Икона: типы и исполнение
Вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья литые иконы резные иконы печатные или типографские иконы сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т… Читать ещё >
Икона: типы и исполнение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова
(ЮРГПУ (НПИ))
Строительный факультет Кафедра промышленного дизайна Реферат по дисциплине:
«История искусств»
На тему:
«Икона»
Новочеркасск 2016
Введение
Икомна (ср.-греч. е? кьнб от др.-греч. е? кюн «омбраз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
«…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашеяСвятыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (фймйфйкзн рспукхнзуйн), не тем истинным по нашей вере служением (лбфсейбн), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (п рспукхнюн) иконе поклоняется (рспукхнеЯ) ипостаси изображенного на ней.»
— Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора История иконописи Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив — очень мало.
Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам (во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников), а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.
Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.
Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.
В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря исцеляющего «бесноватого отрока», Ионы выброшенного на берег Китом и другие. В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.
Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв.
Заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.
Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. (Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющем грехи мира).
Техника изготовления иконы Строгая последовательность техники исполнения иконы — начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности — до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительного для выполнения свода правил. Она почти всецело применяется и мастерами нашей артели и изменению не подлежит.
Благодаря вековой практике известных и безвестных древних иконописцев, был выработан иконописный канон, представляющий собой ряд правил и требований, предъявляемых как к основным этапам работы (изготовление доски, применяемые краски, технологии и техника иконописи), так и требования которым должна соответствовать каждая конкретная икона (использование иконописных подлинников и образцов).
Традиционная икона пишется на специально обработанной и загрунтованной левкасом доске, в соответствии с каноническими требованиями и после написания покрывается защитным слоем из олифы или бесцветного лака.
Основой для икон в подавляющем большинстве случаев является дерево. И если бы родоначальником иконописной традиции был русский народ, этому было просто найти объяснение — дерево на Руси всегда было самым дешевым и распространенным материалом. Но иконопись зародилась в Святой Земле, в Палестине, где древесина всегда ценилась на вес золота. В то же время дерево — это сакральный, освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства — Истинном Древе Спасителя, — сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.
Создание иконы происходит поэтапно. Каждый этап заключает в себе создание очередного элемента, или слоя иконы. Все этапы расположены в строгой последовательности.
Икона имеет следующие слои
1. Основание. Основанием служит доска,
Икона состоит из следующих слоев: основание, слой клея, паволока, грунт, позолота, красочный слой, защитный слой или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев.
2. Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин, также существуют технологии позволяющие обойтись без проклейки.
3. Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань.
4. Грунт. Грунт — левкас представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски. В нынешнее время часто используются и иные по составу грунты, в частности акриловые, качество которых превосходит качество мелового грунта.
5. Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя. Обычно слой позолоты не покрывается лаком, но в отдельных случаях, обычно, когда имеется позолоченный фон, часть позолоты может быть под слоем лака.
6. Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов и яичной эмульсии.
7. Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой покрывается тонким слоем олифы или специального лака.
Кроме расположения слоев иконе присуща традиционная форма доски и ее особенности.
Иконная доска обычно укреплена шпонками, для защиты ее от коробления при изменениях температуры и влажности. На лицевой поверхности изображение обрамлено «полями». Само изображение располагается в «ковчеге», который углублен на 2−4 мм относительно полей. Переход между полями и ковчегом получил название «лузги». Ширина перехода обычно около 5−10 мм.
Ковчег является неотъемлемой конструкцией древних икон, сознательно исполняемой мастероми. Не случайно получив свое название, он напоминает молящимся как о ветхозаветном Ноевом ковчеге — месте спасения человечества во время всемирного Потопа, — так и о Ковчеге Завета, хранившем Скрижали завета Бога с людьми. Икона становится напоминанием христианину о его будущем Спасении, установлении на Земле Нового Завета Бога с людьми.
Иконопись — есть часть жизни Церкви, поэтому иконописец должен обладать церковным пониманием вещей, что совершенно невозможно, если он не посещает богослужения и не участвует в жизни Церкви. Иконы, написанные таким иконописцем, будут обычными копиями, — пусть даже хорошими, но часто лишенными духовного содержания, присущего иконам, написанным иконописцами не только называющими себя таковыми, но и исполняющими требования указанные в 43 главе Стоглава, где пишется, что иконописцу необходимо быть: «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением». Мало кто из нынешних, считающих себя иконописцами людей, хоть немного соответствует этим требованиям.
Классификация икон По сюжетам иконы можно разделить на:
Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двухи т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст.
По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».
По технике исполнения выделяют:
живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.
вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья литые иконы резные иконы печатные или типографские иконы сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
По размеру существует несколько характерных наименований:
листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
пядница (пятка) — икона размером в пядь.
осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков Основные типы иконографии Как в иконографии Спасителя, так и в иконографии Богородицы можно выделить основные типы изображений. Основной акцент будет делаться на богословском смысле типизации изображений Святой Богородительницы. И поэтому рассматриваются не в последовательности их исторического развития, а по богословски оправданным приоритетам.
Умиление или Милующая (Елеуса) Этот тип иконографии сложился в Византии в XI веке, на основе иконографического типа «Одигитрия» .
Иконы типа Елеусы, поясные. В иконографии представлено соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов — Божией Матери и Богомладенца. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой. Детально рассмотрим иконографию Елеусы на примере иконы Божией Матери Владимирская.
Одежда Богородицы:
Мафорий (греч.накидка) — большой четырехугольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру. В иконографии тона мафория Божией матери преимущественно темно-красных оттенков. По краям мафорийукрашен каймой и бахромой. Звезды на мафории имеют два значения: во-первых, это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и порождестве», а во-вторых, — символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Нимб вокруг головы Божией Матери, в отличие от нимба Богомладенца не содержит вписанный крест.
На иконах Божией Матери обязательно присутствует именование — сокращенное начертание слов «Матерь Бога»
Правильно называть иконы Богородицы нужно так: Владимирская икона Божией Матери или икона Божией Матери Владимирская. Но не Богоматерь Владимирская, поскольку Богородица одна, а ее священных изображений известных в Русской иконописи более 280.
К иконам типа «Умиление» относятся следующие чудотворные образа:
Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, Икона «Взыграние младенца», Икона «Взыскание погибших», Икона «Достойно есть», Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери (выборочно) Путеводительница (Одигитрия) Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — закон.
Христос, как глава Церкви, как Законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования — об этом свидетельствует жест правой руки Богомладенца.
Большинство икон типа «Одигитрия», что в перводе с греческого означает «Путеводительница», представляют Божию Матерь с Богомладенцем, изображенным на правой руке. Но есть изводы, где младенец помещен на левой.
Такой способ изображения называется «Панагия Декса» (греч.-святая). Изображение на иконах типа «Одигитрия», как и в типе «Умиление» , — поясное, но встречаются огрудные (как, например, Казанская икона Божией Матери) и в полный рост.
К иконам типа «Путеводительница» («Одигитрия») относятся следующие чудотворные образа: Смоленская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Икона Божией Матери «Утоли моя печали», Икона Божией Матери «Троеручица» и др.
Молящаяся (Оранта) Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся», или «Оранта» (греч.). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе—верхней части алтаря.
Божия Матерь, изображается в полный рост, с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая» .
Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» .
Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение Младенца-Христа на лоне Богородицы-это символ величайшего чуда-Богоявления, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело.
К иконам типа «Молящаяся» («Оранта») относятся чудотворные образа: Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская; Икона Божией Матери «Нерушимая Стена»; Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» .
Агиосоритисса (Заступница) Икона из деисусного чина иконостаса — изображает Богородицу без Младенца, обращенную вправо, иногда держащую свиток в руке.
Иконы «Умиление», Серафимо-Дивеевская, «Огневидная» ," Филермская" и другие представляют собой «портретный вид» иконографии Божией Матери.
Иконы «Умиление», Серафимо-Дивеевская, «Огневидная» ," Филермская" и другие представляют собой «портретный вид» иконографии Божией Матери.
Иконы «Неопалимая Купина», «Живоносный Источник», «Нечаянная Радость» — особые композиции, в которых все же прослеживаются некоторые типологические признаки.
Иконостас икона доска персонаж Иконостас, сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.
История развития иконостаса.
Формирование иконостаса имеет свою длительную историю. В раннехристианских храмах алтарь отделялся от собственно храма тканой завесой или преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном. Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260−340). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в 4 в., алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Значительно древнее, по мнению многих исследователей, употребление тканых завес. По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви — алтарь — от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии неотъемлемой частью декорации алтарных преград.
Ранние византийские преграды состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста.
Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в., установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийскоготемплона рядом икон стало повсеместным.
Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. В конце 17 — начале 18 вв. под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.
Классический иконостас: состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.
Праотеческий ряд.
Верхний ряд в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на свитках представляет ветхозаветную церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы, или «Отечество» (один из иконографических вариантов изображения Святой Троицы).
Пророческий ряд являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Пророки также изображаются держащими в руках свитки с текстами своих пророчеств о рождении Спасителя. В центре этого яруса помещается образ Богоматери «Знамение». Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцев и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом.
Праздничный ряд.
Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд — не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.
Деисусный ряд.
Смысловым центром этого ряда является икона Спасителя, представленного, как правило, в образе грозного Судии, явившегося судить мир. Справа и слева от Иисуса Христа изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, т. е. сонм святых, представленный всеми чинами святости. Основная тема деисусного чина — моление церкви за мир. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.
Местный ряд.
В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.
Северные и южные вратаиконостаса ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.
Царские врата, ведущие в алтарь, являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в 5−6 вв. они украшались священными изображениями. Обычно на царских дверях помещается «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов. Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами — причащение верующих.
В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.
Заключение
Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Икона есть Богооткровенная истина, богословие, выраженное не словесно, а образно (вспомним иконы Святой Троицы, Воскресения Христова). В иконе отражены молитвенная собранность, умиротворенность бесстрастия в общении с Богом, то есть то, что является конечной целью духовного пути и жизни христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Примечательно, что все это как реальнейшая реальность дается в иконе также вполне реально, без всяких намеков на иллюзию, одними линиями и красками, но так, что под простейшими формами мы ощущаем истины сокровенной жизни.
Икона — одно из основных воплощений русского самосознания, наряду с другими формами, к примеру, народной сказкой. Но отличие сказки состоит в том, что она чаще всего отражает далеко не лучшие стороны национального характера — лень, желание «легкого хлеба», в то время как икона — отражение всего самого лучшего и чистого, что есть в русском характере.
Список литературы
Икона // Православная энциклопедия. Том XXII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 8−25. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978−5-89 572−040−0
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века М.: Искусство, 2000.
Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. М., «Паломникъ», 2003. 512 с ISBN 5−87 468−188−4
Мельник А. Г. Пядничные иконы XVI — начала XVII в. русских святых // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 2(46). — С. 77−88.
Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в Императорской России. М., Традиция, 1995
Успенский Б. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995, с. 221—303
Ямщиков С. В. Древнерусская живопись: Новые открытия (альбом). М., Советский художник, 1966.
Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru