Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Средства массовой информации как фактор формирования культуры здоровья молодежи: на материалах Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Систематизированные в диссертации материалы и сформулированные в ней выводы представлены в выступлениях на следующих научных конференциях и симпозиумах: Международном научном симпозиуме «Культура народов Сибири: Байкальские встречи III» (Улан-Удэ, 2000) — Международном научном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Культура здоровья: понятие и сущность
    • 1. 2. Функциональные характеристики СМИ в контексте проблемы культуры здоровья
  • ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ РБ
    • 2. 1. Состояние здоровья молодежи РБ на современном этапе
    • 2. 2. Эффективность использования средств массовой информации в пропаганде культуры здоровья молодежи
      • 2. 3. 0. птимизация деятельности средств массовой информации по формированию культуры здоровья

Средства массовой информации как фактор формирования культуры здоровья молодежи: на материалах Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Любой исторический тип культуры, по мнению многих современных исследователей, предстает в конкретной своей форме как неразрывное единство двух составляющих — актуальной культуры и культуры наследуемой, ретроспективной, называемой в ряде современных исследовательских работ «культурной памятью». Под актуальной понимается та часть культуры, которая функционирует в данном обществе непосредственно, выражаясь в повседневных проявлениях — культуре труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой систему знаний, умений и навыков, не участвующих напрямую в процессах реального воспроизводства общественной жизни, но составляющих фонд отложенных, не стертых прогрессом паттернов, лежащих в основе актуального уровня ее развития. К таким глубинным образованиям, фиксирующим определенную часть накопленного исторического опыта человеческой жизнедеятельности, следует отнести систему знаний о культуре здоровья. [56].

Культура здоровья — типологическая и к настоящему времени определенным образом институализированная форма существования культуры, исторически развиваемая в направлении профессионализации и индустриализации деятельности по сохранению биосоциальной популяции человечества. Относительно автономными субинститутами этой деятельности в современном российском обществе являются: сложившаяся государственная система здравоохранения, органы санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора, врачебные и фармацевтические практики поддержания здоровья, отрасли наукоемких производств, разрабатывающих альтернативные медицинские технологии, учреждения, функционирующие в целях сохранения удовлетворительного физического и психического состояния людей разного возраста (физическая культура, физическая рекреация, службы психологической разгрузки), образовательные и воспитательные стандарты, локальные системы знаний, освоившие методики немедикаментозного восстановления здоровья человека и т. п. К специфическим субстратам культуры здоровья относятся также идеологические доктрины или дискурсы, с тех или иных позиций обосновывающие ценностный статус человеческого здоровья и приводящие к порядку взаимодействие не сводимых друг к другу биологически-обусловленных (природных) и надбиологических (культурных) норм человеческой жизнедеятельности.

Заданная культурной традицией функция сохранения и «индустриальный» характер институализации в известной степени предопределяют консервативность принципов, методов и методик, используемых современной российской системой здравоохранения для презентации идей здоровьесбережения. Созданные в период становления «социалистической государственности» с опорой на ценностные системы «стабильных» эпох, эти деятельностные комплексы сегодня вступают в явное противоречие с бурно развивающейся информационной индустрией, формально и содержательно не согласуются с принципами научно, технически и технологически поддержанного поиска, характеризующего общество постиндустриального типа. Опираясь на корпоративные стандарты, они продолжают обрабатывать актуальную информацию по традиционной схеме «запрет — предписание», предпочитают тактическое целеполагание стратегическому, в принципе не ориентируются на разработку каналов «обратной связи». Поэтому действующие методики воспроизводства культурных образцов здоровьесбережения являются малоэффективнымиресурсы профильных служб российской системы здравоохранения, в частности, профилактической и пропагандистской, в зоне их активности осваиваются лишь частично.

По перечисленным причинам вне прямого контакта с идеями здоровьесбережения остается одна из наименее защищенных и наиболее чувствительных к социальным переменам групп российского обществамолодежь. Молодое поколение страны, принявшее «на себя» основные вызовы и угрозы переходного периода, живущее в атмосфере «бесконечного стресса», почти непроизвольно усваивает схемы психопатического поведения, настроенного на сопротивление любым попыткам внешней регламентации и декларативно отстаивающего право «жить не по правилам». О том, что избираемые способы реализации этого права все чаще пересекают границу безопасного существования как самих молодых людей, так и их окружения, свидетельствуют данные официальной, в том числе, медицинской статистики.

Здоровье молодежи, взятое целиком, в выстроенной иерархии ценностных ориентиров — конкретная и пока еще не нашедшая оптимальных путей разрешения проблема современного российского общества. Ее актуальная концептуальная разработка стимулирована политическими кругами России, всерьез обеспокоенными внутренне растущими угрозами безопасности страны. Однако, проблема здоровья молодежи требует не только политической, но и культурной институализации: современные исследования доказывают, что весьма значительная часть ее содержания имеет явное социокультурное происхождение.

Разворот российской системы здравоохранения и ее структурных подразделений в сторону гуманитарного варианта концептуализации проблемы здоровья существенно корректирует принципы, методы и методики презентации идей здоровьесбережения. Этот выбор «выталкивает» трансляционные комплексы академического здравоохранения в пространство актуальной культуры и стимулирует поиск универсальных «проводников» культурно значимой информации. Согласно данным социологии культуры, комплексом необходимых и универсальных функциональных характеристик в современном, информационно отстроенном мире обладают только СМИ.

Современная культурология выделяет средства массовой информации в один из ресурсоемких и стабильно развивающихся социокультурных институтов, обладающих мощным потенциалом позитивного преобразования социальной действительности. Ресурсы СМИ сегодня могут быть эффективно использованы в деле решения самых актуальных проблем современности, в том числе, требующих применения комплексных мер по формированию и институализации культуры здоровья российской молодежи.

Степень разработанности темы исследования. Анализ существующих научных исследований, так или иначе рассматривающих роль средств массовой информации в деле формирования культуры здоровья молодежи, показал почти полное отсутствие теоретического внимания к этой проблеме.

Проблема культуры здоровья в современной гуманитарной науке, однако, получила свое теоретическое осмысление. В разработку подходов к ее разрешению большой вклад внесли А. И. Арнольдов [12], П. С. Гуревич [56], Г. В. Драч [71], Э. С. Маркарян [133], А. А. Пелипенко [150], А. Я. Флиер [204].

Антропологическим аспектом этой проблемы занимались В. М. Димов [69], Л. А. Зеленов [82], В. П. Казначеев [95], В. Л. Кургузов [121], А. И. Суббето [187]. В становлении мировоззренческого статуса проблемы культуры здоровья участвовали Н. М. Амосов [8], Г. Л. Апанасенко [11], И. П. Березин [20], И. И. Брехман [27], В. Г. Запорожченко [78], В. В. Колбанов [106], А. Г. Щедрина [217,218] и другие.

Синергетическая парадигма развития культуры, включающая в качестве составляющей проблему сбережения духовного и физического потенциала человека, представлена работами К. Х Делокарова [65], B.C. Егорова [75], И. Р. Пригожина [155].

Общетеоретические вопросы коммуникации систематизированы зарубежными и отечественными учеными В. М. Березиным [20], П. Вацлавиком [34] М. С. Каганом [94], А. В. Соколовым [180], Л. Н. Федотовой [201] и другими.

Общие вопросы возникновения и функционирования информационного общества рассмотрены в работах известных зарубежных исследователей Д. Белла [16]? Дж. К. Гэлбрейта [61] П. Дриккера [74], А. Моля[140], Э. Тоффлера [195].

В отечественной научной литературе социокультурные аспекты и общие принципы развития информационного общества проанализированы в трудах Р. Н. Абрамова [2], И. Ю. Алексеевой [7], Г. Т. Артамонова [14], Я. Н. Засурского [79] В. Л. Иноземцева [89], В.Н. КостюкА [111], Б. В. Кристального [114], Ю.А. Нис-невич [145], А. И. Ракитова [161], Г. Л. Смоляна [176], Л. Г. Белова [17] и других.

Проблемы информатизации, компьютеризации в современном обществе раскрыты в исследованиях Р. Ф. Абдеева [1], И. П. Вашекина [35], Р. Джонстона [66], Д. В. Иванова [85], М. Б. Игнатьева [86], Б. И. Козлова [103], А. В. Лебедева [124], И.В. Мелик-Гайказяна [136], А. Д. Урсула [198]. Большое значение имеют также работы, в которых анализируются особенности коммуникации человека и компьютера.

О роли средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни писали П. Бурдье [31], В. Ю. Борев [24], Е. Л. Вартанова [33], А. А. Грабельников [53], М. М. Назаров [143]. Специфику и потенциал масс-медиа XXI века рассматривали в своих трудах Л. Ю. Гермогенова [47], И. М. Дзялошинский [67], Т. В. Науменко [144], Г. Л. Смолян [176] и др.

Разработки в области межкультурной и межличностной коммуникации, рассмотренной в общетеоретическом и прикладном аспектах, принадлежат доктору культурологии, профессору В. Л. Кургузову [120]. Особенный интерес для настоящего исследования представляет его интерпретация Бурятии как «контактной зоны» межкультурного диалога Востока и Запада.

Деятельность СМИ Республики Бурятия в различных ракурсах анализировали И. С. Болдонова [22], Е. А. Голубев [50], Э. Д. Дагбаев [64], М. В. Малошик [132], и др.

Однако, отсутствие комплексных исследований по заявленной проблеме и сохраняющаяся социокультурная значимость ее подробной разработки дают возможность утверждать, что проделанная в диссертации работа актуальна и своевременна.

Объектом диссертационного исследования является культура здоровья как культурная ценность и исторически отстроенный эталон культурного поведения.

Предметом исследования в диссертации выступает деятельность средств массовой информации по формированию культуры здоровья молодежи.

Целью работы является изучение возможностей использования потенциала средств массовой информации по формированию культуры здоровья молодежи. Для достижения этой цели в диссертации поставлены следующие задачи:

— проанализировать культурологические интерпретации понятия «культура здоровья»;

— систематизировать функциональные характеристики средств массовой информации и классифицировать их согласно заявленной цели;

— обобщить результаты эмпирических исследований, выявляющих общий уровень состояния здоровья молодежи Республики Бурятия;

— определить границы эффективности и сравнительно сопоставить объемы пропагандистских ресурсов средств массовой информации Республики Бурятия;

— описать накопленный опыт по оптимизации деятельности средств массовой информации в деле формирования культуры здоровья молодежи.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных философов, антропологов, социологов, историков и культурологов, считающих культуру здоровья ключевым фактором развития культуры: М. Вебера [36], Н. М. Визитея [39], В. М. Выдрана [44], М. С. Кагана [94], Б. Малиновского [131], Э. С. Маркаряна [133], Л. Уайта [196] и др. Теоретические положения этих ученых являются универсальными и используются для описания/объяснения всех культуроформирующих феноменов. Комплекс принятых в настоящей работе утверждений включает в себя следующие: культура как самоорганизующая системакультура здоровья как социокультурный артефакт;

Эмпирическую базу исследования образуют пакеты документов, изданные Министерством здравоохранения и Правительством Российской Федерации, статистические данные министерств и ведомств Республики Бурятии, результаты социологического обследования молодежи, проведенного с участием автора в 2002 — 2006 гг., материалы республиканских СМИ за рассматриваемый период.

Методология диссертационного исследования строится на комплексном использовании методов философии культуры, философской, социальной, частично — педагогической антропологии, социологии культуры и их системодеятельностного (в частности, — акционального) обобщения.

Философский подход корректирует общие аспекты исследовательской позиции в направлении целостного познания культуры и формирующих ее феноменов путем раскрытия их сущности и нахождения базовых закономерностей функционирования и развития.

Антропологическая методология задает параметры непосредственного, «полевого» изучения фактов жизнедеятельности определенных социальных групп и сложившихся социокультурных институтов, ориентирует на выявление их общих черт с помощью наблюдения, позволяет рассматривать культуру как способ регулирования общих и индивидуальных потребностей, как форму социально наследуемого и научаемого поведения людей.

Социологические методы исследования выводят к определению и классификации основных социальных функций сложившихся культурных институтов, стабилизированных в формах реализации социокультурной памяти общества, в принципах, методах и методиках трансляции социального опыта, в задаваемых и/или избираемых способах социализации личности, в институциональных или «латентно» проявляемых аспектах культурной деятельности.

Научная новизна определяется, прежде всего, спецификой позиционирования автора и ракурсом постановки проблемы исследования. Рассмотрение средств массовой информации как фактора формирования культуры здоровья молодежи Республики Бурятия предпринимается впервые. Программное моделирование деятельности республиканских СМИ по пропаганде здорового образа жизни представляет собой новое направление в разрешении одной из актуальных проблем современности. Положения, выносимые на защиту:

1. Культура здоровья является актуальной ценностью формирующегося информационного общества и сложноорганизованным проблемным объектом современной социокультурной действительности;

2. Развернутый комплекс функциональных характеристик позволяет использовать средства массовой информации в роли фактора формирования культуры здоровья молодежи;

3. Социометрические срезы состояния здоровья молодежи Республики Бурятия свидетельствуют о неблагополучной ситуации и требуют разработки адекватных мер по разрешению развивающегося кризиса;

4. Для эффективной работы со средствами массовой информации необходимо кардинальное преобразование принципов, методов и методик презентации идей здоровьесбережения;

5. При правильно и точно организованной работе средства массовой информации способны в полной мере выполнить работу по социокультурной коррекции существующих в молодежной среде отклонений и обеспечить позитивное преобразование социальной действительности.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в следующем:

— уточнена теоретико-методологическая основа актуального преобразования деятельностных комплексов, используемых профильными службами государственной системы здравоохранения для профилактики и пропаганды идей здоровьесбережения;

— обоснована актуальность внедрения 1уманитарного ракурса концептуализации проблемы здоровья в институализованную практику здоровьесбережения;

— систематизированы функциональные характеристики средств массовой информации в направлении их использования в деле пропаганды идей здоровьесбережения, в частности, в молодежной среде;

— собрана база данных, детально характеризующих культурные и коммуникационные предпочтения молодежи Республики Бурятия;

— рассмотрены условия, обеспечивающие преобразование средств массовой информации в агентов трансляции идей здоровьесбережения, в эффективный инструмент коррекции существующих в молодежной среде отклонений от норм здорового образа жизни.

Практическая значимость проведенной работы заключается в использовании полученных выводов для разработки научно-обоснованных рекомендаций, для подготовки и реализации социокультурных проектов и программ, пропагандирующих здоровый образ жизнидля оптимизации деятельности средств массовой информации в Республике Бурятия. Возможно применение достигнутых результатов в учебном процессе, в подготовке и переподготовке кадров для СМИ и системы здравоохранения, в повышении квалификации специалистов и управленцев.

Апробация результатов исследования. Систематизированные в диссертации материалы и сформулированные в ней выводы представлены в выступлениях на следующих научных конференциях и симпозиумах: Международном научном симпозиуме «Культура народов Сибири: Байкальские встречи III» (Улан-Удэ, 2000) — Международном научном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур: Байкальские встречи IV» (Улан-Удэ, 2003) — Международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века: Байкальские встречи V» (Улан-Удэ, 2005) — Международной научной конференции «Актуальные методологические проблемы культурологии» (Улан-Батор, 2005) — Международной научно-практической конференции АРВМ КНР и Республики Бурятия (КНР, Манчжурия, 2007) — Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура» (Улан-Удэ, 2000) — Региональной научно-практической конференции «Проблемы воспитания на рубеже веков» (Улан-Удэ, 2000) — Региональной научной конференции «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2003) — Научно-практической конференции «80-летие службы медицинской профилактики» (Улан-Удэ, 2004). Формами внедрения результатов исследования являются подготовленные к эфиру авторские ТВ-передачи: п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В самом широком смысле культура является системой отношений между человеком и миром. Современные культурологические исследования предлагают считать культуру сложной самоорганизующейся системой, развитие которой обусловлено разнообразием видов человеческой деятельности. К основным свойствам этой системы относятся:

— целостность, подразумевающая рассмотрение не отдельных изолированных элементов, а их совокупности;

— наличие взаимосвязей и отношений между элементами системы;

— противопоставление системы всем объектам, не входящим в нее;

— наличие системообразующих факторов, придающих системе упорядоченность и устойчивость;

— интерактивность, проявляющаяся при взаимодействии элементов системы;

— иерархичность и пропорциональная соподчиненность всех образующих элементов.

Для культуры, как системы характерно наличие материальных и духовных ценностей, упорядоченных относительно определенного идеала. Культура служит как трансляции социального опыта, так и социализации личности, благодаря которой у каждого индивидуума формируется своя сетка ценностных представлений, объединяющая все известные человеку смыслы, идеи, понятия. Комплекс мировоззренческих детерминант современности, имеющих как общие черты для данной общности людей (нации, субкультуры), так и индивидуальные отличия, формируется в сложных «переходных» условиях, характеризуемых столкновением глобальных противоречий.

Формирующаяся культура информационного общества строится на основе обработки и передачи информации с помощью технических средств. Ядро трансформаций, в условиях которых существует современный мир, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. Информационные технологии определяют ситуацию развития актуальной культуры и в еще большей мере ориентируются на культурные процессы будущего.

