Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Медологические основы управления затратами в гостиничном бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретически обоснована необходимость внедрения в практику менеджмента гостиничного бизнеса методологии, обеспечивающей управление затратами с использованием классических функций управления в следующей логической последовательности: на основе комплексного анализа и прогнозирования затрат определяются цели, затем осуществляется стратегическое планирование и выбор инструментов управления затратами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
    • 1. 1. Генезис управления затратами
    • 1. 2. Затратообразующие факторы в механизме управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения
    • 1. 3. Инструментарий управления затратами в гостиничном бизнесе
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗАТРАТООБРАЗОВАНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
    • 2. 1. Макроэкономический анализ затратообразования в гостиничном бизнесе
    • 2. 2. Влияние эффекта масштаба на затратообразование независимых и сетевых гостиниц
    • 2. 3. Анализ затратообразования на микроуровне
  • ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЗАТРАТ
    • 3. 1. Выявление зависимости различных видов затрат от категории гостиниц
    • 3. 2. Определение составляющей постоянных и переменных затрат на содержание номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения
    • 3. 3. Влияние «теневых» затрат на принятие управленческих решений в гостиничном бизнесе
  • ГЛАВА IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
    • 4. 1. Формирование модели управления затратами
    • 4. 2. Модель функционирования и организационно-распорядительная система управления затратами в гостиничном бизнесе
    • 4. 3. Определение целевой функции управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения
  • ГЛАВА V. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
    • 5. 1. Внедрение новых критериев оценки в систему классификации гостиниц и аналогичных средств размещения
    • 5. 2. Разработка целевых приоритетов в системе управления затратами
    • 5. 3. Использование комплексного подхода к управлению затратами в гостиничном бизнесе

Медологические основы управления затратами в гостиничном бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие национального гостиничного бизнеса оказывает позитивное влияние на рост экономики страны, играет важную роль в её структурной перестройке и способствует более глубокой интеграции в мировую экономику. Гостиничный бизнес России, относящийся к наиболее динамично развивающимся видам экономической деятельности, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны и рост туристских потоков, еще далёк от международных стандартов.

Неготовность гостиниц к работе в новых экономических условиях и рост конкуренции со стороны западных гостиничных цепей проявились еще в процессе перехода экономики России к рыночным отношениям. Это было связано, прежде всего, с проблемами управления нового для России явления — ведения гостиничного бизнеса и, в частности, с проблемами затратообразования гостиниц.

Специфика гостиничного бизнеса России обусловила возникновение ряда проблем хозяйственной деятельности, характеризующихся высоким уровнем ценовой конкуренциинеполной загрузкой номерного фондавысоким уровнем износа основных средств и ростом затрат на их ремонтсущественной долей материальных затрат в структуре себестоимостинизкой эффективностью контроля постоянных затрат. В этих условиях повышение эффективности управления затратами стало признаваться собственниками и менеджерами гостиниц в качестве задачи стратегического характера.

Предстоящее вступление России в ВТО поставит российские гостиницы и аналогичные средства размещения в совершенно новые условия ведения бизнеса. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы теоретико-методологического и научно-методического обеспечения и повышения эффективности управления затратами гостиниц.

Развитие теории управления затратами позволило ввести в научный оборот и использовать новые методы и инструменты управления. Вместе с тем, гостиничный бизнес испытывает серьезные трудности, связанные с необходимостью применения всё возрастающего числа инструментов управления затратами адекватно складывающейся экономической ситуации.

Представляющие фундаментальную экономическую категорию, дефиниции «управление» и «затраты» требуют дальнейшего исследования и осмысления с точки зрения влияния факторов производства на изменение результатов деятельности гостиниц.

Стратегии управления затратами в гостиничном бизнесе зачастую не связаны с реальными потребностями государства, общества, личности и ведут к усилению диспропорций между спросом и предложением на рынке гостиничных услуг. Ситуация усугубляется ростом числа гостиниц, выстраивающих стратегии управления затратами исходя из собственных интересов менеджмента, не всегда совпадающих с интересами собственников.

Таким образом, стратегии управления затратами гостиниц, с одной стороны, строятся исходя из традиционных подходов, использующих применительно к гостиничному бизнесу ложные допущения, а с другойисходя из приоритетов менеджмента. Системы управления затратами гостиниц, построенные на основе такого рода стратегий, являются исключительно неэффективными, особенно в условиях ограниченных ресурсов.

Актуальность настоящего исследования состоит в обосновании комплексного подхода к повышению эффективности управления затратами гостиничного бизнеса, органически включенного в сферу услуг и взаимодействующего со всеми другими секторами национальной экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Решение проблемы управления затратами в различных отраслях экономики нашло отражение в работах отечественных и зарубежных экономистов.

Проблемы управления затратами на современном этапе развития экономики исследовались такими учеными, как А. Н. Асаул, Е. А. Ананькина, Г. Л. Багиев, Н. Г. Данилочкина, М. А. Бахрушина, О. Н. Волкова, K.M. Гарифуллин, Н. В. Гуков, О. Н. Гончаренко, А. И. Заруднев, С. К. Егорова, М. В. Мельник, Г. С. Мерзликина, С. Н. Михаль, В. Е. Ластовецкий, С. А. Николаева, В. Ф. Палий, Л. А. Парамонова, A.A. Попов, Л. Б. Сульповар, М. И. Трубочкина, В. И. Ткач, М. В. Ткач, Г. И. Хотинская, А. Д. Шеремет, и др.

Среди зарубежных специалистов, рассматривавших проблемы управления затратами, следует отметить А. Брайсона, Дж. Боуэна, С. Л. Брю, П. Брюэра, К. Друри, К. О’Делла, Р. Гаррисона, Д. Грейсона младшего, Р. Вандер Вила, Ф. Котлера, K.P. Макконнелла, М. Х. Мескона, П. Милгрома, Б. Нидлза, Э. Норина, Дж. Мейкенза, Дж. Риса, Дж. Сигела, Ф. Хедоури, Ч. Хорнгрена, Дж. Фостера, р. Энтони, Дж. Шима, Хо Ю-Ши и др.

Специфика управления гостиничным бизнесом исследовалась в работах A.B. Бандурина, P.A. Браймера, И. В. Бушуевой, О. И. Васильчук, Н. О. Володоманова, А. П. Данилова, Е. А. Джанджугазовой, Л. И. Ерохиной, М. А. Жукова, H.A. Зайцевой, И. В. Зорина, Н. И. Кабушкина, Э. К. Какосьяна, Е. В. Качаева, В. А. Квартальнова, М. В. Кобяк, М. Ю. Лайко, А. Л. Лесника, М. А. Морозова, Л. В. Панкова, Л. В. Пасечниковой, H.A. Платоновой, С. С. Скобкина, В. Н. Соловьева, Н. Г. Старчиковой, Н. В. Сухининой, В. Ф. Уколова, А. Н. Умнова, И. В. Христофоровой, A.B. Чернышева, А. Д. Чудновского, Л. П. Шматько, B.C. Янкевича и многих других.

В то же время, несмотря на значительное число научных публикаций, просматривается недостаточная разработанность методологических и концептуальных подходов к управлению затратами в гостиничном бизнесе, что предопределяет необходимость исследования этой проблемы и обусловливает выбор темы диссертации, ее цель, задачи и содержание.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность вопросов управления затратами в гостиничном бизнесе определили выбор темы исследования, ее задач и целей.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методологических и концептуальных основ, научно-методических и практических рекомендаций управления затратами в гостиничном бизнесе.

В соответствии с целью в диссертации поставлены и решены следующие задачи: уточнить и систематизировать понятийный аппарат, характеризующий механизм затратообразования, обосновать место и роль затрат на макро-, мезои микроуровнях гостиничного бизнеса;

— выявить и структурировать взаимосвязи и взаимозависимости элементов системы управления затратами как структурно-функциональной подсистемы менеджмента гостиничного бизнеса;

— обосновать и раскрыть количественный, качественный и структурный характер управления затратами в гостиничном бизнесе;

— выявить проблемы и оценить перспективы развития управления затратами в гостиничном бизнесе на основе анализа ключевых макроэкономических показателей и межуровнего взаимодействия субъектов гостиничного бизнесаразработать обобщенную модель управления затратами в гостиничном бизнесе, позволяющую эффективно применить классические методы и инструменты управления затратами к гостиничному бизнесу;

— выработать и обосновать новый подход к регулированию затратообразования, основанный на выявлении зависимости различных видов затрат от категории гостиниц и аналогичных средств размещения;

— определить целевую функцию управления затратами и обосновать ее зависимость от миссии гостиничного бизнеса;

— разработать новые критерии оценки гостиниц и аналогичных средств размещения на основе взаимосвязи факторов производства с элементами затрат, позволяющие научно обосновать системы их классификации;

— выработать алгоритм, обеспечивающий создание условий для адекватного реагирования менеджмента гостиничного бизнеса на складывающуюся экономическую ситуацию в затратообразующем пространстве;

— разработать методологические основы и практические рекомендации комплексного подхода к управлению затратами в гостиничном бизнесе.

Объектом исследования являются затраты гостиниц и аналогичных средств размещения, влияющие на эффективность их деятельности.

Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие и изменяющиеся в процессе затратообразования в гостиничном бизнесе.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования явились объективные экономические законы развития рыночных отношений, концепция рыночной экономики, теория управления социально-экономическими системами, а также фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления затратами, в том числе гостиничного бизнеса.

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный подход, экономический анализ и синтез, динамический и сравнительный анализ статистических данных, экономические группировки, факторный анализ, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки.

Информационная база исследования. В работе использовались законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные государственной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм), фактические данные по результатам деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения, публикации в специализированных изданиях и средствах массовой информации, Интернет-ресурсы.

Рабочая гипотеза диссертации состоит в обосновании научной позиции автора, базирующейся на концепции национального счетоводства и концептуальных основах управления затратами, разработанных рядом зарубежных и отечественных ученых, согласно которым определяются затратообразующие факторы, формируется добавленная стоимость гостиничных услуг, образуется цепочка ценностей гостиничных услуг и возникают варианты альтернативности затрат. В результате формируется многоуровневая система управления затратами, позволяющая повысить эффективность управленческих решений, направленных на повышение качества услуг в гостиничном бизнесе.

Научная новизна исследования состоит в развитии методологии управления затратами как экономической категории и разработке нового научного направления, представленного системой методологических положений и практических предложений по управлению затратами и направленного на развитие гостиничного бизнеса.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения и научные результаты, полученные лично автором:

1. Уточнен и систематизирован понятийный аппарат, характеризующий механизм затратообразования. Обоснованы место и роль затрат на макро-, мезои микроуровнях гостиничного бизнеса. Определены специфические цели, процессы, результаты и структурно-функциональные элементы, позволяющие выделить управление затратами в отдельный функциональный блок менеджмента гостиничного бизнеса.

2. Доказано что, управление затратами в гостиничном бизнесе, носит количественный, качественный и структурный характер. Количественный характер проявляется посредством ключевых экономических индикаторов и подтверждается статистической оценкой производственных. и распределительных операций, а также операций потребления и накопления.

Качественный характер проявляется во взаимосвязи факторов производства с элементами затрат и подтверждается различным сочетанием использования факторов производства и моделей управления затратами. Структурный характер проявляется в различном уровне запросов потребителей и как следствие реакцией менеджмента на эти запросы и подтверждается различным проявлением эффекта масштаба в малых, средних и крупных гостиницах, а также в независимых гостиницах и гостиничных цепях.

3. Доказана необходимость использования такого понятия, как затраты межуровневых взаимодействий, которые образуются, с одной стороны, крупными гостиничными цепями, и, с другой стороны, независимыми гостиницами в результате реализации макроэкономических стратегий государства и воздействия на независимые гостиницы стратегий крупных гостиничных цепей. Это методологическое положение позволяет фокусировать цели управления затратами как на макро-, так и на микроуровне, а также формулировать сопряженные с целями туризма цели развития гостиничного бизнеса.

4. Разработана обобщенная модель управления затратами в гостиничном бизнесе, обеспечивающая выбор и применение важнейших методов и инструментов управления затратами к гостиничному бизнесу, классификацию и систематизацию массива методов и инструментов управления затратами с позиций гостиничного бизнеса, а также позволяющая выдвинуть гипотезу о том, что каждый из существующих инструментов управления затратами служит для осуществления одной или нескольких функций управления, но не может служить единственным инструментом осуществления всего управленческого цикла.

5. Предложен новый подход к управлению затратами в гостиничном бизнесе, в основе которого лежит классификация затрат, базирующаяся на методологии выявления изменений различных видов затрат в зависимости от категории гостиниц. В результате реализации авторского подхода возникает возможность придать управлению затратами объективный характер, включающий цели, средства их достижения, механизм реализации и неизбежные ограничения, присущие гостиничному бизнесу.

6. Выделен важнейший элемент управления затратами в гостиничном бизнесе — целевая функция, которая жестко привязана через функциональную стратегию к миссии гостиничного бизнеса. Задающая построение логической цепочки «информация — менеджмент — функционирование» целевая функция управления формализует алгоритм оценки эффективности функционирования системы управления затратами по критерию, отражающему предпочтения основных заинтересованных сторон (собственников, менеджмента, персонала и потребителей услуг гостиниц).

7. Разработан алгоритм управления затратами в гостиничном бизнесе, в результате которого создаются условия, обеспечивающие адекватное реагирование менеджмента гостиничного бизнеса на складывающуюся экономическую ситуацию в затратообразующем пространстве. Доказано, что затратообразующее пространство в гостиничном бизнесе формируется на макро-, мезои микроуровне, а основными факторами его образования выступают экономические интересы личности, общества и государства.

8. Предложен методологический подход к научному обоснованию классификации гостиниц и аналогичных средств размещения, основанный на матричном представлении количественно-качественной зависимости использования факторов производства в различных категориях гостиниц, реализация которого позволяет создать систему многоуровневых оценок, соотносимых с уровнем затрат в институциональных единицах гостиничного бизнеса.

9. Разработан и обоснован комплексный подход к управлению затратами в гостиничном бизнесе, включающий концептуальный и аналитический блоки управления затратами в гостиничном бизнесе, закономерности и особенности реализации целевых приоритетов в процессе затратообразования в гостиничном бизнесе, а также блок практических рекомендаций по оптимальному сочетанию государственной и частнопредпринимательской экономической политики в затратообразовании гостиничного бизнеса.

Диссертационное исследование соответствует паспорту специальности ВАК РФ 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг): п. 1.6.109 Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынкап. 1.6.111 Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования, п. 1.6.125 Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в разработке теоретических и методологических основ управления затратами в гостиничном бизнесе, научном обосновании и разработке методического инструментария и практических рекомендаций по управлению затратами с целью повышения эффективности гостиничного бизнеса.

Особую практическую значимость имеют разработанные автором рекомендации к обоснованию затрат в системе классификации гостиниц и предложенный алгоритм управления затратами, обеспечивающий повышение эффективности гостиничного бизнеса.

В диссертации сформулированы конкретные рекомендации органам исполнительной власти по решению задач государственного регулирования затратообразования в гостиничном бизнесе.

Апробация и внедрение. Основные теоретические и методические положения диссертации в 1998—2010 гг. неоднократно представлялись и получили одобрение на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях и семинарах, в частности на Международной научно-технической конференции «Наука-сервису», Москва 1998, 2004 гг., Межрегиональной научно-практической конференции КИУЭС, Королев, 2007 г., Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития», Пенза 2008, 2009 гг., VIII Международной научно-практической конференции «Аудит, налоги и бухгалтерский учет: основы, теория и практика», Пенза, 2009 г., Круглом столе «Общество, туризм, сервис: опыт, проблемы и перспективы развития», Москва, 2009 г., X Международной научно-практической конференции «Реформирование системы управления на современном предприятии», Пенза, 2010 г., VII Всероссийской научно-практической конференции «Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем», Пенза, 2010 г., IV Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами», Пенза, 2010 г., XI Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса», Москва, 2010 г.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе ФГОУВПО «РГУТиС» при подготовке учебно-методических комплексов и чтении лекций по дисциплинам «Прогнозирование ¦ и планирование в туристической деятельности», «Управленческий анализ в отраслях», «Статистика туризма», а также при обеспечении студентов методическими разработками по курсовому и дипломному проектированию.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 45 работах, общим объемом 161,8 п.л., в том числе авторские — 66,4 п.л. Из них 15 статей в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.

Структура диссертации. В соответствии с логикой исследования диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы, а также пятнадцати приложений.

Результаты исследования поведения затрат гостиниц и аналогичных средств размещения позволили сделать следующие выводы:

— поведение затрат зависит от категории гостиниц или аналогичных средств размещения;

— в гостиницах или аналогичных средствах размещения какой-либо категории поведение затрат может быть аналогичным поведению затрат гостиниц или аналогичных средств размещения других категорий и различаться лишь абсолютными значениями затрат;

— наибольшее различие в поведении затрат гостиниц и аналогичных средств размещения проявляется на границе сегментов «три звезды» -«четыре звезды»;

— поведение затрат гостиниц и аналогичных средств размещения различно в зависимости от принятого для исследования классификационного признака затрат.

Разработанная модель целевой функции управления позволила формализовать алгоритм оценки эффективности функционирования системы управления затратами по критерию, отражающему предпочтения основных заинтересованных сторон (собственников, руководства, персонала гостиницы и др.). Так, целевая система управления затратами начинается с установления миссии системы управления затратами, выражающей философию и смысл ее существования.

Для гостиниц и аналогичных средств размещения необходим переход к принципам, выработанным для рыночной экономики. К этим принципам в работе отнесены: учет полезности и альтернативной стоимости (вмененных затрат) рассматриваемых проектов, а также возможность косвенной оценки затрат и результатов, не имеющих денежного выражения (рыночной цены) и где основные инструменты соизмерения — предельная полезность и предельные затраты. Этим принципам отвечают показатели формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» гостиниц и аналогичных средств размещения.

Основываясь на том, что миссия системы управления затратами не должна зависеть от текущего состояний управления затратами в конкретной гостинице или аналогичном средстве размещения и она должна отражать устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия менеджмента. Выдвинуто предположение, что миссия системы управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения направлена не на снижение и не на увеличение, а конкретно на регулирование затрат.

Таким образом, систему управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения предложено рассматривать как функциональную подсистему менеджмента в гостиничном бизнесе, основывающуюся на принципах соизмерения затрат и результатов, и осуществляющую эффективное регулирование затрат.

Определение миссии управления затратами позволило образовать фундамент для установления целей системы управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения как в целом, так и ее элементов, каждый из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели.

Цель системы управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения, которая конкретизирует миссию, может быть выражена как обеспечение внутриорганизационного управления, обеспечивающего достоверную оценку вкладов центров ответственности в результаты деятельности, децентрализацию и контроль формирования затрат на основе оценочных показателей. Без комплексного, системного подхода к определению целей элементов системы управления затратами не может обойтись ни одна гостиница и аналогичное средство размещения.

Определено, что лучшим способом решения проблемы эффективного регулирования затрат в гостиничном бизнесе является упорядочение задач управления затратами с учетом их взаимосвязи с функциями управления и создание механизма, позволяющего решать различные задачи, стоящие перед менеджментом в области управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения.

Выявлена «ловушка» установления менеджментом цены оказываемых гостиничных услуг без учета оптимального затратообразования. Механизм её действия заключается в том, что затраты, которые готов понести менеджмент гостиниц, образуются в результате взаимодействия значительного массива разрозненных управленческих решений, как внутренних, так и внешних. Объективно менеджмент не способен знать всю информацию о ценах на покупаемые ресурсы и осуществляет затраты, которые в схожих обстоятельствах могли бы быть иными.

В результате исследования выявлена «ловушка» замещения «импортируемых» методов управления затратами, несовместимыми со сложившимися традициями делового оборота в отечественных гостиницах и аналогичных средствах размещения и не гарантирующих повышение эффективности управления затратами в российских условиях. Рассмотренные в исследовании «ловушки» позволили проанализировать механизм их возникновения и выявить эффекты, сопутствующие их развитию и укоренению.

Обосновано, что эффективность управленческого решения зависит в конечном итоге от степени открытости системы управления, правильности выбора ее основных параметров и практикуемых методов управления затратами.

Прослежена взаимосвязь элементов системы управления затраты в гостиничном бизнесе, как между собой, так и с внешней средой, в результате взаимодействия которых формируется затратообразующее пространство гостиничного бизнеса. Процесс формирования затратообразующего пространства предопределяет алгоритм управления затратами в гостиничном бизнесе.

Анализ действующей в настоящее время в Российской Федерации системы классификации гостиниц и других средств размещения показал, что требования, предъявляемые к гостиницам разных категорий, в большинстве своем нерациональны с точки зрения отсутствия необходимости в них для потребителей и возникновении неоправданных затрат гостиниц. При этом существующая система классификации гостиниц ориентирована преимущественно на технические параметры и нормативные составляющие, не позволяющие улучшать качество обслуживания клиентов и повышать уровень гостиничного сервиса. Это в свою очередь, является тормозом для развития гостиничного бизнеса в России в целом. Поэтому в работе были разработаны новые критерии оценки гостиниц и аналогичных средств размещения на основе факторов производства с позиции элементов затрат необходимые для системы их классификации.

Сформулировано положение, согласно которому стратегический характер управления затратами в гостиничном бизнесе возникает лишь в результате использования комплексного подхода, включающего в качестве своей основы содержательное определение системной цели гостиниц и гостиничных цепей, целевых приоритетов личности, общества и государства и исключающего из приоритетов гостиничного бизнеса непосредственно интересы менеджмента и ложные допущения, не позволяющие осуществлять эффективное стратегирование.

