследований для организации учебного познания явлений физической оптики в основной и старшей школе.

4. На примере конкретного оптического явления разработать методику учебного познания физического явления, раскрывающую сущность и взаимодействие теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей явления в цикле научного познания факты —> модель —> следствия —> эксперимент.

5. Подтвердить высокую эффективность применения цикла учебного физического эксперимента условия —> результат —> анализ для организации учебного и научного познания в соответствии с ориентировочной основой деятельности учащихся третьего типа по П. Я. Гальперину.

6. Доказать необходимость использования учебного физического эксперимента как основного средства организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики в средней школе.

Методологической основой исследования являются общедидактические принципы обучения, принципы и идеи педагогики сотрудничества, дидактические закономерности учебно-познавательной деятельности, концепции учебного познания (В.Г.Разумовский [127], И. Г. Пустильник [124, 125]) и организации научного познания (В. В. Майер [76 ]), деятельностный подход в обучении физике (В. С. Да-нюшенков [38, 39 40], Т. Н. Шамало [ 161, 162, 163]), принципы организации в ходе учебной деятельности процесса усвоения моделей науки, моделирования как деятельности, а также структуры процесса познания (С. Е. Каменецкий [55,147], В. В. Мултановский [97, 98], В. Г. Разумовский [127], Ю. А. Сауров [134, 135, 136, 138], Д. Ш. Шодиев [169, 170, 171]), методика организации учебного физического эксперимента при изучении оптических явлений (Я. Е. Амстиславский [ 5, 6 ], JI. И. Анциферов [8, 9, 10], Н. М. Башкатов [14], В. А. Буров [18, 19], О. Ф. Ка-бардин [51, 52, 53 90], Н. И. Калитеевский [54], В. В. Майер [74, 75, 77, ], Б. Ю. Миргородский [93], Н. Я. Молотков [95], Е. С. Объедков [110],.

А И. Песин [120, 121], А. А. Покровский [41, 42], Н. М. Шахмаев [ 167]).

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, классификация основных явлений физической оптики и отбор доступных для изучения в средней общеобразовательной школе оптических явленийсоздание оборудования и конструирование экспериментальных установок, обеспечивающих учебный физический эксперимент для изучения основных явлений физической оптикипоисковый, констатирующий, обучающий педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются опорой на психологические, общедидактические и методические принципы и теории организации учебно-воспитательного процесса в школе, статистически значимыми результатами педагогического эксперимента. Обоснованность применения элементов методики организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики определяется высоким уровнем усвоения методологии и получением субъективно и объективно новых результатов учащимися.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана концепция использования учебного физического эксперимента как основного средства организации научного и учебного познания при изучении явлений физической оптики, включающая следующие положения:

• научное познание осуществляется в совместной деятельности учителя и ученика при исследовании конкретных дидактических проблем учебной физики, предполагает получение объективно нового для дидактики физики результата и является сильнейшим познавательным и социальным стимулом развития личности;

• учебное познание явлений физической оптики организуется и управляется учителем на основе результатов научного познания, осуществляется учеником и характеризуется получением субъективно новых результатов;

• полноценное научное и учебное познание при изучении явлений физической оптики может быть реализовано только на основе учебного физического эксперимента.

2. Выполнены дидактические исследования основных явлений физической оптики, результатами которых являются:

• 12 новых элементов учебной физики, включающие учебную физическую теорию, учебный физический эксперимент и методику их использования для организации учебного познания;

• 14 новых учебных приборов и экспериментальных установок, 21 новый вариант опытов по физической оптике;

• новые модели для изучения явлений физической оптики.

3. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший:

• преимущества дидактической модели условия —> результат —> анализ перед известными дидактическими моделями учебного физического эксперимента при организации учебного и научного познания явлений физической оптики;

• эффективность методики учебного познания явлений физической оптики, раскрывающей сущность и взаимодействие теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей явления в цикле научного познания факты —> модель —> следствия —> эксперимент;

• актуальность разработанной тематики дидактических исследований для организации учебного познания явлений физической оптики в основной и старшей школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что доказана необходимость использования учебного физического эксперимента как основного средства организации учебного и научного познания при изучении явлений физической оптики в средней школеобоснована эффективность применения цикла условия результат анализ в качестве ориентировки познавательной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Описания дидактических исследований доведены до уровня конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы для организации учебного познания явлений физической оптики.

2. Разработаны простые и доступные учебные приборы и экспериментальные установки для моделирования светового луча, для исследования преломления света на сферической границе раздела сред, для демонстрации преломления света в оптически неоднородной среде, прибор «кольца Ньютона» для фронтального эксперимента, для изучения дифракции света на непрозрачных объектах, дифракционный спектроскоп, для демонстрации поляризации света при отражении и преломлении, отражательный поляриметр, для моделирования рассеяния света на тумане, для исследования поглощения, дисперсии света, оптических спектров излучения и поглощения, для определения температуры пламени методом обращения спектральных линий.

Этапы исследования, проводившегося в 2000;2004 гг.:

Первый этап (2000;2002 гг.) начался с выбора и обоснования темы исследования. В результате анализа научной и методической литературы были выявлены противоречия, подтвердившие необходимость разработки учебного физического эксперимента по физической оптике с использованием простого и доступного оборудования. Выделен ряд основных явлений физической оптики, включающий в себя явления геометрической оптики, волновой оптики и оптических спектров, изучение которых невозможно без привлечения учебного физического эксперимента. Разработан прибор для изучения дифракции света в ближней и дальней зонах. Проведено экспериментальное исследование явления дифракции, проиллюстрированы границы применимости теории дифракции. Выяснено, что для более глубокого понимания оптических явлений процесс их изучения должен быть обеспечен соответствующим экспериментом. Проведено дидактическое исследование явления преломления света на сферической границе оптически однородных сред, в ходе которого разработана и сконструирована экспериментальная установка, включающая в себя физические модели преломляющей сферической поверхности и светового луча. Изучена взаимосвязь теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей в цикле научного познания факты —" модель —" следствия —" эксперимент.

Второй этап (2002;2003 гг.) состоял в окончательной доработке серии учебных экспериментов по физической оптике. Выделены основные принципы построения содержания и организации процесса учебного и научного познания. Организован и проведен поисковый педагогический эксперимент для выявления основных принципов построения содержания и методики учебного физического эксперимента как средства организации учебного и научного познания. Результаты педагогического эксперимента показали, что учебное познание становится более эффективным, если для его организации использовать учебный физический эксперимент. Выявлена возможность получения студентом объективной новизны в области учебной физики, таким образом доказана возможность организации научного познания при изучении основ физической оптики.

Третий этап (2003;2004 гг.) характеризуется четкой концепцией организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики. Экспериментально обоснована эффективность дидактической модели учебного физического эксперимента условия —> результат —>• анализ для организации учебного познания. Осуществлено внедрение разработанных методик в учебный процесс, завершен педагогический эксперимент, проведено обобщение полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в Г лазовском государственном педагогическом институте, Глазов-ском колледже промышленных технологий, физико-математическом лицее, средних школах № № 2, 12, 15 г. Глазова, а также в сельских средних общеобразовательных школах д. Люм, д. Пусошур, д. Курегово Глазовского района. Полученные результаты обсуждались на заседаниях научного семинара физического факультета Глазовского пединститута (2001;2004 гг.), научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2002 г., Глазов, 2002;2004 г.). Результаты проведенного исследования изложены в 9 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Усвоение учащимися сущности метода научного познания при изучении основ физической оптики в основной и старшей школе наиболее эффективно осуществляется в совместной деятельности учителя и ученика по созданию и применению нового учебного физического эксперимента в соответствии с циклом условия —> результат —> анализ.

2. Учебное познание оптического явления, раскрывающее сущность и взаимодействие теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей в соответствии с циклом научного познания факты —> модель —> следствия —> эксперимент обеспечивает достаточную полноту и глубину усвоения физической сущности явления и сущности метода научного познания одновременно.

