Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблемы управления развитием муниципальной системы образования: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты промежуточных этапов исследования отражались в выступлениях на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием (г. Белгород, сентябрь 1994) — научно-практической конференции «Дошкольное образование учащихся в едином культурно-образовательном пространстве Московской области» (Москва, март 1997) — научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегии развития образовательных систем
    • 1. Вопросы стратегического управления развитием образования
    • 2. Муниципальная система образования и ее задачи по развитию
    • 3. Современная модель стратегического управления развитием муниципальной системы образования
  • Глава 2. Пути реализации концептуальной модели стратегического управления развитием муниципального образования
    • 1. Организационно-педагогические и социально-экономические условия реализации модели управления
    • 2. Реализация концептуальной модели управления и ее опытноэкспериментальная проверка

Проблемы управления развитием муниципальной системы образования: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические и политические реформы, проводимые в нашей стране, привели, в частности, к изменению в подходах к образованию как к важнейшему социальному институту. Ориентация образовательной системы в первую очередь на интересы личности, придание образовательным учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственных форм обучения и внедрение, таким образом, реального рынка образовательных услуг поставило перед системой управления образованием новые, еще вчера казавшиеся несвойственными ей задачи.

Вместе с тем становление новой российской государственности резко обозначило комплекс проблем в социально-культурной сфере. Кризисные явления обнаружились в различных областях деятельности, в том числе и в образовании, где явно обозначились рассогласования между образовательными учреждениями и методической службой, системами управления и педагогической наукой. Тем не менее, именно образовательная сфера, в отличие от других, сегодня пока еще удерживает достаточно высокий уровень функционирования. Последнее обстоятельство связано с высоким интеллектуальным потенциалом и гражданской позицией преподавательского корпуса.

Снижение государственного финансирования образовательной сферы, определяет необходимость поиска новых форм управления системой образования, хотя бы для того, чтобы не снижать уровня подготовки подрастающего поколения, принять меры по стабилизации государственной системы общего образования. Вместе с тем, новые реалии жизнедеятельности страны объективно требуют развития системы образования в целом.

В условиях стабильно развивающейся экономики в образовании преобладала система управления, основанная на долгосрочном планировании. Очевидно, что в настоящее время такая модель управления неприемлема, так как политическая и социальноэкономическая ситуация в стране меняется постоянно. Объективно требуется заменить традиционную управленческую схему принятия решений, коренным образом реформировать систему управления с учетом инновационных процессов, протекающих в системе образования.

Нововведения в управлении образованием должны базироваться на значительно большей самостоятельности муниципальных органов власти, широком внедрении принципов самоорганизации, самоуправления и саморазвития в жизнедеятельность общества. Сегодня нет однозначного ответа на вопрос о результативности реализуемой технологической модели управления реформированием образовательной системы, хотя очевидно, что первые попытки децентрализации, не подкрепленные четкой, научно-обоснованной программой действий, привели к отрицательным результатам. Такое положение признают даже инициаторы и организаторы реформы образования начала 90-х годов. По-видимому, главной причиной неудачи реформы явилась попытка провести демократические по сути изменения административными методами, что было отрицательно воспринято значительной частью педагогической общественности. В настоящее время технологическая модель реформирования управленческого обеспечения муниципальной образовательной системы разработана недостаточно. Свидетельством тому являются выявленные практикой следующие проблемы управления образованием на муниципальном уровне:

• отсутствие опыта самоуправления, в т. ч. опыта управления образованием в изменившихся социально—экономических условиях;

• крайне медленная профессионализация управленческой деятельности на муниципальном уровне;

• местное сообщество трудно приобщается к управлению муниципальной системой образования;

• многообразие структур и форм управления муниципальной системой образования;

• значительная дифференциация функций муниципальных органов управления образованием в различных территориях области;

• отсутствие чёткого разграничения полномочий в управлении образованием по отраслевому принципу (вертикаль) и при взаимодействии с другими муниципальными структурами, взаимодействующими с муниципальной системой образования (горизонталь);

• отсутствие инварианта содержания деятельности муниципальных органов управления образованием в условиях децентрализации управления образованием и расширения самостоятельности образовательных учреждений;

• отсутствие научных рекомендаций оптимальной структуры муниципального органа управления образованием;

• отсутствие научных рекомендаций по оптимальному численному составу аппарата управления муниципальной системой образования;

• отсутствие единой системы информационного обеспечения муниципального органа управления образованием;

• отсутствие параметров и методики определения эффективности деятельности управленческих структур в образовании (в т.ч. на муниципальном уровне);

• отсутствие эффективных механизмов финансирования муниципальной системы образования;

• отсутствие опыта формирования социального заказа на образование (на сегодня реальным заказчиком на образование является не государство, а семья.

