Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Система геологического образования в современном педагогическом университете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования связана с их широким использованием для разработки и реализации образовательных профессиональных программ подготовки специалистов естественнонаучного образования. Спроектированные, экспериментально проверенные и внедренные в практику педагогического университета образовательные маршруты подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы построения системы геологического образования в педагогическом университете
    • 1. 1. Геология и тенденции современного исторического процесса
    • 1. 2. Геология и образование
      • 1. 2. 1. Концептуальные аспекты
      • 1. 2. 2. Кодекс развития
      • 1. 2. 3. Принятие решений
    • 1. 3. Возникновение и развитие высшего геологического образования в России
      • 1. 3. 1. Становление геологического образования в России
      • 1. 3. 2. Дореволюционные высшие педагогические учебные заведения и геологическое образование в них
    • 1. 4. Школьные образовательные системы и место геологии в учебном процессе
      • 1. 4. 1. Реформирование и модернизация школьных образовательных систем
      • 1. 4. 2. Положение геологии в зарубежной школе
      • 1. 4. 3. Геология в российской школе
        • 1. 4. 3. 1. Начальный период
        • 1. 4. 3. 2. Геология как школьный предмет
        • 1. 4. 3. 3. Анализ современного положения геологии
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Геологическая наука как одно из оснований построения системы геологического образования
    • 2. 1. Структура и задачи геологической науки
    • 2. 2. Геология и концепции современного естествознания
      • 2. 2. 1. Геология и системное мышление
      • 2. 2. 2. Геология и концепции естествознания
      • 2. 2. 3. Объект и предмет геологии. Классификация основных наук
      • 2. 2. 4. Внешние и внутренние факторы развития науки
      • 2. 2. 5. История науки
      • 2. 2. 6. Теория познания геологии, ее онтологическая теоретическая база
      • 2. 2. 7. О методологии науки
      • 2. 2. 8. Геология и география
      • 2. 2. 9. Периодизация истории Науки о Земле
    • 2. 3. История геологической мысли, состояние и перспективы геологических наук
      • 2. 3. 1. Туринский папирус и план Каталхюка
      • 2. 3. 2. Геологическая компонента античной науки
      • 2. 3. 3. Основные достижения античной геологии и средневековье
      • 2. 3. 4. Современное состояние и ближайшие перспективы геологических наук
    • 2. 4. Экологическая геология как экология оптимизма
      • 2. 4. 1. Экологическая геология в системе экологических наук
      • 2. 4. 2. «Homo sapiens» и экологические кризисы
      • 2. 4. 3. Предпосылки формирования экологической геологии как науки
      • 2. 4. 4. Геологические особенности современного экологического кризиса
      • 2. 4. 5. Техногенное воздействие на геологическую среду
      • 2. 4. 6. Экологическая роль и функции литосферы
      • 2. 4. 7. Социальные задачи экологической геологии
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Концепция построения системы геологического образования в педагогическом университете
    • 3. 1. Актуальность проблемы геологизации образования
    • 3. 2. Общие положения Концепций непрерывного образования в России
    • 3. 3. Механизмы и формы реализации Концепций непрерывного образования
    • 3. 4. Концепция непрерывного геологического образования в России
      • 3. 4. 1. Предпосылки и условия создания концепции
      • 3. 4. 2. Концепция непрерывного геологического образования
    • 3. 5. Теоретические основания подготовки преподавателя геологии и экологической геологии
      • 3. 5. 1. Состояние проблемы
      • 3. 5. 2. Социально-педагогические требования к содержанию
    • V. геологической и эколого-геологической подготовки
      • 3. 5. 3. Анализ понятийных знаний по геологии в школьных программах и программах педагогических вузов
      • 3. 5. 4. Геологическая и эколого-геологическая подготовка как основа отбора экологического содержания
      • 3. 5. 5. Геологические и эколого-геологические знания и понятийная база
      • 3. 5. 6. Структурно-содержательные компоненты геологической и эколого-геологической подготовки
      • 3. 6. Выводы
  • Глава 4. Технология реализации системы геологического образования и обеспечение ее результативности
    • 4. 1. Тенденции в образовании и условия реализации образовательных программ
    • 4. 2. Система геологического образования в современном педагогическом университете
      • 4. 2. 1. Этапы разработки и реализации системы геологического 267 образования
      • 4. 2. 2. Мотивационный этап
      • 4. 2. 3. Проектировочный этап
        • 4. 2. 3. 1. Общая характеристика
        • 4. 2. 3. 2. Профиль «540 105 Геология»
        • 4. 2. 3. 3. Магистерская программа «540 105М Эколого-геологическое образование»
        • 4. 2. 3. 4. Научно-исследовательские, производственные, научно-педагогические практики
    • 4. 3. Экспериментально-корректирующий этап
      • 4. 3. 1. Реализация системы геологического образования
      • 4. 3. 2. Реализация системы практик
    • 4. 4. Геолого-педагогическое тестирование
      • 4. 4. 1. История и теория тестирования
      • 4. 4. 2. Практика тестирования
    • 4. 5. Выводы

Система геологического образования в современном педагогическом университете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новая социально-экономическая и политическая обстановка, которая сложилась в России за последние 15 лет, глубокая модернизация школьного и вузовского образования, обусловливающая изменение статуса различных образовательных программ и дисциплин, выдвигает геологию в число весьма важных знаний в образовательной стратегии реального будущего (Г.А.Бордовский, 1994, 1998).

При рассмотрении места геологических знаний в общей структуре образования и задачах развития общей образованности учащихся оказывается, что геология более чем любая другая наука связана со многими естественнонаучными, техническими и гуманитарными направлениями образования. В то же время изучение геологических дисциплин является непременной основой фундаментального образования, т.к. позволяет личности получить объективные представления о строении окружающего мира, планетарных, региональных и локальных геологических процессах, определяющих экологически безопасную жизнедеятельность природопользование, осуществление технических проектов (В.И.Вернадский, 1991). Наличие фундаментальных знаний по геологии позволит существенно повысить профессиональную компетентность специалистов многих негеологических, в том числе и педагогических, специальностей.

Рассматривая проблему повышения геологической грамотности общества, можно отметить, что механизм успешного ее решения заключается в реализации непрерывного геологического образования. Непрерывность предполагает предоставление обучающемуся новых возможностей для постепенного и прочного овладения накопленными человечеством знаниями, выработки научного мировоззрения, осознания взаимосвязи наук, для повышения экологической грамотности, а также для осознанного выбора и успешной реализации профессионального образования.

В решении коллегий Минобразования России и Министерства природных ресурсов России от 19.05.99 № 11/9 «О Концепции геологического образования в России» отмечена роль геологии в жизни современного общества, как фундаментальной науки о строении Земли, природных и антропогенных геологических процессах и минеральных ресурсах. При этом предусматривается внесение предложений по расширению геологической компоненты в программах начального, основного и среднего (полного) общего образования.

Целесообразность усиления роли геологии в общем и профессиональном, в том числе педагогическом, образовании обусловлена и существенным отличием методики обучения геологии от других дисциплин, включая географию. Эти отличия проявляются как в области теории, так и в области содержательного наполнения дисциплин профильной подготовки. С другой стороны, без исторической методологии геологии биология остается без прошлого и будущего, химия природных процессов становится абстракцией, экология не в состоянии прогнозировать будущее и апеллировать к прошлому, а география без геологического фундамента становится следствием без причины.

Важность существования геологии в качестве компонента общего образования обеспечена кругом решаемых ею вопросов: геология формирует научное мышление в процессе изучения много миллиардной истории Землиполевые и лабораторные исследования в геологии имеют исключительную важность и не имеют аналогов в других образовательных дисциплинах- - время и пространство охватывает в геологии процессы от субатомного уровня до образования Вселеннойисключительная междисциплинарная роль геологии для наук естественного ряда- - геология играет важнейшую роль в экологическом образовании общества.

Развитие внешнеполитического курса Российской Федерации, направленного на сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами, следует рассматривать не только в контексте развития российской высшей школы, но и в контексте модернизации образования всего Европейского сообщества.

Болонские соглашения и Болонский процесс открыли широкие возможности интеграции российского образования в европейское пространство. В западных университетах (в том числе и педагогического профиля) кафедры и факультеты геологии присутствуют практически повсеместно и обеспечивают фундаментальность естественнонаучного, точного и гуманитарного образования. Традиционна для европейских (американских, азиатских и др.) университетов подготовка бакалавров и магистров естественнонаучного образования в области геологии. Однако в России до недавнего времени подготовка преподавателей геологии не осуществлялась.

Геология сама по себе и геологическое образование, в частности, не могут диктовать принятие решений в области государственной, хозяйственной, экономической политики, но они обязаны привести аргументированные рекомендации при принятии таких решений. Сравнительно незначительное по геологическим меркам землетрясения в Индийском океане, вызвавшие в конце 2004 года разрушительную цунами, привели к гибели более 400 000 человек. Основная причина катастрофических последствий — это недопонимание существующих опасностей властями региона и, как следствие, отсутствие системы предупреждения. Перечень природных и техногенных катастроф геологического характера, минимизировать или предотвратить которые можно было, при наличии и учете знаний в этой области весьма и весьма велик.

Геологические науки рассматривают исключительно широкие и важные уровни конкретизации и абстракции знания. Это позволяет успешно использовать геологию в учебном процессе длиною в жизнь.

Таким образом, существующая ситуация требует адресной подготовки специалистов в области геологического образования, которая отвечает условию социального заказа. Тем не менее, можно утверждать, что в настоящее время существует противоречие между современными потребностями общества в квалифицированных педагогических кадрах нового качества и подготовкой специалистов в области естественнонаучного образования, во многом ориентированных на моноуровневой модель.

В педагогической науке накоплен определенный объем знаний для разрешения существующего противоречия. Так, в исследованиях, обращенных к проблемам педагогического образования (Г.А.Бордовский, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.), доказано, что требованиям сегодняшнего дня отвечает адресная профессиональная подготовка специалистов, которая строится как открытая, гибкая и вариативная. Однако в этих исследованиях предметом специального изучения не были пути и условия развития подготовки специалистов в области геологического образования.

В исследованиях, посвященных раскрытию сущности и возможностей различных направлений педагогического образования (Г.Н.Пономарев, Н. А. Тереньтьева, Л. А. Михайлов, И. И. Соколова, В. П. Соломин, Н. Ф. Стефанова, Н. Л. Шубина и др.), выявлено, что многоуровневая модель обеспечивает вариативную подготовку широкого круга специалистов. Однако и в этих работах подготовка специалистов области геологического образования общества не исследовалась.

Исследования, посвященные подготовке специалистов в области геологического образования, практически отсутствуют. Некоторым исключением, является докторская диссертация Б. П. Баженова 1965 года «История и методы преподавания курса динамической геологии в педагогических высших учебных заведениях России и в педагогических институтах СССР». Но ее методологическая база в значительной степени устарела, а круг поставленных и решенных вопросов утратил актуальность.

Высокая социальная значимость проблемы подготовки специалистов в области геологического образования общества, ее неразработанность в педагогической науке и определили тему исследования: «Система геологического образования в современном педагогическом университете».

Объект исследования: геологическое образование в педагогическом университете.

Предмет исследования: теоретические основы построения системы геологического образования в педагогическом университете.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и реализовать систему геологического образования в педагогическом университете.

Гипотеза исследования:

1. В современных социокультурных условиях существует острая необходимость, и имеются значительные предпосылки для построения системы геологического образования в педагогическом университете.

2. Построение системы геологического образования в педагогическом университете предполагает:

— определение методологических подходов и теоретических основ, раскрывающих сущность геологического образования в современных условиях;

— выявление особенностей многоуровенной системы профессионального педагогического образования;

— раскрытие основных черт профессиональной деятельности специалистов геологического образования;

— обоснование целей, связанных с профессиональным становлением специалистов геологического образования;

— разработку соответствующей структуры, позволяющей реализовывать различные маршруты подготовки на общей базе современного естествознания.

Цель и исходная гипотеза обусловили правомерность постановки следующих задач исследования:

1. Раскрыть сущность и состояние геологического образования в современных условиях.

2. Выявить условия становления геологического и эколого-геологического образования в системе научно-обоснованной политики педагогического университета в области развития перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям модернизации базового и дополнительного профессионального образования.

3. Рассмотреть сущностные характеристики геологического образования как области научных знаний.

4. Разработать концепцию развития подготовки специалистов в области геологического образования в современных социокультурных условиях.

5. Обосновать условия успешности развития подготовки специалистов в области геологического образования общества и разработать учебно-методическое обеспечение для реализации образовательных программ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений объективной действительности, о единстве развития личности и деятельности, о взаимосвязи теории и практики, непрерывности образования.

Исследование проведено в русле теоретической концепции многоуровневой системы педагогического образования (Г.А. Бордовский, 1992;2004 гг.).

Основными источниками исследования стали:

— исследования, в которых раскрываются методологические проблемы педагогики (М.И.Анисимов, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, В. Е. Гмурман, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин и др.);

— исследования, в которых раскрываются методологические проблемы геологии (И.П.Шарапов, В. Т. Фролов, Дж. Бернал, М. М. Карпов, Г. Л. Поспелов, Б. М. Кедров, И. В. Круть, В. В. Тихомиров, В. Е. Хаин, В. В. Орлов, Б. П. Высоцкий, В. И. Драгунов, И. Ф. Зубков и др.);

— исследования, раскрывающие сущность, содержание, структуру педагогического образования (О.А.Абдулина, И. С. Батракова, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, З. И. Васильева, В. А. Козырев, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Ф. Радионова, С. А. Расчетина, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, И. И. Соколова, В. П. Соломин, Н. Л. Стефанова, Н. А. Терентьева,.

A.П.Тряпицына, Н. В. Чекалева, В. А. Якунин и др.);

— исследования, связанные с образовательной средой (В.С.Библер,.

B.Г.Воронцова, Н. Ф. Гейжан, М. С. Каган, В. А. Козырев,.

B.А.Макареня, В. Н. Мясищев, Л. И. Новикова, Б. С. Патралов,.

C.Т.Шацкий и др.);

— работы, в которых исследуются процессы проектирования элементов образовательных систем (В.А.Жуков, Е.С.Заир-Бек, Е. И. Казакова, М. В. Кларин, В. Е. Радионов и др.);

— исследования в области образовательных технологий (И.Г.Абрамова, В. П. Беспалько, В. Ю. Волков, В. А. Извозчиков, М. Н. Кларин, Б. С. Рябушкин, Ю. Ф. Янушкевич и др.);

— работы, рассматривающие историю геологии, содержание и значение ее как науки (Д.Геттон, Ч. Ляйель, Ч. Дарвин, Г. Н. Волков, В. И. Вернадский А. Гейки, К. Саппер, А. П. Павлов, Е. А. Козловский, В. А. Обручев, В. В. Белоусов, Ф. Адаме, А. И. Джанелидзе, Г. Хёльдер, И. И. Потапов, И. В. Батюшкова, Ю. Я. Соловьев, Д. И. Гордеев, Э. Хэллем, И. А. Резанов, Ф. Элленберже, Г. Фаул, Г. ПХомизури и др-);

— исследования, раскрывающие вопросы непрерывного образования в области науки о Земле (В.Т.Трофимов, В. П. Соломин, В. В. Ламакин, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров, А. Г. Исаченко, А. А. Григорьев, В. С. Лямин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались методы:

— теоретического анализа философской, психологической, педагогической, социологической литературы, литературы по различным отраслям геологии и нормативно-регулирующих документов;

— моделирования, аналогии, сравнения, сопоставления, абстрагировании, прогнозированияанкетирования, наблюдения, анализа отечественного и зарубежного опыта, опытно-экспериментальной работыэкспертной оценки.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в течение 15 лет (1989;2004 гг.).

На первом этапе (1989;1997 гг.) — проблемно-аналитическомизучалось состояние проблемы подготовки специалистов в области геологии и геологического образования в России и за рубежомисследовались тенденции развития геологии и геологического образования в современном образовательном пространстве, обусловливающие специфику подготовки специалиста естественнонаучного образованияизучались возможности системы высшего профессионального образования в области геологии для создания вариативной программы подготовки специалистов естественнонаучного образования.

На втором этапе (1997;2001 гг.) — теоретико-проектировочномизучались и анализировались сферы деятельности и образовательный рынок специалистов естественнонаучного образованияразрабатывались основные положения теоретической концепции развития вариативной подготовки специалистов естественнонаучного образования в области геологии, проектировалась технология ее реализации и определялись условия ее успешного осуществления.

Третий этап (2001;2004 гг.) — экспериментально-корректирующийвключал количественный и качественный анализ данных опытно-экспериментальной работы и апробацию этапов технологии реализации концепции развития вариативной подготовки специалистов естественнонаучного образования в области геологии и экологической геологииобобщение и оформление полученных результатов исследованияобоснование и определение перспектив развития естественнонаучного образования в области геологии и экологической геологии.

Экспериментальная база исследования: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (факультет географии, НИИ непрерывного педагогического образования), образовательные учреждения России и зарубежья (университеты педагогического и общего профиля, общеобразовательные школы, колледжи и др.).

Научная новизна выполненного исследования состоит в том, что:

— выделены современные социально-педагогические предпосылки исследования проблемы геологического образования студентов;

— определена совокупность условий, выдвигающих геологию на базовое место в системе естественнонаучного образования;

— выделены тенденции и сформулированы принципы развития геолого-педагогического знания;

— выявлены и разработаны основные направления, характеризующие подготовку бакалавра и магистра естественнонаучного образования в области геологии в современных условиях;

— разработана концепция построения системы геологического образования в педагогическом университете;

— определены перспективы развития геологического образования общества в России на теоретико-методологическом уровне;

— внедрена в практику оригинальная система геологического образования в педагогическом университете.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они обогащают теорию и методику профессионального образования современными знаниями:

— о геологии как фундаментальной науке естествознания и основе естественнонаучного образования;

— о сущности понятий «бакалавр и магистр естественнонаучного образования» в области геологии и экологической геологии;

— о структурно-содержательной модели подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования в области геологии и экологической геологии;

— о принципах, путях и условиях развития вариативной подготовки специалистов в области геологического и эколого-геологического образования.

Практическая значимость результатов исследования связана с их широким использованием для разработки и реализации образовательных профессиональных программ подготовки специалистов естественнонаучного образования. Спроектированные, экспериментально проверенные и внедренные в практику педагогического университета образовательные маршруты подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования (профиль «540 105 Геологическое образование», программа подготовки магистров «540 105М Эколого-геологическое образование») могут послужить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной ситуации. Практическую ценность имеют разработанные и изданные «Программно-методическое обеспечение подготовки бакалавров по профилю Геология» и «Научно-методические материалы по направлению подготовки магистров эколого-геологического образования».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: опорой на теоретические положения, получившие раскрытие и обоснование в работах философов, педагогов, геологов и других специалистов в области Науки о Земле, полнотой рассмотрения предмета исследованияреализацией теоретических и методологических подходов в соответствии с поставленной цельюкомплексным характером методики исследования, адекватной его цели и задачамвнедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость исследования системы геологического образования в современном педагогическом университете обусловлена:

— общественной потребностью в фундаментальных знаниях в области Науки о Земле, которые во многом зависят от профессионализма специалистов естественнонаучного образования, призванных ориентировать каждого человека на правильное понимание природных и антропогенных процессов, на ценностное отношение к окружающей среде;

— потребностью модернизируемой системы образования (общего и профессионального, основного и дополнительного) в разнообразных современных специалистах естественнонаучного образования, готовых содействовать развитию человека на разных этапах его жизненного пути;

— потребностью самой системы профессионального образования в дальнейшем развитии вариативности как условии обеспечения ее доступности и эффективностипотребностью российского государства в формировании геологически образованного обществапотребностью педагогической науки в осмыслении и обобщении научных знаний о подготовке специалистов естественнонаучного образования в области геологии.

2. Потенциальными возможностями для решения проблемы развития подготовки специалистов в области геологического образования в России являются: высокий статус геологической науки в естествознании, ее исключительное мировоззренческое и практическое значение, глубокие традиции в российском образовании и наличие значительного кадрового потенциала, — общественное признание значения геологической образованности человека в практической и интеллектуальной областяхмодернизация системы образования России, и ее вхождение в Болонский процессизменения в подготовке специалистов естественнонаучного образования, которые затронули ее структуру, содержание, формы организации образовательного процесса и привели к появлению в высшем профессиональном образовании различных маршрутов подготовкиновые требования к специалистам естественнонаучного образованиямногообразие научного знания о геологии, о профессиональном образовании человека. 3. Концепция построения системы геологического образования в педагогическом университете включает в себя: научные знания о геологии как науке, самостоятельном объекте исследования, предмете обучения и сфере профессиональной деятельностихарактеристику подготовки специалистов естественнонаучного образования в области геологического знания как целостной, открытой, гибкой системыхарактеристику подготовки специалистов естественнонаучного образования по направлению ««бакалавр и магистр естественнонаучного образования» в области геологии и экологической геологии. принципы отбора и структурирования содержания профессиональной подготовки в области геологического образования- - содержание подготовки в области геологического образованиямаршруты подготовки специалистов геологического и геолого-экологического образования, обеспечивающие: переход от вариативности для преподавателя к вариативности для студентапозволяющие учитывать не только потребности общества, но и запросы личностидающие возможность равного доступа к высшему профессиональному образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населенияориентированные на широкую сферу профессиональной деятельноститехнологии организации образовательного процесса.

4. Система геологического образования в педагогическом университете:

— направлена на профессиональное становление специалистов, готовых к исследованию проблем геологического образования, к управлению в этой сфере, к осуществлению геологического образования на различных ступенях образования, к подготовке специалистов геологического образованияимеет структуру, предполагающую выделение самостоятельного направления подготовки и построения на его основе различных маршрутов подготовки;

— развивается путем обогащения составляющих подготовки, расширения ее внутренних и внешних связей, введения нового направления подготовки специалистов в области геологического образования;

5. Среди условий, обеспечивающих успешность реализации системы геологического образования в педагогическом университете, особая роль принадлежит организационно-управленческим условиям, таким как: утверждение в системе высшего образования многоуровневой модели образования, которая по своей сути ориентирована на гибкость и вариативность подготовки;

— коллегиальный процесс создания Государственных образовательных стандартов, который позволяет путем согласования позиций проектировать различные варианты подготовкирасширение прав и свобод вузов, увеличение степени их самостоятельности, что обеспечивает реальность реализации вариативных маршрутов.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования представлены: в монографиях, в статьях опубликованных в центральной печати, в коллективных монографиях, журналах, сборниках научных трудовв процессе участия и обсуждения на совещаниях УМО вузов России по направлениям высшего педагогического образования- - в ходе заседаний Межведомственного координационного совета по геологическому образованиюпри организации подготовки и проведении международных и общероссийских совещаний по проблемам геологического образования обществав процессе разработки и реализации внедрения в образовательный процесс профиля 540 105 «Геологическое образование» и программы подготовки магистров 540 105 М «Эколого-геологическое образование». Результаты диссертационного исследования обсуждались на конференциях, симпозиумах и семинарах посвященных проблемам геологического образования общества, в том числе прошли апробацию: на международных конференциях в США (Хьюстон, 1992), Англии (Саузхемптон, 1993), Латвии (Юрмала, 1994), Республике Корея (Сеул, 1995), США (Гавайи, 1997), России (Санкт-Петербург, 1999) Австралии (Сидней, 2000), России (Санкт-Петербург, 2001), Республике Корея (Конджу, 2002), России (Санкт-Петербург, 2003 и 2005), на симпозиумах, семинарах, курсах повышения квалификации, летних школах по геологии различного уровня (в том числе 7 международных, 6 общероссийских и 5 региональных) в 1990;2005 годах.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключенияосновные положения иллюстрированы рисунками, схемами и таблицами.

4.5. Выводы.

Наличие фундаментальных знаний по геологии позволяет существенно повысить профессиональную компетентность специалистов многих негеологических, в том числе и педагогических, специальностей. Реализация системы геологического образования в современном педагогическом университете позволяет успешно решить эту задачу.

Разработанные теоретические основания и программно-методическое обеспечение внедрены в практику направления подготовки бакалавров естественнонаучного образования по профилю геологии и магистра естественнонаучного образования в области экологической геологии и апробированы в РГПУ им. А. И. Герцена.

Предложенные программы оказались конкурентно-способными, что является одним из условий успешности развития подготовки специалистов в области геологического образования.

Подписав Болонские соглашения, Россия взяла на себя и ряд обязательств. Некоторые из них будут касаться и методов оценки знаний учащихся. А это значит, что вопрос разработки тестов и их применения для оценки знаний становится крайне актуальным. Разработанная программа геолого-педагогического тестирования является естественным звеном системы геологического образования в университете и вне его. Данные тестирования подтверждают эффективность системы геологического образования в современном педагогическом университете.

На основании полученных результатов в диссертации делается вывод о правомерности разработанной концепции геологического образования в педагогическом университете и возможности построения на ее основе развивающейся системы геологического образования общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приведенные в конце глав диссертации выводы освобождают автора от необходимости их повторения в заключительной части работы.

Обобщенные результаты исследования проведенного и законченного в рамках поставленных задач определяют его практическую и теоретическую значимостьдемонстрируют перспективы дальнейшего изучения проблем, связанных с теорией и практикой образования в области Науки о Земле.

В современном обществе существует социальный заказ, и имеются условия для подготовки специалистов в области геологического образования, а российское государство нуждается в формировании геологически образованного общества.

Состояние и содержание геологического образования в современных условиях регламентируется задачами, стоящими перед педагогической и геологической науками. Изучение геологических дисциплин является непременной основой фундаментального естественнонаучного образования, позволяет личности получить объективные представления о строении окружающего мира, планетарных, региональных и локальных геологических процессах, определяющих экологически безопасную жизнедеятельность, природопользование, осуществление технических проектов.

Условия становления геологического и эколого-геологического образования в системе научно-обоснованной политики инновационного исследовательского педагогического университета в области развития перспективных направлений фундаментальных и прикладных знаний по приоритетным направлениям определяются общей модернизацией общего и профессионального образования.

Сущностные характеристики геологического образования как области научных знаний затрагивают структуру науки, содержание, формы организации образовательного процесса и динамику новых образовательных маршрутов. Условиями успешности развития подготовки специалистов в области геологического знания общества являются развитие многоуровневой модели образования, его модернизации и вхождения в Болонский процесс.

Система геологического образования в педагогическом университете направлена на формирование профессиональной компетенции специалистов. Рассматривая проблему повышения геологической грамотности общества, необходимо констатировать, что механизм успешного ее решения заключается в реализации непрерывного геологического образования.

Концепция развития подготовки специалистов в области геологического образования в современных социокультурных условиях базируется на научных знаниях о геологии как науке и характеристике вариативной подготовки специалистов естественнонаучного образования в области геологического знания. В рамках концепции есть все основания для построения развивающейся системы геологического образования общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 1989. 167с.
  2. В.Н. Композиция тестовых заданий. 3 изд. М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
  3. Аристотель. Политика Аристотеля. М.: Университетск. тип., 1893. -333 с.
  4. Аристотель. Метеорологика//Сочинения. T.l. -М., 1975 -С. 441−556.
  5. Аристотель. О Небе // Сочинения. T.l. -М., 1975. С. 441−556.
  6. Г. Г., Малинко В. В. Методика преподавания минералогии и геологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.-224 с.
  7. Г. Г. Геологические экскурсии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1949. -88 с.
  8. Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. -735 с.
  9. Беруни и Ибн Сина. Переписка. Ташкент: Фан, 1973. — 36 с.
  10. Библия: Книги Священ. Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. М.: Рос. библейс. о-во, 1983. — 916 с.
  11. Н.М. Экология, культура, нравственность: Методологический аспект // Содержание регионального компонента экологического образования при опробации учебных пособий в образовательной области «Экология», СПб, 1994. с.34−37.
  12. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб. Питер 2004. — 304 с.
  13. Г. А. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб., 1994. — С. 3−8.
  14. Г. А. Физические основы естествознания. М.: Дрофа, 2004.- 224 с.
  15. П.И. Курс физической географии. СПб.: Изд-во «Рикера», 1910.-26 с.
  16. М.Н. О причинах вымирания некоторых видов животных в конце плейстоцена // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1967. № 2.
  17. Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1977.
  18. Бюллетень Народного Комиссариата по просвещению РСФСР. 1933. № 9−10.-С.10.
  19. C.B. Формирование природоохранительных понятий в школьном курсе физической географии: Автореф. дис. канд. педагог, наук.-Л., 1988.- 16с.
  20. А. Происхождение континентов и океанов. Л.: Наука, 1984. -285с.
  21. В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2.-С. 113−120.
  22. В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в неживойе живой природе. М.: Наука. 1975. 175 с.
  23. В.И. Избранные труды по истории науки. M., 1981.
  24. В.В. Философские мысли натуралиста. М.: — Наука, 1988.- 520 с.
  25. Г. Н. Социология науки. -М.: Политиздат, 1968. 328 с.
  26. Воронцов H.H. Экологические кризисы в истории человечества
  27. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М., 1996. -296 с.
  28. .JI. Стратегия развития образования на Западе. М.: УРАО, 1999.-180 с.
  29. Н.К. К вопросу об экзаменах в гимназиях. // Русская школа. 1894. № 9−10.-С. 161−197.
  30. .П. Спонтанное моделирование естественных процессов. -М.: Природа, 1973. С. 54−60.
  31. .П. Проблемы истории и методологии геологических наук. -М.: Недра, 1977.-280 с.
  32. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // ЮНЕСКО. 1998. 71 с.
  33. Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. Кишинев: Штиинца, 1981. — 155 с.
  34. А., Бэкон Э. Атлантида. За легендой истина. — М.: Наука, 1983.- 180 с.
  35. С.Н. Концепция экологического образования в подготовке учителя // Образование по вопросам окружающей среды. Иваново, 1984. -с.10−12.
  36. H.H. Исторические этюды Древней Греции. Пифагор. // Москвитянин. 1855. № 19−20. Кн.1−2.
  37. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М.: Наука, 2000. — 482 с.
  38. Д.И. История геологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1973. -323 с.
  39. A.A. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2000.-512 с.
  40. Горная энциклопедия. Т. 1. М: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1984.
  41. Государственный Совет Российской Федерации. Образовательная политика России на современном этапе: Доклад. М., 2001.
  42. B.JI. Способы преобразования учебного материала в практической деятельности учителя. Автореф.дисс. канд. пед. наук. -М., 1983.-22 с.
  43. А.А. Теоретические основы современной физической географии // Взаимодействие наук при изучении Земли. М.: Наука, 1963.-С. 78, 85, 84, 83.
  44. А.А. Типы географической среды: Избр. теорет. работы. М.: Мысль, 1970.-С. 25.
  45. А. Воззрения на природу // Магазин землеведения и путешествий: Географический сб., издаваемый Н. Фроловым. Т. 2. М., 1853.-С. 311, 330 и др.
  46. А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч. 1 / Пер. с нем. Н. Фролова. СПб.: Французская тип., 1853. — С. 252.
  47. М.А. Вавилонские писцы. -М.: Наука, 1983. 245 с
  48. Ч. Происхождение видов. М.: Наука, 1976. — 232 с.
  49. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999.-200 с.
  50. А.Б. География в античное время: (Очерки развития физико-географических идей). М.: Мысль, 1980. — 149 с.
  51. В.И., Айнемер А. И., Васильев В. И. Основы анализа осадочных формаций. Л.: Недра, 1974. — 159 с.
  52. А. И., Мосин В. Г., Соломин В. П. Создание, формирование и функционирование образовательных систем. СПб., 1999.-91с.
  53. Л.Я. Некоторые проблемы истории античной науки. Л.: Г АО, 1989.-134 с.
  54. И.Б. Формирование эколого-краеведческих знаний как одно из направлений экологизации географического образования // Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.- Образование, 1995. -С.58−59.
  55. Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.
  56. К.В., Нестеров Е. М. Камень под Петербургом (экскурсия с петрографом по метрополитену) // Экскурсии в геологию. Т.2: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 4657.
  57. К.В., Нестеров Е. М. Магматизм в теоретической геологии // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова.-СПб.: Эпиграф, 2004. С. 8−19.
  58. А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении: Тезисы всесоюзной конференции (Петрозаводск, 1976). М.: Изд-во АПН СССР, 1976. -С. 20−38.
  59. И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., АПН СССР, 1976. — С. 4−10.
  60. И.Д. Необходимость межпердметных связей в школьном обучении и отражение в них триединства «человек-общество-природа» // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. -М.: Изд-во АПН СССР, 1976.
  61. В.Ф. Начертание естественной истории, 1788. 204 с.
  62. .Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения // О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах: Материалы научного совета по природоохранительному просвещению. М., 1972. Вып.1.
  63. .Г. Подготовка студентов педагогических вузов к краеведческой и природоохранительной работе с учащимися. М., 1974.
  64. А.Г. О единстве географии // Изв. ВГО. 1971. Т. 103. Вып.4. -С. 290−298.
  65. А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971.-416 с.
  66. История геологии: Доклады симпозиума / Ред. коллегия: В. В. Тихомиров (отв. ред.) и др., 1977.
  67. И. Логика. Петроград: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — 147 с.
  68. М.М. Основные закономерности развития естествознания. -Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1963. 302 с.
  69. А.В. О структуре экологического знания // Философские проблемы социальной экологии. М.: Наука, 1983. 105 с.
  70. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Изд-во АН СССР, 1967.-436 с.
  71. У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. М.: Мир, 1991.-447 с.
  72. В.А. Философия экологии. М.: Гранд, 2003. — 192 с.
  73. В.А., Николаева С. К. Геоэкологическая оценка зон влияния инженерных сооружений на геологическую среду // Геоэкология. 1994. № 5.-С. 25−37.
  74. В.А. Мониторинг геологической среды: Учебник для вузов. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  75. В.А. Современные проблемы экологической геологии // СОЖ. 1996. № 4.-С. 60−68.
  76. Н.В. Общая геология. М.: МГУ, 2002. — 448 с.
  77. А.Н., Барбашина Э. Р. Системный подход и экологическое сознание // Система «общество-природа»: Проблемы и перспективы. Тр. конференции.-М., 1983.-С. 131−137.
  78. Краеведение: Пособие для учителей // Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  79. И.В. Исследование оснований теоретической геологии. М.: Наука, 1973.-205 с.
  80. И.В. Введение в общую теорию Земли: уровни организации геосистем. M.: Мысль, 1978. — С. 248−249.
  81. И.В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. -M.-JL, 1948.
  82. С.С. Как преподавать геологию в средней школе. M.-JL: Издательство АПН РСФСР. 1948. — 184 с.
  83. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. -М., 1990.
  84. В.В. Байкал и естествознание // В кн.: Сб. памяти Л. С. Берга. -М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 155−165.
  85. М.В. О слоях земных, 1763. 288 с.
  86. Лукреций. О природе вещей. М.: АН СССР, 1945. — 452 с.
  87. B.C. География и общество. Философские и социологические проблемы географии. М.: Мысль, 1978. — С. 43.
  88. П.Н., Нестеров Е. М. Главные черты геологической структуры и рельефа Греции // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002.-С. 15−23.
  89. В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Владос, 2001.-368 с.
  90. Г. Н. Философско-методологические основы развития географического познания: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Якутск, 1997.- 13 с.
  91. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., Педагогика, 1983.
  92. И.С. Принципы отбора экологического содержания в школьном курсе географии // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., 1983.
  93. И.С. Теория практика связи обучения географии с жизнью.
  94. Докт. дисс. М., 1986. 45с.
  95. Модернизация образования в России / Под ред.В. А. Козырева. СПб, РГПУ, 2002.
  96. H.H. Человек среда — общество. — М., 1982.
  97. Ф.С., Нестеров Е. М. Геолого-геофизическая модель земной коры Зайсанской складчатой системы // Вестник ЛГУ. 1979. № 18. 6 с.
  98. Ф.С., Нестеров Е. М. Закономерности размещения полезных ископаемых Восточного Казахстана в связи с глубинным строением // Вестник ЛГУ. 1987. № 24. 12 стр.
  99. H.A. О возможности научного предвычисления погоды при введении в анализ галактических воздействий // Изв. АН СССР. Сер. геогр. и геофиз. 1944. Т.8. Вып. 2−3. С. 63−71.
  100. В.Г., Нестеров Е. М. Геология в географическом образовании // Геология в школе и ВУЗе: Материалы междунар. конф. СПб, 1999. — С. 199−203.
  101. Н.К. Проблема целостности в физической географии. -Алма-Ата: Наука, 1974. 167 с.
  102. Р.П., Чернихова ЕЯ., Юренков Г. И. Краткая профессиограмма учителя географии средней общеобразовательной школы. Методические разработки по курсу «Введение в учительскую специальность». Л., 1991.-37с.
  103. Е.М. Методические рекомендации к практическим занятиям по динамической геологии. Л.: Изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 24 с.
  104. Е.М. Что разрушает горы? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1988. — 9 с.
  105. Е.М. Что лежит в земле без пользы? (Полезные ископаемые). Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 17 с.
  106. Е.М. Что такое почва? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 8 с.
  107. Е.М. Вулканы. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 16 с.
  108. Е.М. От чего зависит плодородие почв? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 11 с.
  109. Ш. Нестеров Е. М. Зачем охранять болота? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1990. — 12 с.
  110. Е.М. Звездное небо. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1990. — 17 с.
  111. Е.М. Симметрия окружающего мира. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1994. — 13 с.
  112. Е.М., Хамрабаев А. И. О рудоносных метасоматитах полосы Койташ-Угат//Ташкентский геол. журнал. 1994.
  113. Е.М. Программа по курсу «Динамическая геология» для студентов 1 курса географического факультета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 7 с.
  114. Е.М. Информация учебно-методической комиссии по профилю подготовки «Геология» // Информационный бюллетень РГПУ им. А. И. Герцена. 1998.-2 с.
  115. Е.М. Современные тенденции в области геологического образования общества // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999.-С. 17−19.
  116. Е. М. Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологические памятники природы как объект изучения студентами и школьниками // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999- С. 103−109.
  117. Е.М., Мосин В. Г. Роль геологии в средней школе и педагогических вузах России // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999, — С. 25−30.
  118. Е. М., Джанг Х. Д., Чой C.B. Экологическая геология как экология оптимизма // Наука, школа, вуз. СПб., 2000. — С. 262−268.
  119. Е.М. Геология в современном естествознании // Образы геопространства: Сборник. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — С. 176−187.
  120. Е.М. Геология в современном естествознании Сб. «Образы геопространства». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — С. 176−187.
  121. Е.М. Экология оптимизма // Экологическая геология и рациональное недропользование: Материалы междунар. конф. СПб., 2000. — 5 стр.
  122. Е.М., Джанг Х. Д., Чой C.B. Экологическая геология как экология оптимизма // Наука, школа, вуз: Сборник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 262−268.
  123. Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологический музей в негеологическом вузе // Минералогические музеи в XXI веке: Труды Междунар. совещания. СПб., 2000. — 3 стр.
  124. Е.М., Соломин В. П., Чой C.B. О геологии, экскурсиях и системном мышлении // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. — С. 5−16.
  125. Е.М., Ольховая Е. А., Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологические музеи Санкт-Петербурга и Эрмитаж // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. — С. 49−74.
  126. Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Выборг славяне, викинги, протерозой (Методические рекомендации к геолого-краеведческой экскурсии) // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова.-СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001.-С. 131−150.
  127. Е.М. Системы, системное мышление и геология // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 2001. — С. 24−39.
  128. Е.М., Мавопулос П. Н. Камень и проблемы античной культуры // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001.-С. 187−195.
  129. Е.М., Алексеев С. Б. и др. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: Учебно-методическое пособие. СПб.: Лениздат, 2001.-320 с.
  130. Е.М., Бугрова И. В., Федоров П. А. Полевая геология (учебно-методическое пособие по полевой геологии). СПб., 2001. — 104 с.
  131. Е. М. Погребе H.A. Сергеева С. П. Геологическая экскурсия в окрестности города Павловска // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф.-СПб., 2001.-С. 316−319.
  132. Е.М., Соломин В. П., Станкевич П. В. Структура образовательной программы «Геология» по направлению «Естественнонаучное образование» // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 2001. — С. 187−198.
  133. Е.М., Соломин В. П., Чернова O.A. От эксперимента к региональной геологии и методике // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. — С 4−11.
  134. Е.М., Соломин В. П., Чой C.B. О геологии, экскурсиях и системном мышлении // География в школе. 2002. № 7.-1 п.л.
  135. Е.М. Образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «540 100 Естественнонаучное образование» (соавт.
  136. К.В., Андреев В. П. и др.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 374 с.
  137. Е.М., Мавопулос П. Н., Дружинина A.A. Камень, античная культура, этнос // Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы междунар. конф. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 106−109.
  138. Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Северная экскурсия // Экскурсии в геологию. Т.2: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 123−150.
  139. Е.М., Соломин В. П. Системный подход в области Науки о Земле и современное естествознание // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003.-С. 4−7.
  140. Е.М., Соломин В. П., Чернова O.A. Полевые исследования геологических памятников природы и культуры в контексте экскурсий // Экскурсии в геологию. Т.2.: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 7−13.
  141. Е.М. Геология в естественнонаучном образовании: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 148 с.
  142. Е.М. Основы геологического образования: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 128 с.
  143. Е.М. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (Федеральный компонент) (соавт. Алтухов К. В., Андреев В. П. и др.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 456 с.
  144. Е.М., Табуне Э. В., Петров A.M. Геохимия снежного покрова территории РГПУ им. А. И. Герцена // Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы междунар. конф. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 38−42.
  145. Е.М., Тимиргалеев А. И., Зарина J1.M. Теория и практика тестирования в области науки о Земле // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2004. С. 122−138.
  146. Е.М. Программно-методическое обеспечение подготовки бакалавров по направлению «540 100 Естественнонаучное образование»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 148 с.
  147. A.B. Минералогия и геология. СПб, 1907. — 186 с. 1530 концепции геологического образования России. // Мат. совм. заседания коллегий. М., 1999. — 27 с.
  148. В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985. — 258 с.
  149. А.П. Об источниках естественноисторических познаний // Естествознание и география. 1899. № 1. С 1−16.
  150. А.П. Очерк истории геологических знаний. М: ГИЗ, 1921.
  151. Р. Законы природы. М., 1958.
  152. Е.Г., Нестеров Е. М. Геологическая экскурсия в междуречье Луги и Оредеж // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография/Под ред.Е. М. Нестерова СПб.: Эпиграф, 2004. — С.166−175.
  153. Педагогическая энциклопедия. Т.1. / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1929.-581 с.
  154. Дж. Археология Крита. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. -416 с.
  155. И.Г. О ледниковом периоде. Киев: Изд-во АН УССР, 1946. Т. 1- 1951. Т. 2. 264 е.- 1954. Т. 3. 220 е.- 1956. Т. 4. 335 с.
  156. Платон. Критий//Сочинения. Т. 3, ч. 1. -М.: Мысль, 1971.-С. 543−560.
  157. Платон. Тимей//Сочинения. Т. 3, ч. 1. -М.: Мысль, 1971.-С. 455−540.
  158. К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  159. Г. Л. О характере геологии как науки и ее месте в естествознании//Изв. АН СССР. Сер.геол. 1960. № 11. С. 3−19.
  160. Постановление 2-ой сессии ВЦИК XI созыва «О мероприятиях по народному просвещению» от 15 октября 1924 года. 34 с.
  161. Постановление ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».
  162. A.B. Развитие картографии и использование старых карт. -М: Наука, 1985.
  163. B.C. Уроки и перспективы использования системного подхода в географических исследованиях // Основные понятия, модели и методы общегеографических исследований. М., 1984. — С.82−88.
  164. B.C., Александрова Т. Д. Система понятий комплексной физической географии // Советская география. Л.: Наука, 1984.-С. 95−105.
  165. Природа и общество: Сб. статей / Ред. коллегия: И. П. Герасимов и др. -М.: Наука, 1968.-68 с.
  166. Профессиональное образование. СЛОВАРЬ. -М.: Изд. «НОВЬ», 1999.
  167. И.А. Эволюция земной коры. М.: Наука, 1985. — 144 с.
  168. Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1994. — 637 с.
  169. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. — 367 с.
  170. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // ЮНЕСКО. 1995.-49 с.
  171. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // ЮНЕСКО, 1998.-51с.
  172. К. Общее землеведение. Лекции, изданные Г. А. Даниелем. Изд. А. И. Глазунова, 1864. — С. 29.
  173. Н.М. О совершенствовании подготовки учителей-географов к природоохранительному просвещению // Подготовка учителя к природоохранительной работе с учащимися. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1977.-С. 68−78.
  174. И.Д. Античная наука. -М.: Наука, 1980. 199 с.
  175. М.Н. О формах движения в неорганической природе // Уч. зап. Ур. политехнического института. Вып. 21. Философия. 1957. С. 3−21.
  176. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М.: Наркомпрос РСФСР, 1918.-96 с.
  177. С.П., Нестеров Е. М., Погребе H.A. Конодонты из песчано-глинистых отложений Ленинградской области // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001. — С. 58−64.
  178. В. Быть экзаменам или не быть? // Образование. 1892. № 5−6. -С. 151−155.
  179. В.Н. Системная организация ландшафтов. Проблемы методологии и теории. М.: Мысль, 1981. — 240 с.
  180. H.A. Тесты (теория, построение, применение). Новосибирск: Наука, 1978.- 196 с.
  181. В.П. Геолого-экологическое образование: взгляд в будущее // Геология в школе и ВУЗе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999. -С. 23−24.
  182. В.П. Магистерское образование по направлению «Естествознание» в педагогическом вузе. СПб, 1999. — 277 с.
  183. В.П., Нестеров Е. М. Экологическая геология и ее место в школьном образовании и педагогическом вузе // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999 — С. 176−179.
  184. В.П., Нестеров Е. М. Исследователь конодонтов // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001.-С. 52−58.
  185. В.П., Мосин В. Г., Нестеров Е. М. У истоков эволюционной географии и эволюционного ландшафтоведения // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. — С. 70−76.
  186. В.П., Нестеров Е. М., Дружинина A.A., Чернова O.A. Эксперимент в науке, реализованный в образовании (120 лет со дня рождения A.C. Гинсберга) // Геология и эволюционная география:
  187. Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. -С. 35−40.
  188. В.П., Нестеров Е. М., Станкевич П. В. Болонский процесс и геологическое образование // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2004.-С. 99−105.
  189. В.Б. География и экология (Материалы V съезда ГО СССР).-Л., 1970.-24 с.
  190. Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.-1408 с.
  191. Стандарт школьного экологического образования: Проект под рук. акад. РАО В. С. Реднева // Химия в школе, 1993, N4.
  192. Страбон. География. -М.: Ладомир, 1994. 944 с.
  193. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001.
  194. К.Ф. Краеведение. -М., 1977.
  195. К. Анналы: Малые произведения // Сочинения. В 2-х т. Л.: Наука, 1969.-444 с. Т. 1.
  196. В.В., Хаин В. Е. Краткий очерк истории геологии. М.: Госгеолтехиздат, 1956. — 260 с.
  197. В.В. Геология в России XIX в. Т.1-П. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-488 с.
  198. В.Т., Зилинг Д. Г. Содержание и соотношение геоэкологии и экологической геологии // Экология и геофизика: Тез. докл. Всероссийской науч.-техн. конф. М., 1995. — С. 39.
  199. В.Г., Зилинг Д. Г., Красилова Н. С. Концептуальные основы эколого-геологического картирования // Вестник Московского университета. Сер. Геология. 1998. № 5. С. 61−71.
  200. В.Т., Соколов Б. А., Богословский В. А., Щвец В. М., Охрименко В. И. Рогов В.Ф. Основы концепции геологического образования в России // Вестник Московского Университета. Сер. Геология. 1998.-С. 3−11.
  201. В.Т., Соколов Б. А., Богословский В. А., Щвец В. М., Охрименко В. И., Рогов В. Ф. Основы концепции геологического образования в России. Вестник Московского Университета. Серия 4. Геология, 1998,4.-С. 3−11.
  202. В.Г., Зилинг Д. Г. Экологическая геология. М.: Геоинформмарк, 2002. — 415 с.
  203. В.Я. Опыт методики истории в начальной школе. М. 1914. — С. 114−115.
  204. К. План города Каталхюк. Istanbul: Donence, 1999.
  205. Г. И. Ориктография Московской губернии, 1837.
  206. Я., Новы JI. История естествознания в датах. Хронологический обзор. -М.: Прогресс, 1987.
  207. Г. С. Земля, природа и кристаллы. СПб.: Наука, 1999. — 191 с.
  208. В.Т. О науке геологии // Вест.Моск.ун-та. Сер.4. Геология. Ст. 1. 2000. № 5. С. 3−10.
  209. В.Т. Наука геология: философский анализ. Воронеж, 2004. -78 с.
  210. М.И. Искусственные грунты, их образование и свойства. М.: Наука, 1975.- 135 с.
  211. В.Е. Общая геотектоника. М.: Недра, 1964. — 480 с.
  212. В.Е. Основные проблемы современной геологии: (Геология на пороге XXI в.) / Рос. АН, Отд-е геологии, геофизики, геохимии и горных наук. -М.: Наука, 1995.- 188 с.
  213. Д.С. Мои идеи. М.: Агар, 1998. — 239с.
  214. Г. П. Развитие понятия «геосинклиналь». М.: Наука, 1976. -235 с.
  215. Г. П. Геотектоническая мысль в античности. М.: Наука, 2002.-213 с.
  216. Циркуляр по Санкт-Петербургскому учебному округу. 1901. № 5(Май). -218 с.
  217. В.В. Проблемы подготовки учителя к осуществлению экологического образования учащихся // Биология в школе. 1990, N5. -С. 50−54
  218. Чой С.В., Нестеров Е. М. Геология страны утренней свежести // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. -СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. С. 259−268.
  219. И.П. Метагеология. -М.: Наука. 1989. 280 с.
  220. И.И. История кристаллографии с древнейших времен до начала XIX столетия. Л.: Наука, 1978. — 295 с.
  221. Ф. Диалектика природы. М., 1991. — 564 с.
  222. Aldridge D. Sience., Macmillan. USA. 1993. 708 p.
  223. Bordovsky G.A., Nesterov E.M. Unusual Problem in Education Reforms. Conference proceedigs. The Ohio State University, 1998, p. 98.
  224. Bordovsky G.A., Nesterov E.M. Unusual Problem in Education Reforms // Conference proceedigs. University of Hawai’I at Hilo, 1997. Pp. 98.
  225. Burt C.L. The Use of Psycological Tests in England / Sadler M.E. a.o.: Essays on examinations. London: MacMillan, 1936. 204 c.
  226. Bybee R.W. Earth Systems Science and World Standards EducationA Un. Of Hawaii at Hilo, 1997. C. 86−100.
  227. Chauvet J.-M., DeSchamps E.B., Hillaire Ch. Chauvet Cave: The Discovery of the World’s Oldest Paintings. L.: Thames and Hudson, 1996. 135 p.
  228. Clark D.H., Parkinson J.H., Stefenson F.R. An astronomical of reappraisal of the Star of Bethelehem a Nova in ВС // Quart. J.Roy.Astron.Sos. 1997. Vol.18.-Pp. 443−449.
  229. Dressier A. Exploration and the search for origins: A vision for ultra-violet-opticalinfrared space astronomy: Washington, D.C., Association of
  230. Universities for Research in Astronomy, Report on the HST and Beyond Committee, 1996. 89 p.
  231. Education in Kores. Ministry of education. 1998.-112c.
  232. Ellenberger F. Histoire de la geologie. Paris T. 1. 1988,352 p.- T. 2. 1994. 381 c.
  233. Evans J. The Palace of Minos. V. 1−5. -L., 1921−1936.
  234. Frodeman, R., Geological reasoning: Geology as an interpretive and historical science: Geological Society of America Bulletin, V. 107, 1995, p. 960−968.
  235. Geikie A. The Founders of Geology, 1897.
  236. Hughes D. The Star of Bethlehem //Nature. 1976. Vol. 264. Pp. 513−517.
  237. Kim K.J., Nesterov E.M. Characteristics of the jade from the xinjiang province, CHINA / Geology at school and University: Conference proceedings. SPb., 2001. — P. 240−242.
  238. Kuhn, T.S., The structure of scientific revolutions: Cambridge, MA, Harvard University Press. 1970. 244 c.
  239. Kumano Y. The Significance of Earth Systems Science (Education) in the Curricula of Japan and other Asian CountriesA Un. of Hawaii at Hilo, 1997. -C. 123−139.
  240. Mather K. The permissive universe: Albuquerque. University of New Mexico Press, 1986.
  241. Ministry of Education «An interpretation of science curriculum in high school», 1989.-84 c.
  242. Naess A. The Shallow and the Deep, Long Range Ecology Movements: A Summary Inquiry 16. — Oslo, 1973. — Pp. 95−100.
  243. Namowit Z. Earth Science, Toronto. 1985. 176 c.
  244. Nesterov E.M. Bordovsky G.A. At the Turn of the Millennia / Geology at School and Pedagogical University: Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. — 5 pp.
  245. Nesterov E.M. Choi S.W., Bukreeva L.A. Earth science Education and Tourism. International conference on geoscience Education and Training, Volume 1, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 4 p.
  246. Nesterov E.M. Depth structure of Altai-Zaisan part of Ural-Okhotsk belt and regularities of mineral deposits location / Tectonics of East Asia. October 2002.-Pp. 13−25.
  247. Nesterov E.M. Developments in Earth science education in the Commonwealth of Independent States (CIS). Geoscience education and Training, A.A. Balkema / Rotterdam / Brookfield, 1996. Pp. 236−248/
  248. Nesterov E.M. Earth science education in the Commonwealth of Independent States // International conference on geoscience Education and Training, Abstract volume 2, Southampton, England, 1993. 11 p.
  249. Nesterov E.M. Finarov D. Geological concepts as a system in the Curriculum of the Secondary school. International conference on geoscience Education and Training, Volume 2, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 4 p.
  250. Nesterov E.M. Geoscience Education in Old and New Russia. Journal of Geological Education, 1993, v.41. Pp. 76−88.
  251. Nesterov E.M. Geoscience Education in Old and New Russia. Journal of Geological Education, 1993, v.41. Pp. 76−88.
  252. Nesterov E.M. O mundo dos Minerais. Argumento para um programma. -Portugal TV, 1990. 4 p.
  253. Nesterov E.M. O Que Fica na Terra sem utilidade? Argumento para um programma. Portugal TV, 1990. — 7 p.
  254. Nesterov E.M. Problems of Small Rivers in the Context of Global Problems -from Studies to Complex Usage Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000.-4 pp.
  255. Nesterov E.M. Solomin V.P. Ecological Geology and its Place at School and Pedagogical University Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. -4pp.
  256. Nesterov E.M. Solomin V.P. Problems of geological education and programs of ecology course. International conference on geoscience Education and Training, Volume 2, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 6 p.
  257. Nesterov E.M. Suck Won Choi, Cheongvhan Lim. A Survey of Earth science education in Korea. Korea National Univ. of education, 1995. 1 n.Ji.
  258. Nesterov E.M. Ckibin Y.A. Landscaping Industry Development Increases Demand for Geological Education Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. — 3 pp.
  259. Nesterov E.M., Choi S.W. Earth science education in Russia. Report of science education, Korea, 1993. 8 pp.
  260. Nesterov E.M., Choi S.W. Fluid Inclusion Studies of Copper Ore Deposits in Gyeongnam Area. Journal Nat. Sci. Vol.2, Korea, 1993. 15 p.
  261. Nesterov E.M., Finarov D.F. The System of Geological Concepts in the School. Physical geography curriculum. The Ohio State University, 1998, pp. 91−97.
  262. Nesterov E.M., Finarov D.P. The System of Geological Concepts in the School // Physical geography curriculum: Conference proceedings. The Ohio State University, 1998. — Pp. 91−99.
  263. Nesterov E.M., Kuznetsov V.P. Resolve small problems in the global context / Geology at school and University: Conference proceedings. S-Pb., 1999- P. 148−151.
  264. Orion Nir. A Workshop the fulfilment of the educational potential of the Earth sciences Southampton, England, 1993. — Pp. 112−121.
  265. Sarewitz, D. Frontiers of illusion: Science, technology, and the politics of progress. Philadelphia, Temple University Press. 1996. 260 p.
  266. Smallwood M.L. A Historical Study of Examinations and Grading Systems in Early American Universities. Cambridge: Harvard Univ Press. Harvard Studies in Education v.24. 1935. 308 p.
  267. Solomin V.P., Nesterov E.M. Problems of geoecological education and programs of ecological geology course / Geology at school and University: Conference proceedings. S-Pb., 1999.-P. 184−188.
  268. Thorndike, E.L. Educational Measurements of Fifty Years Ago // J. of Educational Psychology. 1913, № 6. P. 551−552.
  269. Ziman J. Is science losing its objectivity? //Nature. 1996. Vol.382. Pp. 751 754.
  270. Zittel K. History of Geology and Paleontology, 1901.
Заполнить форму текущей работой