Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады.
Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады
Диссертация
Разговорная эстрада уже давно стала неотъемлемой частью культурно-развлекательной жизни общества. С неизменным успехом проходят концерты М. Жванецкого, М. Задорнова, Р. Карцева, Г. Хазанова, Е. Петросяна и др. На телевидении популярностью пользуются программы с участием артистов разговорных жанров «Аншлаг», «Городок», «Смехопанорама», «Смеяться разрешается», «Смех с доставкой на дом», «6 кадров… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Специфические игровые механизмы разговорной эстрады
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады
Список литературы
- Книги, монографии.
- Акимов Н.П. Не только о театре. Л.- М., 1966. — 428 с.
- Акимов Н.П. О театре. Л.- М., 1962. 352 с.
- Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. Полвека в театре и на эстраде. М., 1972−342 с.
- Альтов С.Т. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 29. М., 2006. -480 с.
- Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб. 2003.-351 с.
- Арго A.M. Звучит слово. М., 1968. 80 с.
- Арго A.M. Своими глазами. М., 1965. 230 с.
- Ардов В.Е. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. — 80 с.
- Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. Заметки писателя. М., 1968.- 183с.
- Арканов A.M. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 1. М., 2002. 544 с.
- Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М., 1978. — 240 с.
- Барбой Ю.М. К теории театра. СПб., 2008. 240 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бейлин A.M. Аркадий Райкин. М., 1960. 184 с.
- Бейлин A.M. Аркадий Райкин. Л.- М., 1965. 152 с.
- Белинский A.A. Записки старого сплетника. СПб., 1996.
- Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. 127 с.
- Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004. 416 с.
- Бенцианов Б.Н. И все это вместе называется — жизнь. Роман-быль. СПб., 2005.-256 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 2004. 480 с.
- Биллевич В.В. Школа остроумия или как научиться шутить. М., 2006. — 336 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. — 542 с.
- Богданов И.А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004. — 319 с.
- Богданов И.А., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПб., 2009. 424 с.
- Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. -272 с.
- Брук П. Пустое пространство. М., 1976. — 273 с.
- Брук П. Блуждающая точка. Статьи. Выступления. Интервью. СПб., М., 1996.-378 с.
- Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина. СПб,. 2010. 204 с.
- Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М., 2004.-271 с.
- Буткевич М.М. К игровому театру. М., 2005. 702 с.
- Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999. -460 с.
- Вагин И.О. Научи себя смеяться: Смехотерапия по-русски М., 2004. 298 с.
- Вадимов A.A., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966.-308 с.
- Васильев Ю.А. Сценическая речь: Восприятие воображение -воздействие. Вариации для творчества. СПб., 2007. — 432 с.
- Васильев Ю.А. Сценическая речь: Движение во времени. СПб., 2010. -317с.
- Вахтангов Е.Б. Записки. Письма. Статьи. М., 1939. — 405 с.
- Вербовая Н.П. и др. Искусство речи. М., 1977. — 303 с.
- Весник Е. Я. Портреты М., 2003. 316 с.
- Ветров Г. РгоВетривание: Сквозняк между кулисами. Дорога в свете фар. М., 2007.-216 с.
- Виккерс Р.Б. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982. 224 с.
- Винарская E.H. Возрастная фонетика. М., 2005 207 с.
- Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2008. 240 с.
- Винокур В.Н. Артист — это навсегда! М., 2001. 292 с.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996. 254 с.
- Волина В.В. Учимся играя. М., 1994. 448 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное, (собрание трудов) М., 2001. 368 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968. — 576 с.
- Галендеев В.Н. Не только о сценической речи. Монография. СПб., 2006. -383 с.
- Галендеев В.Н., Кириллова Е. И. Групповые занятия сценической речью. Д., 1983.-38 с.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 2008. 288с.
- Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. 254 с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. -272 с.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2006. 448 с.
- Горшенина В.З. Прошлое не отменяется! М., 2007. 192 с.
- Грин М.Я. Бен Бенцианов. М., 1986. 126 с.
- Грин М.Я. Публицист на эстраде. М., 1981. 157 с.
- Громов Е.С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. М., 1990. -191 с.
- Деммени Е.С. Призвание — кукольник. Л., 1986. — 199 с.
- Дземидок Б. О комическом. М., 1974. 224 с.
- Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. СПб., 2007. — 327 с.
- Донская М.Г. Тайны загадочного жанра (150 лет на эстраде). М., 1990. -158 с.
- Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971. — 207 с.
- Дмитриев Ю.А. Леонид Утесов. М., 1982.-208 с.
- Дмитриев Ю.А. Искусство советской эстрады. М., 1962. 128 с.
- Ершов П.М. Сочинения в 3-х. т. / отв. ред. Букатов В. М. М., 1992. т. 1: Технология актерского искусства. 288 с.
- Жванецкий М.М. Год за два. Л., 1991. 480 с.
- Закушняк А.Я. Вечера рассказа. Л. М., 1984. — 343 с.
- Зеленая Р.В. Разрозненные страницы. М., 2001 412 с.
- Иванова Т.В. Психология восприятия комического. Самара., СамГПУ 2002.- 150 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2003. — 200 с.
- Игин И.И. Я видел их. М., 1975. 142 с.
- Измайлов Л.М. Эстрада ту Ьоуе. От смешного до серьезного: Записки юмориста. М., 2003. — 414 с.
- Ильинский И.В. Сам о себе. М., 1962. — 371 с.
- Иртлач С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.-101 с.
- Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с.
- Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007. -304 с.
- Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Л., 1984. — 223 с.
- Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб., 2001.-208 с.
- Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов. СПб., 2008. 249 с.
- Кириллова Е.И., Латышева Н. А. Сценическая речь в театре кукол. СПб., 2009.-157 с.
- Клитин С.С. История искусства эстрады. СПб., 2008. 448 с.
- Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л. 1987. -190 с.
- Клитин С.С. Эстрадные заведения. М., 2002. 352 с.
- Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970. 160 с.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Екатеринбург 2005. 224 с.
- Конников А.П. Мир эстрады. М., 1980. 272 с.
- Коралли В.Ф. Сердце, отданное эстраде: Записки куплетиста из Одессы. М., 1988.-206 с.
- Короленко Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975. 210 с.
- Королев М.М. Искусство театра кукол. Л., 1973. — 112 с.
- Коэн Л. Игры, которые воспитывают. Минск 2009. — 480 с.
- Краснянский Э. Встречи в пути. М., 1967. — 360с.
- Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968. 454 с.
- Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка. М., 2010.-192 с.
- Крымова Н.А. Владимир Яхонтов. М., 1978. 318 с.
- Кузнецов Е.М. И. Ф. Горбунов. Л., 1947. 112 с.
- Кулиш А.П. Проблема сценического характера в современном советском театре кукол. Л., 1988. 34 с.
- Лелявский А.А. Театр кукол. Минск. 1974. 110 с.
- Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М., 1989. 528 с.
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. 184 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 176 с.
- Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М., 1988. 272 с.
- Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. 424 с.
- Макаров В.В., Макарова Г. А. Игры в которые играют в России. М., 2008.- 179 с.
- Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2010. 208 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2007. — 583 с.
- Мартин Р. Психология юмора. СПб., 2009. 480 с.
- Мархасев Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга — Петрограда Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900−1980 годов. СПб., 2006. — 504 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 т. М., 1968.
- Местечкин М.С. В театре и в цирке. М., 1976. 303 с.
- Мечик Д.И. Искусство актера на эстраде. Л., 1972. 119 с.
- Миллер С. Психология игры. СПб., 1999 320 с.
- Мишин М.А. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 27. М., 2006 544 с.
- Молодцова М.М. Комедия дель арте (история и современная судьба). Л., 1990.-219 с.
- Набатов И.С. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957. — 154 с.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. СПб., 2004. — 252 с.
- Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 2009. — 656 с.
- Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни. М., 1978. — 270 с.
- Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб., 2006. — 220 с.
- Никулин Ю.В. Почти серьезно. М., 1992. 576 с.
- Новиков Вл.И. Книга о пародии. М., 1989. 544 с.
- Образцов C.B. Моя профессия. М., 1981. 464 с.
- Орлов Г. Т. Монолог длиною в жизнь: Рассказы артиста эстрады. JL, 1991.-304 с.
- Осинцев C.B., Садчиков М. В. Виктор Чистяков — гений пародии. СПб,. 1993.-207 с.
- Петров Н. Актер и сценический образ. Л., 1935. 99 с.
- Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1981. — 191 с.
- Петросян Е.В. Хочу в артисты. М., 1994. 335 с.
- Полборн Р. Образ и предвкушение. М., 2003. 496 с.
- Поляков B.C. Товарищ смех. М., 1976. 239 с.
- Поюровский Б.М. Мария Миронова, Александр Менакер: Монография- Мария Миронова, Александр Менакер. .В своем репертуаре: Мемуары. М., 2001. 541 с.
- Поюровский Б.М., Ширвиндт A.A., Былое без дум. М., 1997 319 с.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 2006 — 256 с.
- Пугачева К.В. Прекрасные черты. Воспоминания. М., 2008. 360 с.
- Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации. СПб., 2010. — 313 с.
- Райкин А.И. Воспоминания. М., 1988. 480 с.
- Райкин А.И. Без грима. М., 2006. 368 с.
- Русская советская эстрада. 1917−1929. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1976. 406 с.
- Русская советская эстрада. 1930−1945. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1977. 415 с.
- Русская советская эстрада. 1946−1977. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1981. 527 с.
- Русские говоры. К изучению фонетики, грамматики, лексики. М., 1975. 304 с.
- Рыкунин H.H. Бенефис на бис. М., 2001. 207 с.
- Рябчук-Ситко Т. Ф. Звучащее слово. М., 2003. 128 с.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999 544 с.
- Сикорский H.A. Заикание. М., 2006. — 191 с.
- Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л., 1980.-271 с.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. 350 с.
- Слонова Н.И. Геннадий Хазанов. М., 1988. 207 с.
- Смирнова М. В. 2500 скороговорок. М., 2003. 240 с.
- Смирнова М.В. Что нужно знать о стихах. СПб., 2006. — 116 с.
- Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. СПб., 2007. 108 с.
- Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М. 1983. 270 с.
- Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. Фельетоны. Статьи. Выступления. М., 1976. 382 с.
- Смоленский Я.М. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976. — 327 с.
- Станиславский К.С. Собр. соч.: в 9 т. Т. 1 М., 1988.- Т. 3 М., 1990.
- Сценическая речь. / под ред. Козляниновой И. П., Промптовой И. Ю. М., 2002.-511 с.
- Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.-602 с.
- Тарасов В.И. Чувство речи. СПб., 1997. 159 с.
- Театральная энциклопедия в 5-ти томах / глав. ред. Марков П. А. М., 1961−1967.
- Териков Г. К. Куплеты в цирке и на эстраде. М., 2005. — 302 с.
- Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908 1917. М., 1995.-412 с.
- Тонков B.C. Вероника Маврикиевна Мезозойская: Я снимаю маску. М., 200.- 192 с.
- Топорков В.О. О технике актера. M., 1954. 124 с.
- Уварова Е.Д. Аркадий Райкин. М., 1986. 303 с.
- Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. Cn6v 2004. — 280 с.
- Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, (1917−1945). М., 1983. 320 с.
- Утесов Л.О. Спасибо, сердце! M., 1976. 478 с.
- Федь Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех. М., 1978.-216с.>
- Филимонов Ю.С. Заметки о слове на эстраде. М., 1970. 48 с.
- Филиппов Б.М. Актеры без грима. М., 1971. 381 с.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
- Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 2007. -288 с.
- Фурманов Р.Д. Неугомонный! СПб., 2003. 572 с.
- Хармс Д.И. Повесть. Рассказы. Молитвы. Поэмы. Сцены. Водевили. Драмы. Статьи. Трактаты. Квазитрактаты. СПб., 2000. 512 с.
- Хармс Д.И. Полет в небеса. СПб., 2004. 334 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. — 464 с.
