Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Античная философия и формирование предпосылок культуры Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее показательна попытка Плифона описать систему норм человеческой жизни, для которой моделями были формы взаимоотношения между богами. Здесь «Законы» Плифона получают не только теологическое или онтологическое, но и нравственное, политическое и литургическое значение. Предложенная Плифоном модель общества едва ли напоминает формы античной или современной демократии, однако она находится… Читать ещё >

Античная философия и формирование предпосылок культуры Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпоха Возрождения названа так за возврат интереса к античной культуре и за попытку восстановления ее ценностей, в частности — «просвещенного» античного образа жизни. Хотя подчеркнутая любовь к древности была свойственна и византийским интеллектуалам времен восстановленной Византийской империи (1261 — 1453 гг.), однако только в Италии и Западной Европе с XV столетия античная мудрость начинает восприниматься как технология преобразования социальной, духовной, материальной реальности. Особенно значимыми в этот период являются две стороны античного наследия: его открытость к познанию природы и духовные практики.

Разумеется, эллинская и римская мудрость получает теперь совершенно новую трактовку, например, в произведениях Николая Кузанского, Марсилио Фичино, Никколо Макиавелли. Однако в эту эпоху имели место и попытки реставрации языческой культуры в ее «аутентичном» варианте. Мы имеем в виду Георгия Гемиста Плифона (после 1360 — 1452 гг.) — поздневизантийского философа, политического и церковного деятеля, историка. Его увлечение эллинской литературой, видимо, и стало причиной отпадения Плифона от христианства. Плифон был знаком с Николаем Кузанским и многими итальянскими гуманистами. Для своих итальянских друзей он написал сочинение «О том, чем отличается Аристотель от Платона», где выдвигал аргументы в пользу преимущества платонизма перед аристотелизмом.

Основное сочинение Плифона («О Законах») дошло до нас фрагментарно, но позволяет достаточно полно реконструировать доктрину этого философа. Плифон завершает историю античного и византийского неоплатонизма, описывая вечный и неизменный Космос, который непрестанно порождается и направляется верховным владыкой Зевсом. Плифон следует «демиургическому» пониманию платоновских «разделений», рассекая единое целое на всех его уровнях — от сверхкосмичсского и божественного до смертного земного. Творческая деятельность Зевса напоминает доктрину «экспликации», т. е. саморазвертывания Божества, созданную Николаем Кузанским.

Наиболее показательна попытка Плифона описать систему норм человеческой жизни, для которой моделями были формы взаимоотношения между богами. Здесь «Законы» Плифона получают не только теологическое или онтологическое, но и нравственное, политическое и литургическое значение. Предложенная Плифоном модель общества едва ли напоминает формы античной или современной демократии, однако она находится в ряду возрожденческих и нововременных утопий. По своим задачам и по способу описания реальности сочинение Плифона лишь отчасти может быть названо последним примером неоплатонического дискурса. Перед нами пример моделирования реальности (в том числе социальной), хотя и вдохновленный античностью, но созданный на основе уже средневекового опыта и раннеренессансных интуиций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой