Возможные варианты наглядного оформления самооценки учебных действий учащимися основной школы
Самооценка формирует ответственность учащихся в учении, вызывает дополнительную энергию, реализацию волевых учебных действий, которые и определяют качество учебного результата. Самооценка учащихся подкрепляется аналогичными обозначениями учителя. В случае расхождения обеспечивается их согласование при предпочтении результатов самооценки учащегося. Но наш цыпленок не сдавался, Один рассказик… Читать ещё >
Возможные варианты наглядного оформления самооценки учебных действий учащимися основной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учителями-практиками разработаны различные варианты внешнего представления самооценки учащимися учебных результатов графическими и описательными средствами. Часто используются следующие символы: «+ «— знаю и умею, «?» — знаю неуверенно, «-» — пока не знаю и не умею. У учителей рождаются и другие варианты. Например, предлагается обозначить достигнутый учебный результат по шкале успеха:
Самооценка учащихся подкрепляется аналогичными обозначениями учителя. В случае расхождения обеспечивается их согласование при предпочтении результатов самооценки учащегося.
Отношение учителей к проведению учащимися самооценки учебных действий и отношений
Отношение учителей к ученической самооценке очень разное, оно определяется педагогической парадигмой, в которой они работают.
Привнесение в принудительно-репродуктивную парадигму несвойственных ей средств самодиагностики учебных действий достаточно выразительно проявляется в их высказываниях: «Я сама себе свод правил…», «Когда Блока от Есенина научатся отличать, тогда включим самооценку». «Без отметок учащиеся будут неуправляемыми, отметки заставляют их учиться».
Учителя-новаторы, работающие в перспективной парадигме, подмечают: «Самооценка меняется психологический климат в классе, учащиеся лучше учатся, ведут себя спокойнее и увереннее», «Самооценка учебных действий становится мощным самоорганизутощим средством, стимулирующим внутреннюю энергию учащихся, ее саморазвитие и достижение возрастающих учебных результатов».
Учащиеся охотно включаются в самооценку выполненных заданий, понимают и одобряют ее значимость, выражая это содержанием басни:
Задумал как-то раз цыпленок Про жизнь цыплячью написать, Его решили осмеять:
Ведь глупый ты еще, куренок, Тебе ли с Пушкиным тягаться, Уж лучше было бы не браться…
Вот то ли дело мы живем:
Едим, играем, воду пьем, И рады, веселы всегда, И не стремимся никуда, Уж не такие мы фигуры Чтоб лезть как ты в литературу.
Но наш цыпленок не сдавался, Один рассказик написался, Ну, ясно, первый был плохой, Зато уж лучше был второй, А третий стал еще сильней…
Хочу сказать я для людей, Что так вот рассуждают:
Пускай вперед не осуждают, А лучше пусть сопоставляют, Но только не Толстого с ним, А первый труд его с вторым.
В целом же самооценка утверждает ценность двух одинаково ответственных субъектов в учебно-воспитательном процессе: учителя и ученика, что позволяет существенно повысить его качество. Она укрепляет природосообразность учебных действий и отношений в учебном процессе, обеспечивает продуктивные процессы учения, образования и саморазвития.
Самооценка формирует ответственность учащихся в учении, вызывает дополнительную энергию, реализацию волевых учебных действий, которые и определяют качество учебного результата.
Закрепленная в школьные годы ответственность за совершаемые действия обеспечит социальную ответственность взрослого человека, утвердит нормативность, предсказуемость и природосообразность его действий в широкой социальной среде, саморазвитие человеческого капитала на протяжении жизни.
Ответственность обеспечит непременное достижение учащимися поставленной перед собой лично и социально значимой цели, она проявится в целеустремленности взрослого человека, продуктивном выдвижении им посильных социально значимых целей и их реализации волевыми и ответственными действиями.