Театр является синтетическим искусством, в котором слово соединяется с мимикой, позой, движением и жестом. С помощью этих средств актеры воссоздают и передают публике выражаемые ими различные эмоциональные состояния. Поэтому все существующие театральные студии и школы включают в процесс подготовки актеров специальные упражнения, нацеленные на развитие у них речи и пластики. Развить их надо до такой степени совершенства, чтобы легко вызывать нужный эмоциональный резонанс у созерцателей, наблюдающих за ними.
Развитие речи начинается с постановки дыхания и работы над дикцией, а развитие пластики — с развития воображения и формирования так называемых сенсорных синтезов. Благодаря им образ воображения легко перетекает в нужное движение и интонацию, и они образуют целостное единство. Поэтому параллельно с освоением техники речи и дыхания начинающим актерам предлагаются задания на выполнение образных этюдов, в которых такие синтезы образуются.
Постановка дыхания
Вокалисты любят повторять, что школа пения — это школа дыхания. Однако все виды исполнительского искусства — театральные, музыкальные и хореографические — предъявляют большие требования к правильному дыханию. В его основе лежат умения пользоваться всеми типами дыхания, но в первую очередь — диафрагмальным, овладение мышечной свободой и равномерностью выдоха. Упражнения на развитие дыхания могут быть следующие.
- 1. Ровное дыхание без пауз между вдохом и выдохом.
- 2. Ритмизованное дыхание в различных пропорциях по схемам:
При диафрагмальном дыхании воздух берется сначала «в пояс», при котором передняя стенка живота идет вперед, затем им заполняется средняя часть легких, после чего верхняя. Выдох совершается в обратном порядке. Для контроля можно положить ладони рук на живот.
Переход на брюшной тип дыхания вызывает рефлекс Геринга — Брейера, который способствует уменьшению активности ретикулярной формации ствола мозга, снижению психического напряжения, уменьшению гипервентиляционного синдрома и тревоги. Уреженное и углубленное дыхание оптимизирует процессы легочной вентиляции и улучшает здоровье.
- 3. Зажечь свечу на расстоянии 20 см от рта и выдыхать, стараясь сохранять пламя свечи спокойным.
- 4. Взять полное дыхание и выдыхать воздух порциями. Дети могут сделать от 15 до 20 выдохов, взрослые — до 50 — 60. Главное — равномерный объем выдыхаемой порции воздуха.
- 5. Встать прямо, взять полное дыхание и медленно выдыхать на звук ссс…, ммм…, ффф… При мычании чувствовать вибрацию на губах и в голове. Посыл звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает наилучшее резонирование голоса, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.