Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады. 
Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разговорная эстрада уже давно стала неотъемлемой частью культурно-развлекательной жизни общества. С неизменным успехом проходят концерты М. Жванецкого, М. Задорнова, Р. Карцева, Г. Хазанова, Е. Петросяна и др. На телевидении популярностью пользуются программы с участием артистов разговорных жанров «Аншлаг», «Городок», «Смехопанорама», «Смеяться разрешается», «Смех с доставкой на дом», «6 кадров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Специфические игровые механизмы разговорной эстрады
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады

Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстрада как вид сценического искусства может соединять в единой программе (концерте) номера, представляющие широкий спектр жанров: от музыкальных и танцевальных до сложных синтетических форм, в которых неожиданно сочетаются самые разнообразные выразительные средства.

Особое место в эстрадном искусстве занимают разговорные жанры (фельетон, эстрадный рассказ, монолог в образе, сольный и парный конферанс, сатирический дуэт, речевая пародия и пр.). Благодаря мастерству выдающихся отечественных артистов прошлого и настоящего, таких как Н. Смирнов-Сокольский, А. Райкин, М. Миронова, Р. Зеленая, Г. Хазанов, Р. Карцев, М. Жванецкий и др. — слово, звучащее с эстрады, стало художественным носителем ценной нравственно-эстетической информации.

Это исследование посвящено художественной спецификеработы артиста со словом в разговорных жанрах отечественной эстрады ХХ-ХХ1 веков. Под словом подразумевается материал, являющийся сутью речевого высказывания эстрадного артиста. Как справедливо отмечает М. Бахтин, «в каждом высказывании от односложной бытовой реплики до больших, сложных произведений науки или литературы — мы охватываем, понимаем, ощущаем речевой замысел или речевую волю говорящего [курсив автора. — М С.]1».

Слово является основным способом выражения речевой воли и речевого замысла эстрадного артиста не только в разговорных жанрах, но и, например, в искусстве «художественного слова"2. Однако цели и способы художественно-эстетического воздействия словом на. зрителя-слушателя в разговорной и литературной эстраде явно! разнятся. М. Каган пишет, что.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 256.

2 В данной работе не рассматривается литературный театр, который в большей степени является жанром театральным, нежели эстрадным. отличительные особенности искусства «живого слова» влияют не только на «структуру создаваемых художественных творений» но и на «характер их эстетического восприятия, и их коммуникативную роль в культурной жизни человечества"1.

Действительно, различия эстетической природы «литературной» и «разговорной» эстрады диктуют поиск и применение специфических художественно-образных моделей освоения действительности. «Литературная» эстрада в основном имеет дело с «вечным», а «разговорная» — с актуальным на данный момент, «злободневным», а посему довольно «эфемерным» и преходящим. Однако, как справедливо подчеркивает один из ведущих специалистов в области эстрадного искусства С. Клитин, хотя эстрадные жанры и «привлекают легкостью их восприятия за счет известного упрощения структуры произведения, облегчения его содержания и формы» нельзя не отметить, что «выбранная (затронутая) тема может быть очень крупной и значительной»". Подобного же мнения придерживается и известный историк и критик Е. Уварова, отмечая: «Легкость, общедоступность, развлекательность массовых форм искусства отнюдь не исключает их содержательности. Как и другим искусствам, эстраде дано своими средствами запечатлеть время. В иных случаях его чисто внешние приметы, в других — рожденный временем характер, существующие подспудно тенденции"3. Пожалуй, А. Райкину в полной мере удалось преодолеть «эфемерность» тем в разговорных жанрах эстрады.

Следует отметить, что лишь со второй половины XX века теория и практика отечественного эстрадного искусства стала предметом серьезных научных исследований. В этот период в искусствознании обозначилось новое направление в изучении эстрадного искусства, получившее название.

1 Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 335.

Клитин С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 21.

3 [Уварова ЕД.] Вместо предисловия // Эстрада: что? где? зачем? / Отв. ред. Е. Д. Уварова. М., 1988. С. 49. эстрадоведение". Появились труды, позволяющие понять особенности возникновения и развития эстрадного искусства в России. При этом можно заметить существенные пробелы в исследовании многообразия разговорных жанров, которые рассматриваются зачастую довольно скупо и недостаточно подробно. Также обойден вниманием и процесс речевого воспитания и совершенствования артистов разговорных жанров. В определенной мере это связано с тем, что в России высшее профессиональное обучение артистов эстрады началось только с конца шестидесятых годов прошлого столетия и имеет совсем краткую историю по сравнению с почти двухсотлетними традициями театрального образования актеров драмы.

Первая кафедра эстрадного искусства, была основана в Москве, в ГИТИСе (РАТИ), в 1968 г. народным артистом СССР, профессором И. Шароевым. В 1976 г. по инициативе народного артиста СССР А. Райкина была сформирована кафедра эстрадного искусства в Ленинграде, в ЛГИТМиКе (СПбГАТИ). Создание кафедр эстрады в высших театральных учебных заведениях России позволило молодой эстрадной педагогике опереться на фундаментальную систему русского актерского образования.

Высшее художественное образование дало возможность не только оснащать будущих артистов эстрады необходимыми знаниямии умениями для специфической деятельности, но и в значительной мере влиять на формирование их личности. Верна мысль Г. Праздникова о том, что развитие артиста, творческой индивидуальности является не просто автоматическим накоплением знаний и навыков, а «следствием реализации в педагогическом процессе соответствующих установок, причем направленных не только к специализированной деятельности, но к самой широкой сфере человеческой жизни"1. В эстрадном искусстве основой и содержанием творчества является сам артист, его отношение к жизни, к событиям, к явлениям, к людям, его.

1 Праздников Г. А. Словно лента Мебиуса // Васильев Ю. А. Сценическая речь: ритмы и вариации. СПб., 2009. С. 387. исполнительские возможности. Поэтому возникла насущная необходимость формировать обучение, сознательно ведущее студента в особый художественный мир, где творцом становится он сам, где важны его ум, чувство юмора, личностная позиция по отношению к действительности, мотивация сценического высказывания.

Размышляя о специфике обучения артистов и режиссеров эстрады, художественный руководитель и главный режиссер театра «Буфф» И. Штокбант настаивает: «Воспитание артиста эстрады не может идти ни во вторую очередь, т. е. после того, как ему будет преподана «Школа», ни параллельно со «Школой» «1. Об этом же говорил и А. Шведерский, много лет преподававший актерское мастерство на эстрадных курсах: «Мы [педагоги профилирующих дисциплин. — М. С.] являемся категорическими противниками тезиса, гласящего, что сперва надо учить просто хорошего артиста, а потом уже заниматься эстрадой. Мы полагаем, что прежде всего надо воспитывать художника, но художника, которому предстоит работать в определенном жанре искусства со своим способом мышления, со своими неповторимыми художественными законами"2.

Еще в 50-х годах двадцатого века Н. Смирнов-Сокольский говорил, что эстрадному искусству нужна методология и точное теоретическое л обоснование. Думается, сегодня настало время также и для осмысления педагогического опыта, накопленного за прошедшие годы, создания научно обоснованной методики воспитания артистов и режиссеров разговорной эстрады. В контексте современных требований, предъявляемых к.

1 Штокбант И. Р. Современные проблемы высшего образования артистов эстрады // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 79.

Шведерский A.C. О некоторых особенностях воспитания и обучения студентов младших курсов музыкально-речевой эстрады // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. JI. 1987. С. 33−34. о.

Смирнов-Соколъскпй Н. П. Сорок пять лет на эстраде. Фельетоны. Статьи. Выступления. М., 1976. С. 214- 247. художественному образованию, в диссертации предпринята попытка выработать современную стратегию специфического речевого обучения артистов и режиссеров эстрады. Для этого стало необходимым определить сущность художественной специфики слова в разговорных жанрах эстрады, выявить кардинальные отличия в способах и законах существования артистов разговорных жанров.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена отсутствием системного анализа специфики работы артиста со словом в разговорных жанрах эстрадыспособов передачи комических элементов вербально-художественной информации в структуре эстрадного номераклассификации речевых приемов, используемых артистом эстрады для создания образа (маски). Современное развитие и трансформация разговорных жанров эстрады постоянно требует их изучения, а также поиска новых научно обоснованных подходов к эстрадной педагогике.

Цель исследования: выявление художественной специфики слова в разговорных жанрах эстрады, создание теоретической базы для научно обоснованных подходов к компетентному профессионально-специализированному речевому обучению артистов и режиссеров эстрады на предметах «Сценическая речь» и «Слово на эстраде» в высшей театральной школе.

Задачи исследования:

— выявить специфические особенности работы со словом артистов разговорных жанров эстрадывыделить и систематизировать виды речевой характерности, как основного игрового механизма, используемого артистами для создания эстрадного образа (маски) — обосновать специфику профессиональных требований к работе артистов разговорных жанров эстрады;

— сформулировать стратегию речевого обучения артистов и режиссеров эстрады в высшей театральной школе.

Научная новизна исследования: в отечественной теории эстрадного искусства до настоящего времени не было серьезного исследования, рассматривающего специфику слова в разговорных жанрах эстрады. В исследовании выявляются особенности словесного творчества артистов разговорной эстрадынаучно обосновывается специализированный подход и предлагается стратегия профессионального голосо-речевого оснащения артистов и режиссеров эстрады.

Объект исследования: эстрадное искусство XX — XXI века в России в ракурсе исследуемой проблемы.

Предмет исследования: художественная специфика работы со словом в творчестве артистов разговорных жанров эстрадыпедагогический опыт кафедры сценической речи СПбГАТИ в области эстрадного искусства.

Методологической основой диссертации стал историко-искусствоведческий взгляд на развитие искусства речевой эстрадысистемный сопоставительный анализ художественно-эстетических принципов работы со словом в «литературной» и «разговорной» эстраде, позволивший выявить и научно обосновать комплексный подход к стратегиям речевого обучения артистов и режиссеров разговорных жанров Российской эстрады.

Теоретической базой исследования стала литература по вопросам развития русского театрального искусства: в первую очередь, литературное наследие К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, А. Таирова1, работы выдающихся театральных деятелей.

1 Станиславский КС. Собр. Соч.: в 9 томах. Т. 1., 1988., Т. 3. М., 1990; Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 2009; Вахтангов Е. Б. Записки. Письма. Статьи. М., 1939; Евгений Вахтангов / Сост. Л. Вендровская, Г. Каптерева. М., 1984; Мейерхольд В. Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб., 1998; Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968; Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.

Н. Акимова, М. Буткевича, П. Ершова, М. Кнебель, Г. Кристи, В. Топоркова1, а также труды известных артистов-чтецов, мастеров «художественного слова» Г. Артоболевского, А. Закушняка, Я. Смоленского, Н. Эфроса, В. Яхонтова2, теоретиков эстрады Ю. Дмитриева, С. Клитина, Е. Кузнецова, Е. Уваровой3 и др. Широкий контекст, в котором рассматриваются проблемы реализации игровой природы в разговорных жанрах эстрады, потребовал обращения к известным трудам теоретиков в области культуры и искусства Ю. Барбоя, М. Бахтина, Э. Бентли, Ю. Борева, Б. Дземидока, М. Кагана, Р. Кайуа, В. Проппа, Й. Хейзинги4, а также к работам известных зарубежных и отечественных психологов Э. Берна, JI. Выготского, 3. Фрейда5.

1 Акимов Н. П. О театре. JLМ., 1962; Акимов Н. П. Не только о театре. Л.- М., 1966; Буткевич ММ. К игровому театру. М., 2005; Ершов П. М. Сочинения в 3-х т. /отв. ред.

В.М. Букатов. т. 1.: Технология актерского искусства — М., 1992; Кнебель МО. Слово в творчестве актера. М., 1970; Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968; Топорков В. О. О технике актера. М., 1954.

Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М., 1978; Закушняк А. Я. Вечера рассказа. М., 1984; Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976; Эфрос Н. М. Записки чтеца. М., 1980; Яхонтов В. Н. Театр одного актера. М., 1958. Дмитриев ЮЛ. Искусство советской эстрады. М., 1962; Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971; Клитин С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. JI., 1987; Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы 1917;1945. М., 1983.

4 Барбой Ю. М. К теории театра. СПб., 2008; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004; Борее Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М. 1970; Дземидок Б. О комическом. М., 1974; Каган М. С. Морфология искусства. JL, 1972; Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007; Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 2006; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

5 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношенийЛюди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 2004; Выготский JI.C. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание.

Литература

по предмету: богатый фактологический материал содержится в трехтомном издании «Русская советская эстрада. Очерки истории» под редакцией Е. Уваровой (М., 1976, 1977, 1981), а также в энциклопедии «Эстрада России. XX век» под редакцией Е. Уваровой (М., 2004). Значительный интерес представляют тематический сборник статей известных музыкантов, театроведов, социологов и интервью деятелей эстрады «Эстрада: что? где? зачем?» (составитель Е. Уварова), антология эстрадной критики «Эстрада без парада» (составитель Т. Баженова), отражающая жизнь советской эстрады с 1920;ых по 1980;ые годы.

За последнее десятилетие библиография работ, посвященных истории и проблемам эстрадного искусства, обогатилась еще несколькими интересными и полезными изданиями Ю. Алянского, Е. Уваровой, Л. Мархасева, С. Макарова1, а также автобиографическими книгами известных эстрадных артистов В. Тонкова, В. Винокура, Н. Рыкунина, Л. Измайлова и др. Методология эстрадного искусства пополнилась новыми учебными пособиями3.

Серьезным источником информации является описание творческих поисков и достижений выдающегося мастера разговорной эстрады трудов). М., 2001; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 2007.

1 Алянский Ю. Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 2003; Уварова Е. Д. Как развлекались в Российских столицах. СПб., 2004; Мархасев Л. С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга — Петрограда — Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900;1980 годов. СПб., 2006; Макаров С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2010. л.

Тонкое B.C. Вероника Маврикиевна Мезозойская: «Я снимаю маску.» М., 2000; Винокур В. Н. Артист — это навсегда! М., 2001; Рыкунин H.H. Бенефис на бис. М., 2001; Измайлов Л. М. Эстрада — is my Love. М., 2003.

Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004; Клитин С. С. История искусства эстрады. СПб., 2008; Богданов H.A., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного представления. СПб., 2009.

A. Райкина, которое можно найти в книгах А. Бейлина и Е. Уваровой1, мемуарах его современников и партнеров по сцене, а также воспоминаниях самого артиста2.

Специфике разговорной эстрады посвящены лишь несколько небольших по объему, но важных работ теоретиков эстрадного искусства В. Ардова, М. Грина, Д. Мечика, Ю. Филимонова3- а также отдельные главы в автобиографических книгах известных артистов разговорных жанров эстрады М. Мироновой и А. Менакера, Н. Смирнова-Сокольского, Е. Петросяна, Е. Шифрина и др.4 Более пристального внимания удостоился жанр «конферанс». О его насущных проблемах и потребностях позволяют узнать труды эстрадоведов М. Грина, Р. Виккерса, Э. Шапировского, 5 воспоминания конферансье А. Алексеева, Б. Бенцианова6, фрагменты литературных работ деятелей эстрады Е. Гершуни, А. Конникова,.

B. Коралли, И. Набатова, Л. Утесова7 и др.

1 Бейлин A.M. Аркадий Райкин. М., 1960; Бейпин A.M. Аркадий Райкин. Л.- М., 1965; Уварова Е. Д. Аркадий Райкин. М., 1986.

Аркадий Райкин в воспоминаниях современников. М., 1997; Горшенина В. З. Прошлое не отменяется. М., 2007; Райкин А. И. Воспоминания. М., 1988.

Ардов В. Е. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968; Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. Заметки писателя. М., 1968; Грин М. Я. Публицист на эстраде. М., 1981; Мечик Д. И. Искусство актера на эстраде. Л., 1972; Фшпшонов Ю. С. Заметки о слове на эстраде. М., 1970.

4 Миронова М. В., Менакер A.C. .В своем репертуаре. М., 2001; Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. Фельетоны. Статьи. Выступления. М., 1976; Петросян Е. В. Хочу в артисты. М., 1994; Шифрин Е. З. Театр имени меня. М., 1994.

