Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Ключевыми из них являются: перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиямповышение фундаментальности образованияинтенсификация образовательного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы использования системно-деятельностного подхода как средства повышения качества обучения информатике в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза
    • 1. 1. Системно-деятельностный подход как педагогическая основа повышения качества обучения информатике
    • 1. 2. Построение информационно-предметной среды педагогического вуза для реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения информатике
    • 1. 3. Структурно-логическая модель реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения информатике в структуре информационно-предметной среды вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика повышения качества обучения теоретическим основам информатики на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза
    • 2. 1. Логико-дидактический анализ содержания теоретических основ информатики как базовой компоненты фундаментальной подготовки будущего учителя информатики
    • 2. 2. Методические особенности реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды вуза
    • 2. 3. Организация и проведение педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Ключевыми из них являются: перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиямповышение фундаментальности образованияинтенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обученияинформатизация образования, основанная на внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения.

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных и коммуникационных технологий для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Не менее важно в процессе обучения помочь будущему специалисту простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность студента.

Над проблемам информатизации образования работали многие отечественные ученые, педагоги и дидакты. Теоретическим проблемам информатизации образования и использования информационно-коммуникационнных технологий в системе образования посвящены работы ученых А. П. Ершова, И. Г. Захаровой, В. А. Извозчикова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, Д. Ш. Матроса, Н. И. Пака, И. В. Роберт, В. А. Сластенина [37, 33, И, 52,56, 72, 84, 105, 117] и др.

Наряду с внедрением информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс возникает необходимость поиска оптимальных путей повышения качества обучения.

Проблеме качества обучения посвящены исследования Д. Ш. Матроса, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, А. И. Субетто, которые сформулировали в своих работах концептуальные положения управления качеством образования и обучения, определили ориентиры на их практическое применение [71, 86, 87, 97, 98, 123].

Д.Ш.Матрос отмечает, что основная «проблема состоит в повышении и достижении качества образования» [71]. В. П. Панасюк указывает, что «идея качества актуальна для всех, без исключения, компонентов и уровней системы образования», «усиливается интерес педагогов и административных работников .к проблемам качества образования» [86].

В исследованиях Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельниковой, А. М. Моисеева, В. П. Панасюка, Д. М. Полева, М. М. Поташника, [71, 76, 86, 98, 99] отмечается о необходимости поиска новых средств повышения качества образования.

Одним из основных средств для достижения цели по подготовке специалистов, профессионально и мотивационно готовых к преобразующей деятельности в условиях информатизации является курс теоретической информатики в педагогическом вузе. При этом необходимо учесть, что содержательный объем курса теоретической информатики, число программных продуктов, навыки работы с которыми выпускники должны освоить, постоянно увеличиваются. И времени, отводимого действующими учебными планами на изучение информатики, явно недостаточно для качественного усвоения содержания курса.

Компенсировать несоответствие объема содержания предмета количеству часов, отводимых на его изучение, может применение информационных и коммуникационных технологий. Использование средств информационных и коммуникационных технологий позволяет организовать процесс обучения так, что обучаемые получают знания в результате практической деятельности в специально организованной среде (информационно-предметной), позволяющей индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Вопросы разработки и возможности применения информационно-предметной среды в образовании исследовали И. Г. Захарова, Е. Ю. Лунькова, В. Ю. Лыскова, С. З. Могилевская, Н. И. Пак, Е. А. Ракитина, З. Р. Рзагазиев, И. А. Румянцева, А. Ю. Уваров [33, 67, 84, 85, 108, 134] и др. По мнению авторов, информационно-предметная среда, как один из способов реализации информационно-коммуникационных технологий позволит:

— построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

— коренным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

— создать эффективную систему управления качеством обучения;

— рационально организовать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса;

— индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам обучения.

Повышение качества процесса обучения информатике возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности студентов в условиях информационно-предметной среды, что достигается при реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно-деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности. Построение этих процессов и организация взаимосвязи между ними осуществляется через возможность проектирования информационно-коммуникационных технологий.

В психологических теориях, развиваемых в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина [15, 16, 22, 32, 61, 91, 107, 125, 159] и др. всесторонне исследуется понятие деятельности и ее компонентов, их свойств и условия взаимодействия.

В работах ученых-философов (В.Н. Сагатовский, П. Г. Щедровицкий [111, 156] и др.), психологов (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, В. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, [2, 8, 34, 61, 69] и др.), педагогов (О.Б.Епишева, Л. В. Загрекова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина [26, 30, 141, 157, 158] и др.) с позиций деятельностного подхода раскрываются особенности процесса обучения.

Таким образом, актуальность определяется возросшей потребностью общества в повышении качества подготовки специалиста и необходимостью в этой связи совершенствования управления образовательным процессом и поиском новых средств, способствующих повышению качества обучения на основе системно-деятельностного подхода к обучению в условиях информационно-предметной среды учебного заведения.

Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:

1) между увеличением объема, сложности теоретических разделов курса информатики и увеличением времени, отводимого на самостоятельное обучение, в процессе изучения предмета в соответствии с действующими учебными планами;

2) между различием в уровнях индивидуальных способностей, знаний, умений студентов по информатике, требующим организации индивидуальной информационно-предметной среды, и традиционным подходом к обучению в условиях фронтальной организации учебного процесса.

Объект исследования: процесс обучения информатике в педагогическом вузе.

Предмет исследования: системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза.

Цель исследования: создание методической системы, обеспечивающей повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды.

В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования выдвинута гипотеза исследования: повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе может быть достигнуто, если.

— воздействовать на важнейшую составляющую учебной деятельности — мотивацию к обучению: познавательный интерес, творческую активность, развитость самоконтроля, самоорганизацию студента через применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить каждому индивиду собственную траекторию обучения;

— изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышлениярационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процессаиндивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам;

— организовать процесс обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды, интегрирующей аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, через реализованную в ней систему средств обучения, справочных материалов, словарей, дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для получения качественного образования.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1. Исследовать направления совершенствования методической системы обучения информатике на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза.

2. Разработать структурно-логическую модель реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза.

3. Выявить преемственные связи разделов теоретической информатики предметного блока специальности «Информатика» с ориентацией на повышение качества обучения студентов в условиях информационно-предметной среды.

4. Учитывая особенности дисциплин теоретических основ информатики, провести отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения информатике, разработать наполнение блоков информационно-предметной среды.

5. Разработать и экспериментально апробировать методику, способствующую повышению качества обучения теоретическим основам информатики на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды вуза.

Методологической основой исследования являются:

— системный подход и его информационно-управленческий аспект к исследованию и организации дидактических процессов (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина [1, 6, 62, 63, 23, 125, 126] и др.);

— деятельностный подход в обучении (П.Я.Гальперин, О. Б. Епишева, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин [16, 26, 125, 126, 160] и др.).

Теоретическую основу исследования составили.

— фундаментальные исследования в области дидактики и теории содержания образования (В.В.Лаптев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. Оконь, A.B. Хуторской, М. В. Швецкий [54, 59, 60, 82, 146, 153] и др.);

— исследования психологических аспектов и механизмов формирования учебной деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. С. Шаров [2, 8, 15, 22,34,61, 107, 151] и др.).

— исследования психологических аспектов и механизмов формирования мотивации к обучению (П.Я.Гальперин, В. А. Зимняя, А. К. Маркова, П. М. Якобсон [16,34,69, 70, 161] и др.).

— концепция самостоятельной работы студентов в вузе (П.И.Пидкасистый, Г. И. Щукина [92, 158] и др.).

— психолого-педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании (В.П.Беспалько, И. Г. Захарова, И. В. Роберт, Е. С. Полат [6, 33, 105, 131] и др.);

— теория и методика обучения информатике (С.А.Бешенков, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. В. Могилев, Н. И. Пак, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер [7, 52, 55, 40, 75] и др.).

— исследования в области применения информационно-предметной среды в образовании (И.Г.Захарова, Е. Ю. Лунькова, В. Ю. Лыскова, С. З. Могилевская, Н. И. Пак, Е. А. Ракитина, З. Р. Рзагазиев, И. А. Румянцева, А. Ю. Уваров [33, 67, 84, 85, 108, 134] и др.).

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияанализ нормативных документов по вопросам образования в области информатикиизучение и обобщение опыта информатизации образования, практического опыта по вопросам методики обучения информатике, моделирование учебного процесса, подбор тестовых методик диагностирования исследуемой проблемы, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анкетирование, собеседование, проведение опытно-экспериментальной работы, анализ результатов с использованием статистических методов обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разрешение проблемы повышения качества обучения теоретическим основам информатики обеспечено на основе системно-деятельностного подхода посредством повышения мотивации к обучению и совершенствования организации индивидуальной учебной деятельности студентов в рамках информационно-предметной среды педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что созданы предпосылки расширения сферы реализации системно-деятельностного подхода в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза с целью повышения качества обучения теоретическим основам информатики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что.

— разработана структура и наполнение информационно-предметной среды по циклу теоретических дисциплин курса информатики специальности «Информатика»;

— разработаны дидактические материалы (видеоматериалы, задания, тесты), направленные на повышение качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды;

— разработана методика обучения теоретическим основам информатики на основе реализации системно-деятельностного подхода как средства повышения качества обучения информатике в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положенийсогласованностью полученных выводов с основными положениями современной концепции информатизации образованияприменением разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачампоследовательным проведением педагогического экспериментаопытно-экспериментальной работой и личным участием в ней автораиспользованием статистических методов обработки результатов.

Этапы исследования. Исследование включает в себя три этапа, на каждом из которых в зависимости от специфики задач применялись различные методы.

Первый этап (2001;2002 гг.) — констатирующий — связан с формулировкой проблемы исследования и накоплением эмпирических данных по теме исследования.

Второй этап (2002;2004 гг.) — опытно-поисковая работа по определению основных средств повышения качества обучения в рамках реализации ИКТ, а также по определению структуры, содержания и форм организации дисциплин предметного блока специальности «Информатика».

Третий этап (2004;2006 гг.) — экспериментальный, который предусматривал: практическую реализацию разработанной структурно-логической модели реализации системно-деятельностного продхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды. На этом этапе проводилась интерпретация, анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Повышение качества обучения теоретическим основам информатики может быть обеспечено посредством системно-деятельностного подхода к обучению, актуализирующего мотивацию. и познавательные процессы (восприятие, память, воображение и мышление) средствами информационно-предметной среды, позволяющей предоставить каждому индивиду собственную траекторию обучения, рационально организовать познавательную и самостоятельную деятельность обучаемых в ходе учебного процессаиндивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам для получения качественного образования.

2. Основу структурно-логической модели повышения качества знаний студентов в области теоретических основ информатики в условиях системнодеятельностного подхода составляют: отбор содержания курса информатики в вузе, с учетом преемственных связей дисциплин теоретического курса информатикиметоды организации познавательной и самостоятельной деятельности студентов, основанные на использовании средств ИПС, ориентированные на активизацию познавательных процессов, позволяющих организовать процесс восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации информации.

3. Методическая система обучения теоретическим основам информатики, способствующая повышению мотивации, развитию мышления и памяти обучаемых, должна строиться на интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на основе использования средств информационно-предметной среды вуза: мультимедийные и анимационные фрагменты курсаразделы самотестирования знаний обучаемых на всех этапах изучения курса, содержащих разноуровневые задания с комментариями;

• разделы самоконтроля, с использованием нетрадиционных форм представления заданий (электронные кроссворды) — структурное представление теоретического материала — конспекты-схемы;

• проблемные задания, организованные в форме конкурсов.

4. Организация процесса обучения теоретическим основам информатики в рамках информационно-предметной среды на основе системно-деятельностного подхода способствует повышению качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе.

Апробация, практическое внедрение и проверка предлагаемой методики обучения информатике осуществлялась в Тобольском государственном педагогическом институте имени Д. И. Менделеева. Основные результаты и положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и МПИ и методических семинарах, проводимых в Тобольском государственном педагогическом институте (Тобольск, 2002;2005), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы естественнонаучного и математического образования» (Тобольск, 2002), на всероссийской конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (Москва, 2002), на ежегодной научно-практической конференции «Менделеевские чтения» (Тобольск, 2002;2005), на межрегиональном семинаре для аспирантов, докторантов и соискателей по циклу педагогических дисциплин на тему «Актуальные проблемы методологии педагогического исследования и подготовки диссертации к защите» (Тюмень, 2002), на всероссийской конференции «Информатизация общего и педагогического образованияглавное условие их модернизации» (Челябинск, 2003), на методическом семинаре «Управление качеством образования в условиях модернизации общего образования на основе ИКТ» (Челябинск, 2003), на научно-практической конференции «Проблемы обучения информатике и информатизации учебного процесса школы» (Омск, 2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Анализ теоретических положений об использовании информационных и коммуникационных технологий при организации процесса обучения информатике, показал, что наиболее эффективным средством является информационно-предметная среда, построенная на основе ИКТ. В соответствии с этим нами была разработана структура информационно-предметной среды. Для определения содержания и наполнения информационно-предметной среды необходимо выявлять преемственные связи разделов изучаемых дисциплин и провести логико-дидактический анализ содержания предметного блока подготовки студентов специальности «Информатика».

Основу информационно-предметной среды составляют образовательные веб-сайты, создание которых происходит в соответствии с представленными этапами:

I этап. Постановка целей создания образовательного веб-сайта.

II этап. Анализ объектов образовательного веб-сайта.

III этап. Разработка модели образовательного веб-сайта.

IV этап. Форма представления информации и выбор программных продуктов.

V этап. Синтез компьютерной модели образовательного веб-сайта.

VI этап. Работа с образовательным веб-сайтом.

Проведенные нами исследования научно-методической литературы показали, что только системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на качество учебного процесса. В связи с этим нами была выстроена технологическая цепочка этапов обучения с целью повышения качества обучения теоретической информатике, проведен отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе.

Теоретические подходы позволили рассмотреть качество обучения информатике конкретного студента как интегративную оценку качества его знаний и уровня сформированности мотивации к успеху. Именно, поэтому, прогноз по ученику рассматривался в двух разрезах: 1) изменение его психологических характеристик — психологическая траектория- 2) изменение его уровня знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине — предметная траектория.

Был проведен педагогический эксперимент, доказывающий, что воздействуя на одну из структурных составляющих учебной деятельности — мотивация к успеху в рамках методической системы, реализованной на основе системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза происходит повышение качества обучения теоретическим основам информатики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования теоретически обоснована, разработана и практически реализована методика обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе. За счет организации учебно-познавательной и самостоятельной деятельности студентов и повышение уровня мотивации к обучению через применение информационно-предметной среды, построенной с применением информационных и коммуникационных технологий, эта методика обеспечила интенсификацию процесса обучения в условиях дефицита учебного времени и увеличения объема содержания предмета.

В ходе исследования экспериментально подтверждена гипотеза о том, что повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе может быть достигнуто, если.

— подготовку будущих учителей информатики проводить в рамках учебного процесса, организованного с использованием системно-деятельного подхода;

— организовать процесс обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды, осуществляющей функции входного контроля, подачи учебной информации, контроля за качеством ее усвоения;

— способствовать повышению мотивации к обучению теоретическим основам информатики, осуществлять управление индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, как основных компонентов повышения качества обучения, в условиях информационно-предметной среды.

В процессе теоретического и экспериментального исследования научной проблемы в соответствии с целью исследования были решены все поставленные задачи и получены следующие основные результаты:

Исследованы, направления совершенствования методической системы обучения информатике, связанные с реализацией идей системнодеятельностного подхода, в условиях информационно-коммуникационных технологий. Предложен подход использования информационно-предметной среды, построенной с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для повышения качества обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

Разработана структурно-логическая модель реализации системно-деятельностного подхода к повышению качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза. Разработана структура информационно-предметной среды педагогического вуза в направлении повышения качества обучения.

Определены преемственные связи разделов дисциплин теоретических основ информатики предметного блока специальности «Информатика» с ориентацией на повышение качества обучения студентов в условиях информационно-предметной среды. Представлены содержательно-методические линии дисциплины «Теоретические основы информатики» предметного блока специальности «Информатика» с ориентацией на возможность повышения качества обучения студентов для определения содержания и наполнения блоков информационно-предметной среды педагогического вуза.

На основе выделенных связей и особенностей теоретических дисциплин информатики был проведен отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе.

Разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс методика обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе, основанная на реализации системно-деятельностного подхода к обучению в условиях информационно-предметной среды.

Экспериментально доказана возможность повышения качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе: происходит повышение уровня мотивации к обучению и повышение уровней знаний, умений и навыков при использовании предлагаемой методики обучения в условиях информационно-предметной среды.

Таким образом, в работе представлено новое решение актуальной проблемы повышение качества обучения теоретическим основам информатики в педагогическом вузе на основе использования системно-деятельностного подхода в условиях информационно-предметной среды, построенной с применением информационных и коммуникационных технологий. За счет организации самостоятельной деятельности студентов и повышения мотивации к обучению на основе интеграции учебного процесса по теоретическим основам информатики и информационно-предметной среды педагогического вуза, разработанная нами методика обеспечила повышение качества и интенсификацию процесса обучения информатике в условиях дефицита учебного времени и увеличения объема содержания теоретических дисциплин подготовки будущего учителя информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 386 с.
  2. А.Г. Деятельность и установка М.: Изд-во МГУ, 1979. — 150 с.
  3. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  4. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — С. 33 — 34.
  5. Н.Ф. Повышение качества знаний школьников. Челябинск: ЧГПИ, 1976.- 106 с.
  6. В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. -Рига, 1972.-346 с.
  7. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. — № 6−8.
  8. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 187 с.
  9. Н.В. Новые технологии в управлении учебным процессом // Информатика и образование. 1996. -№ 6. — С.99 — 101.
  10. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: «Питер», 2000.
  11. И. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика 1993. — № 3. — С. 12 — 15.
  12. Т.А. Методика обучения информатике (теоретические основы): Учеб. пособие. СПб., 1997. — 99 с.
  13. В.И., Шведов A.B. Использование виртуальной образовательной среды как плотформы для интеграции обрзовательных процессов в системе открытого дистанционного образования // Педагогическая информатика. 2005. -№ 1. — С. 54 — 57.
  14. A.A., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998. -С. 18−25.
  15. Выготский J1.C. Психология. Сборник/Авт. Предисл. Н. Е. Верахса. М.: Апрель-Пресс, 2000 — 10 6 с.
  16. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. — М.:Университет, 2000. — 336 с.
  17. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 154 с.
  18. В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. — С. 10−15.
  19. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. -№ 3.
  20. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
  21. В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  22. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
  23. C.B. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С. 30−39.
  24. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: курс лекций. Тобольск: ТГПИ, 1997. — 191 с.
  25. О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 223 с.
  26. Е.В., Красниченко A.M. Информационно-коммуникационные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов // Информатика и образование. 2005 — № 2. — С.102 — 106.
  27. В.А. Об основаниях и принципах педагогики // Методология исследований, проектирование и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр. -М.: НИИВО, 1996. С. 213−220.
  28. В.К. Технологии в образовании // Человек. 1997. — № 3. -С.48−56.
  29. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992, -61 с.
  30. A.B. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Просвещение, 1986. Т.1. 387 с.
  31. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.
  32. В.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. — 384 с.
  33. A.A. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и обрзование. 2002. — № 7. — С. 19 — 25.
  34. A.A. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С.47 — 52.
  35. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод. Пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений: в 2 ч. / Под ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. -М.: Просвещение, 1985 (ч.1), 1986 (ч.2).
  36. Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. М., 1994. — 203 с.
  37. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004.-384 с.
  38. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Информатика"/ А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 810 с.
  39. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 352 с.
  40. Информационные технологии обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Р. Удалов, О.В. Воронина- Омск. гос. пед. ун-т. Омск: ОмГПУ, 2004.-175 с.
  41. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского.- М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  42. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.-80 с.
  43. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. — С.46 — 57.
  44. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998. — С. 57.
  45. Концепция управления качеством образования. Пермь, 1997.
  46. A.M. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика. 2004. — № 2. — С. З — 10.
  47. В.Ф. Проблемы развития информационной среды школы / Материалы XIV конференции «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2004.
  48. А.П. Качество образования как актуальная проблема управления: Учебно-методическое пособие в помощь педагогам и руководителям учреждений образования. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 24 с.
  49. A.A., Кареев С. С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО.- 1997.-№ 6.
  50. A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  51. В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.-508 с.
  52. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 624 с.
  53. М.П. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. — Омск, 2000. Вып. 3.-163 с.
  54. М.П. Педагогическая информатика: Учеб. пособие для студ. вузов / С.Р.Удалов- Под ред. М.П.Лапчика- Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2004. -133с.
  55. И.А. Методика отбора содержания обучения будущих учителей информатики конструированию компиляторов. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-СПб., 1996.- 19 с.
  56. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е перераб. изд. -М.: Высш. шк., 1991.-223 с.
  57. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. — 1998. -№ 3. — С.5 12.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  59. И .Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М., 1978.-290 с.
  60. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. М.: Педагогика, 1996. — № 2. — С.7 — 11.
  61. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1999. № 1. -С.10 — 19.
  62. В.Д. Деятельностные и информационные аспекты управления качеством начального профессионального образования // Педагогическая информатика. 2005. -№ 1. — С. 83−91.
  63. М.В. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 77 — 89.
  64. Л.Ю., Ракитина Е. А. Учебные задачи в курсе информатики // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С. 49−56.
  65. Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. № 4. — С. 11−16.
  66. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  67. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  68. Д.Ш. Один подход к управлению качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Актуальные проблемы управления качеством образования. Выпуск 1. -Челябинск: «ЧП Рейх А.Ф.», 1999. С. З — 11.
  69. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий иобразовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.-96 с.
  70. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд-е 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
  71. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Изд-во «Вища школа», 1987. — 224 с.
  72. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Информатика"/ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общ. ред. М. П. Лапчика. 2-е изд. — М.: AcademiA, 2005. — 622 с.
  73. В.Б. Организация учебного процесса при использовании технологий дистанционного обучения // Информатика и образование. -2002.-№ 12.-С. 64−68.
  74. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 123с.
  75. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47с.
  76. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  77. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. — 305 с.
  78. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  79. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
  80. Е.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения // Школьные технологии. 2002. — № 2. — С. 31 — 43.
  81. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск. КГУ, 1999.
  82. Пак Н.И. О состоянии информатизации образования в Красноярском крае // Информатика и образование. 1997. — № 5. — С. 3 — 7.
  83. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Дис.. докт. пед. наук., СПб., 1998. -460 с.
  84. В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003.384 с.
  85. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шлянов. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  86. Педагогический мониторинг качества образования./ Под ред. В. И. Андреева. -Казань, 1999. 168 с.
  87. JT.M. Логико-дидактический подход к обучению // Педагогика. -2004.-№ 1. С. 18 -25.
  88. . Логика и психология // Избр. психол. труды. М., 1969. 425 с.
  89. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  90. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
  91. Положение о модульной системе обучения. О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся / Под ред. A.B. Дружкина. Саратов: Сарат. гос. агр. ун-т им. Н. И. Вавилова, 1999. — 20 с.
  92. В.М. Научно педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  93. В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 136 с.
  94. М.М. Организация управления школой. М.: Знание, 1991. -368 с.
  95. М.М., Моисеев A.M. Какие бывают результаты образования // Народное образование, 1999. -№ 7 8. — С. 170 -172.
  96. М.М., Моисеев A.M. Понятие «качество образования» // Народное образование, 1993. -№ 7−8.- С. 167 170.
  97. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. редактор
  98. B.И.Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.
  99. Психологические механизмы целеобразования/ Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1977.-259 с.
  100. Психология: Учебник для пед. ин-тов/ Под ред. A.A. Смирнова. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с.
  101. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672с.
  102. Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. — № 1. — С. 19−25.
  103. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  104. И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование, № 5. 2004.1. C.25 26.
  105. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  106. И.А. Многоуровневое образование по информатике — новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика. 1993. -№ 1. — С. 29−36.
  107. И.А. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. Тезисы докладов IV Ленинградской научнометодической конференции «Проблемы образования в области информатики, ВТ и автоматизации», 6−8 декабря 1990. ДО ВОИВТ, 1991.
  108. Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. СПб., 2000. — 43 с.
  109. В.Н. Системная деятельность и её философское осмысление / Системные исследования. М.: Наука, 1981. — С.52 — 68.
  110. Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам: Пер. с финск. М.: Прогресс, 1993. — 320 с.
  111. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  112. И.Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 168 е.: ил.
  113. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  114. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 296 с.
  115. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов под ред В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  116. В.А. Технологический контекст профессионально-технологической культуры // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина, Сер. Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1997. -341 с.
  117. А.А. Психология запоминания. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-328 с.
  118. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  119. С.А. Непрерывная информационная подготовка при обучении информатике в системе дополнительного образования // Педагогическая информатика. 2004. -№ 1. — С. 12 — 15.
  120. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 512 с.
  121. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга II «Концепция квалиметрии» Система категорий и понятий». М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. — 122 с.
  122. C.B., Овичнникова Е. В. Элементы дискретной математики: Учебник. M.: ИНФРА-М, 2002. — 280с.
  123. Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение // Психологические основы программированного обучения. М., 1984.-296 с.
  124. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  125. Д.В., Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск: ПО «Книга», 1995. — 105 с.
  126. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред.
  127. B.В. Краевского, И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  128. Теория и методика обучения информатике: Лабор. практикум: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 03 01 00 «Информатика"/ М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, Л. В. Смолина. Омск: ОмГПУ, 2004. — 310 с.
  129. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  130. Технология мониторинга качества высшего образования в регионе./ Под ред.
  131. C.И. Григорьева, Л. Д. Деминой. Барнаул, 1999. — 156 с.
  132. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  133. В.Ю. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 1999.
  134. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. — № 3. — С. 3 — 14.
  135. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // ИНФО. 2000. -№ 2. — С. 27−34.
  136. С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография/ С. Р. Удалов: Омск. гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.-210 с.
  137. А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Орел, 1996.-44 с.
  138. Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. — М.: Флинта: Наука, 2002. 264 с.
  139. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -560 с.
  140. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В .Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
  141. И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. — 544 с.
  142. И.Ф. Педагогика: Учебник. 7-е изд. — Минск: Университетское, 2002. — 560 с.
  143. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М, 1996.
  144. Н.Л. Профессиональная проектировочная деятельность педагогов и условия повышения ее эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.-27 с.
  145. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
  146. Н.К., Воробьева Э. Л. Категориальные характеристики педагогической методологии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. -Екатеринбург, 1996. — С. 80 — 94.
  147. Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе: Учеб пособие. Омск, 1993. — 91 с.
  148. Н.В. Современные теории и технологии образования: Учеб. пособие. Омск: ОмГПУ, 1993. — 71 с.
  149. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.- 112 с.
  150. A.C. Психология познания человека: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. — 130 с.
  151. A.C. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — Омск, 1993. — 90 с.
  152. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в пед. вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. СПб., 1994. — 36 с.
  153. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  154. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. -№ 2. — С.5 — 13.
  155. Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Новые информационные технологии. Сер. 1. — 1996. — № 1. — С. 19 -27.
  156. П.Г. С чем войдем в XXI век? Знание сила. — 1991. — № 7. — С.22 — 27.
  157. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
  158. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. — 322 с.
  159. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -268 с.
  160. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с пол. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
Заполнить форму текущей работой