Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня «Избенка» динамично развивается, однако потенциал такого бизнеса пока остается неясным. Мнения экспертов и участников рынка об этом разделились. По мнению крупных производителей, все это просто маркетинговый ход, спекуляция на фобии потребителей, усиленно разжигаемой популярными СМИ, относительно низкого качества и ненатуральности продуктов от больших заводов и магазинов. «Вся эта истерия… Читать ещё >

Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

1.ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)

1.2 Техническое развитие предприятия

1.3 Организационный прогресс на предприятии

1.4 Оценка эффективности инноваций

2. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

2.1Внедрение инноваций как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров

2.2Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии

2.3 Экономическая эффективность мероприятий по технике и технологии

2.4Новинка — двигатель торговли ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Для предприятий любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают поной оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия. Развитие рынка и рыночных отношений, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом. Вполне очевидно, что одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия может стать его инновационная активность. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Именно потому проблема внедрения новой техники и технологии на предприятии актуальна и чрезвычайно значима в наши дни. Актуальность данной проблемы определила тему нашей работы. Целью нашей работы является анализ экономической эффективности внедрения новой техники и технологии на предприятии.

1.ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Общая характеристика инновационных процессов (нововведений) Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций. Понятие «инновация» (по-русски — «нововведение») происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:

— технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;

— организационные нововведения — это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;

— управленческие нововведения — целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;

— экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотовации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;

— социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени;

— юридические инновации — это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;

— экологические нововведения — изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.

1.2 Техническое развитие предприятия Техническое развитие предприятия — процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.

Целями технико-технологических инноваций являются:

— снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;

— снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;

— комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;

— применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;

— снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;

— комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т. д.

Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства. Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:

— степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;

— техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);

— доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;

— средний возраст применяемых технологических процессов;

— коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);

— мощность (производительность) оборудования;

— удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;

— средний срок эксплуатации оборудования;

— коэффициент физического износа оборудования;

— доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности;

— коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве);

— степень утилизации отходов производства и др.

Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер.

1.3 Организационный прогресс на предприятии Организационный прогресс выражается в совершенствовании действующих и применении новых методов и форм организации производства и труда, элементов хозяйственного механизма. Для осуществления производственного процесса необходимо его материально-техническое обеспечение и соответствующая организация — правильное и эффективное соединение живого труда (работников) с вещественными элементами производства (орудиями и предметами труда). Организация труда представляет собой систему мероприятий, направленных на наиболее рациональное использование рабочей силы в производстве. Соединение участников трудового процесса обеспечивается разными формами разделения и кооперации труда, организацией обслуживания рабочих мест, установлением рациональных режимов труда и отдыха.

Основными направлениями организационного прогресса являются:

1) совершенствование организации производства (усиление непрерывности и гибкости производства, согласованности в продолжительности и производительности всех взаимосвязанных подразделений производства, рационализация организации потока и использования средств производства и т. п.);

2) улучшение организации труда (внедрение комплекса мероприятий, основанных на достижениях науки и передового опыта, которые дают возможность наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе, эффективнее использовать материальные и трудовые ресурсы, позволяют повысить производительность труда, улучшить условия труда, сделать его более содержательным и привлекательным);

3) рационализация элементов хозяйственного механизма (системы управления, планирования и прогнозирования, финансирования, материального стимулирования, материально-технического обеспечения, научно-технического обслуживания производства), переход предприятия на рыночные экономические отношения с государством и другими контрагентами.

Основными современными тенденциями организационного прогресса также являются: ускорение темпов развития отдельных общественных форм организации производства (деконцентрации, кооперирования, конверсии, диверсификации), углубление мотивации труда, развитие коллективной формы организации и оплаты труда.

1.4 Оценка эффективности инноваций Основным обобщающим показателем экономической эффективности технико-технологических нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материалои энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др. Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий. При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т. е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке — Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:

Э = Р — З.

Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т. е. расчетному году tp.

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году рассчитывается по формуле:

где t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году;

E — норматив приведения, равный процентной ставке.

При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы:

1) нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);

2) нововведения, не требующие дополнительных инвестиций.

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций. При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).

2.ЗНАЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

2.1Внедрение инноваций как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Существует множество определений инновационной деятельности. Так, согласно Проекту Федерального Закона «Об инновационной деятельности» от 23 декабря 1999 г., инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Понятие инновационной деятельности: инновационная деятельность есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Прежде чем говорить о значимости нововведений для повышения эффективности производства необходимо дать определение понятию инновация, обозначить виды инноваций, а также дать описание основным формам организации инновационного процесса. Инновации (нововведения) — это новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта, в результате разработки и освоения производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов.

Принято различать следующие виды инноваций:

Технологические инновации — это деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов.

Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или существенно улучшенных производственных методов, включающих применение нового, более современного производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.

В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса:

а административно-хозяйственную (предполагает наличие научно-производственного центра — крупной или средней корпорации, объединяющей научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции.)

