Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этническое мировосприятие как духовно-практическое отражение действительности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются идеи отечественной философии об этносе, этнической культуре, устном народном творчестве, а также формах их выражения. В работе использованы сравнительно-исторический, конкретно-исторический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, потребовалось сочетание исторического и. логического подходов. Особое значение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • Этническое мировосприятие в системе духовной культуры
    • 1. 1. Концепции сущности этноса
    • 1. 2. Характерные особенности этнического мировосприятия
    • 1. 3. Формы аккумуляции и отбора этнического мировосприятия в устной
  • Глава вторая.
  • Этническое мировосприятие в структуре общественного сознания
    • 2. 1. Репрезентация этнического мировосприятия в обыденном сознании
    • 2. 2. Социально-психологические уровни этнического мировосприятия
    • 2. 3. Проявление этнического мировосприятия в традициях, обычаях и обрядах

Этническое мировосприятие как духовно-практическое отражение действительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В основе системы ценностей, вокруг которой происходит упорядочение всего мира, в том числе и социальных явлений, характеризующих этот мир, лежит мифологическое сознание. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях обрядового характера. Этническое мировосприятие, как система взглядов на мир, понимание и оценка им смысла своей жизни и деятельности, как совокупность обобщенных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов зародилось в рамках мифологического мировоззрения народов. Оно аккумулировало в себе весь последующий опыт духовно-практического освоения мира. Отсюда интерес к прошлому, к истокам культуры своего этноса побуждает ученых, философов к изучению этого накопленного духовного богатства, дает возможность понять видение мира нашими предками. Это позволяет приобщить духовные ценности этносов к системе общечеловеческих. Актуальность исследования проблемы обусловлена, во-первых, ростом национального самосознания и востребованностью познания специфики национальной культуры. Не случайно в последние годы активизировались поиски этнических истоков традиционной культуры народов. Во-вторых, возрождением духовности и межнационального, межрегионального сотрудничества, что способствует возрастанию духовных потребностей народов. В-третьих, потребностью создания условий и механизмов для сохранения, поддержания и развития национальных культур, что возможно лишь при бережном отношении к духовному наследию. В-четвертых, процессом включения этнического мировосприятия в общемировую культуру на основе приоритетов общечеловеческих ценностей национальной культуры.

Стремление к демократизации и гуманизации жизни общества стимулиз рует обращение к вечным общечеловеческим ценностям. Это требует восстановления деформированных за последние десятилетия естественных структур мировосприятия и социальной организации. В обществе радикально меняется отношение к традиционной духовной культуре народов, их роли в жизни человека и общества.

В основе стремления людей к постижению своей истории и её истокам лежит потребность изучения, постижения традиционного этнического мировосприятия как древнейшей формы практически-духовного освоения мира. Не всё, что зародилось в недрах широких народных масс актуально и востребовано в современном мире. В силу определенных общественно-исторических причин, ограниченности повседневной человеческой практики в сознании народа сохранились и нашли свое отражение иллюзии, предрассудки, суеверия, не соответствующие идеалам современного общественного прогресса.

Важно отметить, что на основе этнического мировосприятия формируется такое явление, как этноцентризм. Этноцентризм, понимаемый как сосредоточенность на собственных этнических ценностях, придает национальной культуре самоценность, устойчивость, способствует выработке ее защитных механизмов. Этноцентризм — это свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве всеобщего эталонасовокупность представлений о собственной этнической общности, о своем народе как о центре, вокруг которого группируется все остальное.

Как ценностное понятие этническое мировосприятие прочно не вошло в научный оборот, о чем свидетельствуют труды ученых, философов, разрабатывающих проблемы общественного сознания и его структурных элементов, а также проблемы мировоззрения, истории культуры и т. д. Это актуализирует необходимость философского исследования проблемы. Обращение к глубоким пластам общественного сознания на основе изучения специфики и сущности обыденного сознания, осмысление особенностей разнообразных способов освоения действительности требует разностороннего анализа, к которым относится этническое мировосприятие как специфический феномен общественной жизни.

Степень разработанности проблемы. Философская литература, так или иначе касающаяся изучения отдельных сторон специфики этнического мировосприятия, не вычленяет и не подвергает анализу его основные компоненты. В этом кроется одна из причин некоторой размытости трактовки этого понятия учеными, философами.

Проблемы теории этноса, этнических отношений, этнического самосознания, этнической культуры нашли свое отражение в работах таких исследователей, как Р. Г. Абдулатипов, С. М. Арутюнян, Э. А. Баграмов, H.A. Бердяев, Ю. М. Бородай, Ю. В. Бромлей, H.A. Беркович, Т. Ю. Бурмистрова, Л. Н. Гумилев, Ю. Ю. Вейнгольд, Л. М. Дробижева, A.B. Ефимов, М. С. Джунусов, П. Г. Евдокимов, И. А. Ильин, М. В. Иордан, A.A. Исупов, А. С. Калмырзаев, С. Т. Калтахчян, М. Д. Каммари, Н. М. Киселев, Л. М. Князев, И. С. Кон, М. И. Куличенко, А. Н. Мельников, А. К. Нуруллаев, Э. А. Орлова, П. М. Рогачев, М. А. Свердлин, Л. В. Скворцов, П. А. Сорокин, В. А. Тишков, А. К. Уледов, П. Н. Федосеев, А. И. Холмогоров, К. Н. Хабибуллин, Н. Н. Чебоксаров, и др.