В данной работе приводятся результаты исследований и практической деятельности по разработке и внедрению новых подходов в решении проблемы управления системой образования. Рассматривая предлагаемые подходы как общие, была поставлена задача их активной проработки в соответствующих социокультурных условиях Московской области. При этом учитывалось, что Московская область является не только самостоятельным регионом развитие образования в котором предполагает наличие самостоятельных законодательных, нормативно-правовых решений, специфических научно обоснованных управленческих технологических приемов, но и наиболее четко структурированным носителем, наряду со столицей, всех достижений и современных тенденций, в том числе в области управленческого обеспечения системы образования всего пространства.

Цель исследования — разработка и апробация модели управления развитием муниципальной системы образования в современных условиях.

Объект исследования — процесс управления муниципальной системой образования.

Предмет исследования — проблемы управления развитием муниципальной системой образования на примере Московской области.

Московская область — один из регионов России, отражающий все существующие проблемы, позитивные и негативные изменения переходного периода. В связи с этим, материалы по управлению развитием в образовательных учреждениях в рамках муниципальной системы области были выбраны в качестве исходных для анализа. Главный акцент в работе делается на последнее десятилетие нашего столетия, поскольку данный отрезок времени характеризуется наиболее радикальными, объективными политическими, социально-экономическими, морально-нравственными, организационно-системными изменениями в реальной жизни нашего общества.

Гипотеза исследования:

Процесс управления образованием муниципальным образованием будет отвечать современным требованиям российского общества, если будет направлен:

• на изучение и прогнозирование модели управления муниципальной системой образования;

• на реализацию модели стратегического управления;

• на обеспечение развития школы, а не элемента функционирования административного руководства, надзора и контроля;

• повышение качества образовательных услуг, прежде всего, через повышение профессионализма учительского корпуса;

• на реализацию модели управления, когда управленческие задачи определяются объектом и субъектом управления совместно, исходя из целей образования и результатов диагностики.

Фундаментом нашего исследования служили труды известных ученых-педагогов, обращающихся к вопросам управления системой образования в целом. Сущность управленческих процессов раскрыта в работах.

A.Н.Аверьянова, В. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, И. В. Блауберга, Б. С. Гершунского, Н. В. Кузьминой, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Ю. М. Орлова, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой.

Обобщая предшествующие исследования, управление общеобразовательными учреждениями рассматривается как часть социальной теории управления в работах Ю. В. Васильева, Г. Г. Габдулина, Ю. А. Конаржевского, В. Ю. Кричевского, В. А. Мясникова, А. А. Орлова,.

B.П.Смирнова, А. Е. Соколова, А. В. Томильцева, Н. М. Чегодаева и др.

Вопросы управления развитием школы были затронуты в трудах И. Ю. Гутника, Э. Д. Днепрова, В. И. Долговой, В. И. Ерошина, А. И. Жилиной, В. И. Зверевой, В. И. Загвязинского, В. Г. Казанович, Е. А. Капто, Н. В. Коноплиной, Н. А. Кулемина, В. П. Лапчинской, А. М. Моисеева, О. М. Моисеевой, К. М. Ушакова, А. М. Цирульникова, Е. А. Ямбурга и др.

Различные аспекты регионального и муниципального управления образованием явились в последние годы предметом диссертационных исследований В. Н. Аверкина, А. В. Гостева, В. С. Кошкина, О. Е. Лебедева, В, М. Петровичева, И. И. Проданова, Л. Д. Рогозиной, В. И. Скворцова, В. В. Сковородникова и др.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть историографию проблемы управления муниципальным образованием в нашей стране и за рубежом.

