Пути совершенствования работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях эстрадным вокалом
Второе направление — изучение ряда произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла, а также ознакомление ребёнка с богатством песенной культуры (активная концертная деятельность, изучение вокальной литературы, слушание записей). Развитие творческих способностей старшеклассников необходимо проводить постепенно. На мой взгляд, оптимальным порядком считается прохождение… Читать ещё >
Пути совершенствования работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях эстрадным вокалом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие творческих способностей старшеклассников необходимо проводить постепенно. На мой взгляд, оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов.
На первом этапе должна осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее необходимо освоить подходящие вокально-технические приемы эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное — формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом. Качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приемов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть — из «народного», часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Эстрадный вокал отличается от академического и народного вокала главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя — поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа [3. С.94].
Сознательное восприятие художественного образа песни и активное, эмоциональное его воспроизведение влияют на характер дыхания: дыхание становится на «опоре», что, в соединении с активной работой артикуляционного аппарата, вызывает звонкое, чистое звучание голоса. Свободное владение певческим дыханием открывает пути к овладению естественным, красивым пением.
В развитии творческих способностей эстрадников старшего школьного возраста необходимо реализовывать комплексный подход: выявление природных музыкальных способностей учащихся при прослушивании, последовательная работа над развитием необходимых вокальных умений и навыков; изучение элементов актерского мастерства и хореографии, ведущих к становлению профессиональных качеств. Формирование творческой личности невозможно без развития творческого мышления учащегося. Старшеклассника необходимо направлять на поиск своего варианта творческой интерпретации песни [4. С.234].
Обучение вокальному искусству — это длительный, кропотливый процесс, в котором очень важна систематичность.
На мой взгляд, профессор Емельянов Е. В. выделил наиболее важные направления по развитию творческих способностей детей старшего школьного возраста:
Первое направление — это освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения с помощью упражнений (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Второе направление — изучение ряда произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла, а также ознакомление ребёнка с богатством песенной культуры (активная концертная деятельность, изучение вокальной литературы, слушание записей) [5. С.88].
Процесс развития творческих способностей детей старшего школьного возраста на занятиях эстрадным вокалом будет более эффективным, если:
гармонично развивать все стороны музыкальности и качества, необходимые для эмоционально-осознанного интонирования, за счет накопления опыта вокальной культуры учащихся в форме специальных занимательных упражнений для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма; применения музыкотерапии.
разработать технологию развития творческих способностей, построенную на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности и состоящую из трех этапов: поисково-теоретического, опытно-экспериментального, обобщающего;
проводить работу с педагогами-музыкантами, преподавателями вокала дополнительного образования, направленную на повышение их педагогической компетентности.
Очевидно, что пути работы по развитию творческих способностей старшеклассников на занятиях эстрадным вокалом можно приводить великое множество. Но, эффективнее всего будет проходить поэтапная работа, так как она предполагает обдуманность и рациональность действий.