Исследование диалога студент-преподаватель в современном высшем учебном заведении
Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2… Читать ещё >
Исследование диалога студент-преподаватель в современном высшем учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие и условия диалога в учебном процессе
2. Понятие и особенности диалога студент-преподаватель Заключение Список использованной литературы
Введение
Современная образовательная система развивается динамично, использует последние технологические достижения в учебном процессе, активно развивает интерактивные формы обучения. Общение студента и преподавателя в этом процессе также неизбежно претерпевает изменения, связанные с перечисленными факторами. Оно строится на началах диалогического взаимодействия, равноправного общения, доверительных и деловых отношений.
Цель работы — исследование диалога студент-преподаватель в современном высшем учебном заведении.
Задачи работы:
1. Изучить понятие и условия диалога в учебном процессе;
2. Исследовать понятие и особенности диалога студент-преподаватель.
В процессе написания работы была использована учебная и литература и статьи из периодических изданий.
1. Понятие и условия диалога в учебном процессе Большинство исследователей полагают, что диалог — это одна из самых эффективно работающих форм общения в целом и делового общения в частности [2, c. 51].
Сам по себе диалог является формой речи, которая состоит в процессе обмена сведениями (информацией) между двумя людьми — в данном случае между преподавателем и студентом.
Диалог направлен на получение определенного результата: достижения профессионального роста и профессионального, творческого взаимодействия. Подобное взаимодействие, по мнению ученых, как раз и является показателем того, что человек приспособился к социально-психологическим условиям в обществе, его коммуникативная компетенция развита на необходимом для повседневного и профессионального общения уровне [5,c.34].
Развитие коммуникативной компетенции в профессиональной сфере является одной из задач современного высшего образования.
Любые способности человека (творчество, коммуникации, способность к рефлексии и т. д.) лучше всего развиваются и реализуются в диалоге. В этом плане диалог — это способ познания окружающего мира и себя в этом мире.
Диалог строится с учетом определенных условий. Главными из них являются доверие, доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество. Творчество в данном случае может пониматься как генерирование новых идей или изобретение новых способов как результата диалогического процесса.
Усложнение обучающего процесса в содержательном плане и в плане технологического оснащения привели к необходимости не только совершенствовать существующие формы диалога, но и учиться новым его формам.
Как организационный компонент общения диалог позволяет гуманизировать деловое общение, сделать его равноправным. Общение в этом случае идет между равными партнерами без учета иерархии [3,c.54].
Вербальное воздействие при ведении диалога можно усилить с помощью паралингвистических и экстралингвистических средств. Паралингвистические средства — фонационные (тембр речи, ее темп, громкость звучания и т. д.), кинетические (жесты, поза, мимика) и графические (почерк, способы графического дополнения в виде добавления символов или замена букв) средства, при помощи которых передается смысловая информация. Экстралингвистические средства представляют собой использование в речи физиологических проявлений (кашель, вздохи, кашель, смех и т. д.).
Все вышеуказанные средства позволяют при дозированном их включении в речь существенно обогатить диалог, сделать общение выразительным, усилить взаимопонимание между сторонами диалога, эффективнее воздействовать на собеседника.
Социальные роли сторон диалога имеют также большое значение, поскольку позволяют вести диалог, не нарушая границ собеседника.
Одна из целей диалогового метода обучения — научить студентов мыслить критически, приступать к решению сложной проблемы только после ее всестороннего анализа, с учетом альтернативных мнений, взаимодействуя конструктивно с другими людьми.
В психологической и педагогической литературе выделяют несколько подходов к сущности диалога.
Так, к примеру, М. М. Бахтин, С. Ю. Курганов и другие исследователи подходят к диалогу как феномену, позволяющему выстроить новую культуру личности.
Такие ученые как З. А. Васильева, В. С. Ильина, предлагают поставить в центр рассмотрения эмоциональное взаимодействие участников диалога.
Особую коммуникативную среду рассматривает в качестве сущностной характеристики Г. С. Батищев. Коммуникации, которые лежат в основе речевой деятельности изначально рассматривались в качестве основы диалога Л. С. Выготским и позже Г. М. Андреевой. Диалог как спор, обмен аргументами и дискуссионная форма его проведения утверждались В. Н. Курбановым и Л. Б. Тумановой [цит. по 5, с. 36].
Модель диалогического общения, которую разработали М. И. Лисина и В. Я Ляудис предполагает возможность воздействовать при помощи диалогического общения на эмоционально-ценностные отношения студентов [2, c.20]. В этом играет существенную роль особый психологический климат с открытым и доброжелательным отношением людей, доверяющих друг другу в диалоге. С этой точки зрения диалог рассматривается как взаимоотношения двух партнеров, которые работают на достижение общего результата.
Объединяющим способом организации делового общения считает диалог Н. В. Горбунова [4, c.13]. Она считает любую профессиональную, деловую беседу диалогом партнеров, уполномоченных своими организациями для решения определенных профессиональных вопросов. Она вычленяет несколько функций, присущих диалогу в профессиональном общении:
1. Взаимодействие между работниками в одной профессиональной среде;
2. Совместное осуществление поиска, выдвижения и разработки идей;
3. Возможность контроля и координирования начатых дел обоими партнерами;
4. Стимулирование профессиональной и деловой активности.
Диалогизации сознания студента придается в каждой из вышеприведенных теорий особенное значение. Так, Л. С. Выготский полагал, что умение выстраивать внешний диалог ведет к возможности выстраивать свой внутренний диалог. Организованное общение с самим собой приводит в перспективе к самовоспитанию, самообразованию и способствует духовному развитию. Все вышеуказанные качества могут быть воспитаны у студента в рамках педагогического процесса, и личность преподавателя здесь имеет определяющее значение. Преподаватель может направить студента на развитие личности, сформировать его индивидуальный опыт в рамках образовательного процесса. Наиболее значимо это для студентов, обучающихся на специальностях, где требуется построение диалога с людьми (педагоги, психологи, юристы и т. д.).
Когда диалог организован умело и тактично, он может способствовать формированию ценностей и смыслов по отношении. К объектам окружающего мира [1,c.25−26]. Диалоговое обучение при этом предполагает, что и преподаватель, и студент — субъекты учебного процесса. Однако чаще всего преподаватель является только организатором и лидером группы. Хотя это не так уж и мало. В современном обучающем процессе большинство упражнений обращено к опыту самого студента. Он может использовать свой собственный багаж знаний и умений или опыт друзей, коллег по работе и т. д.
Обучаясь профессиональному взаимодействию на уровне диалога, студенты могут проявить свои качества на разных уровнях мастерства: понять процесс взаимодействия и получения ответа на свои профессиональные запросы, обмен позициями воздействия — отражения в диалоге, характер интеллектуальной активности и т. д.
Таким образом, построение процесса диалогового обучения исключительно важный момент в деятельности преподавателя вуза и студента, который должен являться полноценным субъектом в диалоге с преподавателем.
2. Понятие и особенности диалога студент-преподаватель В предыдущей главе нами была изучена роль диалога во взаимодействии студента и преподавателя. Ученые определяют учебный диалог как системообразующий элемент коммуникативно-смыслового взаимодействия преподавателя и студента [7, c. 42].
Основными правилами такого диалога можно считать:
— постоянное включение студента в качестве субъекта в процесс обучения;
— направленность на качественный, равноправный обмен между субъектами диалога;
— присутствие множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных;
— выявление и постоянное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношения к профессиональному труду и его субъектам;
— опора изучаемого материала на интересы, запросы, мотивы студентов и преподавателей, их жизненный опыт;
— учет особенностей развития каждого студента при планировании процесса диалогического взаимодействия.
Нередко при построении диалога преподаватель-студент возникают проблемные моменты и типичные ошибки, повторяющиеся раз за разом поколениями и студентов, и преподавателей.
Приведем некоторые из них.
Во-первых, неопределенность во взаимоотношениях, связанная со смешением ролей. Это проявляется в том, что преподаватель в разные моменты может быть и примером для подражания, другом и психотерапевтом для студентов, и «полицейским» (строгий «родительский» контроль), а иногда просто объектом для насмешек или издевательства со стороны студентов. В данном случае преподавателю необходимо провести четкие границы между социальными ролями и в конструктивной форме донести до студентов рамки возможного, этически приемлемого взаимодействия.
Вторая ошибка логично вытекает из второй. Иногда студент знает по предмету не меньше, чем преподаватель или отдельно углубленно изучает его. В этом случае может возникнуть потребность в равноправном диалоге, споре, отстаивании своего мнения. Несогласие студента с преподавателем и невозможность при этом донести свою точку зрения говорит о некорректной организации учебного процесса, нарушении диалогового формата. Причем альтернативную точку зрения может иметь и преподаватель, при этом, не воспринимая критику со стороны студентов, либо вступая с ними в неконструктивные споры, приводящие к срыву образовательного процесса. Любой спор должен быть заключен в определенные рамки, четко и логично аргументирован, контролироваться временными рамками. Ведущая роль в данном процессе принадлежит все-таки преподавателю, так как студенты часто имеют несформировавшееся представление о рамках ведения спора, научного диспута и поведения в нем.
Третья проблема или ошибка диалога — смешивание формальных отношений студент-преподаватель с неформальными. Учебное и не учебное время должны быть четко разграничены. Студент и преподаватель вполне могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент по роду своей деятельности может оказывать какие-либо услуги преподавателю (ремонт в квартире, услуги няни и т. д.), однако неформальные отношения не должны отражаться на ходе учебного процесса, выставлении оценок, особенном или неприязненном отношении, вытекающих из внеучебного общения.
Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2 недели. Каждая из таких работ плюсуется в общий результат и по окончании семестра у студента есть возможность получить зачет или даже экзамен «автоматом». Отрицательная мотивация также иногда действует отрезвляюще. Так, при пропуске без уважительных причин 1 или 2-х занятий некоторые институты не допускают к зачету без дополнительной «отработки» (сдачи учебной работы сверх учебного плана, например, серии презентаций или полного конспекта лекций) [6, c. 87].
Ошибок в диалоге студент-преподаватель существует очень много. Однако всегда есть возможность прийти к устраивающему обе стороны решению. В этом состоит цель оптимально построенного учебного диалога.
обучение преподаватель студент диалог
Заключение
В заключение можно подвести итог исследованию темы.
Получение студентом высшего образования в высшем учебном заведении призвано сформировать целостного в профессиональном и личностном плане человека. Этим целям служат разные средства учебного процесса, одним из главных среди них является диалог в учебном процессе.
Диалог — одна из самых эффективно работающих форм общения в целом и делового общения в частности. Его условиями в учебном процессе являются доверие, доброжелательность, свобода, взаимопонимание, взаимное творчество.
Учебный диалог определяют в специальной литературе в качестве системообразующего элемента коммуникативно-смыслового взаимодействия преподавателя и студента.
Диалоговое общение основано на определенных правилах. Основными из них в учебном процессе являются: включение студента в качестве субъекта в учебный процесс; направленность на равноправный обмен; присутствие альтернативных точек зрения; выявление преподавателем мотивов деятельности студентов; опора на интересы и запросы студентов; учет особенностей и жизненного опыта студентов при построении диалоговой модели общения.
Основными ошибками в учебном диалоге студент-преподаватель можно назвать: смешивание ролей в учебном процессе; некорректный диалоговый формат; смешивание формального и неформального общения между студентом и преподавателем; свободное посещение лекций.
Необходимо отметить, что не только от преподавателя, но и от студента зависит успешное построение диалоговых взаимоотношений, например, входить в положение другого человека, прислушиваться к рекомендациям и выполнять задания учебного плана.
1. Абрамова Т. С. Диалог как метод гражданского воспитания учащихся // Воспитание школьника. 2010 — № 10.
2. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога. — М., 2012.
3. Бодалев А. А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007.
4. Каргиева З. К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей. — СПб, 2013.
5. Каримулаева Э. М. Возможности применения диалогового обучения в профессиональном взаимодействии преподавателя и студентов // Гуманитарные науки. — 2011. — № 4.
6. Петровская Л. А. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. — 2010. — № 2.
7. Семенова Г. А. Цели учебного диалога при изучении педагогических дисциплин, принципы и правила его организации // Высшая школа. — 2011 — № 4.