5 Грин М. Я. Бен Бенцианов. М., 1986; Виккерс Р. Б. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982; Шапировский Э. Б. Конферанс и конферансье. М., 1970.

6 Алексеев А. Г. Серьезное и смешное. -Полвека в театре и на эстраде. М., 1972; Бенцианов Б. Н. И все это вместе называется — жизнь. Роман-быль. СПб., 2005. 7.

Гершуни Е. П. Рассказываю об эстраде. Л., 1968; Конников А. П. Мир эстрады. М., 1980; Коралли В. Ф. Сердце, отданное эстраде. М., 1988; Набатов КС. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957; УтесовЛ.О. Спасибо, сердце! М., 1976.

Материалом исследования в диссертации стали аудио и видеозаписи работ известных артистов разговорных жанров прошлого и современности, описание номеров различных разговорных жанров, содержащееся в литературе по эстраде, интервью и личные беседы с деятелями эстрадного искусства, а также естественный эксперимент в виде педагогического опыта автора по преподаванию учебных дисциплин «Сценическая речь» и «Слово на эстраде» на курсах артистов и режиссеров эстрады Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью расширить теоретические представления об искусстве слова на эстраде, а также профессиональную базу обучения и повышения квалификации артистов и режиссеров разговорных жанров эстрады. Результаты исследования могут быть использованы в театральных учебных заведениях в рамках преподавания дисциплин. «Сценическая речь» и «Слово на эстраде», а также при чтении курсов истории и теории эстрадного искусства. Классификационная таблица речевой характерности, может быть применена артистами и режиссерами как пособие при воплощении художественного образа (маски) в разговорных жанрах эстрады.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (257 названий).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разговорная эстрада уже давно стала неотъемлемой частью культурно-развлекательной жизни общества. С неизменным успехом проходят концерты М. Жванецкого, М. Задорнова, Р. Карцева, Г. Хазанова, Е. Петросяна и др. На телевидении популярностью пользуются программы с участием артистов разговорных жанров «Аншлаг», «Городок», «Смехопанорама», «Смеяться разрешается», «Смех с доставкой на дом», «6 кадров» и пр. Активно используя и развивая приемы балагана, скоморошества, лицедейства и игрового театра, разговорная эстрада выработала и достаточно внятно сформировала свои законы: общение со зрителем подразумевает активное вовлечение его в процесс игры, чему способствует использование различных игровых приемов (непосредственное обращение к публике, включение ее реплик или действий в контекст номера, открытость приемов трансформации артистом внешности и речевых особенностей при создании образа (маски) и т. д.).

— формой сценического существования становится номер, а разнообразное объединение номеров различных жанров позволяет формировать эстрадные программы, концерты и шоу;

— исполнитель выступает в образе (маске);

— основой для создания номера, образа (маски) становятся в первую очередь свойства личности и артистические возможностиисполнителя, текстовым материалом — произведения эстрадных авторов-сатириков или самих исполнителей.

Обозначились также и специфические требования к специалистам, работающим в разговорных жанрах:

— незаурядные чувство юмора, вкусразвитые фонематический слух, широта тембрового и звуковысотного диапазонов, темпоритмическая подвижность речи, мобильность и трансформируемость голосового и артикуляционного аппаратов;

— владение видами речевой характерности (дикционной, говорной, акцентной, темпоритмической, лексико-стилистической и пр.), навыками пародирования, имитации и звукоподражания;

— умение работать с прозаическим и стихотворным текстом, самостоятельно обрабатывать и подготавливать текстовой материал для эстрадного номераспособность к импровизации и авторству.

В результате проведенного исследования выявлены и систематизированы виды игровых механизмов применения речевой характерности, как основного средства создания художественного образа (маски) в разговорных жанрах эстрады: дикционная характерность, т. е. использование дикционных дефектов, таких как различные виды сигматизмов, ротацизмов, ламбдацизмов, применение артикуляционных и дикционных трансформацийговорная характерность — содержащая вариативные изменения общепринятого словесного ударения, орфоэпические и диалектно-лексические отличия от нормативной речиакцентная характерность — представляющая собой систему особенностей произношения, свойственных говорящему на не на своем родном языкетемпо-ритмическая характерность проявляющаяся в разнообразных формах речевой аритмии: скороговорке (тахилалии), замедлении (брадилалии), заикании (логоневроз) — возрастная характерность, рассматривающая и использующая особенности детской и «старческой» речиголосовая характерность, включающая интонационное разнообразие, и вариативное использование громкостного и высотного диапазоновпаралингвистические проявления, включающие нюансы пауз, вздохи, кашель, смех, плач и пр. лексико-стилистическое своеобразие речи, отражающее различия социальных групп и слоев, что находит выражение в словарном запасе, особенностях построения фраз, неверном словоупотреблении и постановке ударений в словах, обращении к устойчивым идиоматическим выражениям, сленгу, профессионализмам, насыщение речи «словами-паразитами» и т. д. речь" животных, птиц, предметов, сказочных существ и пр., отражающая поиски артистами эстрады особых речевых и голосовых характеристик для исполнения монологов от лица неодушевленных и одушевленных созданий, сказочных персонажей и т. д.

Осмысление личного педагогического опыта и опыта коллег, позволило утверждать, что речевое обучение артистов и режиссеров эстрады в высшей театральной школе должно в первую очередь учитывать специфику эстрадного искусства в целом и каждого из разговорных жанров в отдельности. Знакомя учащихся с лучшими работами мастеров разговорных жанров, тем самым бережно сохраняя эстрадные традиции, в тоже время предоставлять возможность развивать индивидуальные артистические способности, искать «свои» тему, образ (маску), репертуар > и способы их воплощения. Для этого предлагается активно использовать принципы и приемы игрового метода обучения: тренинг, направленный на активизацию творческого потенциала студентов, обретение навыков авторства и импровизационной спонтанной речиигровой тренинг развития голосо-речевого аппарата, учитывающий специфические требования профессии (имитацию, пародирование, владение видами речевой характерности, озвучивание сразу нескольких персонажей и пр) — специализированный тренинг работы с накладными масками-личинами, предметами и фактурамисоздание индивидуального репертуара, включающего произведения как «классической», так и сугубо «эстрадной» литературы, а также самостоятельно написанных фельетонов, монологов, реприз и пр.

Современная эстрада требует научно обоснованных подходов к профессиональному обучению артистов и режиссеров разговорных жанров. А. Райкин говорил: «У эстрады много сложностей. Много проблем. Разрешить их можно, только проявив понимание особенностей нашего непростого «легкого» искусства"1. В том случае, когда усилия театральной школы будут направлены на всестороннее развитие творческого и личностного потенциала будущих артистов и режиссеров эстрады, оснащение их всеми необходимыми для профессиональной компетенции навыками и умениями, можно надеяться, что на эстраде снова и снова будут появляться одаренные, высокопрофессиональные артисты и безукоризненно художественные номера разговорных жанров.

