Система геологического образования в современном педагогическом университете
Диссертация
Практическая значимость результатов исследования связана с их широким использованием для разработки и реализации образовательных профессиональных программ подготовки специалистов естественнонаучного образования. Спроектированные, экспериментально проверенные и внедренные в практику педагогического университета образовательные маршруты подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы построения системы геологического образования в педагогическом университете
- 1. 1. Геология и тенденции современного исторического процесса
- 1. 2. Геология и образование
- 1. 2. 1. Концептуальные аспекты
- 1. 2. 2. Кодекс развития
- 1. 2. 3. Принятие решений
- 1. 3. Возникновение и развитие высшего геологического образования в России
- 1. 3. 1. Становление геологического образования в России
- 1. 3. 2. Дореволюционные высшие педагогические учебные заведения и геологическое образование в них
- 1. 4. Школьные образовательные системы и место геологии в учебном процессе
- 1. 4. 1. Реформирование и модернизация школьных образовательных систем
- 1. 4. 2. Положение геологии в зарубежной школе
- 1. 4. 3. Геология в российской школе
- 1. 4. 3. 1. Начальный период
- 1. 4. 3. 2. Геология как школьный предмет
- 1. 4. 3. 3. Анализ современного положения геологии
- 1. 5. Выводы
- 2. 1. Структура и задачи геологической науки
- 2. 2. Геология и концепции современного естествознания
- 2. 2. 1. Геология и системное мышление
- 2. 2. 2. Геология и концепции естествознания
- 2. 2. 3. Объект и предмет геологии. Классификация основных наук
- 2. 2. 4. Внешние и внутренние факторы развития науки
- 2. 2. 5. История науки
- 2. 2. 6. Теория познания геологии, ее онтологическая теоретическая база
- 2. 2. 7. О методологии науки
- 2. 2. 8. Геология и география
- 2. 2. 9. Периодизация истории Науки о Земле
- 2. 3. История геологической мысли, состояние и перспективы геологических наук
- 2. 3. 1. Туринский папирус и план Каталхюка
- 2. 3. 2. Геологическая компонента античной науки
- 2. 3. 3. Основные достижения античной геологии и средневековье
- 2. 3. 4. Современное состояние и ближайшие перспективы геологических наук
- 2. 4. Экологическая геология как экология оптимизма
- 2. 4. 1. Экологическая геология в системе экологических наук
- 2. 4. 2. «Homo sapiens» и экологические кризисы
- 2. 4. 3. Предпосылки формирования экологической геологии как науки
- 2. 4. 4. Геологические особенности современного экологического кризиса
- 2. 4. 5. Техногенное воздействие на геологическую среду
- 2. 4. 6. Экологическая роль и функции литосферы
- 2. 4. 7. Социальные задачи экологической геологии
- 2. 5. Выводы
- 3. 1. Актуальность проблемы геологизации образования
- 3. 2. Общие положения Концепций непрерывного образования в России
- 3. 3. Механизмы и формы реализации Концепций непрерывного образования
- 3. 4. Концепция непрерывного геологического образования в России
- 3. 4. 1. Предпосылки и условия создания концепции
- 3. 4. 2. Концепция непрерывного геологического образования
- 3. 5. Теоретические основания подготовки преподавателя геологии и экологической геологии
- 3. 5. 1. Состояние проблемы
- 3. 5. 2. Социально-педагогические требования к содержанию
- V. геологической и эколого-геологической подготовки
- 3. 5. 3. Анализ понятийных знаний по геологии в школьных программах и программах педагогических вузов
- 3. 5. 4. Геологическая и эколого-геологическая подготовка как основа отбора экологического содержания
- 3. 5. 5. Геологические и эколого-геологические знания и понятийная база
- 3. 5. 6. Структурно-содержательные компоненты геологической и эколого-геологической подготовки
- 3. 6. Выводы
- 4. 1. Тенденции в образовании и условия реализации образовательных программ
- 4. 2. Система геологического образования в современном педагогическом университете
- 4. 2. 1. Этапы разработки и реализации системы геологического 267 образования
- 4. 2. 2. Мотивационный этап
- 4. 2. 3. Проектировочный этап
- 4. 2. 3. 1. Общая характеристика
- 4. 2. 3. 2. Профиль «540 105 Геология»
- 4. 2. 3. 3. Магистерская программа «540 105М Эколого-геологическое образование»
- 4. 2. 3. 4. Научно-исследовательские, производственные, научно-педагогические практики
- 4. 3. 1. Реализация системы геологического образования
- 4. 3. 2. Реализация системы практик
- 4. 4. 1. История и теория тестирования
- 4. 4. 2. Практика тестирования
Список литературы
- Аванесов В.Н. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 1989. 167с.
- Аванесов В.Н. Композиция тестовых заданий. 3 изд. М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
- Аристотель. Политика Аристотеля. М.: Университетск. тип., 1893. -333 с.
- Аристотель. Метеорологика//Сочинения. T.l. -М., 1975 -С. 441−556.
- Аристотель. О Небе // Сочинения. T.l. -М., 1975. С. 441−556.
- Астрова Г. Г., Малинко В. В. Методика преподавания минералогии и геологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939.-224 с.
- Астрова Г. Г. Геологические экскурсии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1949. -88 с.
- Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. -735 с.
- Беруни и Ибн Сина. Переписка. Ташкент: Фан, 1973. — 36 с.
- Библия: Книги Священ. Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. М.: Рос. библейс. о-во, 1983. — 916 с.
- Болгар Н.М. Экология, культура, нравственность: Методологический аспект // Содержание регионального компонента экологического образования при опробации учебных пособий в образовательной области «Экология», СПб, 1994. с.34−37.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб. Питер 2004. — 304 с.
- Бордовский Г. А. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб., 1994. — С. 3−8.
- Бордовский Г. А. Физические основы естествознания. М.: Дрофа, 2004.- 224 с.
- Броунов П.И. Курс физической географии. СПб.: Изд-во «Рикера», 1910.-26 с.
- Будыко М.Н. О причинах вымирания некоторых видов животных в конце плейстоцена // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1967. № 2.
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1977.
- Бюллетень Народного Комиссариата по просвещению РСФСР. 1933. № 9−10.-С.10.
- Васильев C.B. Формирование природоохранительных понятий в школьном курсе физической географии: Автореф. дис. канд. педагог, наук.-Л., 1988.- 16с.
- Вегенер А. Происхождение континентов и океанов. Л.: Наука, 1984. -285с.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2.-С. 113−120.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в неживойе живой природе. М.: Наука. 1975. 175 с.
- Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. M., 1981.
- Вернадский В.В. Философские мысли натуралиста. М.: — Наука, 1988.- 520 с.
- Волков Г. Н. Социология науки. -М.: Политиздат, 1968. 328 с.
- Воронцов H.H. Экологические кризисы в истории человечества
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М., 1996. -296 с.
- Вульфсон Б.JI. Стратегия развития образования на Западе. М.: УРАО, 1999.-180 с.
- Высотский Н.К. К вопросу об экзаменах в гимназиях. // Русская школа. 1894. № 9−10.-С. 161−197.
- Высоцкий Б.П. Спонтанное моделирование естественных процессов. -М.: Природа, 1973. С. 54−60.
- Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. -М.: Недра, 1977.-280 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // ЮНЕСКО. 1998. 71 с.
- Габаев Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. Кишинев: Штиинца, 1981. — 155 с.
- Галанопулос А., Бэкон Э. Атлантида. За легендой истина. — М.: Наука, 1983.- 180 с.
- Глазачев С.Н. Концепция экологического образования в подготовке учителя // Образование по вопросам окружающей среды. Иваново, 1984. -с.10−12.
- Голицин H.H. Исторические этюды Древней Греции. Пифагор. // Москвитянин. 1855. № 19−20. Кн.1−2.
- Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М.: Наука, 2000. — 482 с.
- Гордеев Д.И. История геологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1973. -323 с.
- Горелов A.A. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 2000.-512 с.
- Горная энциклопедия. Т. 1. М: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1984.
- Государственный Совет Российской Федерации. Образовательная политика России на современном этапе: Доклад. М., 2001.
- Грибанов B.JI. Способы преобразования учебного материала в практической деятельности учителя. Автореф.дисс. канд. пед. наук. -М., 1983.-22 с.
- Григорьев А.А. Теоретические основы современной физической географии // Взаимодействие наук при изучении Земли. М.: Наука, 1963.-С. 78, 85, 84, 83.
- Григорьев А.А. Типы географической среды: Избр. теорет. работы. М.: Мысль, 1970.-С. 25.
- Гумбольдт А. Воззрения на природу // Магазин землеведения и путешествий: Географический сб., издаваемый Н. Фроловым. Т. 2. М., 1853.-С. 311, 330 и др.
- Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч. 1 / Пер. с нем. Н. Фролова. СПб.: Французская тип., 1853. — С. 252.
- Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. -М.: Наука, 1983. 245 с
- Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Наука, 1976. — 232 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999.-200 с.
- Дитмар А.Б. География в античное время: (Очерки развития физико-географических идей). М.: Мысль, 1980. — 149 с.
