Основанием для игры «Белая ворона» служит факт печальной судьбы вороны-альбиноса: ее всегда заклевывают сородичи по стае, серые вороны. Поэтому белую ворону как таковую никто не встречал в своей жизни.
В фигуральном значении «белая ворона» — это сильный человек, способный сохранить свою жизненную позицию даже под сильным прессом общественного мнения. «Белая ворона» не поддается давлению, принимает лишь то, в чем убеждается сама, никогда не поступается своими принципами, если они ею продуманы и имеют для нее ценность. Быть «белой вороной» и достойно, и трудно. Среди людей не так уж много «белых ворон».
Педагогический смысл игры — в предвидении ситуаций давления на личность окружающих, требующих отказаться от своих принципов. Наделив школьника игровой ролью, педагог оказывает ему помощь: спрятавшись за маску, играющему легче противостоять натиску общего мнения.
Трудно рекомендовать ситуации для игры в «Белую ворону», так как они определяются педагогом с учетом конкретных фактов школьной жизни. Однако предложить в качестве примера можно было бы следующее:
- — Все просят «белую ворону» взять пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а «белая ворона» без разрешения никогда ничего не берет…
- — Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…
- — «Белую ворону» уговаривают попробовать закурить, указывая на ряд фактов взрослой жизни…
- — «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…
В игре решающее значение приобретают реплики ведущего: он не должен давить на играющих, хвалить «белую ворону», помогать ей, однако он может слегка усилить ее позиции, как бы приглашая всех понять, почему «белая ворона» избрала то или иное поведение. Приведем крохотный эпизод игры. Юноша-десятиклассник красиво протягивает руку и говорит девочке-второкласснице: «Выпей за мое счастье! Или ты не хочешь мне счастья?» Педагог добавляет: " …ведь алкоголики тоже начинали пить с такого тоста!" Все смеются. «Вороне» легче вести свою линию в данной обстановке, психологически разряженной.
Предъявляя эту игру, мы, однако, советуем основательно продумать и взвесить педагогу все свои личностные и профессиональные ресурсы: способен ли он повести за собой группу в движении уважения «белой вороны» и признания права личности «не быть как все».