а программно-целевую (предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой) а инициативную (состоит в финансировании деятельности и административной помощи изобретателям — одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для разработки и освоения нововведений.)(3,35)

Основными формами организации инновационной деятельности в настоящее время являются:

— научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур;

— временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических проблем;

— государственные научные центры;

— различные формы технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы.

Необходимо также отметить, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции. Совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества представляют собой жизненный цикл инновации, который определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на её основе инновационного продукта. В своём жизненном цикле инновация проходит ряд стадий, а именно:

зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объёма научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объёма продаж);

насыщение рынка (максимальный объём производства и максимальный объём продаж);

упадок (свёртывание производства и уход продукта с рынка).

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты. Частая смена техники и технологии создаёт большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Именно поэтому инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный и подетальный расчёт экономической эффективности.

Н.А. Сафронов выделяет факторы, определяющие значимость инновационной деятельности:

необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, т. е. давление спроса;

активизация конкурентов;

конъюнктурные колебания;

структурные отраслевые изменения;

появление новых дешёвых ресурсов, расширение рынка факторов производства, т. е. давление предложения;

стремление увеличить объёмы продаж;

расширение доли рынка, переход на новые рынки;

улучшение конкурентоспособности фирмы;

экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;

максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, отэффектиности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать:

· способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде;

· ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей;

· развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции;

· осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи.

2.2 Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии В условиях жестокой конкуренции ни одно предприятие не сможет долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В результате внедрения новой техники и технологии в деятельность предприятия повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

· освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;

· внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;

· использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;

· совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством.

Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:

проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала;

проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т. д.

Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Цель подобной политики заключается в предоставлении предприятию существенных преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта.

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

· интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

· материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

· финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

· кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения процедур нововведений; опыт управления проектами);

· инфраструктурные (собственные подразделения, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

· иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Нововведения в сфере материального производства тесно связаны с инвестициями. Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и технологии становятся реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиции, условно делятся на предприятиях по следующим направлениям:

· освоение и выпуск новой продукции (в данном случае почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство);

· техническое перевооружение (форма обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями);

· расширение производства (предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков);

· реконструкция (мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений);

· новое строительство (целесообразно только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры).

При внедрении новых товаров или новой технологии предприятия подвергаются высокому риску. Уровень риска значительно варьируется и находится в прямой зависимости от степени новизны продукта или технологии. Не секрет, что чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят рынком. Существуют различные подходы к классифицированию и выявлению разнохарактерных неопределенностей, которые воздействуют на эффективность инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические и другие риски. Основными неудачами с выведением новых изделий на рынок принято считать:

· недостаточный анализ внешних факторов среды функционирования предприятия, перспектив развития рынка и поведения конкурентов;

· недостаточный анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых и других возможностей;

· неэффективный маркетинг и недостаточная (или непрофессиональная) поддержка нового товара при выведении его на рынок.

При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновации на рынок можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности. Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники, технологии и организации производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники» расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач.

инновационный технология внедрение

2.3 Экономическая эффективность мероприятий по технике и технологии Качество технологического процесса реализуется в его способности создать новшество. Оно оценивается как с позиций технико-технологических характеристик, так и системой экономических показателей. Для того, чтобы внедрение новой техники и технологии было эффективным, необходимы такие их качества как адаптивность, гибкость, способность к «встроенности» в старое производство, возможности синергизма, чёткая стратегия, наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия невозможно свести к какому-то единому показателю, поэтому качество технологии определяет непосредственно рынок, а критерием всего многообразия свойств выступает экономическая эффективность. При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии процедура определения экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырёх этапов. Первый этап — определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий; второй — определение возможных источников финансирования; третий — оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии; четвёртый — оценка сравнительной эффективности новшества путём сопоставления экономических показателей. Таким образом, экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат на внедрение данного мероприятия. Широко применяемые технико-экономические и функционально-стоимостные метода анализа позволяют установить зависимость между техническими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм оптимального функционирования производственных систем. В отдельности решить проблему качества и экономической эффективности новой техники и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщённую технико-экономическую модель, которая выявляет воздействие показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведённые затраты и т. д. Для этого необходимо на самом начале проектирования новшества избрать альтернативный вариант:

1) оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности или

2) максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности.

Эффективность любого инновационного проекта оценивается на основании «Методических рекомендаций по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования», утверждённых Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ от 31 марта 1994 г. Установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:

финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;

бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы региона или страны) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность. Эффективность введения новой техники и технологи на предприятии определяется оценкой условий успеха инновационной деятельности предприятия по сравнению с прошлым опытом и сложившимися ранее тенденциями. Анализ эффективности новой техники и технологии требует исследования не только новизны и приоритетности, но и таких важных свойств, как способность к адаптации в уже имеющихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата. Особо следует выделить такое свойство техники, технологии и организации, как гибкость. Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется в уровне использования основных элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоёмкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования производственных ресурсов, являются показателями экономической эффективности повышения уровня применяемой новой техники и технологии.

Среди показателей повышения экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию можно выделить следующие:

приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;

приращение материалоотдачи (снижение материалоёмкости), относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;

приращение фондоотдачи (снижение фондоёмкости) основных средств, относительное отклонение основных средств;

приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;

приращение объёма выпуска продукции за счёт интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

приращение прибыли или себестоимости продукции;

приращение показателей финансового состояния и платёжеспособности предприятия.

Предлагаемая система показателей экономической эффективности новой техники едина для всех отраслей материального производства.

2.4 Новинка — двигатель торговли Вряд ли кого-то сегодня надо убеждать в необходимости постоянной работы над новыми продуктами. Усиливающаяся конкуренция требует от всех участников рынка постоянного напряжения в борьбе за место под солнцем. Как в известной сказке Льюиса Кэрролла: даже для того, чтобы оставаться на месте, надо бежать. Не двигаясь же, т. е. ничего не делая, работая как и работается, можно оказаться далеко позади. Рыночные новинки — это один из элементов такого движения. Логика развития бизнеса требует повышения рентабельности производства и расширения ассортимента. Обе эти цели или одну из них можно достичь, разрабатывая новые продукты. Разумеется, это не единственный инструмент для достижения указанных целей, но очень важный. В результате успешного вывода на рынок нового продукта компания обычно либо расширяет свою продуктовую линейку, либо закрепляет за собой новую товарную категорию. Наиболее часто встречается, конечно, первый вариант: он проще, менее рискован. Зато в случае вывода на рынок совершенно нового продукта, можно получить гораздо большую прибыль и занять стратегически выгодную позицию лидера в новой товарной категории. В процессе создания новинок существует множество подводных камней: нужно правильно организовать ее разработку, угадать с продуктом, провести тестирование и т. д. В одной статье невозможно описать все нюансы бизнес-процессов, связанных с разработкой новых продуктов, поэтому тут мы по возможности кратко рассмотрим только основные методы и приемы создания новинок, используя примеры конкретных предприятий. Разработка новинки сродни изобретению. Возможно изящное и простое решение, а можно долго мучаться и в результате получить нечто неудобоваримое. При этом никаких четких алгоритмов, как и при создании изобретений нет. Алгоритмов нет, но все-таки некоторые приемы создания новинок выделить можно. Ниже мы предлагаем именно такое сугубо «эмпирическое» описание, основанное исключительно на наблюдениях за действиями российских, а иногда и зарубежных фирм.

Использование новых машин и технологий (производство непосредственно продуктов, упаковка)

«Скрещивание» свойств Наблюдения (этнографический метод) над происходящим, выявление новых потребностей Расчеты с использованием данных МИ Использование тенденций рынка Учет экономического фактора (снижение трудоемкости и, как следствие, цены продукта) Совершенствование конструкции (продукта) Разработка изделий, ранее выпускавшихся другим предприятием (конкурентом или партнером), после того как это предприятие ушло с данного рынка по тем или иным причинам.

Конечно, редко приходится иметь дело с тем или иным из перечисленных методов в чистом виде, каждая разработка обычно включает в себя их причудливую «смесь». Тем не менее, мы постараемся выделить наиболее характерные черты и подобрать наиболее яркие примеры реализации каждого из них. Тысячи конструкторских фирм изучают рынок конечных потребителей, пытаясь угадать будущий спрос. Это и понятно, ведь учтя его, они смогут создать оборудование, на которое в свою очередь будет спрос. Эту работу могут и должны использовать производители конечной продукции: хлеба, молока, мяса и т. д. Им остается только следить за появляющимися на рынке новыми разработками и, главное, за их перспективностью для своей рыночной ситуации. Понятно, что чем радикальнее новое оборудование отличается от своих предшественников, тем больше возможностей оно может предоставить своим покупателям. Как эффективнее отлеживать появляющееся новое оборудование, как выбирать фирму-поставщика — это отдельные большие темы, которых мы сейчас не будем касаться. Здесь же в качестве иллюстрации мы приведем лишь два примера успешного использования нового оборудования.

В 2008 году Самарский булочно-кондитерский комбинат (СБКК) приобрел английскую отсадочную машину фирмы MONO. Ее основное отличие от аналогов заключается в увеличении степеней свободы перемещений рабочего стола — не в двух, как обычно, а в трех плоскостях. Это позволяет отсаживать изделия самых разнообразных объемных форм, изменяя их по мере необходимости. Форма изделий задается программой компьютера, которым оборудована машина, набор таких программ весьма широк (до 99) и может быть при необходимости расширен. Таким образом, изменение ассортимента может быть произведено быстро и не требует затрат. Отсюда вытекает и другая полезная особенность этой машины: ее продукция не только отличается от аналогичной по форме изделий, но и значительно дешевле — ведь ручной труд в данном случае заменяется машинным.

По мнению начальника кондитерского цеха СБКК Генриетты Львовны Белецкой, машина удобна и надежна, она проста в эксплуатации, легко настраиваема. Ее производительность такова, что комбинату стало не хватать имеющихся печей и взбивальных машин, и дальнейшее расширение производственной базы кондитерского цеха будет идти именно в этом направлении. Хотя одна эта машина заменяет труд — и тяжелый труд — наверно, десятка кондитеров, никто не будет уволен. Ведь кондитер сегодня, — говорит Генриэтта Львовна, — это очень востребованная специальность и мы, конечно, найдем применение этим людям в нашем производстве.

Что такое получить возможность легко расширять ассортимент и производить уникальные изделия машинным способом никому сегодня объяснять не надо. Вопрос только в том, во что обойдется предприятию такая возможность, сможет ли он достаточно быстро ею воспользоваться. После полугодовой эксплуатации машины генеральный директор СБКК Лидия Сергеевна Ерошина не сомневается в ее эффективности.

Другой пример того же рода — это использование японской машины «RHEON», появившейся на российском рынке достаточно давно — более 4 лет назад. За это время ее возможности сумели изучить более 100 предприятий различных отраслей: мясной, молочной, хлебобулочной. Особенность этой машины в том, что она позволяет создавать изделия с многослойной начинкой. Это могут быть пряники, глазированные сырки, котлеты и многое другое. Более того, возможно сделать не только двух, но и трехслойную начинку, поместив в центр изделия фрукт, орех и т. п. Можно сделать на поверхности изделия «инкрустацию». И все это машинным способом. Замена ручного труда в данном случае имеет революционное значение, т.к. позволяет выпускать массовую продукцию по доступным ценам и иметь вполне приемлемую прибыль. С точки зрения получения конкурентного преимущества, приобретения подобного рода техники очень перспективны. Их недостаток заключается в том, что они легко копируются, ведь подобную технику могут приобрести и конкуренты. Собственно, так и происходит: ту же RHEON`у приобрели многие фирмы и их продукция, сталкиваясь на одном рынке, может не иметь принципиальных отличий. В этой ситуации победит тот, кто сумеет лучше эксплуатировать свою технику, чей поставщик предоставляет лучший сервис и т. д. Но это уже другая тема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенно очевидно, что переход к инновационным технологиям на любом предприятии просто необходим, условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия все больше становится его инновационная активность. Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли. Анализ стратегического поведения инновационного продукта на рынке показывает, что промышленным предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии ее производства. Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции, специализированные газеты и журналы, сеть научной информации, профессиональные совещания, деловые отчеты, личный опыт и другие каналы.

1. Волков. О.И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лекций М, 2010

2. Проект Федерального Закона РФ Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации 2009.

3. Горфинкель В. Я Экономика Предприятия, Учебник. М, 2010

4. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. М, 2009

5. Экономика организации (предприятия): Учебник/Под ред. Н. А. Сафронова. — М.: 2010.

6. Экономика предприятия Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина М, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ Свежий взгляд на молоко.

20 Сентября 2011, 09:43 Эксперт Наталья Литвинова В розничной компании «Избенка» сделали ставку на свободную рыночную нишу — продажу молочных продуктов в день их изготовления. Услуга оказалась востребованной: прирост покупателей составляет 15−20% в месяц, а оборот компании ежегодно увеличивается в разы.

Мы, жители больших городов, уже отвыкли от натуральных продуктов: дай нам настоящего молока, творога или сметаны, и наш желудок очень удивится: что это за еда такая? Как ее переваривать? В первый год работы мы даже хотели такую акцию провести — посвящение в покупатели: каждому впервые купившему наш продукт рулон туалетной бумаги в подарок", — смеется Андрей Кривенко, владелец и управляющий проекта «Избенка». Я не очень хорошо понимаю, шутит он или нет, зато очень хорошо помню свои бесконечные попытки найти в окрестных магазинах сегодняшний кефир — именно его посоветовал пить ребенку гастроэнтеролог. Попытки эти чаще всего оказывались безрезультатными: молочные продукты завозятся в магазины два-три раза в неделю и зачастую с датой изготовления двух-трехдневной давности. Лично для меня появление у метро «Избенки», в которой каждый день есть кефир, ацидофилин, йогурт, молоко с сегодняшней датой изготовления, было спасением. А изучив состав продуктов, я обнаружила, что в йогурте, кроме молока и закваски, больше нет ничего: ни загустителей, ни ароматизаторов, ни красителей, ни консервантов — и стоит он практически столько же, сколько фирменные разрекламированные детские йогурты с полным набором всего вышеперечисленного. Преимущества нового продукта уже давно оценили покупатели, число которых растет невероятными темпами. Если к концу 2009 года у проекта, стартовавшего в феврале, было пять точек продаж, то сейчас больше 80, каждый месяц открывается 10−13 новых магазинчиков, оборот компании с 4 млн долларов в 2010 году вырос более чем до 20 млн в нынешнем (прогноз на конец года). Такой успех проекта Андрей Кривенко объясняет только одним: число тех, кто хочет покупать натуральные свежие молочные продукты, сегодня огромно (по разным оценкам, до 10% населения), а предложений для них мало — несколько модных интернет-проектов с высочайшими ценами и редкие точки с фермерской едой на некоторых рынках. Ниша свободна, конкуренции нет, при грамотном подходе в ближайшие года два в Московском регионе можно открыть до 300 торговых точек, и все они будут востребованы, считает Кривенко. А там, глядишь, подключатся конкуренты, и общими усилиями можно будет изменить модель потребления в стране — люди научатся (и получат возможность) есть только свежие молочные продукты без консервантов, отличать вкус растительного жира и не покупать разведенное сухое молоко по цене цельного. Производители поменяют модель производства, продавцы — схемы доставки и продажи.

