Проблемы управления развитием муниципальной системы образования: На примере Московской области
Диссертация
Результаты промежуточных этапов исследования отражались в выступлениях на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием (г. Белгород, сентябрь 1994) — научно-практической конференции «Дошкольное образование учащихся в едином культурно-образовательном пространстве Московской области» (Москва, март 1997) — научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы стратегии развития образовательных систем
- 1. Вопросы стратегического управления развитием образования
- 2. Муниципальная система образования и ее задачи по развитию
- 3. Современная модель стратегического управления развитием муниципальной системы образования
- Глава 2. Пути реализации концептуальной модели стратегического управления развитием муниципального образования
- 1. Организационно-педагогические и социально-экономические условия реализации модели управления
- 2. Реализация концептуальной модели управления и ее опытноэкспериментальная проверка
Список литературы
- Абрамова Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. — М., 1989.
- Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
- Аверкин В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материалах Новгородской области). Автореф. дис. канд. пед. наук С. 116., — 1994.
- Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. М., 1989.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития людей. М., 1982.
- Алексеев А.А., Громова Л. А. «Психогеометрия для менеджеров». -Л., 1992.
- Алферов Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. 1971. № 2.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева П. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
- Аминов Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
- Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // «MAGISTER», 1995, № 1.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Аттестация педагогических и руководящих работников учреждений образования. Информационно-методический сборник. Вып.1. -М&bdquo- 1995.
- Афанасьева Т.П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. М., 1996.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
- Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. -1980.-№ 6.
- Ахлибинский Б.В. Информация и система. Л., 1969.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
- Бабанский Ю.К. Совершенствовать методологию педагогических исследований // Советская педагогика, 1986. — № 3.
- Бабанский Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. М., 1988.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М., 1993.
- Бараева О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы. Автореф. дис. канд. пед. наук С-Пб., — 1995.
- Батышев С .Я. Производственная педагогика. М., 1984.
- Белашкина Л.Ф. К вершинам педагогического мастерства // Советская педагогика. 1984. — № 3.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М&bdquo- 1989.
- Битинас П., Голубев Н. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия, -М&bdquo- 1991.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/Пер. С англ. Под ред. Л. Г. Зайцевой, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
- Бредихин Г. А. Региональная концепция среднего образования Московской области, М., 1990 (в соавторстве).
- Бредихин Г. А. Определение состава и структуры регионального органа управления образованием (на примере Департамента Московской области по образованию). «Россия 2010». 1994, № 5 (в соавторстве).
- Бредихин Г. А. Выпускник на рынке рабочей силы. «Народное образование». 1994, № 5.
- Бредихин Г. А. Развитие образовательных учреждений новых видов в Московской области/ В сб. «Образование средство развития региона», М., 1995 (в соавторстве).
- Бредихин Г. А. На пути к региональной программе. «Народное образование». 1996, № 4−5 (в соавторстве).
- Бредихин Г. А. О некоторых подходах к разработке программ развития образования Московской области. Вестник Академии менеджмента в образовании и культуре. 1998, № 1.
- Бредихин Г. А. Общее образование: состояние и перспективы развития в муниципальных системах образования городов Подмосковья/Педагогический поиск. 1998. — № 1−2.
- Броневщук С.Г. Усиление практической направленности школьного образования в условиях обновления его содержания (70−90-е гг.) Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1995.
- Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж. 1990.
- Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
- Веселое Г. П. О работе педагогических коллективов учреждений просвещения, органов народного образования РСФСР по осуществлению школьной реформы.// Всероссийской съезд учителей. М., 1987.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. -М.: Гардарика, 1988.
- Габдуллин Г. Г. Новое в содержании высшего педагогического образования. Материалы всерос. научно-практ. конф. Казань, 1994.
- Гершунский Б.С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. — N 1.
- Гершунский Б.С. О научном статусе и прогностических функциях педагогической теории // Сов. педагогика. 1984. — N 10.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
- Годник Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности// Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992.
- Голубев Н., Битинас П., Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
- Гостев А.Г. Педагогический анализ как совершенствования управления в районном звене народного образования: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1991.
- Греков А. А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. Ростов на Дону, 1991.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996.
- Гузеев В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993.
- Гуманистические идеи, социально-педагогический эксперимент, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. С.-Пб., 1993.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
- Диагностика успешности учителя. М., 1997.
- Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно экспериментальной работы школы. С.-Петербург, 1995.
- Днепров Э.Д. Российское образование: программа стабилизации и развития // Советская педагогика. М., -1991, — N 9.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
- Закон Московской области от 13.06.96 г. № 37/96—03 «О местном самоуправлении в Московской области».
- Закон Московской области «Об образовании"/Сборник основных действующих законов Московской области и иных нормативных правовых актов, вып. 1, М.: 1998.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
- Захарова Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя. Н. Новгород, 1995.
- Звягинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», № 4,1987.
- Звягинский В.И. Учитель как исследователь. М., Знание, серия «Педагогика и психология», № 4, 1980.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
- Иванова Л. А. Организационно-педагогические условия стимулирования инновационной деятельности в муниципальной системе образования.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1998.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Инновационный менеджмент. Справ. Пособие/под ред. П. Н. Завлина. С.-Пб.: Наука, 1997.
- Исполнительная власть в Российской Федерации // Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. М., 1996.
- Кан-Капик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982.
- Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. С англ. — М. Экономика, 1991.
- Карпенко Л.А. «Психодиагностика» // Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
- Кезина Л.П. О стратегии управления образованием учащихся // Мир психологии, 1997, № 2(11).
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994.
- Кознев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя// Методы изучения профессиональной направленности учителя. Л., 1980.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
- Кондаков М.И. Педагогическая наука и реформа школы // Сов. педагогика. 1986, — N 4.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко Л. А. М., 1985.
- Кошкина B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы: На прим. Ленинград. Обл.. Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1992.
- Кузнецов Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. 2-е изд. С.-Пб.: издательство ОЛБИС, 1998.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Куликов Л.М. Основы экономических знаний: опыт компактного учебника по новым стандартам. //Специалист, N 2,1996.
- Курдюмова И.М. Местные органы управления образованием в Великобритании. Педагогика, № 7,1998.
- Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.93 .Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М.: ИКФ «Голден Ант». 1994.
- Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Авт. дис.. д-ра пед. наук. С.-Пб., 1992.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979.
- Лещинский В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель?-М., 1990.
- Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 1996.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. Петрозаводск, 1992.
- Малахов Н.Д. Нововведения в региональном управлении образованием .//Педагогика. -1996. № 4.
- Малахов Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием. Педагогика, № 7, 1998.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М, 1992 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев., 1987.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «дело», 1997.105 .Методические рекомендации по формированию организационных структур региональных органов управления образованием. М., 1991.
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Ленинград, 1991.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. Тула, 1991.
- Моисеев A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутреннем управлении. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Учебное пособие для практических психологов. -М., 1992.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.111 .Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 9.
- Новая роль регионов в Европейском Союзе (опыт земли Северный Рейн-Вестфалия)//Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 12.
- Нововведения в муниципальном управлении образованием. Под ред. Н. Д. Малахова М., 1997.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореф. докт. дисс.-М., 1984.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.
- Оценка учреждений и работников образования: Пути ее совершенствования и практические результаты. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М., 1996.
- Певцова Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений (период 19 171 994 гг.). Автореф. канд. дис. М., 1994.
- Павлов Н.Н. Проектирование образовательной сферы в малом городе: Авт. дис. канд. пед. наук. М.: 1996.
- Петровичев В.М. Региональное образование, организация, управление образованием. Тула, 1994.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский Е.И. Руководство учебно-воспитательной работой в школе. М., 1952.
- Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1952.
- Пиноков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
- Планирование работы районных (городских отделов народного образования, М., 1987.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М., 1987.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа. 1995.
- Поскряков А.А. Система образования и ускорение социально-экономического развития страны. -М., 1988.
- Проданов И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материале Сочинского региона): Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1992.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань, 1991.
- Радченко Я. Классификация видов управления. Проблемы теории и практики управления. 1994.
- Развивающееся социально-педагогическое пространство -условие развития региона/под ред. Ю. В. Васильева. М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1994.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. -М., 1990.
- Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Ленинград, 1989.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
- Рогозина Л.Д. Диагностика структур региональных органов управления образованием: Автореф. дис. канд. Пед .наук. М., 1996.
- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития // Проект докл. правительству РСФСР. М., 1991.