- Драгунов В.И., Айнемер А. И., Васильев В. И. Основы анализа осадочных формаций. Л.: Недра, 1974. — 159 с.
- Жиров А. И., Мосин В. Г., Соломин В. П. Создание, формирование и функционирование образовательных систем. СПб., 1999.-91с.
- Жмудь Л.Я. Некоторые проблемы истории античной науки. Л.: Г АО, 1989.-134 с.
- Жуковин И.Б. Формирование эколого-краеведческих знаний как одно из направлений экологизации географического образования // Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.- Образование, 1995. -С.58−59.
- Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.
- Захаревич К.В., Нестеров Е. М. Камень под Петербургом (экскурсия с петрографом по метрополитену) // Экскурсии в геологию. Т.2: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 4657.
- Захаревич К.В., Нестеров Е. М. Магматизм в теоретической геологии // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова.-СПб.: Эпиграф, 2004. С. 8−19.
- Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении: Тезисы всесоюзной конференции (Петрозаводск, 1976). М.: Изд-во АПН СССР, 1976. -С. 20−38.
- Зверев И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., АПН СССР, 1976. — С. 4−10.
- Зверев И.Д. Необходимость межпердметных связей в школьном обучении и отражение в них триединства «человек-общество-природа» // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. -М.: Изд-во АПН СССР, 1976.
- Зуев В.Ф. Начертание естественной истории, 1788. 204 с.
- Иоганзен Б.Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения // О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах: Материалы научного совета по природоохранительному просвещению. М., 1972. Вып.1.
- Иоганзен Б.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к краеведческой и природоохранительной работе с учащимися. М., 1974.
- Исаченко А.Г. О единстве географии // Изв. ВГО. 1971. Т. 103. Вып.4. -С. 290−298.
- Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971.-416 с.
- История геологии: Доклады симпозиума / Ред. коллегия: В. В. Тихомиров (отв. ред.) и др., 1977.
- Кант И. Логика. Петроград: Тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — 147 с.
- Карпов М.М. Основные закономерности развития естествознания. -Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1963. 302 с.
- Кацура А.В. О структуре экологического знания // Философские проблемы социальной экологии. М.: Наука, 1983. 105 с.
- Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Изд-во АН СССР, 1967.-436 с.
- Кери У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. М.: Мир, 1991.-447 с.
- Кобылянский В.А. Философия экологии. М.: Гранд, 2003. — 192 с.
- Королев В.А., Николаева С. К. Геоэкологическая оценка зон влияния инженерных сооружений на геологическую среду // Геоэкология. 1994. № 5.-С. 25−37.
- Королев В.А. Мониторинг геологической среды: Учебник для вузов. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Королев В.А. Современные проблемы экологической геологии // СОЖ. 1996. № 4.-С. 60−68.
- Короновский Н.В. Общая геология. М.: МГУ, 2002. — 448 с.
- Кочергин А.Н., Барбашина Э. Р. Системный подход и экологическое сознание // Система «общество-природа»: Проблемы и перспективы. Тр. конференции.-М., 1983.-С. 131−137.
- Краеведение: Пособие для учителей // Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
- Круть И.В. Исследование оснований теоретической геологии. М.: Наука, 1973.-205 с.
- Круть И.В. Введение в общую теорию Земли: уровни организации геосистем. M.: Мысль, 1978. — С. 248−249.
- Кузнецов И.В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. -M.-JL, 1948.
- Кузнецов С.С. Как преподавать геологию в средней школе. M.-JL: Издательство АПН РСФСР. 1948. — 184 с.
- Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. -М., 1990.
- Ламакин В.В. Байкал и естествознание // В кн.: Сб. памяти Л. С. Берга. -М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 155−165.
- Ломоносов М.В. О слоях земных, 1763. 288 с.
- Лукреций. О природе вещей. М.: АН СССР, 1945. — 452 с.
- Лямин B.C. География и общество. Философские и социологические проблемы географии. М.: Мысль, 1978. — С. 43.
- Мавопулос П.Н., Нестеров Е. М. Главные черты геологической структуры и рельефа Греции // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002.-С. 15−23.
- Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Владос, 2001.-368 с.
- Максимов Г. Н. Философско-методологические основы развития географического познания: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Якутск, 1997.- 13 с.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., Педагогика, 1983.
- Матрусов И.С. Принципы отбора экологического содержания в школьном курсе географии // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., 1983.
- Матрусов И.С. Теория практика связи обучения географии с жизнью.
- Докт. дисс. М., 1986. 45с.
- Модернизация образования в России / Под ред.В. А. Козырева. СПб, РГПУ, 2002.
- Моисеев H.H. Человек среда — общество. — М., 1982.
- Моисеенко Ф.С., Нестеров Е. М. Геолого-геофизическая модель земной коры Зайсанской складчатой системы // Вестник ЛГУ. 1979. № 18. 6 с.
- Моисеенко Ф.С., Нестеров Е. М. Закономерности размещения полезных ископаемых Восточного Казахстана в связи с глубинным строением // Вестник ЛГУ. 1987. № 24. 12 стр.
- Морозов H.A. О возможности научного предвычисления погоды при введении в анализ галактических воздействий // Изв. АН СССР. Сер. геогр. и геофиз. 1944. Т.8. Вып. 2−3. С. 63−71.
- Мосин В.Г., Нестеров Е. М. Геология в географическом образовании // Геология в школе и ВУЗе: Материалы междунар. конф. СПб, 1999. — С. 199−203.
- Мукитанов Н.К. Проблема целостности в физической географии. -Алма-Ата: Наука, 1974. 167 с.
- Мышинская Р.П., Чернихова ЕЯ., Юренков Г. И. Краткая профессиограмма учителя географии средней общеобразовательной школы. Методические разработки по курсу «Введение в учительскую специальность». Л., 1991.-37с.
- Нестеров Е.М. Методические рекомендации к практическим занятиям по динамической геологии. Л.: Изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 24 с.
- Нестеров Е.М. Что разрушает горы? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1988. — 9 с.
- Нестеров Е.М. Что лежит в земле без пользы? (Полезные ископаемые). Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 17 с.
- Нестеров Е.М. Что такое почва? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 8 с.
- Нестеров Е.М. Вулканы. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 16 с.
- Нестеров Е.М. От чего зависит плодородие почв? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1989. — 11 с.
- Ш. Нестеров Е. М. Зачем охранять болота? Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1990. — 12 с.
- Нестеров Е.М. Звездное небо. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1990. — 17 с.
- Нестеров Е.М. Симметрия окружающего мира. Сценарий телепередачи. Л.: Ленинградское телевидение, 1994. — 13 с.
- Нестеров Е.М., Хамрабаев А. И. О рудоносных метасоматитах полосы Койташ-Угат//Ташкентский геол. журнал. 1994.
- Нестеров Е.М. Программа по курсу «Динамическая геология» для студентов 1 курса географического факультета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 7 с.
- Нестеров Е.М. Информация учебно-методической комиссии по профилю подготовки «Геология» // Информационный бюллетень РГПУ им. А. И. Герцена. 1998.-2 с.
- Нестеров Е.М. Современные тенденции в области геологического образования общества // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999.-С. 17−19.
- Нестеров Е. М. Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологические памятники природы как объект изучения студентами и школьниками // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999- С. 103−109.
- Нестеров Е.М., Мосин В. Г. Роль геологии в средней школе и педагогических вузах России // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999, — С. 25−30.
- Нестеров Е. М., Джанг Х. Д., Чой C.B. Экологическая геология как экология оптимизма // Наука, школа, вуз. СПб., 2000. — С. 262−268.
- Нестеров Е.М. Геология в современном естествознании // Образы геопространства: Сборник. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — С. 176−187.
- Нестеров Е.М. Геология в современном естествознании Сб. «Образы геопространства». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — С. 176−187.
- Нестеров Е.М. Экология оптимизма // Экологическая геология и рациональное недропользование: Материалы междунар. конф. СПб., 2000. — 5 стр.
- Нестеров Е.М., Джанг Х. Д., Чой C.B. Экологическая геология как экология оптимизма // Наука, школа, вуз: Сборник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 262−268.
- Нестеров Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологический музей в негеологическом вузе // Минералогические музеи в XXI веке: Труды Междунар. совещания. СПб., 2000. — 3 стр.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П., Чой C.B. О геологии, экскурсиях и системном мышлении // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. — С. 5−16.
- Нестеров Е.М., Ольховая Е. А., Погребе H.A., Сергеева С. П. Геологические музеи Санкт-Петербурга и Эрмитаж // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. — С. 49−74.
- Нестеров Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Выборг славяне, викинги, протерозой (Методические рекомендации к геолого-краеведческой экскурсии) // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова.-СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001.-С. 131−150.
- Нестеров Е.М. Системы, системное мышление и геология // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 2001. — С. 24−39.
- Нестеров Е.М., Мавопулос П. Н. Камень и проблемы античной культуры // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001.-С. 187−195.
- Нестеров Е.М., Алексеев С. Б. и др. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: Учебно-методическое пособие. СПб.: Лениздат, 2001.-320 с.
- Нестеров Е.М., Бугрова И. В., Федоров П. А. Полевая геология (учебно-методическое пособие по полевой геологии). СПб., 2001. — 104 с.
- Нестеров Е. М. Погребе H.A. Сергеева С. П. Геологическая экскурсия в окрестности города Павловска // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф.-СПб., 2001.-С. 316−319.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П., Станкевич П. В. Структура образовательной программы «Геология» по направлению «Естественнонаучное образование» // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 2001. — С. 187−198.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П., Чернова O.A. От эксперимента к региональной геологии и методике // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. — С 4−11.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П., Чой C.B. О геологии, экскурсиях и системном мышлении // География в школе. 2002. № 7.-1 п.л.
- Нестеров Е.М. Образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «540 100 Естественнонаучное образование» (соавт.
- Алтухов К.В., Андреев В. П. и др.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 374 с.
- Нестеров Е.М., Мавопулос П. Н., Дружинина A.A. Камень, античная культура, этнос // Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы междунар. конф. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 106−109.
- Нестеров Е.М., Погребе H.A., Сергеева С. П. Северная экскурсия // Экскурсии в геологию. Т.2: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 123−150.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П. Системный подход в области Науки о Земле и современное естествознание // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003.-С. 4−7.
- Нестеров Е.М., Соломин В. П., Чернова O.A. Полевые исследования геологических памятников природы и культуры в контексте экскурсий // Экскурсии в геологию. Т.2.: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 7−13.
- Нестеров Е.М. Геология в естественнонаучном образовании: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 148 с.
- Нестеров Е.М. Основы геологического образования: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 128 с.
- Нестеров Е.М. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (Федеральный компонент) (соавт. Алтухов К. В., Андреев В. П. и др.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 456 с.
- Нестеров Е.М., Табуне Э. В., Петров A.M. Геохимия снежного покрова территории РГПУ им. А. И. Герцена // Геология в школе и вузе: Геология и цивилизация: Материалы междунар. конф. СПб.: Эпиграф, 2003. — С. 38−42.
- Нестеров Е.М., Тимиргалеев А. И., Зарина J1.M. Теория и практика тестирования в области науки о Земле // Геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2004. С. 122−138.
- Нестеров Е.М. Программно-методическое обеспечение подготовки бакалавров по направлению «540 100 Естественнонаучное образование»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 148 с.
- Нечаев A.B. Минералогия и геология. СПб, 1907. — 186 с. 1530 концепции геологического образования России. // Мат. совм. заседания коллегий. М., 1999. — 27 с.
- Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985. — 258 с.
- Павлов А.П. Об источниках естественноисторических познаний // Естествознание и география. 1899. № 1. С 1−16.
- Павлов А.П. Очерк истории геологических знаний. М: ГИЗ, 1921.
- Пайерлс Р. Законы природы. М., 1958.
- Панова Е.Г., Нестеров Е. М. Геологическая экскурсия в междуречье Луги и Оредеж // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография/Под ред.Е. М. Нестерова СПб.: Эпиграф, 2004. — С.166−175.
- Педагогическая энциклопедия. Т.1. / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1929.-581 с.
- Пендлберри Дж. Археология Крита. М.: Изд-во иностр. лит., 1950. -416 с.
- Пидопличко И.Г. О ледниковом периоде. Киев: Изд-во АН УССР, 1946. Т. 1- 1951. Т. 2. 264 е.- 1954. Т. 3. 220 е.- 1956. Т. 4. 335 с.
- Платон. Критий//Сочинения. Т. 3, ч. 1. -М.: Мысль, 1971.-С. 543−560.
- Платон. Тимей//Сочинения. Т. 3, ч. 1. -М.: Мысль, 1971.-С. 455−540.
- Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
- Поспелов Г. Л. О характере геологии как науки и ее месте в естествознании//Изв. АН СССР. Сер.геол. 1960. № 11. С. 3−19.
- Постановление 2-ой сессии ВЦИК XI созыва «О мероприятиях по народному просвещению» от 15 октября 1924 года. 34 с.
- Постановление ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».
- Постников A.B. Развитие картографии и использование старых карт. -М: Наука, 1985.
- Преображенский B.C. Уроки и перспективы использования системного подхода в географических исследованиях // Основные понятия, модели и методы общегеографических исследований. М., 1984. — С.82−88.
- Преображенский B.C., Александрова Т. Д. Система понятий комплексной физической географии // Советская география. Л.: Наука, 1984.-С. 95−105.
- Природа и общество: Сб. статей / Ред. коллегия: И. П. Герасимов и др. -М.: Наука, 1968.-68 с.
- Профессиональное образование. СЛОВАРЬ. -М.: Изд. «НОВЬ», 1999.
- Резанов И.А. Эволюция земной коры. М.: Наука, 1985. — 144 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1994. — 637 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. — 367 с.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // ЮНЕСКО. 1995.-49 с.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ // ЮНЕСКО, 1998.-51с.
- Риттер К. Общее землеведение. Лекции, изданные Г. А. Даниелем. Изд. А. И. Глазунова, 1864. — С. 29.
- Родзевич Н.М. О совершенствовании подготовки учителей-географов к природоохранительному просвещению // Подготовка учителя к природоохранительной работе с учащимися. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1977.-С. 68−78.
- Рожанский И.Д. Античная наука. -М.: Наука, 1980. 199 с.
- Руткевич М.Н. О формах движения в неорганической природе // Уч. зап. Ур. политехнического института. Вып. 21. Философия. 1957. С. 3−21.
- Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М.: Наркомпрос РСФСР, 1918.-96 с.
- Сергеева С.П., Нестеров Е. М., Погребе H.A. Конодонты из песчано-глинистых отложений Ленинградской области // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001. — С. 58−64.
- Силовский В. Быть экзаменам или не быть? // Образование. 1892. № 5−6. -С. 151−155.
- Солнцев В.Н. Системная организация ландшафтов. Проблемы методологии и теории. М.: Мысль, 1981. — 240 с.
- Соловьев H.A. Тесты (теория, построение, применение). Новосибирск: Наука, 1978.- 196 с.
- Соломин В.П. Геолого-экологическое образование: взгляд в будущее // Геология в школе и ВУЗе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999. -С. 23−24.
- Соломин В.П. Магистерское образование по направлению «Естествознание» в педагогическом вузе. СПб, 1999. — 277 с.
- Соломин В.П., Нестеров Е. М. Экологическая геология и ее место в школьном образовании и педагогическом вузе // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999 — С. 176−179.
- Соломин В.П., Нестеров Е. М. Исследователь конодонтов // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Изд-во НОУ «Амадеус», 2001.-С. 52−58.
- Соломин В.П., Мосин В. Г., Нестеров Е. М. У истоков эволюционной географии и эволюционного ландшафтоведения // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. — С. 70−76.
- Соломин В.П., Нестеров Е. М., Дружинина A.A., Чернова O.A. Эксперимент в науке, реализованный в образовании (120 лет со дня рождения A.C. Гинсберга) // Геология и эволюционная география:
- Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2002. -С. 35−40.
- Соломин В.П., Нестеров Е. М., Станкевич П. В. Болонский процесс и геологическое образование // Историческая геология и эволюционная география: Коллект. монография / Под ред. Е. М. Нестерова. СПб.: Эпиграф, 2004.-С. 99−105.
- Сочава В.Б. География и экология (Материалы V съезда ГО СССР).-Л., 1970.-24 с.
- Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.-1408 с.
- Стандарт школьного экологического образования: Проект под рук. акад. РАО В. С. Реднева // Химия в школе, 1993, N4.
- Страбон. География. -М.: Ладомир, 1994. 944 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001.
- Строев К.Ф. Краеведение. -М., 1977.
- Тацит К. Анналы: Малые произведения // Сочинения. В 2-х т. Л.: Наука, 1969.-444 с. Т. 1.
- Тихомиров В.В., Хаин В. Е. Краткий очерк истории геологии. М.: Госгеолтехиздат, 1956. — 260 с.
- Тихомиров В.В. Геология в России XIX в. Т.1-П. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-488 с.
- Трофимов В.Т., Зилинг Д. Г. Содержание и соотношение геоэкологии и экологической геологии // Экология и геофизика: Тез. докл. Всероссийской науч.-техн. конф. М., 1995. — С. 39.
- Трофимов В.Г., Зилинг Д. Г., Красилова Н. С. Концептуальные основы эколого-геологического картирования // Вестник Московского университета. Сер. Геология. 1998. № 5. С. 61−71.
- Трофимов В.Т., Соколов Б. А., Богословский В. А., Щвец В. М., Охрименко В. И. Рогов В.Ф. Основы концепции геологического образования в России // Вестник Московского Университета. Сер. Геология. 1998.-С. 3−11.
- Трофимов В.Т., Соколов Б. А., Богословский В. А., Щвец В. М., Охрименко В. И., Рогов В. Ф. Основы концепции геологического образования в России. Вестник Московского Университета. Серия 4. Геология, 1998,4.-С. 3−11.
- Трофимов В.Г., Зилинг Д. Г. Экологическая геология. М.: Геоинформмарк, 2002. — 415 с.
- Уланов В.Я. Опыт методики истории в начальной школе. М. 1914. — С. 114−115.
- Улкекаль К. План города Каталхюк. Istanbul: Donence, 1999.
- Фишер Г. И. Ориктография Московской губернии, 1837.
- Фолты Я., Новы JI. История естествознания в датах. Хронологический обзор. -М.: Прогресс, 1987.
- Франтов Г. С. Земля, природа и кристаллы. СПб.: Наука, 1999. — 191 с.
- Фролов В.Т. О науке геологии // Вест.Моск.ун-та. Сер.4. Геология. Ст. 1. 2000. № 5. С. 3−10.
- Фролов В.Т. Наука геология: философский анализ. Воронеж, 2004. -78 с.
- Хазанов М.И. Искусственные грунты, их образование и свойства. М.: Наука, 1975.- 135 с.
- Хаин В.Е. Общая геотектоника. М.: Недра, 1964. — 480 с.
- Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии: (Геология на пороге XXI в.) / Рос. АН, Отд-е геологии, геофизики, геохимии и горных наук. -М.: Наука, 1995.- 188 с.
- Хайтун Д.С. Мои идеи. М.: Агар, 1998. — 239с.
- Хомизури Г. П. Развитие понятия «геосинклиналь». М.: Наука, 1976. -235 с.
- Хомизури Г. П. Геотектоническая мысль в античности. М.: Наука, 2002.-213 с.
- Циркуляр по Санкт-Петербургскому учебному округу. 1901. № 5(Май). -218 с.
- Червонещсий В.В. Проблемы подготовки учителя к осуществлению экологического образования учащихся // Биология в школе. 1990, N5. -С. 50−54
- Чой С.В., Нестеров Е. М. Геология страны утренней свежести // Экскурсии в геологию. Т.1: Монография / Под ред. Е. М. Нестерова. -СПб.: Изд-во ОМ-ПРЕСС, 2001. С. 259−268.
- Шарапов И.П. Метагеология. -М.: Наука. 1989. 280 с.
- Шафрановский И.И. История кристаллографии с древнейших времен до начала XIX столетия. Л.: Наука, 1978. — 295 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1991. — 564 с.
- Aldridge D. Sience., Macmillan. USA. 1993. 708 p.
- Bordovsky G.A., Nesterov E.M. Unusual Problem in Education Reforms. Conference proceedigs. The Ohio State University, 1998, p. 98.
- Bordovsky G.A., Nesterov E.M. Unusual Problem in Education Reforms // Conference proceedigs. University of Hawai’I at Hilo, 1997. Pp. 98.
- Burt C.L. The Use of Psycological Tests in England / Sadler M.E. a.o.: Essays on examinations. London: MacMillan, 1936. 204 c.
- Bybee R.W. Earth Systems Science and World Standards EducationA Un. Of Hawaii at Hilo, 1997. C. 86−100.
- Chauvet J.-M., DeSchamps E.B., Hillaire Ch. Chauvet Cave: The Discovery of the World’s Oldest Paintings. L.: Thames and Hudson, 1996. 135 p.
- Clark D.H., Parkinson J.H., Stefenson F.R. An astronomical of reappraisal of the Star of Bethelehem a Nova in ВС // Quart. J.Roy.Astron.Sos. 1997. Vol.18.-Pp. 443−449.
- Dressier A. Exploration and the search for origins: A vision for ultra-violet-opticalinfrared space astronomy: Washington, D.C., Association of
- Universities for Research in Astronomy, Report on the HST and Beyond Committee, 1996. 89 p.
- Education in Kores. Ministry of education. 1998.-112c.
- Ellenberger F. Histoire de la geologie. Paris T. 1. 1988,352 p.- T. 2. 1994. 381 c.
- Evans J. The Palace of Minos. V. 1−5. -L., 1921−1936.
- Frodeman, R., Geological reasoning: Geology as an interpretive and historical science: Geological Society of America Bulletin, V. 107, 1995, p. 960−968.
- Geikie A. The Founders of Geology, 1897.
- Hughes D. The Star of Bethlehem //Nature. 1976. Vol. 264. Pp. 513−517.
- Kim K.J., Nesterov E.M. Characteristics of the jade from the xinjiang province, CHINA / Geology at school and University: Conference proceedings. SPb., 2001. — P. 240−242.
- Kuhn, T.S., The structure of scientific revolutions: Cambridge, MA, Harvard University Press. 1970. 244 c.
- Kumano Y. The Significance of Earth Systems Science (Education) in the Curricula of Japan and other Asian CountriesA Un. of Hawaii at Hilo, 1997. -C. 123−139.
- Mather K. The permissive universe: Albuquerque. University of New Mexico Press, 1986.
- Ministry of Education «An interpretation of science curriculum in high school», 1989.-84 c.
- Naess A. The Shallow and the Deep, Long Range Ecology Movements: A Summary Inquiry 16. — Oslo, 1973. — Pp. 95−100.
- Namowit Z. Earth Science, Toronto. 1985. 176 c.
- Nesterov E.M. Bordovsky G.A. At the Turn of the Millennia / Geology at School and Pedagogical University: Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. — 5 pp.
- Nesterov E.M. Choi S.W., Bukreeva L.A. Earth science Education and Tourism. International conference on geoscience Education and Training, Volume 1, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 4 p.
- Nesterov E.M. Depth structure of Altai-Zaisan part of Ural-Okhotsk belt and regularities of mineral deposits location / Tectonics of East Asia. October 2002.-Pp. 13−25.
- Nesterov E.M. Developments in Earth science education in the Commonwealth of Independent States (CIS). Geoscience education and Training, A.A. Balkema / Rotterdam / Brookfield, 1996. Pp. 236−248/
- Nesterov E.M. Earth science education in the Commonwealth of Independent States // International conference on geoscience Education and Training, Abstract volume 2, Southampton, England, 1993. 11 p.
- Nesterov E.M. Finarov D. Geological concepts as a system in the Curriculum of the Secondary school. International conference on geoscience Education and Training, Volume 2, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 4 p.
- Nesterov E.M. Geoscience Education in Old and New Russia. Journal of Geological Education, 1993, v.41. Pp. 76−88.
- Nesterov E.M. Geoscience Education in Old and New Russia. Journal of Geological Education, 1993, v.41. Pp. 76−88.
- Nesterov E.M. O mundo dos Minerais. Argumento para um programma. -Portugal TV, 1990. 4 p.
- Nesterov E.M. O Que Fica na Terra sem utilidade? Argumento para um programma. Portugal TV, 1990. — 7 p.
- Nesterov E.M. Problems of Small Rivers in the Context of Global Problems -from Studies to Complex Usage Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000.-4 pp.
- Nesterov E.M. Solomin V.P. Ecological Geology and its Place at School and Pedagogical University Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. -4pp.
- Nesterov E.M. Solomin V.P. Problems of geological education and programs of ecology course. International conference on geoscience Education and Training, Volume 2, Hawai’i-Hilo, USA, 1997. 6 p.
- Nesterov E.M. Suck Won Choi, Cheongvhan Lim. A Survey of Earth science education in Korea. Korea National Univ. of education, 1995. 1 n.Ji.
- Nesterov E.M. Ckibin Y.A. Landscaping Industry Development Increases Demand for Geological Education Conference proceedings. Austrelia, Sidney, 2000. — 3 pp.
- Nesterov E.M., Choi S.W. Earth science education in Russia. Report of science education, Korea, 1993. 8 pp.
- Nesterov E.M., Choi S.W. Fluid Inclusion Studies of Copper Ore Deposits in Gyeongnam Area. Journal Nat. Sci. Vol.2, Korea, 1993. 15 p.
- Nesterov E.M., Finarov D.F. The System of Geological Concepts in the School. Physical geography curriculum. The Ohio State University, 1998, pp. 91−97.
- Nesterov E.M., Finarov D.P. The System of Geological Concepts in the School // Physical geography curriculum: Conference proceedings. The Ohio State University, 1998. — Pp. 91−99.
- Nesterov E.M., Kuznetsov V.P. Resolve small problems in the global context / Geology at school and University: Conference proceedings. S-Pb., 1999- P. 148−151.
- Orion Nir. A Workshop the fulfilment of the educational potential of the Earth sciences Southampton, England, 1993. — Pp. 112−121.
- Sarewitz, D. Frontiers of illusion: Science, technology, and the politics of progress. Philadelphia, Temple University Press. 1996. 260 p.
- Smallwood M.L. A Historical Study of Examinations and Grading Systems in Early American Universities. Cambridge: Harvard Univ Press. Harvard Studies in Education v.24. 1935. 308 p.
- Solomin V.P., Nesterov E.M. Problems of geoecological education and programs of ecological geology course / Geology at school and University: Conference proceedings. S-Pb., 1999.-P. 184−188.
- Thorndike, E.L. Educational Measurements of Fifty Years Ago // J. of Educational Psychology. 1913, № 6. P. 551−552.
- Ziman J. Is science losing its objectivity? //Nature. 1996. Vol.382. Pp. 751 754.
- Zittel K. History of Geology and Paleontology, 1901.