«Нет» растительному жиру и консервантам Идея продавать свежие молочные продукты у Андрея Кривенко зародилась года три назад, в обычном магазине, у полок с кефиром и йогуртом с месячным сроком годности и двухнедельным сроком давности — покупать такие продукты маленькому сыну не поднималась рука. Опыта предпринимательства у него не было, зато был опыт работы финансовым директором в крупных потребительских корпорациях и желание создать собственный бизнес. «Если очень постараться, в Москве можно найти вкусные и натуральные молочные продукты. Например, у рязанских фермеров есть такая схема — арендовать на шесть-семь дворов (в каждом три-четыре коровы) одну точку на московском рынке и по очереди привозить свои продукты, распределив дни. На одной такой точке я и покупал продукты для семьи — очень вкусный творог, сметану, масло. Правда, все делается из непастеризованного молока, творог и сметана на развес, одними и теми же руками отсчитываются деньги — в общем, однажды мы сильно отравились. Стало понятно, что если заниматься поставкой натуральной молочной продукции в магазины, то это должна быть только пастеризованная упакованная продукция, производитель должен иметь сертификат соответствия (выдается санэпидемстанцией), а не просто справку от ветеринара», — говорит г-н Кривенко.

Первый человек, который был нанят на работу, — технолог молочного производства кандидат биологических наук Дмитрий Козырев. «Кроме того, что он все знает о производстве, он еще и вырос в деревне и имеет идеальный вкус — добавление сухого молока, растительных жиров различает без труда», — говорит г-н Кривенко. Поиск производителей — поставщиков молочных продуктов начинали вместе: ездили по городкам и селам Московской и Калужской областей, покупали в магазинах продукцию местных производителей из высокого (по региональным меркам) ценового сегмента — произвести качественный продукт дешевле почти невозможно. Если слишком дешево — практически наверняка с добавками. Выбрали двух производителей, начали работать, каждая партия товара проверялась технологом. Но через две недели вкус сметаны и творога от одного из поставщиков изменился: появился отчетливый привкус растительных жиров. Провели лабораторные исследования — так и есть. Производитель не сознался, дело дошло до судебного разбирательства, которое длилось почти год и закончилось в пользу «Избенки». «Вообще, с каждым новым поставщиком приходится месяца по два работать, чтобы добиться устраивающего нас качества. Периодически возникают накладки, особенно поначалу: то кефир перекисший, то ряженка вспухнет. Такие партии товара мы просто возвращаем на завод. Регулярно, один-два раза в месяц, отправляем продукцию каждого поставщика на лабораторную проверку. После наших претензий некоторым предприятиям приходилось просто закрываться на внеочередную мойку. Попытки добавить консерванты (в молоке это обычно антибиотики) мы пресекаем жестко — разрывом контракта, и об этом предупреждаем сразу. С добавками сухого молока справиться еще проще — нужно убедиться, что на технологической линии просто нет физической возможности его добавлять. Очень важный момент — личность директора производства. Может, прозвучит идеалистически, но лучший партнер — „спортсменка, комсомолка“, человек, разделяющий нашу идеологию натуральных продуктов».

Сегодня у компании пять основных поставщиков молочной продукции (в частности, агрофирма «Оптина», завод «САПК-молоко», КФХ «Нил») так называемого базового ассортимента (молоко, кефир, творог, сметана, ряженка) и еще порядка десяти поставщиков не самых ходовых позиций, таких как козье молоко, кумыс, сыр, творожная запеканка, «мазилка» (творог, перетертый с чесноком и зеленью) и т. п. Эти производители сегодня реализуют через «Избенку» от 10 до 50% своей продукции. Есть небольшое фермерское хозяйство Управления делами президента, которое всю свою продукцию отдает на реализацию в «Избенку». Андрей Кривенко не очень доволен тем, что превращается в основной канал сбыта для своих поставщиков: «Такой перекос в нашу сторону делает их очень обидчивыми, чувствительными к нашим претензиям. Если мы завернем очередную партию, которая составляет половину их производства, — это тяжелая финансовая нагрузка для них. Я считаю, здоровая цифра — до 30 процентов продаж через нас. Поэтому мы не прекращаем искать новых поставщиков, расширять круг партнеров. Этим в компании сегодня на постоянной основе занимаются два человека. Они ездят по хозяйствам в регионах, примыкающих к Московскому (Ярославская, Тульская, Тверская, Смоленская области), ищут потенциальных производителей. И вообще, продажи растут такими темпами, что в Калужской области, где находятся наши основные поставщики, порой просто не хватает молока, местным производителям приходится конкурировать за сырье. Так что новые производители нам жизненно необходимы, очень надеюсь, что московские предприниматели, инвестирующие в сельское хозяйство, прочтут и придут к нам с предложениями».