- Сердюк Г. В. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики. Автореф. канд. дисс. М., 1993.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.
- Симонов В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента// Педагогика. М., — 1994. — № 1.
- Система образования во Франции и организация ее администрации: Пер. с фр. М: Французская организация технического сотрудничества, 1993.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 1997.
- Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988.
- Сосновский Б.А., Кирюхина Н. П. Экспертные системы в психологической диагностике. //Научные труды Mill У. М., 1997.
- Состояние системы образования РСФСР и основные направления деятельности министерства образования в переходный период. М., 1991.
- Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием. / Под ред. B.C. Лазарева. Российская академия образования. — М., 1996.
- Скворцов В.Н. Взаимосвязь административных и экономических методов как фактор управления региональной системой народного образования: Дис. канд. пед. наук. С. -Пб., 1992.
- Сковородников В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск. — 1995.
- Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования// Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова. -М, 1994.
- Социальный менеджмент. / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Субетго Л. И. Опенка качества управления// В сб.: Квалиметрия человека и образования, методология и практика. -М., 1992.
- Тарасова Н.Н. Государственные работники США: положение и борьба за трудовые права в 60−70-х годах. М., 1982.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997.
- Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
- Тихонова М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика// Педагогика. -1994. N 12.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент / Пер с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно/ Под ред. М. И. Кондакова и др. -М.: Просвещение, 1981.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. -М., 1995.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М., 1998.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.
- Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие/ Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997.
- Уткин Э.А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: изд-во ЭКМОС, 1997.
- Устав Московской области. М., 1997.
- Учебно-воспитательный процесс, проблемы управления и самоуправления. М., 1992.
- Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и управленческие ресурсы. М., 1995.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1924.
- Феденко Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы: Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1996.
- Федеральный закон от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 13 января 1996 года № 12—ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «Об образовании».
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
- Цирульников A.M. Вариативность в организации сельской школы: Дис. докт. пед. наук в виде научн. Докл. М. 1994.
- Чегодаев Н.М. Анализ как эффективная форма проектирования образовательного процесса. М., 1996.
- Чегодаев Н.М. Научно-методическая экспертиза инновационного опыта в управлении педагогической деятельностью. М., 1995.
- Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Монография. С.-Пб., 1997.
- Чегодаев Н.М. Социально-педагогическое проектирование как вид организации инновационно-образовательной деятельности. М., «Рекорд», 1997.
- Чувалова О.А. Формирование действенности мотивации учения школьников. Автореф. канд. дис.- М., 1985.
- Чуднов В.П. Российское образование- история и современное состояние. М., 1993.
- Средство перехода к новому качеству образования // Библиотека педагогов г. Москвы. 1995.
- Шаталова В.В. Аттестация работников образования в г. Москве в 1994−95 учебном году // Оценка учреждений и работников образования. М., 1996.
- Шевелев В.В., Беседина В. Н. Колледж на рынке образовательных услуг. //Специалист, N 2, 1996.
- Школоведение. Под ред. А. В. Волковского и М. П. Малышева, изд., 2-е М., 1955.
- Шорохова Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности// Психология личности и образ жизни. М., 1987.
- Щербаков А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений //Психология труда и личности учителя. — Л., 1977.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1993.
- Accoutability in Schools. Ed. By T.Burgess. L., 1992.
- Bowmen C. and Asch D. Strategic Management. Macmillan, 1987.
- Department of Education and Science. The Education (School Teacher Appraisal) Regulations. L., 1991.
- Department of Education and Science. A School Teacher Appraisal Circular 12/91.-L., 1991.
- Greenfy G. Strategic Managment. — Hemell Hempstead: Prentis — Hall, 1989.
- Fontana J. Principal Assessment: A Staff Developer’s Idea of a Complete Overhall.// NASSP Buleetin, 1994.
- Hax Arnoldo and Nicolas S. Strategic Managment: An Integrative Perspective // Englewood Cliffs, N.Y. Prentis — Hall, 1984.
- Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994.-Wash., 1994.
- Stufflebeam D., Nevo D. Principal Evaluation: New Directions for Improvement// Peabody Jounal of Education, 1993, vol. 68, no. 2.
- The Personnel Evaluation Standards: How to Assess Systems for Evoluating Educators. Newbury Pare, 1988.