Обоснованы концептуальный и аналитический блоки управления затратами в гостиничном бизнесе, позволяющие использовать закономерности и целевые приоритеты в процессе затратообразования. Концептуальный блок включает разработку научно-методического аппарата, направленного на совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования затратообразования в гостиничном бизнесеразработку первоочередных мер, соответствующих целевым приоритетам гостиничного бизнеса и смежных отраслей. Аналитический блок включает методологию применения инструментов управления затратами, вариантов использования методов управления затратами в гостиничном бизнесе на основе показателей и индикаторов затратообразования.

Комплексный подход к управлению затратами в гостиничном бизнесе требует выработки мер государственной политики, направленных на повышение эффективности затратообразования:

— совершенствование налогового регулирования затратообразования;

— совершенствование методик учета затрат гостиниц и аналогичных средств размещения;

— совершенствование методологии статистической отчетности;

— рациональное размещение производительных сил на территории Российской Федерации, позволяющее на основе перераспределения затрат дать толчок к дальнейшему развитию гостиничного бизнеса и смежных с ним отраслей, в том числе туризма.

Результаты разработанных методологических основ управления затратами в гостиничном бизнесе позволили доказать, что управление затратами выступает основным звеном минимизирующим экономические риски и создающим базу для новой идеологии развития гостиничного бизнеса. Методология оптимального сочетания общеэкономических закономерностей и экономических интересов участников рынка гостиничных услуг с государственной и частно-предпринимательской экономической политикой, территориальными особенностями ведения гостиничного бизнеса, применяемыми инструментами управления затратами, нацеленными на новый концептуальный подход к затратообразованию в гостиничном бизнесе, позволяет запустить механизм адекватного реагирования менеджмента гостиничного бизнеса способствующего развитию экономики России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило выработать следующие выводы и рекомендации.

Сложность новых подходов к созданию системы управления затратами в гостиничном бизнесе обусловлена тем, что услуга не несет какой-либо материально-вещественной формы и стоимость услуги не всегда равна затратам на ее производство.

В гостиничном бизнесе может и должна быть создана система управления затратами представляющая собой целую, многоуровневую подсистему менеджмента и состоящая из множества взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, к которым относятся цели, процессы, центры ответственности, ресурсы гостиниц и аналогичных средств размещения.

Под системой управления затратами понимается целевая, многоуровневая подсистема менеджмента гостиниц и аналогичных средств размещения с множеством взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и связей между ними. Основными элементами системы управления затратами являются центры ответственности.

Выявлены особенности затрат, которые позволили сформулировать основные задачи системы управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения: закрепление главенствующей роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельностиопределение основных методов управления затратамиопределение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат гостиниц и аналогичных средств размещения.

Исследование всей совокупности инструментов управления затратами показало, что существующие методики и инструменты управления затратами не адаптированы к отечественной системе управления затратами. Недостаточность исследований данной проблемы с учетом специфики гостиничного бизнеса, позволила предложить новый методологический подход к систематизации и группировке методов и инструментов управления затратами, позволяющий сгруппировать инструменты в четыре основных и одну вспомогательную группы, отражающих степень их применимости к гостиничному бизнесу.

Анализ связи методов и инструментов управления затратами с функциями управления позволил обосновать применение комплексного подхода, как наиболее эффективного средства принятия менеджментом гостиничного бизнеса управленческих решений, с учетом влияния внешней и внутренней среды и обосновать обобщенную теоретическую модель управления затратами в гостиничном бизнесе.

Предложена обобщенная теоретическая модель управления затратами в гостиничном бизнесе, которая позволила сделать вывод о том, что каждый из современных методов управления затратами служит инструментом осуществления одной или нескольких функций управления, и при этом не может служить единственным инструментом осуществления всего управленческого цикла.

Теоретически обоснована необходимость внедрения в практику менеджмента гостиничного бизнеса методологии, обеспечивающей управление затратами с использованием классических функций управления в следующей логической последовательности: на основе комплексного анализа и прогнозирования затрат определяются цели, затем осуществляется стратегическое планирование и выбор инструментов управления затратами, после чего в организационно-распорядительной подсистеме запускается механизм затратообразования, формирующий для обработки в учетно-аналитической подсистеме информации о затратах, в результате в функциональной подсистеме определяются ценность и стоимость услуг и, наконец, менеджмент, условно разделяя различные виды затрат, контролирует реализацию стратегии и учитывая варианты поведения затрат, координирует центры ответственности.

Проведенный в работе анализ позволил сделать вывод о наличии тенденции к снижению в последнее десятилетие доли услуг гостиниц в структуре платных услуг населению. При этом, последовательное снижение доли услуг гостиниц в объёме услуг населению с 3% в 2001 г. до 2,6% в 2009 г. свидетельствует о наличии ключевых проблем, имеющих принципиальное значение и оказывающих негативное влияние на формирование валового внутреннего продукта страны (вклад гостиничного бизнеса не превышает 1% ВВП), доходов бюджета, занятость и инвестиции в указанной сфере.

В последние годы снижается доля валовой добавленной стоимости (ВДС), произведенной институциональными единицами сектора нефинансовых корпораций при незначительном росте доли ВДС в секторе домашних хозяйств. Это подтверждает наличие количественных изменений в характере управления затратами в гостиничном бизнесе, обусловленное спецификой затратообразования в секторе домашних хозяйств, предоставляющем услуги во временном проживании.

Детализированный анализ экономических результатов гостиничного бизнеса в контексте концепции национального счетоводства по счетам «Затраты-Выпуск» позволил выявить парадокс, заключающийся в том, что производство услуг гостиниц в динамике за период 2002;2009 годы выросло более чем 5 раз, промежуточное потребление возросло более чем в 4 раза, а валовая добавленная стоимость увеличилась лишь в 3 раза.

Выявленные диспропорции позволили обосновать наличие некоторых количественных изменений удельных весов использования ресурсов гостиниц. Так, при росте за последние годы абсолютных значений расходов на оплату труда более, чем в 4 раза, относительные значения указанного элемента затрат имеют тенденцию к снижению. Это обстоятельство подтверждает наличие количественных изменений в затратообразовании гостиничного бизнеса и требует новых подходов к управлению затратами гостиниц.

На основе анализа региональных показателей в работе обоснован тезис о том, что для многих регионов, таких как, Республика Дагестан, Краснодарский край, Псковская, Брянская, Астраханская, Кировская области, Ставропольский край деятельность гостиниц и аналогичных средств размещения может стать «точками роста» экономики региона.

Выявление тесноты связи между числом мест и затратами коллективных средств размещения было проведено путем расчёта коэффициентов опережения и коэффициента корреляции. Рассчитанные коэффициенты опережения позволили сделать вывод о том, что рост затрат коллективных средств размещения России значительно опережает рост числа мест в коллективных средствах размещения, при этом имеется тенденция к уменьшению размеров этих опережений.

Расчёт коэффициентов корреляции позволил сделать вывод о весьма 1 тесной связи показателей, свидетельствующей о том, что число мест влияет на объем затрат гостиниц и аналогичных средств размещения.

Сделан вывод о том, что затраты мезоэкономического уровня количественно отражают использование ресурсов некоторой совокупностью институциональных единиц гостиничного бизнеса в результате взаимодействия «вертикальных» и «горизонтальных» субъектов национальной и региональных экономик.

Выявлено, что качественно обособленные группы институциональных единиц гостиничного бизнеса формируют структуру субъектов мезоуровня, которая может быть представлена в следующем виде: в «нисходящем» аспекте — государство, бизнес, домашние хозяйствав «восходящем» аспекте — гостиницы, гостиничные комплексы, крупные гостиничные цепи.

Управление затратами гостиничного бизнеса на мезоуровне предполагает согласование стратегий развития гостиничного бизнеса с реализуемыми стратегиями государства в вертикальных взаимосвязях и согласование путей развития гостиничного бизнеса с развитием сопряженных отраслей, в том числе туризма, в горизонтальных отношениях.

Разделение затрат в зависимости от объема производства играет определяющую роль в системе управления затратами. В то же время такое деление затрат носит достаточно условный характер, так как не всегда можно с уверенностью отнести к определенному виду те или иные затраты.

Сделан вывод о том, что снижение затрат, как правило, негативно влияет на менеджмент гостиниц и аналогичных средств размещения. Это подтверждается анализом абсолютных значений постоянных затрат. Чем выше категория гостиницы и аналогичного средства размещения, тем выше абсолютные значения постоянных затрат, и тем качественнее и профессиональнее относится к своей работе персонал и менеджмент гостиницы. Чем ниже категория гостиниц и аналогичных средств размещения, тем ниже постоянные затраты и, как следствие, у низкой категории средства размещения ниже требования, предъявляемые к персоналу гостиницы.

Помимо деления затрат на постоянные и переменные, затраты гостиниц и аналогичных средств размещения могут быть сгруппированы как затраты на оказание гостиничной услуги и затраты на исправление ошибок при оказании гостиничной услуги. Тем самым может быть снята неоднозначность отнесения затрат к тому или иному классу по традиционной классификации, принятой в отечественной экономической науке и, что самое важное, это позволяет высветить масштабность потерь, поскольку многие из затрат при других подходах выпадают из поля зрения и не рассматриваются как потери.

Для ранжирования объектов гостиничного хозяйства необходима также и информация о затратах, показывающая вклад каждого центра ответственности в формирование себестоимости гостиничной услуги. Очевидно, что нельзя снижать затраты за счет интересов гостей, нельзя снижать затраты и за счет персонала и управляемости коллективного средства размещения.

Предложено, что затраты должны быть отнесены или к затратам, добавляющим ценность гостиничной услуги, или к затратам, не добавляющим ценность, гостиничной услуги. Так, затраты, добавляющие ценность могут быть обусловлены потребностью гостей коллективного средства размещения в добавлении тех или иных процессов обслуживания, что потребует увеличения себестоимости, а также могут приобретать форму модернизации или инноваций, которые на самом деле позволят снизить себестоимость услуги.

В отношении тех затрат, которые не добавляют ценности, все усилия менеджмента гостиниц и аналогичных средств размещения должны быть направлены на устранение тех процессов, которые порождают эти затраты.

В этом проявляются черты нового подхода, суть которого заключается в построении системы сбора информации о затратах, отражающей все процессы и реальные потери, и позволяющей ранжировать объекты с точки зрения вклада в себестоимость и добавления ценности.

Условность деления затрат на постоянные и переменные обусловлена тем, что одна и та же статья расходов в различных условиях может как зависеть, так и не зависеть от объемов оказанных гостиничных услуг.

Классификация затрат на постоянные и переменные расходы на содержание номерного фонда не может быть определена раз и навсегда, а должна постоянно пересматриваться и уточняться. Обоснованное установление доли переменных и постоянных расходов в составе себестоимости услуг гостиниц имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение, а значит, решение данной проблемы крайне важно.

Одним из основных практических результатов классификации расходов гостиниц и аналогичных средств размещения в зависимости от объема производства гостиничных услуг стала возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность. При этом менеджмент гостиницы получает информацию относительно «вклада» каждого номера в общий финансовый результат, что позволяет избежать ошибочных решений, принимаемых в случае калькулирования себестоимости в объеме полных затрат (переменных и постоянных).