В большинстве случаев партнеры-производители сотрудничеством с «Избенкой» довольны. Так, Наталья Петрухина, начальник отдела маркетинга агрофирмы «Оптина», отмечает, что по запросу партнеров они расширили ассортимент: добавили в него ацидофилин, йогурты низкой жирности. Директор КФХ «Нил» Светлана Нилова рассказала, что с другими сетями сотрудничество складывалось гораздо хуже: «У нас был не очень успешный опыт работы с „Перекрестком“, „Азбукой вкуса“, „Ашаном“. Кто-то сильно продавливает по цене, другие требуют увеличить срок хранения. С „Избенкой“ мы о сроках не думаем: вечером они забирают продукцию, произведенную в течение дня, утром она уже на прилавках, и, по их отчетам, зачастую уже в пять вечера не остается ни одной банки. Я считаю, именно таким должен быть подход к производству продуктов питания: сделал — съел, потом делаешь еще ровно столько, сколько надо».

Не со всеми производителями удается договориться — кто-то не готов разливать продукт под чужой торговой маркой, кто-то хочет более высоких цен. Так, не удалось договориться с компанией «Тевье-молочник», имеющей производство под Коломной, — цена, выставленная ими, была на 30−40% выше, чем у существующих поставщиков.

Важно быть доступным Вопрос цены для компании принципиален, ценовая политика формулируется просто: продукция должна быть доступна массовому покупателю. «Идея продавать здоровое питание не нова — в интернете масса проектов, предлагающих натуральные фермерские, деревенские продукты по цене в два-три раза выше, чем в обычном магазине. У меня никогда не было желания делать такой проект — вся суть в том, чтобы предложить свежие натуральные продукты по доступной цене. Наши цены на уровне брендированных продуктов среднего и высокого среднего сегмента, типа „Домик в деревне“», — говорит Кривенко.

Удерживать доступные цены компании удается благодаря низким издержкам и невысокой наценке. Региональные производители не задирают отпускные цены, штат в компании невелик — в основном это продавцы, работающие в торговых точках; расходы на аренду торговых площадей минимальны, значительная доля затрат — до 30% стоимости товара — приходится на логистику.

Поскольку продукция от «Избенки» имеет очень короткие сроки хранения, в основном не более трех-пяти дней, вопрос доставки товара в точки продаж выходит на первый план. Сегодня «Избенка» ежедневно привозит в Москву 20 тонн продукции. Семь автомобилей с холодильными камерами доставляют ее в два распределительных центра (РЦ) на западе и востоке к четырем утра, дальше технологи принимают товар, и уже после этого 18 «газелей» развозят его по точкам продаж. Вся логистика осуществляется ночью, по свободным дорогам, маршруты для автомобилей составляет компьютерная программа.

«И распределительные центры, и грузоперевозки у нас на аутсорсинге. В основном этим занимаются индивидуальные предприниматели со своим транспортом. Найдя поставщика продукции в регионе, мы даем объявление в газету: требуется предприниматель со своим транспортом. Один из таких предпринимателей, доставляющий нам продукцию из Калужской области, специально под нас докупил четыре автомобиля в лизинг, нанял водителей. Очень приятно, когда люди растут вместе с нами. Кстати, то же происходит и с производителями: так, один из заводов под наш заказ купил линию по производству мороженого, в сентябре запустили продажи. Жаль, к летнему сезону не успели — госструктуры долго согласовывали заводу сертификат соответствия», — рассказывает Андрей Кривенко.

Появление новых торговых точек не привязывается географически ни к РЦ, ни к маршрутам передвижения машин, развозящих товар. Компания готова открывать и новые РЦ, и планировать новые маршруты: задача — охватить город как можно плотнее. Расходы на открытие каждой новой торговой точки составляют около 300 тыс. рублей: аренда 10−15 квадратных метров площади в продуктовом магазине или павильоне, пара холодильников, кассовый аппарат, два продавца, рекламные листовки для местных жителей — и точка готова. Развитие идет только на собственные средства, потребности в дополнительном финансировании нет — компания едва успевает справляться с нынешними темпами роста. Поиском мест для открытия новых магазинов сегодня занимаются пять человек, ежемесячно запускается 10−13 новых точек. Кстати, хорошо идет сотрудничество с «мясными» розничными сетями — «МясновЪ» и «Мясницкий ряд». «„Мясники“ очень приветствуют размещение на своей территории молочных продуктов, хлеба, это хорошо работает на создание потока покупателей, в том числе для них», — объясняет Кривенко.

Примерно одна из семи точек впоследствии закрывается, поскольку оказывается неудачной — это становится ясно практически через неделю. В успешных точках ежедневные продажи составляют 20−30 тыс. рублей, хотя бывают дни, когда выручка достигает и 100 тыс. рублей. Основная часть продукции, поступающей с утра, распродается в течение дня, по некоторым позициям ассортимента на конец дня бывают остатки — 20−25% товара. Эти продукты распродаются в первой половине следующего дня. Рост оборотов компании происходит в основном за счет открытия новых точек, но не только. Растут продажи и в старых местах — там прирост выручки за последний год составил около 20%. Этому способствует расширение ассортимента, распространение информации о магазине среди местных жителей — об «Избенке» люди рассказывают соседям, знакомым.

Покупатель как бизнес-партнер

«Покупатель, которому понравились наши продукты, рассказывает о них и привлекает двух-трех новых, а те — следующих, это и позволяет нам так быстро расти. И все эти покупатели должны стать постоянными, поэтому их лояльность для нас очень важна. Практически все, что мы делаем, происходит с подачи клиентов: расширяем ассортимент, меняем в нем позиции. Например, мы отказались от творожной массы с изюмом, потому что, как ни перебирай его, все равно попадаются камни, и даже был один случай, когда человек сломал себе зуб. Сегодня ассортимент состоит из 35 продуктов, из последних новинок — фруктово-ягодные йогурты, чуть раньше появились сыры. С сыром возникли большие проблемы. Сначала у нас появились рассольные сыры — брынза, „Адыгейский“, — но хотелось добавить в ассортимент и твердых. В процессе общения с потенциальными поставщиками выяснилось, что при изготовлении твердого сыра в него добавляют селитру, иначе процесс созревания часто заканчивается просто „вспуханием“ сыра, то есть порчей. Селитра в сыре разрешена ГОСТом. А изобрели эту технологию еще во Франции в девятнадцатом веке и до сих пор в Европе активно используют. Для нас это было неприемлемо — мы-то принципиально против всяческих химических добавок. С трудом нашли производителя с грамотным технологом, способным произвести сыр без селитры. Так у нас появились „Молога“ и „Российский“», — рассказывает Андрей Кривенко. Упаковка для продукции сделана очень простая, безыскусная — белые коробки «Пюр Пак» с молоком и кефиром, пластиковые стаканы со всем остальным. Без рисунков и лишних слов — только необходимая информация мелким шрифтом. Такая упаковка была выбрана не только из экономии средств, но и для того, чтобы подчеркнуть: внутри просто молочный продукт, ничего лишнего. Кстати, фирменные пакеты от «Избенки» сделаны из биоразлагающегося в течение пяти лет полиэтилена: никакой нагрузки на окружающую среду.

Специфика ассортимента компании требует дополнительных навыков у продавцов — они должны быть еще и промоутерами, консультантами, уметь донести до покупателя основную идею: продукция самая свежая, только натуральная, вкусная; организовать дегустацию любого продукта (одноразовые стаканчики для этого на точке предусмотрены). Продавцам положен неплохой оклад (30 тыс. рублей) плюс премиальные от продаж, но даже при таких условиях с этой основной частью сотрудников «Избенки» (продавцов уже больше 160 человек и около 40 — административный персонал) регулярно возникают проблемы."Главная проблема в том, что в среде продавцов привыкли воровать, — рассказывает Андрей Кривенко. — Если продавец просто на кассе стоит — до тысячи рублей в день может наварить: обсчитывает покупателей, пробивает лишний товар, а если на развесных товарах — то и до пяти тысяч рублей в день у некоторых выходит. Когда они приходят к нам, некоторые даже зарплатой не интересуются. Первым делом они проходят двухдневный тренинг, обучение, на котором им становится ясно: украсть ничего не получится. Мы даже кассы по этой причине поменяли на электронные. Сначала были такие, где можно было пробить только общую сумму, сложив стоимость покупок на калькуляторе. Случаи обсчета возникали регулярно, покупатели жаловались. Тридцать процентов кандидатов после тренинга вообще не выходят на работу. Зато у остальных уровень текучки совсем невысок. Зарплата у них белая, приходит на зарплатную карту".

Для того чтобы вовлечь своих продавцов в корпоративную жизнь, в компании выпустили газету — они читают новости, проникаются идеологией, узнают о других, участвуют в конкурсах. Не так давно организовали для них выезд к производителям, совмещенный с пикником. Продавцы познакомились с молочным производством, ведь большая часть из них вообще не представляет себе, как такая продукция делается. Есть у компании газета и для потребителей — с конкурсами, рецептами, ответами на вопросы. Кстати, на форуме клиентов Андрей Кривенко присутствует постоянно, лично отвечая на вопросы покупателей и выискивая там идеи для развития.

Маркетинг или новый подход?

Сегодня «Избенка» динамично развивается, однако потенциал такого бизнеса пока остается неясным. Мнения экспертов и участников рынка об этом разделились. По мнению крупных производителей, все это просто маркетинговый ход, спекуляция на фобии потребителей, усиленно разжигаемой популярными СМИ, относительно низкого качества и ненатуральности продуктов от больших заводов и магазинов. «Вся эта истерия в СМИ по поводу некачественных продуктов от крупных производителей уже начинает сильно раздражать, — комментирует Павел Исаев, директор департамента корпоративных коммуникаций компании „Юнимилк-Данон“. — Современное производство, которое позволяет продлить сроки хранения товаров, удешевить процесс, облегчить логистику и обеспечить потребителей доступными по цене продуктами — это благо, завоевание цивилизации. Пока не было технологий выращивания цыплят-бройлеров, как часто люди позволяли себе курочку на столе — по праздникам? Рацион питания огромных масс людей по энергетической и пищевой ценности сильно улучшился благодаря индустриальному подходу на каждом этапе — от выращивания растений и животных до производства собственно продуктов. У крупных компаний-производителей есть разные ценовые категории, разные бренды, и если в низких сегментах в молочные продукты могут добавлять консерванты (что указано на упаковке), то в премиальных брендах только натуральные компоненты. Эксплуатация идеи „только свежее и натуральное“ — это чисто маркетинговый подход, ничего более. Мы делаем ровно то же самое с нашим брендом „Простоквашино“, слоган этого бренда — „До свежего молока рукой подать“. Наше пастеризованное молоко разливается в пластиковые бутылки (кстати, проект очень успешен, хотя эксперты не верили в потенциал этой упаковки) и имеет срок хранения две недели никак не за счет консервантов, а благодаря тщательному контролю за качеством сырья, например за уровнем его бактериальной осемененности, и высокому технологическому уровню производства. Подобных технологических линий в стране вообще не очень много, они доступны только крупным заводам, маленьким местечковым производствам это не по карману. Если молоко „вспухает“ через три-пять дней — это говорит не столько о его „натуральности“, сколько о невысоком уровне либо сырья, либо технологий производства».

Действительно, срок хранения продукта может зависеть и от упаковки (так, в «тетрапаке» продукт хранится дольше, чем во многих других видах упаковки), и от общей культуры производства, которая на больших предприятиях обычно выше. Но сегодняшняя схема производства и торговли такова, что ежедневно покупать свежие (с текущей датой выпуска) кисломолочные продукты потребителю, по сути, негде, тогда как диетологи отмечают важность этого момента. «Основу закваски для кисломолочных продуктов составляют бактерии (бифидо-, лактои другие), которые живут в продукте не очень долго — с каждым часом их число уменьшается, через сутки-двое ничего живого в продукте не остается, — объясняет Алексей Ковальков, врач-диетолог, руководитель клиники Diet-clinic. — Их наличие придает продукту особую ценность, помогая нормализовать пищеварение, микрофлору кишечника. Когда бактерии погибают, остаются продукты их жизнедеятельности, они тоже полезны, это второй уровень ценности. Если с помощью консерванта, даже самого натурального — лимонного сока, например, используемого в лучших детских йогуртах, — убить все микроорганизмы, микрофлору в зародыше, из ценного остается только белок, кальций и тому подобное. Но если в качестве консерванта используют антибиотик, то такой продукт может быть уже вреден. Когда у молочных продуктов стоит срок годности три-пять дней, для потребителей это хоть какая-то гарантия, что там нет консервантов. Если стоит срок две-три-четыре недели, то шансы, что недобросовестный производитель мог туда что-то добавить, довольно велики».

О том, что покупатели далеко не всегда могут полагаться на добросовестность производителя, который честно укажет на упаковке состав товара, хорошо известно профессионалам рынка. Так, ассоциация «Союзмолоко» совместно с ГУП «Московское качество» в прошлом месяце провели контрольные закупки по всем категориям молочной продукции. По результатам первых проверок выяснилось, что более 30% образцов сливочного масла, более 50% сгущенного молока с сахаром, более 50% сметаны и более 20% плавленых сыров — это фальсификат с добавлением растительных жиров, выдаваемый за натуральную молочную продукцию. Наличие консервантов этой экспертизой не проверялось, но эксперты уверены, что результаты были бы тоже не блестящими. Таким образом, объяснять успех «Избенки» одними только маркетинговыми усилиями было бы неверно. Проект действительно сумел сделать своим клиентам уникальное предложение — по-настоящему свежая молочная натуральная продукция по доступной цене. Вопрос в том, для какого количества потребителей это важно. Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолоко», владелец и директор компании «Русские фермы», ссылаясь на исследования западных маркетологов, считает, что число этих людей всегда будет составлять не более 10−15% населения. Остальные вообще не задумываются о том, что и зачем они едят. В этом случае возможно, что надежды Андрея Кривенко о всеобщей смене модели потребления, производства и торговли останутся утопией, и планка в 300 торговых точек окажется последним рубежом проекта. Есть и другая опасность, на которую обратил внимание Андрей Даниленко: «Для многих новых проектов характерно снижение качества через какое-то время. Мы уже наблюдали такие примеры и у производителей, и у торговых сетей. Часто это может быть связано даже не со злым умыслом, а просто с неспособностью поддерживать изначальный уровень качества в растущем проекте». Компания «Избенка» — торговая сеть по продаже свежих натуральных молочных продуктов под собственным брендом. Проект стартовал в феврале 2009 года. Первоначальные вложения — около 10 млн рублей. Выход на операционную безубыточность — декабрь 2009 года. Оборот за 2010 год — 4 млн долларов, за 2011;й — 20 млн долларов (прогноз). 80 торговых точек в Москве и ближнем Подмосковье. В ассортименте 35 продуктов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой