Современный этап развития отечественного искусствознания характеризуется углубленным изучением традиций русского искусства. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с формированием художественной среды конкретной исторической эпохи. Осознание богатого разнообразного предметного мира в контексте окружающего пространства является важным, ибо развитие художественной культуры учитывает опыт прошлого в его стилистической эволюции.
Признание неотделимости вещи от окружающей среды подразумевает их пространственно-пластические связи. Изучение предметных форм ведется в соответствии с категориями стиля как определенной системы, которая формирует и критерии оценок. В основе пространственных искусств лежит формообразующий принцип.
Особенностью произведений архитектонического творчества является существование их в ансамбле. Ведущими в этой группе представляются прикладные искусства и архитектура, наиболее родственные по структуре их художественного языка и единству стилистической характеристики. Архитектоническая связь в подобных видах искусства является главным выразительным средством, а художественная функция всегда выступает в сочетании с функцией утилитарной. Сфера деятельности предметного творчества в большой степени испытывает на себе влияние технического прогресса. Поэтому на рубеже XVIII—XIX вв.еков в западной Европе уже наблюдались тенденции установления взаимосвязи между художественным творчеством и бурно развивающейся индустрией.
В искусстве нового времени были периоды излишне категоричны в требовании стилевой чистоты предметных форм, например русский классицизм, предшествующий эклектичному XIX веку. Новое направление в культуре прошлого столетия открывает эпоха историзма. Основой этого 4 стиля, его идеологическим кредо стал историзм мышленияинтерес к прошлому, к истории различных народов и стран.
Историзм как стиль обозначился в последние десятилетия XVIII века, в недрах классицизма. Отвергая нормативность последнего, новое направление формировалось на основе эстетики романтизма. Это было время перемены прошлых стереотипов, становления новых взглядов, утверждения иных закономерностей в искусстве. Чувство прекрасного в культуре романтизма ассоциировалось с новизной и многообразием форм выражения. Эмоции и интуиция, превалирующие над рационализмом в художественных произведениях театра, литературы, музыки, изобразительного и прикладного искусства, утверждали в мировоззрении культ индивидуальных качеств человека над обезличенным обществом.
Презрение к препятствиям, отрицание традиций, прежде всего, в сфере морали характерны для этого периода. После известных событий 1789 года «золотая молодежь» Франции, а затем и других европейских стран, стала игнорировать общепринятые нормы и вкусы так называемым «антиреволюционным» костюмом. Экстравагантные юноши «incroyable» /невероятные/ и молодые дамы «merveilleuse» /чудесные/ утверждали таким образом моду нового класса разбогатевшей буржуазии, которой уже не импонировали идеалы революции. Выражение иного миропонимания проявлялось в их облике посредством утрированных форм костюма и вызывающего поведения в обществе. Длинные волосы, огромных размеров головные уборы, галстуки, закрывающие большую часть лица, небрежно скроенные фраки, жилеты, не доходившие до талии и застегивавшиеся со смещением пуговиц. Примеры можно продолжить, но важно в данном случае отметить, что формирование нового мировоззрения затрагивало все сферы человеческого существования. Как замечал Г. В. Плеханов в статье «Искусство и общественная жизнь»: «.на старания людей придать себе ту или иную внешность всегда отражаются общественные отношения данной 5 эпохи. На эту тему можно было бы написать интересное социологическое исследование» 1.
На смену классическим образцам в XIX столетии пришел новый эстетический идеал, провозгласивший отказ от единого утвержденного канона. «Обращение романтизма к внутреннему миру со всеми его противоречиями, индивидуализация художественных вкусов и личных склонностей, стремление противопоставить свое я историческим катаклизмам эпохи и в то же время не удаляться от мира и не быть сторонним наблюдателем событий, привнесло совершенно особый личностный оттенок в жизненное мироощущение современников после наполеоновских войн и Венского конгресса» 2.
Средством выражения личности в искусстве, ее самоопределением в это время стала возможность свободного выбора стилевых форм. Это творческое кредо историзма впервые в России было провозглашено Н. В. Гоголем в его статье «Об архитектуре нынешнего времени»: «Какая бы ни была архитектура — гладкая массивная египетская, огромная ли, пестрая индусов, роскошная ли мавров, вдохновенная ли и мрачная готическая, грациозная ли греческаявсе они хороши, когда приспособлены к назначению строения, все они будут величественны, когда только истинно постигнуты» 3.
В период историзма значительно возросла роль предметно-художественной среды интерьера. Она формировалась согласно вкусам и пристрастиям заказчиков. Мир окружающих вещей стал той областью материальной культуры, где наиболее быстро, убедительно и с наименьшими затратами, удовлетворялись новые эстетические запросы и индивидуальные настроения различных социальных групп.
Утверждение историзмом равноправия всех «стилей» и направлений в качестве образца для подражания давало неограниченную возможность в оформлении предметного окружения и наполнения интерьеров разнообразными «цитатами» прошлых эпох. Как в архитектуре экстерьера, 6 предметы внутреннего убранства, в том числе искусство костюма, претерпевали известные приемы ретроспекции: неоготика, неорусский, неогрек, необарокко, неорококо, неоклассика, неоренессанс. Мастера прикладного искусства, таким образом, вынуждены были все чаще обращаться к оригинальным произведениям того или иного стиля, что существенно определяло в это время научный интерес к истории и археологии.
Данный период, как художественное явление, основывался на переживании истории, которое аккумулировалось в декоративно-прикладном искусстве в образах прошлых эпох. Поэтому настоящая работа посвящена изучению костюма XIX века, а главным аспектом этого исследования является эволюция стилевых прототипов в русском костюме с 20-х по 90-е годы XIX столетия.
Костюм, являясь составной частью предметного мира и связанный непосредственно с человеком, наиболее полно отражает процесс формирования историзма в отечественной культуре. Все разнообразные стороны жизни вплоть до вопросов мировосприятия в той или иной мере запечатлеваются в костюме: политическая атмосфера, социально-экономическая ситуация, духовная и материальная культура общества со всеми традициями и нововведениями. «В широком диапазоне значений: от мифически-символического до парадно-орнаментального, от декоративного, связанного с непосредственным проявлением характера личности, до практически-функционального — одежда отличается тысячью оттенков, в которых проявляются тончайшие нюансы самосознания и собственного мира личности. Одежда всегда является важным элементом личности, зеркалом того, что в человеке есть искреннего и риторического или ложного, коллективного и индивидуального, манерного и подлинного. Поэтому история костюма — это история самого человека.» 4.
Каждая эпоха имеет свое видение красоты человека. Задачей костюма 7 является формирование облика отдельного индивидуума в наибольшем соответствии с существующим идеалом. При этом личный вкус и общепринятая норма в обществе не всегда совпадают с тенденциями развития моды.
В формировании художественного образа костюма важную роль играет эстетический идеал красоты, силуэт, а также выбор ткани, особенности конструирования и технологии изготовления, приемы отделки и декора. Так как костюму присуща синтетичность, анализировать его необходимо только в комплексном восприятии и взаимовлиянии друг на друга всех его составляющих: силуэт, ткань, обувь, головные уборы, вышивка, кружево, ювелирные украшения, а также все сопутствующие аксессуары и дополнения. Особенностью костюма также следует назвать чуткое реагирование на малейшие изменения моды и его непосредственную близость к человеку. Тем не менее, в XIX веке моделирование костюма представляло собой наиболее консервативную область стремительно развивающейся художественной промышленности. Его лучшие экземпляры были буквально рукотворными, единичными и нетиражируемыми. Хотя отдельные составляющие наряда могли изготавливаться на мануфактурах. Например — разнообразные аксессуары, дополнения, ткани.
Учебные заведения художественно-промышленного профиля, возникающие в это время в России, не готовили специалистов в области проектирования и изготовления костюма. Это были талантливые мастера-самоучки, работавшие по готовым образцам с привлечением модных журналов, ввозимых из-за рубежа и издаваемых в России. Отечественных мастерских по индивидуальному изготовлению одежды высокого класса в XIX веке было немного5.
В этом своеобразии развития искусства костюма XIX столетия заключается определенная специфика и сложность при его изучении.
Наконец, костюм тесно связан с другими видами искусства, и их 8 параллельное сопоставление позволит установить степень зависимости костюма от общей стилевой направленности и культурно-исторического содержания рассматриваемой эпохи.
В современном искусствознании проблемой изучения костюма вообще, и XIX века в частности, начали серьезно заниматься в последние десятилетия. Костюм долгое время не был обозначен в отечественном искусстве, как самостоятельный вид творчества. Только в последние годы изучение искусства костюма начинает складываться в научную систему со своими специфическими приемами исследования и методами анализа.
Большое значение для науки имела выставка 1996 года, проходившая в Государственном Эрмитаже «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е — 1890-е годы». Одна из первых отечественных, эта экспозиция представила возможность наблюдать развитие исторического костюма в процессе эволюции стиля в декоративно-прикладном искусстве. Выставка продемонстрировала, как русский костюм привилегированных сословий формировался под воздействием европейского направления моды, но в то же время сохранял определенное национальное своеобразие.
Выставленные экспонаты исторического костюма в соответствии с общей стилистической тенденцией нового направления, как правило, выполнены с учетом ретроспективного взгляда на историю моды, что отмечено в аннотациях развернутого каталога этой выставки и выступлениях на конференции6.
В 1999 году в Москве была организована выставка русского придворного костюма также из собрания Государственного Эрмитажа. Экспонировались российские придворные модели двух столетий — от начала XVIII-ro до начала ХХ-го вв. Тема проявления историзма в этом специфическом ассортименте представляется весьма своеобразной, хотя основными историческими прототипами в образном решении такого 9 костюма, как известно, служили боярские наряды периода Московской Руси. Наиболее подробно был представлен XIX век, что констатирует иллюстрированный каталог с обширным научным аппаратом7.
На рубеже столетий в парижском Музее моды и костюма открылась выставка «Московские воспоминания» (октябрь 1999 г. — февраль 2000 г.). Она освещала эволюцию светской моды в костюме периода второй половины XIX — начала XX веков. На выставке были представлены уникальные коллекции русского костюма из собраний московских и парижских музеев, а также из частного собрания театрального художника и историка костюма Александра о.
Васильева. Отрадно, что европейская публика знакомится с искусством российского костюма на подобных экспозициях, которые были дополнены блестяще изданным каталогом к ее открытию9.
В мае 2000 года снова в залах Государственного Эрмитажа была открыта выставка дамских костюмов второй половины XIX века, приуроченная к 175-летию известного парижского мастера Чарльза Фредерика Ворта «Законодатель европейской моды Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа». Из представленных на экспозиции нарядов многие выставлены впервые. В основном это костюмы императрицы Марии Федоровны и каждая из моделей в той или иной степени создавалась великим портным с учетом существующих тенденций обращения к историческим прототипам.
Однако специальных исследований по костюму этого периода в контексте развития искусства историзма пока нет. Это и обусловило выбор темы диссертации.
Широкое применение комплексного и системного подхода, привлечение новых научных данных по культуре историзма позволяют более глубоко проанализировать процесс формирования русского аристократического костюма, образное решение которого было инспирировано историческими реминисценциями, а конструкция, технология.
10 и назначение последнего стремились соответствовать духу времени.
В современном отечественном искусствознании область архитектуры является наиболее исследованной, что дает основание рассматривать поставленные в работе задачи в параллельной связи с формированием экстерьера и интерьера соответствующего периода. При этом методы и приемы использования стилистического прототипа в костюме имели свои особенности и не всегда хронологически совпадали с общепринятыми неостилями в архитектуре. Поэтому попытка проследить характер исторических прообразов и различную степень их восприятия в искусстве костюма представляется актуальной.
Целью исследования является определение художественно-стилистических особенностей русского костюма и установление приемов восприятия им исторических прототипов в период 1820-х-1890-х годов в общем контексте проблем историзма в русском искусстве.
Задачи, поставленные в данном исследовании, предполагают провести стилистический анализ основных путей развития предметно-художественной среды 1820-х-1890-х годов и сравнить эволюцию искусства костюма с предметным миром интерьера, выделяя при этом своеобразный характер исторических реминисценций в различные периоды рассматриваемой эпохи. При этом важным оказывается выявление причин, формирующих эстетический идеал красоты, сложение композиционного строя костюма и определение факторов, влияющих на характер взаимосвязи формы и декора в историческом развитии. Необходимым является также классифицировать приемы восприятия костюмом исторических прообразов в хронологической последовательности по стилеобразующим и конструктивным признакам.
