Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор считает приятным долгом выразить свою глубокую признательность за предоставление многих материалов и содействие в данном исследовании руководителю Камерного хора Московской консерватории, заведующему дири-жерско-хоровой кафедрой МГК, профессору Б. Г. Тевлину, профессору Б. И. Куликову, исполняющему обязанности профессора дирижерско-хорового факультета МГК Э. Ф. Леонову, доктору… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел первый
  • Исполнительские проблемы в хоре
  • Глава 1. ПРОБЛЕМЫ АРТИКУЛЯЦИИ
    • 1. Понятие артикуляции в музыке
    • 2. Штриховая техника в хоре
    • 3. Способы начала и окончания звуков
      • 3. 1. Атака звука
      • 3. 2. Окончание звука
    • 4. Исполнение штрихов в хоре
      • 4. 1. Штрихи, исполняемые без перерыва подачи дыхания
      • 4. 2. Штрихи, исполняемые с перерывом подачи дыхания
      • 4. 3. Колористические штрихи
      • 4. 4. Комбинированные штрихи
    • 5. Некоторые особенности произношения текста
    • 6. Тексто-ритм. Метроритмические трудности
  • Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ИНТОНИРОВАНИЯ И СТРОЯ
    • 1. Хоровая фактура в современной музыке
    • 2. Некоторые вопросы строя
      • 2. 1. Особенности интонирования высотных структур
      • 2. 2. Монодическая фактура
      • 2. 3. Полифоническая фактура
      • 2. 4. Гомофонная фактура

К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарубежная хоровая литература.

Глава 1. Додекафония. Серийность. Сериальность.

Очерк первый. Три кантаты Антона Веберна.

Очерк второй. «Canticum sacrum» Игоря Стравинского.

Кантаты Антона Веберна и Canticum sacrum Игоря.

Стравинского в исполнительской практике.

Очерк третий. «II canto sospeso» Луиджи Ноно.

Вместо заключения.

Глава 2. Сонорика. Алеаторика.

Очерк четвертый. «Реквием» и «Lux aeterna» Дьёрдя Лигети.

Очерк пятый. «Три стихотворения Анри Мишо» Витольда.

Лютославского.

Очерк шестой. «Dies irae» Кшиштофа Пендерецкого.

Глава 3. Формульная композиция Карлхайнца Штокхаузена.

Очерк седьмой. «Невидимые Хоры Четверга из СВЕТА» Карлхайнца Штокхаузена.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Русская хоровая литература.

Очерк восьмой. Хоровое творчество Эдисона Денисова.

Очерк девятый. Альфред Шнитке. Концерт для смешанного хора на слова Григора Нарекаци.

Очерк десятый. «Теперь всегда снега» Софии Губайдулиной.

Очерк одиннадцатый. Родион Щедрин. Хоровая музыка по.

Н. С. Лескову «Запечатленный ангел».

Очерк двенадцатый. «Stabat mater» Алемдара Караманова.

Заключение

.

Приложение 1. Московские исполнители Новой хоровой музыки XX века.

Приложение 2. Словарь терминов.

Приложение 3. Тематический план спецкурса «Современная хоровая музыка: теория и исполнение». 4.

На пороге XXI столетия Новая хоровая музыка XX века по-прежнему вызывает много вопросов, связанных с освоением современного музыкального языка. И несмотря на то, что существует ряд фундаментальных трудов, посвященных истории, теории и эстетике Новой музыки, проблемы ее исполнения исследованы всё же не достаточно. Исполнитель — всегда хранитель определенных традиций, и перемена стиля, языка, жанра не всегда находит у него быстрый отклик. Если в прошлом господствующие стили и направления в искусстве царили на протяжении нескольких столетий, то XX век принес огромное разнообразие идей и образов. И поэтому в настоящее время исполнитель должен быть не только технически и артистически одарен, но и образован практически наравне с музыковедами, а, быть может, и чуть больше, так как он должен знать исторические исполнительские стили и практику, чтобы ему удалось воспроизвести музыкальный текст аутентично времени его создания.

Методы композиции, появившееся в музыке XX века, с присущей им эстетикой повлияли на технику исполнения и, в свою очередь, на технику восприятия. В последовательности композитор — исполнительслушатель способность «правильного» восприятия всё более и более обостряется. Хоровое пение, будучи одним из самых сложных и достаточно консервативных видов исполнительского «искусства, менее всего подвержено новациям и кардинальным изменениям. Понимая это, многие современные композиторы придерживаются «традиционной» линии в хоровых сочинениях, тогда как в инструментальных опусах они могут дать волю своей художественной фантазии. И автору гораздо реальнее услышать собственные инструментальные произведения, нежели хоровые, поэтому сочинения для хора часто пишутся по заказу для какого-нибудь коллектива или по поводу какого-либо события.