Из новых разработок, в которых воплощен философский подход к проблеме духовной культуры, являющейся отражением этносоциальных проблем, выделяются работы М. Ю. Алексеева, А. К. Байбурина, Б. Н. Бессонова, А. В. Валеевой, Э. М. Виноградовой, Г. Д. Гачева, A.A. Гусейнова, А. Г. Здравомыслова, В. П. Зинченко, А. Н. Иезуитова, Л. В. Карасева, К. К. Касьяновой, Д. С. Лихачева, В. Г. Крысько, С. А. Магарила, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуева, В. А. Михайлова, Г. В. Осипова, Л. Н. Пушкарева, М. Н. Руткевича, Ю. В. Семенова, З. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Д. Н. Узнадзе, В. М. Федорова, В. Ю. Хотинец,.

Г. Г. Шпета и многих других.

Философские аспекты проблемы культуры и духовной жизни этносов, в том числе и чувашского нашли отражение в работах В. Я. Алексеева, Н. И. Ашмарина, Г. Э. Ахтямовой, Л. Ф. Банцарева, П. А. Бессонова, Е. П. Бусыгина, Г. Н. Волкова, Ю. С. Гурова, В. Д. Димитриева, П. В. Денисова, В. Г. Егорова, М. П. Желтова, Н. В. Зорина, H.A. Исмукова, В. Ф. Каховского, P.C. Кириллова, В. Н. Козлова, С. А. Коричева, Ю. Н. Краснова, Т. Ю. Крюкова, В. Ю. Кузнецова, В. К. Магницкого, С. Р. Малютина, Г. М. Матвеева, Р. В. Михайловой, Р. Г. Мухамедовой, В. П. Никитина, Т. Н. Петровой, Г. Д. Петровой, А. И Петрухина, Н. В. Прозина, Г. С. Сабирзянова, М. Я. Сироткина, А. П. Смирнова, А. Г. Степанова, С. А. Токарева, A.A. Трофимова, В. А. Федотова, М. Р. Федотова, Э. З. Феизова, H.H. Фирсова, М. Г. Худякова, И. Я. Яковлева и других.

Вместе с тем анализ литературы свидетельствует о наличии серьезных пробелов в отечественной философской мысли в разработке проблемы этнического мировосприятия, что побудило диссертанта определить цель и задачи исследования.

Объектом исследования является природа и функционирование этнического мировосприятия в контексте национальной культуры.

Предмет исследования — этническое мировосприятие как духовно-практическое отражение действительности, выступающее функционально-деятельностным выражением обыденного сознания и социальной психологии.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является социально-философский анализ этнического мировосприятия и его становление на основе устно-поэтического творчества. Реализация поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

1. осуществить социально-философский анализ этнической культуры, конкретизировать ее роль в развитии национального самосознания;

2. установить содержание понятия «этническое мировосприятие" — показать специфику соотношения общечеловеческого и национального в народной мудрости;

3. определить место этнического мировосприятия в структуре общественного сознания;

4. выявить место этнического мировосприятия в традициях, обычаях, обрядах.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются идеи отечественной философии об этносе, этнической культуре, устном народном творчестве, а также формах их выражения. В работе использованы сравнительно-исторический, конкретно-исторический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, потребовалось сочетание исторического и. логического подходов. Особое значение имело в работе применение диалектических принципов. В работе диссертант опирался также на феноменологический и герменевтический подходы к анализу этносоциальных явлений: феноменология позволяет рассматривать этническое мировосприятие как самостоятельный вид социального бытия, герменевтика способствует восстановлению сложной этносоциальной символики. Эмпирическая база исследования в диссертации представлена материалами из истории, социологии, культурологии, психологии, педагогики, фольклористики, этнографии, которые дали конкретно-научный материал для философского анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— проведен социально-философский анализ этнической культуры как совокупности общественных материальных и духовных ценностей, непосредственно созданных нацией, и ценностей, заимствованных, переосмысленных ею в процессе взаимодействия с другими;

— дано определение понятия этническое мировосприятие как способа и результата практически-духовного освоения действительности. Этническое мировосприятие есть особый сплав повседневного опыта и здравого смысла;

— осуществлен анализ этнического мировосприятия в структуре общественного сознания на основе обыденного сознания. Смыслообразующей основой этнического мировосприятия является здравый смысл, который выступает оценочным критерием рациональности мышления;

— показаны формы аккумуляции этнического мировосприятия в устной поэзии народов: пословицах и поговорках, сказках, эпосах, песнях. Они отражают многогранное восприятие действительности народов.

В результате проведенного исследования выдвигаются и обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:

1) этническая культура есть совокупность общественных материальных и духовных ценностей, непосредственно созданных нацией в ходе исторического развития, а также ценностей, заимствованных, переработанных и переосмысленных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и народами. Этнические культуры находятся в сложной и разнообразной взаимосвязи, подверженной влиянию многих факторов;

2) этническое мировосприятие как результат практически-духовного освоения действительности, выявляет, фиксирует значимость познаваемых вещей и процессов для субъекта, определяет меру их адекватности его потребностям и интересам. Этническое мировосприятие есть особый сплав повседневного опыта и здравого смысла. Оно формируется в сфере обыденного сознания и актуализируется под воздействием различных условий повседневной жизни, имеет ценностный характер;

3) в структуре общественного сознания этническое мировосприятие обнаруживает и вскрывает первичные сущности вещей и явлений повседневной жизни, которые образуют первооснову обыденного мировоззрения. Последнее наиболее ярко проявляет себя в памятниках материальной и духовной культуры. Смыслообразующей основой этнического мировосприятия является здравый смысл, который выступает оценочным критерием рациональности мышления;

4) этническое мировосприятие аккумулируется в устно-поэтическом творчестве народов и проявляется в обычаях, традициях, обрядах. Его формыпословицы и поговорки, сказки, эпосы, песни — выступают как способ духовного освоения мира. Они отражают многогранное восприятие действительности народов.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при разработке отдельных аспектов национальной политики Чувашской Республики и Российской Федерации. Эта политика определяется потребностью развития и распространения идей духовного единства, межнационального согласия, сохранения исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространствасоздания в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, условий дальнейшего развития этнической самобытности и традицийукрепления и развития национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к истории, культуре, языку других народов России, общечеловеческим культурным ценностям.

Кроме того, поднятые в диссертации проблемы и выводы могут быть использованы в процессе преподавания философии, культурологии, этнологии и др., при работе над дипломными и курсовыми проектами. Представленные примеры фольклора разных этносов, ставшие в рамках народной мудрости классическими, могут применяться в практике воспитательной работы специалистами среднего, среднего специального и высшего образования.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях Межнационального гуманитарно-технического института Поволжья и Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Публикации. По материалам данной диссертации были опубликованы пять статей.

Структура и объем работы. Структура диссертации определяется целью, задачами исследования, логикой изложения, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Постигать мировосприятие этноса, познавать ее, учиться у народа — эти аксиомы были, есть и будут актуальными всегда. Даже в наш просвещенный, динамичный, изобилующий грандиозными достижениями науки век они не утратили своей значимости. Это связано, прежде всего, с тем, что в народном сознании, народном мировоззрении есть очень важное ценностное содержание, сущностная наполненность, которые заставляют обращаться к этому, поистине неиссякаемому источнику, многие выдающиеся умы человечества.

Культурная специфика, которую каждый этнос вырабатывает в процессе своего исторического развития и затем передает последующим поколениям, включает в себя наряду с традиционными особенностями материальной и духовной культуры, еще и культурные достижения нации в целом, ее вклад в современную мировую культуру.

Культура многослойна и «разлита» во всех сферах жизни и деятельности этноса. Наиболее простым и продуктивным является такой подход, при котором можно выделить основные сегменты этнической культуры на настоящее время и показать состояние культурных ценностей. Благодаря своей целостности, этническая культура выступает уникальным и самоценным явлением, уникальность которой определяет «национальное», где сосредоточены «национально-специфическое» и «общее».

Этническая культура это всегда совокупность материальных, духовных и прочих ценностей, созданных непосредственно данной нацией, а также и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и народами. Она находится в сложной и разнообразной взаимосвязи, подверженной влиянию многих факторов.

Взаимодействие и взаимовлияние этнических культур представляет собой закономерный процесс, выступающий необходимым условием развития мировой культуры. Обогащение общечеловеческим достоянием позволяет каждой национальной культуре, с одной стороны, идти вперед в своем духовном и материальном развитии, а с другой стороны, — более активно и плодотворно участвовать в создании мировой культуры.

Этническая культура не носит статичный характер, ей присуща определенная динамичность. Каждое поколение, пришедшее в этот мир создает свою культуру, однако фундаментом всего созданного является то, что было передано этому поколению предками. В этой связи необходимо отметить, что новое никогда не отвергает старое, оно налагается на него и впоследствии и старое и новое становится единым культурным достоянием уже следующего поколения. Каждая культура проходит свои уровни развития. Этническое мировосприятие имеет место уже на самых ранних этапах развития духовной культуры, выступая средством передачи своего жизненного опыта.

В этническом мировосприятии существуют особые качества, сущностно-функциональные характеристики, знания, мировоззрение, отличные от профессионального, научно-специализированного знания, позволяющие им продолжать развиваться и обогащаться на собственной основе, не подменяя и не дублируя науку, а выявляя собственные, только им присущие предпосылки функционирования.

Проведенное исследование позволило сформулировать понятие «этническое мировосприятие», выделить ее субстанциональные основания в системе общественных отношений, обозначить ее функциональную роль как звена социальных систем деятельности, компонента социального механизма, определить ее статус в целостной системе общества.

Этническое мировосприятие являет собой совокупность принимаемых людьми принципов, правил и убеждений в повседневной жизни, прошедших длительное и весьма строгое испытание в разносторонней деятельности людей, но не ограничивается только этим. Опыт — одно из слагаемых мировосприятия этноса — позволяет ей выполнять и прогностическую функцию, ограниченную, разумеется, определенными пределами повседневной жизни. Этническое мировосприятие стремится осознать и обобщить мир вещей и явлений повседневного опыта. Важной ее особенностью является стремление к обобщению как одному из способов постижения мира. Эта основа послужила фундаментом в историческом процессе формирования мировоззрения, этноса.

Этническое мировосприятие представляет собой особый сплав повседневного опыта и здравого смысла, эмпирического и всеобщего. Оно образовалось в рамках обыденного сознания и актуализировалось под воздействием различных условий повседневной жизни, имеет ценностный характер. Смыслообразующей основой его является здравый смысл как метод обыденного мышления, что выражается в представлениях, понятиях, суждениях и умозаключениях.

В этническом мировосприятии находит свое отражение диалектика общечеловеческого, интернационального и национального. Узловым моментом совпадения общечеловеческого и этнического мировосприятия является здравый смысл. Общечеловеческое формируется на определенной интернациональной, национальной и социальной основе. При этом общечеловеческое становится таковым благодаря этой конкретной основе, а не вопреки ей. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, тем с большим уважением и любовью он относится к другим народам. Исходя из этого, уровень национального бытия определяет напрямую содержательность категории «общечеловеческое», то есть чем богаче межнациональные взаимосвязи, тем шире категория «общечеловеческое», так как именно в общечеловеческих ценностях находит отражение народная мудрость всех народов мира.

Этническое мировосприятие является одним из элементов обыденного сознания, которое возникает и развивается на основе общих закономерностей общественного сознания, и вместе с тем утверждает свою специфику, заключенную в особенностях осмысления действительности, в своеобразном выражении взглядов, потребностей, гносеологических возможностях, мировоззренческих ориентации народных масс, в их отношении к миру. Мировосприятие этноса представляет собой высший уровень неспециализированного по своей природе обыденного, сознания. Оно включает в себя элементы практического сознания, элементы массового сознания, и частично обыденный здравый смысл, здесь отражены высшие жизненные ценности народных масс, доминирующие в повседневной жизни. В структуре общественного сознания этническое мировосприятие формируется и функционирует там, где осуществляется преодоление эмпирии, свойственной обыденному сознанию, где возникают и осваиваются ценности повседневной жизнедеятельности народа.

Здравый смысл как метод обыденного мышления, как неформальный критерий рациональности познания, оценки и действия выступает смыслообразующим стержнем мировосприятия этноса. Это происходит на основании того, что он стихийно усваивает устойчивые, повторяющиеся моменты повседневного опыта и устанавливает целесообразность его использования в повседневной жизни народа.

В основе системы ценностей, вокруг которой происходит упорядочение всего мира, в том числе и социальных явлений, характеризующих этот мир, лежит мифологическое сознание. Миф в широком смысле слова — это повествование — объяснение сотворения мира, богов, добрых и злых божеств, человека, природы и ее явлений.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях обрядового характера. Мифология уже на ранних стадиях своего развития связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

Стремление народов к самоутверждению, сохранению своей уникальности — такой же естественный процесс, как желание каждой личности оставаться самим собой, отстаивать свою субъектность при любых общественных отношениях, имеющих тенденцию нивелировать разнообразие, унифицировать личность. Национальные общности сегодня заняты активным самоутверждением своей «особости», своей идентичности и субъектности на основе решения экономических, политических и культурных задач.

Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому, к истокам собственной национальной культуры, изучение этнического мировосприятия помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно, соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. — М.: Мысль, 1991. — 169 с.
  2. , A.B., Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие / A.B. Авксентьев, В. А. Авксентьев. Ставрополь.: Изд-во Ставроп. гос. пед. ин-та, 1983. — С. 15.
  3. Ф.Ю. Роль символов в национально-этническом сознании: автореф. дис.докт. филос. наук / Ф. Ю. Албакова.-М., 2000. 36 с.
  4. , М.В. Проблемы нравственного выбора в фольклоре и теории нравственности (философско-психологический анализ чувашских сказок): дис.канд. филос. наук: / Андрюшкина М. А. Чебоксары, 1999. — 143 с.
  5. , Л.И. Структура общественного сознания / Л. И. Анищенко. М.: Высш. школа, 1973. — 86 с.
  6. , С.А. Обычай, ритуал, традиции / С. А. Арутюнов. // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 97- 99.
  7. , С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. А. Арутюнов, H.H. Чебоксаров // Расы и народы. 1972. — № 2. — С. 23−26.
  8. , Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности. Чувашский фольклор. Специфика жанров / Н. И. Ашмарин // Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. -Чебоксары, 1982.-С. 353.
  9. , Н.И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. Казань, 1928. — С. 132.
  10. , Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей / Э. А. Баграмов // Полис.- 1992. -№ 5−6.
  11. , B.C. Социальная философия. 4.1 и 2.Учебник. / B.C. Барулин. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 336 с, — 240с.
  12. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1986. -287 с.
  13. , H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М., 1990. С. 51.
  14. , H.A. Судьба России / Н. А. Бердяев. СПб., 1918. — 96 с.
  15. , Дж. Параллельная мифология / Дж. Бирлайн. М., 1997. — С.336.
  16. Болгары. Очерк традиционной народной культуры. София, 1984. — С. 137. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. — М., 1973. — 283 с.
  17. , Ю.М. Этнические контакты и окружающая среда / Ю. М. Бородай // Природа. 1981. — № 9. — С.82−85.
  18. , О.В. Человек в этнической (национальной) системе / О.В. Бромлей//Вопросы философии. -1968. -№ 7.-С.16−28
  19. , Ю.С. Современные проблемы этнографии / Ю. С. Бромлей. М., 1981.-315с.
  20. , Ю.В. Введение в этнографию / Ю. В. Бромлей и др. Д., 1991. -230с.
  21. , Ю.В. Человечество -это народы / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. -М.: Мысль, 1990.-270 с.
  22. , А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма / А. И. Бурдина. -М.: Высш. школа, 1979. 175 с.
  23. , В.И. Воспитание культуры межнационального общения / В. И. Буренко и др. -М., 1998.-С.21.
  24. , Е.П. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье / Е. П. Бусыгин и др. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1953. — 123 с.
  25. , Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья. Уч. пос. Ч. 1. / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. — Казань: КГУ, 1984. -115с.
  26. , А.К. Народная мудрость Руси: анализ философа / А. К. Бычко. -Киев: Вища школа, 1998. 200 с.
  27. , Т.Ю. Диалог и общение в культуре: границы понятий / Т. Ю. Быстрова // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. -Саранск, 1995. С. 16.
  28. , В.А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С. 41−49.
  29. , И. Здравый смысл / И. Верцман, Г. Федоров // Философская энциклопедия. М.: 1962. — Т. 2. — 164 с.
  30. , Д.В. Диалектика обыденного и научного знания / Д. В. Вичева, В. А. Штофф // Философские науки. 1980. — № 4. — С. 50−58.
  31. , А.Д. Словарь по философии Гегеля. В 2-х т.т. / А. Д. Власов. М.: Заря, 2000. — 674с.
  32. , Г. Н. Три лика культуры / Г. Н. Волков. М.: Мол. гвардия, 1986. -335 с.
  33. , Г. Н. Чувашская народная педагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. — 335 с.
  34. , Г. Н. Чувашские сказки как памятник народной педагогики / Г. Н. Волков //Ученые записки Чуваш, гос. пед. ин-та. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. Вып.6. -С. 117−128.
  35. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-376 с.
  36. , Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания / Г. Н. Волков. -Чебоксары, 2000. 86с.
  37. , Э.Ф. Искусство и мировоззрение / Э. Ф. Володин. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 174с.
  38. , Б.А. Нация и национализм. Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной региональной политики. Межрегиональная научно-практическая конференция, Оренбург, сентябрь 1994 г. Оренбург, 1994. — С.121.
  39. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Прогресс. Культура., 1995. -480 с.
  40. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. вторая. Сочинения. / Под ред. А. Деборина и Д.Рязанова. M.-JL: Гос. изд-во, 1932. -Т.10.-464 с.
  41. , Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. М., 1975. — Т. 1 .-С.392- 398.
  42. , Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. М.: Прогресс, 1991. -319с.
  43. , П.И. Национальный характер: мифы и реальность/ П. И. Гнатенко. Киев: Вища школа, 1984. — 152 с.
  44. А.И. Обыденное сознание: сущность и особенности / А. П. Горак, О.В. Гаман//Проблемы философии. Киев, 1982.- Вып. 57. — С. 47−54.
  45. , В.Н. Обыденное сознание, его структура и функции: автореф. дис. канд. филос. наук/В.Н. Горелова. Казань, 1974. — 18 с.
  46. , М. О культуре. Собр. соч.: В 30-ти т. / М.Горький. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. — Т.24. — С. 405−408.
  47. , A.B. Кант сегодня / A.B. Гулыга // Кант И. Трактаты и письма. -М., 1980.-С. 5−42.
  48. , JI.H. О термине «Этнос» / JI.H. Гумилев // Доклад Географического общества СССР. Л., 1967. Вып.З. — 17 с.
  49. , А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2-е изд-М.: Искусство, 1984.-350с.
  50. , Л.Г. Стереотипы обыденного сознания //Философское освоение мира человеком / Под ред. Б. Л. Брунова, Д. С. Меерзона. Л., 1977. — С. 57−68.
  51. , В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И Даль. М., 1987. -148 с.
  52. , М.В. Проблемы теории личности / М. В. Демин. М.: Изд-во МГУ, 1977.-240 с.
  53. , М.С. Нация как социально-этническая общность / М. С. Джунусов // Вопросы истории. 1966. — № 4. — С. 17−24.
  54. , В.Д. Чувашский календарь и метрология / В. Д. Димитриев. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1982. — 36 с.
  55. , JI.M. Культура и национальное самосознание / JI.M. Дробижева. -М., 1966. -С.238−240.
  56. , О.Г. Ценность / О. Г. Дробницкий // Философская энциклопедия. 1970. -Т.5. -С.462−463.
  57. , И.И. Динамика обыденного сознания / И. И. Дубинин, Л. Г. Гуслякова. -Минск, 1985.- 135 с.
  58. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. — 352 с.
  59. , В.П. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / В. П. Иванов и др. М.: Изд-во ДИК, 2000. — 96 с.
  60. , В.П. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / В. П. Иванов и др. Чебоксары, 1993. — 268 с.
  61. , Д.Е., Национальная культура, традиции и элементы философии чувашей/ Д. Е. Иванов, Т. Н. Петрова. -Чебоксары, 1996. 115с.
  62. , Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (Теория диаспоры) / Т. С. Илларионова. М.: Нойес Лебен, 1994.- С.47−53.
  63. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков, М.: Политиздат, 1987.- 464 с.
  64. , H.A. Современность и проблемы целостности национальной культуры. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1994. — 237 с.
  65. , H.A. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект) / H.A. Исмуков. М., 2001. — 273с.
  66. , H.A. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур / H.A. Исмуков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 204 с.
  67. Итс, Р. Ф. Введение в этнографию / Р. Ф. Итс. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. -168с.
  68. , И. Критика чистого разума. Соч.: В 6-ти т.т. / И. Кант. М., Мысль, 1965.-Т.4.4.1.-С. 311−505.
  69. Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. трудов / Отв. ред. J1. A Калинников и др. Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 1999-Вып. 21.-246 с.
  70. , K.M. Философия и культура в историческом развитии человечества / K.M. Кантор // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 86−99.
  71. , И.Т. Познание в мире традиций / И. Т. Красавин. М., 1990. -208с.
  72. , К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М., 1994.
  73. , В.Ф. Происхождение чувашского народа. Основные этапы этнической истории / В. Ф. Каховский, Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. -484 с.
  74. Исследования по общей этнографии: сб. ст. АН СССР, Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая / Редкол.: Ю. В. Бромлей и др. М.: Наука, 1979.-278с.
  75. , К.И. Этнография народов Поволжья / К. И. Козлова. М., 1964. -312с.
  76. , H.H. К анализу обыденного сознания / Н. Н. Козлова //Философские науки. 1984, — № 4.- С. 25−32.
  77. , H.H. Об одной особенности социального познания / H.H. Козлова//Проблемы методологии. -М., 1984. -С. 20−40.
  78. , H.H. Обыденное сознание как предмет социально-философского анализа / Н. Н. Козлова // Теория исторического процесса и современность. М.: ИФ АН СССР, 1982. — С. 45−47.
  79. , H.H. Повседневность и социальное изменение: автореф. дис. док-ра филос. наук / Н. Н. Козлова. М., 1992.- 37с.
  80. , Г. Чуваши Казанского Заволжья / Г. Комиссаров. ИОАИЭ. -Казань, 1893.- Т. ХХУП. Вып. 5. — 364с.
  81. Конфуций. Уроки мудрости. М.: ЭКСМО-пресс- Харьков: Фолио, 2001.-957 с.
  82. , С.А. Заметки к вопросу по истории мелких национальностей Поволжья и Приуралья / С. А. Коричев. Чебоксары: Чувашиздат, 1924.-32с.
  83. , A.M. Диалектика социального познания / A.M. Коршунов, В. В. Мантатов. М.: Политиздат, 1988. — 382с.
  84. , Н.И. Русское устное народное творчество. Учебник для филолог. Спец. универс-ов. 2-е изд. / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. -М.: Высшая школа, 1983. -448с.
  85. Краткая чувашская энциклопедия / Н. В. Федоров и др. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001. — 526 с.
  86. , Т.А. Философия и обыденное сознание / Т. А. Кузьмина //Философия и ценностные формы познания. М., 1988. — С. 191−243.
  87. , Е.И. Гносеологический анализ обыденного сознания как способа отражения действительности: автореф. дис. д-ра филос. наук / Е. И, Кукушкина. М., 1985. — 38 с.
  88. , Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл / Е. И. Кукушкина //Философские науки. 1986. -№ 4. — С. 126−135.
  89. , Е.И. Познание, язык, культура / Е. И. Кукушкина. М.: Изд-во МГУ, 1984.-264 с.
  90. , Е.И. Мировоззрение, познание, практика / Е. И. Кукушкина, Л. Б. Логунова. М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
  91. Культура чувашского края / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1995.-4.1.-350 с.
  92. , С. В. Обыденное сознание и здравый смысл / C.B. Куценко, В. П. Фофанов // Проблемы социального познания. Новосибирск, 1981. — С. 71−77.
  93. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление/Л.Леви-Брюль.- М., 1930.-С. 175.
  94. , В.П. Этноцентризм как социально-психологический феномен /
  95. B.П. Левкович, И. Б. Андрущак // Психологический журнал. 1995. -Т.16. — № 2.- С.70−82.
  96. , Д.С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев // Новый мир. -1980. № 3. -С. 10−38.
  97. , Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., / Ю. М. Лотман. 1994.1. C.8.
  98. , Д.М. Здравый смысл / Д. М. Луканов. БСЭ. 3-е изд. — М., 1972. -Т. 9.-444 с.
  99. Магницкий, В. К. Очерк юридического быта чуваш Ядринского, Козьмодемь-янского и Чебоксарского уездов / В. К. Магницкий // Казанские губ. ведомости.- 1868. -№№ 85−89.
  100. , C.B. Крылатые слова / C.B. Максимов. М.: Астрель- Назрань: ACT, 2000. — 398 с.