Изменения, происходившие в городском костюме, непосредственно были связаны с развитием мануфактурной художественной промышленности. Поэтому характеристика ее отраслей, имеющих непосредственное отношение к эволюции костюма, представляется в данной работе обязательной.
Увеличение рынка явилось причиной возникновения конкурентной борьбы среди большинства предприятий, производивших художественную продукцию. С 1829 года в России стали проводиться регулярные промышленные выставки, способствующие выявлению достоинств представленных предметов и открывающие возможность передачи опыта и мастерства исполнителей. Подобные выставки скоро стали отражать картину развития всех отраслей русской художественной промышленности. Для данного исследования эта область имеет особое значение, так как предметом изучения является не только сам костюм со всеми его составляющими, но отчасти внутреннее убранство жилых интерьеров, общая стилевая направленность которых была неотъемлема от культурно-исторического содержания эпохи.
Анализируя особенности развития русского костюма XIX столетия, целесообразно выбрать определенные границы исследования — не только хронологические, которые указаны в названии диссертации, но также и типологические. Поэтому в работе будет рассматриваться интерьер городских жилых домов и особняков привилегированных сословий, и, соответственно, -аристократический русский костюм, исключая народный, представляющий самостоятельную тему.
Методика исследования заключалась в изучении литературы по истории, эстетике, культурологии, теории и истории костюма, интерьеру и декоративно-прикладному искусству. В работе использованы труды по истории развития архитектурных стилей в России, исследования в области формирования художественной среды интерьера и декоративно-прикладного искусства XIX века. Рассмотрены исторические образцы костюмов (хранящиеся в собрании Государственного Эрмитажа, Павловского дворца-музея, Царскосельского Государственного музея, Московского Государственного Исторического музея, частных коллекций) в сочетании со стилистическим анализом предметов одежды и дополнений, изучен их крой,.
12 приемы декоративного оформления и композиционного построения в ансамбле. Привлечены также материалы выставок и экспозиций по отдельным видам художественного убранства русского интерьера и костюма XIX века. В качестве первоисточников в работе использовались периодические издания XIX столетия, журналы мод и сохранившиеся фотографии.
Источниками для данного исследования являются костюмы и отдельные модели одежды, аксессуары и разнообразные дополнения периода историзма, а также редкие образцы их прототипов. Государственный Эрмитаж располагает большой коллекцией русского аристократического костюма последней трети XVIII-ro и XIX-го веков. Это в основном парадные, бальные, визитные и повседневные туалеты. Костюм, как художественное явление, наиболее ярко представлен именно в таком ассортименте. В настоящее время эрмитажное собрание является одним из богатейших не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, мы можем располагать экспонатами, датированными не ранее, чем начало XVIII века. Известно, что развитие городского костюма в России в едином европейском стиле утверждается лишь после петровских преобразований. Задачами данной работы определено изучение моделей не только XIX века, но также их многочисленных исторических прообразов.
Искусство XIX столетия и костюм, в частности, претерпевали увлечение культурами прошлых эпох. Влияние готики и ренессанса, наследие барокко и рококо, античности и древнего востока определяли образное решение костюма периода историзма. В связи с этой тенденцией необходимы оказались знания особенностей костюмов соответствующих исторических стилей для проведения сравнительного анализа.
В отечественных музеях экспонаты европейского костюма средневековья или ренессанса по вполне понятным причинам отсутствуют. Музейные коллекции Лондона, Парижа и ряда других столичных городов.
13 также ограничены в подобных раритетах. В отличие от других видов искусств, костюм в наибольшей степени подвержен разрушительному влиянию времени. В своем первозданном виде он сохраняется крайне редко. Ткани всегда имели весьма ограниченный срок эксплуатации и хранения, детали одежды часто подвергались перекрою, дополнения, как правило, не передавались в оригинальной комплектации. Поэтому при проведении искусствоведческого анализа необходимо сопоставление костюма с письменными источниками, историческими документами и произведениями изобразительного искусства соответствующего периода.
Положительной особенностью использования иконографического материала при изучении костюма является историческая достоверность и непосредственность в передаче мельчайших подробностей в жанровых картинах художников-современников. Многочисленные портреты этого периода не только являются произведениями живописного искусства, но в аспекте обозначенной проблемы выступают как важнейший источник изучения деталей одежды, ее колористического решения, ювелирных украшений, головных уборов и других дополнений. Однако наиболее ценным в этих случаях является ощущение стиля времени через костюм. Ибо музейный экспонат одежды не в состоянии передать манеру ношения костюма, походку, наклон головы, увенчанной фантастической прической, модный грим, расположение браслетов на узких запястьях, умение владеть длинным треном юбки, изящно держать зонтик и носить перчатки. Эти и многие другие нюансы возможно наблюдать в иконографии соответствующего периода.
Дополнительными источниками для данного исследования являются сохранившиеся интерьеры и предметы художественного убранства, а также картины, акварели и рисунки этого жанра.
Парадные интерьеры классицизма дошли до настоящего времени почти в неизменном виде. Причем «золотой век» интерьерного жанра в русской.
14 живописи представляет собой не только совокупность историко-культурных примет данной эпохи, но является ценным материалом для исследования предметно-художественной среды этого периода.
Что же касается интерьеров историзма, то они часто подвергались изменению и уничтожению, ибо до недавнего времени архитектура середины и второй половины XIX века не воспринималась как художественная ценность и, естественно, не сохранялась.
Акварели К. А. Ухтомского, Э. П. Гау, JI. Премацци, B.C. Садовникова, И. И. Шарлеманя, характеризующие в основном внутреннее убранство дворцов, достаточно активно использованы исследователями парадного интерьера 40-х- 60-х годов прошлого столетия. Однако другие виды изобразительного искусства того времени — произведения живописи-привлекались не в полной мере.
Определение интерьера последней трети XIX века строилось, в основном, на изучении натуры и старых фотографий. При этом за пределами внимания исследователей оказалось большое количество произведений жанровой и портретной живописи, которая содержит подробную информацию не только об интерьере, но достаточно полно характеризует предметно-художественную среду этой эпохи.
Литература
по истории культуры и эстетических воззрений рассматриваемого периода многочисленна и в данной работе использовать ее необходимо, т. к. костюм отражает следы различных идеологических и художественных направлений, а эволюция предметной среды интерьера может быть представлена только в контексте социально-исторических и общекультурных проблем, которые подробно рассматриваются в трудах А. М. Гуревича, Ю. М. Лотмана, Д. С. Наливайко, В. В. Познанского, П. В. Соболева, И. И. Соллертинского, Г. Ю. Стернина, В.С.Турчина10.
Внутренняя архитектурная среда и предметы декоративно-прикладного искусства 1820-х- 1890-х годов изучены достаточно полно. Это, прежде всего,.
15 труды И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой, авторы которых представили ясную картину развития русского интерьера XIX века11. Впервые в их работах интерьер рассматривался в комплексе. Внутреннее пространственное решение и предметы художественно-бытового порядка исследовались равнозначно и обстоятельно в их органическом сочетании.
Исследованиями русского интерьера эпохи историзма занимались также Е. П. Борисова, Е. И. Кириченко, А. М. Кучумов, Т. А. Петрова, К. А. Орлова,.
И.Н.Уханова и другие авторы. Их труды для данной работы неравнозначны. Наиболее подробно процесс эволюции предметного наполнения интерьера периода историзма представлен в трудах В. Н. Батажковой, Е. А. Борисовой и Е. И. Кириченко.
Авторы, рассматривая особенности русского интерьера с современных культурологических научных позиций, создали довольно стройную картину развития исторического процесса — в отличие от исследователей прежних поколений, видевших в периоде историзма лишь упадок стиля.
Тематика этих работ исключала проблему взаимодействия и взаимовлияния предметных форм интерьеров неостиля и приемов построения костюма, однако, разработанная авторами методика исследования, их наблюдения и выводы помогают в ее изучении, позволяя по-новому взглянуть на развитие костюма периода историзма.
Литература
по художественному убранству русского интерьера XIX века немногочисленна. Трехтомное сочинение под редакцией А. И. Леонова является одним из основополагающих трудов по русскому прикладному.
13 искусству. Специальные издания по декоративно — прикладному искусству, как правило, уделяют внимание XVIII — началу XIX века. Обычно, это хорошо иллюстрированные, с точной атрибуцией предметов и их подробной систематизацией, книги. Также — обзоры выставок и очеркипутеводители экспозиций декоративно-прикладного искусства. Отсутствие должного внимания к вопросам материальной культуры эпохи историзма отчасти.
16 объясняется негативной оценкой этого периода вплоть до 1970;х годов.
В настоящее время следует отметить все возрастающий интерес к проблемам предметного мира интерьера. Примером бережного отношения к русской материальной культуре прошлого является целенаправленная деятельность В. Н. Батажковой. Ею изучены отдельные виды художественного убранства русского интерьера. Впервые определена и должным образом оценена в таком вопросе роль мануфактурной художественной промышленности. Об этом свидетельствуют ее научные работы, статьи, публикации14.
Труды других авторов по отдельным видам отечественного декоративно-прикладного искусства не менее важны для данной работы, так как представляют фактологический материал исследуемого периода. Т. М. Соколова, Н. Н. Соболев, В. С. Торбик занимались изучением мебели XIX века15. Художественная обработка изделий из стекла и фарфора исследовалась Н. А. Ашариной и Т. И. Дулькиной, В. А. Поповым, К. А. Соловьевым, Б. А. Шелковниковым, Т. А. Малининой, Искусство резьбы по кости и лаковая живопись в России представлены в трудах И. Н. Ухановой.16.
Ряд статей по вопросам формирования русского интерьера публиковались в журналах «Декоративное искусство», «Наше наследие», «Искусство», «Творчество». Отдельные материалы по художественному оформлению предметов быта и прикладному искусству можно обнаружить в периодических и специальных журналах прошлого века.
Тематические издания по отдельным видам прикладного искусства, обычно, уделяют внимание периоду классицизма в России. Причем это время изучено достаточно полно и в области интерьера. В исследованиях Э.Я.
Логвинской по истории интерьерного жанра в русской живописи первой.
11 половины XIX века активно использованы произведения тех лет. М. Н. Соколов продолжает эту тему в книге «Интерьер в зеркале живописи», предлагая проследить историю изображений интерьера с древних времен до.
17 наших дней18. Определенный интерес представляет также труд авторов Т. М. Соколовой и Н. А. Орловой о русском интерьере, где, используя изобразительные и литературные произведения современников, исследователи достаточно ярко воспроизвели атмосферу быта, образа жизни, окружения людей первой трети XIX века19.
Появление такой литературы свидетельствует о возросшем внимании современной искусствоведческой науки к предметному миру интерьера и, в том числе, обозначению в нем самостоятельной роли костюма со всеми его составляющими.
Классифицируя издания по искусству костюма, следует отметить большое количество работ зарубежных специалистов, которые были использованы автором в диссертации. Это известные труды, представляющие общую картину развития европейского костюма, с необходимыми примечаниями и справочным аппаратом. Например, изданная в Лондоне в 1978 году, всемирная энциклопедия костюма или, прекрасно иллюстрированная, история костюма французского автора Ф. Буше,.
20 вышедшая в 1965 году. Заслуживает внимания немецкая книга, написанная.
2 j в1963 году Эрикой Тиль. Список можно продолжить, но все они изданы на языке оригинала, что в определенной степени ограничивает их широкое использование.
Критический анализ отечественной литературы целесообразно дифференцировать по периодам: дореволюционные издания и книги по костюму, выпущенные после 1917;го года.
Литература
по истории и теории костюма, изданная на русском языке, весьма немногочисленна. Основные исследования, появившиеся в России в дореволюционный период, представлены Ф. Комиссаржевским,.
АЛ многотомными фолиантами Г. Вейса, Ф.Готтенрота. Последние посвящены общим вопросам развития истории быта и костюма всех стран и народов.
В XIX столетии в России в большом количестве выходили различные.
18 советы и наставления", где, кроме правил хорошего тона, приводились сведения о костюмах, их назначении и применении. Например «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом», или «Светская жизнь и этикет». Подобные брошюры имели просветительский и воспитательный характер, но для данного исследования они представляют определенный фактологический материал.
Особо следует назвать подробно разработанную область русского национального костюма в трудах И. Забелина, Н. Костомарова, А. Терещенко, появившихся в XIX столетии23.
Путеводителем по истории старинного русского костюма является редкое издание, выпущенное в свет в 1904 году «Бальное платье российской знати», где изображены участники костюмированного бала в Зимнем дворце24.
Несомненный интерес представляют периодические издания и журналы мод XIX века. «Современник», издававшийся в 40−50-е годы, имел рубрику моды, которую вели супруги Панаевы. «Дамский журнал» (1823−1833), «Модный свет и модный магазин» (1885−1889), «Новый русский базар» (1869−1898), «Вестник моды» (1889−1902), «Модный свет» (1868−1914 / с перерывами) — все эти журналы имели информацию о тенденциях развития моды в Париже и Лондоне. Кроме того, на их страницах печатали разнообразные советы, как обустроить тот или иной интерьер, встретить гостей или составить косметический рецепт. Многие статьи отличались высоким литературным уровнем и имели прекрасные иллюстрации.
В советском искусствознании первые труды по истории костюма появились в качестве методической и практической помощи для театральных постановок. Прикладным характером объясняется появление ряда книг почти с одинаковыми названиями: «Русский исторический костюм для сцены» Н. Гиляровской, «Костюм для сцены» Р. В. Захаржевской, «Театральный.
19 костюм" в 2-х книгах (мужской и женский) К. Градовой и Е. Гутиной, где авторы пытались обобщить опыт работы специалистов театрального костюма25. История русского костюма 1750−1917 годов в пяти частях под редакцией В. Рындина, также предназначалась для художников театра и кино26.
Положительным в этих трудах было стремление авторов обратиться к историческому костюму на основе архивных материалов театральных музеев, а также подлинных образцов моделей одежды, хранящихся в музеях Москвы и Петербурга. Важным местом названных публикаций являлись наиболее распространенные и доступные методы изготовления театральных нарядов. Поэтому композиция, технология и моделирование исторических костюмов рассматривалась часто как театральная бутафория. Учитывая адресное использование подобной литературы, многие периоды европейского костюма исключались из обзоров или давались в краткой форме. Перед авторами тогда не стояла задача анализировать костюм, как произведение прикладного искусства.
В 70-е годы сразу выходит несколько книг по истории костюма. Это работы Е. В. Киреевой, Н. М. Каминской, М.Н.Мерцаловой27. Они не равнозначны по своему научному потенциалу. Остаются желать лучшего полиграфические возможности, подбор иллюстративного материала, а также в некоторых случаях и содержание. По сравнению с другими авторами, исследование М. Н. Мерцаловой более четко систематизировано, полный список библиографических трудов распределен по разделам. Ею сделана попытка представить историю костюма западноевропейских стран, как развитие одного из видов прикладного искусства. Поэтому вопросы анализа композиции костюма и влияние на него художественного стиля эпохи являлись для автора ведущими.
В это же время (1973 г.) была защищена кандидатская диссертация Г. А. Сургановой «Русский городской женский костюм 25−95-х годов XIX.
20 века". Автор по-новому оценила специфику костюма, указав на его синтетичный характер, важную роль моды, социальную знаковость. Эта работа являлась новой ступенью в выработке методов изучения костюма. Кандидатская диссертация И. Г. Нехорошевой (1999 г.) «Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века» обращается к интересной теме исследования, где «модные картинки» анализируются автором как ориентиры нравов и вкусов эпохи.
Но в этих трудах в полной мере не обозначен важный принцип, основанный на методологии изучения произведений искусства — четкий искусствоведческий анализ, как этого вида, так и отдельных его составляющих.
Некоторые теоретические вопросы эволюции костюма рассмотрены.
Г. С.Гориной в книге «Моделирование форм одежды» и в работах.
Ф.М.Пармона. В историческом аспекте авторами предпринята попытка изложить основы композиции костюма и специфику его художественного моделирования. Костюм рассматривается исследователями как средство эстетического формирования личности, что особенно важно в данном случае, ибо названные труды рекомендованы в качестве учебников для студентов вузов.
Первым отечественным блестяще изданным произведением по русскому аристократическому костюму XVIII—XIX вв.еков стал труд Т.Т.Коршуновой29. Костюм из собрания Государственного Эрмитажа представлен в альбоме иллюстраций со вступительной статьей на русском и английском языках. Оформление, макет и фотографии впервые в отечественном опыте подобных изданий выполнены качественно и профессионально. Автором даны подробные примечания и полные аннотации к моделям. Многие из перечисленных костюмов не публиковались ранее. Книга имеет перечень фирм и марок, а также библиографический список литературы. Это издание актуально еще и в связи с тем, что в музее до сих.
21 пор отсутствует постоянная экспозиция искусства костюма.
Оригинальная трактовка исторического костюма в контексте развития европейского театра предпринята театральным художником А. Черновой в книге «.Все краски мира, кроме желтой» 30. Эпоха возрождения в Англии представлена читателю как важный период развития не только театральной, но и светской моды. Новые сведения о символике цвета, применению ювелирных украшений и дополнений изложены автором в этой работе.
Одной из последних по времени выпуска является книга Л. М. Горбачевой «Костюм средневекового запада. От нательной рубахи до о 1 королевской мантии». Автор сделала попытку осмыслить средневековый костюм в контексте исторической среды, привлекая для этого информацию, полученную из разнообразных источников.
Событием 1990;х годов в нашей культуре стало многотомное издание М. Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» 32. Вышедшие в свет четыре тома в трех книгах свидетельствуют о колоссальной работе автора в течение многих лет над трудом всей ее жизни. В исторической последовательности рассматривается костюм тех стран и периодов, которые особенно повлияли на становление форм европейского костюма. Историко-социальный и художественный анализ костюма дополняется оригинально подобранным иллюстративным материалом, который автор сопровождает подробными аннотациями, характеристиками портретируемых и интересными историями из их жизни.
Большое внимание костюму XIX века уделено в работах последних лет Р. М. Кирсановой. Взгляд на исторический костюм, как на «вещь в культуре» представляется интересным в ее книге 1995 года «Костюм в русской художественной культуре 18- первой половины 20 вв» 33. Жанр литературыавторская энциклопедия, которая не только является традиционным справочным пособием, а представляет источник для исследователя костюма в бытовом поведении различных жизненных ситуаций. Причем характер
22 костюма постоянно подчеркивают цитаты известных произведений русских писателей.
Следующая книга этого автора вышла в 1997 году и явилась более совершенным обобщением предыдущего материала34. Несмотря на адресное название «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века», этот оригинальный труд — об особенностях бытования одежды, тканей, аксессуаров, цветовой символики и правил этикета. Книга хорошо иллюстрирована, снабжена предметным указателем и примечаниями. Рассказывая о моде XIX века, Р. Кирсанова привлекает обширный литературный материал, включающий произведения русских классиковПушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова — и модные журналы тех лет.
Собранием русского костюма большого хронологического периода из Исторического музея в Москве завершается на сегодняшнем этапе немногочисленный перечень литературы по искусству костюма. Недавно вышедший труд «Костюм в России XV — начала XX вв.» 35, созданный коллективом авторов, отличается развернутыми аннотациями музейных образцов русского костюма со всеми его составляющими. Многие модели исторического костюма здесь опубликованы впервые. Достойным является подбор иллюстративного материала, а также современный дизайн оформления.
Почерпнутые из литературы сведения позволили представить эволюцию европейского костюма наиболее полно в строгой хронологической последовательностиопределить основные стилистические направления развития костюма привилегированных сословий в европейских странах, и, прежде всего, в Россиипомогли в определении исторического прототипа каждого из неостилей в костюме XIX столетия.
Тем не менее в изучении искусства костюма существуют важные проблемы. Особенно актуальны они для русской культуры, ибо несколько.
23 десятилетий в XX веке практически исключались серьезные научные изыскания в этой области. Поэтому диссертант принимает точку зрения современных исследователей русского интерьера XIX века, имеющих много общего с методикой изучения костюма периода историзма. На сегодняшний день в отечественном искусствознании область архитектуры наиболее полно разработана, что дает основание исследовать искусство костюма в параллельной связи с формированием зодчества и в зависимости от общей стилевой направленности эпохи.
Примечания к Введению.
1 Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1978. С. 322.
2 Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997. С. 143.
3 Гоголь Н. В. Поли. собр. соч.: В 10-и т. Т. 8. М., 1952. С. 56−75.
4 Банфи А. Прикладное искусство // Философия искусства. М., 1989. С. 113.
5 Известные мастерские по изготовлению дамского и мужского платья в Петербурге и Москве:
— Мастерская и магазин женского платья в Гостином дворе Амирагова Михаила Георгиевича (конец XIX — начало XX века, Петербург).
— Мастерская дамских мод на Мойке в доме 42. Владелец — Бризак Август Лазаревич (конец XIX — начало XX века, Петербург).
— Мастерская «Г-жа Ольга» по изготовлению дамских, в т. ч. придворных нарядов. Создательница — Бульбенкова Ольга Николаевна (середина XIX — начало XX века, Петербург).
— Мастерская дамских костюмов Ивановой А. Т. (конец XIX начало XX века, Петербург).
— Мастерская дамского платья Ламановой Надежды Петровны на Большой Дмитровке в доме Адельгейм (открыта в 1885 году в Москве).
— Мастерская модного женского верхнего платья Мандль М. и И. (конец XIXначало XX века, филиалы в Москве и Петербурге).
— Мастерская женского платья Марии Нуар (1860−1870-е годы, Петербург).
— Мастерская верхнего дамского платья Чернышева В. И. на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы в доме 7/16 (конец XIX — начало XX века, Петербург).
— Мастерская модного женского костюма, в т. ч. придворного. Владелец — Шансо Изамбар (конец XIX — начало XX века, Петербург).
— Мастерская женского платья «Лувр» на Мойке, 63 (конец XIX века, Петербург).
— Мастерская дамского платья «Жозефина Брузи» (вторая половина XIX века, Москва).
— Мастерская мужского штатского платья на Большой Морской, 5. ВладелецШармер (середина XIX века, Петербург).
6 Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е — 1890-е годы. Каталог выставки. СПб., 1996; Материалы международной конференции Историзм в России. ГЭ. СПб., 1996.
7 Русский придворный костюм от Петра I до Николая II. Из собр. ГЭ. СПб.- М.,.
1999.
8 Васильев А. А. — театральный художник и историк моды, коллекционер. Родился в 1958 году в Москве, с 1982 года живет во Франции. Его собрание насчитывает более 500 исторических костюмов (от 1770-х годов) и около 3000 аксессуаров. Коллекция неоднократно экспонировалась в Париже, Лондоне, Рейкьявике, а также в Гонконге и Чили.
9 Souvenirs Moscovites 1860−1930. Musee Galliera — Musee de la Ville de Paris, 1999.
10 Гуревич A.M. О типологических особенностях русского романтизма// К истории русского романтизма. М., 1973; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994; Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981; Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975; Соболев П. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. Л., 1975; Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. М., 1962; Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991; Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия: Очерки. М., 1981.
11 Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII — XIX веков. М., 2000;
Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979; Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997; Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997; Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 — 1910;х годов. М., 1978; Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986; Кучумов A.M. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л., 1977; Художественное убранство русского интерьера XIX.
26 века. Очерк-путеводитель. Под общ. ред. И. Н. Ухановой. JL, 1986.
13 Русское декоративное искусство. Под ред. А. И. Леонова В 3-х т. М., 1962;1965.
14 Батажкова В. Н. Русская художественная промышленность в середине XIX века.//Проблемы развития русского искусства. Сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. Л., 1971; Батажкова В. Н. К вопросу о стилистической направленности русского интерьера второй четверти XIX века// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина Л., 1973.
15 Соболев Н. Н. Стили в мебели М., 2000; Соколова Т. М., Орлова К. А. Русская мебель в Государственном Эрмитаже. Л., 1973; Торбик B.C. О стилистической направленности русской мебели середины и второй половины XIX века// Проблемы развития русского искусства. Вып. XI. Л., 1980.
16 Ашарина Н. А. Русское стекло XVII — начала XX века. М., 1998; Ашарина Н. А., Дулькина Т. И. Русская керамика и стекло 18- 19 вв. М., 1978; Малинина Т. А. Императорский стеклянный завод и его роль в развитии стиля 1830−1880 годов в русском художественном стекле. АКД. Л., 1989; Попов В. А. Русский фарфор. Л., 1980; Шелковников Б. А. Русское художественное стекло. Л., 1969. Уханова И. Н. Резьба по кости в России XVIII — XIX вв. Л., 1981. Уханова И. Н. Лаковая живопись в России XVIII — XIX веков. СПб., 1995.
17 Логвинская Э. Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978.
1 Я.
Соколов М. Н. Интерьер в зеркале живописи. М., 1986.
19 Соколова Т. М., Орлова К. А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., 1982.
20 The encyclopaedia of world costyme. Doreen Yarwood. B.T.Batsford. London, 1978; Boucher F. Histoire du costume en Occident de antiquite a nos jours. Flammarion. Paris, 1965.
21 Thiel E. Geschichte des Kostums. Berlin, 1980.
Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен. В 5-и т. М., 18 731 879- Готтенрот Ф. История внешней культуры. В 2-х т. М., 1900;1902; Коммиссаржевский Ф. Ф. История костюма. Мн., 1998.
9Я.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. В 2-х т. М.,.
1918; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Авт. очерка и коммент. Б.Г.ЛитвакПод общ. ред. Н. И. Павленко. М., 1992; Терещенко А. В. Быт русского народа 4.1 / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова. М., 1997.
24 Бальное платье российской знати. Участники костюмированного бала в Зимнем дворце (февраль 1903 года). М., 1991. Изображения в альбоме воспроизводятся по редкому изданию, выпущенному в свет в 1904 году Министерством Императорского Двора и напечатанному Экспедицией заготовления государственных бумаг.
ГиляровскаяН. Русский исторический костюм для сцены. М.- Л., 1945; Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. М., 1967; Градова К. В., Гутина Е. А. Театральный костюм. М., 1976. Кн. 1-я: Женский костюмГрадова К. В. Театральный костюм. М, 1987. Кн. 2-я: Мужской костюм.
26 Русский костюм 1750−1917 гг. В 5-ти выпусках / Под ред.В.Рындина. М., 19 601 965.
27 Киреева Е. В. История костюма. М., 1970; Каминская Н. М. История костюма. М., 1977; Мерцалова М. Н. История костюма М., 1972.
28 Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М., 1982. Пармон Ф. М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары. М., 1997.
29 Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII — начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1979.
•ЗА.
Чернова А. .Все краски мира, кроме желтой. М., 1987.
Горбачева Л. М. Костюм средневекового запада: От нательной рубахи до королевской мантии. М., 2000.
32 Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х т. Т.1 — М., 1993. Т. 2 -М&bdquo- 1996. Т.3−4 — М&bdquo- 2000.
Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18- первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. М., 1995.
34 Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М&bdquo- 1997. л г.
Костюм в России XV — начала XX вв. / Под ред. Е. Р. Беспаловой. М., 2000.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изучение фактологического материала, иконографических, литературных, архивных и других источников, имеющих отношение к русскому аристократическому костюму рассматриваемого периода, позволяет сделать следующие выводы:
— Развитие русского костюма, в целом, находилось в тесной связи с развитием архитектуры, как экстерьера так и интерьера, в его комплексном восприятии. Костюм своеобразно отразил состояние русской архитектуры в ее стилистической эволюции.
— Характеристика костюма и всех его составляющих, а также материалы и средства для их оформления находились в непосредственной зависимости от состояния российской художественной мануфактурной промышленности, а также технологии и приемов изготовления.
— Костюм, являясь составной частью предметного мира и связанный непосредственно с человеком, более чутко и дифференцированно (чем это наблюдалось в архитектуре), воспринимал различные исторические прототипы, которые проявились в его деталях достаточно рано, задолго до возникновения признаков историзма в пространственных видах искусств. Причем достаточно отчетливо наблюдалось, что увлечение неостилями в костюме было сложнее и многообразнее, а зарождение новых стилистических признаков в искусстве костюма обычно несколько опережало их становление в архитектуре. Особенно такая картина характерна для российской культуры, где время крушения монархии надолго отстоит от европейских стран.
— Деление материала на три периода, осуществленное в исследовании, позволило отметить нюансы изменений и проследить более глубоко взаимодействия, происходившие в предметном мире, которые закономерно, но своеобразно отразились в костюме привилегированных слоев российского общества.
Представляет определенный интерес переходный этап от классицизма к эклектике. В первые 20 лет XIX столетия в костюме стремительно нарастали элементы ретроспективного характера, тогда как в отечественной архитектуре эти годы ознаменованы завершающим, но более выразительным классицистическим аккордом. Последующий период (1820−1840-е гг.) внес в формирование предметной среды определенную общность, которая обусловлена проникновением во все сферы жизни романтического мировосприятия. В костюме преобладали мотивы исторических прототипов ориентализма, национального направления, европейского средневековья, стиля барокко, и эпохи ренессанса. А вторая половина XIX столетия представила и в костюме и в архитектуре довольно однородную картину воссоздания многообразных исторических стилей на основе нарастающего эклектизма. Причем, актуальными обозначились критерии рационального и демократического направления в развитии костюма.
— Особенное значение в аристократическом русском костюме эпохи романтизма имел идеал европейского средневековья. «Готика» также была первым неостилем в русской архитектуре XIX столетия. Но если в оформлении сооружений, интерьеров, предметов мебели и украшений четко прослеживался исторический прототип, то костюм апеллировал к ассоциативному литературному образу, который формировался под влиянием эстетического идеала красоты современности. Менее всего в 1820—1840-годы стремились документально точно воспроизводить исторический костюм эпохи средневековья. Чаще наблюдалась поверхностная имитация «архитектурных мотивов» в отделке костюма.
Во второй половине XIX века мода требовала наиболее точного воспроизведения исторических образцов — копировались элементы «рыцарского» костюма, типичная отделка, фактура ткани. Наблюдалась стилизация орнаментальных мотивов под какой-то определенный стиль.
— В период романтического историзма в костюме более отчетливо и.
134 узнаваемо прослеживался исторический прототип эпохи ренессанса. Если в архитектуре 1830-х 1840-х гг. стили «неогрек» и «помпейский» связывали с реминисценциями античной культуры, то в костюме важным фактором заимствований исторического прообраза являлась сохранившаяся портретная живопись европейских мастеров, где подробно изображался соответствующий костюм. Черты искусства эпохи возрождения наиболее узнаваемы в ювелирных изделиях, ибо их форма, материалы и приемы изготовления воспроизводились близко к историческому прототипу.
— Ориентализм, или так называемый «мавританский» стиль распространился в русском интерьере во второй половине 1830-х и первой половине 1840-х годов. Костюм еще в эпоху расцвета классицизма испытывал мощное влияние экзотического восточного искусства. Причем декор и формы могли сочетаться с историческими прообразами различных европейских стилей — готики, барокко, рококо. Материальная культура ислама и буддизма была привлекательной для европейского мировоззрения, поэтому отдельные детали костюма заимствовали, адаптируя их к существующему эстетическому идеалу красоты на протяжении всего столетия.
— С 1820-х по 1840-е годы в аристократическом русском костюме наблюдалась тенденция обращения к национальным мотивам. Для русской архитектуры проблема «национального стиля» также имела важное значение в этот период. И в зодчестве и в костюме эта задача решалась методом использования традиционных отделочных деталей, которые могли служить символом, определенным «повествовательным кодом». Во второй половине XIX века наиболее заметно влияние византийского и древнерусского искусства, а в последние десятилетия примером для подражания становится искусство Московской Руси XVIXVII веков.
— Исторические прообразы барокко и рококо в русском костюме первоначально наблюдались, также как и в зодчестве, в 1840-х-1850-х годах. В костюме историзма более органично воспринимался стиль рококо,.
135 получивший в середине XIX века название «второе рококо». Это направление не выходило из моды до конца столетия. Как и в архитектуре интерьеров этого времени, исторические прототипы в костюме редко смешивались с другими стилями и передавались в деталях близко к оригиналу.
К середине XIX века мужской костюм окончательно стабилизировался, сформировав определенный тип европейского городского костюма. В интерьере историзма парадность и репрезентативность также постепенно уступали место функциональности и камерности. Женский костюм, по социальным соображениям, будучи более зависимым от власти эклектики, к демократическим преобразованиям пришел значительно позже.
— В дамском костюме второй половины XIX века при определенной двойственности и противоречивости композиции намечались поиски все новых источников для подражания, что свидетельствовало о расширении диапазона стилевых прототипов и их эклектичному смешению в одном объекте применительно к требованиям времени.
— Благодаря зарождающемуся движению эмансипации, в дамском костюме отмечалось постоянное расширение ассортимента одежды, заимствованной в мужском гардеробе. Особенно сильно эта тенденция развивалась во второй половине XIX века.
— На всем протяжении рассматриваемого периода следует отметить формирование особой исторической терминологии в костюме, заимствованной не столько в названиях нарядов прошлых эпох, сколько связанной с известными именами монархов и их приближенными, легендарными историческими событиями и происшествиями.
Новая буржуазно-демократическая культура, отличавшаяся универсализмом, заметно изменила характер элитарного дворянского костюма. Техническое совершенствование мануфактурного производства сделало возможным массовый выпуск предметов, формирующих костюм. Таким образом, постепенно нивелировались сословные признаки в городском.
136 костюме, что привнесло черты демократизма в аристократическую моду XIX столетия.
— В российском привилегированном костюме XIX века под влиянием Англии и Франции сначала в мужской, а потом и в женской моде начинает проявляться интернациональный характер. Хотя окончательно эти позиции определятся в XX столетии, их постепенное формирование происходило в эпоху историзма.
— Обращение к разнообразным стилистическим прототипам прошлого позволило продемонстрировать органическую связь искусства костюма с другими его видами, но ретроспективизм историзма в эстетическом аспекте был наиболее полно востребован в искусстве костюма. Причем источниками для вдохновения служили в самом широком смысле все виды материальной и духовной культуры — от предметов быта до религиозных верований, включая многие виды изобразительных и пространственных искусств.
— Примеры воплощения исторических прототипов в костюме эпохи историзма можно дифференцировать по следующим приемам:
Имитация, когда элементы костюма могли быть воспроизведены по известным образам того или иного вида искусства, наиболее развитого в конкретный исторический период. Ценность (а для костюма — соответствие определенному стилистическому прототипу) состояла в способности узнавания этих характерных черт.
Стилизация, когда костюм полностью или чаще всего в отдельных составляющих повторял наиболее популярные детали костюмов прошлых эпох. Определяющим в данном направлении было соответствие современного эстетического идеала красоты внешним формам какого-либо исторического стиля в костюме.
Интерпретация, где художественный прообраз уже не являлся только внешней формой для подражания, но превращался в костюме в стилистическую цитату, которая определяла традиционные признаки в.
137 искусстве, объективно закрепленные в почерке конкретной исторической эпохи. Здесь важным фактором выступало творческое истолкование стилистического прототипа в формировании костюма.
— Характерной особенностью рассматриваемого периода в костюме привилегированного общества являлась частая смена эстетического идеала красоты, а вместе с ним — изменение формы всего костюма в целом. Собственно мода как «кратковременное господство вкусов» окончательно утверждается только в XIX веке, когда через каждые пять — шесть лет полностью меняются вкусы и представления о красоте.
— На протяжении XIX столетия в процессе определенного противостояния двух направлений — историзма, с его обращением к прошлому и параллельно развивающейся демократической линии в костюме, наметилась тенденция определенного пути развития до сегодняшнего времени существующая в моде. Она заключается в борьбе предпочтений между стремлением к современному стилю и сохранением исторических традиций прошлых эпох.
— Воссоздание стилистических прототипов в костюме периода историзма оказалось своеобразной антитезой стабилизации и индустриализации европейской моды вообще и российской, в частности. Индивидуальное и массовое в художественном образе костюма присутствует в определенных соотношениях, сохраняя необходимое условие существования и развития всех архитектонических видов искусств — синтез художественных и функциональных признаков.