Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Информационная культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй методологический принцип структуризации предметной области новой науки состоит в выделении тех направлений, исследования которых, по мнению авторов, являются перспективными в связи с их актуальностью и социальной значимостью, хотя в настоящее время эти исследования еще и не развернуты на необходимом уровне. К таким направлениям относятся «Философские основы информационной культурологии… Читать ещё >

Информационная культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://allbest.ru

Реферат Информационная культурология.

1.Объект и предмет исследований Информационная культурология является наукой, которая находится на начальной стадии формирования. Возникновение этой науки обусловлено необходимостью научного осмысления принципиально новых явлений в развитии культуры, которые связаны со стремительным развитием процессов информатизации общества и с все большим доминированием информационных компонентов человеческого бытия практически на всех уровнях социального и культурного пространства.

В настоящее время существуют лишь единичные публикации по данной проблеме, поэтому предмет исследований этой науки не получил достаточно четких определений, а ее предметная область требует структурирования и научного обсуждения.

Объектом исследований информационной культурологии является информационная культура, т. е. вся совокупность тех информационных явлений в сфере культуры, которые связаны как с деятельностью человека, так и с развитием процесса информатизации общества, с усилением роли информации в развитии цивилизации.

Предметом исследований этой новой науки следует считать закономерности, методы и средства проявления и реализации информационных процессов в сфере культуры, а также те направления ее развития, которые связаны с использованием методов и средств информационных и коммуникационных технологий.

Информационный подход к анализу новых направлений развития культуры, самого общества и положения в нем человека в настоящее время и в обозримом будущем должен стать основным научным методом информационной культурологии. Этот вывод базируется на изложенных в данной работе представлениях об информационной природе феномена культуры, а также на результатах использования информационного подхода как эффективного метода научного познания Колин К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба. — 1998. — № 1. — С. 3−17.

Для развития некоторых важных направлений информационной культуры необходимыми и полезными являются многие традиционные методы информатики, такие, как цифровое представление информации об объектах культуры, а также методы и технологии виртуальной реальности, в том числе — методы конструирования виртуальных объектов культуры.

информационный культурология наука.

2.Структура предметной области При структуризации предметной области информационной культурологии мы будем учитывать компоненты информационной культуры, которые были выделены при определении содержания термина «информационная культура». При этом в первую очередь должны изучаться философские основы информационной культурологии как научной дисциплины. Исходя из этого, можно выделить следующие основные разделы предметной области информационной культурологии:

1. Раздел философских основ информационной культурологии;

2. Раздел изучения новых информационных качеств личности, социальных структур и общества в целом, которые формируются в результате повышения роли информации в процессе становления информационного общества. К этому разделу относятся исследования информационной культуры личности, корпоративной информационной культуры, информационной культуры государственных и социальных структур общества, а также проблем формирования информационного миропонимания и мировоззрения Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А, Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. — М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. — 512 с.; Матвиенко Д. В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления //Культурная жизнь Юга России. — 2008. — № 3. — С. 6−8; Колин К. К. Культура как объект информационной безопасности / Синергетика, философия, культура: сб. науч. тр. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — С. 146−167.;

3. Раздел по изучению предметов информационной культуры — материальных, духовных и художественных. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, архивы, музеи и картинные галереи, произведения экранной культуры и т. п. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы // Информационное общество. — 2002. — № 1. — С. 24−30; Электронная культура и экранное творчество. Автор, сост., науч. ред. проф. К. Э. Разлогов. — М.: РИК, 2006. — 386 с.;

4. Раздел по изучению новых способов деятельности человека в области информационной культуры, а также новых информационных технологий, которые создаются и используются в сфере культуры Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. — 2006. — № 6. — С. 50−57.;

5. Раздел, посвященный культурологическим аспектам развития новых видов, форм и технологий культурных коммуникаций в информационном обществе Влияние Интернета на сознание и структуру знания. — М.: ИФ РАН, 2004. — 239 с.

3.Основные направления исследований Наиболее актуальными направлениями исследований в области информационной культурологи являются следующие:

1. Философские основы информационной культурологии;

2. Информационная культура личности;

3. Информационная культура корпоративных, государственных и социальных структур;

4. Электронная культура;

5. Социально-культурологические проблемы развития сетевых структур общества и информационных коммуникаций;

6. Информационные технологии в искусстве и творчестве;

7. Культурологические аспекты информационной безопасности;

8. Информационная этика;

9. Информационная культура международного общения.