- Хорт А. Король и свита. М., 2000. 224 с.
- Хренов H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. 304 с.
- Шапировский Э.Б. Конферанс и конферансье. М., 1970. — 129 с.
- Шапировский Э.Б. Образы и маски эстрады. М., 1976. — 120 с.
- Шароев И.Г. Многоликая эстрада. М., 1995. — 413 с.
- Шафранюк В.А. Понятие о куклах-актерах и традиционные1заблуждения. М., 2001. 95 с.
- Шварц А.И. В лаборатории чтеца. М., 1960 208 с.
- Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М., 1980. — 248 с.
- Шифрин Е.З. Театр имени меня. М., 1994. 260 с. :
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 360 с.
- Эскин A.M. В нашем доме. М., 1980. 319 с.
- Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М., 2004. — 862 с.
- Эфрос Н.М. Записки чтеца. М., 1980. 248 с.
- Юренев Р.Н. Смешное на экране. М., 1964. 208 с.
- Юрский С.Ю. Кто держит паузу. JL, 1977. 175 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958. 384 с.
- Ястребова A.B. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. М., 1999. 96 с.
- Яхонтов В.Н. Театр одного актера. М., 1958. 454 с. 1. Тематические сборники
- Азы актерского мастерства: Сб. статей к 40-летию театрально-педагогической деятельности В. В. Петрова. СПб., 2002. 239 с.
- Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. JL, 1987. 119 с.
- Аркадий Райкин в воспоминаниях современников. /Сост. Е. Райкина. М., 1997.-400 с.
- Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады. Л., 1971.-208 с.
- Вспоминая Михаила Зощенко. / Сост. Ю. Томашевский. Л., 1990. 512 с.
- Евгений Вахтангов. / Сост. Л. Вендровская, Г. Каптерева. М., 1984 г. -571 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Ред. В. Петрусинский. М., 1994. -364 с.
- Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Слово в системе искусств. / Ред. Г. Жерновая. Кемерово 2008. Вып. 6. — 276 с.
- Мастера художественного слова. М., 1983. 271 с.
- Мастера художественного слова. М., 1988: Вып. 2. 304 с.
- Мастера эстрады. / Ред. Д. Золотницкий. Л.- М., 1964. 220 с.
- Мастера эстрады. / Ред. Б. Поюровский. М., 2003. 304 с.
- Мастера эстрады советуют. / Сост. В. Петрова. М., 1967. 88 с.
- Михаил Евдокимов. Таких, как я, пол-России. / Сост. Т. Маршкова. М., 2007. 272 с.
- Молодые артисты эстрады. К итогам смотра молодежных концертных организаций Ленинграда. Л., 1955. 72 с.
- Народный театр. / Сост. А. Некрылова., Н. Савушкина. М., 1991.- 544 с.
- О музыкальном воспитании актера в театральном вузе. Л., 1987.- 144 с.
- Проблемы современного актерского искусства. Л., 1990. — 162 с.
- Русское сценическое произношение. / Ред. С. Кузьмина. М., 1986. -237 с.
- Сценическое общение: Труд актера. / Сост. О. Кудряшов. М., 1979. Вып. 22. -144 с.
- Сценическая речь: прошлое и настоящее: избранные труды кафедры сценической речи СПбГАТИ. СПб., 2009. 430 с.
- Теория и практика сценической речи. Коллективная монография. / Отв. ред. В. Галендеев. СПб., 2005. — 135 с.
- Теория и практика сценической речи. Коллективная монография. / Отв. ред. В. Галендеев. СПб., 2007. Вып. 2. — 208 с.
- Типический образ на сцене: Сборник высказываний мастеров театра. М., 1953.- 160 с.
- Что и как в театре кукол. / Сост.'И. Жаровцева. М., 1969. — 127 с.
- Эстрада без парада. / Сост. Т. Баженова. М., 1990. — 447 с.
- Эстрада: что? где? зачем? / Отв. ред. Е. Уварова. М., 1988. 351 с.
- Искусство сценической речи. / Сост. И. Промптова. М., 2007. 340 с.
- Диссертационные исследования
- Алферова Л.Д. Проблема говоров в сценической речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПбГАТИ, 2006.
- Богданов И.А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПбГАТИ, 2005.
- Гаврилюк П.И. Пути совершенствования голосоречевого звучания актера в специальных условиях театра кукол. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1993.
- Кириллова Е.И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1983.
- Латышева H.A. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера кукольника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им Н. К. Черкасова, 1987.
- Тетеревкова Т.И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПбГАТИ, 2002.
- Толшин A.B. Феномен маски в театральной культуре. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологи. СПб., 2007.1. Статьи
- Автушенко И.А. Речевые наблюдения // Методическое пособие по сценической речи. М., 2007. Вып. 1. С. 34−51.
- Автушенко И.А. Речеголосовьте имитации // Методическое пособие по сценической речи. М., 2007. Вып. 2. С. 16−32.
- Александров А. Неоконченные драматические произведения Даниила Хармса. Театр. 1991. № 11. С. 10−12.
- Бенкендорф С.А. Импровизация как элемент актерского и режиссерского мастерства // Мастерство режиссера. Первый курс. М., 1982. С. 42−51.
- Богданов И. А'. Речевые жанры эстрады сегодня //Теория и практика сценической речи. СПб., 2005. С. 122−130.
- Виноградов СИ. Черты разговорного словоупотребления, в речи персонажей* драматических произведений // Культура речи на сцене и на-экране. М., 1986. С. 62−90.
- Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. С. 348−373.
- Галунов В.И. Структура речевого процесса // Модели речевого процесса в норме и патологии. Доклады и сообщения Всесоюзного симпозиума (13−15 июня 1979 г., г. Гродно) Л., 1980. С. 3−14.
- Головко Л.А. Характер и образ: их место в учебном процессе подготовки актера // В' профессиональной школе кукольника. Л., 1987. Вып. 3. С. 44−59.
- Дмитриев Ю.А. Аркадий Райкин / Театр. М., 1958. № 5. С. 78−85.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда реальный театр / Театр. 1991. № 11. С. 18−26.
- Забозлаева Т.Б. При участии Аркадия Райкина (Ленинградский театр миниатюр) // Мы идем в театр. Л., 1978. С. 276−287.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Особенности интонации актеров // Язык и личность. М., 1989. С. 106−116.
- Кузнецова Л.Н. Иноязычный акцент в характерных ролях // Культура речи на сцене и на экране. М., 1986. С. 35−62.
- Кузнецова О. О разговорном жанре на телеэкране // Телевизионная эстрада. М., 1981. С. 152−177.
- Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Смех в древней Руси. Л., 1984. С. 7−71.
- Матанов Б.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи // Сценическая речь: прошлое и настоящее: избранные труды кафедры сценической речи СПбГАТИ. СПб., 2009. С. 145−166.
- Николаева Т.М. Три интонационных слоя звучащей фразы // Звуковой строй языка. М., 1979. С. 219−226.
- Рождественская Н.В. Учитель и ученик. (В.Н. Соловьев и А. И. Райкин: уроки профессионализма) / Театрон. СПбГАТИ 2008. № 2. С. 88−94.
- Рома P.M. Два рассказа о Райкине // Рома P.M. Повесть и рассказы. М., 1985. С. 133−150.
- Румянцева Н. Конкурс эстрады / Театр. 1958. № 6. С. 150−152.
- Русский юмор / СПб. собака, ru. 2007. № 04. С. 79−108.
- Урес А. Большое в малом (Театр эстрады) // Мы идем в театр! /Сост. А. Литвин. Л. 1978. С. 269−276.
- Фрид О.Ю. Работа актера над речевой характерностью // Культура сценической речи. М., 1−979. С. 265−301.
- Харьковская Е.А. Исследование зависимости временной макроструктуры речи от личностных особенностей человека // Исследование моделей речеобразования и речевосприятия. Л., 1981. С. 149−157.
- Штокбант И.Р. Современные проблемы высшего образования актеров эстрады // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 72−84.