1 Райкин А. И. Эстрада-это номер // Эстрада: что? где? зачем?/ отв. ред. Уварова Е. Д. М., 1988. С. 275.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, монографии.
  2. Н.П. Не только о театре. Л.- М., 1966. — 428 с.
  3. Н.П. О театре. Л.- М., 1962. 352 с.
  4. А.Г. Серьезное и смешное. Полвека в театре и на эстраде. М., 1972−342 с.
  5. С.Т. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 29. М., 2006. -480 с.
  6. Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб. 2003.-351 с.
  7. A.M. Звучит слово. М., 1968. 80 с.
  8. A.M. Своими глазами. М., 1965. 230 с.
  9. В.Е. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. — 80 с.
  10. В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. Заметки писателя. М., 1968.- 183с.
  11. A.M. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 1. М., 2002. 544 с.
  12. Г. В. Художественное чтение. М., 1978. — 240 с.
  13. Ю.М. К теории театра. СПб., 2008. 240 с.
  14. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  16. A.M. Аркадий Райкин. М., 1960. 184 с.
  17. A.M. Аркадий Райкин. Л.- М., 1965. 152 с.
  18. A.A. Записки старого сплетника. СПб., 1996.
  19. В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. 127 с.
  20. Э. Жизнь драмы. М., 2004. 416 с.
  21. .Н. И все это вместе называется — жизнь. Роман-быль. СПб., 2005.-256 с.
  22. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 2004. 480 с.
  23. В.В. Школа остроумия или как научиться шутить. М., 2006. — 336 с.
  24. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. — 542 с.
  25. И.А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004. — 319 с.
  26. И.А., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПб., 2009. 424 с.
  27. Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. -272 с.
  28. П. Пустое пространство. М., 1976. — 273 с.
  29. П. Блуждающая точка. Статьи. Выступления. Интервью. СПб., М., 1996.-378 с.
  30. В.М. Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина. СПб,. 2010. 204 с.
  31. Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М., 2004.-271 с.
  32. М.М. К игровому театру. М., 2005. 702 с.
  33. Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999. -460 с.
  34. И.О. Научи себя смеяться: Смехотерапия по-русски М., 2004. 298 с.
  35. A.A., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966.-308 с.
  36. Ю.А. Сценическая речь: Восприятие воображение -воздействие. Вариации для творчества. СПб., 2007. — 432 с.
  37. Ю.А. Сценическая речь: Движение во времени. СПб., 2010. -317с.
  38. Е.Б. Записки. Письма. Статьи. М., 1939. — 405 с.
  39. Н.П. и др. Искусство речи. М., 1977. — 303 с.
  40. Е. Я. Портреты М., 2003. 316 с.
  41. Г. РгоВетривание: Сквозняк между кулисами. Дорога в свете фар. М., 2007.-216 с.
  42. Р.Б. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982. 224 с.
  43. E.H. Возрастная фонетика. М., 2005 207 с.
  44. Д. Игра и реальность. М., 2008. 240 с.
  45. В.Н. Артист — это навсегда! М., 2001. 292 с.
  46. В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996. 254 с.
  47. В.В. Учимся играя. М., 1994. 448 с.
  48. JI.C. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное, (собрание трудов) М., 2001. 368 с.
  49. JI.C. Психология искусства. М., 1968. — 576 с.
  50. В.Н. Не только о сценической речи. Монография. СПб., 2006. -383 с.
  51. В.Н., Кириллова Е. И. Групповые занятия сценической речью. Д., 1983.-38 с.
  52. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 2008. 288с.
  53. Е.П. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. 254 с.
  54. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. -272 с.
  55. И.Б. Стилистика русского языка. М., 2006. 448 с.
  56. В.З. Прошлое не отменяется! М., 2007. 192 с.
  57. М.Я. Бен Бенцианов. М., 1986. 126 с.
  58. М.Я. Публицист на эстраде. М., 1981. 157 с.
  59. Е.С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. М., 1990. -191 с.
  60. Е.С. Призвание — кукольник. Л., 1986. — 199 с.
  61. . О комическом. М., 1974. 224 с.
  62. В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века. СПб., 2007. — 327 с.
  63. М.Г. Тайны загадочного жанра (150 лет на эстраде). М., 1990. -158 с.
  64. Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971. — 207 с.
  65. Ю.А. Леонид Утесов. М., 1982.-208 с.
  66. Ю.А. Искусство советской эстрады. М., 1962. 128 с.
  67. П.М. Сочинения в 3-х. т. / отв. ред. Букатов В. М. М., 1992. т. 1: Технология актерского искусства. 288 с.
  68. М.М. Год за два. Л., 1991. 480 с.
  69. А.Я. Вечера рассказа. Л. М., 1984. — 343 с.
  70. Р.В. Разрозненные страницы. М., 2001 412 с.
  71. Т.В. Психология восприятия комического. Самара., СамГПУ 2002.- 150 с.
  72. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2003. — 200 с.
  73. И.И. Я видел их. М., 1975. 142 с.
  74. Л.М. Эстрада ту Ьоуе. От смешного до серьезного: Записки юмориста. М., 2003. — 414 с.
  75. И.В. Сам о себе. М., 1962. — 371 с.
  76. С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.-101 с.
  77. М. С. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с.
  78. Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007. -304 с.
  79. Е.С. Книга о театральном актере. Л., 1984. — 223 с.
  80. Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб., 2001.-208 с.
  81. М.Ш. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов. СПб., 2008. 249 с.
  82. Е.И., Латышева Н. А. Сценическая речь в театре кукол. СПб., 2009.-157 с.
  83. С.С. История искусства эстрады. СПб., 2008. 448 с.
  84. С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л. 1987. -190 с.
  85. С.С. Эстрадные заведения. М., 2002. 352 с.
  86. М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970. 160 с.
  87. Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Екатеринбург 2005. 224 с.
  88. А.П. Мир эстрады. М., 1980. 272 с.
  89. В.Ф. Сердце, отданное эстраде: Записки куплетиста из Одессы. М., 1988.-206 с.
  90. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975. 210 с.
  91. М.М. Искусство театра кукол. Л., 1973. — 112 с.
  92. Л. Игры, которые воспитывают. Минск 2009. — 480 с.
  93. Э. Встречи в пути. М., 1967. — 360с.
  94. Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968. 454 с.
  95. Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка. М., 2010.-192 с.
  96. Н.А. Владимир Яхонтов. М., 1978. 318 с.
  97. Е.М. И. Ф. Горбунов. Л., 1947. 112 с.