Исполнение хоровой музыки, написанной в техниках композиции, возникших в XX веке (таких, как додекафония, сонорика, алеаторика, микрополифония, новая тональность, новая модальность, формульная композиция), представляет особую сложность. С одной стороны, подобные сочинения редко исполняются и потому практически не известны широкой публике и не имеют 5 большого резонанса, и в обратном порядке — они малоизвестны, потому что почти не исполняемы. С другой стороны, в современном музыкознании не разработаны в достаточной степени как вопросы композиции современной хоровой музыки, так и вопросы ее исполнения. Редким исключением являются исследования Г. В. Григорьевой (1991) и Ю. И. Паисова (1991), посвященные русской хоровой музыке второй половины века, а также кандидатская диссертация А. Т. Тевосяна (1995), в которой акцентируется внимание на новых социокультурных условиях современного хорового искусства, определяющих новые формы его бытования и новые возможности для его развития.

Существующие труды по хороведению и хоровой литературе1, а также работы, касающиеся проблем хорового письма2, посвящены в основном анализу и исполнению музыки, написанной в мажорно-минорной системе, тогда как композиторские техники постоянно развиваются, усложняются и требуют своевременного осмысления. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке теории и исполнения Новой хоровой музыки XX века.

Главная цель настоящего исследования состоит в рассмотрении ряда исполнительских проблем современной хоровой музыки в совокупности с вопросами, касающимися композиторских техник. Задачи диссертации связаны с выявлением специфических особенностей исполнения Новой хоровой музыки XX века, а также в заполнении пробелов в изучении хоровой литературы и хороведения. Решение этих задач будет способствовать более частому исполнению современной хоровой музыки, то есть тому, чтобы ее знали, понимали и слушали.

В данной работе впервые специально исследуется современная хоровая музыка с точки зрения ее исполнения. Новая проблематика потребовала тщательной и многоаспектной разработки метода анализа, сочетающего различные пути рассмотрения Новой музыки XX века: с одной.

1 Наиболее важные из них: Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. — М., 1967; Дмитревский Г. А. Хороведение и хороуправление. — М., 1957; Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. — М., 1969; Пигров К. К. Руководство хором. — М., 1964; Птица К. Б. О музыке и музыкантах: Сб. статей / Составители Б. Г. Тевлин, Л. В. Ермакова. — М., 1994; Соколов В. Г. Работа с хором. — М., 961Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М., 1961; Ивакин М. Н. Русская хоровая литература. — М., 1965; Русская хоровая литература / Под ред. С. В. Попова. Вып. 1. — М., 1963, Вып. 2. — 1969; JIanno С. И., ЛокшинД. Л. Зарубежная хоровая литература. Вып. 1 — М., 1964; ЛокшинД. Л. Зарубежная хоровая литература. Вып. 2. М., 1966; Усова И. М. Хоровая литература. — М., 1988.

2 Например, Егоров А. А. Основы хорового письма. — Л., 1939; Копытман М. Р. Хоровое письмо-М., 1971; УшкаревА. Ф. Основы хорового письма. — М., 1986. 6 стороны, опору на исследования, касающиеся современной композиции, с другой — изучение состояния современной исполнительской практики. В диссертации в систематизированном виде представлены элементы вокально-хоровой техники, имеющие наиболее важное значение в исполнении Новой хоровой музыки XX века.

Настоящая работа адресована не только хоровому, но и вокальному исполнительству, так как штрихи, используемые в хоре, вполне приемлемы и в сольном пении. А современная музыка представляет большую сложность и для вокалистов, от которых требуется владение широким спектром новых исполнительских приемов.

Диссертация состоит из двух разделов — исследовательского и практического, оформленных в виде двух томов. Исследовательский раздел (Том I) включает в себя вступление, две главы и заключение. В двух главах первого раздела непосредственно выделяются главные проблемы хорового исполнительства современной музыки — артикуляция и интонирование. Научные обобщения основываются на результатах анализа широкого круга произведений современной хоровой музыки (как зарубежной, так и отечественной), приведенных во втором (практическом) разделе диссертации (ТомП), структура которого подробно описывается в предисловии к нему. Данный практический раздел — это методическое пособие «Современная хоровая музыка: теория и исполнение», являющееся основой одноименного спецкурса для музыкальных вузов, который находится на стыке таких дисциплин, как хоровая литература, хороведение, гармония и анализ музыкальных произведений. В конце второго тома диссертации дается заключение и список литературы. Диссертация содержит три приложения. В Приложении 1 приводятся материалы о некоторых московских хоровых коллективах, в репертуаре которых прочное место заняли современные хоровые сочинения, а также фрагменты бесед с руководителями хоров — Б. Г. Тевлиным, В. С. Поповым, В. К. Полянским и Е. Л. Растворовой. Приложение 2 включает в себя словарь терминов, в котором даны определения современных методов композиции и приемов исполнения. В Приложении 3 дается тематический план спецкурса «Современная хоровая музыка: теория и исполнение», который разработан на основе второго раздела диссертации. 7.

Вопросы исполнения современной хоровой музыки как теоретическая проблема не получили широкого научного рассмотрения в отечественном и зарубежном музыкознании вследствие, очевидно, новизны проблематики, а также небольшого распространения в практике сочинений для хора, написанных в техниках композиции XX века. Сама современная хоровая музыка является труднодоступной из-за ее новизны, и поэтому ее изучение требует как теоретической базы (знания техник композиции, владения терминологией, которая либо разработана недавно, либо еще находится в процессе становления), так и чисто практических навыков (умения работать над сочинением и исполнить его на высоком художественном уровне).

Специфика рассматриваемого предмета потребовала ознакомления с разносторонней музыковедческой литературой, касающейся техник композиции, современной гармонии, исполнительского искусства, а также с монографическими исследованиями, методическими пособиями по хороведению, хоровой литературе, современному сольфеджио, обучению игре на инструментах и т. п. В связи с многосторонней направленностью музыковедческих трудов общий обзор литературы в диссертации не делается. Наиболее значимые с точки зрения нашей темы труды рассматриваются непосредственно в разделах, посвященных специальной проблематике. Таким образом, обзор литературы оказывается рассредоточенным по всей диссертации.

Автор считает приятным долгом выразить свою глубокую признательность за предоставление многих материалов и содействие в данном исследовании руководителю Камерного хора Московской консерватории, заведующему дири-жерско-хоровой кафедрой МГК, профессору Б. Г. Тевлину, профессору Б. И. Куликову, исполняющему обязанности профессора дирижерско-хорового факультета МГК Э. Ф. Леонову, доктору искусствоведения, профессору Ю. Н. Хо-лопову, проректору по научно-творческой работе МГК, доктору искусствоведения, профессору А. С. Соколову, художественному руководителю Академии хорового искусства, профессору В. С. Попову, художественному руководителю Государственной симфонической академической капеллы России, Народному артисту России В. К. Полянскому, руководителю Нового Московского хора Е. Л. Растворовой, директору «Института К. Штокхаузена (Россия)» М. Т. Преснякову и С. С. Крылатовой. 9.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. I часть апофеоз: Поглощена смерть победою. Строки из Первого послания к Коринфянам (15, 54) — «Смерть! Где твоя победа? Где твое жало?"2 — сим
  2. А. В. Цит. соч. С. 59.
  3. Слово разбивается на слоги и произносится поочередно хоровыми голосами: III часть, ц. 21 («Ветер встает. Попробуем жить!»):S Sur- -pte^^А -tus. / -musТ ^^ -git Хх у ^^vi-ve-re!В ven- Tem
  4. Подчеркивание слогов и отдельных букв. Здесь можно отметить, что более мелкое дробление слов на слоги и буквы несет в себе сонористическую функцию, то есть красочность без определенной высоты звука (Пример 1).
  5. Э. В. Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982. — С. 217.80
  6. Линия с неравномерным вибрато (I часть, ц. 8) coro --
  7. Кластер-нарастание, который образуется путем прибавления поочередно вступающих голосов женского хора (сопрано div. in 6, альты div. in 6), заполняя тритон fl-hl: I часть, ц. 2 (Пример 4).
  8. Ordinare (обычно) в хоре имеется в виду пение открытым ртом на гласный звук, средний между «о» и «а».81
  9. Кластер-россыпь (усложненный вариант движущегося кластера) представляет собой звучность, в которую входят колористически «ажурные» пассажи, диссонантная основа которых способствует тоновой недифференцируемости кластера: II часть, ц. 6, т. 2 (Пример 2).
  10. Одновременный кластер-декламация, когда хор синхронно произносит текст без определенной высоты звука: II часть, ц. 3: «Est pro-iec-tus est dra-co il-le mag-nus, ser-pens anti-quus.» («И низвержен был великий дракон, древний змей." — Апокалипсис, 12).
  11. Сонористические кластеры, использующие разные изобразительные приемы glissando, vibrato, fischio, произнесение и акцентирование различных слогов, букв и т. д. (см. Пример 8).
  12. С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Вып.1. М., 1995. -С. 31.
  13. Подробно о творчестве К. Штокхаузена см.: Просняков М. Т. Специальный факультативный курс: К. Штокхаузен и Новая музыка XX века: проблемы теории и практики современной композиции. Рукопись. 1993−94 уч. год- II версия 1997−98 уч. год.
  14. В Приложении III дается более развернутый вид тонов ядер для «Невидимых хоров», и поэтому в квадратных скобках в тексте отмечены звуки, не входящие в первоначальный вариант тонов-ядер.
  15. Недостающий в 12-тоновой формуле Люцифера (FL) звук с находится в «избыточной» 13-тоновой формуле Михаэля (FM), которую он обрамляет.
  16. К. Мультиформульная музыка// XX век. Зарубежная музыка. Вып. 2. М., 1995.-С. 46.
  17. Приветствие Четверга (Приветствие Михаэля), 2. Невидимые хоры, 3. Акт I. Юность Михаэля,
  18. Акт II. Путешествие Михаэля вокруг земли,
  19. Акт III. Возвращение Михаэля,
  20. См. комментарии к партитуре.
  21. Ко времени выхода партитуры «Невидимых хоров» (1986) в издательстве ЗюскЪашеп-Уег1а§ сочинение еще не было исполнено.
  22. Из личной беседы с М. Т. Просняковым.5 Там же.
Заполнить форму текущей работой