Методики исследования уровня сформированности значимых отношений учителя и учащихся
Для объективной и достоверной оценки параметров по предлагаемой методике привлекается не менее трех экспертов, среди которых могут быть учителя, психологи, воспитатели, члены ученического самоуправления, родители, одноклассники, может учитываться и самооценка. Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям… Читать ещё >
Методики исследования уровня сформированности значимых отношений учителя и учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По методике «Отношение учителя и учащихся в учебной и производственной среде» исследуются проявляемые отношения к учебному заведению, учебным занятиям, коллегам или одноклассникам, самому себе. Каждый исследуемый вид проявляемых отношений оценивается так, как представлено в приведенной ниже таблице.
Для объективной и достоверной оценки параметров по предлагаемой методике привлекается не менее трех экспертов, среди которых могут быть учителя, психологи, воспитатели, члены ученического самоуправления, родители, одноклассники, может учитываться и самооценка.
Исследуемое отношение оценивается по переменной шкале от 1 до 5 баллов. Напротив соответствующих параметров записываются фамилии, которые, по мнению эксперта, точнее всего отвечают фиксируемому уровню отношения. Каждый параметр оценивается по пяти критериям проявления отношений, где 5 баллов соответствуют высокому уровню его проявления, 4 и 3 — среднему, 2 и 1 — низкому уровню отношений.
Подсчет баллов ведется отдельно по каждому параметру следующим образом: число имеющих высокий уровень сформированности данного критерия умножается на 5, имеющих средний уровень — на 3 и 4, имеющих низкий — на 2 и 1. Далее из полученных суммированных показателей вычисляется средний показатель уровня сформированности исследуемого параметра у конкретного человека.
Для исследовательских целей бывает интересно получить средний показатель сформированности значимого отношения и их совокупности в возрастной группе. С этой целью общая сумма баллов всех участников исследования делится на число характеризуемых человек. Можно просчитать изменения в уровне развития отношений по гендерным основаниям и соответственно наметить дифференцированную программу саморазвития.
Целесообразная частота использования предлагаемой методики — раз в полгода. В практике образовательных учреждений ее целесообразно применять в начале и конце учебного года, чтобы фиксировать изменения в уровне развития значимых отношений исследуемых за учебный год.
Учебное заведение_
Фамилия заполняющего таблицу_
Отношение учителя или учащихся в учебной или производственной среде
Характер проявляемых отношений. | Баллы. | Фамилии учащихся. |
Отношение к учебному заведению | ||
а) проявляет в делах ответственность, инициативу. | ||
б) работает добросовестно, но инициативы не проявляет. | ||
в) включается в общие дела по настроению. | ||
г) участвует в общих делах только под контролем. | ||
д) старается не участвовать в общих делах. | ||
Отношение к учебным занятиям | ||
а) активно содействует достижению общего результата. | ||
б) добросовестно выполняет задание, если интересно. | ||
в) выполняет задания без желания, по необходимости. | ||
г) выполняет задание под контролем. | ||
д) сам не выполняет задания и мешает другим. | ||
Отношение к коллегам и одноклассникам (сокурсникам). | ||
а) охотно оказывает помощь и поддержку товарищам. | ||
б) помогает сверстникам, если попросят. | ||
в) помогает без особого желания только близким друзьям. | ||
г) редко помогает коллегам, одноклассникам. | ||
д) никому не помогает и даже мешает. |
Методика исследования отношений между обучающим и обучающимися Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с обучающим, отметьте его в колонке «Да», если оно неверно — поставьте галочку в колонке «Нет».
№ п/п | Суждения | Да. | Нет |
Руководитель умеет точно предсказать мои результаты. | |||
Мне трудно ладить с руководителем. | |||
Руководитель — справедливый человек. | |||
Он умело подводит меня к самоаттестации и аттестации. | |||
Ему явно не хватает чуткости в отношениях с людьми. | |||
Его слово для меня закон. | |||
Руководитель тщательно планирует работу со мной. | |||
Я вполне им доволен. | |||
Руководитель недостаточно требователен ко мне. | |||
Он всегда может дать разумный совет. | |||
Я полностью ему доверяю. | |||
Оценка руководителя для меня очень важна. | |||
Руководитель в основном работает по шаблону. | |||
Сотрудничать с руководителем — одно удовольствие. | |||
Руководитель уделяет мне мало внимания. | |||
Он, как правило, не учитывает мои индивидуальные особенности. | |||
Руководитель плохо чувствует мое настроение. | |||
Он всегда выслушивает мое мнение. | |||
У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые он применяет. | |||
Я не стану делиться с руководителем сокровенными мыслями. | |||
Руководитель наказывает меня за малейший проступок. | |||
Он хорошо знает мои сильные и слабые стороны. | |||
Я хотел бы стать похожим на него. | |||
У нас с руководителем чисто деловые отношения. |
Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа по каждой шкале — гностической, эмоциональной, поведенческой — и общего итогового показателя.
Ключ для обработки результатов опроса
Шкала | ||
гностическая | эмоциональная | поведенческая |
1, 4, 7, 10, -13, -16, 19, 22 | -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20, 23 | 3,6, -9, 12, -15, 18,-21, -24 |
Примечание. Минус перед номером вопроса означает, что учитывается ответ «нет».