Обосновано, что при анализе принимаемых решений менеджмент гостиниц и аналогичных средств размещения должен уделять внимание структуре затрат и наличию в ней постоянных и переменных расходовудельному весу в выручке от реализации услуг переменных расходовсоставу и величине постоянных расходовтак называемым смешанным затратам, которые, в свою очередь, могут быть разделены на переменную и постоянную части.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Л. Интеллектуальная собственность и экономические формы ее проявления: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. М., 1998. — 196 с.
  2. Ю.П., Щепетова С. Е. Путь к системе экономики качества// Стандарты и качество. 2003. № 4. с. 68−73.
  3. В.Б., Рудаков М. Н. Теория организации: учеб. пособие. — Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 2001. 316 е., ISBN 5−8021−0182−2.
  4. А.Ю. Международный туризм: учебник. — М.: КНОРУС, 2010.-464 е., ISBN 978−5-406−463−0.
  5. Е.А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами. М.: «Издательство приор», ИВАКО Аналитик, 1998. — 64 е., ISBN 5−7990−0095−1.
  6. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности/ Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 231 с.
  7. Е.И., Каурова O.B. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль. М.: Издательство «Дело и сервис, 2006. — 288 е., ISBN 58 018−0273−8.
  8. A.B. Повышение эффективности гостиничных предприятий// Менеджмент и право, № 3, 2009.
  9. A.B. Инновационные методы сокращения затрат гостиничных предприятий// Инвестиции и инновации, № 6, 2010.
  10. И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. — Киев: Ника-Центр, 1999.-592 с.
  11. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2000.
  12. А. Управлять затратами в условиях кризиса, стабильности и далекого будущего нужно по-разному//Эксперт, 1998. № 32 с.30−34
  13. P.A. Обзор индустрии гостеприимства. — М.: Аспект-пресс, 1995.
  14. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 382 е., ISBN 5 756 700 285.
  15. А., Хо Ю-Ши. Прикладная теория оптимального управления. -М.: Мир, 1972.-544 с.
  16. И.В. Современное состояние сферы платных услуг: Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Под ред. Ю. П. Свириденко. Т.1. — Вега интел XXI, 2001). 448 е., ISBN 5−314−149−7.
  17. Бухгалтерский учет и аудит: учебник/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова. — М.: Экономисту 2008. 493 с.
  18. Вандер Вил Р., Палий В. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 1997. -480 е., ISBN 5−86 225−389−0.
  19. JI.C., Ряховский Д. И., Петровская М. В. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЭКСМО, 2009 — 540 с.
  20. О.И., Старчинкова Н. Г., Данилов А. П., Сухинина Н. В. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа в туризме и гостиничном бизнесе. Тольятти: изд-во ПВГУС, 2008. — 204 е., ISBN 978−59 581−0128−3.
  21. М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-JI, 2007.-570 с.
  22. Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1998. 256 е., ISBN 5−86 225−821−3.
  23. В.Р. Основы менеджмента. -М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд.», 1996. 384 с.
  24. М.В. Социально-экономическое влияние развития сферы платных услуг на экономику региона// Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом», № 1 (11), 2009, http://rguts.ru/electronikJornal.
  25. О.Н. Управленческий учет: учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-472 с.
  26. Н.О., Морозов М. А. Умнов А.Н. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. М.: ИПФ «Талер», 2001 г. — 232с.
  27. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. — 253 с.
  28. Н.И. Стратегическое управление факторами производства рекреационных услуг в Российской Федерации //Автореф. дис.. докт. экон. наук.-СПб, 2009.-35 с.
  29. В.В., Гальперин В. М. Пятьдесят лекций по микроэкономике Электронный ресурс. URL: http://50.economicus.ru/index.php? ch=3&le=22&r=l&z=l.
  30. K.M. Учет и калькулирование в автоматизированной подсистеме управления себестоимостью продукции. — Казань: КГУ, 1986. — 237 с.
  31. Е.П. Основы маркетинга: учебник. М.: Финпресс, 1999. — 656 е., ISBN 5−8001−0018−7.
  32. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник.2-е изд. М.: Дело, 2001. -440 е., ISBN 5−7749−0197−1.
  33. Гостиничный и туристский бизнес: учебник/ Под ред. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. -352 с.
  34. Государственный стандарт РФ «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» ГОСТ Р 51 185−2008, приказ Ростехрегулирования от 18.12.2008 г., № 518 ст.
  35. Гостиничный бизнес: Характеристика ситуации на рынке, последние тенденции и прогнозы, http://www.prohotel.ru/articles-106 187/0/.
  36. Н.В. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения предприятий бытового обслуживания. М.: Легкая индустрия, 1977. — 183 с.
  37. Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. А. Джанджугазова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 244 с. ISBN 5−7695−3117−7.
  38. Джексон Грейсон младший, Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ./ Авт. предисл. Б. З. Мильнер. — М.: Экономика, 1991. -319 с.
  39. И.П. Управление издержками и ценообразование. — М.: Экспертное бюро, 1997. 64 с.
  40. A.A. Совершенствование учета на предприятиях бытового обслуживания. -М.: Легпромбытиздат, 1986. — 184 с.
  41. К. Управленческий и производственный учет. Пер. с анг.: Учебник.- М.:ЮНИТИ, 2005. 735 с.
  42. А.П. Организация туризма. СПб.: Питер, 2009. — 320 е., ISBN 978−5-388−125−2.
  43. Д.К., Покарев Г. М. Нормирование материальных ресурсов: Словарь-справочник-М.: Экономика, 1988. 199 с.
  44. Е.В. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе: (вопросы теории и практики): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: 1994 — 47с.
  45. С.К. Информационное обеспечение управления в сфере сервиса.- М.: Юристъ, 2000. 152 с.
  46. С.К. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости в отдельных отраслях бытового обслуживания. М.: МТИ, 1991.-102 с.
  47. В.М. Малая гостиница как сервис и бизнес-план. Энциклопедия начинающего предпринимателя Электронный ресурс. URL: http://www.allprobiz.net/viewpage.php?pageid=1259.
  48. Л.И. Управление сферой бытовых услуг в условиях смешанной экономики. — Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1995. 245 с.
  49. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. 192 е., ISBN 58 001−0014−4.
  50. Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. -М.: Изд-во МГУ, 1991 191 с.
  51. М.Х. Курс промышленного учета. М.: Госстатиздат, 1960. — 398 с.
  52. М.А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис.. докт. экон. наук. -М.: 2003. — 354с.
  53. H.A. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник/Н.А. Зайцева. М.: Академия, 2003. — 224 е., ISBN 5−7695−1480−9.
  54. H.A. Менеджмент в сервисе и туризме: учеб. пособие.2-е изд. доп. -М.:ФОРУМ, 2009. 368 е., ISBN 978−5-91 134−303−3.
  55. Е.А., Козырева О. Н. Экономика отрасли: туризм: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 205 е., ISBN 978−5-16−3 114−9.
  56. А.И., Мерзликина Г. С. Управление затратами хозяйствующего субъекта: учеб. пособие. Волгоград: РПК «Политехник», 2002. — 98 с.
  57. Звезды на пересчет. Ведомости. Выпуск от 22.06.2010 г., № 112 (2630)// http://www.vedomosti.ru.
  58. А.Б. Экономика туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 е., ISBN 5−279−2 729−4.
  59. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. — Минск: Полымя, 1997. 571 е., ISBN 9−850−70 109−9.
  60. И.В., Каверина Т. П., Квартальнов В. А. Туризм как вид деятельности. -М.: Финансы и статистика, 2005. 288 е., ISBN 5−279−24 430.
  61. A.B. Элитариум. Менеджмент. Стратегический менеджмент. Электронный ресурс. URL: http://www.elitarium.ru/2009/06/10/ zakonubyvajushhejjotdachi.html.
  62. В.В., Волков А. Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2010. — 336 с.
  63. М.Е. Потенциал гостиничного бизнеса и пути повышения его использования (на примере гостиничных предприятий г. Москвы): Дис. .канд. экон. наук. М., 2002. — 197 с.
  64. B.JI. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты: Дис. докт. экон. наук.08.00.01. М., 1998. — 392 с.
  65. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск, МП «ЭНИКС», 1992. — 168 с.
  66. B.C. и др. Менеджмент: проблемы, программа, решение. JL: Лениздат, 1990. — 112 е., ISBN 5−289−571−4.
  67. Н.И. Управление гостиницами и ресторанами: учеб. пособие. — Минск: БГЭУ. 416 е., ISBN 978−985−484−541−8.
  68. Н.И. Менеджмент туризма: учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001.-432 е., ISBN 985−6516−34−0.
  69. B.C., Шемраков В. Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. — 384 е., ISBN 978−5-9924−0006−9.
  70. И.М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия. М.: 2000. URL: http ://www. iu.ru/biblio/archive/klj amkintenevj а/01. aspx.
  71. Комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев условие создания рыночной инфраструктуры на автомобильном транспорте/ В. В. Андрухович и др. — Мн: БелНИИНТИ, 1991.- 72 с.