3. Разработанная нами тематика дидактических исследований обеспечивает учебным экспериментом основные явления физической оптики. Результаты выполненных в совместной деятельности преподавателя и студента дидактических исследований являются полноценными методическими рекомендациями по организации учебного познания явлений физической оптики в основной и старшей школе.

КРА ТКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Педагогическим экспериментом, охватившим 136 студентов и 202 школьника подтверждена высокая эффективность применения цикла учебного физического эксперимента условия —> результат —> анализ для организации учебного и научного познания в соответствии с ориентировочной основой деятельности третьего типа по П. Я. Гальперину.

2. Педагогическим экспериментом, в котором приняло участие 85 студентов проверена и подтверждена эффективность разработанной методики учебного познания преломления света на сферической границе раздела двух оптически однородных сред на основе моделирования с изучением теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей в цикле научного познания факты —> модель —> следствия —> эксперимент.

3. Педагогическим экспериментом подтверждена необходимость использования учебного физического эксперимента как основного средства организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики в средней школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного педагогического исследования были решены следующие задачи.

Изучено современное состояние проблемы организации познавательной деятельности при обучении физике в средней школе. Проанализированы ведущие концепции научного и учебного познания в системе физического образования.

Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования методики организации научного познания в совместной деятельности учителя и ученика при изучении основ физической оптики в основной и старшей школе.

Разработана тематика дидактических исследований учебного физического эксперимента по основным явлениям физической оптики. Эти исследования выполнены в совместной деятельности со студентами педагогического института. Обоснована возможность и целесообразность использования результатов выполненных исследований для организации учебного познания явлений физической оптики в основной и старшей школе.

На примере явления преломления света на сферической границе раздела оптически однородных сред разработана методика учебного познания физического явления, раскрывающая сущность и взаимодействие теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей явления в цикле научного познания факты —у модель —У следствия —У эксперимент.

Педагогическим экспериментом подтверждена высокая эффективность применения цикла учебного физического эксперимента условия —> результат —У анализ для организации учебного и научного познания в соответствии с ориентировочной основой деятельности учащихся третьего типа по П. Я. Гальперину.

Доказана необходимость использования учебного физического эксперимента как основного средства организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики в средней школе.

Таким образом достигнута цель исследования, заключающаяся в разработке содержания и методики учебного физического эксперимента по основным явлениям физической оптики, обеспечивающего полноценный познавательный процесс в существующей системе физического образования и подтверждена гипотеза исследования: совместная деятельность учителя и ученика по созданию и применению нового учебного физического эксперимента, сопровождающая изучение основ физической оптике в средней школе действительно повышает эффективность усвоения учащимися сущности метода научного познания, поскольку учащиеся имеют возможность получать не только субъективно, но и объективно новые результаты в учебной физике, в этом процессе полностью овладевают познавательными циклами теории (факты —" модель —" следствия) и эксперимента (условия —> результат —> анализ), приобретают исследовательские умения и углубляют физические знания.

Выполненное нами диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Учебное и научное познание явлений физической оптики целесообразно осуществлять в совместной деятельности учителя и ученика по созданию и применению нового учебного физического эксперимента, так как совместная творческая деятельность в области учебного физического эксперимента в соответствии с циклом (условия —> результат —" анализ) позволяет учащимся получать не только субъективно, но и объективно новые результаты в учебной физике.

2. Содержание и методику учебного познания необходимо строить таким образом, чтобы осуществлялась взаимосвязь теоретической, математической, физической, графической и компьютерной моделей в соответствии с циклом научного познания факты —" модель следствия —> эксперимент, что обеспечит достаточную полноту и глубину усвоения физической сущности явления и сущности метода научного познания одновременно.

3. Результаты выполненной серии дидактических исследований являются полноценными методическими рекомендациями по организации учебного и научного познания и обеспечивают учебным физическим экспериментом основные явления физической оптики в основной и старшей школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. С. Формирование обобщенных понятий волнового движения на основе учебного эксперимента: Дис.. канд. пед. наук.— М., 1994.— 255 с.
  2. М. Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащихся основной общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 2000.— 16 с.
  3. Р. В. Формирование наглядно-чувственных образов при постановке сложного учебного физического эксперимента: Дис.. канд. пед. наук.— Екатеринбург., 1998.— 277 с.
  4. Р. В., Майер В. В. Дидактическая модель учебного физического эксперимента // Модели и моделирование в методике обучения физике: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции.— Киров, 1997.— С. 22−24.
  5. Я. Е. Некоторые пути совершенствования методики и техники демонстрационного эксперимента по волновой оптике в курсе физики пединститута: Дис.. канд. пед. наук.— Бирск., 1974.— 239 с.
  6. Я. Е. Оценка длины волны лазерного излучения // Физика в школе.— 2004.— № 1.— С. 45−49
  7. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского- Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.— М.: Педагогика, 1982.— 320 с.
  8. Л. И. Физический практикум: Факультативный курс / Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1972.— 120 с.
  9. Л. И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов физ.-мат. спец.— М.: Просвещение, 1984.— 255 с.
  10. Л. И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
  11. В. В. Концепция креативного обучения в дидактике физики // Учебная физика — 2002.— № 4.— С. 55.
  12. Т. Е. Малая оптическая скамья // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 10 — Глазов-СПб.: ГГПИ, 2000.— С. 52−55.
  13. Т. Е. Совершенствование методики преподавания физики в школе на основе физического эксперимента: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Рязань, 2000.— 20 с.
  14. Н. М., Огородников Ю. Ф. Школьные опыты по волновой оптике.— М.: Издательство АПН РСФСР, 1960.— 80 с.
  15. М., Вольф Э. Основы оптики / Пер. с англ. С. Н. Бреуса, А. И. Головашкина, А. А. Шубина.— М.: Наука, 1970.— 855 с.
  16. С. В. Степень детализации физической модели явления // Учебная физика.— 2000 — № 1.— С. 26−29.
  17. В. А., Дик Ю.И., Зворыкин Б. С. и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7−11 классах/ Под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова.— М.: Просвещение, 1996.— 120 с.
  18. В. А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике.— М.: Просвещение, 1982.— 115 с.
  19. Е. И. Оптика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. И. Ка-литеевского.— М.: Высшая школа, 1986.— 512 с.
  20. Е. И. Интерференция света // Квант.— 1985.— № 12.— С. 40−45.
  21. Г. А., Злобин П. В. Простой вариант измерения длины световой волны с использованием запыленной пластинки // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 4.— Глазов: ГГПИ, 1998.— С. 29−30.
  22. Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10−11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1998.— 102 с.
  23. С. Л., Позойский С. В., Усанов В. В. Методы физической науки в школе: Пособие для учителя / Под ред. С. Л. Вольт-штейна.— Минск: Нар. асвета, 1988.— 144 с.
  24. А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Нижний Новгород, 2002.— 27 с.
  25. Вуд Р. Физическая оптика.— М.: ОНТИ, 1936 — 839 с.
  26. П. Я. Введение в психологию.— М.: Книжный дом «Университет», 2000.— 336 с.
  27. Е. М., Малов Н. Н., Мансуров А. Н. Оптика и атомная физика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2000.— 408 с.
  28. Н. М. Оптика: Учеб. пособие для вузов.— М.: Высшая школа, 1977.— 432 с.
  29. Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики: Дис.. докт. пед. наук.— Коломна., 1986.— 343 с.
  30. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 127 с.
  31. Е. Е. Дифракция света на круглом отверстии // Квант.— 1989.— № 11 — С. 46−48.
  32. Е. Н., Орехов В. П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в восьмилетней школе: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1964.— 482 с.
  33. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.— М.: Педагогика, 1977.— 136 с.
  34. С. В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений
  35. С.В.Громов- Под ред. Н. В. Шароновой.— М.: Просвещение, 2003.— 287 с.
  36. Н. Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Челябинск, 1996.— 17 с.
  37. В. В. Теория развивающего обучения.— М.: ИНТОР, 1996.— 544 с.
  38. В. С. Теория и методика формирования познавательной активности школьников в процессе обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1995.— 32 с.
  39. B.C. Формирование методологических знаний учащихся в игровой деятельности на простейших электронных устройствах // Учебная физика.— 1999.— № 1 — С. 72−77.
  40. В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе.— М.: Прометей, 1994.— 208 с.
  41. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1: Механика, теплота: Пособие для учителей /
  42. B. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1971.— 366 с.
  43. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.2: Электричество, оптика, физика атома: Пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.- Под ред. А. А. Покровского.— М.: Просвещение, 1972.— 448 с.
  44. Дик Ю.И., Мигунов А. Ф. Требования к конструированию самодельных приборов по физике // Физика в школе.— 1983.— № 1.—1. C. 76−80.
  45. Р. Физическая оптика/ Пер. с англ. JI. А. Вайнштейна, О. А. Шустина.— М.: Наука, 1965 — 631 с.
  46. Ю.Е. Изучение природы света в курсе физики средней школы: Пособие для учителя.— М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961.— 100 с.
  47. П. В. Пути повышения эффективности школьного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 7.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 1998.— С. 8−10.
  48. П. В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике в средней школе: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук.— СПб., 2000.— 39 с.
  49. П. В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход): Монография / Урал, гос. пед. ун-т.— Екатеринбург, 2000.— 153 с.
  50. Ю.В. Учебные исследования капель жидкости в системе обучения физике: Дис.. канд. пед. наук.— Киров., 2001.— 232 с.
  51. В. А. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: Учеб. пособие.— СПб.: Образование, 1997.— 143 с.
  52. О. Ф., Орлов В. А., Шефер Н. И. Лабораторные работы по физике для средних ПТУ: Учеб. пособие.— М.: Высшая школа, 1976.— 167 с.
  53. О. Ф. Методические основы физического эксперимента // Физика в школе.— 1985 — № 2.— С. 69−73.
  54. О. Ф. Методические основы физического эксперимента в средней школе: Дис.. докт. пед. наук в форме науч. доклада.— М., 1985.— 43 с.
  55. Н. И. Волновая оптика.— М.: Высшая школа, 1978.— 384 с.
  56. С. Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1982.— 96 с.
  57. А. Ю. Оптимальная схема учебного физического эксперимента // Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения: Программа и материалы девятой всероссийской научно-практической конференции.— Глазов: ГГПИ, 2004.— С. 5−6
  58. В. А. Физика. 11 кл.— М.: Дрофа, 2003.— 416 с.
  59. К. А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся лицея методологических знаний: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 1998.— 17 с.
  60. А. С., Петров В. Г., Уздин В. М. Методология физической теории в школьном курсе физики.— Инта, 1994.— 102 с.
  61. А. С. Физика как основа интеллектуального развития школьников // Обучение физике в школе и вузе: Межвузовский сб. науч. статей.— СПб.: Образование, 1998.— С. 3−8.
  62. Концепция школьного физического образования в России // Физика в школе.— 1993.— № 2.— С.4−10.
  63. К. А. Демонстрации с самодельными светофильтрами // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 5.— Глазов: ГГПИ, 1998.— С. 51−54.
  64. К. А. Модели и моделирование в методике использования учебного физического эксперимента (На материале темы «Световые явления»): Автореф. дис.. канд. пед. наук.— Киров, 2000.— 22 с.
  65. А. И. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 416 с.
  66. Кривцова 3. А. Управление познавательной деятельностью учащихся средствами учебного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 7.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 1998.— С. 10−12.
  67. Г. С. Оптика.— М.: Наука, 1976.— 926 с.
  68. И. Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике: Дис.. докт. пед. наук — J1., 1984.— 401 с.
  69. И. Я. Формирование познанвательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.
  70. Лекционные демонстрации по физике / М. А. Грабовский, А. Б. Млод-зеевский, Р. В. Телесин и др.- Под ред. В. И. Ивероновой.— М.: Наука, 1972.— 639 с.
  71. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2.— М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
  72. И. Е. Теория и практика формирования ценностного отношения школьников к физическим знаниям: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— СПб., 2000.— 40 с.
  73. В. В. Полное отражение света в простых опытах: Учебное руководство.— М.: Наука, 1986.— 128 с.— (Библиотечка физико-математической школы).
  74. В. В. Простые опыты по криволинейному распространению света.— М.: Наука, 1984.— 128 с.— (Библиотечка физико-математической школы).
  75. В. В. Новые элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: Дис.. докт. пед. наук.— Глазов., 2000.— 409 с.
  76. В. В. Уравнение луча в среде с постоянным градиентом показателя преломления // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 12.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2001.— С. 33−34.
  77. В. В., Канаева А. Ю. Аналогия и моделирование при изучении преломления света на сферической поверхности // Учебная физика — 2003 — № 6.— С. 43−52.
  78. В. В., Канаева А. Ю. Организация учебного познания при изучении преломления света на сферической поверхности // Учебная физика.— 2002.— № 2 — С. 42−50.
  79. В. В., Канаева А. Ю., Владыкин А. Ю. Учебное исследование полного внутреннего отражения света в оптически неоднородной среде // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 17.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2003.— С. 41−43.
  80. В. В., Майер Р. В. Учебный эксперимент как метод физического доказательства // Учебная физика.—1997.— № 2.— С. 60−72.
  81. В. В., Мамаева Е. С. Демонстрация дифракции света на тумане // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 17.—Глазов-СПб.: ГГПИ, 2003.—С. 3941.
  82. Р. В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике: Учеб. пособие.— Глазов: ГГПИ, 1998.— 132 с.
  83. Р. В. Оценка уровня знаний учащимися физического эксперимента // Учебная физика.— 1998.— № 4.— С. 54−60.
  84. Методика и техника лекционных демонстраций по физике.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.— 282 с.
  85. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. В 2 ч. 4.2 / В. П. Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.— М.: Просвещение, 1980.— 351 с.— (Б-ка учителя физики).
  86. Методика факультативных занятий по физике: Пособие для учителя / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов и др.- Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова.— М.: Просвещение^ 1988.— 240 с.
  87. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ. мат. спец./ С. В. Анофрикова, М. А. Бобкова, JI. А. Бордонская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, JI. А. Ивановой.— М.: Просвещение, 1987.— 336 с.
  88. Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях: Учеб.—метод, пособие для средних спец. учебных заведений/ А. А. Пинский, Г. Ю. Граковский, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. А. Пинского, П. И. Самойленко.— М.: Высш.шк., 1986.— 199 с.
  89. .Ю., Шабаль В. К. Демонстрационный эксперимент по физике. Колебания и волны.— Киев: Радяньска школа, 1968.— 168 с.
  90. Т. В. Оптимизация ориентировочной учебно-познавательной деятельности студентов технического университета: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук.— Нижний Новгород, 2001.— 23 с.
  91. Н.Я. Приближение учебного познания к научному в целях активизации познавательной творческой деятельности студентов по физике // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 15.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 27−28.
  92. В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с.
  93. В.В. Формирование мышления учащихся при изучении физических теорий // Физика в школе.— 1976.— № 4.— С. 22−30
  94. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1977.— 167 с.
  95. И. Е. Методические проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях по физике: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1996.— 18 с.
  96. Г. Я. Основные особенности физического метода исследования // Физика в школе.— 1985.— № 6.—¦ С. 15−19.
  97. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 11 кл. об-щеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев.— М.: Просвещение, 2003.— 336 с.
  98. Г. Я., Синяков А. 3. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики.— М.: Дрофа, 2001.— 464 с.
  99. А.А. Эксперимент в структуре физической теории // Физика в школе.— 1994.— № 2.— С. 51−63.
  100. Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.— Кн. 1: Общие основы психологии.—688 с.
  101. А. А. О содержании и построении школьного курса физики // Учебная физика.— 1998 — № 2.— С. 68−71.
  102. Г. Г. Совершенствование методики фронтмльного эксперимента по физике на основе реализации метрологических требований к измерениям: Дис.. канд. пед. наук.— М., 1986.— 269 с.
  103. Г. Г. Определение скорости света методом Ремера // Учебная физика.— 2000.— № 2 — С. 30−35.
  104. И. И. Закономерности формировсания знаний и умений учащихся при изучении физики в средней школе: Дис.. докт. пед. наук.— М., 1989.— 326 с.
  105. И. И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся.— М.: Педагогика, 1991.—224 с.
  106. Е. С. Ученический эксперимент на уроках физики.— М.: 1996.—85 с.
  107. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования // Учебная физика.— 1999.— № 6.— С. 71−73.
  108. Г. Ф., Башкатов М. Н., Попов И. В., Ростовцев Н. М. Демонстрационные опыты по оптике и строению атома.— М.: Просвещение, 1967.— 176 с.
  109. Оптика // Физический энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова.— М.: Советская энциклопедия, 1984.— С. 489−493.
  110. В. П. Колебания и волны в курсе физики спедней школы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1977.— 176 с.
  111. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др.- Под ред. А. В. Перышки-на, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта.— М.: Просвещение, 1984.— 398 с.
  112. Е. В. Место эксперимента в системе научного познания // Учебная физика.— 2002.— № 2.— С. 31−41.
  113. Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества: Дис.. докт. пед. наук.— Пермь., 2003.— 751 с.
  114. Д. Дифракция в лазерном свете // Квант.— 1990.— № 12.— С. 36−39.
  115. А. В. Физика. 9 кл. / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.— М.: Дрофа, 2003 — 256 с.
  116. А. И., Волкова Н. А. Световые явления. Часть 1 // Учебная физика.— 1999.— № 3.— С. 7−20.
  117. А. И., Волкова Н. А. Световые явления. Часть 2 // Учебная физика.— 1999.— № 4.— С. 13−35.
  118. Практикум по физике в средней школе: Дидакт. материал: Пособие для учителя/ J1. И. Анциферов, В. А. Буров, Ю. И. Дик и др.- Под ред. В. А. Бурова, Ю. И. Дика.— М.: Просвещение, 1987.— 191 с.
  119. Программно-методические материалы. Физика. 7−11 кл. / сост. В. А. Коровин.— М.: Дрофа, 2001.— 160 с.
  120. И. Г. Учебный физический эксперимент и генезис научных понятий // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 14.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 13−15.
  121. И. Г. Физический эксперимент в концепции учебного познания // Учебная физика.— 2001.— № 1.— С. 53−58.
  122. В. Г. Методы научного познания и качество обучения // Учебная физика.— 2000.— № 1.— С. 70−76.
  123. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1975.— 272 с.
  124. В. Г., Дик Ю. И. Откат к «меловой физике» // Учебная физика.— 2001.— № 4.— С. 3−8.
  125. JI. И. Физическая оптика в средней школе. Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1971.— 263 с.
  126. JI. И. Методика преподавания физики в средней школе. Т. 4. Оптика. Строение атома.— М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.— 302 с.
  127. Н. Сделать опыт Юнга? Это не так сложно // Квант.— 1981.— № 3. С. 16−17.
  128. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2.— М.: Педагогика, 1989.— 328 с.
  129. Руководство к лабораторным занятиям по физике / Л. Л. Гольдин, Ф. Ф. Игошин, С. М. Козел и др.- Под ред. Л. Л. Го льдина.— М.: Наука, 1973.— 687 с.
  130. Ю. А. Организация деятельности школьников при изучении физики.— Киров: 1981.— 84 с.
  131. Ю. А. Построение методологии методики обучения физике: Могография.—Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2002.— 164 с.
  132. Ю. А. Проблемы организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1992 — 43 с.
  133. Ю. А. О концепции школьного физического образования // Учебная физика.— 1997 — № 2 — С. 73−76.
  134. Ю. А. Основы методологии методики обучения физике: Монография.— Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003.— 198 с.
  135. С. Л. Совершенствование методики преподавания явления дифракции на основе новых информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1999.— 17 с.
  136. Н.Г., Сбродов В. М. Экспериментальные навыки и умения учащихся — фактор формирования учебно-познавательного интереса // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 14.— Глазов-СПб.: ГГПИ, 2002.— С. 18−19.