  98. А.П. Проблема сценического характера в современном советском театре кукол. Л., 1988. 34 с.
  99. А.А. Театр кукол. Минск. 1974. 110 с.
  100. Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М., 1989. 528 с.
  101. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. 184 с.
  102. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 176 с.
  103. .Г. В мире эстетики. М., 1988. 272 с.
  104. A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. 424 с.
  105. В.В., Макарова Г. А. Игры в которые играют в России. М., 2008.- 179 с.
  106. С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2010. 208 с.
  107. А. Г. Общая психология. СПб., 2007. — 583 с.
  108. Р. Психология юмора. СПб., 2009. 480 с.
  109. Мархасев Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга — Петрограда Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900−1980 годов. СПб., 2006. — 504 с.
  110. В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 т. М., 1968.
  111. М.С. В театре и в цирке. М., 1976. 303 с.
  112. Д.И. Искусство актера на эстраде. Л., 1972. 119 с.
  113. С. Психология игры. СПб., 1999 320 с.
  114. М.А. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 27. М., 2006 544 с.
  115. М.М. Комедия дель арте (история и современная судьба). Л., 1990.-219 с.
  116. И.С. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957. — 154 с.
  117. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. СПб., 2004. — 252 с.
  118. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 2009. — 656 с.
  119. A.C. Эмоции в нашей жизни. М., 1978. — 270 с.
  120. Е.И. Психология детского творчества. СПб., 2006. — 220 с.
  121. Ю.В. Почти серьезно. М., 1992. 576 с.
  122. Вл.И. Книга о пародии. М., 1989. 544 с.
  123. C.B. Моя профессия. М., 1981. 464 с.
  124. Г. Т. Монолог длиною в жизнь: Рассказы артиста эстрады. JL, 1991.-304 с.
  125. C.B., Садчиков М. В. Виктор Чистяков — гений пародии. СПб,. 1993.-207 с.
  126. Н. Актер и сценический образ. Л., 1935. 99 с.
  127. А.Н. Сценическая речь. М., 1981. — 191 с.
  128. Е.В. Хочу в артисты. М., 1994. 335 с.
  129. Р. Образ и предвкушение. М., 2003. 496 с.
  130. B.C. Товарищ смех. М., 1976. 239 с.
  131. .М. Мария Миронова, Александр Менакер: Монография- Мария Миронова, Александр Менакер. .В своем репертуаре: Мемуары. М., 2001. 541 с.
  132. .М., Ширвиндт A.A., Былое без дум. М., 1997 319 с.
  133. В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 2006 — 256 с.
  134. К.В. Прекрасные черты. Воспоминания. М., 2008. 360 с.
  135. П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации. СПб., 2010. — 313 с.
  136. А.И. Воспоминания. М., 1988. 480 с.
  137. А.И. Без грима. М., 2006. 368 с.
  138. Русская советская эстрада. 1917−1929. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1976. 406 с.
  139. Русская советская эстрада. 1930−1945. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1977. 415 с.
  140. Русская советская эстрада. 1946−1977. Очерки истории, /под ред. Уваровой Е. Д. М., 1981. 527 с.
  141. Русские говоры. К изучению фонетики, грамматики, лексики. М., 1975. 304 с.
  142. H.H. Бенефис на бис. М., 2001. 207 с.
  143. Рябчук-Ситко Т. Ф. Звучащее слово. М., 2003. 128 с.
  144. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999 544 с.
  145. H.A. Заикание. М., 2006. — 191 с.
  146. Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л., 1980.-271 с.
  147. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. 350 с.
  148. Н.И. Геннадий Хазанов. М., 1988. 207 с.
  149. М. В. 2500 скороговорок. М., 2003. 240 с.
  150. М.В. Что нужно знать о стихах. СПб., 2006. — 116 с.
  151. М.В. Скороговорки в речевом тренинге. СПб., 2007. 108 с.
  152. Н.И. Искусство играющих кукол. М. 1983. 270 с.
  153. Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. Фельетоны. Статьи. Выступления. М., 1976. 382 с.
  154. Я.М. В союзе звуков, чувств и дум. М., 1976. — 327 с.
  155. К.С. Собр. соч.: в 9 т. Т. 1 М., 1988.- Т. 3 М., 1990.
  156. Сценическая речь. / под ред. Козляниновой И. П., Промптовой И. Ю. М., 2002.-511 с.
  157. А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.-602 с.
  158. В.И. Чувство речи. СПб., 1997. 159 с.
  159. Театральная энциклопедия в 5-ти томах / глав. ред. Марков П. А. М., 1961−1967.
  160. Г. К. Куплеты в цирке и на эстраде. М., 2005. — 302 с.
  161. Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908 1917. М., 1995.-412 с.
  162. B.C. Вероника Маврикиевна Мезозойская: Я снимаю маску. М., 200.- 192 с.
  163. В.О. О технике актера. M., 1954. 124 с.
  164. Е.Д. Аркадий Райкин. М., 1986. 303 с.
  165. Е.Д. Как развлекались в российских столицах. Cn6v 2004. — 280 с.
  166. Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, (1917−1945). М., 1983. 320 с.
  167. Л.О. Спасибо, сердце! M., 1976. 478 с.
  168. Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех. М., 1978.-216с.>
  169. Ю.С. Заметки о слове на эстраде. М., 1970. 48 с.
  170. .М. Актеры без грима. М., 1971. 381 с.
  171. Т.Б. и др. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
  172. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 2007. -288 с.
  173. Р.Д. Неугомонный! СПб., 2003. 572 с.
  174. Д.И. Повесть. Рассказы. Молитвы. Поэмы. Сцены. Водевили. Драмы. Статьи. Трактаты. Квазитрактаты. СПб., 2000. 512 с.
  175. Д.И. Полет в небеса. СПб., 2004. 334 с.
  176. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. — 464 с.
  177. А. Король и свита. М., 2000. 224 с.
  178. H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. 304 с.
  179. Э.Б. Конферанс и конферансье. М., 1970. — 129 с.
  180. Э.Б. Образы и маски эстрады. М., 1976. — 120 с.
  181. И.Г. Многоликая эстрада. М., 1995. — 413 с.
  182. В.А. Понятие о куклах-актерах и традиционные1заблуждения. М., 2001. 95 с.
  183. А.И. В лаборатории чтеца. М., 1960 208 с.
  184. Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М., 1980. — 248 с.
  185. Е.З. Театр имени меня. М., 1994. 260 с. :
  186. Д.Б. Психология игры. М., 1999. 360 с.
  187. A.M. В нашем доме. М., 1980. 319 с.
  188. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М., 2004. — 862 с.
  189. Н.М. Записки чтеца. М., 1980. 248 с.
  190. Р.Н. Смешное на экране. М., 1964. 208 с.
  191. С.Ю. Кто держит паузу. JL, 1977. 175 с.
  192. П.М. Психология чувств. М., 1958. 384 с.
  193. A.B. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. М., 1999. 96 с.
  194. В.Н. Театр одного актера. М., 1958. 454 с. 1. Тематические сборники
  195. Азы актерского мастерства: Сб. статей к 40-летию театрально-педагогической деятельности В. В. Петрова. СПб., 2002. 239 с.
  196. Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. JL, 1987. 119 с.
  197. Аркадий Райкин в воспоминаниях современников. /Сост. Е. Райкина. М., 1997.-400 с.
  198. Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады. Л., 1971.-208 с.
  199. Вспоминая Михаила Зощенко. / Сост. Ю. Томашевский. Л., 1990. 512 с.
  200. Евгений Вахтангов. / Сост. Л. Вендровская, Г. Каптерева. М., 1984 г. -571 с.
  201. Игры обучение, тренинг, досуг. / Ред. В. Петрусинский. М., 1994. -364 с.
  202. Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Слово в системе искусств. / Ред. Г. Жерновая. Кемерово 2008. Вып. 6. — 276 с.
  203. Мастера художественного слова. М., 1983. 271 с.
  204. Мастера художественного слова. М., 1988: Вып. 2. 304 с.
  205. Мастера эстрады. / Ред. Д. Золотницкий. Л.- М., 1964. 220 с.
  206. Мастера эстрады. / Ред. Б. Поюровский. М., 2003. 304 с.
  207. Мастера эстрады советуют. / Сост. В. Петрова. М., 1967. 88 с.
  208. Михаил Евдокимов. Таких, как я, пол-России. / Сост. Т. Маршкова. М., 2007. 272 с.
  209. Молодые артисты эстрады. К итогам смотра молодежных концертных организаций Ленинграда. Л., 1955. 72 с.
  210. Народный театр. / Сост. А. Некрылова., Н. Савушкина. М., 1991.- 544 с.
  211. О музыкальном воспитании актера в театральном вузе. Л., 1987.- 144 с.
  212. Проблемы современного актерского искусства. Л., 1990. — 162 с.
  213. Русское сценическое произношение. / Ред. С. Кузьмина. М., 1986. -237 с.
  214. Сценическое общение: Труд актера. / Сост. О. Кудряшов. М., 1979. Вып. 22. -144 с.
  215. Сценическая речь: прошлое и настоящее: избранные труды кафедры сценической речи СПбГАТИ. СПб., 2009. 430 с.
  216. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография. / Отв. ред. В. Галендеев. СПб., 2005. — 135 с.
  217. Теория и практика сценической речи. Коллективная монография. / Отв. ред. В. Галендеев. СПб., 2007. Вып. 2. — 208 с.
  218. Типический образ на сцене: Сборник высказываний мастеров театра. М., 1953.- 160 с.
  219. Что и как в театре кукол. / Сост.'И. Жаровцева. М., 1969. — 127 с.
  220. Эстрада без парада. / Сост. Т. Баженова. М., 1990. — 447 с.
  221. Эстрада: что? где? зачем? / Отв. ред. Е. Уварова. М., 1988. 351 с.
  222. Искусство сценической речи. / Сост. И. Промптова. М., 2007. 340 с.
  223. Диссертационные исследования
  224. Л.Д. Проблема говоров в сценической речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПбГАТИ, 2006.
  225. И.А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПбГАТИ, 2005.
  226. П.И. Пути совершенствования голосоречевого звучания актера в специальных условиях театра кукол. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1993.
  227. Е.И. Сценическая речь в театре кукол и речевое обучение актера-кукольника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1983.
  228. H.A. Роль воображения в голосоречевом воспитании актера кукольника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. ЛГИТМиК им Н. К. Черкасова, 1987.
  229. Т.И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПбГАТИ, 2002.
  230. A.B. Феномен маски в театральной культуре. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологи. СПб., 2007.1. Статьи
  231. И.А. Речевые наблюдения // Методическое пособие по сценической речи. М., 2007. Вып. 1. С. 34−51.
  232. И.А. Речеголосовьте имитации // Методическое пособие по сценической речи. М., 2007. Вып. 2. С. 16−32.
  233. А. Неоконченные драматические произведения Даниила Хармса. Театр. 1991. № 11. С. 10−12.
  234. С.А. Импровизация как элемент актерского и режиссерского мастерства // Мастерство режиссера. Первый курс. М., 1982. С. 42−51.
  235. Богданов И. А'. Речевые жанры эстрады сегодня //Теория и практика сценической речи. СПб., 2005. С. 122−130.
  236. СИ. Черты разговорного словоупотребления, в речи персонажей* драматических произведений // Культура речи на сцене и на-экране. М., 1986. С. 62−90.
  237. Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. С. 348−373.
  238. В.И. Структура речевого процесса // Модели речевого процесса в норме и патологии. Доклады и сообщения Всесоюзного симпозиума (13−15 июня 1979 г., г. Гродно) Л., 1980. С. 3−14.
  239. Л.А. Характер и образ: их место в учебном процессе подготовки актера // В' профессиональной школе кукольника. Л., 1987. Вып. 3. С. 44−59.
  240. Ю.А. Аркадий Райкин / Театр. М., 1958. № 5. С. 78−85.
  241. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда реальный театр / Театр. 1991. № 11. С. 18−26.
  242. Т.Б. При участии Аркадия Райкина (Ленинградский театр миниатюр) // Мы идем в театр. Л., 1978. С. 276−287.
  243. Иванова-Лукьянова Г. Н. Особенности интонации актеров // Язык и личность. М., 1989. С. 106−116.
  244. Л.Н. Иноязычный акцент в характерных ролях // Культура речи на сцене и на экране. М., 1986. С. 35−62.
  245. О. О разговорном жанре на телеэкране // Телевизионная эстрада. М., 1981. С. 152−177.
  246. Д.С. Смех как мировоззрение // Смех в древней Руси. Л., 1984. С. 7−71.
  247. .А. Игра как средство воспитания техники сценической речи // Сценическая речь: прошлое и настоящее: избранные труды кафедры сценической речи СПбГАТИ. СПб., 2009. С. 145−166.
  248. Т.М. Три интонационных слоя звучащей фразы // Звуковой строй языка. М., 1979. С. 219−226.
  249. Н.В. Учитель и ученик. (В.Н. Соловьев и А. И. Райкин: уроки профессионализма) / Театрон. СПбГАТИ 2008. № 2. С. 88−94.
  250. P.M. Два рассказа о Райкине // Рома P.M. Повесть и рассказы. М., 1985. С. 133−150.
  251. Н. Конкурс эстрады / Театр. 1958. № 6. С. 150−152.
  252. Русский юмор / СПб. собака, ru. 2007. № 04. С. 79−108.
  253. А. Большое в малом (Театр эстрады) // Мы идем в театр! /Сост. А. Литвин. Л. 1978. С. 269−276.
  254. О.Ю. Работа актера над речевой характерностью // Культура сценической речи. М., 1−979. С. 265−301.
  255. Е.А. Исследование зависимости временной макроструктуры речи от личностных особенностей человека // Исследование моделей речеобразования и речевосприятия. Л., 1981. С. 149−157.
  256. И.Р. Современные проблемы высшего образования актеров эстрады // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986. С. 72−84.
Заполнить форму текущей работой