  101. , С.Р. Этногенез чувашского народа / С. Р. Малютин Чебоксары, 2000.-175 с.
  102. , Н.С. О системообразующих понятиях общественной психологии. Методологические проблемы социальной психологии / Н. С. Мансуров. -М., 1975.-С. 18.
  103. , Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркорян // Советская этнография. 1981, — № 2.
  104. , К. Экономические рукописи 1857−1859 годов / К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Изд. 2-е. М.: Политиздат. — Т.47. — Ч. 2. — С. 609- 641.
  105. , К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. -1956. -Т.З. С. 7−544.
  106. , В.М. От культурологии к философии культуры / В. М. Межуев // Культурология сегодня: Основы. Проблемы. Перспективы. М., 1993. -С.15−22.
  107. Методологические проблемы теории нации и национальных отношений. Бишкек: Илим, 1991. — С. 84.
  108. , O.E. Здравый смысл как способ мышления: автореф. дис. канд. филос. наук / O.E. Милютин. Л., 1975. — 24с.
  109. , В.В. О понимании философии как мудрости / В. В. Миронов // Философские науки. 1966. -№ 6. — С. 35−43.
  110. , М.Е. Взаимодействие обыденного и научно-теоретического сознания / М. Е. Миронов // Философские методологические семинары. М.: Наука, 1984.-С. 161−176.
  111. , Р.В. Духовность крестьянства России XX века. Социально-философский анализ: Монография / Р. В. Михайлова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. — 122 с.
  112. , М.А. Нация в социалистическом обществе / М. А. Морозов. -М.: Политиздат, 1979. 175 с.
  113. , И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: дис. док. филос. наук: / И. В. Наместникова. М., 2003. — 335 с.
  114. Нации и национализм / Б. Андерсон и др.: Пер. с англ. и нем. М.: Праксис, 2002.-416с.
  115. Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Материалы региональной научно-практической конференции: 19 июня 2003 г. -Чебоксары., 2003.-212 с.
  116. , Н.В. О пословицах чувашского народа / Н. В. Никольский // Ученые записки НИИ языка, литер., истор. и экономики при Совете Министров Чув. АССР. Чебоксары, 1958. — Вып. XVIII. — С. 1−24.
  117. Новая философская энциклопедия: В 4-х т.т. М.: Мысль, 2000. — Т.1. -721 с--Т.2. — 2001.- 634 с--Т.3.-2001.- 692 с.
  118. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1973. -847 с.
  119. , Т.Н. Диалектический материализм и история философии (Историко-философские очерки) / Т. И. Ойзерман. М.: Мысль, 1979. — 308 с.
  120. , Т.И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. -2-е изд. М.: Мысль, 1982. — 301 с.
  121. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии- 1989, № 3,4.
  122. , Н.М. Записки чувашина о своем воспитании / Н. М. Охотников // Известия ОАИЭ, 1920. Т. 31. — Вып. 1. — 187 с.
  123. , Г. Д. Народная мудрость (социально-философский анализ на основе самобытности чувашского этноса): дне. канд. филос. наук: / Г. Д. Петрова. Чебоксары, 2003. — 133 с.
  124. , Т.Н. Общечеловеческое звучание «Духовного завещания» И.Я. Яковлева // Вестн. Чуваш, гос. пед. ин-та им. И. Я. Яковлева. Теория и история педагогики. Чебоксары, 1998.- № 2.- С. 209.
  125. , Ю.А. Методология научного познания / Ю. А. Петров, Э. А. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 2001. — 590 с.
  126. , Т.Н. Чувашская педагогика как фактор мировой культуры / Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1996.- 97с.
  127. , А.И. Мировоззрение и фольклор/ А. И. Петрухин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971. — 224 с.
  128. , А.И. Рост национальной культуры и устно-поэтическое творчество чуваш / А. И. Петрухин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965. — 120с.
  129. Плешкова, K. JL Диалектика обыденного и научно-теоретического сознания в условиях строительства коммунизма: автореф. дисс. канд. филос. наук / К.JI. Плешкова. -М., 1969. -20 с.
  130. , Э.В. Народные верования и устное народное творчество / Э. В. Померанцев //Фольклор и этнография. Л.- 1970. — С .158−168.
  131. , С.И. Аксиологический аспект социального познания / С. И. Попов // Социальное познание и управление. М.: Мысль, 1983. — С. 36−63.
  132. , В.В. Некоторые моменты диалектики обыденного и научного сознания //Актуальные проблемы диалектического материализма. М.- Изд-во МГУ, 1982.-С. 41−46.
  133. , Б.Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979. — С. 67- 93.
  134. Пословицы и поговорки русского народа: Из. Сб. В. И. Даля. М.: Правда, 1987.-654 с.
  135. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.-863 с.
  136. , Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления / Б .Я. Пукшанский. Л.- Изд-во ЛГУ, 1987. — 153 с.
  137. , Б.Н. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. -Чебоксары: Науч. исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР, 1989. — С. 3−11.
  138. , В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия: дис. канд. филос. наук / В. Н. Рагузин. -М., 2002.-С. 24.
  139. , З.Я. Традиция башкирского этноса как социально-культурное явление (философский анализ): автореф. дисс. док. филос. наук / З. Я. Рахматуллина. -Уфа, 2000. -48с.
  140. Релятивистская теория наций. К 70-летию проф. А. Г. Зравомыслова. М.: Мысль, 1998.- с.
  141. , П.М. Нации народ — человечество / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. — М.: Политиздат, 1967. — 191с.
  142. , Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки / Н. Р. Романов.- Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1980. 245 с.
  143. , В.М. Некоторые особенности обыденного сознания: философский анализ явлений духовной культуры / В. М. Сабирова. М., 1984. — С. 8−13.
  144. , А.К. Народная обрядность чувашей / А. К. Салмин. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук, 1994. — 339 с.
  145. Сборник чувашского фольклора: В 2-х т.т. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук, 2000.-Т.1.- Памятники старой чувашской веры. -358 с.
  146. , Н.С. Обычаи и традиции и общественная жизнь / Н. С. Сарсенбаев. Алма-Ата. 1974. — 208с.