2. Определить научно-педагогические и организационные условия повышения эффективности управления образовательной системой.

3. Обосновать роль взаимодействия субъекта и объекта системы управления образованием при определении целей, задач, процедуры и оценки результатов.

4. Разработать модель управления развитием муниципальной системы образования в условиях ее реформы.

Методологические и теоретические основы исследования базируются на ведущих научно-философских идеях, а именно: философских принципах системности, детерминизма явлений и процессов, единства и развития мира. Теоретическими подходами, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты в исследовании являются концепция педагогической технологии (В.П.Беспалько, В. А. Кларин, В.П.Симонов) — теория оптимизации учебного процесса.

JO.

Ю.К.Бабанский) — теория моделирования сложных процессов (В.А.Штофф, Б.А.Глинский). Инструментом анализа и оценки рассматриваемого материала является система общедидактических положений о сущности личности, деятельностной природе воспитания и развития, социальной детерминированности процессов управления образованием.

Методы, источники и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений исследования использовался комплекс методов:

• изучение и анализ исторической, философской и психолого-педагогической литературы, разных видов официальных документов, отчетов, документов конференций и совещаний, публикаций в периодической печати;

• структурирование и моделирование муниципальных систем управления образованием;

• наблюдение и изучение (анкетирование, тестирование) результатов управленческой деятельности;

• прогнозирование перспектив развития управленческого обеспечения муниципальной системы образования;

• обобщение и систематизация результатов проведенного исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования были городские образовательные учреждения муниципальных систем образования гг. Дубна, Ивантеевка, Королев, Пушкино, Пущино, Серпухов, Фрязино, а также сельские образовательные учреждения муниципальных систем образования Пушкинского и Серпуховского Московской области (всего более 100 учреждений муниципальных систем образования).

Нами были апробированы концептуальные и практические подходы к формированию различных моделей управления системой образования и в конечном итоге разработана модель управления развитием муниципальной системы образования, основанная на выявленных ведущих направлениях развития управленческого обеспечения муниципальной системы образования.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в условиях реализации закона Российской федерации «Об образовании1', в рамках закона «Об образовании» Московской области, а также федерального Положения о совершенствовании системы управления образованием и на основе региональных законодательных и муниципальных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение развития образования Московской области.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1992;1995 гг.).

Сбор информации, изучение литературных источников и типичных трудностей в системе управления образовательными учреждениями. Проведена серия специальных наблюдений и диагностических опросов среди руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений различных форм собственности.

Второй этап (1995;1997 гг.).

Аналитический этап в процессе которого были проанализированы результаты работы первого этапа, изучалось состояние проблемы в научной литературе. Разработана программа исследования, уточнены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, технология исследовательской работы. Разработан категориально-понятийный аппарат исследования. Осуществление текстового оформления диссертационного исследования.

Третий этап (1997;1998 гг.).

Проведено обобщение результатов исследования, разработаны и внедрены в практику рекомендательные научно-методические материалы для руководящих работников руководителей муниципальных органов управления образованием, а также руководителей образовательных учреждений. Систематизация материалов исследования и подготовка диссертации к защите.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования:

• определены научно-педагогические условия повышения эффективности образовательной системы через построение модели управления развитием муниципальной системы образования;

• предложена модель стратегии управления развитием муниципальной системы образования, основанная на взаимодействии субъекта и объекта управления при определении задач управления, процедуры и оценки результатов;

• выделены основные, действенные в современных условиях механизмы управления образовательными учреждениями, влияющие на развитие образовательной системы через комплексное воздействие на объект управления.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены непротиворечивостью и логическим обозначением методологических позиций, опирающихся на общепринятые и устоявшиеся идеи, законы и принципы философии и педагогики, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, применением комплекса методов, адекватного предмету и задачам исследования, разнообразием привлеченных источников, а также внедрением основных положений диссертационного исследования в практику деятельности муниципальной системы образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработаны и научно обоснованы организационно-педагогические условия обновления организации и содержания управления развитием муниципальной системы образования;

• определены основные направления и внедрены конкретные рекомендации по повышению эффективности муниципальной системы управления образовательными учреждениями.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• стратегическая модель управления развитием муниципальной системы образования, основанная на взаимодействии субъекта и объекта при определении задач управления, процедуры и оценки результатов;

• организационно-педагогические требования к муниципальной системе управления образовательными учреждениями.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация основных положений и результатов исследования происходила при обсуждении вопросов на заседаниях Коллегий Министерства общего и профессионального образования (1995, 1997), на заседаниях Коллегий Департамента Московской области по образованию в докладах: «О работе муниципальных органов управления образованием по реализации прав детей на образование» (февраль 1993) — «О вариативной организации образовательного процесса в сельских образовательных учреждениях» (сентябрь 1996) — «Состояние и перспективы развития общего образования в муниципальных системах образования городов Московской области» (октябрь 1997) — «Состояние и перспективы развития дошкольного образования в муниципальных системах образования городов Московской области» (апрель 1998) — «О работе Управления образования г. Подольска по реализации законов РФ и Московской области «Об образовании» .

Результаты промежуточных этапов исследования отражались в выступлениях на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием (г. Белгород, сентябрь 1994) — научно-практической конференции «Дошкольное образование учащихся в едином культурно-образовательном пространстве Московской области» (Москва, март 1997) — научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития начального общего образования» (апрель 1997) — семинарах руководителей муниципальных органов управления образованием, проводившихся Департаментом Московской области по образованию в г. г. Королев (октябрь 1998), Одинцово (апрель 1997), Павлов-Посад (март 1996), Подольск (октябрь 1996), Химки (март 1997), Чехов (март 1995).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях Ученых советов Института общего образования МОПО РФ, Московского педагогического университета, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, выполненных автором самостоятельно и в соавторстве.

Выводы и предложения, разработанные автором, используются в муниципальных органах управления образованием при реализации нововведений в муниципальной системе образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Управленческая деятельность относится к одной из самых критикуемых что, очевидно, справедливо, учитывая огромный резерв данной отрасли общественной практики, а также ее активный характер воздействия на объект — неадекватные управленческие действия могут привести к самым тяжелым деструктивным изменениям в объекте, чего нет, скажем в научной деятельности. Целесообразность и необходимость дальнейших исследований в области управления муниципальной системой образования видится достаточно важной. Качество и результативность любой разработки в этой области должны быть оценены на практике.

Как показало наше исследование и опыт внедрения его результатов в работу Департамента Московской области по образованию, сегодня вполне реально обеспечить развитие муниципальной системы образования, через внедрение принципов стратегического управления.

Работа по определению состава и структуры Департамента Московской области по образованию, внедрение принципа вариативности и других организационно-педагогических подходов, свойственных рассмотренным нами основам стратегического управления, не завершают процесс реформирования системы, а являются лишь ее этапом. Дальнейшая работа должна вестись как в направлении дальнейшей апробации уже достигнутых результатов, так и в направлении расширении поля исследования — в частности, включения в него районных и городских структур управления образованием. Однако эта работа предполагает проведение нового самостоятельного исследования, которое предполагается провести в дальнейшем.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выделены основные концептуальные подходы к совершенствованию современной муниципальной системы управления развитием образования.

2. Разработана модель стратегического управления развитием муниципальной системы образования.

3. Раскрыто и научно обосновано содержание работы по развитию системы образования через новые подходы в управлении.

4. Определены социально-экономические и психолого-педагогические условия реализации предложенной модели управления.

5. Определены структурные и содержательные изменения в деятельности муниципальных органов управления.

6. Проведен анализ опыта управления деятельностью образовательного учреждения.

