Абсолютный идеализм Г. Гегеля
В трудах Гегеля встречаются различные определения абсолютной идеи, которые с точки зрения формальной логики даже трудно назвать определениями, но таково свойство всех фундаментальных понятий. Великий рационалист Гегель при характеристике абсолютной идеи поднимается до поэтических высот: «Единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина… Читать ещё >
Абсолютный идеализм Г. Гегеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье о Гегеле, написанной для Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, русский философ В. С. Соловьев отмечал, что Гегель был философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все.
Философская система Гегеля и ее структура
Систему своей философии, изложенную в таких работах, как «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812−1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др., Гегель называл абсолютным идеализмом.
Как философ Гегель был объективным идеалистом, т. е. исходил из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Но почему он назвал свой идеализм абсолютным?
Основной категорией гегелевской философии является понятие «абсолютная идея». Что такое абсолютная идея, которая, по его мысли, является единственным предметом и содержанием философии?
В трудах Гегеля встречаются различные определения абсолютной идеи, которые с точки зрения формальной логики даже трудно назвать определениями, но таково свойство всех фундаментальных понятий. Великий рационалист Гегель при характеристике абсолютной идеи поднимается до поэтических высот: «Единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина»[1]. Он замечает, что определения абсолютной идеи не раскрывают ее сущности: «Можно, конечно, растекаться в бессодержательных декламациях об абсолютной идее; истинным содержанием идеи является не что иное, как вся система…»[2]
Поэтому, чтобы понять содержание абсолютной идеи, нужно обратиться к гегелевской системе, целостное и законченное изложение которой представлено в «Энциклопедии философских наук» .
Первое и основное определение абсолютной идеи, по Гегелю, есть разум[3]. Абсолютная идея есть разум, мышление, разумное мышление, которое выступает как субстанциальная первооснова и сущность всего существующего. В качестве субстанции абсолютная идея наделяется атрибутом всеобщности.
По абсолютная идея не только мышление. Она, как указывает Гегель, есть «единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания»[4].
Процесс постижения истины абсолютной идеей есть в то же время процесс ее самопознания. Идея познает себя, ставя себя же перед собой в качестве объекта, т. е. она творит мир и человека в целях самопознания.
В процессе самопознания абсолютная идея проходит три этапа, в соответствии с которыми философская система Гегеля подразделяется на логику, философию природы и философию духа.
Логика
Поставив логику в начало своей системы, он подчеркнул логическую первичность идеи по отношению к природе и человеческому духу. Логика Гегеля носит диалектический характер и отличается от формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.
Предметом науки логики, по Гегелю, являются формы абсолютного мышления или сама «абсолютная идея» в своем логическом развитии. А поскольку в философии Гегеля утверждается принцип тождества бытия и мышления, то логика оказывается также и онтологией (учением о развитии бытия), и гносеологией (учением о развитии познания).
Наука логики включает в себя учения о бытии, понятии и сущности.
Философия природы
В процессе самопознания абсолютная идея объективируется в свое «инобытие», в явления природы. Основная задача философии природы — осмыслить природу в ее целостности. Рассматривая природу как инобытие Абсолютной идеи, Гегель считал, что природе свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Философия природы включает в себя механику, физику и органическую физику. Этот раздел философской системы Гегеля был наименее удачен. Отрицательное отношение со стороны ученых естествоиспытателей к натурфилософским построениям Гегеля выразил историк физики Ф. Розенбергер, когда писал, что от спекулятивных высот натурфилософии Гегеля «не было моста к природе, и даже понимание естественно-научного метода не было более возможно»[5].
- [1] Гегель Г. Наука Логики // Его же. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 3. М.: Мысль, 1972. С. 288.
- [2] Гегель Г. Энциклопедия философских наук //Его же. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 420.
- [3] См.: Там же. С. 402.
- [4] Там же. С. 419.
- [5] Розенбергер Ф. История физики. Ч. III. Вып. 2. М.; Л.: Госполитиздат, 1936. С. 10.