Культурологический смысл концепта
Диссертация
В средние века, обостренное внимание к проблемам «жизни» слова, закономерно обусловленное трепетным отношением христианства к слову вообще, привело к возникновению так называемого концептуалистического движения. В работах Петра Абеляра и Иоанна Солсберийского концепт оказался своеобразным «органоном», позволяющим ухватить, «конципировать» ускользающую реальность смысла в едином акте понимания… Читать ещё >
Содержание
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость работы
- Положения выносимые на защиту
- Апробация работы
- Работы, находящиеся в печати
- ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ: МЕЖДУ ЯЗЫКОВОЙ ОБЪЕКТНОСТЬЮ ПОЗНАНИЯ И РЕЧЕВОЙ СУБЪЕКТНОСТЬЮ ПОНИМАНИЯ
- 1. 1. Философия и лингвистика: исторические судьбы противостояния и взаимодействия
- 1. 2. Философия языка и язык философии: два взаимодополняющих подхода к одной проблеме
- 1. 3. Терминологическая позиционированность концепта
- 1. 4. Соотношение концепта и понятия
- 1. 4. 1. Различие концепта и понятия
- 1. 4. 1. 1. Сказываемость концепта и высказанность понятия
- 1. 4. 1. 2. Динамичность (вариативность) концепта и статичность (нормативность) понятия
- 1. 4. 1. 3. Сингулярность (единичность) концепта и тотальность (всеобщность) понятия
- 1. 4. 1. 4. Субъектно-личностное измерение концепта и безлично-объективирующее измерение понятия
- 1. 4. 1. 5. Концепт как процедура означивания, понятие как оперирование с устойчивым значением
- 1. 4. 1. 6. Концепт как «различание», понятие как объективированное в тексте сходство/различие
- 1. 4. 2. Сходство концепта и понятия. смысла. о/
- 1. 4. 2. 3. Музыкальная образность концепта (речение) и схематическая образность понятия (фигуративность)
- 1. 4. 2. 4. Овремененность концепта и опространственность понятия
- 1. 4. 1. Различие концепта и понятия
- 2. 1. Тематизация термина «концепт» в психолингвистике,. лингвокультурологии и философии
- 2. 1. 1. Психолингвистическая позиция
- 2. 1. 2. Лингвокультурологическая позиция
- 2. 1. 3. Философская позиция
- 2. 2. Звук — физичность звучания и субъектность артикуляции
- 2. 3. Голос: между интонациональностью «внутреннего». и экспрессивностью «внешнего»
- 2. 4. Интонация — смысловая структура высказывания
- 2. 5. Пауза (молчание) — соединяюще-разъединяющее основание речи
- 2. 6. Ритм — энергийно-темпоральная характеристика музыкальной и естественной речи
- 2. 7. Концептуальность соотнесения музыки и речи
- 3. 1. Историко-культурная укорененность концепта
- 3. 1. 1. Визуальная пластика «речи» эллинизма и сакральное «звучание» буквы иудаизма
- 3. 1. 2. Христианский синтез «зрения» и «слуха»
- 3. 2. Концепт и трехмерное пространство философии языка
- 3. 2. 1. «Философия имени» в русской философской традиции
Список литературы
- Абеляр Петр. Теологические трактаты.— М.: Прогресс, Гнозис, 1995. —413 с.
- Августин Блаженный. О Граде Божием. Т.2. — М., 1994.
- Августин Блаженный. Творения. О количестве души. Т.1.— СПб.:
- Алетейя- Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. — С. 183−263.
- Августин Блаженный. Творения. Об учителе. Т.1.— СПб.: Алетейя-
- Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. — С.264−313.
- Августин: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — 976 с. — (Русскийпуть).
- Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековойэстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. — М.: Наука, 1975. —С.371−397.
- Аверинцев С.С. Христианство //Философская энциклопедия. Т.5.—1. М, 1970.
- Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью //Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М., 1976. — С.30.11 .Адорно 71 Философия новой музыки. — М.: Логос, 2001. — 352 с.
- Алпатов В.М. История лингвистических учений. — М.: Языки славянской культуры, 2001.
- Альтернативные миры знания /Под ред. В. Н. Поруса, Е. Л. Чертковой. — СПб.: РХГИ, 2000. — 328 с.
- ХА.Ансерме Э. Структуры ритма: Статьи о музыке и воспоминания. — М., 1986.
- Античная музыкальная эстетика. —М., 1960.
- Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2-х гг. — СПб.: РХГИ, 2001.17Лпель К.-О. Трансформация философии. — М.: Логос, 2001. — 344 с.
- Аристотель. Поэтика // Собр. соч. Т.4. — М.: Мысль, 1983.
- Ю.Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки: Опыт феноменологического исследования. — М.: Библос, 1992. — 168 с.
- Аркадьев М.А. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто / Логос. № 6. — М.: Гнозис, 1994.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999. —I-XY, 896 с.
- Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность: Антология. — М., 1997. — с.267−280.
- Ахутин А.В. Фюзис и натура.
- Ахутин А.В. Тяжба о бытии. — М.: Рус. феноменологическое общ-во, 1996. —304 с.
- Барбара Кассен. Эффект софистики. —М.-СПб.: Мое. философ, фонд- Университетская книга- Культурная инициатива, 2000. — 238 с.
- Ъ2.Баткин JI.M. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. — М.: Российск. гос. гуманитарн. ун-т, 2000. — 1005 с.
- Бахтин ММ Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. —320 с.
- ЪЬ.Бахтин ММ Эстетика словесного творчества.— М.: Искусство, 1979. —424 с.
- Боткин JI.M. .Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. — М.: Российск. гос. гумат. ун-т, 2000. — 1005 с.
- Белый А. Символизм. — М.: Мусагет, 1910. — 637 с.
- ЪЪ.Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред. Ю. С. Степанова.— М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 448 с.
- Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. — М.: Русский мир, 1997
- Бердяев Н.А. О назначении человека.— М.: Республика, 1993.— 383 с. — (Библиотека этической мысли).
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Мыслители XX века).
- Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Мыслители XX века).
- АЪ.Бердяев: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — 573 с. — (Русский путь, Т.1).
- Бибихин В.В. Слово и событие. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 280 с. 45 .Бибихин В. В. Язык философии. — М.: Прогресс, 1993. — 416 с.
- Библер B.C. Замыслы: В 2 кн. Кн.1. — М.: Российск. гос. гуманитарн. ун-т, 2002. — 879 с.
- Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры — М.: Прогресс, 1991. — 176 с. — (На путях к гуманитарному разуму).
- БиблерB.C. Замыслы: В 2 кн. Кн.2. —М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. —с.880−1158.
- Библер B.C. Мышление как творчество. — М.: Мысль, 1975.
- Библер B.C. Кант— Галилей— Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). — М.: Мысль, 1991. — 320 с. 51 .Богданов К. А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens.— СПб.: РХГИ, 1997. — 352 с.
- Богословие в культуре Средневековья. — Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. — 384 с.
- Богословие в культуре Средневековья. — Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. — 384 с.
- Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.1: Учение Оригена о Святой Троице. — М.: Мартис, 1999. — XL, 583 с.
- Бондарко JI.B. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.— Л., 1981.
- Борхес X.JI. Соч. в 3-х тт. Т.1. — Рига: Полярис, 1994. — 559с.
- Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М.: Наука, 1990. —414 с.
- Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). — Л., 1961.
- Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. — М.: Мартис, 1998. — 446 с. 61 .Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века).
- Булгаков С.Н. Тихие думы. — М.: Республика, 1996. — 509 с. — (Библиотека этической мысли).вЪ.Булгаков С. Н. Трагедия философии //Собр. соч. Т.1.— М.: Наука, 1993. —с.311−519.
- ЬА.Булгаков С. Н. Труды о Троичности //Исследования по истории русской мысли. Т.6.—М.: ОГИ, 2001. — 336 с.
- Булгаков С.Н. Философия Имени. — СПб: Наука, 1998. — 448 с.вв.Булгаков С. Н. АГНЕЦ БОЖИЙ. О Богочеловечестве. 4.1. — М.: Общедоступный православн. ун-т, 2000. — 464 с.
- Булич С. Дельфийские музыкальные находки // Журнал Мин-ва Народного Просвещения, 1895.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира: На материале русской грамматики. — М.: Шк. «Языки русской культуры», 1977, —576 с.
- Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I: Апологеты. Блаженный Августин. — М.: Ладомир, 1995. — 593 с.
- Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. — М.: Прогресс, 2000. — 528 с.
- Х.Вагнер В. А. Генезис и развитие музыки //Вопросы Фил. и Псих.—1895.
- Вальденфельс Б. Мотив чужого. — Минск: Пропилеи, 1999. — 176 с.
- Введение в языкознание: Хрестоматия. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 342 с.
- Вежбицка А. Семиотика: Антология // Семантические примитивы. — М.: Академич. проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
- Виноградов В.А. Фонология // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Воронин С.В. Основы фоносемантики. — Л., 1982.
- Выготский JI.C. Мышление и речь //Собр. соч. Т.2. — М., 1982.— 504 с.
- Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона: Феноменологическая интерпретация «Филеба». — СПб.: Санкт-Петербургское философ, общ-во, 2000. — 256 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. З: Философия духа.— М.: Мысль, 1977.
- Гегель. Лекции по эстетике. Т.З. — М.: Искусство, 1971.
- Гершензон М. Избранное. Т.4. Тройственный образ совершенства. — Москва Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. — 640 с. — (Русские пропилеи).
- Гоготишвили JI.A. Религиозно-философский статус языка // В кн. А. Ф. Лосев. Бытие — имя — космос. — М.: Мысль, 1993.
- Голос и ритуал. Материалы конференции. — М., 1995.
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Пер., послесл. и комментарии В. Вениаминова. — М.: Канон, 1995. — 384 с.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. — М., 1984. —398 с. 91 .Гумбольдт В. Язык и философия культуры / Пер. с нем. — М., 1985. — 452 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?— М.: Ин-т экспериментальной социологии- Спб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
- Денисов А.С. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная жизнь. — 2000. — № 2.
- Денисов. Основания метрики у древних греков и римлян. — М., 1888.
- Деррида Ж. Вокруг вавилонских башен. — СПб.: Академический проект, 2002. — 111 с. (XX век. Критическая библиотека)
- Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. — СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
- Деррида Ж. Золы угасшъй прах. СПб.: Академический проект, 2002. — 121 с. (XX век. Критическая библиотека)
- ДерридаЖ. О грамматологии. — М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.99Деррида Ж. Письмо и различие.— М.: Академический проект, 2000. — 320 с.
- Деррида Ж. Ухобиографии: Учение Ницше и политика имени собственного. СПб.: Академический проект, 2002. — 106 с. (XX век. Критическая библиотека)
- Деррида Ж. Шибболет. СПб.: Академический проект, 2002. — 166 с. (XX век. Критическая библиотека)
- Джеймс У. Введение в философию- Б.Рассел. Проблемы философии. — М.: Республика, 2000. — 315 с. — (Философская пропедевтика).
- Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. — М.-СПб.: Московский философ. фонд- Университетская книга- Культурная инициатива, 2000. — 318с.
- Епископ Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Том первый. СПб.: Алетейя, 2002. — 653 с.
- Епископ Иларион (Алфеев). Священная тайна церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Том второй. СПб.: Алетейя, 2002. — 578 с.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. — М.: Эдиториал УРСС, 2001
- Зеньковский В.И. История русской философии. — Л.: 1991. — T.I. — 4.1. — с. 20.
- Зепп Х.-Р. Образ и метафизика. Хайдеггеровская медиальная интерпретация произведения искусства. // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Мн.: ЕГУ, 2001. — с. 86−98.
- ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. —М., 1979.
- Иванов О.Е. Метафизика в богословской перспективе. — СПб.: Церковь и культура, 1999. — 427 с.
- Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Кн. 1. -М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. 478 с.
- Йегер В. ПАЙДЕЙА. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Тт. 1−2.— М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1997. — 336 с.
- Кант И. Критика чистого разума // Соч. Т. З — М.: Мысль, 1966. — 799 с.
- Карл Манхейм. Диагноз нашего времени.— М.: Юрист, 1994.— 700 с. — (Лики культуры).
- Карсавин Л.П. О началах//Символ.— 1994.— № 31 (июль).— 180 с.
- Карташев А.В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 1994. — 542 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1: Язык.— М.-СПб.: Университетская книга, 2002. — 272 с.
- Керенъи Карл. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. — М.: «Рефл-бук», 2000. — 288 с.
- Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М., 1979. — 321 с.
- Киреевский ИВ. Собр. соч. Т.1. —М., 1881.
- Кодзасов С.В. Голос: свойства, функции, номинации //Язык о языке. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С.502−526.
- Корет Э. Основы метафизики. — К.: Тандем, 1998. — 248 с.
- Косериу Э. Синхрония, диахрония и история: Проблема языкового изменения. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 204 с.
- Крейдлин Г. Е. Голос, голосовые признаки и оценка речи // Логический анализ языка. Язык речевых действий. — М., 1994.
- Крейдлин Г. Е. Голос и тон в языке и речи // Язык о языке. — М.: Языки русской культуры, 2000. — с.453−501.
- Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. — М.: Intrada, 2000. — 160 с.
- Куайн У. Слово и объект. — М.: Логос, Праксис, 2000. — 386 с.
- Культура— традиции— образование (Постижение культуры: Ежегодник. Вып.3−4). — М.: Российск. ин-т культурологии, 1995. — 292 с.
- Культура— традиции— образование (Постижение культуры: Ежегодник. Вып.2). — М.: Российск. ин-т культурологии, 1993. — 216 с.
- Культурология. XX век: Антология — М.: Юрист, 1995. — 703 с. — (Лики культуры).
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — М.: «Рефл-бук», 1997. — 384 с.
- Лейбниц Г. Собр. соч. Т.2. — М.: Мысль, 1983.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969.
- Лики культуры: Альманах. Т.1. — М.: Юрист, 1995. — 527 с. — (Лики культуры).
- Лингвистический энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Литвин Ф.А. Язык и культура в словарном представлении // Лексика и лексикография. Вып.8. — М.: Ин-т языкознания, 1997. — с.58−65.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. — М.: Academia, 1997. — С.280−287.
- Логический анализ языка: Культурные концепты. — М.: Наука, 1991. —204 с.
- Логический анализ языка: Образ человека в культуре. — М.: Индрик, 1999. —422 с.
- Логический анализ языка: Язык и время. — М.: Индрик, 1997. — 352 с.
- Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука //Бытие — Имя — Космос / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи — М.: Мысль, 1993. — 958 с.
- Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Форма — Стиль — Выражение / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи — М.: Мысль, 1995. — 944 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Тт. 1−9.— М.: Искусство, 1963−1994.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Тт. 1−9.— М.: Искусство, 1963−1994.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики //Форма— Стиль— Выражение. — М.: Мысль, 1995.
- Лосский В.Н. Богословие и Боговидение — М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2000. — 631 с. — (Православная богословская библиотека. Вып.2)
- Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991. — 288 с.
- Лотман Ю.М. С.соч. в 3-х томах. — М.: Прогресс, 1996 .
- Лукреций. О природе вещей. — М.: Наука, 1945.
- Любак А. де «Парадокс и тайна церкви» — «Христианская Россия — Италия». — 1995. — с.15.
- Макеева И.И. Языковые концепты в истории русского языка // Язык о языке. — М.: Языки русской культуры, 2000. — с.63−155. Специально о голосе сс.98−115.
- Максимов И. Фониатрия. —М., 1987.
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. — М.: Аграф, 1997. — 320 с.
- Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. — М.: Аграф, 1999. —320 с.
- Мамардашвили М. К Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. — М.: Лабиринт, 1996. —432 с.
- Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Советский писатель, 1987.
- МаритенЖ. Знание и мудрость. — М.: Научный мир, 1999. — 244 с.
- Марков Б.В. Философия языка //Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып. 10: Религия. — СПб.: Алетейя, 1999. — с. 11−45.
- Мауро Т. де. Введение в семантику.— М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — 240 с.
- Мерло-Понти М. О феноменологии языка / Логос. № 6. — М.: Гно-зис, 1994.
- Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып.10: Религия. — СПб.: Алетейя, 1999. — 341 с.
- Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып.11: Язык. — СПб.: Алетейя, 1999. — 362 с.
- Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып. 12: Язык. — СПб.: Алетейя, 1999. — 340 с.
- Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып. 14: Статус иного. — СПб.: Алетейя, 2000. — 340 с.
- Мир звучащий и молчащий. — М., 1999.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков //Семиотика: Антология.— М.: Академический проект- Екатиринбург: Деловая книга, 2001.-— с.45−97.
- Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1966.
- Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. — М.: Искусство, 1994. — 606 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
- Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика. — М.: Шк. «Языки русской культуры», 1996. — 480 с.
- Муретов М.Д. Избранные труды. — М.: Московская духовная Академия, Изд. Свято-Владимирского Братства, 2002. — 560 с.
- Наторп П. — Философия как основа педагогики. — М, 1910.
- Наука и культура: Сб. статей. — М.: Наука, 1984. — 336 с.
- Неретина С.С. Августин: значение и понимание //Истина и благо: универсальное и сингулярное. — М., 2002. — с. 104−145.
- Неретина С.С. Словарь средневековых терминов //Антология средневековой мысли. Т.2. — СПб.: РХГИ, 2002. — с.511−607.
- Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. — М.: Гнозис, 1994. — 208 с.
- Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. — М.: Гнозис, 1994. — 216 с.
- Неретина С.С. Тропы и концепты. — М., 1999. — 216 с.
- A. Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры.— СПб.: РГХИ, 2000. — 344 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Собр. соч. Т.1. — М.: Мысль, 1990.
- Огурцов А.П. Проблема универсалий в философии XX века // Истина и благо: универсальное и сингулярное. — М., 2002. — с.260−339.
- Ольшанский И.Г. Лингвокультурология в конце XX века: итоги, тенденции, перспективы // Язык и культура. — М.: ИНИОН, 2001.
- Ольшанский И.Г. Лексика, фразеология, текст: Лингвокультурологи-ческие компоненты // Язык и культура. — М.: ИНИОН РАН, 1999. — с. 10−26.
- Опарина Е.О. Лингвокультурология: Методологические основания и базовые понятия //Язык и культура.— М.: ИНИОН РАН, 1999.— с.27−48.
- Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. — М.: Прогресс, 1986.
- Попов КВ. Личность и учение блаженного Августина.— Сергиев Посад, 1916. — 4.1 с.1−223- 4.2 с. 1−621.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. — М., 1995.
- Паткуль А.Б. Почему именно язык? //Метафизические исследования: Альманах Лаборатории Метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского гос. ун-та. Вып.11: Язык. — СПб.: Алетейя, 1999. — с.59−71.
- Платон. Собр. соч. в 3-х тт. — М.: Мысль, 1968−1972.
- Платон: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — 648 с. — (Русский путь).
- Померанц Г. Выход из транса— М.: Юрист, 1995.— 575 с. (Лики культуры).
- Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 10. — М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. — 270 с.
- Постижение культуры: Ежегодник. Вып.5−6.— М.: Рос. ин-т культурологии, 1996. — 352 с.
- Потапова Р.К. Коннотативная паралингвистика. — М., 1997.
- Руденко Д.И., Прокопенко В. В. Философия языка: путь к новой эпи-стеме //Язык и наука конца XX века. — М.: РГГУ, 1995. — с. 118 143.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.— М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999. — 544 с.
- Се. Макарий Египетский. Духовные беседы. — М., 1881. — 426 с.
- Свасъян К. А. Проблема символа в современной философии. — Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 224 с.
- Секст Эмпирик. Собр. соч. Т.1−2. — М.: Мысль, 1976.
- Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, «Универс», 1993. — 656 с. — (Филологи мира).
- Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение.— М.: Российск. политич. энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 478 с.
- Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. — М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — 242 с.
- СИНЕРГИЯ. Проблемы аскетики и мистики Православия // Научный сборник под общей редакцией С. С. Хоружего. — М.: Изд-во «Дик», 1995. —368 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
- Соловьев С.М. Богословские и критические очерки. Томск: Водолей, 1996. —256 с.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — 696 с.
- Сохор А.Н. Музыка // БСЭ. — Т. 17, стб.254.
- Степанов Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: Антология. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.— с.5−42.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства).— М.: Наука, 1985. —335 с.
- Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века //Язык и наука в конце XX века.— М.: Российск. гос. гуманитарн. ун-т, 1995, —432 с.
- Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения (Семиологическая грамматика). — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 360 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Шк. «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
- Тиллих П. Систематическое богословие.— СПб.: Алетейя, 1998.— 493, XVI с.
- Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. — М.: Юрист, 1995. — 493 с. — (Лики культуры).
- Трелъч Э. Историзм и его проблемы — М.: Юрист, 1994. — 719 с. — (Лики культуры).
- Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума. // Флоренский П.A.: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — с.283 -314.
- Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии.— М.: Прогресс, 1987. — 560 с. (Языковеды мира).
- Трубецкой Н.С. Основы фонологии. — М., 1960.
- Трубецкой С.Н. Собр. соч. Т.2 — М., 1910.
- Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии.— М., 19 061 908. —816 с.
- Трубецкой С.Н. Метафизика в древней Греции. — М., 1910. — 345 с.
- Трубецкой С.Н. Сочинения. — М.: Мысль, 1994. — 816 с.
- Туровский М.Б. Предыстория интеллекта. Избр. труды.— М.: Рос-сийск. политич. энциклопедия (РОССПЭН), 2000. — 575 с.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М.: Рос-сийск. политич. энциклопедия (РОССПЭН), 1997. — 440 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1995. — 360 с.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Символ. — 1992. — № 28 (декабрь).
- Флоренский П. А: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001. — 824 с. — (Русский путь).
- Флоровский Г. Пути русского богословия.— УМСА-Press, 1937.— 196 с.
- Флоровский Г. В. Вера и культура. — СПб.: РХГИ, 2002. — 862 с.
- Фрумкина P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца XX века. — М.: РГГУ, 1995. — С. 74 117.
- Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.
- Хайдеггер М. Введение в метафизику. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. — 301 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. — 447 с. — (Мыслители XX века).
- Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 176 с.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск: Водолей, 1998. —383 с.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высшая школа, 1991.— 192 с.
- Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки //Ранние формы искусства.— М.: Искусство, 1972.
- Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. — М.: Музыка, 1986.
- Харлап М.Г. Ритмика Бетховена // Бетховен. — М.: Музыка, 1971.
- Харлап М.Г. Статья Ритм //Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1971.
- Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. — Минск: Пропилеи, 2000. — 192 с.
- Херрманн Ф.-В. фон. Фундаментальная онтология языка. — Минск: Пропилеи, 2001. — 168 с.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. — М., 1971.
- Холопова В.Н. Музыкальный ритм. — М., 1980.
- Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. — М., 1983.
- Хомский Н. Логические основы лингвистической теории //Новое в лингвистике. Вып. IV. — М., 1965.
- Хомяков А.С. Собр. соч. Т.З. — М.: 1878. — 356 с.
- Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. — 1991. — № 5. — с.41.
- Хоружий С.С. Диптих безмолвия. — М., 1991. — С.18.
- Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.— СПб.: Алетейя, 1994.— 447 с.
- Черч А. Введение в математическую логику. Т.1. — М., 1960.
- Шеллинг Ф. Собр.соч. Т.2 — М.: Мысль, 1989.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование. — М.: Музыка, 1975. — 352 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. — М.: Наука, 1993.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т.1−2. — М.: Мысль, 1993−1998.
- Шпидлик Фома. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. — М.: «Паолине», 2000. — 494 с.
- Элиаде Мирча. Азиатская алхимия: Сборник эссе. — М.: «Янус-К», 1998, —604 с.
- Элиаде Мирча. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении- Образы и символы- Священное и мирское. — М.: Ладомир, 2000. — 414 с.
- Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. — М.: Критерион, 2001. —464 с.
- Элиаде Мирча. Йога. Свобода и бессмертие. — Киев: София, 2000. — 400 с.
- Элиаде Мирча. Космос и история. — М.: Прогресс, 1987 — 312 с.
- Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-560 с.
- Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия Сегеевича Степанова. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 600 с.
- Язык и наука в конце XX века: Сб. статей. — М.: Российск. гос. гу-манитарн. ун-т, 1995. — 432 с.
- Яковенко Б.В. Мощь философии. — СПб.: Наука, 2000. — 974 с.
- Янко Т.Е. Глагол гласить: от звука к знаку //Язык о языке.— М.: Языки русской культуры, 2000 — с.527−539.
- Bohme G. Zeit und Zahl. Studien zur Zeittheorie bei Platon, Aristoteles, Leibniz und Kant. F.a.M.: Klosterman, 1974.
- Bossart W.H. Kant’s «Analytic» and twofold nature of time. Kant-Studien, В., 1978, Jg. H.3, s.288−298.
- Callahan J. Four views of Time in aincient philosofy. Cambrige, 1927.
- Gadamer H.-G. Philosophische Lehijare. Fr.a.M., 1977.
- Derrida J. Marges de la philosophic. — P., 1972,
- Gallagher K.T. Kant and Husserl on the synthetic a priori // Kant-Studien, Koln, 1972. H.3, s.341−352.
- Gilson E. Introduction a Fetude de Saint Augustin. P. 1949.
- Historicity, time and metaphysics. Manchester, 1984. 322 p. (The j. of Brit. Soc. For phenomenology: 1984, vol.15. N3.)
- Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Halle, 1931.
- Jolivet J. Abelard et Ocham, lectures de Porphyre. Abelard. Le «Dialogue». La philosophic de la logique.
- Jolivet J. Art du langage et theologie chez Abelard. Vrain, 1969.
- Jolivet J. Comparaison des theories du langage chez Abelard et chez nominalistes du XIV siecle. Peter Abelard. Proceedings of the international Conference. Louvaine 1971. P. 163−178.
- Kroeber A.L., Kluckhohn С. Culture. A critical review of concepts and definitions. Cambrige, Mass. Publ. by the Museum of Amer. Archeology and Ethnology. Harvard Univ. Papers. Vol. XLVII, № 1, 1952.
- Pare G., Brunet A., Tremblay P. La Renessance du XII siecle. Paris. Ottawa, 1923.
- Pippin B.R. The schematism and empirical concepts. Kant-Studien, Bonn 1976 Jg.67. H 2, s.156−171.
- Rorty R. The Linguistic Turn. Chicago, 1967.
- Rothacker E. Probleme der Kulturantrpologie. Bonn, 1948.
- Schrag C.O. Heidegger and Cassirer on Kant //Kant-Studien, 1967, N1, s.87−100.
- Sherover Ch. Heidegger, Kant and Time. Bloomington-London: Indiana Univ. Press, 1971.
- Verbeke G. Introductory Conference: Peter Abelard and the cocept of subjectivity. Peter Abelard. Proceedings of the international Conference. Lou-vaine, 1971.
- Weisgerber L. Die Wiedergeburt des vergleichende Sprachstudiums // Lexis, Bd. II, 2.
- Weisgerber L. Sprachwissenschaft und Philosophic zum Bedeutungsprob-lem // Blatter fur deutsche Philosophie, Bd.4, 1930−1931.
- Weizcacker Fr.V. Heideggers EinfluB aufdie Wissenschaften.
- Zeit und Zeitlichkeit bei Husserl und Heidegger. Mtinchen Alter 1983. Phenomenologische Forschungen, 14.