Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена совокупность психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, адекватных актуализации педагогами собственных возможностей в становлении новой образовательной практики и способствующих единовременной реализации многоообразия сонаправленных целей и задач методического сопровождения инновационной деятельности, таких как: наличие стратегии развития ОУприменение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Инновационная деятельность в учреждениях среднего профессионального образования и психолого-педагогические условия успешности её реализации
    • 1. 2. Роль формирования методологической культуры педагогов среднего профессионального образования в условиях инновационной деятельности
    • 1. 3. Методическая работа в условиях инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 4. Методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования как педагогическая проблема
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Реализация методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. 1. Модель методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. 2. Условия успешности методического сопровождения инновационной деятельности в средних профессиональных учебных заведениях
  • Выводы по 2 главе
  • Глава III. Апробация модели методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО
    • 3. 1. Диагностика педагогической деятельности в системе профессионального совершенствования педагога среднего профессионального образования
    • 3. 2. Реализация модели методического сопровождения инновационной деятельности
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели методического сопровождения инновационной деятельности в среднем профессиональном учебном заведении
  • С.З -11 С
  • С
  • С
  • С
  • С
  • С. 64 — 66 С
  • С
  • С
  • С. 89−91 С
  • С
  • С. 102 — 111 С
  • Выводы по 3 главе. С. 131- ¦

Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования, в связи с тем, что, на современном этапе развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Механизмом такого развития является инновационная деятельность, которую, согласно 1 статье Закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», можно понимать как особый процесс, реализующий смену одного вида деятельности другим. Вслед за определением инновационного образования П. Н. Новикова и В. М. Зуева, инновационная деятельность понимается нами как деятельность, преимущественно ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной образовательной траектории в области профессиональной деятельности. Развитие инновационной деятельности предполагает освоение преподавателем среднего профессионального образования (СПО) новых технологий в обучении, в которых опора на запоминание уступает место развитию мышления, исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики, осуществляется перенос акцента с осуществления преподавателем функции передачи предметной информации на управление познавательной деятельностью студента.

Большую значимость для инновационной деятельности приобретают идеи творческого саморазвития личности В. И. Андреева, оптимизации образовательного процесса Ю. К. Бабанскогоразвития педагогического профессионализма Н. В. Кузьминой, модели личностноориентированного образования М. В. Кларина, основные положения теории непрерывного самообразования педагогических работников Т. П. Афанасьевой, Ю. Н. Кулюткина, A.M. Новикова, Н. В. Немовой, П. Н. Новикова, В. Г. Онушкина и др.

Пропедевтическое исследование (1997;1999гг.) выявило неудовлетворённость деятельностью методической службы во многих учреждениях СПО, а именно: 76% педагогов не удовлетворены методической службой, 87% не могут объяснить, как она влияет на развитие учебного заведения, 80% отмечают формальность и традиционность подходов к организации деятельности методических служб, как учебных заведений, так и региональных. В целом эффективность деятельности методических служб в обеспечении инновационных процессов учреждений СПО весьма низка, что препятствует реализации опережающего базисное состояние активного приращения знаний, развития на этой основе самого себя как личности, формирования среды своей деятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды (по П. Н. Новикову, В.М. Зуеву).

Анализ литературы и практики показал, что в процессе освоения принципиально новой — практико-преобразующей деятельности (вместо практико-воспроизводящей) педагогу СПО, не имеющему базового педагогического образования, необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке, т.к. ему недостаёт знаний по педагогике и психологии общения, оказываются неразвитыми практико-преобразующие компетенции. При этом под практико-преобразующей деятельностью мы понимаем умение педагога работать не по существующим образцам, а находить собственные пути решения возникающих проблем, умение осуществить выбор направлений, способов преобразования имеющегося опыта преподавания и осуществлять собственное целеполагание в различных видах деятельности, вырабатывать механизм того или иного способа действия, проводить диагностику личных профессиональных достижений, то есть становиться субъектом профессионального развития, осваивая рефлексивную деятельность. Потребность формирования таких умений качественно меняет содержание и виды деятельности методической службы учреждения СПО.

Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. (В частности, 80% педагогов СПО в ходе настоящего исследования заявили о потребности в профессиональной помощи). Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым в исследовании понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива ОУ, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико — рефлексивных, конструктивнопрогностических, организационно — деятельностных и коррекционно — регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально — педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственность субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы.

