Учебный рисунок
Несмотря на то, что изображение фактуры (текстуры) дерева дело не легкое, но оно того стоит. Ведь при виде изображения с деревянными предметами или плоскостями у зрителя возникает определенное настроение, картина воспринимается иначе. Наиболее интересным для зрителя является деревянная поверхность (стол, ящик и т. д.), подвергнутая воздействию сил природы, т. е. чем больше на ней трещин… Читать ещё >
Учебный рисунок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
http://.
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей учебного рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки.
В академическом рисунке результаты познания выражаются в художественных образах, которые отражают объективную действительность с позиций определенного эстетического мировоззрения художника, его понимания сути изображаемого явления и профессионального мастерства. Особую роль для передачи художественного замысла играют фактура и материальность.
Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Когда художник передает кроме объема формы и материальность (фактуру поверхности) — выразительность рисунка повышается.
Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.
Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.
Практическая ценность курсового исследования состоит в изучении этапов выполнения фактурного рисунка начинающими художниками (студентами). Также данная работа окажет информационную помощь в изучении техники графитного карандаша и основных понятий материальности учебного рисунка.
Объект исследования: передача материальности и фактуры в учебном рисунке.
Предмет исследования: способы передачи фактуры и материальности как ведущего средства выразительности учебного рисунка Цель работы: изучить способы передачи фактуры и материальности в учебном рисунке графитным карандашом.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Провести обзор теоретического материала, с целью раскрытия понятий «материальность» и «фактура»;
2. Изучить опыт художников в передаче материальности и фактуры в академическом рисунке;
3. Выполнить академический рисунок с характерной передачей материальности и фактуры предмета.
Для решения поставленных задач используются теоретические методы:
· Анализ литературы по проблеме исследования.
· Систематизация полученных данных.
· Эмпирический метод исследования: выполнение учебного рисунка.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛЬНОСТИ И ФАКТУРЫ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ.
1.1 Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке Фактура — характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств; а также особенности обработки материала, в котором выполнено произведение. Фактура во многом зависит от свойств используемого художественного материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура — это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Она несет в себе определенные черты композиционного средства. Фактура — одно из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения. (см. Приложение 1, рис.1).
Выполняя учебный рисунок на стадии проработки деталей, студент с первых работ сталкивается с проблемой выявления фактуры модели, передачей материальности предмета (гипс, ткань, стекло, керамика, дерево). Умение передавать материальность и фактуру предметов приходит постепенно, в процессе упражнений. Чтобы научиться профессионально справляться с поставленной задачей, необходимо получить ряд навыков в данной области, изучить различные материалы и техники рисунка, а также ознакомиться с основными понятиями.
К основным свойствам фактуры относятся рельефность, блеск и рисунок неровностей. Свойствам фактуры может быть дана как количественная, так и качественная характеристики. Качественно характеризуя свойства фактуры разных материалов, выделяют различные ее типы. Так по рельефности фактуры материалов делят на два основных типа — ровные и рельефные, и подразделяют каждый из типов на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить — зеркальную, глянцевую и матовую фактуры. Отдельную группу составят типы фактурных материалов: шелковистая, бархатистая, перламутровая и т. д.
Чтобы передать в рисунке фактуру поверхности предмета, следует разнообразить технику тушевки. Карандаш — очень гибкий инструмент, он допускает различные приемы: если рисовать острием — получатся тонкие линии, если придать карандашу сильный наклон и проводить по бумаге не острием, а ребром графита — он дает широкий мягкий штрих. Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя нажим карандаша, направление штрихов, их размеры (то длинные, то короткие), рисуя ребрам графита или его острием, можно передать самую разнообразную фактуру.
Материальность — передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.
Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.
Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные — при компоновке и линейноконструктивном построении форм предметов; пространственные — для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды; плоскостные — в декоративно-прикладном искусстве и графике. Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.
Штрих — это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.
Светотень — градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Художники независимо от тематики изображения стремились сделать зрительную иллюзию осязаемой. Задача воспроизведения материальности и фактуры открывала перед художниками обширное поле деятельности. Она толкала их на эксперименты с материалами и заставляла показывать все, на что они способны. Более того, тема выявления фактуры и свойств поверхности объекта никогда не отожествлялась с различными академическими взглядами или течениями в искусстве. Она существовала сама по себе.
Художники, все они без исключения придавали предметам поверхностные качества, хотя и не с равной степенью интенсивности. Кто-то показывал тончайшие фактурные нюансы, а кто-то ограничивался простым намеком на эти качества, используя минимум изобразительных приемов. Каким бы ни был подход, иллюзия фактуры может быть равно привлекательной для художника, создающего произведение, и для зрителя, рассматривающего картину.
рисунок фактура изображение.
1.2 История отражения материальности и фактуры в учебном рисунке Рисунок — древнейший вид изобразительного искусства. Художники тех времен уделяли огромное значение передаче фактуры и материальности предмета различными графическими материалами (сангина, соус, уголь и др.).
Рисунок не только изображает многообразные внешние признаки предмета и среды, но через их отношения выражает внутреннее содержание этого предмета и среды и вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.
Для большей передачи выразительности предмета художники показывают фактуру предмета, тем самым подчеркивая его материальность.
Фактурные свойства рисунка существовали всегда, история передачи материальности и фактуры равна истории искусства. Работы величайших мастеров прошлого позволяют проследить особенности изображения фактуры предмета средствами рисунка.
Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Мантенья, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.(см. Приложение 1, рис. 2,3,4,5,6).
Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, Альберхт Дюрер, Рафаэль, Леонардо да Винчи и другие.(см. Приложение 2, рис. 7,8,9,10).
Художником, который блестяще владел графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Жан Огюст Доминик Энгр. Он виртуозно передавал игру света на поверхности предметов.
В России прекрасными художниками-графистами в первой половине XIX в. были О. А. Кипренский, К. П. Брюллов ПА Федотов, А. О. Орловский, А. А Иванов и другие. В рисунке Карла Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объёма средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени. (см. Приложение 3, рис. 11,12,13,14).
Во второй половине XIX в. остропсихологические рисунки графитным карандашом создали И. Е. Репин, В. А. Серов и другие. И. Е. Репин любил в своих рисунках использовать растушку. Очень интересен его рисунок углем на холсте «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приёмы: то уголь кладётся плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведётся свободным, широким штрихом. Можно увидеть как умело он передаёт фактуру платья, кресла, волос с помощью угля и шероховатой поверхности холста.(см. Приложение 4, рис. 15,16,17,18,19).
Особую манеру наложения штрихов, которую невозможно спутать с подчерком другого художника, имел Михаил Врубель. Чтобы он не изобразил — все равно узнаются его перекрещивающиеся штрихи. (см. Приложение 5, рис. 20,21,22).
Художники XX и XXI века продолжают развивать традиции русской школы — реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И ФАКТУРА КАК СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО РИСУНКА.
2.1 Передача фактуры металла средствами рисунка Металл — искусственный материал, который может принимать абсолютно любую форму. Фактура металла различна — от грубой и шероховатой до сверкающей, словно зеркало.
Интереснее всего рисовать предметы, изготовленные из металла, которые имеют блестящую или полированную поверхность. Форму этих предметов можно изобразить, уловив игру света и тени и отражения на гладких, текучих поверхностях.(см. Приложение 6, рис.23).
Чем больше отполирована поверхность металла, тем сложнее изобразить ее с помощью игры света и тени. Например, полированный серебряный чайник превращается в кривое зеркало. Если заглянуть в него, то мы увидим все то, что нас окружает, но в искаженном виде. Очень трудно предвидеть как будут искажаться отражения. Как правило, на вогнутых поверхностях отражения сжимаются, а на выпуклых увеличиваются и растягиваются.
Чаще всего металл в интерьере используется на предметах имеющих цилиндрическую, круглую, коническую поверхность. К примеру, ножки стола, стула, кровати, элемент светильника, чайник и тому подобные предметы. Поэтому задача передачи фактуры материала сводится к нахождению точного места блика, который передает блеск материала.
Чтобы показать металлическую поверхность, нужно уделить особое внимание оттенкам, полутеням, отраженному свету и бликам.
2.2 Выразительные возможности карандаша в передаче фактуры дерева Дерево обладает уникальной фактурой — сложной, неровной, с годовыми кольцами и сучками. На деревянной поверхности нет бликов — это свойство этого материала, как и некоторых других шероховатых, матовых и пористых поверхностей.
То, что мы видим предметы и можем их назвать деревянными скорее заслуга текстуры дерева. Текстурой называют рисунок на поверхности разреза древесины; она различна у древесины разных пород. Изобразить на бумаге текстуру дерева представляет определенную сложность. Сложность рисунка текстуры зависит от строения дерева, а также от количества сочетания элементов древесины: годичных слоев, волокон, сучков и завитков.
Несмотря на то, что изображение фактуры (текстуры) дерева дело не легкое, но оно того стоит. Ведь при виде изображения с деревянными предметами или плоскостями у зрителя возникает определенное настроение, картина воспринимается иначе. Наиболее интересным для зрителя является деревянная поверхность (стол, ящик и т. д.), подвергнутая воздействию сил природы, т. е. чем больше на ней трещин, неровностей, отверстий, тем больше на этот объект будет уделено зрительского внимания. Требует определенного мастерства передача фактуры дерева, соответствующее действительности.
Свои особенности имеет изображение отполированной деревянной поверхности. Тут каждый студент (художник) сам решает, на чем сосредоточиться — на сверкающей полировке или фактурном рисунке древесины. Главное показать, что предмет, который изображен, сделан из дерева.
2.3 Отражение фактуры ткани и передача ее материальности Фактура ткани — строение лицевой поверхности материала, способствующее достижению образной выразительности изделия.
Фактура ткани определяет каким образом на ней будут образовываться складки. Для плотных, грубых тканей характерны резкие, острые складки. Мягкие, тонкие ткани тянутся, и при складывании получаются легко поддающиеся изменению формы. (см. Приложение 7, рис. 24).
Тяжелые ткани и ткани с рисунком заставляют художника делать выбор — сосредотачиваться на рисунке или махнуть на него рукой и передавать только фактуру ткани. Если рисунок на ткани крупный и упорядоченный, например шотландская клетка, изобразить его можно максимально точно. То же относится к тканям с крупным повторяющимся рисунком и материалам в широкую полоску. Такой процесс может оказаться утомительным и требующим немалого терпения, но если точно отразить изменения рисунка при складывании или растягивании, то можно четко отобразить форму изображаемого предмета.
Для материальности драпировки нужно учитывать 6 градаций, которые придают объем и форму нашей ткани: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Если грамотно изображены все 6 градаций на ткани, то драпировка получается объемной и материальной. Если совместить прорисовку фактуры и деление на градации, то изображение получится наиболее приближенным к действительности. А это значит, что художник справился с поставленной задачей.
Изображение драпировки составляет основу всего академического рисунка. Если человек сумеет показать все складки, все тончайшие изменения тона и изгибов драпировки, то он легко сможет рисовать и другие предметы.
2.4 Особенности рисования стеклянных предметов Стекло — необычный материал: прозрачное, отражающее, преломляющее, многоцветное. Рисуя бесцветное стекло, следует помнить об изображении полированного металла. Невозможно изобразить стекло само по себе. Оно всегда отражает в себе то, что его окружает. Кроме того, через стекло можно увидеть другие предметы. Следовательно, мы рисуем стеклянный предмет, отражая и искажая в нем другие объекты.
Поскольку поверхность стекла очень гладкая, отражения в нем получаются четкими и определенными, как и на поверхности полированного металла. Хорошее зеркало никогда не бывает туманным и размытым, оно дает совершенно четкое отражение. Наш глаз всегда увидит на поверхности стеклянного предмета блики. Это свойственно любому блестящему предмету. Блики на предметах из прозрачного стекла бывают очень яркими. Их следует изображать чистым белым цветом.(см. Приложение 8, рис.25).
Когда мы рисуем стеклянные предметы, мы должны довериться собственному чутью. Прозрачную невидимую поверхность можно увидеть только благодаря отражениям, которые на ней образуются.
Что касается резного стекла, то изображение его имеет свои особенности. Резьба на поверхности стеклянного предмета не только искажает форму отражений, но и образует красивый рисунок, подчеркивает форму стеклянного (хрустального) предмета.,.
Рисование стеклянных предметов требует наблюдательности — большое количество бликов, отраженного света, теней и полутеней делает изображение стеклянных предметов карандашом одним из самых сложных процессов.
2.5 Изображение поверхности воды карандашом Подобно стеклу, вода прозрачна. Она обладает отражающими и преломляющими свойствами. В отличие от стекла, вода изменчива. Она может двигаться постоянно — как, например, в реке, — или через разные промежутки времени — как морские волны. Вода может падать — водопады, фонтаны или водные струи.
Абсолютно спокойная вода напоминает зеркало. Она в точности отражает все, что ее окружает. Точечный источник света может представиться в виде прерывистой вертикальной линии, тянувшейся по поверхности воды. Когда вода неспокойна, изображение предмета дробится на мелкие части, которые трудно рассмотреть.
Что касается рек и ручьев — вода здесь постоянно находится в движении. Если присмотреться, то становиться видно, что рисунок водной глади повторяется. Изменив угол зрения, можно сосредоточиться на камнях и песке речного дна.
Но нас больше интересует изображение воды в натюрморте. Отражающая способность воды в полной мере проявляется в стеклянной вазе. Если поставить в нее букет цветов, то видно как их стебли визуально преломляются и смещаются в сторону от той точки, где они входят в воду.
Изображение воды подчиняется тем же правилам, что и изображение стекла или металла. Так же как и рисование стеклянных предметов, рисование воды требует наблюдательности. Поверхность воды очень гладкая, отражения в нем получаются четкими и определенными, как и на поверхности стекла, а так же полированного металла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Как правило, натюрморт является основным жанром изобразительного искусства, где мы можем увидеть разнофактурность предметов.
" Натюрморт" - от французского nature morte означает «мертвая натура». В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения. Передача фактуры и материальности в натюрморте и передает определенное настроение.
Если мы хотим выразить свое мироощущение через видение окружающих нас предметов, то нужно научиться передавать разность фактур этих предметов. В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т. п.
Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве — это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.
Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно.
В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.
Наглядное представление о материале дает фактура — состояние поверхности массы материала.
Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т. д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение — то, что художники называют текстурой. Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что для передачи фактуры предметов нам поможет штриховка. Благодаря ей мы можем передать фактуру любого предмета как бы он не выглядел. Но не только штриховка важна для передачи фактуры и материальности предметов. Растушка тоже имеет огромное значение, особенно для передачи объема. Также очень важна передача светотени, которая показывает материальность предметов.
1. История рисунка Art gallery [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/126-istoriya-risunka.html Свободный. Дата обращения: 10.06.15.
2. История рисунка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://matematikaiskusstvo.ru/histdraw.html Свободный. Дата обращения: 10.06.15.
3. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка: учебник. [Текст]/ Н. Г. Ли. — М.: Эксмо, 2011.
4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. [Текст]/ Л. Г. Медведев. — Омск: Наука, 2008.
5. Основы учебного академического рисунка: рисование натюрморта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/school/academic/035.html Свободный. Дата обращения: 15.06.15.
6. Паранюшкин, Р. В. Техника рисунка: учеб. пособие для дож. спец. — 2-е изд. [Текст] / Р. В. Паранюшкин. — Ростов/ Д: Феникс, 2006.
7. Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.citylady.ru/uroki-risovania-009.htm Свободный. Дата обращения: 15.06.15.
8. Рейнс, Дж. Полный курс рисования [Текст] / Джон Рейнс. — ФАИР, 2007.
9. Смит, С. Рисунок: полный курс [Текст] / Стен Смит. — Астрель: АСТ, 2005.
10. Урок рисования: передача фактуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.artacademia.kiev.ua/urok-risovania-po-peredachi-fakturu/ Свободный. Дата обращения: 10.06.15.
ПРИЛОЖЕНИЕ Рис. 1.Фактура.
Рис. 2. «Посвящение» А. Мантенья Рис. 3. Зарисовки рук. Леонардо да Винчи.
Рис. 4. Эскиз. Микеланджело Рис. 5. «Отдых на пути в Египет» Рис. 6."Введение во храм" Тинторетто Паоло Веронезе.
Рис. 7. «Мадонна у фонтана» Рис. 8. «Рыцарь, смерть и дьявол» Ян ван Эйк.
Рис. 9. «Мадонна, обнимающая Рис. 10. Погрудный этюд для фигуры младенца» Рафаэль Санти Святого Петра. Леонардо да Винчи Рис. 11. «Портрет Константина Николаевича Батюшкина» А. О. Орловский Рис. 12. «Каторжники под конвоем» О. А. Кипренский Рис. 13. «Портрет певицы Полины Виардо Гарсия» К. Брюллов К. Брюллов Рис. 14.Эскиз. Последний день Помпеи Рис. 15. «Портрет К. А. Обнинской Рис. 16. „Пушкин в деревне“ В. А. Серов с зайчиком» В. А. Серов.