Средства массовой информации являются продуктом развития информационной цивилизации и одним из системообразующих элементов культуры информационного общества. С середины XX века отечественная и зарубежная культурология совместно со смежными отраслями научного и прикладного знания рассматривает средства массовой информации как полифункциональное и поливекторное целое, способное эффективно развернуться в совершенно разных сферах актуальной человеческой деятельности. Весьма уверенно культурологи и социологи называют СМИ одним из генеральных факторов развития информационного общества, имеющим мощный трансформационный и миротворческий потенциал. Рассмотрение и анализ функций этого генеративного «агента» современной социальной действительности — важнейший момент в построении ее теории. Процессы, происходящие в каждом из образующих ее субинститутов, определяются и, в свою очередь, определяют то, что может и должно быть реализовано в более широкой перспективе, в более объемном социокультурном и историческом целом.

Глобальным противоречием современности следует считать оппозицию «технического» и «природного» способов мировидения, проявившуюся на рубеже XX — XXI веков. Эта оппозиция в ряде культурологических исследований позиционируется как противопоставление «цивилизационного» и «культурного» человека, разделенного на части не во внешних полях своей жизнедеятельности, но в глубинах «внутренней» жизни его духа. Такое разделение «нагружено» психологически, что негативно сказывается на бытии традиционных социокультурных институтов, на протяжении тысячелетий обеспечивавших трансляцию культурного наследия. К таким институтам следует отнести институт здоровьесбережения или, иначе, институт культуры здоровья.

Культура здоровья является актуальной ценностью формирующегося информационного общества и сложноорганизованным проблемным объектом современной социокультурной действительности. Его научное изучение обусловлено нарушением экологического равновесия, загрязнением окружающей среды, появление «экогенных» и «социальных» болезней. Хронический психоэмоциональный стресс, ставший неотъемлемой частью техногенной цивилизации, привел к росту сердечно сосудистых нарушений, появлению «синдрома хронической усталости», к широкому распространению психоневрологических и психосоматических заболеваний, в частности, в молодежной среде.

Мощь человека, вооружившегося современной техникой и противопоставившего себя природе, обернулась против него самого. Поиски ошибок техногенного мировоззрения способствовали развитию новой цивилизационной парадигмы. В связи с проблемой самосохранения и выживания человечества в техногенном обществе, стали вновь актуальными идеи антропокосмизма, уходящие корнями в философию античных времен. Она рассматривала природу как идеал гармонии, а человека как часть природы (микрокосм), в которой сфокусированы все космические законы.

Переход человечества от техногенного развития к ноосферному развитию как духовно-нравственному пути представляется одним из условий формирования культуры здоровья личности. Решение проблемы перехода к ноосферному мышлению должно начинаться с постановки вопроса о духовно-нравственном, ценностном и ответственном отношении человека к самому себе, к своему здоровью, так как нельзя относиться нравственно, ценностно, ответственно к окружающей среде: к природе, к обществу, к другим людям, если при этом относишься безнравственно и безответственно к самому себе.

Процесс овладения культурой здоровья происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того, чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

Переосмысление культурного наследия, придание нового смысла привычным для россиян традициям, синтезирующим лучшие национальные обычаи здоровьесбережения с учетом уровня развития цивилизации, создание нового в области практики оздоровления должно быть соотнесено сегодня с проблемами подрастающего поколения. Культура здоровья — это составная часть мировоззренческой позиции молодого человека, проявлениями которой должны стать здоровьетворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение.

Исследования условий, обеспечивающих трансляцию социокультурных ценностей и формирующих культуру здоровья молодежи, показало, что главным фактором в деле актуализации необходимых для полноценной жизни молодых людей идеалов выступает социальная среда. От ее правильного моделирования во многом зависит дальнейшее повышение культуры здоровья человека. Реализация этой сложной задачи в первую очередь зависит от успешности установления деловых, творческих контактов всех социальных институтов, государственных учреждений и ведомств, отслеживающих проблематику здорового образа жизни молодежи, со средствами массовой информации.

Проблема формирования культуры здоровья молодежи и подростков связана с определенными тенденциями и особенностями развития определенного региона, с социально-экономическими и культурными задачами его развития.

Настоящее исследование показало, что при формировании культуры здоровья необходимо создание специальных информационных служб, способных выполнять функцию координатора целенаправленной деятельности всех заинтересованных в здоровьесбережении социальных институтов. Эффективность пропаганды культуры здоровья во многом зависит от качественной организации различных акций, мероприятий и своевременного отражения их в средствах массовой информации. Развернутый комплекс функциональных характеристик позволяет использовать средства массовой информации в роли активного фактора формирования культуры здоровья молодежи.

Комплексный подход к изучению сложноорганизованной проблемы, включающей в качестве компонентов традиционные и новообразованные социокультурные институты, официальные органы исполнительной власти и актуальную молодежную среду, заранее предполагал использование методологии междисциплинарного исследования. Ход работы позволил направить разработанный аппарат теоретических наук (философии, культурологии, социологии, физиологии и валеологии) на решение конкретных прикладных задач современности. Использование ресурсов СМИ как одного из наиболее технологичных продуктов цивилизационного развития для повторного обоснования ценностей естественного, природного мира следует считать главным креативным результатом настоящего диссертационного исследования. Разворот в сторону человека — перспективная задача современного общества, и решать ее следует нетривиальными способами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994.-335 с.
  2. Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества /Р.Н.Абрамов //Социологические исследования. 2002.- № 3.
  3. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию / Т. З. Адамьянц. — М.: Институт социологии РАН, 1999.
  4. Айдаралиев А. А Комплексная оценка функциональных резервов организма / A.A. Айдаралиев и др. Фрунзе: Илим, 1988. — 195 с.
  5. Р.И. Анатомия, физиология и гигиена человека (основные понятия) / Р. И. Айзман, Е. Б. Гельман. Новосибирск: НГПИ, 1992. — 310 с.
  6. Е.Я. Культурологические опыты / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская.- М- 1996
  7. А. А. Информатизация регионов России / A.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1990. — 118 с.
  8. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 190 с.
  9. В.А. Психогигенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни / В. А. Ананьев // Здоровый образ жизни: сб. науч. тр. -Л.: ЛенГИДУВ, 1988.
  10. Апанасенко Г. Л Здоровье: методология и методика количественной оценки / Г. Л. Апанасенко // Проблемы оценки функциональных возможностей человека и прогнозирования здоровья: тез. и докл. всесоюз. конф. М., 1985.
  11. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. 1985. — № 6.
  12. А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
  13. , А.И. Цивилизация грядущего столетия: культурологические размышления / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 1997. — 324 с.
  14. Г. Т. О концептуальной базе построения в России информационного общества / Г. Т. Артамонов и др. // Информационное общество. 1999.- Вып. 3.
  15. П.И. Проектность культуры: теоретический и методологический аспекты / П. И. Балабанов, Г. Н. Миненко. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. -262 с.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл — под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Академия, 1999.
  17. JI. Власть и пресса: Безопасность городов и доступность информации для населения / JI. Белов // Власть. 1996. — № 6. — С. 44 — 49.
  18. H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М., 1994.
  19. H.A. Человек и машина: проблема социологии и метафизики в технике / H.A. Бердяев // Вопросы философии. 1989. — № 2.
  20. И.П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев, — М.: Московский рабочий, 1989.- 221 с.
  21. М.А. Обратная связь в городском самоуправлении / М. А. Бокий, JI.B. Шапиро // СОЦИС. 1997. — № 4. — С. 130 -136.
  22. И.С. Основы теории социальной коммуникации / И. С. Болдонова.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2002. 220 с.
  23. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре / Д. Бом // Человек, 1993.- № 1.
  24. В.Ю. Культура и массовые коммуникации / В. Ю. Борев, A.B. Коваленко. -М.: Наука, 1986. 301 с.
  25. Н.Ф. О методических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения / Н. Ф. Борисенко, Т. М. Бордюк // Гигиена и санитария. 1991. -№ 11.
  26. В.А. Принципы оптимизации адаптивных систем / В. А. Бороненко. Уфа, 1991.
  27. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман. — M: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  28. И.И. За всенародное движение «Здоровый мир» / И. И. Брехман // Впервые в медицине. 1995. -№ 1.
  29. В.Б. Информационные технологии в национальном и мировом развитии / В. Б. Бритков, C.B. Дубовский // Общественные науки и современность. -2000.- № 1.
  30. Ц.Б. Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации российского общества : монография / Ц. Б. Будаева и др. Улан-Удэ, 1998. -187 с.
  31. П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье — пер. с фр. Т. В. Анисимова, Ю. В. Маркова. М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», Институт экспер. Социологии, 2002. — 160 с.
  32. Э.Н. Валеология / Э. Н. Вайнер.-М.: Флинта: Наука, 2002.-416 с.
  33. ЕЛ. Новые СМИ в России: перспективы и проблемы развития. (Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии) / ЕЛ. Вартанова. -Франкфурт, 1998.
  34. П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик — пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. — 320 с.
  35. Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение / Н. П. Вашекин, Ю. Ф. Абрамов — под ред. А. Д. Урсула. Иркутск, 1990. — 332 с.
  36. М. Работы по социалогии религии и цивилизации / М. Вебер.- М- 1996
  37. В.И. Великий синтез творческого наследия / В. И. Вернадский, Н. Д Кондратьев.-СПб, 1997
  38. И.Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002.
  39. H.H. Физическая культура и спорт как социальное явление: философские очесрки / H.H. Визитей.- Кишинев.: Штиница, 1986.
  40. Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Иностр. лит-ра, 1958. -280 с.
  41. JI.B. Применение метода экспертных оценок при формировании здорового образа жизни / JI.B. Водогреева, Н. В. Гладышева, И. В. Цыганкова // Здравоохранение Российской. Федерации. 1990. -№ 7.
  42. A.B. Россия: от информатизации к информационному обществу / A.B. Волокитный, Б. В. Кристальный, Д. С. Черешкин // Информационное общество. — 1999. — Вып. 3.
  43. В.В. Журналистика / В. В. Ворошилов.- Спб., 2000.-86 с.
  44. В.М. Понятие «физическая культура» и ее связь с общей теорией культуры / В. М. Выдрин.- СПб.: Наука, 1999.
  45. В.И. Человек жизнь — здоровье: древние и новые каноны медицины / В. И. Гарбузов. — СПб.: Комплект, 1995. — 429 с.
  46. С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личностей : дис.. канд.филос.наук / С. А. Герасимова. СПб., 2000.
  47. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л. Ю. Гермогенов. М.: Рус Партнер ЛТД, 1999. — 115 с.
  48. Глоссарий терминов, используемых в серии «Здоровье для всех». Женева: ВОЗ, 1984.-44 с.
  49. B.C. Гигиеническое обучение и воспитание населения. Методика пропаганды здорового образа жизни: учеб.-метод. пособие / B.C. Глушенко. -Витебск: Витебский мед. ин-т, 1992. 28 с.
  50. Е.А. Сибирская идентичность и Забайкальская самобытность Е.А. Голубев // Актуальные проблемы истории и культуры азиатско-тихоокеанского региона: матер, междунар. науч.-практ. конф Улан-Удэ, 2005.- С. 381−384
  51. П.П. Концепция реформирования здравоохранения в России / П. П. Горбенко // Материалы IV Национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. СПб.: Здоровый мир, 1997.
  52. A.A. История русской периодической печати (1703−2003): библиогр. справ.: в 2 т. / A.A. Грабельников. М.: Рип -Холдинг, 2004.
  53. A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: монография / A.A. Грабельников. М., 2001. -330 с.
  54. В.И. Здравоохранительная деятельность: социокультурные и методологические проблемы / В. И. Гуваков. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.- 184 с.
  55. Гуманитарные исследования в Бурятии (к 75-летию БИОНа): сб.ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 164 с.
  56. П.С. Культура как объект социально-философского анализа / П. С. Гуревич // Вопросы философии,-1984.- № 5.
  57. Гуревич П. С, Неповторимые грани культуры / П. С. Гуревич // Человек и социальная среда. М., 1992,
  58. П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Нота, 2001.
  59. С. Газета и рынок / С. Гуревич. М., 1998,
  60. X. Искусство продлевать человеческую жизнь: макробиотика / X. Гуфеланд // Время жить. СПб.: Лейла, 1996.
  61. Гэлбрейт Дж.К.Новое индустриальное общество / Дж.К. Гэлбрейт. М., 1969
  62. ДавиденкоД.Н. Валеометрия как составная часть науки об индивидуальном здоровье / Д. Н. Давиденко и др. // III нац. конгр. по профилактич. медицине и валеологии: тез. докл. СПб., 1996.
  63. Ю.Н. Культура природа — традиция / Ю.Н. Давыдов//Традиция в истории культуры. — М., 1978.
  64. Э.Д. Роль региональных СМИ в политической жизни России / Э. Д. Дагбаев // Вестн. Бурят, ун-та. Сер.5: Философия, культурология, социалогия, политология. Улан-Удэ, 1999.-Вып. 3.-С. 121−126.
  65. К.Х. Вопросы философии / К. Х Делокаров, Б. М. Шахмотов.-М.: РАГС, 2000
  66. Р. Компьютер творец / Р. Джонстон, Д. Мичи пер. с англ.- М.: Мир, 1987
  67. И.М. Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может / И. М. Дзялошинский // Техника кино и телевидения. 2000. — № 2.
  68. Н.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества / Н. М. Дзялошинский // Деловая пресса России: настоящее и будущее. -М., 1999. С. 185−227.
  69. В.М. Философия здоровья / В. М. Димов. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  70. В.А. Ритмы жизни / В. А. Доскин, H.A. Лаврентьев. М.: Медицина, 1991.-176 с.
  71. Г. В. Рождение античной философии и начало анторпологической проблематики / Г. В. Драч. М.: Гардарики, 2003.
  72. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. -М.: Наука, 1984.
  73. A.C. Человечество: информационный идеал / A.C. Дриккер // Человек.-2000.- № 1.
  74. A.C. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения / A.C. Дриккер // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. — 436 с.
  75. Егоров В. С Философия открытого мира / B.C. Егоров.- МПСИ, 2002.-320 с.
  76. Г. Б. Информация и сознание / Г. Б. Жданов // Вопросы философии. -2000.-№ И.
  77. Задачи по достижению здоровья для всех: европейская политика здравоохранения. Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1991. — 322 с.
  78. В.Т. К понятию «здоровый образ жизни» / В. Т. Запорожченко // Здоровый образ жизни: материалы междунар. конф., 12−14 декабря 1990 г.: тез. докл. Новгород, 1990. — 4.1.
  79. Я.Н. История печати : антология / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2002. — Т.1. — 419 с.
  80. Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1999. -№ 3.
  81. Здоровье школьника: сб. нормативных и методических документов. СПб.: ЦПИ, 1994.-76 с.
  82. Л.А. Методология человековедения / Л. А. Зеленов. Н. Новогород, 1991
  83. Ю.Б. Еще один взгляд на информационную революцию / Ю. Б. Зубарев // НТИ. Сер. 1: Организация и методика информ. работы. 1998. — № 7.
  84. Г. П. Проблемы развития культуры в сфере рыночной экономики / Г. П. Иванов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. 1999. — № 6. — С. 4156
  85. Д.В. Виртуализация общества /Д.В. Ивановю-// Социалогия и социальная антропология.-Спб, 1997
  86. М.Б. Микропроцессоры: системы програмированияи откладки / М. Б. Игнатьев, В. А. Темников, А.А. кочкин.- М.: Энергоатомиздат, 1985.-272 с.
  87. В.А. Концепция педагогики информационного общества / В. А. Извозчиков и др. // Наука и школа. 1999. — № 1.
  88. С.Н. История культурологии: идеи и судьбы / С. Н. Иконникова. -СПб, 1996.
  89. В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / В. Л. Иноземцев // Вопросы философии.- 1997.-№ 10.
  90. Информационная культура: библиографический указатель / сост. В. Денисова.-Кемерово, 2001. -38 с.
  91. К здоровой России: политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Приоритет основные неинфекционные заболевания // ГНИЦ профилактической медицины. -М.: Водолей, 1994. — 80 с.
  92. М.С. Морфология искусства /М.С. Каган. Л, 1972.-205 с.
  93. М.С. Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопросы философии. 1997.-№ 11.
  94. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996.
  95. В.П. Здоровье науки / В. П. Казначеев, — М.: Наука, 1996
  96. Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни. М.: Медицина, 1990. — 239 с.
  97. В.К. Школа здоровья / В. К. Касаткин // Школа здоровья. 1994. -№ 1.
  98. П.И. Сущность системного подхода и его применение в области здравоохранения : науч. обзор / П. И. Кешью. М.: ВНИИМИ, 1975. — 104 с.
  99. Китаев-Смык Л. А. Правда и ответственность средств массовой информации / Л.А. Китаев-Смык // Россия и современный мир. 1998. — № 4. — С.56−60
  100. ЮО.Коган В. Э. Человек в потоке информации / В. Э. Коган. Новосибирск: Наука, 1981.- 176 с.
  101. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. М., 1981.
  102. Ю2.Кожевников В. В. Региональное здравоохранение на пути из кризиса к устойчивому развитию: механизмы управления / В. В. Кожевников.- М.: РИО ЦНИИОЗ, 2006.-354с.
  103. .И. Техника вокруг нас. Энциклопедия /Б.И. Козлов.-М.: РОСМЭН, 2005
  104. Ю4.Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и опредиления / В. В. Колбанов. Спб: Деан, 2000,256 с.
  105. Ю5.Колбанов В. В. К вопросу о валеологическом образовании педагога / В. В. Колбанов, Т. А. Берсенева // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1995.
  106. Юб.Колбанов В. В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии / В. В. Колбанов // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): сб. науч. тр. Липецк: Межвузовск. центр валеологич. образования, 1996. — С. 55−61.
  107. Ю7.Колмогоров А. И. Алгоритм, информация, сложность / А. И. Колмогоров. -М.: Знание, 1991.-43 с.
  108. М.Л. Цивилизация и здоровье / М. Л. Князева // Культура здоровой жизни.- М., 2005 № 4
  109. А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине / А. А. Корольков, В. П. Петленко. М.: Медицина, 1977. — 392 с.
  110. ИО.Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации / Н. В. Костенко. Киев, 1993.
  111. ЬКостюк В. Н. Инфраструктура инноваций как основа перехода к информационному обществу / В. Н. Костюк, Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин // Информационные ресурсы России. 2001. — № 1 (56).
  112. А.Н. Влияние Интернета на развитие общества / А. Н. Кочетов // Информационное общество. 1999. — Вып. 5. — С. 43−48.
  113. В. Будет ли у СМИ право выбора? / В. Кравченко // Адвокат. -1999. -№ 7.- С. 91−100
  114. И4.Кристальный Б. В. Вопросы построения в России информационного общества / Б. В. Кристальный // НТИ. Сер.1: Организация и методика информ. работы.- 1997.- № ю.
  115. Культура и общество: возникновение новой парадигмы: тез. науч.-практ. конф: в 3 ч. — М., 1995.
  116. Культура, культурология и образование: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. -№ 2.
  117. Культурология XX век: антология. М., 1995.
  118. Культурология / ред. Ю. П. Солонин, М. С. Каган. М., 2007. — 556 с.
  119. И9.Кургузов В. Л. Генезис антропологического знания / В. Л. Кургузов. Улан
  120. Удэ: ВСГТУ, 2001.-С. 174.
  121. В.Л. Философия здоровья и устойчивое развитие / В. Л. Кургузов // Научные труды ВСГТУ. Улан-Удэ, 2006. — Вып. 10.
  122. И. Н. Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики / И. Н. Курносов // Информационное общество. 1998. — Вып. 6.
  123. Ланге Б.-П, Барон А. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества / Б.-П. Ланге, А. Барон // Среда. 1996. — № 5−6.
  124. А. В. Информационные технологии в контексте гуманитарного знания / А. В. Лебедев // Материальная база сферы культуры. 2000. — № 1.
  125. И. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н. Т. Лебедева. Минск: Народная асвета, 1996. — 144 с.
  126. А.И. Социальные аспекты электронной революции / А. И. Левин // Информационное общество. 2000. — Вып. 1.
  127. ЮЛ. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю. Л. Лисицын. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  128. В.А. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: обзор / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М.: РАМН, 1994. — 134 с.
  129. А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политической лит-ры, 1991.
  130. Малая медицинская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — Т.З. -1183 с.
  131. М.В. Телевизионное пространство России : культурологический и социологический дискурс / М. В. Малошик. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006.- 187 с.
  132. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ) / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  133. В.И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности / В. И. Медведев // Физиологические механизмы оптимизации деятельности. -Л.: Наука, 1985.
  134. Ф.З. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации / Ф. З. Меерсон. М.: Дело, 1993. — 138 с.
  135. Иб.Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность / И.В. Мелик-Гайказян. -М.: Наука, 1997. 185 с.
  136. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития / И. С. Мелюхин. М.: Издательство МГУ, 1999. — 208 с.
  137. И.С. Концепция «информационного общества» и кризис / И. С. Мелюхин // Информационное общество. 1998. — Вып. 6.
  138. В.Ю. Информационная культура эпохи НТР / В. Ю. Милитарев, И. М. Яглом. Новосибирск: Наука, 1990. — 189 с.
  139. НО.Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973. — 175 с.
  140. Ф.А. Психологические предпосылки восприятия журналистского сообщения / Ф. А. Муминов // Современные СМИ: истоки, концепция, поэтика: тез. науч. -практ. конф. / сост. В. В. Тумунов. Воронеж, 1994. — С.96.
  141. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравов. Киев: Здоровье, 1989. — 272 с.
  142. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практики исследователей / М. М. Назаров. М.: Едиторная УРСС. -2003.-239 с.
  143. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ / Т. В. Науменко. М.: Изд-во «Перспектива», 2003.
  144. Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра / Ю. А. Нисневич // Информационное общество. 1999. — Вып. 2.
  145. Ю. А. Информация и власть / Ю. А. Нисневич. М.: Мысль, 2000. — 275 с.
  146. И.Б. Введение в информационный мир / И. Б. Новик. М., 1991.148.0лешко В. Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт / В. Ф. Олешко. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
  147. Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований / Э. А. Орлова. М., 1991.
  148. A.A. Культура как система / A.A. Пелипенко.-М.: УРСС, 1998, 376 с.
  149. Первоочередные направления научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех. Копенгаген: ВОЗ/ ЕРБ, 1989. — 226 с.
  150. Ю.В. Философия человека / Ю. В. Петров. Томск: Изд — во HTJI, 2002.- 104 с.
  151. B.C. Из опыта двухлетней работы «школы здоровья» / B.C. Пивоварчук // Здоровый образ жизни: материалы междунар. науч. конф., Ленинград, 12−14 декабря 1990 г.-Новгород, 1990.-4.1.
  152. В.М. Прогноз переоценки системы ценностей на рубеже XX и XXI в.в. / В. М. Пивоев. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 412 с.
  153. И.Р. Время хаос квант: к решению парадоксов времени / И. Р. Пригожин, И Стенгерс пер. с англ.-М.: КОМ Книга, 2005.-232с.
  154. Проблемы информационной культуры. Тюмень: Тюменский государственный институт искусства и культуры, 1997. — 80 с.
  155. Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия / Е. И. Пронин. М., 1981. — 104 с.
  156. Е.П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ / Е. П. Прохоров. М.: Рип-Холдинг, 2006. — 200 с.
  157. В.П. Информационная власть и демократия / В. П. Пугачев // Общественные науки и современность. 1999. — № 4. — С. 78−88.
  158. А. Пресса и свобода слова / А. Пушков // Международная жизнь. -1999.-№ 9. С. 34−43
  159. А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1994, — № 4.
  160. Рац М. В. Журналисткий цех в современной России / М. В. Рац // Общественные науки и современность. 1998. — № 6 — С. 98−106.
  161. М. В. Информатика социального отражения: информационная и социальные основания общественного разума / М. В. Рейзема М.: Прометей, 1990.-290 с.
  162. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3.
  163. В.М. Здоровье как философско-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. Воронеж, 2000.
  164. В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в СМИ / В. М. Розин // Общественные науки и современность. 1997. -№ 3. — С. 44−54.
  165. JT.H. Альтернативы общенациональной идеи современной России / JI.H. Романенко // На рубеже веков. 1998. -№ 1. — С.51−57.
  166. A.B. Исследование проблем информационной коммуникативной среды / A.B. Рунов // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6.
  167. С.С. Современные информационные технологии / С. С. Свириденко. -М.: Радио и связь, 1989.
  168. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. -М.: Добросвет, 1998.
  169. Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер. 1: Организация и методика информ. работы. -1997.- № 1.
  170. В.А. Социальное прогнозирование в журналистики (постановка проблемы) / В. А. Сидоров // СМИ в современном мире: тез. науч.-практ. конф. 1999. / ред. В. И. Коньков. СПб, 1999. — 51 с.
  171. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. М, 1990.
  172. В.Б. Информационное общество: социологический аспект исследования / В. Б. Симоненко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1997. — № 3.
  173. Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — 448 с.
  174. Г. Л. Информационно-коммуникационная инфраструктура — технологический фундамент информационного общества (некоторые проблемы использования зарубежного опыта) / Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, A.A. Штрих // Информационное общество. 1999. — Вып. 5.
  175. А. Социология средств массовой информации / А. Соважко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — Т.2, Спец.вып. -С. 199−209.
  176. A.B. Информационно-поисковые системы / A.B. Соколов. -М., 1981.- 64 с.
  177. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни /И.И. Соковня-Семенова.-М., 1997
  178. Э.В. Культура и общество / Э. В. Соколов. Л., 1972.
  179. Ш.Солдатова ТА. Здравотворение: система здоровьетворяшего образования /
  180. Т.А. Солдатова // Проблемы педагогической валеологии: сб науч. трудов. -СПб.: УПМ, 1997.
  181. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин / ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  182. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / ред. Д. Г. Плахотин. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 93 с.
  183. Средства массовой информации в контексте мифологического сознания. // Общественные науки и современность. 1997. -№ 3. — С. 38−44
  184. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: избранная социально-философская публицистика / B.C. Степин. -М., 1996. 175 с.
  185. Стратегии личности в современной культуре: сб. науч. тр. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1999. — 72 с.
  186. СуббетоА.И. Структура и принципы человековедения / А. И. Суббето. -Горький, 1989
  187. А.Г. Золотое сечение («Sectio aurea») в медицине / А. Г. Суббота. -СПб.: Стройлеспечать, 1996. 168 с.
  188. Л.В. Технократизм: социокультурный феномен / Л. В. Суркова. М., 1992.- 159 с.
  189. А.П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. Новосибирск: Наука, 1988. — 192 с.
  190. В.Ф. Человек в мире информации / В. Ф. Сухина. -М.: Радио и связь, 1992. -112 с.
  191. В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке / В. И. Сыренский. СПб.: Макет, 1997. — 76 с.
  192. Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. СПб.: РЕТЯОС, 1995. — 352 с.
  193. Технологии информационного общества Интернет и современное общество: матер. Всесоюз. конф. // Информационное общество. — 2000. — Вып.4.
  194. А. Третья волна / А. Тоффлер. М.: Наука, 1999. — 254 с.
  195. Л. Работы по культурологии / Л. Уайт.- И.: ИНИОНД996.
  196. Укрепление здоровья. Дискуссионный документ. Концепции и принципы. -Копенгаген: ВОЗ, 1984. 14 с.
  197. А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект / А. Д. Урсул. Кишинев: Штиинца, 1989.- 293 с.
  198. А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего развития / А. Д. Урсул // НТИ. Сер. 1: Организация и методика информ. работы. 1997. -№ 2.
  199. Устав (Конституция) Всемирной Организации здравоохранения // Всемирная Организация здравоохранения. Основные документы: 39-е изд. / пер. с англ. -М.: Медицина, 1995.-208 с.
  200. Л.И. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления / Л. И. Федотова. М., 1996. — 87 с.
  201. А .Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. М., 1995.
  202. А.Я. Культурология. / Культурология. XX век: словарь. СПб., 1997.
  203. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1997. — № 2.
  204. Флэйк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: пер. с англ / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-511 с.
  205. X. Мир компьютеров : пер. с яп / X. Хасэгава. М.: Мир, 1990.
  206. О. Средства массовой информации и насилие в обществе / О. Хлобустов // Власть. 1999. — № 10. — С. 25−36.
  207. А. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований: 1994−96 гг.) / А. Шариков // Мир России. 1997. — № 1.
  208. Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации / Ф. И. Шарков // Социологические исследования. 2001. — № 8.
  209. Ю.А. Информационные технологии /Ю.А. Шафрин.-М, 1998.
  210. С.Б. Выбирайте сами / С. Б. Шенкман // Искусство быть здоровым.- М.: Физкультура и спорт, 1987. -4.2.
  211. А.Г. Методологические подходы к измерению здоровья" / А. Г. Щедрина // Здоровье человека в условиях НТР: методол. аспекты: сб. науч. тр.- Новосибирск: Наука, 1989. -С.26−33
  212. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
Заполнить форму текущей работой