7. Положения гипотезы исследования нашли свое подтверждение в материалах диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. — М., 1989.
  2. С.В. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  3. В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования (на материалах Новгородской области). Автореф. дис. канд. пед. наук С. 116., — 1994.
  4. Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя. М., 1989.
  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития людей. М., 1982.
  6. А.А., Громова Л. А. «Психогеометрия для менеджеров». -Л., 1992.
  7. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. 1971. № 2.
  8. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева П. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997.
  9. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  10. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  11. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // «MAGISTER», 1995, № 1.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  13. Аттестация педагогических и руководящих работников учреждений образования. Информационно-методический сборник. Вып.1. -М&bdquo- 1995.
  14. Т.П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. М., 1996.
  15. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  16. В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. -1980.-№ 6.
  17. .В. Информация и система. Л., 1969.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
  19. Ю.К. Совершенствовать методологию педагогических исследований // Советская педагогика, 1986. — № 3.
  20. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. Педагогика. М., 1988.
  21. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М., 1993.
  22. О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы. Автореф. дис. канд. пед. наук С-Пб., — 1995.
  23. С .Я. Производственная педагогика. М., 1984.
  24. Л.Ф. К вершинам педагогического мастерства // Советская педагогика. 1984. — № 3.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М&bdquo- 1989.
  27. П., Голубев Н. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  28. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия, -М&bdquo- 1991.
  29. К. Основы стратегического менеджмента/Пер. С англ. Под ред. Л. Г. Зайцевой, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  30. С. Общество и образование. М., 1989.
  31. Г. А. Региональная концепция среднего образования Московской области, М., 1990 (в соавторстве).
  32. Г. А. Определение состава и структуры регионального органа управления образованием (на примере Департамента Московской области по образованию). «Россия 2010». 1994, № 5 (в соавторстве).
  33. Г. А. Выпускник на рынке рабочей силы. «Народное образование». 1994, № 5.
  34. Г. А. Развитие образовательных учреждений новых видов в Московской области/ В сб. «Образование средство развития региона», М., 1995 (в соавторстве).
  35. Г. А. На пути к региональной программе. «Народное образование». 1996, № 4−5 (в соавторстве).
  36. Г. А. О некоторых подходах к разработке программ развития образования Московской области. Вестник Академии менеджмента в образовании и культуре. 1998, № 1.
  37. Г. А. Общее образование: состояние и перспективы развития в муниципальных системах образования городов Подмосковья/Педагогический поиск. 1998. — № 1−2.
  38. С.Г. Усиление практической направленности школьного образования в условиях обновления его содержания (70−90-е гг.) Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1995.
  39. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж. 1990.
  40. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.
  41. Г. П. О работе педагогических коллективов учреждений просвещения, органов народного образования РСФСР по осуществлению школьной реформы.// Всероссийской съезд учителей. М., 1987.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. -М.: Гардарика, 1988.
  43. Г. Г. Новое в содержании высшего педагогического образования. Материалы всерос. научно-практ. конф. Казань, 1994.
  44. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. — N 1.
  45. .С. О научном статусе и прогностических функциях педагогической теории // Сов. педагогика. 1984. — N 10.
  46. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  47. Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
  48. Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности// Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992.
  49. Н., Битинас П., Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
  50. А.Г. Педагогический анализ как совершенствования управления в районном звене народного образования: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1991.
  51. А. А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. Ростов на Дону, 1991.
  52. B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
  53. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996.
  54. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993.
  55. Гуманистические идеи, социально-педагогический эксперимент, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. С.-Пб., 1993.
  56. К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
  57. Диагностика успешности учителя. М., 1997.
  58. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно экспериментальной работы школы. С.-Петербург, 1995.
  59. Э.Д. Российское образование: программа стабилизации и развития // Советская педагогика. М., -1991, — N 9.
  60. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  61. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  62. Закон Московской области от 13.06.96 г. № 37/96—03 «О местном самоуправлении в Московской области».
  63. Закон Московской области «Об образовании"/Сборник основных действующих законов Московской области и иных нормативных правовых актов, вып. 1, М.: 1998.
  64. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
  65. Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя. Н. Новгород, 1995.
  66. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», № 4,1987.
  67. В.И. Учитель как исследователь. М., Знание, серия «Педагогика и психология», № 4, 1980.
  68. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  69. Л. А. Организационно-педагогические условия стимулирования инновационной деятельности в муниципальной системе образования.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1998.
  70. К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  71. Инновационный менеджмент. Справ. Пособие/под ред. П. Н. Завлина. С.-Пб.: Наука, 1997.
  72. Исполнительная власть в Российской Федерации // Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. М., 1996.
  73. Кан-Капик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  74. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982.
  75. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. С англ. — М. Экономика, 1991.
  76. Л.А. «Психодиагностика» // Краткий психологический словарь. М., 1985.
  77. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
  78. Л.П. О стратегии управления образованием учащихся // Мир психологии, 1997, № 2(11).
  79. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994.
  80. В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя// Методы изучения профессиональной направленности учителя. Л., 1980.
  81. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
  82. М.И. Педагогическая наука и реформа школы // Сов. педагогика. 1986, — N 4.
  83. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.
  84. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  85. Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко Л. А. М., 1985.
  86. B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы: На прим. Ленинград. Обл.. Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1992.
  87. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. 2-е изд. С.-Пб.: издательство ОЛБИС, 1998.
  88. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.
  89. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  90. Л.М. Основы экономических знаний: опыт компактного учебника по новым стандартам. //Специалист, N 2,1996.
  91. И.М. Местные органы управления образованием в Великобритании. Педагогика, № 7,1998.
  92. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.93 .Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М.: ИКФ «Голден Ант». 1994.
  93. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Авт. дис.. д-ра пед. наук. С.-Пб., 1992.
  94. А.Н. Педагогическое общение. М., 1979.
  95. В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С. В. Всегда ли прав учитель?-М., 1990.
  96. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996.
  97. В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 1996.
  98. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. Петрозаводск, 1992.
  99. Н.Д. Нововведения в региональном управлении образованием .//Педагогика. -1996. № 4.
  100. Н.Д. Развитие муниципальных систем управления образованием. Педагогика, № 7, 1998.
  101. М.К. Как я понимаю философию. М, 1992 с.
  102. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев., 1987.
  103. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «дело», 1997.105 .Методические рекомендации по формированию организационных структур региональных органов управления образованием. М., 1991.
  104. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Ленинград, 1991.
  105. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. Тула, 1991.
  106. A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутреннем управлении. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  107. Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Учебное пособие для практических психологов. -М., 1992.
  108. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.111 .Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 9.
  109. Новая роль регионов в Европейском Союзе (опыт земли Северный Рейн-Вестфалия)//Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 12.
  110. Нововведения в муниципальном управлении образованием. Под ред. Н. Д. Малахова М., 1997.
  111. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984.
  112. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореф. докт. дисс.-М., 1984.
  113. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.
  114. Оценка учреждений и работников образования: Пути ее совершенствования и практические результаты. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М., 1996.
  115. Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений (период 19 171 994 гг.). Автореф. канд. дис. М., 1994.
  116. Н.Н. Проектирование образовательной сферы в малом городе: Авт. дис. канд. пед. наук. М.: 1996.
  117. В.М. Региональное образование, организация, управление образованием. Тула, 1994.
  118. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
  119. Е.И. Руководство учебно-воспитательной работой в школе. М., 1952.
  120. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1952.
  121. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  122. Планирование работы районных (городских отделов народного образования, М., 1987.
  123. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М., 1987.
  124. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995.
  125. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа. 1995.
  126. А.А. Система образования и ускорение социально-экономического развития страны. -М., 1988.
  127. И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материале Сочинского региона): Дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1992.
  128. А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань, 1991.
  129. Я. Классификация видов управления. Проблемы теории и практики управления. 1994.
  130. Развивающееся социально-педагогическое пространство -условие развития региона/под ред. Ю. В. Васильева. М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1994.
  131. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной октябрем. -М., 1990.
  132. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Ленинград, 1989.
  133. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  134. Л.Д. Диагностика структур региональных органов управления образованием: Автореф. дис. канд. Пед .наук. М., 1996.
  135. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития // Проект докл. правительству РСФСР. М., 1991.
  136. Г. В. Моделирование как средство развития познавательной деятельности студентов в процессе изучения педагогики. Автореф. канд. дисс. М., 1993.
  137. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
  138. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М., 1987.
  139. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.
  140. В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента// Педагогика. М., — 1994. — № 1.
  141. Система образования во Франции и организация ее администрации: Пер. с фр. М: Французская организация технического сотрудничества, 1993.
  142. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М., 1997.
  143. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988.
  144. .А., Кирюхина Н. П. Экспертные системы в психологической диагностике. //Научные труды Mill У. М., 1997.
  145. Состояние системы образования РСФСР и основные направления деятельности министерства образования в переходный период. М., 1991.
  146. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием. / Под ред. B.C. Лазарева. Российская академия образования. — М., 1996.
  147. В.Н. Взаимосвязь административных и экономических методов как фактор управления региональной системой народного образования: Дис. канд. пед. наук. С. -Пб., 1992.
  148. В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск. — 1995.
  149. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования// Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова. -М, 1994.
  150. Социальный менеджмент. / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  151. Л. И. Опенка качества управления// В сб.: Квалиметрия человека и образования, методология и практика. -М., 1992.
  152. Н.Н. Государственные работники США: положение и борьба за трудовые права в 60−70-х годах. М., 1982.
  153. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997.
  154. Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
  155. М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика// Педагогика. -1994. N 12.
  156. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент / Пер с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  157. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно/ Под ред. М. И. Кондакова и др. -М.: Просвещение, 1981.
  158. П.И. Практика управления современной школой. -М., 1995.
  159. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М., 1998.
  160. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.
  161. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие/ Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997.
  162. Э.А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: изд-во ЭКМОС, 1997.
  163. Устав Московской области. М., 1997.
  164. Учебно-воспитательный процесс, проблемы управления и самоуправления. М., 1992.
  165. К.М. Управление школьной организацией: организационные и управленческие ресурсы. М., 1995.
  166. А. Общее и промышленное управление. М., 1924.
  167. Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы: Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1996.
  168. Федеральный закон от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  169. Федеральный закон от 13 января 1996 года № 12—ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «Об образовании».
  170. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
  171. A.M. Вариативность в организации сельской школы: Дис. докт. пед. наук в виде научн. Докл. М. 1994.
  172. Н.М. Анализ как эффективная форма проектирования образовательного процесса. М., 1996.
  173. Н.М. Научно-методическая экспертиза инновационного опыта в управлении педагогической деятельностью. М., 1995.
  174. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Монография. С.-Пб., 1997.
  175. Н.М. Социально-педагогическое проектирование как вид организации инновационно-образовательной деятельности. М., «Рекорд», 1997.
  176. О.А. Формирование действенности мотивации учения школьников. Автореф. канд. дис.- М., 1985.
  177. В.П. Российское образование- история и современное состояние. М., 1993.
  178. Средство перехода к новому качеству образования // Библиотека педагогов г. Москвы. 1995.
  179. В.В. Аттестация работников образования в г. Москве в 1994−95 учебном году // Оценка учреждений и работников образования. М., 1996.
  180. В.В., Беседина В. Н. Колледж на рынке образовательных услуг. //Специалист, N 2, 1996.
  181. Школоведение. Под ред. А. В. Волковского и М. П. Малышева, изд., 2-е М., 1955.
  182. Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности// Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  183. А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений //Психология труда и личности учителя. — Л., 1977.
  184. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1993.
  185. Accoutability in Schools. Ed. By T.Burgess. L., 1992.
  186. Bowmen C. and Asch D. Strategic Management. Macmillan, 1987.
  187. Department of Education and Science. The Education (School Teacher Appraisal) Regulations. L., 1991.
  188. Department of Education and Science. A School Teacher Appraisal Circular 12/91.-L., 1991.
  189. Greenfy G. Strategic Managment. — Hemell Hempstead: Prentis — Hall, 1989.
  190. Fontana J. Principal Assessment: A Staff Developer’s Idea of a Complete Overhall.// NASSP Buleetin, 1994.
  191. Hax Arnoldo and Nicolas S. Strategic Managment: An Integrative Perspective // Englewood Cliffs, N.Y. Prentis — Hall, 1984.
  192. Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994.-Wash., 1994.
  193. Stufflebeam D., Nevo D. Principal Evaluation: New Directions for Improvement// Peabody Jounal of Education, 1993, vol. 68, no. 2.
  194. The Personnel Evaluation Standards: How to Assess Systems for Evoluating Educators. Newbury Pare, 1988.
Заполнить форму текущей работой