Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Место и роль межкультурной коммуникации в развитии социума

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили принципы и способы, разработанные для системного, комплексного анализа с учетом логико-исторического метода и метода сравнительного анализа. В качестве теоретической основы диссертации используются разработки социальной философии, герменевтики и синергетики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философский анализ коммуникации культур
    • 1. 1. Культура как базис личностного и межкультурного взаимодействия
    • 1. 2. Сущность межкультурной коммуникации
    • 1. 3. Анализ научных теорий, связанных с межкультурной коммуникацией
  • Глава 2. Межкультурная коммуникация в пространственно-временных координатах исторического развития
    • 2. 1. Человек и общество в пространстве и времени
    • 2. 2. Развитие межкультурной коммуникации по «вертикальной» (временной) и по «горизонтальной» (пространственной) осям
    • 2. 3. Современные способы межкультурной коммуникации

Место и роль межкультурной коммуникации в развитии социума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможности культурной и межкультурной коммуникации не случайно привлекают сегодня пристальное внимание. Наряду с ранее существовавшими и ставшими классическими средствами коммуникации возникли и распространяются средства массовой коммуникации, способные вовлекать в коммуникативный процесс широкую аудиторию.

В этой связи необходимо подчеркнуть следующие принципы анализа общественных процессов, связанных с культурой. Во-первых, она есть суть, содержание социального жизнеустройства. Культура есть объективированная сущность человека и человечества. Во-вторых, культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия, вещи, предметы), так и неовеществленных (идеи, теории, символы, образы), деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. В-третьих, сущность человека и человечества воплощается в различных сферах существования культурных феноменов: мифологической, религиозной, материально-производственной, бытовой, художественной и других, а также в культурных типах, различающихся по исторической оси (Античность, Средние века, Новое время) — по пространственной оси (Восток-Запад, Юг-Север, сельская-городская местность).

Актуальность изучения культуры в данном ракурсе акцентирует внимание исследователей на использовании философских категорий и закономерностей, изучаемых диалектикой и синергетикой. Например, закономерность соответствия формы и содержания. Так, сущность культурных типов, содержание культурных феноменов объективируется, является, облекается в форму: взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения, коммуникации.

Компоненты коммуникативного процесса можно дифференцировать несколькими способами. Один из них — определить модусы, посредством которых может осуществляться коммуникация: вербальная и невербальная, опосредствованная и непосредственная. Другой способ посмотреть на коммуникативный процесс — описать его в терминах кодирования и декодирования.

Неверное понимание философского соотношения формы и содержания приводит в реальной действительности к неправильному, неадекватному принятию решений.

Актуальность и новизна данного диссертационного исследования выражена в авторской концепции рассмотрения межкультурной коммуникации по осям пространственно-временного исторического развития. Вертикальная ось — это рассмотрение культурного насыщения и освоения моральных норм и системы ценностей «вглубь», через ритуалы, традиции, обряды, язык, культурные символы и артефакты. А горизонтальная ось — через движение «вширь» — насильственное перемещение предметов культуры (военные походы, захватнические войны и добровольное дипломатическое взаимодействие культур (туризм, торговля, научный и спортивный обмен).

Для того, чтобы разработать свой логический ряд о механизмах, способах межкультурной коммуникации по вертикальной и горизонтальной осям пространственно-временных координат, автор проработал значитальный массив научных и литературных источников по данной теме.

Степень разработанности проблемы. В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры. С конца XIX в. влиятельной становится американская школа культурной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, М. Мид и др.). В ней на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения.

На основе обобщений результатов исследований культурной и социальной антропологии сложился аксиологический, т. е. ценностный подход к пониманию культуры. Широкое использование понятия «культура» как «совокупности материальных и духовных ценностей» начинается с работ В. Виндельбанда. Культура рассматривается как система нормативных способов деятельности, приемов деятельности, претендующих на образцовость. Известными представителями этого направления являются Г. Риккерт, Г. Коген, Ф. Брентано, М. Шел ер, В. Вундт и др. В отечественной философии и культурологии его представляют Г. Карпов, А. Зворыкин, Г. Францев и др. Достоинство этого подхода — его широта, позволяющая представлять культуру как выражение различных сторон и сфер общественной жизни. Вместе с тем аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере ценностей, при отсутствии их четких критериев и выходов на практическую реализацию.

Исследование культуры осуществлялось через изучение особенностей тех или иных символических форм: письменных источников, ритуала, культа, обряда. Последователи Л. Уайт, Э. Кассирер и др. рассматривали культуру как механизм, создающий совокупность текстов, а текст — как реализацию культуры.

Интересная трактовка символа дана в рамках психоанализа. Символ выступал здесь не как атрибут сознательной деятельности человека, а наоборот, как единственная опосредованная возможность проявления бессознательных начал в индивидуальной психике и культуре. Оригинальны в этой связи идеи К. Юнга, изучавшего наличие универсальных образов-символов (архетипов) коллективного бессознательного.

Разнообразные аспекты кризисного состояния современной культуры анализировались такими мыслителями как П. Сорокин, X. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Фромм, Р. Гвардини, Н. Бердяев и многими другими. Выделяются современные отечественные исследования феномена кризиса, авторами которых, в частности, являются А. Ахиезер, И. Василенко, П. Гречко, П. Гуревич, Л. Ионин, А. Назарчук, В. Степин, А. Флиер. Но, несмотря на достаточную разработанность, эта тема не теряет своей актуальности.

Конец XX — начало XXI века ознаменовался растущим интересом научного сообщества к вопросам информатизации общества1 — важнейшему из проявлений научно-технического прогресса. Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица, Б. Гаврилишин, Г. Фридрихе, А. Шафф, Дж. Форрестер, Я. Тинберген и др.) — одна из организаций, занимающаяся масштабными исследованиями современных процессов общественного развития и прогнозированием будущего, инициировала компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации.

Широко используемый термин «информационное общество» применяется для обозначения особого вида общественной формации, разновидностей постиндустриального общества и нового этапа развития человеческой цивилизации. Наиболее яркие представители этого направления — А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. Белл, А. Тоффлер (США), Д. Масуда (Япония).

Объем литературы о межкультурной коммуникации обширен, но в современной литературе особый акцент делается на изучение виртуальной реальности, компьютерных технологий, глобальной сети Интернет.

В диссертации автор ставит целью исследования — выявить содержание, сущность, функции и разнообразие межкультурных контактов для выработки и принятия адекватных решений глобальных проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 См.: Бурдуковская Л. П. О влиянии информации на человека, общество, культуру // Российская культура глазами молодых ученых. — СПб., Изд-во СПбГУ, 2003. — Вып. 14. — С. 10−29- Каландия И. Д. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. // Человек постсоветского пространства: сб. материалов конф. — СПб.: С.-Петерб. философское об-во, 2005. — Вып. 3. — С.256−266 и др.

1. На основе знания философской закономерности соответствия формы содержанию, проанализировать культуру как объективированную сущность человека и человечества.

2. Выявить сущностное содержание межкультурной коммуникации как механизма, способа, формы обмена содержанием культурных типов.

3. Рассмотреть современные методы и средства межкультурной коммуникации (виртуальная реальность, Интернет).

4. Осуществить философский анализ теоретических подходов к изучению межкультурной коммуникации, на данной теоретической базе составить свой логический ряд «горизонтальной» и «вертикальной» осей межкультурных связей.

5. Проанализировать особенности исторических феноменов, функционирующих на принципах преемственности культуры (мораль, язык, ритуалы, традиции, обряды).

6. Проанализировать исторические события в «горизонтальной» оси распространения культурных образцов (военные походы, торговля, туризм).

Объект исследования — культура, как коллективное достояние человечества, опыт поколений, передающийся через культурное взаимодействие, составляющее единство всемирно-исторического процесса.

Предмет исследования — способы, механизмы решения проблем межкультурной коммуникации.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили принципы и способы, разработанные для системного, комплексного анализа с учетом логико-исторического метода и метода сравнительного анализа. В качестве теоретической основы диссертации используются разработки социальной философии, герменевтики и синергетики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по истории культуры, методов и способов межкультурной коммуникации. Специфика предмета исследования требует комплексного подхода, который позволяет рассматривать историю культуры и теорию межкультурной коммуникаций на базе категориального аппарата философии, культурологии, психологии и социологии.

Научная новизна диссертации состоит в том, что с использованием общетеоретических принципов изучения социальных феноменов осуществлен философский анализ сущностных элементов культуры, межкультурной коммуникации и рассмотрены пространственно-временные координаты реализации взаимодействия различных культурных типов в истории социума.

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем.

1. Осуществлен анализ культуры как объективации в историческом процессе знаний, технологий, результатов деятельности как отдельного человека, так и общества в целом.

2. Выявлены сущность, содержание межкультурной коммуникации как механизма, способа, формы реализации культурных типов в контексте истории развития общества.

3. Проанализированы современные методы и средства межкультурной коммуникации (виртуальная реальность, Интернет).

4. Проанализированы аксиологическая, диффузионистская, игровая теории и представлена своя трактовка «горизонтальной» и «вертикальной» осей межкультурных связей, которые осуществляются во времени и пространстве.

5. Межкультурная коммуникация, представленная такими социальными феноменами, как мораль, язык, ритуалы, традиции, обряды, составляет временное историческое измерение культурных образцов.

6. Пространственная составляющая межкультурной коммуникации представлена с помощью освоения культурных типов этносов, религиозных конфессий в военных походах, торговле, туризме.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура есть коллективное достояние человечества (опыт, знание, технологии, результаты деятельности), передающееся через взаимодействие, взаимовлияние, коммуникацию, составляющие единство всемирно-исторического процесса.

2. Содержание межкультурной коммуникации рассматривается как механизм, способ, форма реализации сущностного наполнения культуры. Выделены виды межкультурной коммуникации: вербальная и невербальная, прямая и опосредованная, консервативная и инновационная.

3. Современные методы и средства межкультурной коммуникации не могут заменить сущностного содержания культуры (менталитета, духовность, знаний, опыта и др.).

4. Теории межкультурной коммуникации (аксиологическая, диффузионистская, игровая) являются научным и методологическим основанием для создания авторского логического ряда горизонтальной и вертикальной осей межкультурных связей.

5. Межкультурная коммуникация, представленная такими социальными феноменами, как мораль, язык, ритуалы, традиции, обряды, является консервативным закреплением знаний, технологий, опыта.

6. Межкультурная коммуникация, осуществляемая в пространственных координатах, воплощается в реальной жизни с помощью освоения культурных типов в военных походах, торговле, туризме.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется междисциплинарным характером диссертации, поскольку в работе пересекаются историко-научные, культурно-эстетические, философские аспекты и сущностные проблемы современного развития межкультурных связей. Результаты данного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для социальной философии, социологии, психологии, антропологии. Философский анализ межкультурной коммуникации позволяет решить ряд методологических проблем и продемонстрировать эвристическое значение социальной философии для гуманитарных наук, материального производства и решения проблем глобалистики.

Основные научные результаты могут быть использованы в научных исследованиях по истории туризма, торговли, научных контактов. Основные положения диссертации могут найти применение в учебном процессе при преподавании курсов связанных с туризмом, дипломатическим общением, торговлей, научными контактами и культурными программами.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора и выступлениях на конференциях и симпозиумах различного уровня, среди которых: Международная конференция «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» в МГТУ им. Н. Э. Баумана (2009) — Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры» в МГТУ им. Н. Э. Баумана (2009) — Всероссийская научно-практическая конференция «Современные социальные и гуманитарные знания: традиции, новации, перспективы» в Казанском государственном техническом университете (Казань, 29−30 января 2010).

Основные результаты исследования изложены в 5 научных работах автора, общим объемом 7,8 п.л., в том числе в 1 публикации в журнале из обязательного списка ВАК.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой главе, заключения и библиографического списка.

Заключение

.

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Она выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Следовательно, культура придает определённое значение человеческой деятельности и жизни, вносит в них смысл. Поэтому культурную деятельность можно представить как совокупность знаний, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий мир.

Важное значение во взаимодействии культур имеет структура, т. е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионаламиустойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, полититические, правовые, художественные связи.

Единство мировой культуры обусловлено единством исторического процесса, универсальной природой труда, творческой деятельностью и т. д. Любые национальные культуры выражают всеобщее общечеловеческое содержание. Тем самым теоретически обосновывается необходимость и возможность взаимодействия и диалога культур. Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность и общество в целом.

Участвуя в производственно-познавательной деятельности общества, каждый индивид оказывается включённым во множество коммуникативных процессов. Возможность его участия в коммуникативных событиях обусловливается его коммуникативным поведением.

Процесс коммуникации может быть описан как операция, при которой отправитель кодирует сообщение в виде набора сигналов. Эти сигналы передаются через множество каналов, открытых и функционирующих у получателя. Получатель декодирует сигналы, чтобы интерпретировать послания. Как только послание проинтерпретировано, декодирующий становится кодирующим, отправляя обратно собственное сообщение при помощи того же процесса. При этом тот, кто первоначально кодировал сообщение, становится декодирующим. Именно этот сложный процесс обмена, с меняющимися ролями и кодированием-декодированием сообщения и составляет процесс коммуникации.

При ускорении темпов смены культурных образцов и появления новых способов коммуникации, новых типов медиа-контента, увеличении количества художественных произведений (музыка, кино, литература, изобразительное искусство) остается все меньше общих оснований для построения символической коммуникации, отсылок к единому культурному фону даже в рамках одной нации и — далее — в рамках одного поколения. Усиливается разрыв между поколениями, углубляются противоречия между социальными группами, распадаются сами социальные группы, хаотично формируются многочисленные атомарные структуры, слабо объединенные личными вкусами. Возможность коммуникации на основе формирования общих принципов и норм — общих культурных кодов — затрудняется.

Важной характеристикой виртуальной культуры является ее мозаичность, связанная с особенностями процесса познания, а также структурирования и ценностного отбора социального опыта жизнедеятельности. Как следствие интенсивного внедрения компьютерных информационных технологий в повседневную культуру, непрерывного и беспорядочного потока информации, распространяемого, главным образом, средствами массовой коммуникации, формируется определенный тип виртуальной культуры, сочетающий в себе случайные элементы культур разных народов и эпох. Данные элементы оседают по определенным статистическим законам в сознании индивидов, образуя нечто вроде «хранилища сообщений». Таким образом, не происходит ценностного отбора и структурирования социального опыта как в случае направленного процесса познания, реализуемого посредством системы образования. В этом заключается основное отличие виртуальной коммуникационной культуры от межкультурной коммуникации в ее традиционном понимании в науке как ценностно-отобранного и символико-семиотически организованного опыта взаимодействия множества людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Мысль, 1989. — 378с.
  2. JI.A. Социология досуга. М.: Лабиринт, 2003. — 158с.
  3. Ю.Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 134с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 468с.
  5. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003.-128с.
  6. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. — Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1967. 342с.
  7. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Знание, 1989.- 128с.
  8. А. Россия и Ренессанс: История русской культуры (было ли в России Возрождение?- О влиянии Византии на русскую культуру) // Обществ, науки и современность. 2001. — № 3. — С. 89−101
  9. В. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 29−42.
  10. Н.Г. Культурология. М.: Высшее образование, 2008. — 495с.
  11. А.К. Этнические стереотипы поведения. Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1985.- 239с.
  12. Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: ИСПИ, 2007.-267с.
  13. Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности. -М.: Наука, 1994.-256с.
  14. М.Г. Архитектура и город. М.: Город, 1979. — 247с.
  15. H.B. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 46−55.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 465с.
  17. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 378с.
  18. М. Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Сер. 19. — 2001. — № 4. — 166с.
  19. М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Интернет публикация. Режим доступа: http://www.rik.ru/vculture/seminar/index.html). -Дата обращения к сайту: 12 января 2010 г.
  20. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., Медиум, 2005. — 231с.
  21. H.A. О культуре // Философия творчества культуры и искусства. -М.: Мысль, 1994. С. 524 — 529.
  22. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О РОССИИ и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — С. 43 — 271.
  23. . Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1998.-450с.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413с.
  25. A.A. Личность в общении. -М.: Педагогика, 1983. 346с.
  26. . К критике политической экономии знака. М.: Академический Проект, 2007. — 335с.25а. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Минск: Алгоритм, 2006. — С. 35 — 123.
  27. Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Медиум, 2008. -278с.
  28. См.: Бурдуковская Л. П. О влиянии информации на человека, общество, культуру // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., Изд-во СПбГУ, 2003. — Вып. 14. — С. 10−29.
  29. П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой- Отв. ред., предисл. Н. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2008. -112с.
  30. А.Н. Мир культуры. 2-е издание, испр. и доп. — Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. — 712 с.
  31. А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 века.-М.:Владос, 1995. С. 5−11.
  32. А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Аспект Пресс, 2001. — 187с.
  33. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура / Ред.: Чеботарева А. П., Петропавлова O.A. Москва: ACT- Санкт-Петербург: Полигон, 2006. — 368с.
  34. Р., Вердербер К. Психология общения. М.: Знание, 2003. -318с.
  35. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Просвещение, 1990. — 63 с.
  36. В.Г. Диалоговая концепция культуры // Парадигма. Журнал межкультурной коммуникации.- 1998.-№ 1.-С. 24−38.
  37. Д.А. Становление Интернет диалога как форма участия граждан в политической жизни России: Автореферат. .дис. канд. полит, наук. — М., 2007. -22с.
  38. А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета. Интернет публикация. Режим доступа: http://www.psynet.bv.ru/index.htmn. Дата обращения к сайту: 23 октября 2009 г.
  39. Н.В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI ХУ1 вв. и их указатель. — СПб.: Изд-во «Питер», 1994. — 224с.
  40. Э.Н. Категории культуры // Гуманитарные науки и новые информационные технологии: Сб. науч. тр. М.: ВНИТИ, 2002. — Вып. 2. — С. 115−126.
  41. Л.В. Российская массовая культура конца XX века // Материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 4 декабря 2007 г.) СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. — С. 24 — 45.
  42. Л.П. История туризма и гостеприимства. М.: Проспект, 2004.- 160с.
  43. С.Г. Политика и массовая коммуникация // Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания / Под ред. М. А. Фроловой. М.: Изд-во МГТУ, 1992. — С. 77 — 108.
  44. Р. Кризис современного мира. М.: Наука, 1991. — 176с.
  45. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -396с.
  46. В.А. Психология общения. М.: Наука, 2002. — 416с.
  47. И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ.- М.: Русский язык, 2001. 268с.
  48. А.Н. Методология коммуникационной научно-образовательной среды // Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006» (Санкт-Петербург, 23 апреля 2006). Т.1. — СПб: Лань, 2006.-С. 87−98.
  49. Д.Ю. Кентавр, или к вопросу о бинарности русской культуры: Становление культуры в России // Звезда. 2001. — № 5. — С. 186−197.
  50. Л. Психологическое несходство этносов // Психология национальной нетерпимости. Минск: Алгоритм, 1998. — С.78 — 98.
  51. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.-336с.
  52. П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2001. — 349с.
  53. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1994. — Т. 2. — 567с.
  54. Н.Я. Россия и Европа. М.: Прогресс, 1995. — 465с.
  55. Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск: Фора, 2000.-249с.
  56. Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х. -М.: Питер, 1999.-Т. 1. 453с.
  57. Г. Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности // Одиссей. 1992. — С. 34 — 43.
  58. Домострой. СПб.: Наука, 1994. — 134с.
  59. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Инфра-М, 2000. 256с.
  60. С.А. Макропропорции Интернет-экономики // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции. (СПб., 20−24 ноября 2000 г) -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — С. 67 — 85.
  61. В.Л. Золотая орда: мифы или реальность. М.: Знание, 1990. — 34с.
  62. Забелин И. Е «Домострой» по Списку Общества истории и древностей российских. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1882. — 143с.
  63. И.Jl., Беляева Е. В. Этика. Минск: Алгоритм, 2000. — 345с.
  64. Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Издательство МГУ, 2008. — 142с.
  65. H.H. Коммуникация в процессе функционирования и развития общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2004. — 26 с.
  66. Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. — 96 с.
  67. Т.В. Ментальность, культура, искусство // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — С. 168 — 177.
  68. Н.Г. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2007. — № 3. — С. 45 — 57.
  69. В. В. Расколотая цивилизация. М.: Academia — Наука, 2005. -238с.
  70. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. 2005. — № 4. — С. 6 — 17.
  71. В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. -СПб.: Питер, 2001.- 184с.
  72. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.- 345с.
  73. М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологи
  74. Взаимодействие художественных культур. М.: Знание, 1994. — С. 56 — 69.
  75. Н.В. Межличностное общение. Спб.: Профессионал, 2001. -57с.
  76. И.Д. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. // Человек постсоветского пространства: сб. материалов всеросс. конф. СПб.: С.-Петерб. философское об-во, 2005. — Вып. 3. — С.256−266.
  77. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 596с.
  78. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2007. 484с.
  79. В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2008.-376с.
  80. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. -232с.
  81. Кон И. С. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Минск: Алгоритм, 1998. — С. 67−83.
  82. И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. 1999. — № 1. — С. 159 — 172.
  83. И.В. Культурология: история культуры России. М.: Омега-JI: Высш. шк., 2003. — 616с.
  84. И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / Под ред. H.A. Носова. М.: РАГС, 2007. — С. 56 — 73.
  85. А.П. Субъект и объект культуры. М.: Инфра-М, 2007. — 254с.
  86. Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.:ЭКСМО, 2006. 1024с.
  87. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2008. — № 3. — С. 78 — 89.
  88. Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С. 30—40.
  89. А.И. Культурология. М.: Акад. проект, 2001. — 496 с.
  90. В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология управления персоналом. 2000. — № 1 (2). — С. 156 — 164.
  91. A.A., Яницкий О. Н. Межличностные сети российских зеленых // Социологический журнал. 2008. № ¾.
  92. К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия. М.: Наука, 2004. — 132с.
  93. Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в российском контексте // Проблемы становления гражданского общества в России. (Материалы научного семинара). М.: СПбГУ, 2007. — Вып. № 4. — С. 43−49.
  94. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. -М.: МПСИ, 2003.-568с.
  95. Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2007. — 254с.
  96. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к пониманию. М.: Дело, 1999. — 105с.
  97. М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2008. -126с.
  98. М. Галактика Гутенбурга: Становление человека печатающего. -М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. 346с.
  99. И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. Изд. 2-е, испр. М.: КомКнига, 2005. — 240с.
  100. В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. — 168с.
  101. H.H. Культура и цивилизация. М.: Инфра-М, 2008. — 342с.
  102. В.А., Петрухин В.Я. Славяне и их соседи
  103. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Наука, 1990. — С. 88 -101.
  104. П.В. Социально-философский анализ субъектов коммуникации: Автореф. дис. .канд. философ, наук. — М., 2006. — 25 с.
  105. A.B. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 320 с.
  106. И.В. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: проблемы и противоречия. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 133 с.
  107. И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: Автореф. дис. д-ра философ, наук. М., 2003. — 49 с.
  108. А.П. Истории зарождения и становления культуры. М.: Инфра-М, 2006.- 132с.
  109. Новая постиндустриальная волна на Западе // под ред. В. В. Иноземцева. -М.: Academia, 1999 596с.
  110. P.C. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в моноэтнической среде // Психологический журнал. 1989. — № 4. -С. 36−48.1.07а. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. — 654с.
  111. A.A. «Домострой»: Исследование. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 188с.
  112. В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию. М.: Инфра-М, 2005.-346с.
  113. A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. М.: Просвещение, 1998. — 196с.
  114. B.C. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. -К.: Наукова думка, 1983. С. 7 — 9.
  115. Ю. Социальная коммуникация. М.: Гелиос АРВ, 2006. -160с.
  116. Пиз А. Общие понятия о языке жестов // Хрестоматия по социальной психологии М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С.56 — 68.
  117. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рекор-бук- К.: Ваклер, 2001. -656с.
  118. М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -С.112- 122.
  119. Е. И. Психология общения. М.: Наука, 2001. — 148с.
  120. И.Н. Этические проблемы коммуникации в электронной среде. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. 168с.
  121. Н.Н. Книга Древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 278с.
  122. Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // СОЦИС. 2008. — № 1. — С. 68 — 81.
  123. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. -342с.
  124. Россия и Европа в Х1Х-ХХ веках: Проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур // под ред. Н. Шматко. М.: Международная педагогическая академия, 1996. -346с.
  125. .А. Древние славяне и античный мир // Природа. 1993. — № 11. -С. 37−40.
  126. .А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М.: Наука, 1984. — 486с.
  127. А.П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа-М, 2006. -456с.
  128. Ю.Н. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. 2000. — № 10. — С. 25 — 29.
  129. .С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? // Социологические исследования. 2008. — № 2. — С. 45 — 56.
  130. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752с.
  131. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 586с.
  132. Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сборник научных трудов «Вестник Российской коммуникативной ассоциации» / под общ. ред. И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2008. — Вып.1. — 234с.
  133. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Русский язык, 2000. — 230 с.
  134. Тер-Минасова С. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 2000. — 346с.
  135. А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -736с.
  136. Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской культурологи и этнолингвистике. М.: Русский язык, 1995. — 165 с.
  137. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 784 с.
  138. А. Футурошок. СПб: Лань, 1997. — 464с.
  139. И. С. Культура и цивилизация: этимология, история, семантика, соотношение с языком // Исследования по славянским языкам. Самара: Изд-во СГУ, 1996.-С. 142- 158.
  140. В.Г. Человек в своей стране: проект российской модернизации
  141. О.Г. Социология массовой коммуникации. М.: ИПиП, 2007. — 238с.
  142. М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 212с.
  143. А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. 2005. — № 1. — С.42 — 53.
  144. Ю.А. Человечество в XXI веке.- М.: Синтез, 2001. 246с.
  145. С.Л. Духовные основы общества. М.: Наука, 1992. — 480с.
  146. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Академический проект, 2000. — 328с.
  147. А. Анализ социальных сетей // Социологические исследования. -2007.-№ 1.- С. 109−119.
  148. Д.И., Алексеева Е. А. Стереотипы и динамика мышления. -Минск: Алгоритм, 1993. 326с.
  149. О. Закат Европы. М.: Прогресс, 1993. — 680с.
  150. О. Человек и техника // Культурология XX век: Антология. -М.: Прогресс, 1995. С. 146 — 158.
  151. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М.: Наука, 2008. — С. 18−46.
  152. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М. Просвещение, 1973. 124с.
  153. К. Смысл и назначение истории. М: Политиздат. -г 1991. — 527с.
  154. Cherry С. On Human Communication. A Review, a Survey and Criticism. Cambridge (Mass) L., Alcon, 1966. — 347p.
  155. Dewey J. Experience and Nature. Chicago: Press, 1926. — P. 166 — 207.
  156. Knapp M.L., Vangelisti A. L. Interpersonal Communication and Human Relationships. N.Y.: Allyn and Bacon, 1992. — 386p.
  157. Mikes G. How to be an Alien. N.Y.: Penguin Books Ltd, 1973. — 342p.
  158. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies // American Journal of Sociology. 1965. — № 4. — p. 262 — 274.
Заполнить форму текущей работой