Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Общины сестер милосердия в культуре России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, история развития российских общин сестер милосердия показала, что в том виде как его задумывали основатели, вне Церкви данный институт существовать не может. Сестры милосердия, входившие в общины РОКК, постепенно превратились в «дореволюционных медицинских сестер», как им дают определение современные словари, поскольку их основной задачей и целью создания таких общин было оказание… Читать ещё >

Содержание

  • I. История возникновения и развития общин сестер милосердия в России
    • 1. 1. Особенности развития российской культуры XIX — начала XX веков
    • 1. 2. Основные этапы развития института сестер милосердия
    • 1. 3. Кризис в развитии российского института сестер милосердия в начале XX в. и пути его преодоления
  • II. Социокультурные аспекты деятельности сестер милосердия второй половины XIX — начале XX вв
    • 2. 1. Деятельность общин сестер милосердия как фактор повышения роли женщины в обществе
    • 2. 2. Нравственное влияние общин сестер милосердия на жизнь общества
    • 2. 3. Образ сестры милосердия в общественном сознании и в художественной культуре

Общины сестер милосердия в культуре России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется, прежде всего, недостатком милосердия в жизни современного человека, о чем с уверенностью говорят многие исследователи. Современная цивилизация, благодаря несомненным научным и техническим достижениям, кардинально изменила жизнь людей и подняла их материальное благосостояние на невиданную ранее высоту. Для высокоразвитых стран более не существует проблемы голода, от которого человечество страдало на протяжении всей своей истории, развитие медицины позволило справиться со многими ранее смертельными болезнями и эпидемиями и продлить средний срок человеческой жизни, значительно сократилось рабочее время и увеличилась продолжительность свободного времени, достижимыми для посещения стали практически любые районы земли и т. д. И, хотя в идеологии высокоразвитых стран сейчас важное место занимают темы: «права человека», «толерантность», «мультикультурализм» и т. п., тем не менее, далеко не все проблемы в обществе уже решены. Более того, современная цивилизация породила и новые проблемы, в частности, такие глобальные, как демографический и экологический кризис. Характерной чертой современной цивилизации является и рост индивидуализма, особенно связанный с погружением множества людей в виртуальную действительность, создаваемую компьютерами и Интернетом.

Особенно актуальна данная проблема для России, где в результате социальной трансформации с 1990;х годов активно идет процесс становления капитализма и рыночной экономики со многими их отрицательными чертами. Не случайно многие исследователи называют его вариант в России «диким капитализмом». Ориентация на лозунг «Обогащайся!», конкурентная борьба, протекающая зачастую в самой острой и далеко не всегда цивилизованной форме, значительный рост преступности в стране и т. д., привели к тому, что сострадание и милосердие — важнейшие черты традиционной русской ментальности, на протяжении столетий поддерживаемые и развиваемые православной церковью, стали забываться, уходить в прошлое.

Именно поэтому особое значение в настоящее время получает — - благотворительная деятельность,-которая не-только, несла материальную помощь нуждающимся, но и духовно «оздоравливала» бы общество. К настоящему моменту опубликовано большое число исследований, посвященных изучению благотворительности как социального института, но на практике благотворительность не получила в России необходимого уровня развития, соответствующего реальным потребностям общества.

Проблема милосердия в настоящее время привлекает все больше внимания самых широких общественных кругов, в том числе и ученых. В связи со всем этим особую актуальность приобретает изучение тех форм благотворительности и тех социальных институтов, которые ею занимались в дореволюционной России. Одним из таких институтов, зародившихся в XIX веке, были общины сестер милосердия. Потому не случайным является стремление возродить ныне этот институт и рост интереса к его деятельности в прошлом.

При этом возникает множество вопросов, связанных с эффективной организацией данного института в современных условиях. Чтобы ответить на них, надо, в первую очередь, обратиться к изучению истории общин сестер милосердия, необходимо исследовать то влияние, которое сестры милосердия оказывали на развитие русской культуры, на их роль и место в жизни дореволюционной России. Только правильно оценив опыт прошлого можно — с учетом современных реалий — создать действительно необходимый и востребованный, оптимально организованный социальный институт.

Степень научной разработанности проблемы. В нашей работе мы, прежде всего, опирались на многочисленные исследования по истории русской культуры, таких авторов, как: М. В. Алпатов, A.A. Аронов, А. Ш. Викторов, В. А. Головашин, Г. В. Гриненко, И. В. Кондаков, С. Д. Лихачев, Л. А. Рапацкая, Н. И. Яковкина и др.

Основную часть исследований, посвященных институту общин сестер милосердия, представляют собой исторические и краеведческие ————работы, культурологическихисследованийтакого рода практическинет.

Хронологически работы, посвященные сестрам милосердия в России или каким-то аспектам их деятельности, можно поделить на две большие группы: дореволюционного и постсоветского периода, так как в советский период таких исследований почти не было.

Дореволюционный период. Среди работ этого времени нет специальных научных исследований, посвященных деятельности института общин сестер милосердия в целом. Однако они часто упоминаются в связи с другими благотворительными организациями или в связи с деятельностью Красного Креста. Например, в работе Е. Д. Максимова «Особыя ведомства и учреждения» (1903), В. Д. Орлова «Русский Красный Крест и его задачи в военное и мирное время» (1904), Д. Михайлова «Красный Крест и сестры милосердия в России и за границей» (1914). Надо отметить также труд С. Л. Тимофеева «Красный Крест и сестры милосердия в Германии и Австрии» (1912), в котором собраны ценные сведения о том, на каких началах и как организовано дело ухода за больными и ранеными в этих государствах. Отдельно от такого рода работ стоит книга П. А. Илинского «Русская женщина в войну 1877−1878. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей» (1879), а также работа священника С. Махаева «Подвижницы милосердия» (1914). Авторы этих книг обосновывают необходимость признания и повсеместного распространения женского труда в качестве деятельности сестер милосердия. Илинский впервые дает классификацию общин, которая без изменений приводится авторами современных исследований этой темы.

Целый ряд произведений, написанных медиками, представлял собой учебные пособия для самих сестер, например, «Врачебные беседы с сестрами милосердия и санитарами о перевязках и уходе за ранеными и больными воинами» ординатора В. Т. Скрыльникова (1877), «Медицинские беседы с испытуемыми сестрами милосердия —————-Св. Троицкой общины» —доктора—Н.Ф—Келдыша (1890), «Карманная книжка для сестер и братьев милосердия» докторов медицины Б. В. Владыкина и Г. И. Арронета (1904) и т. д.

Необходимо также отметить работы, посвященные истории становления и развития института диаконис в Церкви. В конце XIX века такие работы появляются достаточно часто, например, книга «Св. Иоанна Златоуста письма к диаконисе Олимпиаде» (1892). C.B. Троицкий издал, по крайней мере, две работы, посвященные вопросу истории появления этого чина и возможности его возрождения в современной ему Церкви: «Духовенство Древней Церкви в борьбе с народным горем и нуждой» (1915) и «Диаконисы в Православной церкви» (1912).

Постсоветский период. В настоящее время тема милосердия активно разрабатывается в научной литературе. Уже сейчас в России защищено шесть диссертаций, посвященных воспитанию милосердия у школьников, студентов, будущих медицинских сестер: JI.B. Бабенко, JI.M. Безгласной, Т. А. Недоводеевой, JI.C. Ощепковой, J1.P. Уваровой, В. А. Шутовой.

Одним из первых авторов постсоветского периода, обратившихся к исследованию благотворительности, был П. В. Власов. В своей книге «Обитель милосердия» он попытался обобщить все сведения о благотворительной деятельности в дореволюционной Москве, в том числе освещая деятельность некоторых общин сестер милосердия. Тема благотворительности как составляющей милосердия рассматривается в диссертациях Н. М. Ивановой, Т. Б. Кононовой, Е. Ю. Костиной, H.H. Михеевой, Т. Е. Покотиловой, М. А. Сениной, А. Р. Соколова,.

Е.Е. Степановой, JI.A. Темниковой, Г. Н. Ульяновой, Е. В. Якубсон. К учебной литературе относится пособие «История благотворительности в России», но деятельность Красного Креста здесь описывается весьма схематично, а общины сестер милосердия вообще не упоминаются. О женских общинах как активных участниках в жизни общества, прежде всего в благотворительноети^пишу-т-Н.Н. Блохина и^Е.Б. Емченко.

Социокультурная деятельность Русской православной церкви нашла свое отражение в диссертационных исследованиях Е. М. Берестовой, Е. А. Вороновой, С. Г. Зубановой, JI.B. Ивановой, И. Н. Курбатовой, Д. А. Пашенцева, A.B. Штепы. История развития женского образования в России отражена в исследованиях И. В. Зимина и Е. И. Перфильевой. В искусствоведческой работе H.A. Мозохиной анализируется издательская деятельность Общины св. Евгении при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста.

Говоря об исследованиях, посвященных собственно общинам сестер милосердия и их деятельности, прежде всего, необходимо отметить, что к числу немногих работ советского периода на данную тему относится книга Ю. Христинина «Сестра милосердия. Повесть-хроника о жизни и подвиге ставропольчанки Риммы Ивановой» (Ставрополь, 1987). Общины сестер милосердия стали предметом исследования в диссертации E.H. Козловцевой «Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX веков» и книгах J1.A. Карпычевой «Общины сестер милосердия и православная церковь" — «Сестры милосердия. История в свете современности». Фундаментальное исследование представляет собой книга A.B. Постернака «Очерки по истории общин сестер милосердия», в которой автор обобщил сведения об истории развития всех христианских благотворительных женских организаций. Кроме того, необходимо упомянуть о работе Элизабет Мюррей из Отдела центральных и восточноевропейских исследований (Университет Глазго,.

Великобритания). Ее работа, интересная тем, что написана с позиции стороннего иностранного исследователя, была опубликована в 2004 г. и называлась «Russian nurses: from the Tsarist Sister of Mercy to the Soviet comrade nurse: a case study of absence of migration of nursing knowledge and skills» («Российские сестры: от царских сестер милосердия до советских медицинских-сестер-Иселедование^наличияпреемственных ^связейв передаче сестринского знания и навыков»).

В сборнике работ научно-практической конференции, посвященной Международному дню медицинской сестры, «Возрождение духовности и милосердия в сестринском деле» (Томск, 2004) содержится общая информация по развитию общин сестер до революции. Обширный материал по общинам сестер милосердия в России содержится в работе В. П. Романюка, В. А. Лапотникова и Я. А. Накатиса «История сестринского дела в России». К историко-документальному жанру можно отнести книги «Благотворительность и милосердие: Рубеж XIX—XX вв.еков» и «Сестры милосердия России».

Целый ряд работ посвящен отдельным общинам и их устроительницам, например, работы Е. П. Миклашевской, Л. Б. Максимовой и М. С. Цепляевой.

Вопрос о возрождении в Русской православной церкви чина диаконис поднимается в работах Е.В. и H.A. Беляковых, Л. А. Карпычевой и Т. В. Суздальцевой.

Проблемы организации института общин сестер милосердия, свойственные для дореволюционного периода, актуальны и сегодня, особенно в связи с появлением православных сестричеств в современной России. Этим можно объяснить и возрождение дискуссий по поводу восстановления служения женщины в Церкви. Например, актуальна работа «Осмысление статуса сестры милосердия XXI века, содержания, места, формы и объема ее служения» (СПб., 2005).

Объект исследования — общины сестер милосердия в России.

Предмет исследования — социокультурные аспекты деятельности сестер милосердия в России.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа законодательных актов, архивных и опубликованных источников, провести культурологический анализ деятельности общин ———-сестер-милосердия-Российской-империи И-ВЫЯВИТЬ ИХ-рОЛЬ в развитии русской культуры.

Задачи исследования:

1) проанализировать основные особенности развития русской культуры XIX — начала XX веков и выявить социокультурные предпосылки деятельности общин и факторы, оказавшие существенное влияние на развитие института сестер милосердия в России;

2) проанализировать историко-культурную трансформацию смысла понятий «сестра милосердия» и «община сестер милосердия»;

3) изучить развитие движения сестер милосердия в России в целом, выявить его основные тенденции и этапы;

4) выявить и рассмотреть проблемы, возникшие в деятельности общин сестер милосердия на рубеже Х1Х-ХХ вв., проанализировать причины возникшего кризиса и возможные пути выхода из него, предлагаемые участниками данного движения;

5) выявить и проанализировать роль общин сестер милосердия в процессе роста социальной активности женщин в России в XIX — начале XX вв., в процессе общей демократизации общества, в просвещении населения и в нравственном влиянии на жизнь общества;

6) исследовать характер образа сестер милосердия, сложившийся в общественном сознании и в художественной культуре России второй половины XIX — начала XX веков.

Теоретико-методологические основы исследования. В проведенном исследовании диссертант опирался на существующий в отечественной культурологии подход в изучении отечественной культуры, развиваемый такими авторами как A.A. Аронов, Д. С. Лихачев, И. В. Кондаков и др. Концептуальную базу исследования общин сестер милосердия составила работа A.B. Постернака.

Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также.

—————междисциплинарным — подходомк изучаемой проблемеОднако ведущими при этом являются методологические принципы современной культурологии (ее теории и истории), в частности, принцип историзма, системного подхода и компаративистики.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью: эволюционизм, компаративистика, синхронный и диахронный анализ, метод исторической реконструкции, метод аналогии.

Гипотеза исследования. Развитие общин сестер милосердия в России как социального института, шло как под влиянием западной культуры, так и особенностей национальной культуры. Хотя формально такие общины первоначально создавались по западному образцу французской католической организации Сестер милосердия Св. Винсента де Поля и протестантской организации диаконис, они имели корни и в отечественной культуре в виде православной традиции благотворительности и милосердия, в том числе и организации сердобольных вдов. В деятельности общин сестер милосердия отразился общий процесс демократизации общества, что выразилось во внесо-словной организации общин. Появление и развитие общин сестер милосердия сыграло важную роль в появлении профессии медицинской сестры, в развитии женского движения в России, становлении системы высшего образования для женщин и повышении роли женщин в обществе. В генезисе общин сестер милосердия нашел отражение процесс обмирщения отечественной культуры: возникшие в рамках православной традиции и выполнявшие первоначально широкие благотворительные функции, общины сестер милосердия к началу XX века в основном стали выполнять только медицинские функции, что и породило серьезный кризис в данном движении.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в немвпервые произведен культурологическийанализ генезиса общин сестер милосердия и их деятельности. Основные результаты могут быть сформулированы следующим образом:

1. Проанализированы основные особенности развития русской культуры XIX — начала XX веков и выявлены социокультурные предпосылки деятельности общин сестер милосердия и факторы, оказавшие существенное влияние на развитие института сестер как связанные с влиянием западной культуры (распространение влияния западной культуры на более широкие слои общества, демократизация общества, дальнейшее обмирщение отечественной культуры, эмансипация женщин и др.), так и с характерными чертами отечественной культуры (традиции милосердия, неразрывная связь с православием).

2. Проанализирована историко-культурная трансформация смысла понятий «сестра милосердия» и «община сестер милосердия" — проведен сравнительный анализ смысла данных терминов в российской и западной культуре.

3. Изучено развитие движения сестер милосердия в России в целом (а не отдельно взятого региона), выявлены основные тенденции этого развития и три его основных этапав научный оборот введен ряд архивных источников и публикаций по данной теме, до этого не привлекавший внимание исследователей.

4. Проанализированы причины кризиса в деятельности института общин сестер милосердия в России на рубеже Х1Х-ХХ веков и три пути его преодоления, предлагаемые участниками данного движения: религиозный, светский и религиозно-светский.

5. Рассмотрено влияние общин сестер милосердия на различные социокультурные аспекты жизни общества (развитие женского образования, нравственное влияние на жизнь общества, процесс общей демократизации общества).

6. Исследован образ сестры милосердия, сложившийся в обще————-ственном сознании— ив художественной— культуре: в литературе и драматургии, в музыке, изобразительном искусстве и кино.

Теоретическая значимость исследования связана в первую очередь с его научной новизной и заключается в проведенном культурологическом анализе развития общин сестер милосердия. Результаты исследования имеют большое значение для повышения объективности знания о характере, степени и роли общин сестер милосердия в культуре России и, тем самым, существенны для понимания как истории русской культуры в целом, так и осмысления проблем милосердия в частности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах по истории отечественной культуры, а также при разработке спецкурсов по истории российской благотворительности, женского образования и медицины. Они также могут быть использованы в экскурсионной и лекционной деятельности, проводимой музеями.

Знание и понимание прошлого опыта в организации деятельности общин сестер милосердия поможет решить ряд вопросов, касающихся вновь возрождаемых сестричеств.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное анализу деятельности общин сестер милосердия, соответствует п. 3. «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п. 7. «Культура и религия», п. 9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 15 «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 16 «Традиции и механизмы культурного наследования», п. 21. «Традиционная, массовая и элитарная культура», п. 22. «Культура и национальный характер», п. 30 «Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции» паспорта специальности 24.00.01 =теорияиисториякультуры (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проведенный анализ основных особенностей развития русской культуры XIX — начала XX веков, позволил выявить, что к числу основных социокультурных предпосылок появления и развития общин сестер милосердия и факторам, оказавшим существенное влияние на особенности развития института сестер, относятся такие происходящие под влиянием западной культуры, как: развитие капитализма, общая демократизация общества, появление женского движения и борьба женщин за свою эмансипацию, дальнейшее обмирщение русской культуры, но также и такие характерные для отечественной культуры явления, как традиционное влияние православия с культивируемой им идеей милосердия и расцвет благотворительности, происходящий под ее воздействием.

2. Термин «община сестер милосердия» является продуктом христианской культуры. Он предполагает целый набор социокультурных функций, выполняемых сестрами, а именно: медицинскую и просветительскую деятельность, благотворительность, миссионерство и т. д. Однако согласно определениям российских словарей, целевая функция общин сестёр милосердия одна, — медицинская, европейские же словари значительно расширяют области деятельности общин. Связующим звеном между различными интерпретациями является, по сути, только медицина, а основная семантическая единица «милосердие» — фактически таковой не является. Тем не менее, для устроителей первых российских общин слово «милосердие» означало, прежде всего, высшую христианскую добродетель. Поэтому, они настойчиво пытались передать свои общины под руководство Церкви. Именно этим объясняется организация деятельности сестер — труд и жизнь в общине и требования к ним — безвозмездность работы, строгая дисциплина, полное послушание вышестоящим. — ———-З. В развитии—институтасестермилосердия в России можно выделить три этапа: а) возникновения общин (1844−1867 гг.), б) расцвет общин (1867 г. — конец XIX в.) и в) период кризиса общин (конец XIX в. -1917 г.). Первые российские общины вели широкую благотворительную деятельность. Появление Общества попечения о раненых и больных воинах (впоследствии — РОКК) способствовало дальнейшему расширению и расцвету этого института. Но вместе с тем, деятельность общин сестер милосердия к концу XIX века сужается и сосредотачивается на цели, которую ставит перед собой РОКК — оказание медицинской помощи. Духовный, нравственный аспект постепенно отходит на второй план. Церковный же институт сестер милосердия в Российской империи не сложился. Сам термин «сестра милосердия» несколько смущал представителей православного духовенства, поскольку был принят из католической традиции, к тому же не имел под собой прецедентов в жизни ранних христианских общин. Это привело к тому, что Церковь так и не решилась взять под свое руководство развитие института сестер милосердия. Кроме того православные монастыри не могли участвовать в полной мере в этой благотворительной деятельности, поскольку как среди светских, так и духовных лиц не было единства во взгляде на то, чем должно и можно заниматься монашествующим.

4. На рубеже Х1Х-ХХ веков возникло противоречие между целями РОКК, куда входило подавляющее большинство общин сестер милосердия, и существующим способом организации их деятельности. К этому времени можно уже говорить о складывании профессии медицинской сестры. Она требовала иной регламентации прав и обязанностей — уже как профессиональной деятельности. В такой ситуации общинный способ организации становится тормозящим фактором в развитии новой профессии. При этом многие люди, стоявшие во главе общин, местных комитетов и управлений, зачастую не вникали в жизнь и деятельность сестер милосердия, формально подходя к своим обязанностям.- Постепенно. дисциплина в общинах^ сестермилосердия начинает падать. Не имея возможности изменить установленные жесткие правила, многие сестры начинали их нарушать или просто уходили из общин.

Можно выделить три основных способа решения проблемы, предложенные участниками современниками института:

1) в рамках светской культуры — признать деятельность сестер особой профессией, установить оплату за нее, определить права и обязанности, регламентировать рабочее время и т. д.

2) в рамках светско-религиозной культуры — вернуться к широкой благотворительной деятельности первых общин и придать общинам сестер милосердия особый статус.

3) в рамках религиозной культуры — возродить чин диаконис в рамках Русской православной церкви.

5. Появление общин сестер милосердия в Российской империи оказало большое влияние на развитие женского образования (первые высшие учебные заведения для женщин в России были медицинскими) и вела к росту самосознания женщин. Общины сестер милосердия содействовали повышению роли женщины в обществе как активного, равноправного его члена, в частности, еще и потому, что руководили деятельностью таких общин сами женщины. Само название института, форма организации, его деятельность, наконец, внешний вид сестер милосердия привлекали внимание общества, в том числе и к христианским ценностям, способствовали их распространению и укоренению в жизни людей. Всесословный состав этого института стал важным фактором в развитии процесса демократизации общества.

6. В общественном сознании и в художественной культуре второй половины XIX — начале XX вв. доминировал образ сестры милосердияистинной христианки, приносящей утешение всем страждущим, не только.

————-физическое^—но—и—духовноеНоодновременно хестра милосердия представляется и просто как санитарный персонал, ассоциируясь с деятельностью Красного Креста. В художественной литературе создается образ сестры милосердия, как женщины-гражданина, женщины-патриотки, также создается образ истинной христианки. Большинство известных нам поэтических произведений подчеркивают святость милосердия сестер. В целом ряде литературных произведений труд сестер сравнивается, прежде всего, с христианской заслугой, «деятельной любовью» к ближним. Из ряда произведений, написанных самими участницами этого движения видно, что, несмотря на тяжесть труда, эта деятельность приносила женщинам огромное моральное удовлетворение, радость и осознание, что они исполняют свой христианский долг. Однако в публицистических произведениях появляется и критика в адрес этих женщин. Это характерно для конца XIX — начала XX века, в период военных конфликтов, когда проблемы организации Общества становятся заметны для общественности. Тем не менее, в целом образ сестры милосердия в литературе создается положительный, и даже героический. В живописи, медальерном искусстве и кинематографе отражен тяжелый самоотверженный труд женщин с крестом на одежде. В музыке, песенных сборниках также как и в литературе в одних произведениях создается жертвенный образ христианки, в других — образ героической женщины. Художественные произведения о сестрах милосердия фривольного содержания были крайне редкими, нам известно только одно такое музыкальное и одно литературное.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликованы 7 статей (из них 4 — в журналах, входящих в перечень изданий ВАК при Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

Основные положения диссертационного исследования были.

————представленына—научных—конференциях:—"XVIМеждународные образовательные чтения. Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре. V направление «Церковь и общество» (РГТЭУ, 2008), «Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности: сб. ст. молодых ученых (по материалам научно-практической конференции)» (МГУКИ, 2010), «Традиции городской благотворительности и вопросы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в начале XXI века» (ГУК «Музейное объединение. Музей Москвы», 2010).

Результаты диссертационного исследования внедрены в состав обзорной экскурсии «Лефортово. Вехи истории», пешеходной и автобусной экскурсий по району Лефортово «Минувшее проходит предо мною" — использовались в разработке методического пособия, тематико-экспозиционного плана и в концепции выставки по теме «Милосердные традиции Лефортово во второй половине XIX — начале XX вв.» (проходившей с 16.10.2009 по 15.11.2009), а также являются основополагающим материалом при составлении методологического пособия по проведению занятия по теме «История российских общин сестер милосердия (история Александровской общины сестер милосердия «Утоли моя печали»)» в отделе «Музей истории «Лефортово» ГБУК «Музейное объединение. Музей Москвы».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 4 июня 2012 г. (протокол № 10).

Структура работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и приложения.

Заключение

.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению социокультурных аспектов деятельности сестер милосердия в России. На основе комплексного системного анализа законодательных актов, архивных и опубликованных источников в работе был проведен культурологический анализ деятельности данного института и выявлена его роль в развитии русской культуры.

Анализ термина «община сестер милосердия» показал, что он является продуктом христианской культуры. Он предполагает целый набор социокультурных функций, а именно: медицинскую и просветительскую деятельность, благотворительность, миссионерство. При этом проведенный анализ определений в энциклопедиях и справочниках показал, что трактовка термина «сестра милосердия» в России и в Европе различается. Сестра милосердия в Западной Европеэто, прежде всего, верующая женщина — католичка, тогда как в дореволюционной России — это член общественной благотворительной организации, в основном — Красного Креста.

Наряду с больницами, госпиталями и амбулаториями, сестры милосердия в России трудились в богадельнях, приютах и учебных заведенияхпри общинах сестер открывались профессиональные школы и курсы, учреждения просветительского характера. Деятельность сестер милосердия способствовала развитию женского образования и становлению новых представлений о женщине как об активном и равноправном члене общества. Работая в госпиталях и больницах, сестры милосердия пользовались содержанием как обер-офицеры, они наблюдали за остальным санитарным персоналом медицинских учреждений, участвовали в оказании помощи во время военных конфликтов, эпидемий, стихийных бедствий и даже привлекались в качестве инспекторов лагерей военнопленных. Существенно также, что движение сестер объединяло в себе женщин всех сословий с равными правами и обязанностями. Можно сказать, что общины сестер милосердия были одними из немногих всесословных учреждений в России того времени, что способствовало консолидации и демократизации общества.

С самого начала российские общины сестер милосердия возникали как светские учреждения, во главе которых, как правило, стояли представители высшего общества. Тем не менее, несмотря на то, что Церковь приняла в развитии института достаточно опосредованное участие, сами устроители и члены этих общин были в большинстве своем верующими людьми не только на бумаге и словах, но и на деле. Кроме того, наличие в названии института таких слов как «община», «сестра», «милосердие», а в эмблеме этой организации присутствие креста с одной стороны, и насущная необходимость в действенном примере христианской любви, с другой стороны, привели к тому, что само общество воспринимало сестру милосердия, прежде всего, в контексте христианской культуры.

Анализ истории общин сестер милосердия в Российской империи показал, что данный институт претерпевал определенные изменения с течением времени. Деятельность общин постепенно сузилась до оказания медицинской помощи и образования новых кадров сестер. В уставах многих общин сестра милосердия представляется как санитарный персонал, от самих сестер требуется высокий профессионализм и соблюдение жесткой дисциплины. Однако строгие правила жизни в общине вполне естественные для религиозной организации не соответствовали статусу светского Общества Красного Креста. Само руководство общин, комитетов и управлений все больше отдалялось от непосредственной жизни и деятельности сестер, от их проблем. Все это зачастую приводило к ухудшению работы сестер. Местные управления периодически вносили изменения в уставы общин, Главное Управление изменяло устав Общества, но результата это приносило мало, поскольку основное противоречие оставалось не разрешенным. Примечательно, что проблема была осознана теми, кто сам трудился в качестве сестер. Они же и предложили пути ее решения. Можно выделить следующие их типы:

1) в рамках светской культуры — выделить деятельность сестер милосердия в разряд новой профессии. Это означало ликвидацию общины и признание за сестрой права на личную жизнь и оплату труда;

2) в рамках светско-религиозной культуры — признать за институтом сестер милосердия права на широкую благотворительную деятельность и наделить сестер милосердия особыми полномочиями в этой сфере;

3) в рамках религиозной культуры — отказаться вообще от термина «сестра милосердия» как не православного и возродить чин диаконис в рамках Русской православной церкви. Это придало бы институту четко определенный статус церковной организации.

Однако решение вопроса, на каком основании и каким путем будет развиваться дальше институт сестер милосердия, было прервано революционными событиями 1917 года.

Таким образом, история развития российских общин сестер милосердия показала, что в том виде как его задумывали основатели, вне Церкви данный институт существовать не может. Сестры милосердия, входившие в общины РОКК, постепенно превратились в «дореволюционных медицинских сестер», как им дают определение современные словари, поскольку их основной задачей и целью создания таких общин было оказание квалифицированной медицинской помощи гражданскому населению и воинам. И в современных условиях институт сестер милосердия, взятый под крыло государства, станет одним из звеньев государственной социальной системы. Таким образом, он утратит свою индивидуальность, уникальность, а соответственно и саму суть своего создания — широкую культурную функцию, важную как для членов самого института, так и общества. Идеи государственности и патриотизма — эта база для консолидации людей, воспитания высоких моральных качеств человека и др. — намного слабее, чем духовно-нравственные ориентиры христианской культуры. Именно в православной традиции «милосердие» это сочетание доброго дела и внутреннего душевного сопереживания. Институт сестер милосердия здесь призван уже по своему названию к помощи не только физической, но и духовной. Таким образом, если говорить о возрождении в современных условиях института сестер милосердия, в котором «милосердие» понимается в широком смысле как сочетание духовной и материальной помощи обществу, то данный институт может быть возрожден только в рамках Церкви и обязательно должен быть признан государством в правовом отношении. Без подобного статуса, на взгляд автора, это общественное движение не имеет перспективы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александровская община сестер «Утоли моя печали», состоящая под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя Императора / сост. С. А. Кельцев М., 1896. — 89 с.
  2. , М. В. Немеркнущее наследие : Изобразит, искусство и архитектура.: кн. для учителя / М. Алпатов. М.: Просвещение, 1990. -303 е., [48] л. ил.
  3. , Л. Н. Жизнь Человека Электронный ресурс. / Л. Н. Андреев // Университетская библиотека Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/10 026/ (дата обращения: 12.09.2012).
  4. , А. А. История русской культуры : узловые вопросы (IX -XX века): учеб.-метод. пособие / А. А. Аронов. М.: Экон-Информ, 2008.- 171 с.
  5. , Е. М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854−1860) Электронный ресурс. / Е. М. Бакунина. Режим доступа: http://usefulnurse.narod.ru/biblioteka/Bakunina.html (дата обращения: 12.12.2011).
  6. , И. Душа народа Электронный ресурс. / И. Барабаш // Электронное издание «Человек без границ» Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/arte/painting/peoplesoul/ (дата обращения: 12.05.2012)
  7. , О. А. Артур Пал! : Дневник сестры милосердия / Ольга Аполлоновна фон Баумгартен. СПб.: Экономия, 1908. — 137 с.
  8. , Е. В., Белякова, Н. А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917−1918 гг. / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова // Церковно-исторический вестник. М., 2001. — № 8. — С. 139−161.
  9. Библейская энциклопедия. 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС — РИПОЛ классик, 2005. — С. 768 с.: ил.
  10. Благотворительность и милосердие: рубеж Х1Х-ХХ веков. СПб.: Лики России, 2010. — 248 с.
  11. , С. Р. Сестра милосердия : вальс: для фортеп. / С. Р. Блох. -Вильна: Муз. магазин М. Энгельсон., б.г. 7 с.
  12. , Н. Н. Медицинские учреждения женских православных монастырей в деле охранения народного здоровья в дореволюционной России / Н. Н. Блохина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М., 2001. — № 4. — С. 51−53.
  13. , А. А. Воспоминания / А. А. Брусилов. М.: Воениздат, 1963.-288 с.
  14. , Н. Изнанка финляндской культуры : Финляндская печать о финляндцах: матер, для очерка финлянд. нравов / Николай Вальтер. -СПб.: Тип. бр. В. и И. Линник, 1913. 256 с.
  15. В Большом театре // Новости дня. М., 1903. — 23 апр.
  16. В Германском плену: записки сестер милосердия Е. Ч. и Н. К. -Петроград: Гос. тип., 1915. 59 с.
  17. , В. В. На японской войне / В. В. Вересаев. М.: Директ-Медиа.-2010.-466 с.
  18. , А. В. По Манчжурии (1900−1901 гг.): Воспоминания и рассказы / А. В. Верещагин. СПб.: Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1903. -2., 199 е., 1 л. портр. ил. 20.
  19. Викентий Поль. 1581−1660.: (Основатель общин сестер милосердия): [Биогр. очерк]. М.: Вера, 1915. — 48 с. — (Сост. по кн. Л. П. Никифорова: Благодетель человечества Викентий Поль, основатель общин сестер милосердия. М., 1900).
  20. , А. Ш. История русской культуры : курс лекций для студентов вузов / А. Ш. Викторов. М.: Ассоциац. авт. и издат. «Тандем»: Изд-во «Гном-Пресс», 1997. — 132 с.
  21. , Б. В. Карманная книжка для сестер и братьев милосердия / Б. В. Владыкин, Г. И. Арронет. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1904. — IV, 4., 203 е., 1 л. ил.
  22. , П. В. Обитель милосердия / П. В. Власов. М.: Моск. рабочий, 1991.-303 с.
  23. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия: именные списки 1769−1920: библиогр. справочник / федер. арх. агентство, Рос. гос. воен.-ист. арх.- отв. сост. В. М. Шабанов. М.: Рус. М1ръ, 2004. -922 е., 16. л. цв. ил.
  24. Возрождение духовности и милосердия в сестринском деле: сб. работ науч.-практ. конф., посвященной Междунар. Дню Мед. Сестры, и 400-летию г. Томска: 12 мая 2004 г. / под ред. Волкова В. Т. Томск: Тандем-Арт, 2004. — 309 с.
  25. Война и милосердие. М.: Свято-Димитр. училище сестер милосердия, 2003. — 320 с.
  26. , С. В. Правовое положение женщин в России в XIX -начале XX вв.: автореферат дис.. доктора юридических наук: 12.00.01 / Ворошилова Светлана Вячеславовна- Сарат. гос. акад. права. Саратов, 2011.-62 с.
  27. В 1-й раз в Москве кинематографический спектакль в пользу Иверской Общины сестер милосердия Красного Креста // Московский листок. — М., 1901.-12 мая.
  28. В России. Севастополь. Забастовка среди сестер милосердия // Русское слово. М., 1911. — 11 июня.
  29. Высочайше утвержденная Инструкция для Сестер милосердия при Киевском военном госпитале // ПСЗРИ. Собрание второе. СПб, 1860. Т. XXXV., Отд. 1, 4.1. — С. 418—421 (№ 35 688).
  30. Высочайше утвержденное Положение о медали Красного Креста в память Русско-Японской войны 1904−1905 годов. // ПСЗРИ. Собр. третье. СПб., 1906. — Т. XXVI, Отд. 1, Ч. 2. — С. 44−45 (№ 27 275).
  31. Высочайше утвержденное Положение о знаке отличия Красного Креста // ПСЗРИ. Собр. третье. СПб, 1899 Т. XIX, Отд. 1,4. 1. — С. 815−816 (№ 17 288).
  32. Высочайше утвержденный Устав Крестовоздвиженской Общины сестер милосердия // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб, 1870. — Том ХЬУ, Отд. 1, Ч. 1. — С. 275 -280 (№ 48 156).
  33. Высочайше утвержденный Устав Общины сельских сестер милосердия «Марии Магдалины» // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб, 1865. -Том ХЬ, Отд. 1, Ч. 1. С. 379. (№ 41 973).
  34. Высочайше утвержденный Устав Покровской Общины Сестер Милосердия // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб, 1876. — Том Ы, Отд. 1, Часть 1.-С. 116−123 (№ 55 571).
  35. Высочайше утвержденный Устав о знаке отличия красного креста // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб, 1878. Т. ЫП, Отд. 1.4. 1. — С. 120−121 (№ 58 217).
  36. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: сб. науч. ст. / под ред. Здравомысловой Е. и Темкиной А. СПб, 1996. — 96 с. — (Тр. / Центр независимых социал. исслед.- Вып.4).
  37. Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой. М.: тип. «Наше слово». — 1914. — 11 с.
  38. , А. В. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины / А. В. Говоров. Казань: Центр, тип, 1907. — 95 с.
  39. , В. А. Очерки истории русской культуры : учеб. пособие / В. А. Головашин. Тамбов: ТГТУ, 2002. — 128 с.
  40. , И. Н. Кино Серебряного века : рус. кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов / И. Н. Гращенкова. М., 2005. — 430 с.: портр.
  41. , Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры : учеб. пособие / Г. В. Гриненко. М.: Высшее образование, 2005. — 940 с.
  42. , Н. С. Сочинения : в 3 т. / Николай Гумилев. М.: Худож. лит., 1991. — Т. 1: Стихотворения. Поэмы. — 589 е., 1. л. портр.
  43. Доброволицы: сборник воспоминаний. М.: Русский путь, 2001. -332 е., 6. л. ил., портр., факс. — (Всероссийская мемуарная библиотека. Наше недавнее / ред. Солженицына Н. Д. — Вып. 8.).
  44. Дочери Милосердия Св. Винсента де Поля: официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: Ьцр://?луу.:й11е8-с1е-1а-charite.org/en/about.aspx (дата обращения: 12.12.2011).
  45. , Е. В. Мирная деятельность на войне : Записки сестры милосердия, находившейся при дивизионном лазарете 14-й пехотной дивизии в войну 1877−1878 годов / Е. В. Духонина. Варшава: Окружной Штаб, 1885.- 102 с.
  46. Евлогий — Георгиевский В. С.- митр. Путь моей жизни: воспоминания митрополита Евлогия, излож. по его рассказам Т. Манухиной. Париж: УМСА-ргеББ, 1947. — 677 е., 12. л. ил., портр.
  47. , Е. Б. Женские общины в последней трети XVIII начале XIX века / Е. Б. Емченко // Вестник церковной истории. — М., 2006 — № 1. -С. 151−161.
  48. , Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. М.: Рус. язык., 2000. — Т. 1: АО, — 1210 с.
  49. Жетоны посвященные медицине и Красному Кресту Электронный ресурс. // Удмуртское отделение «Международного союза коллекционеров» Режим доступа: http://izhig.ru/falerist/medicine.php (дата обращения: 12.05.2012).
  50. Захарова, J1. Дневник сестры милосердия: На передовых позициях 1914−1915 гг. / Лидия Захарова. Петроград: Б-ка Великой войны, 1915.-173 с.
  51. , И. В. Женское медицинское образование в России, вторая половина VIII начало XX вв.: дисс.. канд. истор. наук: 07.00.02 / Зимин Игорь Викторович. — СПб., 1999. — 266 с.
  52. , Н. М. Милосердие и благотворительность в годы первой мировой войны 1914−1917 гг.: На материалах Петрограда: дисс.. канд. истор. наук: 07.00.02 / Иванова Наталья Михайловна — Санкт-Петербургский Университет МВД России. СПб., 2002. — 243 с.
  53. Иоанн Златоуст Письма к диакониссе Олимпиаде / с греч. пер. Александр Бронзов. СПб.: Андрей Семенович Семенов, 1892. — 120 с.
  54. Идея учреждения епархиальных общин сестер милосердия при девичьих монастырях и прошедшее игумении Митрофании: в 4-х письмах. Киев: Тип. аренд. С. В. Владимировым, 1874. — 16 с.
  55. , С. В. Несколько месяцев у буров : Воспоминания сестры милосердия / С. В. Изъединова. Спб.: Тип. А. С. Суворина, 1903. -IV, 321, IV е., 16 л. ил.
  56. , П. А. Русская женщина в войну 1877−1878 : очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей / П. А. Илинский. СПб.: Типо-лит. П. И. Шмидта, 1879. — 280 с.
  57. Именной приказ о допущении на военное время к исполнению фельдшерских обязанностей в военных госпиталях и лазаретах сестер милосердия // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб., 1878. — Т. XLV., Отд. 2. Ч. 1. — С. 340 (№ 58 495).
  58. Интимные любовные истории. Вып. 6: Прекрасная сестра милосердия / рассказ Гюи де Россана. СПб.: Отрада, 1913. — 32 с.
  59. Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных, в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии с 1 декабря 1854 по 1 декабря 1855 г. / сост. Н. И. Пирогов. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1856. — 33 с.
  60. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие 1844−1894. СПб.: Паровая скоропеч. П. О. Яблонскаго, 1894. — 129 с.: 14 л. ил., портр.
  61. Казем-Бек, П. А. Поездка в Германию во время войны русской сестры милосердия: с приб. извлеч. из отчета по осмотру лагерей военнопленных / П. А. Казем-Бек. Петроград: Сенат, тип., 1916. — 80 с.
  62. , Л. А. Есть ли будущее у Марфо-Мариинской обители? Электронный ресурс. / Л. А. Карпычева // Портал Credo.ru. Режим доступа: http://www.portal-credo.ш/site/print.php?act=fresh&-id=545 (дата обращения: 12.12.2011).
  63. , Л. А. Общины сестер милосердия и православная Церковь / Л. А. Карпычева // В помощь сестер милосердия: сборник статей. Минск, 2010.-С. 51−65.
  64. , Л. А. Святая преподобномученица Елисавета Феодоровна: монахиня или диакониса? / Л. А. Карпычева // Православный летописец Санкт-Петербурга. СПб., 2005. — № 21. — С. 61−74.
  65. , Л. А. Сестры милосердия. История в свете современности / Л. А. Карпычева // Начало: журнал института богословия и философии. СПб., 2005. — № 14. — С. 128−145.
  66. Католическая энциклопедия. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. -Т. 1.: А-3.- 1926 с.
  67. , Н. Ф. Медицинские беседы с испытуемыми сестрами милосердия Св. Троицкой общины / Н. Ф. Келдыш. СПб.: Типолитогр. Месника и Римана, 1890. — 102 с.
  68. , М. Сестра милосердия : Драма в 4 д. и 6 карт. М. Кирьякова. — СПб.: Литогр. Курочкина, 1877. — 121 с.
  69. , В. О. Добрые люди Древней Руси / В. О. Ключевский.- М.: Эксмо, 2008. 5 с. — (Исторические портреты).
  70. , Е. Н. Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX начале XX веков : дисс.. канд. истор. наук: 07.00.02 / Козловцева Елена Николаевна — Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. — М., 2006. — 196 с.
  71. , Е. Н. Социальная деятельность московских общин сестер милосердия / Е. Н. Козловцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8: История. М., 2005 — № 5. — С. 66−83.
  72. , И. В. Русская культура : краткий очерк истории и теории: учеб. пособие / И. В. Кондаков. М.: Книж. дом «Университет», 1999. -356 с.
  73. Красный Крест во время чумной эпидемии в Астраханской и Саратовской Губерниях в 1879 г.: отчет уполномоченного О-ва В. М. Юзефовича СПб.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1883. — 32 с.
  74. Культурология для культурологов: учеб. пособие. М.: Академ, проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 492 с.
  75. Культурология. История культуры России / А. И. Алексеев, В. С. Измозик, Ю. С. Куликов и др. СПб.: СЗТУ, 2005. — 220 с.
  76. Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит.- СПб.: Университет, кн., 1998. Т. 2: М-Я. — 446 с.
  77. Лефортово: История, люди и судьбы / под ред. Миклашевской Е. П.- М.: МЭИ, 2007. 439 с.: ил.
  78. , Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. СПб.: Искусство, 2007. — 440 с.: ил.
  79. , Я. Н. Женский портрет в конце XIX века в России. Электронный ресурс. / Я. Н. Лукашевская // Портал Wm-Painting.ru -Режим доступа: http://www.wm-painting.ru/TermsAG/p2articleid/812 (дата обращения: 12.05.2012)
  80. , К. Помощь Родине : (очерки из обороны Севастополя) / Клавдия Лукашевич. 2-е изд. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1915.-71 с.: ил., портр. — (Дешевые издания товарищества И.Д. Сытина).
  81. , В. А. Сестра милосердия : Рассказ Кукеля / В. А. Лунин. -М.: изд. тип. Вильде, 1897. 32 с.
  82. , Е. Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения / Е. Д. Максимов. СПб.: Гос. тип., 1903. — 139 с.
  83. , Л. Б. Елисавета Феодоровна / Л. Б. Максимова // Православная энциклопедия. М., 2009. — Т. XVIII. — С. 389 — 399.
  84. , Л. Б. Княгиня Наталья Борисовна Шаховская и основанная ею община «Утоли моя печали» / Л. Б. Максимова // Вестник церковной истории. М., 2006. — № 4. — С. 237−240.
  85. Манифест об учреждении для лиц женского пола знака отличия беспорочной службы // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб., 1828. Т. III. — С. 1136−1137 (№ 2511).
  86. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1996.-258 е., ил.
  87. , С. Подвижницы милосердия / С. Махаев. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитар, ун-т, 2007. — 200 с.
  88. , Е. П. Утоли моя печали : Милосерд, традиции Лефортова / Е. П. Миклашевская, М. С. Цепляева. М.: Галерия, 2002. -126 с.: ил., портр., факс.
  89. , Р. К. Гимн Краснаго Креста / муз. Р. Миллера — сл. И. Калашников. СПб.: Лит. нотопеч. Г. Шмидта, 1904. — 3 с.
  90. Милосердие // Азбука веры: православная энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/12/miloserdie.shtml (дата обращения: 12.12.2011)
  91. Мирра Иванова: Военный эпизод: Подвиг сестры милосердия: Для голоса с ф.-п.- d. 1 — 2. / сл. Д. А. Богемского — перелож. А. Ш. Киев — Баку: Ииндржишек, б. г. — 3 с.
  92. , Д. Красный Крест и сестры милосердия в России и за границей / Д. Михайлов. Петроград — Киев: Сотрудник, 1914. — 91с.: 4 л. портр.
  93. , О. Н. Подвиг сестры милосердия Мирры Ивановой : Для голоса с ф.-п.- с. 1^.2 / муз. Ольги Николаевны Мордвиновой — сл. Бориса Григорьевича Фельдмана. Пг.: Иогансен, б.г. — 7 с.
  94. Московская жизнь. Приезд героини-сестры милосердия // Московский листок. М., 1904. — 26 дек.
  95. , В. Сестра милосердия : Шансонетка: Для одного голоса с аккомп. фп.: 1т-е.2: Ор. 4. СПб.: М. Бернард, 1882. — 5 с.
  96. , Т. Сестра милосердия / Т. Мятлева. СПб.: Типо-литогр. М. Я. Минкова, 1900. — 167 с.
  97. Настольная книга верующей сестры милосердия. СПб.: Типогр. П. П. Сойкина, 1913.-Ч. 1.-245 с.
  98. , Т. А. Воспитание милосердия у студентовмедицинского училища : дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. /
  99. Недоводеева Татьяна Александровна — Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2006. — 253 с.
  100. Об устройстве в Царстве Польском Общины Сестер Милосердия // ПСЗРИ. Собр. второе. СПб., 1870. — Т. XLV., Отд. 2., Ч. 2. — С. 143−144 (№ 48 601).
  101. Община сестер милосердия св. Марии Магдалины в селе Буреги. -СПб.: Тип. А. А. Краевскаго, 1863. 43 с.
  102. О назначении медалей Сердобольным Вдовам и Сестрам Милосердия в память подвигов их в Крыму и об оказании им денежнаговспомоществования в семейным их нуждам // ПСЗРИ. Собр. второе -СПб., 1856. Т. XXXI., Отд. 1, Ч. 2. — С. 815−816 (№ 30 901).
  103. , Н. И. Доклад Главному Управлению РОКК о командировке осенью 1915 г. для посещения лагерей военнопленных в Германии / Н. И. Оржевская. Петроград: Гос. тип., 1916. — 62 с.
  104. О потребности в сестрах милосердия для ухода за больными. СПб.: Военная тип., 1872. — 12 с.
  105. , В. Д. Русский Красный Крест и его задачи в военное и мирное время / проф. В. Д. Орлов. Киев: Тип. ун-та св. Владимира, 1904. — 36 е., 3 л. портр.
  106. Отчет Московской городской общины сестер милосердия «Утоли моя печали» им. кн. Н. Б. Шаховской за 1912 год. М.: Гор. тип., 1914. -61 с.
  107. Отчет по Московской городской Александровской общине сестер милосердия «Утоли моя печали». за 1895 г. I II Очерк ХХХ-летия существования Общины / сост. С. А. Кельцев. 1896. — 133 е., 26 л. ил.
  108. Отъезд сестер милосердия // Московский листок. М., 1904. — 13 фев.
  109. Очерк возникновения и деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб.: Гос. тип., 1913.-61 с.
  110. , Е. На Дальнем Востоке в 1905 году : из наблюдений во время войны с Японией / лейб-хирург Е. Павлов. СПб.: книгопеч. Шмидт, 1907. — 380, 107 с.: ил.
  111. Переселенцева Записки сестры милосердия из поездки на Дальний Восток 1904−1905 г. / Переселенцева. М.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1912. — 80 с, 4 л. диагр.
  112. , Е. И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX в. (40−60-е гг.): автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Перфильева Евгения Ивановна. Нижний Новгород, 1992.-20 с.
  113. Песни о русской сестре милосердия 1914−1916 гг, собранные Евгением Вильчинским: с портр. августейших сестер милосердия. -СПб, 1917. 89 с, 6 л. портр.
  114. Петербург. По телефону 3-го января // Новости дня. М, 1903. — 4 янв.
  115. , Е. Г. Произведения Н. К. Рериха на открытых письмах общины Святой Евгении / Е. Г. Петренко. Одесса: Астропринт, 2009. -40 с.
  116. , А. С. Деревенские сестры милосердия : Опыт образования из крестьян, девушек сестер милосердия для потребностей деревен. населения / А. С. Петровский, зем. врач Новоладож. больницы. -СПб.: С.-Петерб. губ. тип, 1893. 16 с.
  117. , Н. И. Севастопольские письма / Н. И. Пирогов. 1854 -1855. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. — 172 с, 6. ил.
  118. Пирогов, Н И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пирогов. М.: АН СССР, 1950. — 652 с.
  119. , Я. П. Полное собрание стихотворений : в 5 т. / Яков Полонский. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1896. — Т. 2. — 460 с.
  120. Помощь Божия: В пользу школ при Крестовоздвижеской общине сестер Милосердия. СПб.: печ. в Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1866.-40 с.
  121. А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия / А. В. Постернак — Свято-Димитриев, уч-ще сестер милосердия. М., 2001. -304 с.: ил., портр., карт.
  122. Православное обозрение. Заметки Православного обозрения. Приложения. -М.: Универ. тип., 1863.-Т. 12.-266,211, 129 с.
  123. , Ф. П. Напутственное слово первому выпуску сестер милосердия Иверской общины состоящей при Московском местном Комитете РОКК / свящ. Ф. П. Преображенский. Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1895. — 8 с.
  124. Протоиерей церкви Св. Марии Магдалины при Общине сестер милосердия Литейной части, Иродион Петрович Флоринский: сборник. -СПб.: Тип. Деп. уделов, 1877. 24 с.
  125. Путешествие английской сестры милосердия Кэт Марсден. в Якутскую область для помощи прокаженным. СПб.: Синод, тип., 1892 -12 с.
  126. , Б. Дневник сестры милосердия, прожившей в германском плену без малого 4 месяца / Б. Радонич. Петроград: Б. А. Суворин, 1915. — 76 с. — (Библиотека «Вечернего времени»).
  127. , Л. А. История художественной культуры России (от древних времен до конца 20 в.): учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2008. — 384 е., 32. с. цв. ил.
  128. , В. Почему Римму Иванову называли российской Жанной д’Арк? Электронный ресурс. / В. Рогоза // Портал ШколаЖизни.ру -Режим доступа: http://shkolazhizni.rU/archive/0/n-12 952/ (дата обращения: 12.05.2012).
  129. , В. П. История сестринского дела в России / В. П. Романюк, В. А. Лапотников, Я. А. Накатис. СПб.: С.-Петерб. гос. мед. акад., 1998.- 116 е., 12. л. ил.
  130. РГАКФД № 68 -1, II. — № 1018. -№ 12 112. -№ 11 727.
  131. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 16 Дело о развитии деятельности Общества, с разными предложениями и заявлениями по этой деятельности (Нач. 23 июня 1873 Кон. 6 мая 1876)
  132. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 17 Дело по составлению правил для сестер Красного Креста (Нач. 10 февраля 1873 г. Кон. 7 апреля 1875 г.)
  133. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 23 Дело по сношению с Общиною Утоли моя Печали в г. Москве (Нач. 4 июля 1874 Кон. 23 ноября 1876)
  134. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 44 Дело об учреждении в Филиппове Общества Св. Пантелеймона (Нач. 7 июля 1879 Кон. 12 августа 1881)
  135. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 59 Дело об образовании Киевской общины сестер милосердия (Нач. 2 ноября 1878 г. Кон. 28 августа 1881 г.)
  136. РГВИА Ф. 12 651 Оп.1 Д. 60 Дело об образовании Варшавской общины сестер милосердия (Нач. 17 марта 1879 Кон. 21 декабря 1879)
  137. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 156 Дело о Выборгском отделе сестер милосердия (Нач. 28 февраля 1887 Кон. 2 февраля 1888 г.)
  138. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 157 Дело об изменении §-26го Устава Касперовскаго Отдела (Нач. 24 мая 1888 г. Кон. 6 июня 1888 г.)
  139. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 184 Дело об изменении Устава Киевской Мариинской общины сестер милосердия (Нач. 30 октября 1890 Кон. 1 ноября 1905)
  140. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 301 Дело о дополнении устава Житомирской общины сестер милосердия вопросом о знаке отличия (Нач. 27 февраля 1896 г. Кон. 10 января 1914 г.)
  141. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 302 Дело об утверждении устава Крестовоздвиженской общины сестер милосердия (Нач. 14 мая 1896 -Кон. 16 февраля 1902)
  142. РГВИА Ф. 12 651 Оп. 1 Д. 303 Дело об утверждении новаго устава Туркестанской общины сестер милосердия (Нач. 24 апреля 1896 г. Кон. 26 апреля 1912 г.)
  143. РГВИА Ф. 12 651 Оп. З Д. 1 Дело о приготовлении сестер милосердия и санитарной прислуги (Нач. 12 мая 1868 г. Кон. 20 мая 1876 г.)
  144. РГВИА Ф. 12 651 Оп. З Д. 3 Дело об учреждении в Москве местнаго управления Общества попечения о раненых и больных воинах (Нач. 16 сентября 1867-Кон. 12 февраля 1872)
  145. РГВИА Ф. 12 651 Оп. З Д. 8 Дело о составлении нормальных правил для подготовления женщин к уходу за больными и ранеными (Нач. 28 января 1872 Кон. 19 октября 1876 г.)
  146. РГВИА Ф. 12 651 Оп. З Д. 17 Дело об образовании Ялтинского местного комитета и учреждении Крымской Благовещенской общины (Нач. 7 января 1877 Кон. 7 мая 1882)
  147. РГВИА Ф.12 651 Оп. З Д. 46 Дело об образовании Рижскаго Отдела сестер Краснаго Креста (Нач. 24 сентября 1879 Кон. 1 октября 1880)
  148. , Е. М. Две командировки в Германию для осмотра военнопленных / Е. А. Самсонова, сестра милосердия. Петроград: Центр, ком. по делам о военнопленных при Гл. упр. Рос. о-ва Краен, креста, 1917. — 12 с.
  149. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия Департамента здравоохранения города Москвы: официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sestra-miloserdiya.ru (дата обращения: 12.12.2012).
  150. Семина, Христина Д. Трагедия русской армии Первой Великой войны 1914−1918 гг.: Записки сестры милосердия Кавказского фронта: в 2 кн. / Христина Д. Семина. Нью Мексико, 1963. — Кн. 1. — 304 с.
  151. , П. А. Сестра милосердия : повесть / П. А. Сергиенко. -М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1911. 122 с.
  152. Сестра милосердия: патриотические боевые песни / собр. и изд. А. Л. Арозон. Одесса: Б.и., 1917. — 8 с.
  153. Сестрам общины Св. Георгия. СПб.: Музыкальный магазин «Северная лира». — 1904. — 3 с.
  154. Сестры милосердия России: монография. / [С. Н. Акишина и др. — под общ. ред. Н. А. Белякова]. СПб.: Лики России, 2005. — 392 е., ил.
  155. , А. Портреты святых : в 2 т. / Антонио Сикари. Милан: Христианская Россия, 1991. — Т. II. — 416 с.
  156. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный 2-м отделением Императорской Академии Наук. СПб.: Тип. Императорской Акад. наук, 1847. — Т. 2. — 471, 3. с.
  157. Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых. 2-е изд. — СПб.: Мор. тип., 1865. — 88 с.
  158. , А. А. Сестра милосердия / А. А. Соколов. СПб.: Типо-лит. П. И. Шмидта, 1885. — 127 с.
  159. , Е. Э. Западный феминизм и «женский вопрос» в культурологи : дис.. канд. культуролог, наук: 24.00.01 / Екатерина Эльмаровна Соколова — Санкт-Петербургская гос. акад. культуры. СПб, 1997.- 197 с.
  160. , В. В. Избр. соч.: в 3 т. / В. В. Стасов М.: Искусство, 1952. -Т.2.-774 с.
  161. Статистический ежегодник России 1913 г. / под общ. рук. директора центр, стат. комитета Н. Н. Белявского СПб.: Изд. Центр, стат. ком, 1914.-XVI, 122, 59, 15, 11, 112 с.
  162. К. Г. 1. Покров Богоматери. 2. Сестре Марфо-Мариинской обители. 3. Приглашение от сестер на праздник освещения их нового храма. М.: Марфо-Мариин. обитель милосердия, 1912. — 15 с.: ил.
  163. , Т. Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX—XX вв.еков Электронный ресурс. / Т. Суздальцева // Православие. ru. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/31 255.htm (дата обращения: 12.12. 2011).
  164. , Л. А. Благотворительность в контексте духовного развития общества : дисс.. канд. социолог, наук: 22.00.06 / Темникова Людмила Алнесандровна — Белгородская гос. технологии, академия строит, материалов. Белгород, 1996. — 164 с.
  165. , С. Л. Красный Крест и сестры милосердия в Германии и Австрии / д-р мед. С. Л. Тимофеев. Киев: Я. П. Лапицкий, 1912. — 64, III е.-
  166. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист, исслед. — сост. Е. Ю. Ваулина и др. — под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. — 894 с.
  167. , Л. Н. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой. М.: Худож. лит., 1935. — Т. 4: Произведения севастопольского периода — Утро помещика. — 456 с.
  168. , С. В. Духовенство Древней Церкви в борьбе с народным горем и нуждой / С. В. Троицкий. Петроград: Синод, тип., 1915. — 128 с.
  169. , С. В. Диаконисы в Православной церкви / С. В. Троицкий. СПб.: Синод, тип., 1912. — 352 с.
  170. , И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 35 т. / И. С. Тургенев. М.: Наука, 1982. — Т. 10. — 596 с.
  171. А. Любовь сильнее вражды (Рассказ сестры милосердия из последней войны) / А. Ульянов. Ярославль: Тип. К. Ф. Некрасова. -1915, — 16 с.
  172. Устав Всероссийскаго Общества имени сестер милосердия 2-й Отечественной войны помощи сиротам воинов, учр. сестрами в 1916 г. -Петроград: Б.и., 1916. — 8 с.
  173. , А. К. Воспоминание о Крымской кампании и Севастопольской обороне : Занятие Керчи и Севастополя союзными войсками: сост. по дневнику сестры милосердия А. К. Федотовой. / [Сост. Н. И. Диаманди]. Керчь: тип. «Юж. курьера», 1904. — 44 с.
  174. С., прот. Осмысление статуса сестры милосердия XXI века, содержания, места, формы и объема ее служения / протоирей Сергий Филимонов и др. // Церковь и медицина. СПб., 2005. — № 1. — С. 33−34
  175. С., прот. Проблемы и перспективы современного движения православных врачей и сестер милосердия в России / протоирей Сергий Филимонов // Церковь и медицина. СПб., 2010. — № 5. — С. 7780.
  176. Флоренс Натингейл. Она основала профессию медицинская сестра Электронный ресурс. // РОКК. — Режим доступа: http://www.rokk.ru/index.php?cat=9&item=90 (дата обращения: 12.12.2011).
  177. Хорева, J1. В. История благотворительности в России: учеб. пособие / JI. В. Хорева, М. Д. Сущинская. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 92 с.
  178. Христианство: словарь / под общ. ред. JI. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994. — 559 с.
  179. , Ю. Сестра милосердия : повесть-хроника о жизни и подвиге ставропольчанки Риммы Ивановой / Юрий Христинин. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1987. 204 с.
  180. Хроника. Объявление о бракосочетании сестры милосердия Людмиле сновской с уволенным в отставку с офицером японской службы Хидояно, принявшим православие // Брачная газета. М., 1909. — 5 сент.
  181. Хроника. О прибытии раненной сестры милосердия М. А. Одинцовой // Новости дня. М., 1905. — 14 марта.
  182. ЦИАМ Ф. 1 Оп. 2 Д. 1172- Д. 2255- Д. 2400- Д. 2586- Д. 3083- Д. 3262- Д. 3492- Д. 3579- Д. 3629- Д. 3630.205. ЦИАМ Ф. 16 Оп. 16 Д. 29.
  183. ЦИАМ Ф. 16 Оп. 24 Д. 2367- Д. 2428- Д. 2676- Д. 2763- Д. 2833.
  184. ЦИАМФ. 16 Оп. 27 Д. 396- Д. 706.
  185. ЦИАМФ. 16 Оп. 28 Д. 511- Д. 608- Д. 636.209. ЦИАМФ. 16 Оп. 67 Д. 126.
  186. ЦИАМФ. 219 Оп. 1 Д. 2- Д. 3- Д. 4- Д. 110.
  187. ЦИАМ Ф. 221 Оп. 1. Д.2- Д. 3- Д. 4- Д. 6- Д. 19- Д. 22- Д. 23- Д. 19.
  188. А. Сестра милосердия : Прощальная песня для голоса с фортепиано. СПб.: Леопас, 1904. — 5 с.
  189. , А. Е. Медицина и Православие : Соприкосновение в веках / А. Е. Черкасова // Церковь и медицина. М., 2009. — № 3. — С. 3334.
  190. , Л. В. Первые сестры милосердия : рассказ / Л. В. Черский. М.: М. В. Клюкин, 1912. — 24 с.
  191. , К. В. Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе : дисс.. канд. философских наук: 09.00.03 / Шабалкина Ксения Викторовна. Мурманск, 2007. — 181 с.
  192. , К. В. Социально-политические и философские идеи русских мыслителей первой половины XIX века о месте женщины в семье и обществе / К. В. Шабалкина // Вестник МГТУ. 2006. — Т. 9, № 1. — С. 128−133.
  193. , H. M. Школьный этимологический словарь русского языка : Происхождение слов / H. М. Шанский, Т. А. Боброва. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 400 с.
  194. , Е. М. Дневник командировки в Германию для осмотра русских военнопленных в июле-октябре 1916 г. / Е. М. Шуберская. -Петроград: Гос. тип., 1917. 19 с.
  195. , Е. М. Доклад о положении военнопленных в Германии / Е. М. Шуберская. Петроград: Гос. тип., 1917. — 11 с.
  196. , X. А. Любовь сестры милосердия или мать под пулями и бомбами / Христофор Шухмин. М.: Тип. «Ломоносов», 1915. — XVI с.
  197. Экскурсия членов 1-го Московскаго Общества Трезвости в Покровскую Общину Сестер Милосердия / сост. диакон Ф. И. Соколов. -М.: тип. Забалуева, 1910. 16 с.: ил.
  198. Энциклопедический словарь: в 86 т. / под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевскаго. СПб.: Тип. Акц. Общ. «Издательское Дело», Брокгауз — Ефрон, 1904. — Том XLI (81): Эрдан — Яйценошение. — 576 с, 7 л. ил., карт.
  199. , К. Рассказы сестры милосердия / Ксения Юрьева. -Гетинген: б. и., 1948. Тетр. 1. — 30 с.
  200. , Н. И. История русской культуры: XIX век: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / Н. И. Яковкина. 2 изд., стер. — СПб.: Лань, 2002. — 573 с.
  201. Curtiss, J. S. Russian Sisters of Mercy in the Crimea, 1854 1855 / John Shelton Curtiss // Slavic Review. Mar. — 1966. — Vol. 25, N. 1. — P. 84−100.
  202. Encyclopedic Dictionary of Religion / P К Meagher, Thomas С O’Brien, Consuelo Maria Aherne. Philadelphia u.a.: Sisters of St. Joseph of Philadelphia, — Washington, D.C.: Corpus Publications, 1979. — Vol. 1: A-E. -XLIII, 1301 p.
  203. Lorentzon, M. Florence Nightingale as «mentor of matrons»: correspondence with Rachel Williams at St Mary’s Hospital / Maria Lorentzon, Kevin Brown // Journal of Nursing Management. 2003. — № 11. — P. 266 274.
  204. Murray, E. Russian nurses: from the Tsarist Sister of Mercy to the Soviet comrade nurse: a case study of absence of migration of nursing knowledge and skills / Elizabeth Murray // Nursing Inquiry. 2004. — Vol. 11, Iss. 3-P. 130−137.
  205. The Catholic Encyclopedia / Robert C. Broderick. Nashville: T. Nelson, 1976. — 612 p., 16. leaves of plates: ill.
  206. The Original Catholic Encyclopedia: an international work of reference on the constitution, doctrine, discipline, and history of the Catholic Church. -New York: Robert Appleton Co., 1907. Vol. Ill: Brow — Clancy. — XII, 799 S. 111.
  207. The Oxford Dictionary of the Christian Church / F. L. Cross. London: Oxford University Press, 1958. — XIX, 1., 1492 s.
  208. Vincent de Paul and Louise de Marillac: rules, conferences, and writings. New York: Paulist Press, 1995. — xix, 320 p.
Заполнить форму текущей работой