Широко известен тот факт, что аристотелевские труды зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. Уже при самом поверхностном взгляде становится вполне очевидным, что работы Аристотеля — это самые настоящие научные трактаты и этим они разительно отличаются от платоновских диалогов, родственность которых мифопоэтическому творчеству подчеркивается к тому же обильным присутствием в них мифологических сюжетов и образов. Стремление к системности проистекает у Аристотеля отнюдь не из случайных обстоятельств.
У Аристотеля «наряду с мышлением, — пишет С. Н. Трубецкой, — реальным источником познания является и чувственный опыт: разум не создает из себя понятий, он воспринимает их из опыта, из материи. Истинное знание не только логично — оно положительно»[1]. У Платона истина целиком находится в мире идей, поэтому и систему, точность знания Платон бы понял только как приобщение к миру идей. Платоновское учение не стремится к систематичности потому, что содержит элемент презрения к чувственному миру. У Аристотеля же логика рассматривается не только в чистом («подлинном») виде, как у Платона, но и как-то, что присутствует в самих вещах и их совокупностях, поэтому на первый план выходит знание фактов. Система выстраивается, если мы знаем достаточное количество фактов, владеем обширной фактической, т. е. положительной, информацией: она сама способна привести нас к системе. Следовательно, все зависит от добросовестности, терпения, тщательности, неустанности. Именно поэтому Аристотель столь внимателен ко всем деталям и частностям, его труды становятся энциклопедией по различным отраслям знания: от истории и философии до биологии, медицины, астрономии. При этом он стремится не упустить ни одной детали, поскольку каждая способна сыграть свою роль в общей системе. Крайне важно и то, что занятия наукой превращаются у Аристотеля не в скучное дело, которым можно заниматься только принуждая себя, а в увлекательное исследование, постепенно шаг за шагом раскрывающее перед нами внутреннюю гармонию и красоту мира. Поэтому, не следует суетиться или хотеть «взлететь» к вершине знания одним рывком (как это получается у Платона), а в мерном движении по ступеням знания воспринимать гармонию и вкус жизни.
- [1] Трубецкой С. Н. Указ. соч. С. 73.