  137. Д. В. Общий курс физики. В 5-ти т. Т.4. Оптика.— М.: Наука, 1985.— 752 с.
  138. А. Л. Общее видение физики // Учебная физика.— 1999.— № 4.— С. 66−76.
  139. В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 368 с.
  140. Г. М., Соловьянюк В Г. Роль мышления в демонстрационном эксперименте // Учебная физика.— 2001.— № 4.— С. 42−48.
  141. Н. А. Методы науки и методы обучения физике // Физика в школе — 1987.— № 1 — С. 33−34
  142. Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред, пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 1999.— 288 с.
  143. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пу-рышева, Т. И. Носова и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого.— М.: Издательский центр «Академия», 2000.— 384 с.
  144. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.— М.: Педагогика, 1986.— 176 с.— (Труды д.чл. и чл.кор. АПН СССР).
  145. Усова, А В., Бобров, А А. Формирование у учащихся учебных умений.— М.: Знание, 1987 — 80 с.
  146. А. П. Демонстрационный эксперимент при реализации продуктивных методов обучения // Учебная физика.— 2002.— № 4.— С. 49−54.
  147. В. П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1998.— 37 с.
  148. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- Под ред.
  149. A. А. Пинского.— М.: Просвещение, 1999.— 432 с.
  150. Физический практикум / Под ред. В. И. Ивероновой.— М.: Наука, 1968.— 816 с.
  151. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидакт. материал: 9−11 кл. / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин,
  152. B.А.Орлов и др.- Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина.— М.: Просвещение, 1993.— 208 с.
  153. С. А. Техника и технология демонстрационного эксперимента: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1978. — 174 с.
  154. С. А. Система демонстрационного эксперимента по теме «Световые явления» в 7 классе // Физика в школе.— 1987.— № 1. — С. 55−61.
  155. М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании.— Минск: Изд-во БГУ— 1972 — 230 с.
  156. Д. Д. Лазерный рефрактометр // Квант.— 1989.— № 2.— С. 60−61.
  157. Л. Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.— СПб., 1997.— 16 с.
  158. Т. Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий: Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1986.—96 с.
  159. Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении.— Свердловск, 1990.—97 с.
  160. Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении: Автореф. дис.. докт. пед. наук — СПб., 1992.— 38 с.
  161. С. Я. Домашние измерительные работы по физике.— М.: Просвещение, 1964.— 48 с.
  162. А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики: Автореф. дис.. докт. пед. наук.— М., 1999.— 39 с.
  163. Н. М. и др. Физический эксперимент в средней школе:
  164. Колебания и волны. Квантовая физика/ Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщу к.— М.: Просвещение, 1991.— 223 с.
  165. Н. И., Букина Н. В., Карелов В. В. Определение температуры пламени методом обращения спектральных линий // Физика в школе.— 2003.— № 2.— С. 45−50.
  166. Д. Методологические проблемы теоретического и эмпирического уровней познания в учебном процессе.— Ташкент.: Фан, 1982.— 155 с.
  167. Д. Теория и эксперимент при обучении физике: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студ. физ.мат.фак. пед. ин-тов.— Ташкент: Укитувчи, 1985.— 136 с.
  168. Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 95 с.
  169. Koppelmann G., Moest P., Pfaffe S. Einfache Demonstrations-Interferometer fiir Laserlicht // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2.— s. 21−32.
  170. Koppelmann G., Moest P. Sicherheitsvorschriften bei Anwendung von HeNe-Lasern im Unterricht // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2.—s. 35−37.
  171. Koppelmann G. Laserlicht-Reflexion an einer Nadel // Prax. Naturwiss. Phys., 1985.— № 2, — s. 38−39.
  172. Koppelmann G., Pfaffe S. Unterrichtsversuche zur modernen Optik. Ein einfaches Fabry-Perot-Interferometer zum Selbstbau // Phys. und Didakt., 1985.— № 2.— s. 102−111.
  173. Lay K-W. Anschauliche Experimente zur geometrischen Optik // Naturwis Unterr. Phys./Chem., 1985.— № 6.— s. 187−191.
  174. TYeitz N. Erstaunliches und Ratselhaftes aus der Ortik und beim Sehen // Phys. und Didakt., 1985.— № 2.— s. 155−167.
  175. Л.Я. Материалы к семинару по тестированию// [email protected], [email protected]
Заполнить форму текущей работой