  147. , B.C. Интернационализм и общественный прогресс: опыт ист.-социол. исслед. / B.C. Семенов. М.: Мысль, 1978. — 428 с.
  148. , М. Я. Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества / М. Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. -139 с.
  149. Словарь русского языка: В 4-х т.т. М.: АН СССР, Ин-т рус. яз., 1982. -Т.2.
  150. , A.B. Чувашские приметы о погоде и ее влияние на хозяйство / A.B. Смоленский. Казань, 1894. -45с.
  151. , B.C. Соч.: В 2-х т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988. — Т.1. -173 с.
  152. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  153. Структура культуры и человек в современном обществе / Под ред. А. И. Арнольцова, Э. А. Орловой. М., 1987. — 317 с.
  154. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. -М., 1976. -216с.
  155. , В.А. Между прошлым и будущим? / В. А. Тишков // Изв. 1991. 8 август.
  156. , С.А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. М., 1964.-С.266−278.
  157. , С.А. Введение. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев / С. А. Токарев. -М., 1983.-С. 6.
  158. , В.П. Нация и национальные отношения: дис. док. филос. наук. М., 1997.-317 с.
  159. , И. Чувашский фольклор / И. Тукташ. Чебоксары: Чуваш, госуд. изд-во, 1949.-328 с.
  160. , Ф.А. Социокультурные особенности становления развития национального самосознания (на примере таджикского народа): автореф. дис. канд. филос. наук. Душанбе, 2002. — 158 с.
  161. , Т. Э. Воспитательная значимость пословичных изречений / Т. Э. Тайтанен // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. -Чебоксары, 1991. -4.2. С. 68−70.
  162. Т.Э. Языковой афоризм как мировоззренческое отражение бытия обыденным сознанием: автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1985.-17 с.
  163. , Д.И. Сущность первобытной мифологии и тенденции эволюции / Д. И. Угринович // Вопросы философии. 1980. — № 9.
  164. , А.К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-333 с.
  165. , А.К. Общественная психология и идеология / А. К. Уледов. М., 1985.-368с.
  166. , А.К. Структура общественного сознания: теорет.-социолог. исследование / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
  167. , М. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных культур Монголии и России: дис. канд. культ, наук. М., 2002. — С.24.
  168. , В. А. Нравственные традиции этноса / В. А. Федотов. Йошкар-Ола, 2003.-136 с.
  169. , Э.З. Мозг и психика / Э. З. Феизов. Чебоксары, 1991. — 158 с.
  170. , Э.З. Сознание / Э. З. Феизов. Чебоксары, 1996. — 151с.
  171. Философия культуры. Становление и развитие. СПб: Изд-во «Лань», 1998.-448 с.
  172. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  173. Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1990. — 231 с.
  174. Хрестоматия по культуре чувашского края. Дореволюционный период / Под ред. Скворцова М. И. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001. — 255 с.
  175. , Л.Г. Пережитки прошлого как общесоциологическая категория: автореф. дис. канд. филос. наук. Тбилиси, 1986. — 24 с
  176. , А.Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М.: Высш. школа, 1981. — 374 с.
  177. H.H. Народы, расы, культуры / H.H. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1971. — 256 с.
  178. Человек и социокультурная среда. М.: ИНИОН РАН, 1991. -Вып.1. -262с.
  179. , В.А., Диалектика теоретического и обыденного сознания: (Мировоззренческий аспект) / В. А. Черняк, К. Т. Талипов. Алма-Ата: Наука, 1985.-248 с.
  180. Чуваши: современные этнокультурные процессы / Отв. ред. В. В. Пименов. -М.: Наука, 1988.-240с.
  181. , H.A. Обыденное сознание масс / И. А. Чудинов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 120 с.
  182. , И.А. Сознание народных масс и его структура: автореф. дис. д-ра филос. наук. Л., 1979. — 36 с.
  183. , В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская действительность / В. Н. Шевченко // Социальная теория и современность. 1989. — Вып. 12. — С.9.
  184. , Г. К. Этнос. Культура. Самосознание / Г. К. Шалобаева. М., 1982.- 287с.
  185. , B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / B.C. Швырев. М.: Наука, 1988. — 382 с.
  186. , Ю. Нация и государство / Ю. Шипков // Свободная мысль. -1993.-№ 1.
  187. , М. А. Сокровищница народной мудрости: В 3-х т.т. М., 1985. -Т.З. — 620 с.
  188. Юнг, К. Г. Архетипы и символ / К. Г. Юнг. -М., 1991. -260с.
  189. , М. Древние чуваши (Древняя и средневековая история чувашского народа) /М. Юхма. Чебоксары, 1998. — 454 с.
  190. , И.Я. Моя жизнь: Воспоминания / И. Я. Яковлев. Чебоксары: Республика, 1997.-696 с.
  191. Decsy, Gy. Die linguasche Struktur Europa’s / Gy. Decsy.- Wiesbaden, 1975. -S. 123.
  192. Der Kamabund (Decsy Gy. Die linguasche Struktur Europa’s. Wiesbaden).-1975.- S. 123.
  193. Habermas, J. The Theory of Communicative Action / J. Habermas. 1987. -P.25.
  194. Hall, E. The Hidden Dimension/E.Hall-New York, London, 1990.
  195. Hofstede, G. Cultural Differences in Teaching and Learning / G. Hofstede // International Journal of Intercultural Relations. 1986. — № 10-
  196. Hofstede, G. Lokales Denken, Globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management / G. Hofstede. Munchen, 1997.
  197. The Journal of Contemporary History.- 1971.- Vol. 6. -№ 1.
  198. Kekes, J. Wisdom / J. Kekes // American Philosophical Quarterly. Volum 20. -№ 3.- 1983, July.
  199. Levy-Strauss, C Race et historic P.: Meditations, 1973.
  200. Meszaros, Gyula. Csuvas nepkoltesi gyujtemeny / Gyula Meszaros. Budapest, 1912.-540 s.
  201. Paasonen, H. Gebrauche und Volksdichtung der Tschuwassen. Herausgegeben von Eino karanka und Martti Rasanen. Helsinki, 1949. — 381s.
  202. Reiner, H. Die philosophische Ethik /H. Reiner. Heidelberg, 1964.
  203. Spengler, O. Untergang des Abendlandes / O. Spengler- Bd.I.Munch., 1936.
  204. Jaspers, K. Der Philosophische Glaube / K. Jaspers. Zurich, 1948.
Заполнить форму текущей работой