Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей
Диссертация
Однако, для использования новых широких возможностей образовательной информационной среды настоятельно требуются теоретическое осмысление и технологическая поддержка решения ряда практических задач, связанных с реорганизацией учебного процесса. В связи с этим одной из актуальных дидактических задач становится задача эффективного использования компьютера для управления учебным процессом самим… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания исследования и системный анализ его проблематики
- 1. 1. Теоретические основания исследования
- 1. 2. Системный анализ интеллектуальных моделей представления знаний
- 1. 3. Выбор основной модели для представления и контроля знаний
- Глава 2. Методологические аспекты представления и контроля знаний
- 2. 1. Анализ методов структуризации знаний на основе адаптивных семантических моделей
- 2. 2. Общие модели представления и контроля знаний в области информатики
- 2. 3. Анализ учебных задач в области информатики
- 2. 4. Основные методологические положения по представлению и контролю знаний в области информатики на основе адаптивных семантических моделей
- Глава 3. Методические основы представления и контроля знаний в области информатики
- 3. 1. Педагогические возможности адаптивных семантических моделей при подготовке будущих учителей информатики
- 3. 2. Методические положения по разработке адаптивных семантических моделей в области информатики
- 3. 3. Методика контроля знаний, основанная на использовании адаптивных семантических моделей
- 3. 4. Принципы и критерии структуризации знаний по информатике на основе адаптивных семантических моделей для различных форм учебных занятий
- 3. 5. Разработка семантических моделей по дисциплинам предметной подготовки учителей информатики
- 3. 5. 1. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Программирование»
- 3. 5. 2. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Программное обеспечение «
- 3. 5. 3. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Компьютерное моделирование»
- 3. 5. 4. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Архитектура компьютера»
- 3. 5. 5. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Теоретические основы информатики «
- 3. 5. 6. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Математическая логика «
- 3. 5. 7. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Компьютерные сети»
- 3. 5. 8. Разработка семантических моделей по основным темам учебной дисциплины «Основы искусственного интеллекта»
- 3. 6. Обобщенные данные по созданным образовательным моделям в области информатики
- Глава 4. Экспериментальные исследования и оценка эффективности рекомендаций диссертации
- 4. 1. Программные средства автоматизированного обучения
- 4. 2. Принципы построения автоматизированной обучающей системы «КАСПИЙ»
- 4. 3. Методика использования в обучении системы «КАСПИЙ». 239 4.4 Педагогический эксперимент и оценка эффективности основных результатов диссертационного исследования
Список литературы
- Алексеев А.П. Информатика 2001. М.: СОЛОН-Р, 2001. 364 с.
- Амамия М, Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993.- 400 с.
- Амосов Н.М. Моделирование информации и программ в сложных системах//Вопросы философии. 1963, № 12. С.35−43.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования личности. 1981, № 6. С. 3−19.
- Афанасьев Ю.Н., Шеховцов С. Г. Путь университета: опыт рефлексии // Вузовская педагогика в информационном обществе. РГГУ, 1998. С. 9−36.
- Башмаков А.И., Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно издательский дом «Филин», 2003.-616 с.
- Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1994. 35 с.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Изд-во Ур. ГПУ, 1995. -144 с.
- Бешенков С.А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс. М: ЛБЗ, 2001.-432 с.
- Беспалько А.А. Технологические подходы к разработке электронного учебника по информатике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Екатеринбург, 1998.
- Библер B.C. Понятия как процесс//Вопросы философии, 1965, № 9. С. 307.
- Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: Наука, 1974. -414 с.
- Бирюков Б.В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы. М., 1982. 152 с.
- Блонский П.П. Психология доказывания и её особенности у подростков // Вопросы психологии, 1964, № 3. С. 76 — 81.
- Бобнева М.И. Техническая психология. М.: Наука, 1966.-346 с.
- Бодалев А.А., Соколов Е. Н. Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Наука, 1985.- 162 с.
- Бонгард М.М. Проблема узнавания. М.: Наука, 1967.-289 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовский сборник. JL: 1989. С. 3−33.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. В. Информатика в понятиях и терминах. М.: Просвещение, 1991. 186 с.
- Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск: Наука, 1967.-296 с.
- Бороненко Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы. Учебное пособие для студентов. СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 1997. — 134 с.
- Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук — С. Петербург, 1997. 46 с.
- Бороненко Т.А., Рыжкова Н. И. Методика обучения информатике. Специальная методика. Учебное пособие для студентов. — СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 1997. 134 с.
- Боткин Дж. У. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. 1983. № 1. С. 39—47.
- Булаева Н.М., Шихнабиева Т. Ш. Использование ГИС — технологий в высшем профессиональном образовании // Материалы Всероссийской научно — практической конференции «Информатизация образования».- Славянск на — Кубани, 2008. — С. 68−71.
- Булаева Н.М., Шихнабиева Т. Ш. //Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Информационные технологии в образовании», Нижневартовск, 2008. С. 98 — 107.
- Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд. //Пер. с англ. — М.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 2000. 560 с.
- Ваграменко Я. А. Многоликая педагогическая информатика. //Педагогическая информатика. 2006. — № 4. С. 27 — 30.
- Ваграменко Я. А. Тенденции и результаты информатизации российского образования. Материалы Всероссийской научно -практической конференции «XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы». — 2006. — С.5 — 11.
- Вайзер Г. А. К вопросу о классификации физических задач с точки зрения особенностей методов рассуждений, применяемых в процессе их решения. В книге «Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР». Т. II. М.: 1968. С. 69 — 76.
- В.В .Воеводин, Вл.В. Воеводин. Электронные образовательные средства: новые идеи // Математика в высшем образовании. 2003, № 1. С. 11−19.
- Кудрявцев В.Б., Вашик К.- Строгалов А.С., Алисейчик П. А., Перетрухин В. В. Компьютерная система обучения автоматного типа // Проблемы теоретической кибернетики. М.: РГГУ, 1996. С. 111.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум: Пер. с англ. М.: 1982.- 368 с.
- Виноградов А.Н., Жилякова Л. Ю., Осипов Г. С. Динамические интеллектуальные системы. Ч. П. Моделирование целенаправленного поведения // Известия РАН. Теория и системы управления. М.: Наука, 2003. Т. 1. С. 87−94.
- Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ, 1967.-346 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. 352 с.
- Галеев И.Х., Иванов В. Г., Храмов Д. Л., Колосов О. В. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно). Казанский государственный технологический университет. Казань, 2005.-126 с.
- Галеев И.Х., Иванов В. Г., Аристова Н. В., Урядов В. Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT Test // Educational Technology & Society. — Nr. 3, 2007. — C. 143 — 165.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. В основе управление процессом усвоения знания //Вестник высшей школы. 1965, № 6. С. 26 — 34.
- Гальперин П. Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. 1981. № 6. С. 78—86.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальныхсистем. СПб.: Питер, 2000.- 384 с.
- Гейвин X. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2003.- 272 с.
- Гейн А.Г., Сенокосов А. И. Информатика. 7−9-ые кл.: Метододическое пособие учебнику А. Г. Гейна и др. «Информатика 7−9». М.: Дрофа, 2002.- 288 с.
- Гейн А.Г., Юнерман Н. А. Информатика: Книга для учителя: Метододическое рекомендуемое учебное пособие для 10−11 кл. М.: Просвещение, 2000.- 256 с.
- Гельфанд И.М., Колмогоров А. Н., Яглом И. М. К общему определению количества информации // ДАН СССР. Вып. III, 1957.- С. 743−745.
- Гергей Т. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 41—48.
- Гершунский Б. С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: Прогностический аспект. М.: 1985.- 40 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1986.- 389 с.
- Глушков В.М., Довгялло A.M., Рабинович З. Л., Строгний А. А. Диалог, управляемый ЭВМ // УСиМ. 1974, № 6. С. 1−12.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100-Информатика. Квалификация учитель информатики. М.: 2000.
- Государственные образовательные стандарты высшегопрофессионального образования, http://www.informika.ru.
- Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Специальность: Компьютерная безопасность. Квалификация: М.: 2000.
- Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Специальность Комплексная зашита объектов информатизации. Квалификация -специалист по защите информации. М.: 2000.
- Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Направление 510 200 математика и информатика. Степень — магистр прикладной математики и информатики. М.: 2000.
- Готская И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования). Автореферат диссертации доктора педагогических наук СПб., 1999.- 43 с.
- Готская И.Б. Методология разработки современных информационных технологий на основе системного подхода //Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории). СПб.: Образование, 1996.- С.84−103.
- Григорьев А.Д., Ландэ Д. В. Адаптивный интерфейс уточнения запросов к системе контент-мониторинга InfoStream // Труды международного семинара «Диалог 2005». 2005.- С. 109−111.
- Гришкин И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973.- 186 с.
- Гура В.В., Василовский В. В., Дикарев С. Б. Электронные образовательные ресурсы как педагогическая среда открытого образования // Труды X Всероссийской научно — методической конференции. М., «Телематика 2003″, 2003.- С. 39−43.
- Гурьева Л.П., Капральченко С. Ю., Киоса М. Н., Тихомиров O.K. Психологические основы рационализации системы коллективного пользования ЭВМ // Вопросы психологии. 1986, № 1. С. 71—79.
- Гусева А. И Адаптивные методики тестирования. М.: Препринт МИФИ, 007−2002.- 32 с.
- Гусева А. И., Шпурик А. П. Дистанционная система тренинга и адаптивного тестирования ВИОТ 2 //Труды X международного научно-технического семинара „Современные технологии в задачах управления, автоматизации и обработки информации“. Алушта, 2001.
- Гусейнова Н.О., Шихнабиева Т. Ш., Булаева Н. М. / Юг России. № 6. С. 83 -90.
- Дикарев С.Б., Гура В. В., Целых А. Н. Некоторые подходы к проектированию адаптивных систем // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2006, № 5. С. 37 — 41.
- Дикарев С.Б. Теоретические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Перспективныеинформационные технологии и системы (ПИТИС). 2004. № 11. С. 76 -81.
- Диканская Н.Н., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования //Мониторинг образовательного процесса, 2003, № 3. с. 38 42.
- Дэвид Джонассен. Применение компьютеров в качестве инструмента познания // Информатика и образование. № 4, 1996.- С. 73 77.
- Ершов Н. М. Генетические алгоритмы графов // Вестник МГУ, серия 15. вычислительная математика и кибернетика № 1. С. 47.
- Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие. //В сб. Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.- С. 28−31.
- Ершов А.П. Как учить программированию //Микропроцессорные средства и системы, 1986.- С 91−93.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. //Информатика и образование, 1992, 5. С. 3−12.
- Есипов А.С. Информатика. Учебник по базовому курсу общеобразовательных учебных заведений. СПб.: Наука и Техника, 2003 г. 400 с.
- Житомирский В.Г. Вычислительная техника и учебный процесс. Свердловск.: 1984, — 108 с.
- Заболотский В. П., Степанов А. Г., Юсупов Р. М. Информатика как предмет обучения в высшей школе//Труды СПИИРЛП. Выи. 2. Том 1.-СПб: Наука, 2004.74.3айнутдинова JT.X. Создание и применение электронных учебников. Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. -364 с.
- Зайцева JI.В., Буль Е. Е. Адаптация в компьютерных системах на базе структуризации объектов обучения // Educational Technology & Society. Nr.9 (1), 2006 ISSN 1436−4522 (Международный электронный журнал).
- Зобов Б.И. Исторические и технические аспекты создания и развития автоматизированных систем обработки информации и управления //Педагогическая информатика. -2008. № 1. — С.11−17.
- Иванов С.А. Стохастические фракталы в информатике // НТИ. Сер. 2. 2002, № 8. С. 7−18.
- Извозчиков В.В. Дидактические основы компьютерного обучения физике. Л.: РГПУ, 1987.- 103 с.
- Иванова Г. С. Основы программирования: учебник для вузов. М.: Изд -во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.- 416 с.
- Из министерства образовапия РФ. // Информатика и образование, 2004, 4. С. 2−35.
- Извозчиков В.В. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. Учебное пособие. СПб.: РГПУ, 1991.- 120 с.
- Илиади А.Н. Практическая природа человеческого познания. М.: Высшая школа, 1962.- 346 с.
- Ильин Г. М. Лейкина Б.М., Никитина Т. Н., Откупщикова М. И., Фитиалов С. Я. Модель семантики текста и система „запрос-ответ“ //Научно-техническая информация. Серия 2, 1969, № 1. С.
- Ильина Т. А. Программированное обучение в Японии // Советская педагогика. 1969, № 7. С. 65.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969.- 356 с.
- Информатика для юристов и экономистов. //С. В. Симонович и др. -СПб.: Питер, 2004.- 688 с.
- Информатика: Базовый курс. //С.В. Симонович и др. СПб.: Питер, 2002.- 640 с.
- Ин А. Х. Лингвообразный подход к изучению основных понятий алгоритмизации и программирования // Педагогическая информатика, 2008, № 2. С. 20−25.
- Ин А. Х. Модернизация курса информатики. Современные проблемы преподавания математики и информатики // Материалы научно-практической конференции. Тула: 2004.- С. 46−49.
- Ин Т. Х. Пропедевтический курс по изучению основных понятий алгоритмизации. Информационные технологии в высшей и средней школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: НГГУ, 2008.- С. 6 9.
- Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы. Труды Международного симпозиума. Томск: Изд-воТПУ, 2003.- 112 с.
- Интеллектуальные системы // Том.8. вып. 1−4. М., 2004. 594 с.
- Информатика. Задачник — практикум в 2 т. /Л.А.Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. 4-изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 294 с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964.- 259 с.
- Ительсон Л.Б., Креймер А. Я. О сравнительной эффективности различных структур изложения учебного материала // Советская педагогика, 1965. № 4.- 337 с.
- Казиахмедов Т.Б. Модель многоуровневого адаптивного обучения информатике в общеобразовательной средней школе // Педагогическая информатика, 2008, № 2. С. 3−11.
- Казиахмедов Т.Б. Модульное уровневое адаптивное обучение информатике: Мировоззренческие аспекты // Материалы научно-практической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2006.- С. 49 51.
- Калмыков А.А. Системный анализ образовательных технологий. Пермь: Изд-во ПермьГУ, 2002.- 161 с.
- Карнаухов В.М. Система контроля знаний // Информатика и образование. 1995, № 6. С. 118 125.
- Каймин В.А. Информатика. М.: ИПФРА-М, 2003. 272 с.
- Кибернетика и проблемы обучения // Под ред. А. И. Берга. М.: 1970.390 с.
- Козлов С. В., Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Онтологии в системах управлениями знаниями организаций. // Известия ТТТУ. 2006. — № 3 — С. 111 — 117.
- Козырев А.А. Информатика: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 511 с.
- Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — 496 с.
- Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический проект- М.: Фонд „Мир“, 2003. — 432 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография. //Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. П. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУим А. И. Герцена, 2004, — 392 с.
- Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области „Информатика“ // ИНФО. 2000, № 10. С. 5−10.
- Кормалев Д.А., Куршев Е. П., Осипов Г. С., Сулейманова Е. А., Трофимов И. В. Методы поиска и анализа информации.
- Автоматическое извлечение данных. Препринт. Переславль Залесский: ИПС РАН, 2003. 48 с.
- Краудер Н. Внутреннее и внешнее программирование. В книге „Обучение с помощью машин“. М.: Мир, 1965. 156 с.
- Кудинов В.А. Принципы построения и использования экспертных обучающих систем в курсе „Теоретические основы информатики“: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В. А. Кудинов. М., 2000.
- Кудрявцев В.Б., Вашик К., Строгалов А. С., Алисейчик П. А., Перетрухин В. В. Компьютерная система обучения автоматного типа // Проблемы теоретической кибернетики. М.: РГГУ, 1996. 111 с.
- Кудрявцев В.Б., Вашик К., Строгалов А. С., Алисейчик П. А., Перетрухин В. В. Об автоматном моделировании процесса обучения // Дискретная математика. Т. 8. № 4. 1996.- С. 3−10.
- Кузнецов И.П. Семантические представления. М.: Наука, 1986.- 296 с.
- Кузнецова Т.И. Модель выпускника подготовительного факультета в пространстве педвузовского математического образования. М.: КомКнига, 2005.- 480 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.386 с.
- Курбанмагомедов К.Д., Шихнабиева Т. Ш. Бинарные семантические модели процесса обучения и распознавания // Тезисы межвузовской конференции. Махачкала, 1996.- С. 113.
- Курбанмагомедов К.Д., Шихнабиева Т. Ш. Использование семантических сетей для моделирования процесса обучения // Тезисы межвузовской конференции. Махачкала, 1995. С. 63.
- Курбанмагомедов К.Д., Шихнабиева Т. Ш. К вопросу использования семантических сетей для моделирования процесса обучения Махачкала, 1997.- 15 с. Деп. во ВИНИТИ.
- Курбанмагомедов К.Д., Шихнабиева Т. Ш. Системный подход к изучению схемотехнических основ информатики // Тезисы межвузовской конференции. Махачкала, 1995.- С. 92.
- Курейчик В. М., Зинченко JI.A. Эволюционная адаптация интерактивных средств открытого образования // Открытое образование. 2001. — № 1. — С.43 — 50.
- Куршев Е.П., Осипов Г. С., Рябков О. В., Самбу Е. И., Соловьева Н. В., Трофимов И. В. Интеллектуальная метапоисковая система. Труды международного семинара Диалог'2002 „Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии“ т.2, 320−330 С.
- Ландэ Д.В. Поиск знаний в Internet. М.: Диалектика, 2005. 272 с.
- Ландэ Д.В., Литвин А. Б. Феномены современных информационных потоков // Сети и бизнес. 2001, № 1. С. 14−21.
- Лаптев В.В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. — 508 с.
- Лаптев В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. — СПб.: Изд-во Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. -352 с.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студентов педагогических вузов // М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Под общ.ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр „Академия“, 2001.- 624 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. Т.1. 1983. С. 348 380.
- Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования. 1970. Вып. 2.- С. 3—13.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1977. 304 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика. 1980.- 96 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. М. О методиках обучения // Советская педагогика. 1965, № 3.- С. 38 46.
- Логвинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. 128 с.
- Ломазова И.А. Объектно-ориентированные сети Петри: формальная семантика и анализ. Системная информатика. № 8, Новосибирск. 2002.60 с.
- Ломазова И.А. Рекурсивные вложенные сети Петри: анализ семантических свойств и выразительность. Программирование, № 4, 2001.-С. 21−35.
- Ломазова И.А. Анализ семантических свойств некоторых классов программ и сетей Петри. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук, Москва, ВЦ РАН, 2001.- 32 с.
- Луканкин Г. Л., Шихнабиева Т. Ш. Применение технологий компьютерного обучения (ТКО) в педвузе // Материалы международной конференции. 1998, г. Алматы. 4.1. С. 212−216.
- Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. 1983, № 6. С. 16—27.
- Макарова Н.В., Степанов А. Г. Информатика в системе непрерывного образования. Монография. Издательство Политехника. СПб.: 2005 г.-338 с.
- Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения // Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. 1993. -389 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Изд во Просвещение, 1977.- 240 с.
- Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М.: Наука, 1971.320 с.
- Метешкин К.А., Шаронова Н. В. Использование гибридного интеллекта в учебном процессе высших учебных заведений // „Alma mater“ („Вестник высш. школы“). 2001. — № 11. С. 10 — 15.
- Метешкин К.А. Моделирование коллективного разума вуза: гипотеза, проблема, прагматическая ценность. Экспертные оценки элементов учебного процесса: Программа и материалы IV межвуз. науч.-метод. конф., Харьков, 31 окт. 2002. С. 22 25.
- Метешкин К.А., Шраер А. С. Структура и модельные представления учебной базы знаний вуза. Экспертные оценки элементов учебного процесса: Программа и материалы V межвуз. науч.- метод, конф., Харьков, 24 окт. 2003. С. 23 26.
- Минский M.JI. Проблемы в области искусственного интеллекта. В книге „Математические проблемы в биологии“. М.: Мир, 1966.396 с.
- Михтанюк А.А. Автоматизация проектирования мультиагентных обучающих систем. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук. Уфа: 2003.- 43 с.
- Могилёв А.В., Пак КК, Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -M.:"ACADEMIA», 2000.- 816 с.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий.
- Волгоград: Перемена, 2006. 319 с.
- Монахов В.М., Кузнецов А. А. Смекалин Д.О. Микропроцессорная техника в зарубежной школе // Советская педагогика. 1984, № 3. С. 117—121.
- Наумов А.Н., Вендров A.M., Иванов В. К. Системы управления базами данных и знаний. М.: Финансы и статистика, 1991. 239 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. Анализ зарубежного опыта. М.: Педагогика. 1970.- 206 с.
- Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные и коммуникационные технологии для образования в информационном обществе // Открытое образование, № 5, 2007, — С. 71 76.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.382 с.
- Осипов Г. С., Куршев Е. П., Кормалев И. В., Трофимов Д. А., Рябков О. В., Тихомиров И. А. Семантический поиск в среде Интернет. Препринт. Переславль-Залесский: ИПС РАН, 2003, 37 с.
- Остин Д. Р., Латеродт С. А. ЭВМ в школе // Перспективы. 1983. № 4. С. 26−39.
- Острейковский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. М.: Высшая школа, 2001.-511с.162.0суга С., Саэки Ю., Судзуки X. Приобретение знаний. М.: Мир, 1990.- 304 с.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Прогресс, 1998.- 226 с.
- Пехлецкий И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения. Пермь: Педагогика, 1976.- 122 с.
- Подколзин А.С. О формализации приемов решения математических задач // Интеллектуальные системы. Т. 3. Вып. 3−4. 1998.- С. 5174,
- Полонпиков Р. М. Феномен информации и информационного взаимодействия (введение в семантическую теорию информации). -СПб.: Издательство «Анатолия», 2001. 116с.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Едиториал УРСС, 2004. 360 с.
- Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. //Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влисспдес Дж. -С Пб.: Питер, 2003. — 368 с.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистики, 1996. -320 с.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект. Новая информационная технология / /Вестник АН СССР. 1983, № 6.- C.3I 42.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.:1. Наука, 1986.-288 с.
- Представление и использование знаний. / Под. ред. X. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989.- 220 с.
- Приобретение знаний. / Под. ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990. 304 с.
- Пугач В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М.: 1994.
- Пустынникова И.Н. Технология использования ЭС для диагностики знаний и умений // Образовательные технологии и общество. 2001, № 4.
- Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. научных трудов. М.: НИИВШ, 1989.- 154 с.
- Ракитина Е.А., Панфилова О. А. Особенности изучения вопросов систематизации информации и структурирования данных в курсе информатики // Информатика и образование, 2007, № 4. С. 32 — 42.
- Рассел Стюарт, Норвиг Питер. Искусственный интеллект. Современный подход. М.: Вильяме, 2006. 1407 с.
- Растригин JI.A. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.375 с.
- Растригин JI.A. Адаптивная система обучения с адаптируемой моделью обучаемого // Кибернетика, 1984 № 1. С, 28 32.
- Растригин JI.A., Эренштейн М.Х, Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатие, 1988.- 160 с.
- Растригин JI.A. Обучение как управление // Техническая кибернетика. Известия РАН. 1993. — № 2. — с. 153 — 162.
- Рекомендации по преподаванию информатики в университетах: Пер. с англ. СПб., 2002. — 372 с.
- Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991, № 4.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. Диссертация ни соискание учёной степени доктора педагогических наук. М.: 1994. 366 с.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования. Информатика и образование. 2002. № 12.- С. 2−6.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- Перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
- Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина., 2007. — 172 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика. 1984.- 96 с.
- Семакин И.Г., Хеннер Е. К. Информатика: 10-й класс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, — 168 с.
- Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России //Высшее образование в России. 2004, 1.- С.45−49.
- Сойер Б., Фостер Д. Программирование экспертных систем на Паскале. М.: Финансы и статистика, 1990. 163 с.
- Соломатин Н.М. Информационные семантические системы. М.: Высшая школа, 1989. 179 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
- Социальные и методологические проблемы: информатики, вычислительной техники и средств автоматизации // Вопросы философии. 1986, № 6. С. 42 55. Москва 3−4 декабря 2002 года.
- Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании. Материалы первой Международной конференции, Под ред. Е. А. Князева. Казань: ФизтехПресс, 2003.- 336 с.
- Степанов А.Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике. — СПб.: Политехника, 2005. — 229 с.
- Степанов А.Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике. СПб.: Политехника, 2005. — 229 с.
- Степанов А.Г. Методология формирования содержания обучения информатике студентов экономических специальностей на основе объектно ориентированного подхода. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М.: 2005, — 298 с.
- Строгалов А.С. Компьютерные обучающие системы: некоторые проблемы их разработок. // Вузовская подготовка в информационном обществе. М.: РГГУ, 1998, — С. 68 -72.
- Строгалов А.С., Шеховцов С. Г. Мышление, язык и интеллектуальное образование //Интеллектуальные системы. Т. 3. Вып. 3−4. 1998.-С. 5−50.
- Стюарт Рассел, Питер Норвиг. Искусственный интеллект: современный подход, 2-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006.-1408 с.
- Сухомлин В.А. Подход к разработке требований к минимальному объему знаний по разделу «Информатика» (информационные технологии) для непрофильных направлений и специальностей.
- Актуальные проблемы информатики в современном российском образовании: Первое Всероссийское совещание ПМС по информатике при Министерстве образования и науки РФ: Москва, 26 июня 2004 г.: Труды. //Отв. Ред. Ю.И.
- Журавлев, В.В. Тихомиров. М.: Издательский отдел Факультета ВМиК МГУ им М. В. Ломоносова, 2004.- С. 213−230.
- Талызина Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу // Советская педагогика. 1985. № 12.- С. 34—38.
- Тарханов Т.С. Представление знаний в динамических базах знаний для предметных областей со сложной структурой // Труды конференции КИИ 2000 по искусственному интеллекту. Переславль — Залесский, 2000. -С. 56−61.
- Тарханов Т.С. Архитектура и ядро комплекса инструментальных программных средств для создания динамических интеллектуальных систем. Программные продукты и системы, 2003, № 2.- С. 9 13.
- Титарев Д.Л., Петрик Е. А., Ильченко О. А., Феданов А. Н. Технологии и методики образовательных ресурсов // Материалы Всероссийской конференции «Технологические стандарты в образовании». Москва 2324 апреля 2003 / Изд-во МЭСИ, 2003.- С. 329−392.
- Финн В.К. Индуктивные модели // Представление знаний в человеко-машинных и робототехнических системах. М.: ВИНИТИ. 1984.- С. 5876.
- Франклин Д., Паттон Б. Анимация в Интернете. С.-Петербург: Символ-Плюс, 2000. 464 с.
- Фридман A.JI. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. М.: Фин. и стат., 2000. 192 с.
- Фридман JI.M. Методика обучения решению математических задач // Математика в школе. 1991, № 5. С. 59 66.
- Фридман JI.M., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: беседы о решении математических задач. М.: Просвещение, 1979.-160 с.
- Чириков С. В., Тузовский А. Ф., Ямпольский В. 3. Семантические порталы организации. // «Itech интеллектуальные технологии». -2005. — № 2 — Томск, Из — во ЗАО «ЭлеСи», С. 78 — 81.
- Чириков С. В. Стратегия и модели управления знаниями в IT -компании. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд.техн. наук. Томск, 2006. 23 с.
- Чириков С. В., Тузовский А. Ф. Поддержка работы экспертов в системах управлениями знаниями. // «Itech интеллектуальные технологии «. — 2005. — № 1 — Томск, Из — во ЗАО «ЭлеСи», С. 78 — 81.
- Шафрин Ю. А. Учебник. IBM PC. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 536 с.
- Шихнабиева Т.Ш. Анализ процедур контроля и диагностики состояний сложных систем и процесса обучения // Материалы межвузовской конференции. Махачкала, 1987.- С. 56.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование семантических моделей при профессиональной подготовке учителей // Тезисы X Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 1997.-С. 196.
- Шихнабиева Т.Ш. Системный подход к изучению схемотехнических основ информатики. Материалы межвузовской конференции. Махачкала, 1995.- С. 92.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование семантических сетей для моделирования процесса обучения // Материалы межвузовской конференции. Махачкала, 1995.- С. 63.
- Шихнабиева Т.Ш., Курбанмагомедов К. Д. Бинарные семантические модели процесса обучения и распознавания //Материалы межвузовской конференции. Махачкала, 1996. С. 113 — 115.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование информационных технологий при профессиональной подготовке учителей. Тезисы IX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 1996. С. 96.
- Шихнабиева Т.Ш., Курбанмагомедов К. Д. К вопросу использования семантических сетей для моделирования процесса обучения и распознавания, Деп. в ВИНИТИ. М.: 1997. 15 с.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование семантических моделей как средство активизации учебно-познавательной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 1997.- С. 66 69.
- Шихнабиева Т.Ш., Луканкин Г. Л. Применение технологий компьютерного обучения (ТКО) в педвузе // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Алматинского государственного университета им. Абая. 1998.-С. 123 127.
- Шихнабиева Т.Щ. Использование компьютерных семантических сетей при профессиональной подготовке учителей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 1998.- С. 156−157.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование сетевых моделей при дистанционной форме обучения // Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников. Махачкала, ДГПУ, 2001. С. 126.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения при подготовке учителей математики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 1999.- С. 123.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.: 1999.- 166 с.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование ТКО при подготовке будущих учителей математики // Математика в школе. 1999, № 3.- С. 89.
- Шихнабиева Т.Ш. О месте информатики в условиях многоуровневой системы обучения // Труды Международной конференции «Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах». М.: РАГС, 1999.- С. 191 -193.
- Шихнабиева Т.Ш. О некоторых вопросах подготовки современного специалиста к использованию дистанционных технологий обучения // Межвузовский сборник. Липецк. ЛГПУ, 2001. Вып.4. Т. 2.
- Шихнабиева Т.Ш. О некоторых вопросах подготовки современного специалиста к использованию дистанционных технологий обучения // Межвузовский сборник. Липецк: ЛГПУ, 2001, Вып.4. Т.2. С. 56 58.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование ИТ для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей // Труды
- Межвузовской научно-методической конференции «VIII Рязанские педагогические чтения». Рязань, 2001. С-. 179−181.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование сетевых моделей при дистанционной форме обучения // Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников. Махачкала, ДГПУ, 2001.- С. 156 158.
- Шихнабиева Т.Ш. Одна из моделей процесса обучения по дистанционной форме // Труды Международной юбилейной конференции МПУ. М.: 2001.- С. 123.
- Шихнабиева Т.Ш., Османова И. М. О воспитании творческой и духовно богатой личности при обучении математике // Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Вологда. 2001.- С.123 125.
- Шихнабиева Т.Ш., Османова И. М. Использование информационных технологий при подготовке будущих учителей математики // Труды XXI Всероссийского семинара преподавателей университетов и педагогических вузов. С Пб, 2002.- С. 202 — 203.
- Шихнабиева Т.Ш., Османова И. М. Формирование коммуникативных умений будущего учителя математики // Труды XXI Всероссийского семинара преподавателей университетов и педагогических вузов. С-Пб, 2002.- С. 204 206.
- Шихнабиева Т.Ш. Технология и методика дистанционного обучения // Открытое образование. 2005, № 10.- С. 201 202.
- Шихнабиева Т.Ш. Семантические модели как один из способов представления учебной информации при дистанционной форме обучения // Сборник научных трудов. Серия: Наука-образованию. М. Вып. I. 2005,-С.20 -21.
- Шихнабиева Т.Ш. О вопросах методики подготовки специалистов по дистанционной форме обучения. Материалы научно-практической конференции «XX лет школьной информатике». Нижний Новгород, 2006.- С. 156- 159.
- Шихнабиева Т.Ш. Адаптивные семантические модели в обучении информатике // Материалы XVIII Международной Интернет -конференции молодых ученых и студентов (МИКМУС 2006). ИМАШ РАН, М. 2006.-С. 162.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей в обучении II Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». ИТО-Черноземье-2006. Курск, 2006.
- Шихнабиева Т.Ш. Модели представления знаний при обучении информатике // Материалы научно-практической конференции «ДагИТО». Махачкала, 2005.- С. 39 41.
- Шихнабиева Т.Ш. Модели процесса обучения сельских школьников // Педагогическая информатика. 2006. № 4.- С. 88 92.
- Шихнабиева Т.Ш. Некоторые вопросы методики подготовки специалистов по дистанционной форме обучения // Материалы международной научно-практической и отчетно-выборной конференции «Информатизация образования-2005». Елец. 2005.- С. 189 -190.
- Шихнабиева Т.Ш. О необходимости модульного представления и структуризации знаний в системе обучения информатике // Материалы республиканской научно-практической конференции «ДагИТ2 006». Махачкала, 2006. С. 43 — 52.
- Шихнабиева Т.Ш. О методологии структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических образовательных моделей // Педагогическая информатика. 2007, № 2.- С. 86−93.
- Шихнабиева Т.Ш. О некоторых вопросах повышения квалификации сельских учителей в области информатики // Материалы Всероссийского симпозиума «Информатизация сельских школ, Анапа, 2005.- С. 235 236.
- Шихнабиева Т.Ш. О некоторых вопросах разработки электронных образовательных средств для учителей информатики // Материалы Всероссийского симпозиума «Информатизация сельских школ». Анапа, 2006.- С. 223−225.
- Шихнабиева Т.Ш. О некоторых направлениях использования адаптивных семантических моделей при обучении информатике // Материалы Международной научно-практической конференции «ИТО 2007». Калуга, 2007.- С. 233 — 239.
- Шихнабиева Т.Ш. О подготовке будущих учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. //Материалы научно-практической конференции «ДагИТО-2007». Махачкала, 2007.- С. 9 16.
- Шихнабиева Т.Ш. О необходимости структуризации знаний в системах обучения информатике // Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, Московская область, 2007. -С. 156 157.
- Шихнабиева Т.Ш. О необходимости структуризации знаний в системах обучения // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008.- С.97 103.
- Шихнабиева Т.Ш. Методология и методика представления и контроля знаний на основе адаптивных семантических моделей //Монография. Махачкала: ДГПУ, 2008.- 140 с.
- Шихнабиева Т.Ш. О семантическом подходе к представлению процесса обучения по дистанционной форме // Вестник МГОУ. М. Т. I. 2006.-С. 164.
- Шихнабиева Т.Ш. О структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических образовательных моделей // Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2007». Т. 1.- С. 77−83.
- Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2007». Т. 1.- С. 77 83.
- Шихнабиева Т.Ш. О структуризации знаний в системах обучения информатике. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2007. Ч. II.- С. 148 155.
- Шихнабиева Т.Ш. Методика формирования знаний по информатике в обучающей системе «КАСПИИ» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2008. С. 125 — 128.
- Шихнабиева Т.Ш. Об эффективности представления знаний в виде адаптивных семантических образовательных моделей // Материалы конференции МГГУ, 2007.- С. 123 -129.
- Шихнабиева Т.Ш. Об использовании семантических моделей в обучении и контроле знаний по информатике // Материалы XVII Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2007), М., С. 135- 139.
- Шихнабиева Т.Ш. Один из способов представления учебной информации при дистанционной форме обучения // Вестник МГОУ. М. Т. 7. 2005.- С.195 196.
- Шихнабиева Т.Ш. Применение адаптивных семантических моделей в обучении математике и информатике.// Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», Тула, 2007. С. 123 -129.
- Шихнабиева Т.Ш. Семантическая структуризация познавательных задач в системах «Человек-ЭВМ» // Материалы научно-практической конференции «ДагИТО-2006». Махачкала, 2006.- С.ЗЗ.
- Шихнабиева Т.Ш. Смешанные технологии подготовки учителей информатики с использованием семантических адаптивных образовательных моделей // Труды Всероссийского научно-методического симпозиума «СКО — 2007». С. 103−105.
- Шихнабиева Т.Ш. Т.Ш.Шихнабиева. Модели процесса обучения сельских школьников // Педагогическая информатика. 2006. № 4. С. 88 — 92.
- Шихнабиева Т.Ш. О семантическом подходе к представлению процесса обучения по дистанционной форме. Вестник МГОУ, том1 (18). М.: Изд-во МГОУ, 2006.- С. 164.
- Шихнабиева. Т.Ш. Методология структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических моделей // Педагогическая информатика. 2007. № 2.- С. 58 -63.
- Шихнабиева. Т.Ш. Методология и методика представления и контроля знаний на основе адаптивных семантических моделей. Монография.- Махачкала, ДГПУ, 2008. 140 с.
- Шихнабиева. Т.Ш. О методологии и методике представления и контроля знаний на основе адаптивных семантических моделей. Вестник МГОУ № 3, 2008. С. 204 — 213.
- Шихнабиева Т.Ш. Методика формирования знаний по информатике в автоматизированной обучающей системе КАСПИИ // Материалы Всероссийской научно — практической конференции «Информатизация образования». Славянск — на — Кубани, 2008.- С. 120 — 125.
- Шихнабиева Т.Ш. Использование адаптивных семантических моделей для представления и контроля знаний и оценка его эффективности на примере педагогической информатики // Вестник МГОУ, № 4. 2008. С. 186 — 198.
- Гусейнова Н.О., Шихнабиева Т. Ш., Булаева Н. М. Разработка экспертной системы экологического мониторинга Республики Дагестан с использованием адаптивных семантических моделей // Юг России. 2008. Махачкала. № 8. С. 63 71.
- Шихнабиева Т.Ш. О функциональных возможностях автоматизированной обучающей системы КАСПИИ // Материалы Всероссийской научно — практической конференции
- Информационные технологии в образовании», Нижневартовск, 2008.-С. 98−107.
- Шихнабиева Т.Ш., Булаева Н. М. Гусейнова Н.О., Об использовании адаптивных семантических моделей в экологическом образовании // Юг России. 2008. Махачкала. № 8. С. 96 103.
- Шихнабиева Т. Ш. Шихнабиева Т.Ш., Булаева Н. М., Гусейнова Н. О. Разработка экспертной системы экологического мониторинга Республики Дагестан с использованием адаптивных семантических моделей // Юг России. 2008. Махачкала. № 8. С. 96 103.
- Шихнабиева Т.Ш. О представлении и контроле знаний в автоматизированных обучающих системах // Информатика и образование, № 10, 2008. С. 55 — 59.
- Шихнабиева Т.Ш. Методическое пособие для преподавателей информатики «Методика создания и использования адаптивных семантических моделей в области информатики». Махачкала, 2008. -32 с.
- Шуклин Д.Е. / Метамодели семантических нейронных сетей / Интернет публикация: http://www.membrana.ru/articles/readers/2004/12/17/222 900.html.
- Шуклин Д.Е. / Cerebrum: Сетевая объектно-ориентированная система управления базой знаний / Интернет публикация: http://www.shuklin.com/ai/ht/ru/cerebrum/.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: ., 1978. 304 с.
- Эшби У. Росс. Введение в кибернетику. М.: ИЛ, 1959.- 339 с.
- Aikins J.S. Prototypical knowledge for expert systems // Artiflcatial Intelligence. 1983. V. 20. P. 163−210.
- Andrei Broder, Ravi Kumar, Farzin Maghoul, Prabhakar Raghavan, Sridhar Rajagopalan, Raymie Stata, Andrew Tomkins, Janet Wiener. Graph structure in the web (http: // www.elmaden.ibm/cs/www9/final/).
- Baroudi Bloor International, Inc. / The Failure of Relational Database, The Rise of Object Technology and the Need for the Hybrid Database / Internet publication: http://www.intersystems.com/cache/technology/whitepapers/baroudi bloor. pdf.
- Chirikov S.V., Tusovsky A. F., Yampolsky V. Z., Ontological Rnowledge Management System Development // Proc. Of the KORUS' 2003 Novosibirsk. 2005.- P. 213 — 216.
- Duda R.O. Subjectiv Bayesian methods for rule-based system // Proceedings of the AFIPS, 1976, National Computer Conference. V. 45. P. 1075−1082.
- Duda R.O., Gaschnig J.G. Knowledge-based exspert systems come of age // BYTE. -1981. V. 6. № 9. P. 238 281.
- Erman L.O. The design and an example use of HEARSAY-HI // The Seventh International Joint Conference ob Artificial Intelligence. Vancouver: University of British Columbia, 1981. P. 409 415.
- Gennady S.Osipov. Dynamics in Semiotics. Proceedings of the IEEE International Conference on Integration of Knowledge Intensive Multi-agent Systems (KIMAS 03). Cambridge, MA, 2003, pp.653−658.
- Gianna M, Del Corso, Antonio Gull, Francesco Romani. Ranking a Stream of News. In Processing of the 14 th International Wold Wide Web Conference, 2005 (www2005.org/cdrom/docs/p9.pdf).
- Greiner R., Lenat D. A representation hmguage // The first national conference on Artificial Intelligence. Stanford: Stanford University Press, 1980. P. 165- 169.
- Khachumov V.M.Bit-Parallel Structures for Image Processing and Analysis Pattern Recognition and Image Analysis MAIK «Nauka/Interperiodica», vol.13 No 4, 2003, pp.633−639.
- Minsky M. A framework for representation knowledge // Psychology computervision. New York: McGraw-Hill, 1975. Русский перевод. Психология машинного зрения. М.: Мир, 1978.
- Newell A. The Knowledge level // Artifical Intelligence. 1982. Vol. 1, № 5.
- Robinson J.A. A machine-oriented logic based on resolution principle. Journal of the ACM, 1965. V. 12. № 1. P. 23 41. Русский перевод. Кибернетический сборник. Новая серия. М.: Мир, 1970.
- Singh I. The Computer asisted test consruction and making sustem (CATCAMS) //Edication Technology. April 1979. P. 46- 48.
- Tim Berners Lee, James Hendler, Ora Lassila. The Semantic Web // Scientific American. May 2001. (http://www.sciam. com/ article, cfm.
- Tim Berners-Lee, James Hendler, Ora Lassila. The Semantic Web // Scientific American. 2001. P. 39.
- Zaden LA. Fuzzy sets // Information and Control. V. 8. P. 338 353.