Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Жанр минисериала Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная диссертация исследует минисериалы Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании (1980;е — 2000;е гг.). Сегодня ведущие позиции в рейтингах программ занимают развлекательные жанры, которые привлекают к экранам наибольшую аудиторию. Между тем, жанр минисериала Би-би-си составил серьезную конкуренцию развлекательным передачам других телеканалов, в частности, Ай-ти-ви… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика британского телевидения
    • 1. Истоки дуополии британского вещания
    • 2. Коммерциализация британского ТВ (1980−2000-е гг.)
    • 3. Би-би-си на мировом рынке телепрограмм
    • 4. Особенности взаимоотношений Би-би-си и государства
    • 5. Современная программная стратегия Би-би-си
  • Глава 2. История и современное состояние жанра минисериала
    • 1. Классификация жанров и форматов
    • 2. Специфика жанра минисериала
    • 3. История развития жанра минисериала
    • 4. Переходный период в развитии жанра минисериала Би-би-си
  • Глава 3. Минисериал на каналах Би-би-си в 1990—2000-е
    • 1. Минисериал на британских общенациональных каналах на современном этапе
    • 2. Факторы, способствующие популярности минисериалов Би-би-си
    • 3. Особенности современных популярных минисериалов Би-би-си

Жанр минисериала Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция общественного вещания (National Broadcasting Services) занимает центральное место в медиасистемах большинства европейских стран. В ее основе лежит выполнение вещателями социально значимых функций. Поэтому общественное вещание должно, во-первых, обеспечивать зрителя точной и беспристрастной информацией, во-вторых, предоставлять множество тематически разнообразных программ, рассчитанных на широкую аудиторию. Чрезвычайно важной чертой является его независимость от политических структур и частного бизнеса, поэтому в отношении него государством вводится особая система финансирования и контроля. Ее цель — обеспечить институт общественного вещания программами высоких стандартов качества и доходом, вне зависимости от таких коммерческих источников, как реклама, спонсорские вложения или подписная плата. В новую современную эпоху коммерциализации в связи с появлением большого количества коммерческих телекомпаний общественному вещанию стало гораздо сложнее удержать свои позиции. Не имея тех же значительных доходов от рекламы, которые есть у коммерчекого ТВ, и будучи ограниченными социальными функциями, общественные вещатели в то же время не должны были уступить своих зрителям коммерческим каналам.

Британская корпорация всегда была классическим примером общественного вещателя, благодаря которому Великобритания может считаться родоначальницей концепции этого вида вещания. Именно здесь, впервые в Европе, были разработаны требования относительно его географической универсальности, экономической эффективности и программной политики этого вида вещания. Британская модель, в основу которой легли принципы: «информировать, просвещать, развлекать», сформулированные ее первым руководителем Джоном Рейтом, стала примером для многих европейских общественных вещателей. Но, несмотря на свою богатую историю и статус на мировом рынке, с развитием новых информационно-коммуникационных технологий в 1990;е гг. и расширением телевизионного рынка за счет коммерческих вещателей Би-би-си стала терять своего зрителя. Являясь институтом социальным, корпорация должна была бороться за рейтинг, пользуясь теми же приемами, что и коммерческое телевидение. В силу своей просветительской функции корпорация не могла заполнить телевизионный эфир чисто развлекательными передачами, гарантирующими высокие рейтинги. Хотя именно в этот период Би-би-си пришлось существенно перестроить сетку вещания и отдать прайм-тайм под программы и жанры, способные привлечь аудиторию. В этих условиях минисериал оказался наиболее «актуальным» жанром, которым, с одной стороны, отвечал требованиям коммерческого медиарынка, а с другой — по глубине подачи информации и профессиональному уровню съемку соответствовал высокой планке общественного вещателя.

Данная диссертация исследует минисериалы Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании (1980;е — 2000;е гг.). Сегодня ведущие позиции в рейтингах программ занимают развлекательные жанры, которые привлекают к экранам наибольшую аудиторию. Между тем, жанр минисериала Би-би-си составил серьезную конкуренцию развлекательным передачам других телеканалов, в частности, Ай-ти-ви и Чэннела 4. Связано это с особым характером жанра, в основе которого лежит интеграция просветительских и развлекательных функций. Именно благодаря этому качеству телекомпания Би-би-си смогла повысить рейтинги за счет серьезных телефильмов. Сегодня минисериал Би-би-си востребован не только британской аудиторией, но и зарубежной. Именно благодаря документальным фильмам и минисериалам Би-би-си знают во всем мире. Обладая определенным набором качеств формата сериала, которые привлекают к телеэкранам массовую аудиторию, минисериал в то же время не утратил качеств интеллектуальной передачи, став наглядным примером развлекательного жанра, созданного общественным телевидением. Таким образом, в данной работе мы пытаемся проанализировать позицию, которую жанр минисериала Би-би-си занял на современном медиарынке.

В нашей стране изучение жанра минисериала находится в начальной стадии. Отсутствует теоретическая база этой проблемы: нет точного определения этого понятия, не проводились исследования его истории, особенностей как жанра, специфики его производства, накопленного опыта распределения по каналам телевещания. Поэтому в данной работе представлена основная система деления формата сериала на жанры и объясняются отличия жанра минисериала от других. В ней также анализируется место жанра минисериала на современном телерынке в рамках политики вещания Би-би-си как общественной корпорации.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня минисериал британской общественной корпорации Би-би-си представляет собой уникальное явление, специфику которого определяет, с одной стороны, принадлежность к художественным жанрам, а с другой — развлекательный элемент, присущий программам, рассчитанным на массовую аудиторию. Он является интересным примером того, как интеллектуальный жанр, направленный на узкую, эрудированную аудиторию, может найти своего зрителя в условиях коммерциализации телевизионного рынка Великобритании, ориентированного на прибыль, и как следствие, на массовую аудиторию.

Коммерциализация телевидения Великобритании — долгий процесс, который начался в связи с развитием кабельных и спутниковых вещателей в начале 1980;х гг. За этот период сильно пошатнулась позиция общественного вещания и Би-би-си утратила позиции лидирующей вещательной компании. В современных условиях Би-би-си, чтобы привлечь к экранам массовую аудиторию, пришлось показывать в прайм-тайм развлекательные программы. В то же время корпорации как общественному вещателю, призванному формировать вкус зрителя, нельзя концентрироваться только на популярных жанрах, таких как «мыльные оперы», ток-шоу, телвизионные викторины и реалити-шоу. Би-би-си нужны были качественные развлекательные программы, которые при этом смогли бы повысить рейтинги. И именно таким жанром стал минисериал.

Специфика минисериала Би-би-си, которая определила его место на британском телевидении, также проявляется в том, что он, принадлежа к художественным телевизионным жанрам, в своей просветительской миссии как никакой другой отвечает принципам общественного вещания, в основе которого лежит не ориентация на прибыль, а общественно-воспитательные функции. Минисериал эволюционировал в контексте развития общественной телерадиовещательной корпорации Би-би-си как явление общественного порядка, сохраняя глубину содержания, а значит, и просветительскую функцию. С его эволюцией напрямую связаны те изменения, которые претерпевала позиция жанра минисериала на британском медиарынке, охваченном коммерциализацией. Трансформация жанра минисериала, а сегодня, и укрепление его позиций на современном ТВ, наилучшим образом отражает такой актуальный процесс в телевизионной индустрии, как взаимопроникновение телевизионных жанров, который в свою очередь влияет на телевизионный контент.

Главным конкурентом минисериалов Би-би-си изначально были телефильмы этого жанра производства Ай-ти-ви. Ай-ти-ви является коммерческим вещателем с большим бюджетом, а значит, и с большими возможностями производства сериалов. Разрабатывая сценарий нового минисериала Би-би-си, его создатели всегда отслеживают, минисериалы какого типа идут в эфире Ай-ти-ви. В то же время минисериалы Би-би-си тяготеют к художественным произведениям, в то время как минисериалы Ай-ти-ви чаще всего снимаются по оригинальным сценариям с закрученным сюжетом.

Степень научной разработанности проблемы. Хотя российское телевидение и переживает сейчас бум минисериалов, научные подходы к этому жанру в нашей стране находятся в начальной стадии, что обусловлено отсутствием точного определения этого понятия и недостаточной изученностью его истории, особенностей как жанра, специфики его производства, накопленного опыта распределения по каналам телевещания. Так что работы отечественных авторов были использованы как вспомогательные при характеристике типологии жанров, а также при обзоре истории развития корпорации Би-би-си.

Прежде всего, одно из самых обширных исследований сектора британских аудиовизуальных и электронных средств массовой информации принадлежит Б. И. Любимову, который анализирует основные тенденции в современных британских медиа на протяжении последних двадцати лет1. К источникам, рассматривающим развитие средств массовой информации европейских стран, относятся исследования Г. Ф. Вороненковой, Л.В. Шарончиковой3, Н.В. Уриной4, Я. Н. Засурского.5 В книгах Н. В. Вакуровой и.

6 7.

Л. И. Москвиной и Г. П. Бакулева раскрывается классификация телевизионных жанров. Ценным источником информации для данной диссертации оказались книги Е. Л. Вартановой «Медиаэкономика зарубежных стран"8.

Раскрытие темы данного исследования предполагало также изучение ряда культурологических работ иностранных авторов, к которым относятся, в.

1 Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель. — М.: Изд-во ВК, 2006. — 280 с.

2 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от информационного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии). — М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. — 312 с.

3 Шаропчикова Л. В. Печать Франции (80−90-гг). — М., 1995. — 125 с.

4 Урина Н. В. Средства массовой информации Италии. — М., 1996. — С. 34−36.

5 Засурский Я. Н. Современный мир: глобальное информационное пространство // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — № 3.

6 Вакурова Н. В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997. — С. 18−20.

7 Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. — - М.: Аспект-пресс, 2009.-192 с.

8 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Аспект пресс, 2003.-335 с. частности, Д. Стимере, Л. Кюнг-Шэнклеман". и Ф. Уэбстера «Теории л информационного общества» .

Существует немало трудов, посвященных политике общественного вещания, как в целом в отношении мировых корпораций, так относительно телевидения Би-би-си в частности. Непосредственно по теме жанра минисериала можно отметить книги Д. Борн4. Автор охватывает весь период существования корпорации Би-би-си, а особое внимание уделяет организации «Драма Групп», которая, в частности, отвечает за создание минисериалов. Разбирая последние тенденции в сфере общественного вещания, в частности, развитие цифрового телевидения на примере Би-би-си и Чэннела 4, исследователь отмечает использование некоторых стратегических приемов коммерческого телевидения этими общественными компаниями и называет основным условием выживания института общественного вещания в будущем его успешную интеграцию в среду цифрового телевидения.

Р. Коллинз и К. Маиррони рассматривают британское общественное ТВ в контексте государственной и общественной поддержки, анализируя, не является ли она чрезмерной и не страдает ли медиарынок в целом от традиции защищать институт общественного вещания от давления и конкуренции со стороны частного сектора. Показывая с помощью Би-би-си все многочисленные преимущества, которые дает статус общественного вещателя, Р. Коллинз делает вывод, что существует потребность в более четком определении задач общественного телевидения и выработка более четкой политики в сфере контроля его деятельности. На примере xIosijidis P., Steemers J., Wheeler М. European Television Industries. — British Film Institute, 2005.-212 pp.

2 Kung-Shankleman L. Inside the BBC and CNN Managing Media Organisations. — New York: Routledge, 2000.-245 pp.

3 Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстерпер. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной / под ред. E.JI. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.

4 Вот G. Uncertain vision Birt, Dyke and the Reinvention of the BBC. — London: Secker&Warburg, 2004. — 564 pp. корпорации исследователи также разбирают жизнеспособность концепции общественного телевидения. Отметив нежелательные результаты, к которым может привести приватизация корпорации или отмена лицензионного сбора как основного источника ее финансирования, авторы предлагают разделить Би-би-си на коммерческое и общественное подразделения, выделить четыре сектора, каждый из которых будет ответственен за определенный участок деятельности, в частности — руководство компании и составление схемы вещания, производство программ, трансляция передач и различные коммерческие проекты1.

Д. Ричери уделил в своей работе основное внимание факторам, которые негативно сказываются на деятельности общественных вещателей в Великобритании (на сложности по привлечению средств для производства качественных программ, фрагментация аудитории, растущее политическое давление и критика всей концепции общественного телевидения). И по его мнению, главное препятствие в развитии общественного вещания заключается в росте популярного цифрового ТВ, ведущее к дальнейшему понижению доли аудитории общественных каналов, что связано со значительными затратами на переход к цифровому вещанию, которые могут оказаться чрезмерными для общественных вещателей, а также с невозможностью предложить зрителю такое же количество новых цифровых каналов, как предлагают коммерческие вещатели2.

Об эволюции в европейских СМИ говорится в работах Ю. Уийо, М. Рабоя4, Я. Ван Куиленберга1, К. Брантса и Д. Бэрдоэла2, Т. Уэймаута и Б. Ламизе3 и ряда других.

1 Collins R., Muirroni C. New Media, New Policies. — Cambridge: Polity Press, 1996. — P.38.

2 Richeri G. Broadcasting and the Market: The case of Public Television I I From Public Service Broadcasting to Public Service Communications. — London: IPPR, 2004. — P. 50−56.

3 Wiio J. Managing Strategic Change in the Changing Radio and Television Market: A Finnish Example 1985;1998. — Finnish Broadcasting Company, 1999. -P.89−95.

4 Raboy M. Rethinking Broadcasting Policy in a Global Media Environment // Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. — Goteborg.: Nordicom, 2003. — P. 41−56.

Для глубинного понимания темы исследования не менее важными стали научные материалы в журналах «Медиальманах"4, «Критическая масса"5 и «Джорнал оф Коммьюникейшн"6. Если в «Медиальманахе» рассматривается политика Би-би-си по распределению различных жанров в программной сетке в связи с новой эпохой коммерциализации — непростым периодом для общественного вещания, то статьи в двух других изданиях подробно разбирают типологию жанров, относящуюся в первую очередь к сериалу. Так, в журнале «Критическая масса» сериал рассматривается как формат наиболее привлекательный для массовой аудитории, а авторы статьи в «Джорнал оф Коммьюникейшн» отмечают три сериальных жанра, которые сегодня можно использовать в качестве инструмента борьбы за рейтинг. К ним относятся минисериал по классическим произведениям британской литературы, минисериал, снятый по оригинальным сценариям, и ситком. Для анализа процесса создания минисериала на Би-би-си была использована книга «Как снимали «Гордость и предубеждение» британских авторов п.

Конклина и Бертвистла.

Научная новизна. В работе ставится новая теоретическая проблема успешного существования классического телевизионного жанра минисериала.

1 Van Cuilenberg J. Media for and Open and Receptive Society // Media and Open Societies. -Amsterdam: Het Spinhuis, 2000. — P.3−4.

2 Brants K., Bardoel J. From Ritual to Reality: Public Broadcasting and Social Responsibility in the Netherlands // Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. Goteborg.: Nordicom, 2003. -P.167−187.

3 Weymouth Т., Lamizet B. Markets & Myths: Forces for Change in the European Media. -London and New York.: Longman, 1996. — P.69.

4 Орешкина H. Би-би-си между политизацией и коммерциализацией / Н. Орешкина // Медиальманах, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2004. — № 4−5. — С. 34−48.

5 Зверева В. Телевизионные сериалы: Made in Russia / В. Зверева // Журн. Критическая масса. — 2003. — № 3. — С. 43.

6 Holbert, Lance R.- Dhavan V. ShahNoijin Kwak. Political implications of prime-time drama and sitcom use: Genres of representation and opinions concerning women’s rights.// Journal of Communication. — 2003. — № 3.

7 Conlkin S" Birtswistle S. The Making of Pride and Prejudice (BBC). — Penguin Book BBC, 2005.-128 pp. в рамках общественного вещания в эпоху коммерческого телевидения, которая отражена в:

— определении и разграничении таких понятий, как жанр и формат;

— выявлении специфических черт минисериала, представляющем собой синтез развлекательного и интеллектуального жанров;

— анализе места жанра минисериала Би-би-си в современной телеиндустрии;

— изучении роли этого жанра в реализации концепции общественного вещания Би-би-си;

— разборе на примере конкретных образцов этого жанра специфических черт минисериала Би-би-си;

— определении факторов, способствующих популярности минисериалов Би-би-си;

— изучении процесса подготовки к съемкам минисериалов Би-би-си на примере телефильма «Гордость и предубеждение».

Аналогичные исследования на данные темы в настоящее время отсутствуют. Информацию касательно интересующей нас темы можно встретить лишь в отдельных статьях.

Гипотезу данной работы можно сформулировать следующим образом: с начала 2000;х гг. в эпоху усиливающейся коммерциализации жанр минисериала Би-би-си вступил в новую фазу своего развития, и в современных условиях коммерциализации британского ТВ главным для этого жанра стало сохранение традиционных черт и адаптация черт развлекательных программ.

Целью исследования является анализ жанра и выявление связи его специфических черт и его роли и места в условиях коммерциализации телевидения Великобритании. Основанием для данного исследования стало, прежде всего то, что минисериал Би-би-си нашел свою нишу, даже несмотря на трансформацию британского медиарынка, на котором сегодня главным показателем успешности того или иного телевизионного жанра являются высокие рейтинги и прибыль.

Для достижения поставленной цели задачи исследования были определены следующим образом:

• Дать характеристику современному телерынку Великобритании. Проследить историю его формирования и факторы, повлиявшие на его структуру;

• Выявить основных конкурентов Би-би-си в сфере производства минисериалов;

• Проанализировать различные системы классификации жанров и форматов и определить в ней место минисериала;

• Изучить влияние коммерциализации и новых технических возможностей в телевизионной сфере на жанр минисериала;

• Рассмотреть историю становления и развития жанра минисериала Би-би-си в рамках развития самой корпорации;

• Понять причины изменения политики информационного вещания Би-би-си относительно минисериалов;

• Провести обзор минисериалов на современных общенациональных каналах Великобритании. Выявить место минисериала Би-би-си;

• Понять причины популярности этого жанра в условиях коммерциализации телевидения Великобритании;

• Сформулировать особенности современных минисериалов Би-биси;

• Показать способность этого жанра в условиях коммерциализации телевидения Великобритании к адаптации черт развлекательных сериалов -«мыльных опер», ситкомов, теленовелл;

• Определить условия производства этого жанра, служащие гарантом успеха, на примере создания минисериала Би-би-си «Гордость и предубеждение», ставшего культовым.

Объект диссертационного исследования — это совокупность минисериалов Би-би-си, выходящих в эфир в разные периоды существования корпорации, в рамках британской модели телевещания.

Предметом исследования является изменение подхода Би-би-си к производству и показу минисериалов в контексте эволюции общественного вещания в рамках коммерциализации ТВ Великобритании.

Методологическая основа диссертации определялась в процессе исследования как системно-аналитический анализ принципов политики Би-би-си по отношению к производству минисериалов и их распределению по каналам, начиная с 1950;х гг. и по настоящее время, а также внешних факторов, таких, например, как политика государства в сфере телевещания, которые повлияли на формирование этого жанра.

В ходе работы использовались следующие методы: — эмпирического исследования, в ходе которого был просмотрен ряд минисериалов Би-би-си («Гэрдость и предубеждение» (1995), «Мадам Бовари» (2000), «Виктория и Альберт» (2001), «Преступление и наказание» (2002), «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» (2008), «Отчаянные романтики» (2009) и т. д.), а также проведен контент-анализ интервью с людьми, принимавшими участие в производстве минисериалов, в частности, с известным британским сценаристом и режиссером Эндрю Дэвисом, а также с продюсером ведущих минисериалов Би-би-си Джули Скотт;

— сравнительного анализа, в рамках которого были изучены другие жанры сериалов, такие, например, как «мыльные оперы» и теленовеллы, и были выявлены специфические черты минисериала как жанра, стоящего особняком от других жанров формата «сериал».

— теоретические методы — рациональная обработка эмпирических данных, которая дала возможность составить собственные графики распределения передач по каналам, позволяющие определить место минисериала в сетке вещания Би-би-си.

При подготовке и анализе материала для диссертации оказался полезен опыт практической работы автора корреспондентом и редактором на кинофестивалях (Московский Международный Кинофестиваль в 2005;2008;е гг.) и на программе «ПЛЮС КИНО» телеканала «НТВ-ПЛЮС», посвященной истории кино. Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе ежегодных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2005;2007 гг., в публикациях по теме диссертации в научных изданиях, в частности, на портале «Медиаскоп», в издании «Медиаальманах», а также в сборниках тезисов научно-практических конференций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сегодня общественное телевещание Би-би-си, несмотря на все сложности, связанные с недостатком финансовых средств, жесткими рамками программной политики, в которые Би-би-си помещает ее миссия общественного вещателя, и обилием коммерческих каналов-конкурентов, продолжает играть значительную роль в британских СМИ и в жизни британского общества в целом. Особое внимание корпорация уделяет развитию минисериала как развлекательного жанра, который наилучшим образом выражает функции общественного вещания;

2. Специфику жанра минисериала определила, с одной стороны, его принадлежность к развлекательному формату сериала, а с другой — его жанровые особенности, присущие, прежде всего, историческим или образовательным передачам, как например, глубина содержания (в основу минисериалов берутся художественные произведения британской классической литературы). Это позволяет классифицировать данный жанр как уникальный, стоящий особняком от всех других, так как он представляет собой редкий синтез развлекательных и просветительских программ;

3. Жанр минисериала как старейший из телевизионных жанров в условиях коммерциализации претерпел большие изменения, как и само общественное ТВ, но, приспособившись к новой эпохе, он при этом не утратил интеллектуальности, хотя и приобрел черты развлекательности. Телевидение Би-би-си в последние годы не только увеличило количество показываемых минисериалов, но и все чаще стало показывать минисериалы в прайм-тайм (в Великобритании это время с 18:45 до 22:30).

4. В ходе анализа минисериалов Би-би-си, которые стали победителями национальных телевизионных премий, сформулированы принципы, которые лежат в основе создания успешных образцов этого жанра. К ним относятся: 1) внимательное отношение к соблюдению исторической точности- 2) четкая организация съемочного процесса- 3) долгий подготовительный период- 4) грамотная политика по подбору творческих кадров- 5) Совмещение в минисериале трех принципов Би-би-си «Информировать, просвещать, развлекать» и т. д.

5. Минисериал Би-би-си способствовал появлению новой тенденции «калтчартэйнмент» (от англ. culture, что значит культура, и entertainment, что значит развлечение) на современном британском телевидении. Она заключается в том, что в серьезные экранизации литературных произведений на тему культуры, в многосерийные фильмы с серьезной исторической основой стали проникать черты развлекательных телепрограмм — «мыльных опер», ситкомов, теленовелл. Минисериалы Би-би-си в последние годы изменили форму подачи информации, сделав ее более легкой и доступной пониманию зрителя с любым уровнем образования. Делается это, с одной стороны, чтобы интеллектуально обогатить незнающую аудиторию, а с другой — чтобы повысить рейтинги таких программ, традиционно считавшихся скучными.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что как эмпирический, так и теоретический материал, изложенные в ней, могут быть использованы как в дальнейших научных исследованиях, в частности, для последующей конкретизации причин, благодаря которым просветительский и финансово затратный жанр может не только окупиться на современном телевидении, но и привлечь к экранам широкую аудиторию.

Работа также важна и для учебных целей, так как ее материалы могут применяться в учебном процессе на факультетах журналистики, при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т. п.

Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Первая глава «Общая характеристика британского телерынка» посвящена особенностям формирования британского телерынка, которые были обусловлены конкуренцией общественного вещателя Би-би-си и коммерческого телевидения Ай-ти-ви. В этой главе подробно рассматривается процесс возникновения и становления общественно-вещательной корпорации Би-би-си, начиная с момента ее возникновения и заканчивая ее позицией на новом, мультиканальном, коммерциализированном медиарынке.

Особое внимание в этой главе уделяется борьбе Би-би-си за рейтинг и зрителя в новую, коммерциализированную эпоху, когда принципы общественного вещания столкнулись с законами рыночной экономики. Кроме того, в ней поднимается вопрос новой жанровой политики Би-би-си, переориентированной на борьбу за внимание широкой аудитории.

Вторая глава «История и современное состояние жанра минисериала» посвящена понятию «жанр» в целом и понятию «жанр минисериала» в частности. В ней представлена подробная классификация современных тележанров, а также разъясняется термин «формат». Также в этой главе детально разбирается история развития жанра минисериала и его становление на каналах корпорации, что позволяет сделать выводы о специфике и характерных признаках этого жанра именно на Би-би-си. Особое внимание уделяется переходному периоду и кризису минисериала на Би-би-си, а также разбираются методы корпорации по выходу из него Кроме того, минисериал Би-би-си рассматривается в контексте коммерциализации телевидения Великобритании.

Третья глава «Минисериал па каналах Би-би-си в 1990;2000;е гг.» содержит обзор современных минисериалов на британских общенациональных каналах, а также определяет место минисериала Би-би-си на современном этапе. В ней дается сравнительная характеристика минисериалов других английских телекомпаний и Би-би-си. Также в главе выявляются факторы, определившие популярность минисериала Би-би-си, такие как место минисериала в программной сетке Би-би-си и методы привлечения аудитории к просмотру минисериалов на каналах корпорации.

Также глава содержит перечень наиболее популярных минисериалов Би-би-си, которые являются носителями характерных черт этого жанра, а также влияют на его трансформацию.

В заключении работы подводятся итоги исследования, анализируются причины перераспределения минисериалов Би-би-си по телеканалам корпорации и изменение времени показа, а также разбирается трансформация этого жанра и делается попытка сформулировать его принципы на современном телерынке,.

В приложении 1 приведены иллюстрации, которые наглядно показывает структуру Интернет-страницы Би-би-си, посвященной сериалу в целом и жанру минисериала в частности, а также перемены в ее оформлении, отслеживаемые на протяжении трех лет.

В приложении 2 на примере одного из самых «хрестоматийных» минисериалов Би-би-си «Гордость и предубеждение» показано, как проходит процесс подготовки к съемкам минисериалов Би-би-си и как решаются основные проблемы.

Выводы.

Обзор минисериалов на общенациональных телеканалах Великобритании позволяет сделать вывод об отсутствии в 2000;е гг. у этого жанра Би-би-си достойных конкурентов на других британских каналах. Поэтому сегодня создатели минисериалов в первую очередь анализируют содержание и место в программной сетке сериалов других жанров. Кроме того, судя по результатам конкурса БАФТА за 2008;2009 гг., можно говорить о том, что у минисериалов появился не только свой зритель, но и свой критик. Так что современная полтика корпорации в отношении минисериалов во многом выстраивается, исходя из оценок академиков телевидения.

Для привлечения зрителя к минисериалам Би-би-си вплоть до 2006 г. проводило собственные конкурсы Драма Эвордс, призеры которого определялись зрительским голосованием. А также на сайте Би-би-си одним из первых появилась специальная Интернет-страница, посвященная сериалам, с говорящим названием «Драма». Кроме того, Би-би-си позволяет своим зрителям пропущенные ими серии минисериалов посмотреть посредством он-лайн трансляции.

Место минисериала в сетке общественного вещания Би-би-си заметно изменилось. Если два года назад телефильмы этого жанра в основном показывались по Би-би-си 4, так называемому, интеллектуальному каналу корпорации с ограниченным числом зрителем, то сегодня в минисериалы, в основном, идут по Би-би-си 1 — самому массовому каналу с наиболее высокими зрительскими рейтингами, причем чаще всего в прайм-тайм. То есть минисериал из жанра для избранных превращается в тележанр, способный заинтересовать массового зрителя, и это притом, что уровень раскрытия тем и сами темы, которые берутся за основу экранизации, не потеряли ни в глубине содержания, ни в качестве. На это повлияли такие факторы, как исследование аудитории, место минисериала на каналах корпорации и маркетинговые стратегии Би-би-си в отношении минисериалов.

Современные популярные минисериалы Би-би-си обладают набором определенных черт, проверенных годами. К ним относятся:

— соответствие сюжета минисериала экранизируемому произведению;

— соблюдение исторической достоверности;

— показ исторических событий через восприятие отдельной личностисовмещение в минисериале трех принципов Би-би-си «Информировать, просвещать, развлекать»;

— привлечение к работе над минисериалами уже проверенных кадров;

— долгий подготовительный период. Тщательный подбор актеров;

— способность минисериала к адаптации особенностей других жанров развлекательных сериалов — «мыльных опер», ситкомов, теленовелл.

На примере приведенных в Главе 3 минисериалов как раз можно увидеть трансформацию жанра минисериала, который сегодня включает в себя и элементы «мыльной оперы», и элементы «теленовеллы», и элементы художественного фильма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С начала 2000;х гг. минисериал Би-би-си вступил в новую фазу развития, и в современных условиях коммерциализации британского ТВ главным для этого жанра стало сохранение традиционных черт и адаптация черт развлекательных программ. В связи с этим меняются маркетинговые стратегии производителей при производстве и постпродакшн новых проектов этого жанра, а сам минисериал продолжает все больше трансформироваться, воспринимая элементы других, более востребованных жанров формата сериала.

Сериал в работе определяется как многосерийный телефильм с постоянно развивающимся унифицированным сюжетом и с определенным набором героев, распределенных по сериям, а иногда, и по годам.1 А неординарность минисериала с самого возникновения этого жанра на Би-би-си 1 в 1953 году проявлялась в том, что, принадлежа к развлекательному формату сериала и обладая многими его чертами, он всегда выделялся на фоне других его жанров. В частности, в минисериалах не бывает унифицированного сюжета, так как все они снимаются по произведениям классической английской литературы, либо по оригинальным сценариям, содержание которых никогда не повторяется. Из общей жанровой системы минисериал выпадает своей продолжительностью (традиционно не больше 12 серий), глубиной содержания (его сюжет всегда носит образовательный или просветительский элемент), высоким качеством съемки и серьезным бюджетом.

Особенности непосредственно минисериала Би-би-си были во многом определены спецификой самой корпорации. Этот жанр эволюционировал параллельно с ее развитием. Би-би-си была создана именно как общественная организация, которая в первую очередь должна была.

1 Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 201 с. выполнять социальные и просветительские функции и всей своей политикой отвечать максиме «Информировать, просвещать, развлекать». Но в «идеальных» условиях, когда компания была монополистом на британском телерынке и могла позволить себе практически полную финансовую свободу при создании программ, она просуществовала лишь короткий период с 1948 по 1955 гг. Уже в 1955 году появилась коммерческая телекомпания Ай-ти-ви, заложившая основу для рыночных реформ. Ее возникновение определило всю дальнейшую, «двойственную» политику британского вещания в условиях дуопополии двух конкурирующих телекомпаний, одна из которых в лице Би-би-си представляла собой общественное телевидение, а другая в лице самой Ай-ти-ви — коммерческое. И если первые два года своего существования минисериалы Би-би-си вообще были уникальным жанром на британском телевидении, то с 1955 года они стали создаваться и коммерческим вещателем, который мог вложить в них больше денег, а значит, сделать более яркими и привлекательными для зрителей. Поэтому создателям минисериалов Би-би-си также пришлось думать, как сделать этот жанр более конкурентоспособным.

История минисериала на Би-би-си насчитывает более 50 лет. За это время минисериал пережил и свой «золотой век» в 1970;е гг., и период застоя в 1980;е гг., когда на первый план выдвинулись «мыльные оперы», и кризис жанра в 1990;е гг., и начало новой эпохи в конце 1990;х — начале 2000;х гг., которая пока благоприятствует этому жанру сериала. Именно Би-би-си ввела деление минисериалов на тематические жанры, как, например, исторический минисериал или фантастический. Также она способствовала появлению такого нового понятия, как «жанр классического английского минисериала».

Пройдя в 1980;1990;е гг. два этапа коммерциализации, пережив экономический кризис и сильно потеряв в рейтингах и прибыли, Би-би-си существенно изменила политику вещания и стала более агрессивной в борьбе за рейтинг. Тем более, что помимо конкурента в лице коммерческого вещателя Ай-ти-ви у Би-би-си также появились сильные конкуренты в сфере вещания в связи с ростом новых, коммерческих каналов. В этот период жанром минисериала занималась специальная организация «Драма групп». Ее деятельность была направлена на разработку новой вещательной политики по продвижению минисериала, а также на развитие тех особенностей этого жанра, которые способствуют его популярности на современном коммерциализированном телевидении. Благодаря этой политике у минисериалов Би-би-си в 2000;е гг. практически нет конкурентов на других общенациональных телеканалах. Поэтому его создателям в первую очередь приходится анализировать содержание и место в программной сетке сериалов других жанров. В последние годы можно говорить о росте популярности жанра минисериала среди массовой аудитории. Кроме того, результаты конкурса БАФТА за 2005 — 2008 гг. свидетельствуют о том, что у минисериалов сегодня появился не только свой зритель, но свой критик. И теперь современная политика корпорации в отношении минисериалов во многом выстраивается, исходя из оценок академиков телевидения.

Современные популярные минисериалы Би-би-си обладают набором определенных черт, проверенных годами. К ним относятся:

— соответствие сюжета минисериала экранизируемому произведению;

— соблюдение исторической достоверности;

— показ исторических событий через восприятие отдельной личности;

— совмещение в минисериале трех принципов Би-би-си «Информировать, просвещать, развлекать»;

— привлечение к работе над минисериалами уже проверенных творческих кадров — режиссеров, сценаристов, продюсеров и актеров;

— долгий подготовительный период;

— способность минисериала к адаптации особенностей других жанров развлекательных сериалов — «мыльных опер», ситкомов, теленовелл.

Популярности минисериалов Би-би-си способствуют по крайней мере три фактора:

— исследование аудитории. Буклеты, созданные организацией «Драма Групп» на основе анализа телевизионного рынка, позволили разработать рекомендации по показу минисериалов в эфире;

— Место минисериала в сетке вещания каналов корпорации. Современное распределение минисериалов по телеканалам Би-би-си дает возможность привлечь к их просмотру более разнородную аудиторию и повысить их рейтинг;

— маркетинговые стратегии Би-би-си в отношении минисериалов направлены на то, чтобы подготовить зрителя к просмотру этого жанра, а также, повысить к нему интерес.

Минисериал Би-би-си даже в условиях коммерциализации телевидения Великобритании остается просветительским жанром, с помощью которого его производители стремятся интеллектуально обогатить аудиторию. В то же время высокие рейтинги этих телефильмов свидетельствуют о том, что, благодаря приемам развлекательных жанров, минисериал привлекает к экранам широкую аудиторию. Уникальность этого жанра заключается в том, что согласно основным принципам Би-би-си как общественного вещателя он совмещает в себе просветительскую и развлекательную функцию, образуя ценное в наше время явление, которое заслуживает специального термина, и автор называет его «калчартэйнтмент» (от англ. Culture — культура и Enterteinment — развлечение).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. — 440 с.
  2. Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-210 с.
  3. В. Л., Семенов В. С. Би-би-си: История, аппарат, методы радиопропаганды. -М.: Искусство, 1978. 256 с.
  4. . А. Монополия средств иформации. М.: Прогресс, 1987.-316 с.
  5. Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. -152 с.
  6. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2009. — 192 с.
  7. С. И. Печать Великобритании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2000. — № 3.
  8. С. И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. — 256 с.
  9. Р. А. Информационные жанры телевидения. М.: Прогресс, 1989.
  10. Д., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: Пер. с англ. М.: Мир, 2001. — Т.2. — 557 с.
  11. Н. В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.
  12. Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.
  13. Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии). М.: Языки русской культуры, 1999. — 312 с.
  14. Р. И. Массовая культура и западное телевидение. Ч. 1. 1945−1990 гг. М.: МГУ, 2002. — 238 с.
  15. Э., МэррилД. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. —139 с.
  16. Журналисты XX века: люди и судьбы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 824 с.
  17. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии: сравнительный анализ. Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Права человека, 2000. — М., 2000. — 206 с.
  18. Я. Н. Глобализация и зарубежная журналистика//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2000. — № 3.
  19. Я. Н. Журналистика в переходный период//Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 1997. — № 5.
  20. Я. Н. Мировое информационное пространство в 2000 году//Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. -2001. — № 5.
  21. Я. Н. Современный мир: глобальное информационное пространство // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. М.: Изд-во МГУ, 2003. № 3.
  22. И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 1990-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 240 с.
  23. М. Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. 201 с.
  24. Информационное общество. М.: АСТ, Мидград, 2004. — 512 с.
  25. В. Коммерциализация английского радио. // В диапазоне современности: Радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом. -М.: 1985.
  26. Ф. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. М.: 2003. — № 1.
  27. Е. Тенденции развития общественного телевидения в Европе // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. М: Изд-во МГУ, 2006. -№ 6, — С.73−77.
  28. JJ. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред-сост. С. Г. Корконосенко. — Спб., 2000. — С.134.
  29. . И. Общественное вещание: британская модель. М.: Изд-во ВК, 2006. — 280 С.
  30. . И. Семьдесят лет британского вещания (краткая история радио и телевидения Великобритании) М.: 1995. — 70 стр.
  31. . И. Английская пресса о развитии СМИ в XXI веке//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2001. — № 2.
  32. . И. Британское вещание в конце XX в. — М., 2001.
  33. . И. Великобритания и глобализация мирового теле- и радиовещения (коммерциализация телевидения — дорога к глобализации)//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 1999. — № 5, 6.
  34. . И. Средства массовой информации Великобритании// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2001. № 5.
  35. . И. Телевидение и радиовещание Великобритании в1997 году// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 1998. — № 6.
  36. . И. Телевидение и радиовещание Великобритании в1998 году// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. -2000. — № 1.
  37. . И. Телевидение и радиовещание Великобритании// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 2000. — № 5.
  38. М. Понимание медиа: внешние расширения человека: Пер. с англ. М.: Жуковский, Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 352 с.
  39. И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  40. М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000.
  41. Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  42. Н. Би-би-си между политизацией и коммерциализацией // Медиальманах, факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2004. — № 4−5. — С. 34−48.
  43. Н. Общественное телевидение в информационном обществе. Британская модель. Дисс. канд. филол. наук. — М., МГУ, 2004.
  44. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. -М.: РИП-холдинг, 2003.
  45. И. Общественное функционирование телевидения (анализ концептуальных подходов) // Мир России. ~ 1997. № 1.
  46. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. 352 с.
  47. М. Телевидение, телекоммуникация и переходный период. Право, общество и национальная идентичность: Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
  48. JT. Структурно-композиционные особенности телевизионного текста. Автореф. канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1988. — 20 с.
  49. Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 2004.
  50. А. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  51. Ром У. Г. Миссия Мэр дока: Цифровая революция в медиаимперии. -М.: Медиадом, 2004.
  52. Л. Всеобщая история прессы (в кн. Истории печати: антология) / Под ред. Я. Н. Засурского и E.JI. Вартановой. М., 2001.
  53. С. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2003.
  54. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации / Под ред. Новикова А. -М.: Гос. ин-т искусствознания, 2005. 220 С.
  55. Дж. Экономикс для начинающих. М.: Республика, 1994.
  56. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие. 5-е изд. / Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А. и др. Сер. «Классические учебники МГУ». — М.: ВШ, Изд-во МГУ, 2005.
  57. А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. -М.: Аспект пресс, 2006. 320 с.
  58. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  59. Ф. Теории информационного общества: Пер. с англ. -М.: Аспект-пресс, 2004. 400 с.
  60. О. Эксперты как субъект публичного политического дискурса: становление и современные тенденции // Медиальманах. 2006. -№ 1. — С.57−65.
  61. Л. В. Печать Франции (80−90-гг). М., 1995.
  62. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. 326 с.
  63. Д. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканал НТВ // Медиальманах. 2004. ~ № 2−3. — С.60−69.
  64. Н.В. Средства массовой информации Италии в 1988 году. -// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1990. — № 1. — С.45−51.
  65. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / под ред. Вартановой E.JI. М.: Аспект-Пресс, 2006. — 376 с.
  66. Этика СМИ / отв. ред. Казаков А. М.: КиноРус, 2003. — 260 с.
  67. Этический кодекс для работников прессы, радио и телевидения. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / Сост. Ю.В. Казаков- Фонд защиты гласности. — М.: Медея, 2004. 480 с.
  68. Источники на иностранных языках,
  69. Adaptations: from text to screen, screen to text // Edited by Deborah Cartmell and Imelda Whelehan. ~ London- New York: Routledge, 1999. P.29−37.
  70. Allen R-C., Hill A. The Television Studies Reader // Modes of Television/ Ed. By Allen R-C., Hill A. New York, Routledge, 2004. — 163 pp.
  71. Andrejevic M. Reality TV: The work of Being Watched // Journal of Communications Inquiry. London, SAGE, 2004. — Oct. Vol. 28, № 4 — P. 363 372.
  72. Baumgartner. J, Jonathan S. Morris. The Daily Show effect: candidate evaluations, efficacy, and American youth // American Politics Research 34.3 (May 2006).-380 pp.
  73. Beja M. Film & literature, an introduction / Morris Beja. New York: Longman, 1979. -335 pp.
  74. Berger A. Popular Culture Genres: Theories and Texts. Thousand Oaks, California: Sage, 1992. -P. 115−137.
  75. Bluestone G. Novels into film. ~ Baltimore, Johns Hopkins Press, 1957.-251 pp.
  76. Born G. Strategy, positioning and projection in digital television: Channel Four and commercialialization of public service broadcasting in the UK. // Media, Culture & Society. London, SAGE, 2000. — Vol. 25, (6), P. 773−799.
  77. Born G. Uncertain vision Birt, Dyke and the Reinvention of the BBC. LONDON: Secker&Warburg, 2004. — 564 pp.
  78. Burton G. Talking television. An introduction to the study of television. ARNOLD, London, 2000. — 264 pp.
  79. Cawelti J. The Six-Gun Mystique. Bowling Green. Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1970. — P.73.
  80. Cinema and fiction: new modes of adapting, 1950−1990 / Ed. John Orr and Colin Nicholson. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1992. — 565 pp.
  81. Classics in film and fiction / Ed. D. Cartmell. — London- Sterling, Va.: Pluto Press, 2000. 156 pp.
  82. Clissold B. Candid camera and the origin of reality TV // Understanding reality television. / Ed. S. Holmes and D. Jermyn. Routledge, London — NY, 2004. — 290 pp.
  83. Collins R., Muirroni C. New Media, New Policies. Cambridge: Polity Press, 1996. — 256 pp.
  84. Conlkin S., Birtswistle S. The Making of Pride and Prejudice (BBC), Penguin Book BBC, 2005. 128 pp.
  85. Cornel J. Television form and public address. London, Edward Arnold, 1995.-208 pp.
  86. Creeber G. The Television Genre Book. London: BFI Publishing, 2002.- 156 pp.
  87. D’Haenens Leen European Public Television is Search of a Mission in an Era of Economic and Technological change. Western Broadcasting at the Dawn of the 21st Century / Ed. Leen d’Haenens. — Freda Sayes Mouton de Gruyter, Berlin, New York, 2001. 442 pp.
  88. Day R. How to Write and Publish a Scientific Paper. Cambridge: University Press, 1998. — 275 pp.
  89. Dahlgren P. Television and the public sphere: citizenship, democracy and the media. London, SAGE, 1995. — 192 pp.
  90. De Bens Els, De Smaele Hedwig. The inflow of American television fiction on European broadcasting channels revisited // European journal of communication. London, SAGE, 2002. — Vol. 16, № 1. — P.51.
  91. Degtereva E. Changing of programming strategies of state, public and commercial TV channels: The cases of Russia and Sweden. // Media and Change / Ed. E. Vartanova. M: MediaMir, 2007. — P. 200−217.
  92. Elliott K. Rethinking the novel/film debate. Cambridge, U.K. New York: Cambridge University Press, 2003. — 314 pp.
  93. Emeritz R., Tobias J., Berthot K.S., Dolan K.C. The Telecommunications Act of 1996: Law and Legislative History. Bethesda, MD: Pike and Fischer, Inc., 1996. — 267 pp.
  94. Everyday Television: Nationwide. / Ed. Ch. Brundson and D. Morley. British film institute, London, 1978. — 94 pp.
  95. Explicating Sensationalism in Television News: Content and The Bells and Whistles of Form. / Ed. M-E. Grabe, Sh. Zhou, B. Barnett // Journal of Broadcasting and Electronic Media. Broadcast Educational Assosiation, 2001. -655 pp.
  96. Feuer J. Genre Study and Television. In: Channels of discourse: television and contemporaiy criticism / ed. C. Allen Robert. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1987.-pp. 113−133.
  97. Feuer J. Situation Comedy, Part 2. In: The television genre book / ed. G. Creeber, T. Miller and J. Tulloch. London: British Film Institute, 2001. — pp. 176.
  98. Fetveit A. Reality TV in the Digital Era. A paradox in visual culture? // The Television Studies Reader/ ed. C. Allen Robert, A. Hill New York, Routledge, 2004. — pp. 322.
  99. Fiske J. Television Culture. Routledge, London-NY., 1991. — pp.
  100. Glascock J. Gender Roles on Prime-Time Network Television: Demographics and Behaviors // Journal of Broadcasting & Electronic Media. Broadcast Educational Assosiation, 2001. pp. 423−431.
  101. Giddings R. Screening the novel: the theory and practice of literary dramatization / Robert Giddings, Keith Selby, Chris Wensley. New York: St. Martin’s Press, 1990.-pp. 174.
  102. Gillmor D. We the media. Grassroots journalism by the people, for the people. O’Relly Media, USA, 2004. — pp. 304.
  103. Hartley J. Situation Comedy, Part 1. In: The television genre book / ed. G. Creeber, T. Miller and J. Tulloch. London: British Film Institute, 2001. — P. 65−67.
  104. Herman E.S., McChesney R.W. The Global Media. The new missionaries of corporate capitalism. — Continuum, London-NY., 1997. — pp. 527.
  105. Holbert Lance R., Dhavan V. Shah, Noijin Kwak. Political implications of prime-time drama and sitcom use: Genres of representation and opinions concerning women’s rights.// Journal of Communication, March 2003. — P.53.
  106. Holtz-Bacha K. Of Markets and Supply: Public Broadcasting in Germany // Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. Goteborg.: Nordicom, 2003. — P. 109−123.
  107. Hopkins L. The Red and the Blue: Jane Eyre in the 1990s. In: Classics in film and fiction / ed. Deborah Cartmell. London — Sterling, Va.: Pluto Press, 2000.-P. 54−69.
  108. Iosifidis P., Steemers J., Wheeler M. European Television Industries. — British Film Institute, 2005. 212 pp.
  109. Jakubowicz K. Bringing Public Service Broadcasting to account // Broadcasting and Convergence: New articulations of the public service / Ed. G. Lowe and T. Hujanen. NORDICOM Sweden, 2003. — P. 147−166.
  110. Jeffers, Jennifer M. Britain colonized: Hollywood’s appropriation of British literature. New York: Palgrave Macmillan, 2006. — 296 pp.
  111. Kay J. Foundations of corporate success: How business strategies add value. Oxford: Oxford University Press, 1993. — 416 pp.
  112. Larsen D. Monty Python, Shakespeare and English Renaissance drama / Darl Larsen- foreword by William Proctor Williams. Jefferson, N.C.: McFarland & Co., 2003. — 246 pp.
  113. Legrain Ph. Cultural Globalization is not Americanization // Chronicle of Higher Education, 2003. 5/9, Vol.49 Issue 35, B7. — P.4.
  114. Lewis J. The ideological octopus: an exploration of television and its audience. New York: Routledge, 1991.-221 pp.
  115. Literature and film: a guide to the theory and practice of film adaptation // Ed. Robert Stam, A. Raengo. Maiden, MA: Blackwell, 2005. — 376 pp.
  116. Literature and the visual media / Ed. D. Seed for the English Association. Woodbridge, Suffolk — Rochester, NY: D.S. Brewer, 2005. — 206 pp.
  117. Marc D. Prime time, prime movers: from I love Lucy to L.A. law-America's greatest TV shows and the people who created them / Ed. D. Marc and R. J. Thompson. 1st ed. Boston: Little Brown & Co, 1992. — 316 pp.
  118. McDonald I. Copyright in the new communications environment: balancing protection and access. Sydney: Centre for Copyright Studies, 1999. — P. 1−16, 11.
  119. McDonald I. Commission of the European Communities. Digital rights background, systems, assessment. Brussels: Commission of the European Communities, 2002. P. 1−23.
  120. McOuail D. McQuail’s Reader in Mass Communication Theory. -London: SAGE Publications, 4th edition, 2000. 552 pp.
  121. McQueen D. Television. A Media Student’s Guide. ARNOLD, London, 1998.-288 pp.
  122. Media and open societies Cultural, Economic and Policy Foundations for Media Openness and Diversity in East and West / Ed. Jan van Cuilenburg and Richard van der Wurff. Het Spinhuis, The Netherlands 2000. — 288 pp.
  123. Mittell J. A cultural Approach to Television Genre Theory // The Television Studies Reader: Ed. by Allen R-C., Hill A. New York, Routledge, 2004.- 171 pp.
  124. Northrop F. Anatomy of Criticism. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1957. — 383 pp.
  125. Osgerby B., Gough Gates A. Action TV: Tough Guys, Smooth Operators and Foxy Chicks. London: Routledge, 2002. — 221 pp.
  126. Rantanen T. The media and globalization. — London: SAGE, 2005. -180 pp.
  127. Raboy M. Rethinking Broadcasting Policy in a Global Media Environment // Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. Goteborg.: Nordicom, 2003. — P. 41−56.
  128. Richeri G. Broadcasting and the Market: The case of Public Television // From Public Service Broadcasting to Public Service Communications. London: IPPR, 2004. -P.50−56.
  129. Robertson R. Globalization: Time-Space and Homogenity — Heterogeneity // In Global Modernities: Ed. by Featherstone M., Lash S., Robertson R. London: SAGE, 1995. — P. 25−44.
  130. Rosenstiel T., Just M, Belt T., Pertilla A., Dean W., Chinni D. We interrupt this newcast: How to improve local news and win ratings, too. — SAGE, 2007.-215 pp.
  131. Rose B. TV Genres: A Handbook and Reference Guide. Westport, Connecticut: Greenwood, 1985. — 453 pp.
  132. Rowe D. Sport, Culture and the Media. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 1999. — 384 pp.
  133. Sinclair J. Television and the Public Interest. Television and the concentration of ownership. Contemporary world television / Ed. by John Sinclair.- British Film Institute, London, 2004. 143 pp.
  134. Steemers J. Selling Television: British Television in the Global Marketplace. London: British Film Institute, 2004. — 240 pp.
  135. Steemers J. No Longer «the best in the world: The challenge of exporting British television drama. Media International Australia, 2005. — 212 pp.
  136. Taylor E. Prime-time families television culture in postwar America Berkeley. University of California Press, 1990. — 451 pp.
  137. Thomas A. Regulation of the Broadcasting in the Digital Age. -London, 1999.-231 pp.
  138. Thompson J. The Media and Modernity. A social theory of the media.- Cambridge: Polity Press, 1998. 328 pp.
  139. Television and the Public Interests. Vulnerable values in West European Broadcasting / Ed. by Blumler J. London, SAGE, 1992. — 256 pp.
  140. Understanding reality television / Ed. Su Holmes and Deborah Jermyn. Routledge, London — NY, 2004. — 320 pp.
  141. Van Cuilenberg J. Media for and Open and Receptive Society // Media and Open Societies. Amsterdam: Het Spinhuis, 2000. — 231 pp.
  142. Vande B, Leah R., Lawrence A. Television Criticism: Approaches and Applications. White Plains, New York: Longman, 1991. — 490 pp.
  143. Vartanova E. Public Service in Old and New Media // Shaping Tomorrow’s Media Systems / Ed. E. Vartanova and Y. Zassoursky. UNESCO Chair in Journalism, Moscow State University, 2005.
  144. Verhoest P. The myth of universal service: hermeneutic consideration and political recommendations // Media, Culture & Society. — London, SAGE, 2000. Vol. 22, (5). — P. 595−610.
  145. Western broadcasting at the dawn of the 21st century / Ed. Leen d’Haenens and Frieda Saeys. Mouton de Gruyter, Berlin — New York, 2001. -348 pp.
  146. Weymouth Т., Lamizet B. Markets & Myths: Forces for Change in the European Media. London and New York.: Longman, 1996. — 162 pp.
  147. Wiio J. Managing Strategic Chance in the Changing Radio and Television Market: A Finnish Example 1985−1998. Finnish Broadcasting Company, 1999.-210 pp.
  148. В. Телевизионные сериалы: Made in Russia / В. Зверева // Журн. Критическая масса. 2003.- № 3.- С. 43.
  149. В. Природа человека. Притяжение сериала // Наука и жизнь. -№ 10, 1998.
  150. Н. Уж если любить, то только Родину. Телесериал стал средством политической конъюнктуры // Новая газета. — 2004. — 29 января, № 6.
  151. Arthurs Jane. Sex and the City and Consumer Culture: Remediating Postfeminist Drama.» Feminist Media Studies. № 3 (1) — 2003 Mar. — P. 83−98.
  152. Billen Andrew. «A sofa is all you need.» (television series 'Friends') New Statesman (1996) vl26, n4342 (July 11, 1997):41 (1 page).
  153. Bryant Tom BBC could lose biggest stars over pay demands // The Daily Mirror -03.06.2008.
  154. The Daily Telegraph // How should the BBC spend ?18m? -30.10.2008.
  155. Holbert, Lance R.- Dhavan V. Shah- Noijin Kwak. «Political implications of prime-time drama and sitcom use: Genres of representation and opinions concerning women’s rights.» Journal of Communication, March 2003.
  156. Larson, Mary Strom. «Family communication on prime-time television.» Journal of Broadcasting & Electronic Media v37, n3 (Summer, 1993):349−357.
  157. Observer. 1 Aug. 1993. — P. 4.1. Интернет-ресурсы
  158. . И. Британская модель вещания в конце XX — начале XXI в в.//MEDIASCOPE.RU: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2008. — № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/47 (дата обращения: 12.04.2008).
  159. НП «Медиа Комитет» / Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции -М., 2003. URL: http://www.mediakomitet.ru (дата обращения: 18.10.2007).
  160. Отчаянные романтики. Личное дело // КиноПоиск. ги: сервер о кино. -М., 2003. URL: http://www.kinopoisk.rU/level/l/film/469 542/ (дата обращения: 10.10.2009).
  161. About the ВВС Executive Board Biographies / BBC homepage. -UK., 2005. URL: http://www.bbc.co.uk/info/running/executive/ (дата обращения: 04.03.2004).
  162. Andrew Davis Interview // BBC Homepage. UK, 2005. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/bleakhouse/behindthescenes/backstagewriterfeatur e. shtml (дата обращения: 07.07.2007).
  163. BBC Drama Homepage. UK, 2003. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/ (дата обращения: 10.03.2007).
  164. Best Drama 2006 // BBC Homepage. UK, 2007. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/bestof2006/bestdrama.shtml (дата обращения:2204.2006).
  165. Bleak House // BBC Homepage. UK, 2005. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/bleakhouse/welcome.shtml (дата обращения:0707.2007).
  166. Communications Acts of 1934 // SEC. 303. 47 U.S.C. 303. GENERAL POWERS OF COMMISSION UK, 1996. URL: http://www.thedcoffice.eom/34act/a34sl8.htm#sec303 (дата обращения 01.02.2009).
  167. Crime and Punishment. John Simm. // BBC.CO.UK: BBC Official Website. UK, 2008. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/crimeandpunishment/ (дата обращения: 10.08.2008).
  168. Drama Best of 2004. Celebrating the year in television drama. // BBC Homepage. UK, 2005. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/bestof2005/bestdrama.shtml (дата обращения: 04.04.2005).
  169. I, Claudis History in film. UK, 2002. URL: http://www.historyinfilm.com/claudius/ (дата обращения: 27.07.2006).
  170. Jane Eyre. About the show. UK, 2006. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/janeeyre/about.shtml (дата обращения 16.06.2007).
  171. Jane Eyre // BBC One Official Website UK, 2006. URL: http://www.bbc.co.uk/drama/janeeyre/ (дата обращения: 11.09.2008).
  172. John Simm // IMBd. IMDb.com. — Inc., 1990. URL: http://www.imdb.com/name/nm0799591/ (дата обращения: 10.08.2008).
  173. Miller S. The Quatermass Experiment UK, 2005. URL: http://www.bbc.co.uk/bbcfour/cinema/features/quatermass.shtml (дата обращения: 13.12.2008).
  174. User ratings for «Pride and Prejudice» (1980) // IMBd. IMDb.com. Inc., 1990. URL: http://www.imdb.com/title/tt0078672/ratings (дата обращения: 11.12.2005).
  175. Robb Stephen Jane Eyre star’s fast-rising fame // BBC News UK, 10.08.2006. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/entertainment/4 780 841.stm (дата обращения: 11.08.2006).
  176. Servants. Pressrelease. // BBC.CO.UK: BBC Official Website. UK, 2003. URL: http://www.bbc.co.uk/pressoffice/pressreleases/stories/2003/03march/18/servants. pdf (дата обращения: 14.05.2009).
Заполнить форму текущей работой