Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Коллаж в технике фриформ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая… Читать ещё >

Коллаж в технике фриформ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технологии коллаж и фри форм обе творчески сильные. Дают простор для реализации самых смелых идей. Этим они привлекают художников и любителей искусства. Рассматриваемая нами проблема связана с исследованием процесса создания коллажа в технике фриформ.

Выше обозначенный процесс не освящен в научной литературе. Есть отдельные труды по технике коллажа, техника фриформ не получила еще достаточного изучения, и систематизация ее элементов, приемов и узоров еще до конца не выведена. В данной курсовой работе дается попытка систематизации, разбора техники фриформ, поэтому настоящее исследование имеет технологический и теоретический интерес.

Объектом исследования является творческий процесс создания коллажа в технике фриформ. Предмет исследования — коллаж в технике фриформ.

Исходя из проблемы исследования нами была поставлена цель: выявление возможностей выполнения коллажа в технике фриформ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить исторические и технологические сведения о коллаже в технике фриформ.

Проанализировать процесс создания коллажа в технике фриформ.

Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, основной части (включающий теоретические и практические вопросы), практической части (композиционные и технологические поиски, а также анализ процесса создания работы), приложения в виде иллюстраций и эскизов к проекту и презентации к выступлению.

Гипотеза: Если выполнить коллаж в технике фриформ, то технологические особенности этого процесса будут более ясны.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛАЖЕ В ТЕХНИКЕ ФРИФОРМ

1.1 История развития коллажа

коллаж фриформ техника Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. [11]

Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось все… на заре XX века в кругах приверженцев авангарда — кубизма, дадаизма, маньеризма, импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок. [9]

Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, — «Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок и т. п., большей частью шокировали публику. Тем не менее необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа — декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий — вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника — картина «Морские животные», созданная в память о южных морях. Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба. В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914;1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики.

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины. Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое.

В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом.

Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг.

Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии — создании компьютерных коллажей.

1.2 Технологические основы коллажа в технике фриформ

1.2.1 Общие сведения о технике фриформ

Фриформ — техника, основанная на обычном вязании, но имеющая свои особенности и интересные элементы. В схемах фриформа используются обозначения свойственные обычному вязанию, а также новые обозначения для элементов фриформ. (Рисунок П. 2)

Фриформ — относительно молодая, но обретающая все большую популярность техника вязания. «Freeform», в переводе с английского языка, означает свободная форма. Фриформ — вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Основательницей этого интересного направления в вязании считается Prudence Mapstone. Ее работы настолько необычные и уникальные как по внешнему виду, так и по технике исполнения, покарили всех: и простых обывателей и рукодельниц. А сама техника фриформ посредством всемирной паутины быстро завоевала популярность во всем мире, приобретая все больше последователей. [17]

Основное правило фриформа — никаких правил в вязании и полная свобода выбора как цветовых сочетаний, так и образцов и приемов вязания крючком и спицами. Однако отличительные черты у данной техники все же есть.

Полотно собирается из отдельно связанных участков — скрамблий «scrumbles» — композиционных фрагментов, которые в свою очередь либо вяжутся безотрывно в технике нерегулярного вязания, либо также собираются из более мелких мотивов. Даже сама по себе связанная скрамблия может стать настоящим произведением искусства.

В работе используется разнообразная, контрастная по цвету и фактуре пряжа. Главное — красивое ее сочетание, именно в этом и заключается основа уникальности и неординарности вещи, связанной в технике фриформ. Также в работе могут использоваться и другие материалы: бисер, бусины, ленты, мех, кожа и т. п.

Так как полотно, выполненное в технике фриформ, может быть довольно плотным и «тяжелым», оно прекрасно подходит для настенных панно, подушек, сумок, украшений и различных отделок. Так же в данной технике можно вязать и одежду: прекрасные береты, жилетки, пальто и кардиганы. (Рисунок П.1)

1.2.2 Основные элементы фриформ

Витой столбик. Витые столбики можно вязать разными способами и располагать их как по кругу, так и полосой, использовать их при вязании различных элементов. Выполнение витого столбика требует определенного опыта и терпения. Самый сложный момент при выполнении витого столбика — это протаскивание крючка через все витки и чем больше витков и тоньше нить, тем труднее это сделать. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Шишечка. Объемный элемент по форме напоминающий шишку. Небольшое количество петель связывается в кольцо и обвязывается столбиками с постепенным сужением от ряда к ряду. (Рисунок 2)

Рисунок 2

Спираль, ракушка. Основа для вязания спирали схема круга, элементы — столбики с различным количеством накидов, могут также применятся витые столбики, рачий шаг и другое. Основа для вязания ракушки схема овала за счет последовательного увеличения накидов в столбиках. (Рисунок 3)

Рисунок 3

Ягодка. Начинать ягодку можно навязав петли и сложив их в колечко, а можно колечко сделать из нитки навязав на палец или карандаш. Полученное колечко обвязываем несколько раз столбиками без накидов, накладывая новый ряд на предыдущий. Чем больше рядов, тем пышнее будет ягодка. (Рисунок 4)

Рисунок 4

Рачий шаг. Обычно используется для обвязывания края изделия. Выполняется слева направо. (Рисунок 5)

Рисунок 5

Кулечек. Из одной петли вывязываются столбики с накидом, провязанные до конца и связанные вместе. (Рисунок 6)

Рисунок 6

При вязании в технике фриформ используются также и другие самые различные приемы вязания.

Техника коллажа и фриформ относительно молоды. Свое развитие получили в последнее столетие. Художники искали новые средства выражения своих творческих идей. Техника фриформ развивается на основе старых достижений и в соединении различных техник вязания и рукоделия, дополняя новыми интересными приемами, элементами и узорами. В данной курсовой работе рассматривались отдельные, часто встречающиеся элементы фриформа.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА «ДУБОК» В ТЕХНИКЕ ФРИФОРМ

2.1 Дуб — лесной долгожитель

Дуб неоднократно воспетое в сказаниях, легендах, пословицах и поговорках многих народов, населяющих нашу планету. Да и есть за что. Именно о таком дереве слагались в народе песни, а поэты писали стихи. «Патриархом наших лесов» называл его А. С. Пушкин. [5]

У некоторых народов считалось, что поваленные бурей дуплистые деревья могут возвращать человеку молодость и приносить здоровье. Таким деревом в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» оказывается дуб:

На пути их, в дебрях леса Дуб лежал, погибший в бурю, Дуб-гигант, покрытый мохом, Полусгнивший под листвою, Почерневший и дуплистый.

Увидав его, Осезо Испустил вдруг крик тоскливый И в дупло, как в яму, прыгнул.

Старым, грязным, безобразным, Он упал в него, а вышел -;

Сильным, стройным и высоким, статным юношей, красавцем! [16]

Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две тысячи лет. Дуб — живучее дерево. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю, надежно, как якорь, удерживая ствол в вертикальном положении и снабжая дерево влагой и питательными веществами. Недаром в народе говорили: «Держись за дубок — дубок в землю глубок». Случалось, нападали на дерево полчища гусениц, полностью уничтожая листья. Конечно же, другое дерево давно бы погибло, но дуб выживал. Этим же летом на нем появлялись новые листья. Дуб не погибнет даже и тогда, когда срубят дерево лесорубы, оставив один только пень. Пройдет время, и от пня потянутся к солнцу молодые побеги с крупными листьями. Это проснутся спящие почки, которые десятилетиями дожидались своего часа. Одна, самая сильная ветка станет в будущем новым стволом.

У многих народов мира дуб почитался как символ крепости, могущества и долголетия. Древние люди поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым дубравам, которые называли священными. Некоторые народы считали, что священные дубы могут избавить человека от недугов и оградить от всяческих напастей. Кавказские горцы «лечились» у священных дубов от лихорадки, просили о помощи во время нашествия на сады и поля саранчи. С какими только просьбами не приходили люди к дубу и, конечно же, старались задобрить дух дерева различными приношениями. Проходя мимо, путники оставляли у священных дубов свои посохи, палки и клюки, считая, что такая жертва обеспечит им благополучие в дальнейшем пути. Тяжкий грех совершал тот человек, который причинял вред дереву.

Поклонялись могучим дубам и в Древней Руси. Деревьям-кумирам приносились обильные жертвы. Под сенью священных дубов устраивались важные совещания и вершились праведные суды.

Издревле все части дуба человек использовал для своих хозяйственных нужд. Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома. Самое ценное в дубе — это его древесина. Вот почему, создавая русский флот, Петр I издал специальные охранные указы. Если за заповедное дерево какой-либо другой породы налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 г. рубить дуб было запрещено по всей России. Особенно высоко ценилась древесина дуба — летняка, или дуба летнего. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине. Более выдержанная, она не коробится и не растрескивается. Это учитывают мастера, имеющие дело с дубом.

Древесина дуба крепкая, тяжелая и твердая, гибкая и упругая, хорошо раскалывается в радиальном направлении. Во все времена дуб чаще всего использовался там, где требовалась особая прочность и долговечность. Дуб применяли при строительстве подводных частей деревянных мостов, свай под фундаменты домов, различных гидротехнических сооружений и крепостных укреплений. При строительстве Кремлевского Дворца съездов строители обнаружили в котловине остатки крепостных укреплений, построенных в XII в. из мощных дубовых кряжей.

Изображение дуба можно встретить на гербах городов. (Рисунок 7)

герб Лофта. Германия герб Дубовского района Волгоградской области. Россия.

Рисунок 7

Композиционные и технологические поиски на тему «Дубок» для коллажа в технике фриформ.

Фактурность дуба прекрасно подходит к технике фриформ, поэтому выбор композиции был остановлен на этом величавом дереве. Какие только формы не встретишь на стволе дуба — шары, прямоугольники, спирали, голый ствол дерева переходит в фактуру коры. А сколько мелких растений, животных живет на дубе.

Композиция дуба диктовалась как статичная, ассиметричная. Центр композиции — ствол дуба. Необходимо было показать различную фактурность дуба — кора, ствол без коры, дупло, мох, земля и крона.

Цветовое решение композиции — общая цветовая гамма теплая с перебивкой холодных оттенков.

Далее выбирались элементы фриформ в которых будет выполнена работа. (Рисунок П. 3)

Ствол оголенный — столбики с различным количеством накидов, повторяющие изгибы оголенной древесины.

Кора — витые столбики, обвязанные по периметру столбиками с двумя накидами связанными вместе.

Мох — элемент фриформ «шишечка».

Земля — техника сухого валяния шерсти.

Сухое валяние — уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку. Иглы имеют специальные зазубрины, благодаря которым они подцепляют и смешивают, спутывают волокна шерсти в разных слоях. [18]

Ветки — ткань фетра.

Крона — элемент фриформ «ракушка».

2.2 Материалы и инструменты

Для создания коллажа «Древо» понадобится.

Крючки № 0,75; 1; 1,5;

Нитки: «Ирис»; цвет — зеленовато-охристая гамма, гамма сине-зеленых тонов, коричнево-охристая гамма и др.

«Пробковые»; цвет — коричневый, охристо-зеленый;

«Вискоза». Цвет — бронзовый, серебряный.

Шерсть для валяния. Цвет — сине серый, синий, коричневый.

Иглы для валяния № 36; 38;

Ткань фетра охристых тонов.

Кусочек коричневой кожи.

Бисерины разного размера и цвета.

Холст.

Подрамник.

Багет.

2.3 Этапы выполнения коллажа «Дубок» в технике фриформ

Подготовка картона. (Рисунок 8)

Рисунок 8

Подготовка основы коллажа — холст. (Рисунок 9)

Рисунок 9

Перевод рисунка на холст. (Рисунок 10)

Рисунок 10

Вывязывание и пришивание на основу элементов фриформа, ткани, кожи.

Оголенная древесина. (Рисунок 11)

Рисунок 11

Кора. (Рисунок 12)

Рисунок 12

Мох. (Рисунок 13)

Рисунок 13

Крона. (Рисунок 14)

Рисунок 14

Делаем землю техникой сухого валяния из шерсти. (Рисунок 15)

Рисунок 15

Пришиваем бусины. (Рисунок 16)

Рисунок 16

Натягиваем холст на подрамник. (Рисунок 17)

Рисунок 17

Оформляем работу Коллаж в технике фриформ позволяет передать фактурность и движение.

Применение различных элементов повышает интерес к работе. Использование ткани, кожи и технологии сухого валяния позволили сосредоточить внимание зрителя на главном — ствол дерева с его разнообразной фактурой.

Главная проблема при работе была выбрать подходящие средства для реализации идеи.

Некоторые идеи приходили прямо вовремя работы, не всегда получалось спрогнозировать результат, поэтому и работа велась от центра композиции к менее значимому в композиции.

В некоторых случаях приходилось переделывать отдельные части композиции, менять задуманное изначально. Но этот путь который проделан обогатил опыт, а это, по сути, главная цель всякого дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе курсовой работы поставленная цель — выявление возможностей выполнения коллажа в технике фриформ — была решена. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза — если выполнить коллаж в технике фриформ, то технологические особенности этого процесса будут более ясны — подтвердилась.

Были изучены исторические и технологические сведения о коллаже в технике фриформ. Техника коллажа и фриформ относительно молоды. Свое развитие получили в последнее столетие. Художники искали новые средства выражения своих творческих идей. Техника фриформ развивается на основе старых достижений и в соединении различных техник вязания и рукоделия, дополняя новыми интересными приемами, элементами и узорами. В данной курсовой работе рассматривались отдельные, часто встречающиеся элементы фриформа.

Коллаж в технике фриформ позволяет передать фактурность и движение. Применение различных элементов повышает интерес к работе. Использование ткани, кожи и технологии сухого валяния позволили сосредоточить внимание зрителя на главном — ствол дерева с его разнообразной фактурой.

Главная проблема при работе была выбрать подходящие средства для реализации идеи. Некоторые идеи приходили прямо вовремя работы, не всегда получалось спрогнозировать результат, поэтому и работа велась от центра композиции к менее значимому. В некоторых случаях приходилось переделывать отдельные части композиции, менять задуманное изначально. Но этот путь, который был проделан обогатил опыт, а это, по сути, главная цель всякого дела.

1. Болдина О. Фриформ. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.mirvyazaniya.ru/freeform.html

2. Высоцкий Г. Н. О дубравах в Европейской России и их областях // Лесной журнал. 1913. № 1—2. С. 154—171.

3. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учебн. Пособие / К. Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 312, с. ил. — (Высшее образование)

4. Денисов В. С., Глазова, М. В. Восприятие цвета [Текст]. / -В.С. Денисов — М.: Эксмо, 2009. — 176 стр.

5. Дуб — лесной долгожитель. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sibirles.ru/catalog65.html

6. Дуб. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дуб

7. Голубева, О. Л. Основы композиции [Текст] /- О. Л. Голубева — М.: Искусство, 2004. — 120 стр.

8. История коллажа [Электронный ресурс] Режим доступа: www. ges-design.ru

9. Кабалина Л. Я. Коллаж как искусство [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/591 461/

10. Карухина С. И. Элемент фриформа — спираль. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://kela.ru/category/master-classes-on-freeform/

11. Коллаж. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/KOLLAZH

12. Кришталева В. С. Вязание узоров крючком. — М.: Легпромбытиздат, 1987.

13. Мантей С. Бриттейн. А. Вязание крючком для «чайников». Как научиться вязать крючком. Схемы, модели, узоры = Crocheting for Dummies. — М.: «Диалектика», 2010.

14. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. — М.: Восхождение, 1992. — 608 с.

15. Расина, Е. В. Валяние. Практичные и забавные вещи [Текст]. /- Е. В. Расина — М.: ОМГ, 2010. — 32 стр.

16. Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия / М.: Рос. энциклопедия, 1997. — С. 679. — 719 с.

17. Чичикало Н. Фриформ. Удивительная техника вязания красивых вещей. /Азбука рукоделия: ЭКСМО, 2008 г. 64 стр.

18. Шинковская, К. Н. Войлок. Все способы валяния [Текст]. /- К. Н. Шинковская — М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. — 176 стр.

19. Шорохов, Е. В. Основы композиции [Текст]. / - Е.В. ШороховМ.: Просвещение, 1979. — 304 стр.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой