Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст
Диссертация
И. П. Прянишникова, В. П. Россихиной, В. В. Тимохина, Г. И. Тица, П. Л. Трониной, М. О. Узинг, И. П. Шейко, С. Б. Яковенко, А. С. Яковлевой, Дж. Джелинека, Б. Джильи, П. Доминго, Ю. Кестинга, Дж. Лаури-Вольпи, Л. Леман, Ф. Литвин, Т. Руффа, Дж. Сбырча и Й. Хартулари-Даркле, Т. Челли, Д. Фишера-Дискау, С. Фучито и Б. Бейера, J. Hines и др. Важность подобных работ для изучения вокального… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Вокально-исполнительское искусство: язык и текст
- 1. Генезис классического искусства сольного пения как знаковой системы
- 2. Вокально-исполнительская интерпретация в системе художественной коммуникации
- 3. Элементы вокально-исполнительского языка в звуковом тексте музыкального произведения
- 4. Структурная организация текста вокально-исполнительской интерпретации
- Глава 2. Анализ исполнительских текстов
- 1. Принципы анализа
- 2. Анализ исполнительских текстов романса
- П.И. Чайковского «Страшная минута»
- 3. Анализ исполнительских текстов вокального цикла
- В.А. Гаврилина «Вечерок»
Список литературы
- Аверинцев А. А. Ясперс Карл // Философский энциклопедический словарь. — М., Советская Энциклопедия, 1989. С.784−786.
- Акимова С.В. Воспоминания певицы. JL: Музыка, 1978. — 96 с.
- Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя на материале интерпретации выдающихся пианистов прошлого и современности. ВНИИ искусствознания. — М.: Музыка, 1991. 102 с.
- Ангуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М.: «Аграф», 2003. 240 с.
- Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура И' свойства. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
- Арановский М.Г. Мышление,* язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 90−129.
- Аристотель. О душе // Сочинения в 4 томах. М.: «Мысль», 1976. Т.1.-С. 371−448.
- Артемьева Е.Н. В классе К.Н.Дорлиак. -М.: Музыка, 1969. 342 с.
- Арутюнов А.Р., Чеботарев П. Г. Справочник «Интенции диалогического общения и их стандартные реализации» (Проект «Банки методических данных»: каталог коммуникативных единиц, интенции) // Русский язык за рубежом. 1993. № 5−6.
- Асафьев Б. В: Музыкальная форма как процесс.Кн. 1−2. Изд. 2-е / Ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. -Л.: Музыка, 1971. 376 с.
- Асафьев Б.В. Об опере. Избранные статьи. Л: Музыка, 1985.- 336 с.
- Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. M.-JL: Музгиз, 1952. — 191 с.
- Афиней. Пирующие софисты // Византийские историки: Антология. Рязань: Александрия, 2003. — 431 с.
- Багадурое В.А. Очерки по истории вокальной методологии.4.1- М.: Музсектор Госиздата, 1929. -247 с. 4.2- М.: Музгиз, 1932. 320 с. 4.3- М.: Музгиз, 1937. 255 с.
- Банфи А. Философия искусства. М.: «Искусство», 1989. 384 с.
- Баренбойм JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность// в 2 т. JL: Музгиз, 1957−1962.1. Т.1−455 е.- Т.2−492 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — JL: Музыка, 1975. 336 с.
- Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. JL: Музыка, 1968. — 66 с.
- Барсова Л.Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая / Ред. К. И. Плужникова. Спб: Петровский фонд, 1999. — 107 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
- Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975. С.114−163.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
- Бейкер Д. Дж. Мастер бельканто — Бруно Кампанелла. (Интервью маэстро Кампанеллы журналу «Opera News») / Перевод Кирилла Веселаго. Эл. версия: Отчет от 01.03.2009 г. Режим доступа: http://www. operamusic.ru/lib.php?id=4
- Беленкова И. Определение границы музыкального знака // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1974. — С. 204−213.
- Беликова В.В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности. Автореферат дисс. канд. иск.-Киев, 1991.-28 с.
- Берни Чарлз. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 года по Франции и Италии. Пер. с англ. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.-204 с.
- Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. -М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 176 с.
- Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства. Автореферат дисс. канд. иск. Киев, 1975. — 21 с.
- Бор Н. Атомная физика и человеческое познание М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 151 с.
- Браудо И.А. Артикуляция (О произношении мелодии)
- Ред. Х. С. Кушнарева. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973.-198 с.
- Булыгин А. К Принц в стране чудес. Франко Корелли и оперное искусство его времени. М.: «Аграф». 2003. — 496 с.
- Бялик М.Г. Вспоминаю Валерия. Отчет от 11.06. 2005 г. Режим доступа: http:// www.booksite.ru/gavrilin/book3/24htm
- Вайнштейн Л.И. Камилло Эверерди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика. — Киев, 1924. 24 с.
- Валери П. Об искусстве. Издание 2-е. -М.: Искусство, 1993. 507 с.
- Васильев Б.И. Из методического опыта профессора Ленинградской консерватории И.И.Плешакова // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. -Л.: Музыка, 1982. С.75−86.
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово
- Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978.-368 с.
- Вахранев Ю.Ф. Исполнение музыки (поэтика). Харьков, 1994. -336 с.
- Вербов A.M. Техника постановки голоса. Л.: Музгиз, 1961. 52 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.- Л.: Академия, 1930.-290 с.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и Барокко: Исследование о сущности и происхождении стиля Барокко в Италии. — СПб.: Грядущий день, 1913.-164 с.
- Виардо П. Упражнения для женского голоса. Часть 1. — М., Музыка, 1967. 40 с.
- Вокальный словарь / Сост. Кочнева И. С., Яковлева А. С. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1988. 68 с.
- Волков Ю.А. Песни, опера, певцы Италии. М.: Искусство, 1967.- 252 с.
- Волошинов В.Н. (М.М. Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. 192 с.
- Выготский JI-.C. Психология искусства.-М.:Искусство, 1965.- 379 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений в шести томах. Т.2. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1982. 504 с.
- Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. 640 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981 .- 139 с.
- Гарсиа М. Школа пения. Ч. 1−2. -М.: Госмузиздат, 1956. 127 с.170
- Гаспаров Б.М. В поисках «другого». Отчет от 14.12.2006 г. Режим доступа: http://magazines.russ.ruyauthors/g/gasparov/
- Гаспаров Б.М. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 411. Тарту, 1977. — С. 120−137.
- Гаспаров Б.М. Структурный метод в музыкознании // Сов. Музыка. 1972, № 2. — С.42−51.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. — М.: Искусство.
- Т.1−1968.-312 е.- Т.2−1969.-328 е.- Т.3−1971.-621 е.- Т.4−1973.-676 с.
- Геллат П.П. Дыхание и положение гортани. СПб.: Монтвид, 1905.-67 с.
- Герсамш И.Е. К проблеме психологии творчества певца. -Тбилиси: Мецниереба, 1985. 154 с.
- Герсамш И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете теории установки академика Д.Н. Узнадзе. Автореф. Дисс. канд. иск. Тбилиси, 1976. — 21 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. Из заметок старого исполнителя-пианиста // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб.2. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. С. 3−13.
- Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. О редактировании // Вопросы фортепианно-исполнительского искусства. Вып. 1. — М.: Музыка, 1965. С. 35−71.
- Грошева Е.А. Образ певицы // Елена Климентьевна Катульская. Сборник статей: Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М.: Советский композитор, 1972. С. 17−146.
- Грошева Е.А. Тамара Милашкина: Творческий портрет. — М.: Музыка, 1983. 32 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Ред. и предисл. Г. В. Рамишвили М., Прогресс, 1984. — 397 с.171
- Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск: Изд. НТК, 1985. — 88 с.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. (Философский анализ) / ред. М. Ф. Овсянникова, В. В. Целищева -Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
- Гуренко Е.Г. Специфика художественной интерпретации (опыт логического анализа) // Вопросы исполнительского искусства. Новосибирск, 1974.-С. 17−42.
- Даргомыжский А. Избранные письма / Вступ. статья и ред. М. С. Пекелиса М.: Музгиз, 1952. — 76 с.
- Дейк Т. А. ван. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. — Вып.8: Лингвистика текста. — С.259−336.
- Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ.: Сб. работ / Сост. В.В.Петров- Под ред. В. ИГерасимова — М.: Прогресс, 1989.-312 с.
- Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях. — М., 1926. 29 с.
- Денисов А.В. Музыкальный знак в семиозисе художественной культуры. Автореф. дисс.докт. иск. СПб., 2002. 27 с.
- Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб.: Наука, 2003.-208 с.
- Джильи Бенъямино. Воспоминания. Издание второе. — М-Л.: Музыка, 1967. 374 с.
- Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 240 с.
- Эл. версия: Отчет от 02.08.2009 г. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/ppal5 -html
- Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. О воспитании легких женских голосов. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.
- Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. — М.: Музгиз, 1962. -56 с.
- Дмитриев Л.Б. Ирис Корадетти о мастерстве вокалиста// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. -М.: Музыка, 1976. С.91−109.
- Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. -М.: Музыка, 1976. — С. 61−90.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. -368 с.
- Дмитриев Л.Б. Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового аппарата у певцов. Дисс. канд. мед. наук. Институт физиологии АН СССР им. И. П. Павлова. Л., 1957. -144 с.
- Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. — М.: Музыка, 2002. 188 с.
- Доминго П. Мои первые сорок лет. -М.: Радуга, 1989. — 304 с.
- Донец-Тессейр М. Э. Опыт воспитания сопрано // Вопросы вокальной педагогики. Вып. З — М.: Музыка, 1967. С.120−133.
- Дюпре Ж. Искусство пения / Пер. с французского Н. Г. Райского. — М.: Госмузиздат, 1955. 267 с.
- Елъмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. М.: Прогресс, 1960. — С. 264−389.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997. 192 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР- 1958. -370 с.
- Жинкин НИ. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. № 4, 1978. — С. 73−83.
- Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М.: ОГИЗ-Музгиз, 1935. 104 с.
- Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка, 1965. 147 с.
- Земцовский И.И. О взаимосвязи текста с напевом русской протяжной лирической песни // Русский фольклор. Т. 5. M.-JL: Акад. наук, 1960. — С. 219−230.
- Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Сборник научных трудов. JL, 1983.- С.4−21.
- Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора // Проблемы музыкального мышления.-М.: Музыка, 1974.- С. 177−206.
- Зятьков Н.: «Попсе цензуру» //Аргументы и факты — 2004, № 25. -С.З.
- Иванов А.П. Жизнь артиста. -М.: Советская. Россия, 1978. 288 с.
- Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.- 303 с.
- Иванов В.В. Чет или нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. — М.: Сов. Радио, 1978. 185 с.
- Игумнов К.Н. Мои исполнительские и педагогические принципы (конспект доклада) / Вступ. статья, доб. и комментарии Я. И. Милынтейна// Советская музыка, 1948, № 4. С. 68−74.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М., Политиздат, 19 881 319 с.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича- Общ. ред. Ю.НПопова. М.: Прогресс, 1988. 784 с.
- Кенигсберг А.К. Жермена Гейне-Вагнер. — М.: Советский композитор, 1981. 118 с.
- Кестинг Ю. Мария Каллас. М.: Аграф, 2001. 400 с.
- Киквадзе С. С. Вокальное искусство как творческий процесс. Автореферат дисс. канд. иск. — Грузинский театральный институт им. Ш. Руставели. Тбилиси, 1987. 24 с.
- Киселев А.Н. Исследование новых методов формирования тембра голоса певцов на основе изменения условий слухового самоконтроля. Автореферат дисс. канд. иск. JL, 1977. 21 с.
- Киселев А.Н. О двойной функции трахеи и бронхов в певческой фонации // Canto ego sum. Тбилиси, 1986. С. 24−26.
- Ките М., Микк А. Александр Ардер. Таллин: Ээсти Раамат, 1976. — 138 с.
- Коган Г. М. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. — М., 1969. 178 с.
- Кон ЮТ. Избранные статьи о музыкальном языке. — СПб.: Композитор, 1994. 160 с.
- Кон Ю.Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93−104.
- Конен В Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. Изд. 2-е, доп. -М.: Музыка, 1975.- С. 30−42.
- Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и исполнитель. (Проблема и ее разработка в XX веке). Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1971.- 18 с.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979.- 208 с.
- Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение, и интерпретация // Советская музыка, 1969, № 12. С. 56−60.
- Кочнев Ю. JI. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1971.-22 с.
- Кудряшов А.Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений ХТК И.-С. Баха). Дисс. канд. иск. М., 1994. -233 с.
- Кузнецов Б.Г. Эстетические проблемы исполнительского искусства. Автореферат дисс. канд. иск. М., 1968. — 21 с.
- Лаврентьева КВ. Фраза // Музыкальная энциклопедия. М., «Советская энциклопедия», 1981, т.5. С. 918−922.
- Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. Изд. 2-е, испр. -М.: Лань, 2009.-192 с.
- Лаурн-Вольпи Дж. Вокальные параллели. — Л.: Музыка, 1972.- 303 с.
- Лебедева И.А. О.Н. Благовидова педагог — М.: Музыка, 1984.- 80 с.
- Лебединский Л.Н. Пять очерков о шаляпинском прочтении нотного текста // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.1. М.: Музыка, 1972. С. 57−127.
- Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? — М.: Классика -XXI, 2004.- 588 с.
- Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1962: 480 с.
- Левик С.Ю. Четверть века в опере. —М.: Искусство, 1970. 536 с.
- Леман Л. Мое искусство петь.- М.: Изд. К. Ф:Драган, 1912: 93 с.
- Литвин Фелия. Моя жизнь и мое искусство. Л.: Музыка, 1967. — 164 с.
- Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. 304 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. — 623 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство — СПб», 2004. — С.150−390.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. // Труды по знаковым системам, вып. 1. Ученые записки Тартусского гос. университета. — Тарту, 1964. 195 с.
- Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. — М.: Наука, 1987. С. 3−11.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту: ТГУ, 1973. — С.227−243.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. -75 с.
- Эл. версия: Отчет от 29.09.2009 г. Режим доступа: http. V/ww.lib.ni/CINEMA/Hnol№OTMAN/tooestetika.txt
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПб», 1998. — С. 14−285.
- Луканин. В.М. Мой метод работы с певцами. Л.: Музыка, 1972. -48 с.
- Лысенко О.В. Художественная интерпретация в системе категорий музыкального исполнительства. Автореферат дисс. канд. иск. — Киев, 1990.-23 с.
- Львов М.Л. Из истории вокального искусства. М.: Музыка, 1965. — 228 с.
- Львов М.Л. Русские певцы. М.: Музыка, 1965. — 264 с.
- Мазель Л.А. О советском теоретическом музыкознании // «Советская музыка», № 12, 1940. С. 15−29.
- Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.-616 с.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2-е, доп. и испр-М.: Музыка, 1979. 534 с.
- Мазурин К. М. Методология пения. Т. 1. — М., 1902. 997 с.
- Макаров В.В. Традиции и современность: нарушенное равновесие // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно- политических текстов. Минск, БГУ, 2000. — С. 123−137.
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
- Мальцев С.М. Семантика музыкального знака. Автореферат дисс. кавд. иск. — Вильнюс, 1981. 17 с:
- Малютин Е.Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел, 1924. 15 с.
- Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью // Сост. Е. М. Гришина. М.: Прогресс, 1978. — 215 с.
- Махлина G.T. Семиотика, культурьъ и искусства. СловарЬт-справочник вс двух книгах. 2-е изд., расш. и испр. — СПб: Композитор-СПб., 2003*. Кн. 1 — 264 е.- Кн. 2 — 340 с.
- Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. № 3. С. 30−39.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
- Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». В кн.: «Восприятие музыки». М.: Музыка, 1980. С. 89−107.
- Мшъштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сб. статей. М.: Советский композитор, 1983. 262 с.
- Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977. 245 с.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос.-М-Л.: Музыка, 1965.-86 с.
- Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Институт психологии РАН, 1998. 164 с.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002: 496 с.
- Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997. № 3.-С. 234−243.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментальный, теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал -№ 1,1992.-Т. 14.-С. 18−31.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. 204 с.
- Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и в науке // Язык эмоций, мозг и компьютер. Mi: Знание, серия Вычислительная техника и ее применение, 1989. С. 3−18.
- Моррис У. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983: — С.37−89.
- Моцарт В А. Письма / Пред. и общ. ред. А. В. Парина М.: Аграф, 2000. — 448 с.
- Музехольд А.Г. Акустика и механика человеческого голосового органа. М.: Музсектор Госиздата, 1925. 188 с.
- Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. Сб. науч. трудов. Ред.-сост. В. В. Березин. М.: МГКим. П. И. Чайковского, 1991. 164 с.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.- М.: Искусство, 1994. 606 с.
- Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 480 с.
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М.: Радуга, 1987. — 432 с.
- Назайкинский Е. В .Звуковой мир музыки.-М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 367 с.
- Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1948. 284 с.
- Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979. — 303 с.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси: Мецниериба, 1978. — 83 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 4-е. М.: «Музыка», 1982. 300 с.
- Нестеренко Е.Е. В классе профессора Ленинградской консерватории- В.М. Луканина // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6. Л.: Музыка, 1982. — CI70−74.
- Е.Е. Нестеренко о мировой оперной сцене и вокальной педагогике (по, материалам бесед с В.П. Морозовым) // Художественный- тип человека Комплексные исследования / ред. В. П. Морозов, А. С. Соколов М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. -С. 32−51.
- Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985.- 184 с.
- Никитенко О.Б. Фонологические аспекты музыкального языка. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. JL, 1987. — 24 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. T.l. М.: Мысль, 1990. 829 с.
- Новейший философский словарь // Сост. и гл. науч. ред. Грицанов А. А. М.: Книжный дом, 2003. 1280 с.
- Эл. версия: Отчет от 01. 09. 2009 г. Режим доступа: http://www.koob.ra/gritcanov3a/noveishijfilosofskijslovan112-
- Норвайил A.M. Человеческий голос как музыкальный инструмент Рига: Метод, каб. учеб. заведений, 1981. — 40 с.
- О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. — Челябинск: «Версия», 1997. Эл. версия: Отчет от 08. 07. 2006 г. Режим доступа: http://lib/ru/NLP/nlp.txt
- Осокин С.Ю. Историческая жизнь музыкального произведения в исполнительском искусстве (на материале интерпретаций ХТК Баха). Автореферат дисс.канд. иск. М., 1992. 19 с.
- Островский A.JI. Творческая задача исполнителя // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. М.: Музыка, 1967.-С. 3−21.
- Лазовский A.M. Записки дирижера. М.: Советский композитор, 1968. 558 с.
- Панофка Г. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. — 216 с.
- Пидорина В.И. А.Ф. Мишуга — выдающийся певец и вокальный педагог // Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. М.: Музыка, 1976: — С. 135−155.
- Пирс Ч. С. Элементы"логики. Grammatica speculative Н Семиотика/ сост., вступ. статья и ред. Ю. С. Степанова: М.: Радуга, 1983. -С.151 — 210.
- Плеханова Т.Ф. Диалогический анализ художественного текста // Труды ученых лингвистических вузов. Минск: МГЛУ, 2001.- С.170−178.
- Плужников К.И. Механика пения. СПб: Ut, 2002. — 88 с.
- Полежаев А.В. Музыкальное произведение и его жизнь в трактовках музыкантов разных времен (на примере анализа сонаты Бетховена ор.111 и ее интерпретации). Дисс. канд. иск. — М., 1982. -184 с.
- Поляновский Г. А. В.В.Барсова. Популярная монография. М.: Музыка, 1975. — 168 с.
- Поляновский Г. А. Н.А.Обухова: Монография. 2-е изд. Под ред. Г. А. Прибегиной. -М.: Музыка, 1986. 159 с.
- Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007. — 256 с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 616 с.
- Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года.- М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
- Прокопъев В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру. СПб: Русская графика, 2000. — 176 с.
- Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. М.: Музгиз, 1958.-111 с.
- Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т.5. — С. 9−213.
- Раабен JI.H. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.1. Л.: Музгиз, 1962.-С. 20−51.
- Рабинович Д: А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып. 1: Проблемы пианистической стилистики. — М.: Советский композитор, 1979. — 320 с. Вып. 2: Критико-публицистические этюды. М.: Советский композитор, 1981. — 230 с.
- Работное Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов.- М.: Музгиз, 1932. 157 с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и функционирует произведение искусства. — М.: Сов. художник, 1978.- 237 с.
- Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып.2 -М.: Музыка, 1973. С. 17−58.
- Ржеекин С.Н. Некоторые результаты анализа певческого голоса // Акустический журнал, Т.2. Вып.2. — М., 1956. С. 34−48.
- Ржеекин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. M.-JL: ОНТИ, 1936. 311 с.
- Роднянская И.Б. Художественный образ // БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т.28. — С. 418−420.
- Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып.1: История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра. М.: Музыка, 1986. — 311 с.
- Россихина В.П. Советское камерно-вокальное исполнительство. — М.: Советский композитор, 1976. 111 с.
- Рудаков Е.А. Новая теория образования верхней певческой форманты// Применение акустических методов исследования в музыкознании. Сб. статей / Ред. С. С. Скребков М.: Музыка, 1964. -С. 18−37.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997.-384 с.
- Руффа Титта. Парабола моей жизни. Воспоминания. —М.-Л.: Музыка, 1966. 433 с.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальнымпроизведением. -М.-Л., Музыка, 1964. 186 с.183
- Сбырча Дж., Хартулари-Даркле Й. Даркле. Бухарест: Меридиане, 1963. — 237 с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М.: Прогресс, 1993. 654 с.
- Серль Дж. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык / ред.Д. П. Горского и В. В. Петрова -М.: Прогресс, 1987.- С. 96−126.
- Сидоров Е.В. Системное определение текста и некоторые проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы системной организации речи. М.: Прогресс, 1987. С. 83−115.
- Сидоров Е.В. Онтология дискурса. Изд. 2-е. М.: URSS, 2009.- 232 с.
- Сидоров Е.В. Основы коммуникативной лингвистики. М.: ВКИ, 1986.-167 с.
- Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. Вып.7. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, Новосибирский гос. университет, 2004. — С. 98−123.
- Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000. — 316 с.
- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
- Эл. версия: Отчет от 24.03.2008 года. Режим доступа: http//www/library.cjes.ni/online/?a=con&bid=398&cid=4099
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998. — 256 с:
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.- 695 с.
- СоХорЛ.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х томах. Т. 1. JI.: Советский композитор., 1980. — 295 с.
- Т. 2 Л.: Советский композитор, 1981. — 295 с. Т. 3. — Л.: Советский композитор, 1983. — 304 с.
- Сохор А.Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия, т.З. М.: «Советская энциклопедия», 1976. — С. 730−751.
- Стахееич А.Г. Вокальное искусство Западной Европы: творчество, исполнительство, педагогика. — Киев: НМАУ, 1997. -272 с.
- Стахееич А.Г. Искусство Bel Canto в итальянской опере XVTI -XVIII веков. Мин. культуры и искусств Украины, Харьковская гос. академия культуры. Харьков, 2000. — 156 с.
- Стендаль. Жизнь Россини // Собрание сочинений в 15 томах. Том 8. М.: Правда, 1959. — С. 259 — 672.
- Стендаль. Письмо о современном состоянии музыки в Италии // Собрание сочинений в 15 томах. Том 8. М.: Правда, 1959. — С. 234 -256.
- Тараева Г. Р. Общие проблемы музыкального языка. Система музыкального языка// Музыка: обзор информ. ГБЛ. Вып.1.-М., 1988.
- Тимохин В. Мастера вокального искусства XX века. Вып. 1. М.: Музыка, 1974. 175 с.
- Тиц Г. И. Мой учитель Э. Гандольфи // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. М.: Музыка, 1984. — С. 66−72.
- Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. М., 1976. — 183 с. 2441 Узинг М. О. Профессор Петербургской консерватории
- Н.А.Ирецкая // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. — С. 23−35. 245. Успенский П. Д. Семиотика искусства. — М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. — 360 с.
- Успенский П.Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира — СПб. ЭКСМО-Пресс, 2000. 688 с.
- Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ребенка (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и функционирование / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 1998. — С. 7−23.
- Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого. М.: Музыка, 1991. — 286 с.
- Фучито С, Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Карузо. 2-е изд. JL: Музыка, 1967. — 78 с.
- Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания. М.: Правда, 1990. 544 с.
- Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып.8. -М.: ВИНИТИ, 1977.-С. 181−211.
- Холопова В.Н. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия. -1997, № 4: С.159−162.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2000. 320 с.
- Хомский Н. Язык и проблемы знания // Вестник Московского унта. Сер. 9. Филология. М., 1995. № 4. С. 130−157.
- Хонолка К. Великие примадонны. М.: «Аграф», 2002. — 320 с.
- Хэриот Э. Кастраты в опере.-М.: Классика -XXI, 2001. 300 с.
- Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.-472 с.
- Цыпин F.M. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
- Чайковский? П.И. Музыкально-критические статьи. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 437 с.
- Чаплин B.JI. Регистровая приспособляемость певческого голоса. Автореферат дисс.канд. иск. Тбилиси, 1977. 19 с.
- Чередниченко Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы. Музыкальное исполнительство и современность, вып.1. -М.: Музыка, 1988. С. 43−69.
- Чувакин АА. Теория текста: объект и предмет исследования // Критика и семиотика. Вып.7. — Новосибирск: Институт филологии СО РАН, Новосибирский гос. университет, 2004. С. 88−97.
- Шамахян М.Е. Музыкальный, образ, его исполнительская интерпретация и восприятие. Автореферат дисс. канд. иск. — М., 1988.-23 с.
- Шейко И.П. Елена Образцова. — М.: Искусство, 1984. 351 с.
- Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта М.: Едиториал УРСС, 2003. — 216 с.
- Шпет Г. Г. Явление и смысл. — Томск: Водолей, 1996. 192 с.
- Шулътков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. — JL, 1986. — 120 с.
- ШулъпяковО.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. JL: Музыка, 1973.- С.187−222:
- Шулъпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. — СПб.: Композитор, 2005. 36 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.187
- Юдин С.П. Формирование голоса певца.-М.: Музгиз, 1962.-167 с.
- Юссон Р. Певческий голос: Исследования основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974.-262 с.
- Юишанов В. И Вокальная техника и её парадоксы. СПб.: ДЕАН, 2002. -128 с.
- Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. 2-е изд., доп. и испр. -М.: Музыка, 1972. Т.1 380 с.
- Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи.-М., 1908.
- Якобсон P.O. Лингвистика и-поэтика // Структурализм: «за» и «против» / Сб. статей / Ред. Е. А. Басина, М. Я. Полякова. — М.: Прогресс, 1975. С. 193−228.
- Якобсон P.O. Работы по поэтике / сост. и общ. ред. М.Л.Гаспарова-М.: Прогресс, 1987. 464 с.
- Якобсон Р. О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 306−330.
- Яковенко С.Б. Исполнительское искусство П.Г. Лисициана. Автореферат дисс. канд. иск. — М., 1995. 24 с.
- Яковлева А: С. В классе М. М. Мирзоевой // Вопросы вокальной педагогики: Вып. 7. М.: Музыка, 1984. — С. 32−65.
- Яковлева А. С. Вокальная школа Московской консерватории. Автореферат дисс. .докт. иск. — М., 1994. 52 с.
- Bright W. Language and Music: Areas for Cooperation // Ethnomusicology. 1963, N 7.
- Caccini G. Le nuove musiche. N. Y.: H. Willy Hitchcock, 2nd edition, 2009. — 76 p.
- Callas M. Lezioni di canta alia Juilliard School of Music di J.Ardoin. Traduzione di L.Spagnol. Milano: Longanesi & C., 1988. — 313 p.
- Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Teil 1. Die Sprache. Berlin, 1923. — XII. — 294 p.
- Celetti Rodolfo. A History of Bel Canto.// Particular Aspects of Baroque Opera// The castrato and the art of sining in his day. Oxford, UK: Oxford University Press, 1997. — 224 p.
- Эл.версия: Отчет от 05.08.2009 г. Режим доступа: http//books.google.com/books?id=STJ3n5uZ660C&pg=PA108&dq=celet ti+Rodolfo+casfrati&source=bl&ots=s7jzGBCWM&sig=20s 1 WFF70m
- Cizevskij D: Outline of Comparative Slavic Literatures/ D. Cizevskij. -Boston, 1952. 143 p.
- Delia Corte A. L’interpretazione musicale e gli interprets Torino: UTET, 1951.-574 p.
- Dorian Friederick. The history of music in performance. The art of musical interpretation from the Renaissance to our day. N.Y. Norton and со., 1966. Эл. версия: Отчет от 05.07. 2009 г. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/music/world-of-music.htm
- Eco U. The Open Work. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1989. — 320 p.
- Eco JJ. Theory of Semiotics. Munchen, 1979. — Bloomington: Indiana Univ., Press, 1990. — 354 p.
- Femandes G. Art et science, pour quell dessein? // Pensee des science, pensee des arts plastiques. La part de Toeuel. 1986, N 2.
- Fish Arnold, Lloyd Norman. Fundamentals of sight singing and ear training. N. Y- Toronto dodd, Mead and со., 1964. — 232 p.190
- Fuks L. From Air to Music. Acoustical, Physiological and Perceptual Aspects of Reed Wide Instrument Playing and Vocal-Ventricular Fold Phonation. Stockholm, 1999.
- Hines Jerome. Great singers on great singing: A famous opera star interwiews 40 famous opera singers on the technique of singing. — N.Y.: Limelight Editions, 2004. 356 p.
- Hudson Richard. Stolen time: The history of tempo rubato. Oxford. Clarendon press, 1997.
- Husson R. La voix chantee. Paris: Gauthier-Villars, impr. L. Jean 1960. 207 p.
- Husson R. Physiologie de la phonation. Paris: Masson Edit, 1962. 544 p.
- Krzyzanowski J. Barok na tie pr^dow romantycznych/J. Krzyzanowski // Od srediniowiecza do baroku. — Warszawa, 1938.
- Lauri-Volpi G. Voci Parallele.- Napoli: Ricordi, 1955. 253 p.
- Miller Richard. English, French, German and Italian techniques of singing: A studi in nat. tanal preferences a. how they relate to functional efficiency. Metuchen (N.Y.): Scarecrow press, 1977. 257 p.
- Morris Ch. Writings on the General Theory of Sings. — Paris: The Hague, 1971.-486 p.
- Nattiez J.- J. Musicologie generale et semiologie. Paris: Christian Bourgois, 1987.-400 p.
- Nettle B. Some Linguistic Approaches to Musical Analysis//Journal of the International Folk Music. Council, 1958, N 10.
- Pagnini M. Lingua e musica.. Proposta per un’indagine strutturalistico-semiotica. Bolognia: U mulino, 1974: — 223 p.
- Rushmore Robert. The singning voice. 2nd edition: N.Y.: Dembner books, 1984.-369 p.
- Ruwet N. Langage, musique, poesie. Paris: Edition du Seuil, 1972. -264 p.
- Saida Masako. The singing Method of the Italian Bel Canto Opera in the 19-th century: Focusing on the Mad Scene Bulletin/ Faculty of Music Tokyo Geijutsu Daigaku (Tokyo National University of Fine Arts and Music) N 18 Tokyo, 1992. — P. 149−150.
- Saint-Arroman, Jean. L’interpretation de la musique fran^ais, 16 611 789: I Dictionnaire d’interpretation (Initiation) — Paris: Honore Champion, 1985. — 507 p.
- Scholes R. Semiotics and Interpretation. New Haven- L.: Yale Univ. Press, 1983.-162 p.
- Schwarzkopf E. On and Off the Record: A Memoir of Walter Legge. London: Cengage Gale, 1982. 320 p.
- Stefani G. Introduzione alia semiotica della musica. Palermo: Sellerio, 1976.-216 p.
- Stefani G. On the Semiotics of Music // Music, Culture and Society / Edited by D. Scott. Oxford Univ. Press, 2000. — 238 p.
- Tarasti E. Music as Sign and Process // Analitica: Studies in the Description and Analysis of Music in Honour of Ingmar Bengtsson. — Stockholm: The Royal Swedish Academy of Music, 1985. P. 97−115.
- Tomatis A. Relations entre Г audition et la phonation // Annales des Telecommunications, July August, Vol. 2, no. 7, 8. Paris, 1956.
- Tosi P.Fr. Observations on the florid song or sentiments on the ancient and modern singers / transl. by J.E. Galliard. — London: J. Wilcox, 1743.-173 p. (Minkoff Reprint. Geneve, 1978).