Изучение результатов проведенных исследований показало, что в последнее десятилетие значительно расширились исследования в области методического обеспечения инновационной деятельности. Так, рассматриваются принципы организации и функции методической службы нового типа (Л.И. Бело-усова, Э. Д. Идиатулина, О. З. Кузнецова, Т. И. Олифиренко, Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, И. В. Чистова и др.), направления модернизации методической деятельности и повышения квалификации педагогов в ОУ (Т.П. Афанасьева, Т. А. Бенедиктова, А. Т. Глазунов, Л. Я. Казакова, B.C. Калита, Н. В. Немова, Л.Г. Та-рита и др.) — модели управления методической работой в школе (В.И. Зверева, Л. П. Ильенко, Н. В. Немова, Т. И. Шамова и др.) Вместе с тем, изучение отечественного опыта и собственная практика позволили прийти к выводу, что исследований в области методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональном образовании недостаточно, функция методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО, востребованного педагогической практикой, является слабо разработанной в педагогической науке, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Таким образом, в ходе исследования выявлены противоречия между возрастающими требованиями к компетенциям педагога СПО и неспособностью его быть субъектом инновационных процессов, способствующих освоению и развитию требуемых в настоящее время компетенций, между востребованностью методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО и недостаточностью научных исследований в этой области.

Проблема исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании системы методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО, способствующей повышению профессионализма педагогов в процессе этой деятельности и повышению качества образовательного процесса.

В рамках решения данной проблемы была определена тема диссертационного исследования: «Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждении среднего профессионального образования» .

Объект исследования: деятельность методической службы учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования: методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования на всех фазах её развития.

Цель исследования: разработать модель методического сопровождения инновационной деятельности и условия успешности её реализации в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: 1. Эффективность инновационной деятельности учреждения среднего профессионального образования обеспечивается методическим сопровождением этой деятельности.

2. Методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования будет успешным, если: • разработать модель методического сопровождения инновационной деятельности, включающую в себя:

— цели методического сопровождения;

— принципы осуществления методического сопровождения;

— содержание методического сопровождения на всех этапах инновационной деятельности с учётом уровней методической подготовки педагогов;

— методы и формы сопровождения инновационной деятельности- • определить комплекс необходимых и достаточных психологопедагогических и организационнопедагогических условий успешности реализации модели методического сопровождения.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные работы по совершенствованию профессионального образования:

— стратегия развития профессионального образования, направленная на формирование у педагога потребностей в самообразовании (П.Ф. Анисимов, В. И. Андреев, А. Т. Глазунов, В. М. Зуев, A.M. Новиков, П. Н. Новиков, А.Ф. Щепотин);

— акмеологический подход, предполагающий анализ проблем профессионального роста педагога, организацию работы с ним с позиций обеспечения его профессионального развития, креативный опыт как результат самоактуализации (В.И. Андреев, О. С. Анисимов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л.Г. Сему-шина, В.А. Сластёнин);

— системный подход к организации педагогической и методической деятельности (Т.П. Афанасьева, Н. В. Бордовская, В. И. Зверева, Н. Н. Михайлова, Н. В. Немова, А. А. Реан, Т. А. Сергеева, В. П. Симонов, Т.И. Шамова).

Поставленная цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Выявить состояние исследованности проблемы методического сопровождения инновационной деятельности и осуществить анализ практики её реализации в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Определить эффективные для учреждений СПО принципы, содержание, методы, формы, виды методического сопровождения инновационной деятельности, уровни методической подготовки педагогов.

3. Разработать комплекс условий и критерии оценки эффективности методического сопровождения инновационной деятельности, адекватного актуализации педагогами собственных возможностей в становлении новой образовательной практики.

4. Провести апробацию разработанной модели методического сопровождения инновационной деятельности.

Для решения задач были использованы методы исследования:

— теоретические: сравнительный анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, аналогия, прогнозирование предполагаемых результатов деятельности нового типа, моделирование системы методического сопровождения и модели методической службы учреждения СПО;

— эмпирические: наблюдение (прямое, косвенное, включённое), опрос (беседы, тестирование, анкетирование), изучение документацииапробация системы методического сопровождения инновационной деятельности.

Исследование осуществлялось в период с 1997 по 2003 гг. в три этапа.

На первом этапе (1997;1999 гг.) проводился анализ литературы и практики по вопросам инновационной деятельностиосуществлялось осмысление исходных методологических и теоретических положений, изучались подходы к методической работе, разрабатывались модели методической службы и методического сопровождения, определялась методика экспериментальной работы.

Второй этап (1999;2001 гг.) включал организацию методической службы, апробацию разработанной модели методического сопровождения.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работыоформление результатов исследования.

База исследования. Основной базой является учреждение — ФГУ СПО «Осетровское речное училище" — кроме того, апробация осуществлялась в профессиональных училищах № 19 и № 61 г. Усть-Кута Иркутской области.

Научная новизна исследования и его теоретическая значимость заключаются в том, что в исследовании:

— разработана модель методического сопровождения инновационной деятельности учреждения СПО, построенная на принципах: комплексности, оптимальности, информативности, социализации, педагогической самооценки, индивидуализации педагогического процессавключающая: целеполагание, содержательный блок, обеспечивающий формирование методологической культуры педагогов, совершенствование методических и дидактических умений, развитие исследовательской культуры и умений проектированиятехнологический блок, включающий совокупность инструментальных и методологических средств, выстроенных в определённой последовательности, и обеспечивающая повышение кадрового потенциала ОУ в соответствии с исследовательским, мастерским, репродуктивным, формальноисполнительским уровнями методической подготовки педагогов;

— выявлено функциональное назначение методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО, формирующее практикопреобразующую компетенцию педагогов: прогностическое, контрольнодиагностическое, технологическое, регулятивно-коррекционное, информационное;

— определена совокупность психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, адекватных актуализации педагогами собственных возможностей в становлении новой образовательной практики и способствующих единовременной реализации многоообразия сонаправленных целей и задач методического сопровождения инновационной деятельности, таких как: наличие стратегии развития ОУприменение демократического стиля руководства и методов стимулирования инновационной деятельности педагоговнормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности (локальными актами, приказами, положениями) — информационное обеспечение (учебнопрограммной документацией, специальными периодическими изданиями, доступом к сети Интернет) — научно-методическое обеспечение (дидактическими и методическими материалами) — кадровое обеспечение (программами и курсами повышения квалификации и самообразования) — материально-техническое (компьютеризацией образовательного процесса, обеспечение научнометодической литературой) — организационное обеспечение (создание научно-методического отдела, изменение структуры и содержания методической работы).

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• модель методического сопровождения, обеспечивающая инновационную деятельность учреждения СПО, может быть использована в учреждениях СПО и НПО разного профиля при осуществлении режима развития;

• методические рекомендации к составлению программы самообразования педагогов, построенной на диагностической основе, могут применяться в учреждениях СПО для осуществления индивидуального подхода в проектировании профессионального развития педагогов;

• электронное пособие для начинающих педагогов, педагогов — инноваторов, а также педагогов — исследователей может использоваться в практике учреждений НПО и СПО разного профиля в процессе самообразования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Модель методического сопровождения инновационной деятельности, направленная на решение аналитико-рефлексивных, конструктивнопрогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальнопрофессиональной деятельности в освоении практико-преобразующей педагогической компетенции, адекватна целям и задачам опережающего развития учреждений среднего профессионального образования и состоит из обеспечивающих развитие образовательного учреждения целей, принципов, адекватных содержания, методов, форм организации сотрудничества, средств деятельности и строится с учетом формально-исполнительского, репродуктивного, мастерского, исследовательского уровней методической подготовки педагогов.

2. Успешность реализации модели методического сопровождения инновационной деятельности в учреждении СПО обеспечивается комплексом необходимых и достаточных условий, который включает психолого-педагогические условия: наличие стратегии развития ОУ, формирование мотивации и стимулирование инновационной деятельности педагогов, применение демократического стиля руководстваорганизационно-педагогические условия: наличие методической службы ОУ, ресурсное обеспечение инновационной деятельности (нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, организационное), обеспечивает потенциально возможный уровень профессионального развития и саморазвития педагогов СПО.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных методологических и научных психологопедагогических позицийцелостным подходом к проблеме и предмету исследования, системным подходом к изучению педагогических явлений и фактов, опорой на современные научные концепции, использованием комплекса теоретических методов в сочетании с экспериментом, адекватностью их целям, задачам и логике исследования, наличием комплекса диагностического инструментария, сравнительным анализом результатов контрольной и экспериментальной групп, репрезентативностью экспериментальной выборки (120 инженернопедагогических работников, 200 родителей, 1050 студентов), воспроизводимостью разработанной системы методического сопровождения.

Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Новосибирской академии водного транспорта (2001, 2003 г.), научно-методической конференции при Братском государственном техническом университете (2001г.) — заслушивались на педагогических советах и педагогических чтениях, использовались в организации методической работы в учреждении среднего профессионального образования — Осетровском речном училище (2001;2003 гг.), учреждениях НПО — ПУ № 19 и ПУ № 61 г. Усть-Кута Иркутской области (2002;2004 гг.) — обсуждались на кафедре воспитания и профессиональной адаптации Института развития профессионального образования МО РФ (2003г.), на кафедре экспериментальной деятельности в образовании Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (2004г.).

Струюура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (список литературы содержит 190 источников), 9 приложенийвключает 15 рисунков, 7 схем, 23 таблицы.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

В психолого-педагогической науке, а следовательно, и в практике инновационной деятельности, должна быть четко отрефлексирована идея ориентации на изучение реального педагогического коллектива, реального педагога и студента во всей сложности и противоречивости их уникальных внутренних миров, поведения и деятельности. Существующая реальность выдвигает требования объективного рассмотрения и анализа учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения на начальном и последующих этапах инновационной деятельности, осознания положения вещей педагогическим коллективом и людьми, занимающимися научным сопровождением инновационной деятельности.

В связи с этим в ходе настоящего исследования большое внимание уделялось диагностике на всех этапах внедрения и развития инновационной деятельности: изучению эффективности деятельности педагогического коллектива, выявлению уровня профессиональных знаний, самооценке педагогической деятельности, выявлению направленности востребованной методической помощи и др.

Исследование показало, что на практике последовательное применение научных теорий и рекомендаций затруднено в силу того, что дидактическая подготовка преподавателей средней профессиональной школы не позволяет в полной мере использовать преобразующие возможности педагогики, дидактики, трансформировать научные идеи в эффективные технологии обучения. Исходя из этого, преимущество в реализации методического сопровождения инновационной деятельности отдавалось методам активного обучения. Широко использовались коллективные формы методического сопровождения: семинары, конференции, рефлексивный педагогический совет, методические совещания в форме деловых и ролевых игр и др. Особое внимание уделялось индивидуальной работе с педагогами на основе личностно-ориентированного подхода: наставничеству, консультированию по различным проблемам, выявленным в процессе освоения педагогами новых видов профессиональной деятельности, внедрения проектного и диалогового обучения, компьютерных и информационных технологий, исследовательских технологий и др. Определение уровня педагогического мастерства (исследовательского, мастерского, репродуктивного, формально-исполнительского) и сравнительный анализ результатов деятельности педагогов каждого уровня позволил выявить влияние уровня преподавания на результаты образовательной деятельности. Исследование показало, что рейтинг преподавателей исследовательского уровня среди студентов значительно выше, чем у других педагогов, качество знаний студентов также свидетельствует о положительной динамике.

Используя параметрические и непараметрические методы исследования, мы установили, что реализация модели методического сопровождения обеспечивает успешность вхождения учреждения среднего профессионального образования в режим развития и подготовку будущих специалистов, соответствующих уровню современных требований.

В ходе проведённой апробации модели методического сопровождения инновационной деятельности в учреждении среднего профессионального образования мы получили подтверждение теоретических положений о том, что инновационные процессы носят циклический, целенаправленный и преимущественно управляемый характер и нуждаются в научно-методическом сопровождении.

Заключение

.

Современные тенденции развития образования состоят в пересмотре концепции организации учебной деятельности, в переходе к системе организации поддержки и стимулирования познавательной деятельности субъекта учения, обучению творчеством, к личностноориентированному образованию. Результатом профессионального обучения должен стать рефлексивно осмысливаемый опыт поисковой деятельности, предполагающий мотивы освоения нового опыта для реализации его в будущей профессиональной деятельности. Без творческого мышления и инновационной деятельности педагогов этот переход невозможен.

В условиях обновления содержания среднего профессионального образования, обеспечивающего его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов среднего звена особое значение имеет изменение профессиональной позиции инженера-педагога. Эта позиция предполагает принятие ценности профессионального роста, наличие концепции собственного развития, реализацию своего личностного потенциала в профессиональной деятельности, умение диагностировать свой уровень профессионального развития, т. е. требуется становление педагога субъектом собственного профессионального развития.

Внутреннее стремление к профессиональному развитию во многом обусловлено наличием внешних условий, способствующих формированию у педагога новой — практико-преобразующей компетенции. Одним из таких внешних условий является методическое сопровождение педагогической деятельности нового типа.

В результате систематизации научных исследований в области методического сопровождения инновационной деятельности выявлено и теоретически обосновано, что данная тема представляет интерес для многих педагогов-практиков, но является недостаточно разработанной в педагогической науке.

Вместе с тем именно методическое сопровождение, понимаемое как целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитика — рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно — деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности, может обеспечить эффективный переход педагогов к новой образовательной практике.

Разработанная нами модель методического сопровождения предполагает наличие нескольких составляющих: принципов, содержания, методов, форм и средств реализации методического сопровождения. Реализация комплекса выявленных условий успешности методического сопровождения инновационной деятельности (психолого-педагогических: стратегии развития, мотивации и стимулирования инновационной деятельности, демократического стиля руководства, и организационно-педагогических: создания методической службы образовательного учреждения, наличия нормативно-правовой базы методического сопровождения и ресурсного обеспечения инновационной деятельности) позволила организовать методическую работу на качественно новом уровне, направить её на профессиональную поддержку педагогических работников в решении возникающих проблем в процессе осуществления деятельности нового типа. В результате чего 36% педагогов освоили новые технологии: игровые, компьютерные, интегративные, проектные, диалоговые и др.- осуществляется исследовательская деятельность (20% преподавателей продолжают послевузовское образование в аспирантуре, развивается исследовательская деятельность студентов) — появился конкурс на ведущие специальностиизменилась мотивация при поступлении абитуриентов в училище: самым важным мотивом сегодня является хорошее качество преподаваниявырос авторитет педагогического коллектива в глазах родителей, 81% которых из 200 опрошенных человек выразили полное удовлетворение качеством преподавания учебных дисциплинсохраняется стабильная успеваемость и отмечается рост качества знаний студентов.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Выявлено, что проблема методического сопровождения инновационной деятельности ОУ активно исследуется в педагогической науке, но для системы СПО является недостаточно разработанной. Вместе с тем именно на этой ступени профессионального образования инновационная деятельность развивается недостаточно эффективно, а потому методическое сопровождение является особенно востребованным.

2.Выявлено функциональное: научно-прогностическое, контрольнодиагностическое, технологическое, регулятивно-коррекционное, информационное назначение методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях СПО, способствующее освоению инновационной — практикопреобразующей компетенции педагогических работников в соответствии с их уровнем методической подготовки (исследовательским, мастерским, репродуктивным, формально-исполнительским).

Определены эффективные для разработанной модели виды методического сопровождения, принципы (комплексности, оптимальности, информативности, социализации, педагогической самооценки, индивидуализации педагогического процесса) — содержание, обеспечивающее формирование методологической культуры педагогов, совершенствование методических и дидактических умений, развитие исследовательской культуры и умений проектированияпроблемные методы, активные формы методического сопровождения инновационной деятельности (семинар-игра, педагогические чтения, «мозговой штурм», рефлексивный педсовет), направленные на решение аналитико-рефлексивных, конструктивнопрогностических, организационно-деятельностных, коррекционно-регулирующих задач в педагогической деятельности и обеспечивающие (в соответствии с исследовательским, мастерским, репродуктивным, формально-исполнительским уровнями методической подготовки) развитие инновационного потенциала педколлектива.

3. Разработан комплекс психолого-педагогических и организационнопедагогических условий успешности методического сопровождения инновационной деятельности, включающий:

— наличие стратегии развития ОУ;

— формирование мотивации и стимулирование инновационной деятельности;

— применение демократического стиля руководства;

— наличие методической службы ОУ;

— ресурсное обеспечение инновационной деятельности (нормативно-правовое, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, организационное), обеспечивающее потенциально возможный уровень профессионального развития и саморазвития педагогов СПО и успешность методического сопровождения инновационной деятельности в учреждении СПО при обеспечении диагностического, информационного, деятельностного, технологического видов методического сопровождения. Определены критерии эффективности сопровождения (развитие педагогической деятельности и результативность педагогической деятельности), позволяющие осуществить мониторинг развития деятельности как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

4. Проведена апробация модели методического сопровождения инновационной деятельности учреждений СПО, обеспечивающей поэтапный переход от традиционной практики (через анализ затруднений, поиск причин затруднений и постановку проблемы, решение проблемы через поиск и разработку нового, апробирование нового и его коррекцию, перенос новшества в традиционную практику) к инновационной практике и доказана ее эффективность.

Эффективность методического сопровождения была проверена при помощи анкетирования, опросов, бесед, анализа учебно-методической документации и др. Это позволило нам прийти к выводу, что методическое сопровождение является востребованным в педагогическом коллективе и позволяет решить проблемы становления новой педагогической практики.

Практика организации методического сопровождения инновационных процессов в среднем профессиональном учебном заведении подтвердила работоспособность основных теоретических схем, построенных нами в ходе теоретического исследования. Апробация модели методического сопровождения позволила осуществить диагностику, мониторинг и коррекцию педагогической инновационной деятельности, изучить возможности методического сопровождения в повышении методической подготовки и эффективности деятельности инженерно-педагогических работников и обеспечить рост качества образовательного процесса. Методическая помощь в ходе сопровождения положительно повлияла на мотивацию инновационной деятельности, самообразование и саморазвитие членов педагогического коллектива. Проведённое исследование доказало эффективность методического сопровождения инновационной деятельности в условиях развития опережающего образования.

Таким образом, цели и задачи исследования решены полностью, гипотеза исследования получила экспериментальное подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.К. Инновационные формы организации методической работы школы: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1999. 192 с.
  2. В.Н. Профессиональные качества преподавателя //Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6. С.61−64.
  3. O.K., Колосова О. С., Мануйлова Ю. Н., Мартынова Е. А., Смирнова JI.H. Сопровождение учёбы инвалидов в университете: виды и содержание. http://www.fdvo.cgu.chel.su/dl.html. С. 1 -3
  4. С.Г. Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. 207 с.
  5. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. Изд-во Владос-Пресс, 2002. 176 с.
  6. Г. Система оценки и вознаграждения педагогов // Директор школы. 2000. № 5. С.22−26.
  7. Алфёрова J1.B. Проблемно-ориентированный анализ педагогической деятельности как условие совершенствования повышения квалификации учителей в общеобразовательном учреждении: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 180 с.
  8. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  9. .О. Педагогическое сопровождение профессионально- личностного становления студента педколледжа (проект «Призвание»). Спб., 2001. 151 с.
  10. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991.416с.
  11. О.С. Основы методологии: Учебное пособие: Российская академия менеджмента и агробизнеса, т.1. М., 1994. 106 с.
  12. П.Ф. Российское среднее профессиональное образование: проблемы и перспективы /Инновации в Российском образовании. М., 1999.1. С.3−10.
  13. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.
  14. Т.П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кажров: Методическое пособие / под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ПРО, 2004. 116 с.
  15. Т.П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие / под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ПРО, 2004. 104 с.
  16. Т.П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие / под ред. Н. В. Немовой. М.:АПК и ПРО, 2004. 131 с.
  17. JI.M. Теоретические основы развития педагогического мастерства руководителя и учителя в условиях инновационной школы (на примере национальной гуманитарной гимназии): Дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1999. 174 с.
  18. Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ. М., 1998. 184 с.
  19. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя //Советская педагогика. 1987. № 2. С.3−8.
  20. А.Н. Развитие методологических навыков педагога // Профессиональное образование. 2001. № 10. С. 21 -22.
  21. JT.A. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. 182 с.
  22. Л.И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000. 166 с.
  23. С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 18 с.
  24. А.Г. Экспериментальная программа повышения общепрофессиональной компетентности работников техникума //Специалист. 2000. № 6. С.27−28.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 335 с.
  26. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997.4. С.66−72.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
  28. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 304 с.
  29. Г. Г. Совершенствование системы методической работы в районе // Завуч. 2000. № 7. С.20−26.
  30. О.Г., Уварова Н. М. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения. Методические рекомендации. М.: ИРПО, 1995. 15 с.
  31. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы). Москва, 2000. 102 с.
  32. Е. Психологическая и методическая службы в школе: проблемы взаимодействия //Школа. Рабочая книга преподавателя. 2000. № 3/36. С. 1921.
  33. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Розов и др., под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1998. 239 с.
  34. Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 4 /73с,
  35. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. Методическое пособие. Москва: Издательский центр АПО, 2000. 115 с.
  36. Ф.З. Инновационная среда как фактор обеспечения инновационной деятельности будущих педагогов (на примере среднего профессионально-педагогического образования): Дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. 189 с.
  37. С.М. Профессиональное образование: Словарь, Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  38. Л.Л. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективного управления образовательным учреждением инновационного типа (лицей): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 168 с.
  39. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика пресс, 1996. 533 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
  41. В.К. Некоторые аспекты взаимосвязи научно-методической и педагогической деятельности // Среднее профессиональное образование. 2000. № 8. С. 24.
  42. М. Непрерывное образование в педагогическом коллективе на примере школы инновационного типа // Народное образование. № 9. 2000. С. 106−115.
  43. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  44. М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. 1969, № 5. С. 31−36.
  45. В.М. Среднее профессиональное образование — пути развития. Доклад на III съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России. М., 2003. Http: www.portalspo.ru/doclad.htm
  46. Ю.А. Краевой институт муниципальным методическим службам // Народное образование. 1999. № 7−8. С. 47−55.
  47. Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 185 с.
  48. О.Е. Мобильность «мозгового центра»: Методическая служба инновационной школы // Учитель. 2000. № 5. С.30−32 .
  49. Ерофеева Н. Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя
  50. Завуч. 2000. № 1. С.96−106.
  51. В.В. Методика проектирования и реализации инновационной педагогической технологии как средства повышения качества образования: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 1999. 172 с. 1.
  52. А.В. Непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов технического лицея: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.195 с.
  53. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. 160 с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  55. С.А. Профессиональная поддержка учителей в процессе их аттестации на высшую квалификационную категорию: Автореф. дис. канд. пед. на* ук. М., 2000. 20 с.
  56. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М., УЦ «Перспектива», 1998. 112 с.
  57. Е.Н. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования: Дис. докт. пед. наук. Казань, 1999. 340 с.
  58. Э.Д. Педагогическая эффективность методической службы профессионального училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 297 с.
  59. Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. АРКТИ, 2003.168 с.
  60. Инновации в Российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.
  61. Инновации в Российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. 168 с.
  62. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных статей. М.: АПК и ПРО, 2001. 207 с.
  63. Л.Я. Организационно-педагогические условия инновационной деятельности в современной средней профессиональной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 161 с.
  64. B.C. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя средствами методической работы в школе: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. 172с.
  65. Кан Калик В. А. Педагогическое творчество (библиотека учителя и воспитателя). М.: Педагогика, 1990. 140 2. с.
  66. М., Волкова Н., Кулиева JI. Основы деятельности заместителя директора школы //Народное образование. 2000. № 3. С.31−43.
  67. И.В. Подготовка методистов для начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2001. 23 с.
  68. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
  69. JI. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффективности // Директор школы. 2001. № 10. С.72−79.
  70. О.С. Система методической работы с педколлективом // Профессиональное образование. 2001. № 11. С. 11−12.
  71. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. Санкт-Петербург, 1992. 99 с.
  72. Короткова A. JL Профессиональная культура специалиста // Профессиональное образование. 2000. № 8. С.22−23.
  73. В.М. и др. Развитие самодеятельности личности. Киров, 1998. 42 с.
  74. А.И. Теория формирования личности: В 2 ч. Мн.: НИО, 1997. ч.1.207с.
  75. В.М. Управление методическим обеспечением деятельности преподавателя педагогического колледжа по подготовке будущих учителей к личностно ориентированному образованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 21 с.
  76. С.А. Методологические подходы к предмету педагогики // Педагогика. 2000. № 4. С.21−27.
  77. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001. 368 с.
  78. О.З. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетентности педагога: Дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 167 с.
  79. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: ЛГУ, 1967. 183 с.
  80. С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. 224 с.
  81. С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001.160 с.
  82. В.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя//Вопросы психологии. 1996. № 2. С.21−30.
  83. О.А., Макаровская А. П. Проблемы послевузовского образования педагога // Вести областного образования (Иркутск). 2000. № 1. С.34−38.
  84. В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1999. 154 с.
  85. М.В. Как сделать хорошую школу (Книга 1). М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  86. Л.В. Пути совершенствования исследовательской деятельности учителя в условиях инновационной работы учебного заведения. М., 1998. гз/о.
  87. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  88. Ю.А., Новикова Т. Г., Трухачёв В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 2002.
  89. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992.192 с.
  90. Макарова B. J1. Использование деловых игр при повышении квалификации работников профессионального образования: Методические рекомендации. М., 1995. 63 с.
  91. Л.Н. Психолого-педагогические условия эффективного управления инновационным средним профессиональным учебным заведением: Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. 204 с.
  92. Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации: Дис.. канд. пед. наук. Новгород, 1998. 168 с.
  93. Маркеева В. Профессиональный рост учителя и методическая служба
  94. Народное образование. 2000. № 9. С. 95−106.
  95. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  96. Маркова С.А.О деятельности органов управления образованием по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. http: bank.ooipkro.ru/Text/t282.htm. С. 1−3
  97. Менеджмент в управлении школы: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / научный редактор Т. И. Шамова. М., 1992. 112 с.
  98. Методическая работа: опыт научного исследования. М.: АПК и ПРО, 2002. 120 с.
  99. Методические рекомендации для руководителей школьных учителей / Сост. Кузьмина Н. В., Михалевская Г. И. Л. 1988. 67 с.
  100. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. / Челябинский государственный педагогический институт- редкол.: Усова А. В. (отв. ред.) и др. Челябинск: ЧГПИ, 1998. 134, [2 ] с.
  101. Л.М. Организация педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях (на примере лицея педагогического профиля): Дис.. канд. пед. наук. Елец, 2000. 248 с.
  102. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе /под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа. 1996. 143 с.
  103. Н. Руководитель школы идёт на урок // Народное образование. 2000. № 9. С. 128−138.
  104. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат (под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.) М: Педагогика, 1990. 104 с.
  105. Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сборник материалов / под ред. Манниной Т. Н. Москва, 2000.256 с.
  106. Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999. 175 с.
  107. Г. И. Концепция перехода педагогического училища из режима функционирования в режим развития и её практическая реализация: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1998. 186 с.
  108. Новиков А. М. Организация опытно — экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования (методические рекомендации). М., 1995. 38 с.
  109. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000. 260 с.
  110. Новые исследования в профессиональном образовании: сборник научных статей. Краснодар: «Северный Кавказ», 2001. 166 с.
  111. Обеспечение становления профессиональной компетентности учащихся с позиций личностно-ориентированного подхода: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иркутск: ИПКРО, 2001. 211 с.
  112. Огарков Н. М, Савельев А. Д. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление. М.: МАЭП, 1999. 120 с.
  113. Т.И. и др. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе (Методические рекомендации, ИРПО). М., 1995. 61 с.
  114. Т.И. Модель методической службы профессионального образования (Методические рекомендации, ИРПО). М., 1996. 48 с.
  115. В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Спб., 1995. 174 с.
  116. Организация методической работы в профтехучилище: Методические рекомендации. СПб, 1994. 22 с.
  117. Т.В. Теоретические основы становления и развития современных общеобразовательных учреждений // Завуч. 2000. № 6. С. 86−95.
  118. Основные положения теории профессионального образования / А. Х. Шкляр, М. В. Ильин, Э. М. Калицкий и др.- Сост. Ю.И.Кричевский- Науч. ред. А. Х. Шкляр. Мн.: РИПО, 2003. 186 с.
  119. Н.Е. Методическое обеспечение непрерывного развития педагогических кадров в профессиональном учебном заведении инновационного типа: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 187 с.
  120. В. Не просто быть учителем-мастером.// Учитель. 2000. № 5. С.31−32.
  121. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.
  122. Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.
  123. JI.M. Как сделать хорошую школу? М., Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  124. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
  125. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. 32 с.
  126. Помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы). М., 2000. 102 с. Прил.: Педагогический минимум для подготовки к педагогической деятельности преподавателей высшей школы.
  127. П.Г. Профессиональное становление учителя в педвузе: попытка мониторинга // Стандарты и мониторинг. 2000. № 3. С.55−58.
  128. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. 79 с.
  129. Профессионализм методиста, или один в пяти лицах: Методическое пособие / Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. М.: ИРПО- ПрофОбрИздат, 2002. 224 с.
  130. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.
  131. Профессиональные объединения педагогов: методические рекомендациипод редакцией М. М. Поташника. М., 1997. 118 с.
  132. Г. Е. Методическая служба: какой ей быть сегодня? //Среднее профессиональное образование. 1998. № 4. С. 13−16.
  133. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1−3 апреля 1998 г.). Спб. 1998. 126 с.
  134. Психолого- педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн.тр./ АПН СССР, НИИ общей педагогики- под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М.: НИИОП, 1980. 162 с.
  135. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: Коллективная монография / Науч. руководитель И.П.Кузьмин- Науч. ред. И. П. Смирнов. М.: ИРПО, 2001. 232 с.
  136. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 304 с.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  138. П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 184 с.
  139. Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  140. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2001. 160 с.
  141. Т.А., Уварова Н. М. Как создать методическую службу нового типа. Методические рекомендации для методиста-технолога педагогического труда. М.: ИРПО, 1995.64 с.
  142. А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: Практич. руководство. М.: Ассоциация учителей физики, 2000. 48 с.
  143. А.С. Рефлексивный педагогический диалог: Практическое руководство. М., 2000. 16с.
  144. С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика. 2001. № 7. С.47−53.
  145. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1997. 264 с.
  146. В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. № 5. С.49−51.
  147. Н.А. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения. Дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. 186 с.
  148. И.А., Ефремов О. Ю. Система педагогической диагностики в вузе // Педагогика. 2001. № 7. С.58−62.
  149. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. уч. зав. М.: «Школа Пресс», 2000. 512 с.
  150. В.А., Подымова JI.C. Педагогика. Инновационная деятель-ность.М.: «Магистр», 1997. 221 2. с.
  151. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. 34с.
  152. В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп. М.: Логос, 2003. 304с.
  153. Содержание и формы методической работы и усиление её влияния на совершенствование учебно-воспитательного процесса: Сборник. М.: ВШ, 1987. 138 с.
  154. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 году (Краткий статистический сборник). М., 2000. 63 с.
  155. В., Кошелев.В., Косолапов Ю, Гончарова В. Совершенствование профессиональной деятельности учителя. Программа курса // Народное образование. 2001. № 1. С.157−161.
  156. В.М. Инновационная школа: опыт организации единого образовательного пространства. Иркутск, 2000. 152 с.
  157. Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. № 4. С. 14−19.
  158. Н. Оценка профессиональной деятельности учителя. Приложение к журналу «Директор школы». 1999. № 1. С. 11−13.
  159. Н.В. Научно-методическое обеспечение становления образовательных учреждений нового типа: Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1995. 195 с.
  160. Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Дис. канд. пед. наук. Спб, 2000. 181 с.
  161. Д.В., Воровщиков С. Г. Методическая культура учителей: «кортеж» ключевых умений // Завуч. 2000. № 7. С. 122−126.
  162. Ф.Ш. Методологические проблемы развития образования и теоретические вопросы педагогической науки // Школьные технологии. 1999. № 5. С. 53−83.
  163. Е.П. О совершенствовании психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: НИИСОВ АПН СССР. 1976. 43 с.
  164. Управление развитием школы / Под ред. Поташника М. М. и Лазарева B.C.: Пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1995. 132 с.
  165. Управление современной школой: Пособие для директора школы /Под ред. М. М. Поташника. М., 1992. 216 с.
  166. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы). Под ред. А. С. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. 160 с.
  167. Философский энциклопедический словарь / Главная редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  168. Л.Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Совершенство, 1998. 411 с.
  169. А.В. Методологические основы проектирования образования в двенадцатилетней школе // Педагогика. 2000. № 8. С. 29−37.
  170. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе /отв. ред. М. А. Ушакова. (Биб-ка журнала «Директор школы». Выпуск 7,98).М.: Сентябрь, 1998. 144с.
  171. Н. Помогите учителю стать творцом // Народное образование. 2000. № 3. С.121−127.
  172. А.Г. Психологические условия развития инновационной практики // Среднее профессиональное образование. 2001. № 10. С.39−41.
  173. И.Я. Система повышения квалификации специалистов НПО: проблемы и пути совершенствования // Профессиональное образование. 2000. № 7. С. 17−18.
  174. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества: Пособие для слушателей ИПК. СПб.: ВИПКПТО, 1994. 43 с.
  175. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М.: Педагогика, 1984. 192 с.
  176. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 80 с.
  177. М.Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 22 с.
  178. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  179. Л. Профессиональная помощь учителю // Народное образование.1999. № 7−8. С.77−81.
  180. В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход // Народное образование. 1998. № 4. С.112−118.
  181. С.В. Технология перехода среднего профессионального учебного заведения из режима функционирования в режим развития: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2000. 140 с.
  182. А.Ф. Научные основы инновационной деятельности педагогических работников учреждений СПО // Среднее профессиональное образование.2000. № И. С. 30−31.
  183. А.Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцов А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. Методич. пособие. М., 1999. 50 с.
  184. А.Ф., Шеховцов А. П. О системном подходе к совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами ССУЗов // Среднее профессиональное образование. 2001. № 2. С.35−36.
  185. Н.А., Сосновкий А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991. 79с.
  186. Н.А. Профессиональное тестирование. (Методические рекомендации по диагностике процессуальной деятельности педагога). Красноярск: КГТГУ, 1999. 88с.
Заполнить форму текущей работой