  72. Э. К. Стратегия управления предприятиями гостиничного хозяйства: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2001 — 160 с.
  73. Т.Е., Каурова О. В., Малолетко А. Н. Статистика туризма = Tourism statistics: учебник. М.: КНОРУС, 2009. — 240 е., ISBN 978−5-40 600 179−0.
  74. A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г. Контроллинг в бизнесе. 2-е изд.—М.: «Финансы и статистика», 2003.-256 с.
  75. О.В., Малолетко А. Н. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: учебник. М.: КНОРУС, 2009. — 240 е., ISBN 978−5390−160−8.
  76. Е.В. Формирование системы управления гостиничным хозяйством. Автореф. дис. канд. экон. наук. -С-Пб., 1994. -27 с.
  77. Качественные затраты или затратное качество? / Под ред. Дж. Кампанелы Электронный ресурс. URL: http://www.inventech.ru/lib/quality/quality-0001/.
  78. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. -М.: Финансы и статистика, 1999. 491с.
  79. М.В., Скобкин С. С. Управление качеством в гостинице. М.: «Магистр, 2008. — 512 е., ISBN 978−9776−0049−1.
  80. Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. -М.: Проспект, 2009,-448 е., ISBN№ 978−5-392−517−8.
  81. Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности// Финансовый менеджмент, № 4, 2004. с. 26−36.
  82. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. сл. Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. 638 с.
  83. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: Юнити, 1998.-787 с.
  84. Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление/ Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. (Серия «Мастерство»). — 578 с.
  85. Ф. Качество и Я. / Филипп Б. Кросби. М.: Стандарты и качество, 2003. — ISBN 5−94 938−015−0.
  86. Е.М. Экономическая эффективность систем управления в гостиничном хозяйстве: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М.: 2005. 194 с.
  87. Г., 01 Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т.: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981. Т. 1 — 495 е.- Т.2−512 с.
  88. Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. Н. И. Алмазовой -М.: ООО «Изд-во Проспект», 2003.- 366 с.
  89. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988. — 165 е., ISBN 5−27 900 025−6.
  90. М.Ю. Мировая индустрия гостеприимства: учебное пособие./М.Ю. Лайко, Д. А. Штыхно. М.: Российская экономическая академия, 2006.-217 е., ISBN 5−7307−0486−0.
  91. В.Г. Управление затратами на предприятии. М.: Изд-во Бизнес-Пресса, 2001. — 320 с.
  92. А.Л., Смирнова М. Н. Тарифная политика гостиничных предприятий М.: АС ПЛЮС, 2003. — 95 с.
  93. А.Л., Чернышев A.B. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. Монография. М.: Интел универсал, 2000. — 400 с. ISBN 5−93 401−006−9.
  94. В.В., Астахова Н. И. Серия: Высшее профессиональное образование: Менеджмент. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-255 е., ISBN: 5−238 007.
  95. Г. В. Факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса: Дис.. канд. экон. наук. Краснодар, 2006. 146 с.
  96. О.Д. Организация автосервиса. Львов: Орияна Нова, 1998. -330 с.
  97. В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996. -127 с.
  98. М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент. М.: Издательство ПРИОР, 1998. — 384 с.
  99. K.P., Брю С.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Economics: Principles, problems, and policies fourteenth edition: учебник. Пер. с англ. с 14-го изд. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  100. К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. Критика политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: в 50 т. 2-е изд. — М.: 1968.-Т. 46, ч. 1.- 501 с.
  101. К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 26, ч. 1.- 413 с.
  102. С. Гостиничный бизнес: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса / С. Медлик, X. Инграм- (пер. с англ. A.B. Павлов). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-239 с.
  103. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 1990. 136 е., ISBN 5−279−334−4.
  104. Менеджмент в сфере услуг. Под. ред. д.э.н., проф. В. Ф. Уколова. — М.: Луч, 1995.-347 с.
  105. Менеджмент организации. Румянцева З. П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА — М, 1997. — 432 с.
  106. Менеджмент организации: Учебное пособие/Под ред. З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. -М.: ИНФРА-М, 1996. 432 с.
  107. Менеджмент туризма: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. 336 с. ISBN 5−279−2 446−5.
  108. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основа менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. 702 с.
  109. Методологические рекомендации по формированию генеральной совокупности коллективных средств размещения, утверждены Госкомстатом РФ от 24.12.2002 г., № МС-09−23/5746.
  110. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./ Пер. с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т.1. — 468с.
  111. .З., Евенко B.C., Рапапорт Б. С. Системный подход к организации управления. — М.: 1983. -224 с.
  112. .З. Теория организации М.: ИНФРА-М, 2001. — 480 е., ISBN 5−16−79−8.
  113. С.Н. Управленческий учёт в турфирме/ С. Н. Михаль Электронный ресурс. URL: http://yourvariant.ru/upravlencheskiyuchtv.
  114. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009.-288 е., ISBN 978−5-7695−6199−3.
  115. ., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета/Пер. с англ. Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1993. -496 с.
  116. Национальное счетоводство: МЭСИ: Учебник/ Под ред. Г. Д. Кулагиной. -М.: Финансы и статистика, 1997. 448 е., ISBN 5−279−1 764−7.
  117. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «direct-costing». Теория и практика. -М.: Финансы и статистика, 1993. 128 с.
  118. С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. -М.: Аналитика-Пресс, 2001. 144 с.
  119. М.М., Теслюк И. Е. Макроэкономическая статистика. Минск: БГЭУ, 1996. — 132 с.
  120. P.M. Курс микроэкономики. М.: Изд-во «НОРМА», 2000. — 558 с.
  121. Обзор гостиничного рынка Москва. Итоги 2009 года. http://www.prohotel.ru/articles-1123 54/0/.
  122. Обзор гостиничного рынка Москва. Итоги 2009 года, http ://www.prohotel.ru/articles-112 354/0/.
  123. Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 304 с.
  124. Организация туризма: учеб. пособие для вузов/ Под общ. ред. А. П. Дуровича. М.: Новое знание, 2006. — 640 е., ISBN 985−475−209−7.
  125. Организация и управление гостиничным бизнесом: учебник/Под ред. A.JI. Лесника, И. П. Мацицкого, A.B. Чернышева. Т. 1. — М.: «Интел универсал», 2001.
  126. Организация и управление гостиничным бизнесом: учебник/ Под ред. А. Л. Лесника. Т. 3. — М.: ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, 2002. -512 е., ISBN 5−206−608−4.
  127. Организационное управление и реинжиниринг бизнес-процессов. Ч. 1 /B.C. Иванов, C.B. Сухов. — Ярославль: МУБиНТ, 2002. — 156 с.
  128. Организационные структуры управления производством/ Под общей ред. Б. З. Мильнера. М.: Мысль, 1975. — 319 с.
  129. В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). М.: ИНФРА-М, 2006. — 279 е., ISBN 5−16−2 733−5.
  130. Л. В. Стратегическое планирование деятельности предприятий гостиничного комплекса: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2002 -193 с.
  131. Л. А. Совершенствование управления затратами на предприятиях бытового обслуживания (на примере материальных затрат в парикмахерских услугах): Автореферат дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2001.-24 с.
  132. Л.В. Маркетинговое управление и маркетинговые технологии в сфере услуг: монография. М.: ЦТ МО РФ, 2005. — 172 с.
  133. К., Лоуз Б., Дэвис Л. Экономический словарь / Перевод с англ. Ватник П. А. СПб: Экономическая школа, 1998. — 752 е., ISBN 5−900 428−354.
  134. H.A. Формирование сферы услуг: Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Под ред. Ю. П. Свириденко. Т.1. Вега интел XXI, 200). -448 е., ISBN 5−314−149−7.
  135. H.A., Харитонова Т. В. Планирование деятельности предприятия: Учебник. -М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. — 432 с.
  136. Н.З. Управление независимыми гостиницами и ресторанами. М.: Аспект-пресс, 1995. — 124 с.
  137. Порядок классификации объектов туристкой индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 07.05.2010, № 461.
  138. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 25.10.2010 г., № 132н).
  139. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 г., № Ю72 «О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
  140. Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г., № 1 (в редакции от 10.12.2010 № 1011).
  141. Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 25 апреля 1997 г. № 490 (в редакции от 01.02.2005 г.).
  142. Постановление Правительства Москвы «Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года» от 08.09.2000 № 602 ПП.
  143. A.A. Бюджетирование как инструмент финансового плaниpoвaния.http://cfin.ru/managementУflnance/budgetУbudgetplanning.shtml.
  144. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26.08.2008 г. № 205 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, на 2009 год».
  145. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма: учебник/под ред. В. П. Белянского. -М.: Российская экономическая академия, 2005. 278 е., ISBN 5−7307−0540−9.
  146. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. пособие — М.: Аспект Пресс, 1998. 368 с.
  147. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997. 846 с.
  148. Л.А. Развитие туризма и гостиничного бизнеса. — М.: Российская академия естественных наук, 2002. 135с.
  149. Рей Гаррисон, Эрик Норин, Питер Брюэр Управленческий учет. С-Пб.: Издательство Питер, 2010. — 529 с. 163. «Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание гостиниц», разработаны Центром муниципальной экономики и права, г. Москва, 2006.
  150. Российские гостиницы теряют клиентов, но стойко держат цены //Российская газета. Федеральный выпуск № 5224 (145) от 5 июля 2010.
  151. C.B. Исследование операций — методология научного менеджмента. Что такое современный научный менеджмент?// БОСС -Бизнес: организация, стратегии, системы. № ll. — c. 48−51.
  152. C.B. К вопросу о построении общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом, № 6(19), 2000. — с. 14−21.
  153. Ф.М., Петросян Д. С. Основы теории современного менеджмента: учеб. пособие. Под ред. В. А. Шульги. — М.: 1993. 204 с.
  154. .Т., Хоменко Т. А. Система национальных счетов. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
  155. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник, 4-ое изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2007. 512 с.
  156. П. Экономика. М.: Дело, 1994. — 354 с.
  157. В.П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистике. -М.: Финстатинформ, 1996. — 77 с.
  158. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей: пер. с англ. -М.: Дело, 1997. 672 с.
  159. Система классификации гостиниц и других средств размещения. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 15.07.2005, № 1004-р. Утверждена приказом Федерального агенства по туризму от 21.07.2005, № 86.
  160. С. С. Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2002 173с.
  161. С. С. Стратегия развития предприятия индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. — 432 е., ISBN 978−5-9776−0148−1.
  162. Словарь русского языка./Сост. С. И. Ожегов. — М.: Госиздательство словарей, 1953. 776 с.
  163. Словарь современной экономической теории./ Под общей редакцией Дэвида У. Пирса / Перевод с англ. Пивоварова А. Г., науч. редактор д.э.н., проф. Автономов B.C. М.: ИНФРА — М, 1997. — 608 с.
  164. Современный толковый словарь. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997. — 6110 е., ISBN 978−985−13−8977−9.
  165. Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 638 с.
  166. В.Н. Управление предприятием бытового обслуживания. -М.: Легпромбытиздат, 1990. — 192 с.
  167. A.C., Прыгунов Я. И. Менеджмент безопасности предпринимательства: учебное пособие. Киев: Изд-во Европ. Ун-та, 2002. -265 с.
  168. Статистика рынка товаров и услуг. И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, A.B. Короткое и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.
  169. С. А. Методы и формы управления гостиничным предприятием средней категории: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 1999.-188 с.
  170. Т.В. Совершенствование системы управления предприятиями гостиничного хозяйства (на примере г. Москвы) Дис.канд. экон. наук. -М., 2003.-207 с.
  171. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг: учебное пособие. М.: МТИ, 1992. — 117 с.
  172. Л.Б. Управление социально-экономическими процессами в регионе. М.: Изд-во Рос. экон. Академии, 2001. — 96 с.
  173. Л.Б., Алексеев Ю. В. Программно-целевые методы регулирования развития малого предпринимательства в сфере услуг: научное издание. М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. — 104 с.
  174. Л.Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. Тольятти: Современник, 1992. — 150 с.
  175. C.B. Модель управления предприятием// Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2002. с. 7−11.
  176. Тевелевич А. http://www.e-xecutive.ru/knowledge/ announcement/973 371.
  177. В.И., Гончаренко О. Н. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 160 с.
  178. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 1994. — 138 с.
  179. М.И. Управление затратами предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006. — 218 е., ISBN 5−16−1 760−7.
  180. Туризм и гостиничное хозяйство: Под ред. Л. П. Шматько. 2-е изд-е. -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 352 с.
  181. Н., Маркузе Я., Лайнз Д., Мартин Б. Экономика и бизнес. А-Я: Словарь-справочник//пер. с англ. К. С. Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -624 с.
  182. Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. 669 с, ISBN 5−86 225−725−2.
  183. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. Под ред. В. Н. Соловьева, Д. В. Шопенко. СПб.: Гидрометеоиздат, 1995. — 295 с.
  184. P.A. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 447 е., ISBN 5−85 173−111−7.
  185. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2002.-448 е., ISBN 5−7749−0235−8.
  186. С.Г., Носов В. М., Контроллинг на предприятии. М.: Знание России, 1995.-80 с.
  187. Федеральные закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 (в ред. № 365-ФЗ от 27.12.2009 г.).
  188. Ю.Г. Основы автоматизированного организационного управления: учеб. пособие / Ю. Г. Федулов. -М.: Изд. РАГС, 1997. 92 с.
  189. Фишер С, Дорбунш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: «Дело ЛТД», 1993. 864 с.
  190. С. Стратегия организационно-структурных решений.//Вопросы экономики, № 5, 1996.
  191. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: Управленческий аспект: Пер с анг. под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
  192. Г. И. Особенности затратообразования в бытовом обслуживании. М.: Материалы международной конференции «Индустрия сервиса в XXI в.», 2001.
  193. Г. И., Харитонова Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг): учебное пособие, М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. — 240 с.
  194. И.В. Проблемы капитализации предприятий сферы услуг в условиях становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект. Монография. М.: ГОУВПО МГУС, 2007, — 225 с.
  195. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Новые методы увеличения конкурентоспособности. — СПб.: Бизнес Микро, 1999.-288 с.
  196. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент. / Перевод с англ. Изд. 2-е. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. -400 с.
  197. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат./Пер. с анг. М.: «Филинъ», 1996. — 344 с.
  198. А.Д. Управленческий учет: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. -364 с. 1. KU
  199. И.А. Капитализм, Социализм и Демократия: пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с. -(Экон. наследие) — ISBN 5−282−1 415−7.
  200. Е.С. Механизмы повышения конкурентоспособности в гостиничном бизнесе.// Автореф. дис.. канд. экон. наук. -М., 2008. -28 с.
  201. Экономика гостиниц и ресторанов: учеб. пособие/ О. П. Ефимова, Н.А. Ефимова- Под ред. Н. И. Кабушкина. -М.: Новое знание, 2004. 392 с.
  202. Экономика бытового обслуживания: учебник для вузов/ В. Д. Балалов, Н. В. Гуков, И. В. Козлова, Н.А. Баркан/ Под. Ред. В. Д. Балалова.- М.: Легкая пищевая промышленность, 1983. 368 с.
  203. Экономика и управление предприятиями питания/ Под общ. ред. В. И. Малышкова. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2005. -522 е., ISBN 5−7853−0475−9.
  204. Экономика предприятия: учебник для вузов по экон. спец./В. М. Семенов, И. А. Баев, С. А. Терехова и др. Под ред. В. М. Семенова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 307 с.
  205. Экономика сферы обслуживания. Под ред. А. Г. Новицкого, О. И. Литвиновой. М.: МГУС, 2005. — 476 с.
  206. Экономическая теория./ Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С. — СПб: Изд. СПбУЭФ, Изд. «Питер», 1999.-430 с.
  207. Экономическая теория./ Под ред. Базылева Н. И., Гурко С. П. Минск: ООО «Интерпресссервис, УП «Экоперспектива», 2001. — 637 с.
  208. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры/Пер. с англ., предисл. А. М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 1993. — 560 е., ISBN 5−27 900 930-Х.
  209. Н.А. Совершенствование управления расходами на предприятиях бытового обслуживания на основе плановых инструментов.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2002. 190 с.
  210. В.С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/ Под ред. В. С. Янкевича. М.: Финансы и статистика, 2005 — 415с.
  211. Birnbaum, R. Management fads in higher education- where they come from, what they do, why they fail / R. Birnbaum. Jossey-Bass Inc., Publisher, 2000.
  212. Managing schools towards high performance: Linking school management theory to school effectiveness knowledge base / Ed. by A.J. Vissher. Lisse, The Netherlands: Swetz & Zeitlinger, B.V., 1999.
Заполнить форму текущей работой