Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование развивающих игр и пособий эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Представленный мной опыт работы направлен не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста у них сформировались умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
- · дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- · группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- · узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.);
- · обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: солнце, листья, огоньки и т. п.;
- · отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры — грузят на машину бруски — «кирпичики», подбирают к чашке блюдце, маленькой кукле — маленькую чашку и т. п.
Данный опыт работы предназначен для ознакомления педагогов и родителей с развивающими играми и пособиями по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Выполняя различные задания по данным пособиям и играм, ребенок сможет эффективно подготовиться к последующим этапам обучения: научится ориентироваться в пространстве и времени, классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, строить простые предложения, различать предметы живой и неживой природы, а также приобретет много навыков, которые понадобятся для дальнейшего обучения.