Методология структуризации предметной области. Предлагаемая структура предметной области информационной культурологии определена в данной работе, исходя из следующих методологических соображений. В первую очередь нами выделялись те направления исследований, по содержанию которых в научном сообществе уже имеются достаточно общие представления. Примерами здесь могут служить такие направления, как «информационная культура личности» и «электронная культура». Эти термины достаточно широко используются в научной литературе, а сами направления получили определенное отражение в программах ЮНЕСКО в области развития культуры и в сфере образования Государственная программа «Информационное общество (2011;2020 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html.

Стратегический план Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008;2013 гг.). — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. — 48 c.

Второй методологический принцип структуризации предметной области новой науки состоит в выделении тех направлений, исследования которых, по мнению авторов, являются перспективными в связи с их актуальностью и социальной значимостью, хотя в настоящее время эти исследования еще и не развернуты на необходимом уровне. К таким направлениям относятся «Философские основы информационной культурологии», «Информационная антропология», «Культурологические аспекты информационной безопасности» и другие. Нам представляется, что эти направления будут стратегически важными для решения проблемы преодоления системного кризиса современной цивилизации Колин К. К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. — 2014. — № 3. — С. 6−27.

Отдельного обсуждения заслуживает информационная антропология19. Нам представляется, что это направление должно объединить исследования информационных способностей человека по восприятию, хранению и обработке информации, а также исследования процессов становления личности нового типа — информационного человека (Homo Informaticus).

В состав этого направления могут войти исследования проблемы изменения природы самого человека, которая связана со встраиванием в его биологическое тело различного рода информационных устройств микроинформатики, создаваемых на основе нанотехнологий Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. — М.: Изд-во АСТ, ОАО «Люкс», 2004. — 349 с.; Нариньяни А. С. e-HOMO — два в одном (Homo.

sapience в ближайшей перспективе) // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. — М.: ИИнтел, 2005. — С. 259−273.

В том, что такие исследования являются актуальными, нет никаких сомнений. Однако эта проблема комплексная, и для ее изучения необходимо привлечение культурологов, психологов, социологов и специалистов в области информатики. Возможно, что культурологические аспекты изучения этой проблемы окажутся здесь наиболее значимыми.

Приведенные выше концептуальные подходы к структуризации информационной культуры и информационной культурологии, не являются исчерпывающими. Естественно, что их содержание и границы требуют дальнейшего научного обсуждения.

1. Асеев ЮС Стили в архитектуре Украины-К: Строитель 1986;104 с.

2. Багацкий ВВ Кормич ЛИ Культурология: история и теория мировой культуры ХХ века: Учеб пособие — М.: Кондор, 2004;304 с.

3. Гаврюшенко ОА, Шейко ВМ Тишевская ЛГ История культуры: Учеб пособие / Науч ред Шейко ВМ-К: Кондор, 2004 -763 с.

4.Виткалов ВГ, Митровка ММ Украинская культура: Учебное пособие — М.: Волынские обереги, 2001 — 168 с.

5. История мировой культуры Культурные регионы Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива ЛТЛевчук-К: Лыбидь, 2000;520 с.

6. История украинской архитектуры / Ред ВИ Тимофеенко-К: Техника, 2003 — 472 с.

7. История украинской литературы ХХ века В 2-х кн Кн 1 Первая пол ХХ в: Учебник для студентов гуманитарных спец высш закл образования / Под ред ВГДончика-К: Лыбидь, 1998;464 с; Кн 2 Вторая половина ХХ века-К, -456т.-К., Либідь.1998.-456 с.

8. История украинской литературы ХХ века В 2 кн Кн1: 1910;1930;е годы: Учеб пособие / Под ред ВГДончика-К: Лыбидь, 1993 — 784 с.

9. История украинской и зарубежной культуры: Учебное пособие / Под ред СМКлапчука, ВФОстафийчука-М.: Знание, 2002;356 с.

10.Подольская ЕА, Ростовщик ВД, Иванова КА Культурология Учебное пособие-М.: Финансы и статистика, 2003;288 с.

11.Поликарпов ВС Лекции по истории мировой культуры Учебное пособие-М.: Знание, 2000;360 с.

12.Попович М Очерк истории культуры Украины-К Артек, 1998;728 с.

13.Украинская культура: история и современность: Учеб пособие / Под ред Черепановой СО — М.: Мир, 1994;456 с.

14.Украинская и зарубежная культура Учебное пособие / Под ред ММЗаковича и др. — М.: Знание, 2000;622 с.

15.Хоменко ВЯ Украинская и мировая культура: Учебник-М.: Украина, 2003;336 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой