Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Общественное мнение как фактор общественно-политической активности (на примере колхозного крестьянства)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

П. Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день от-сутствзшт специальные исследования по теме диссертации. Однако, это не означает, что некоторые аспекты исследуемой проблематики не нашли научного разрешения. В работе используются выводы и положения, имеющиеся в содержательных трудах крупных советских ис Тухватуллин P.M. ХХУ1 съезд КПСС о роли общественного мнения в совершенствовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
    • I. Характерные черты общественного мнения. II
    • 2. Структура и социальные функции общественного мнения
    • 3. Методологические проблемы изучения общественного мнения
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ''В ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
    • I. Сущность и формы общественно-политической активности колхозного крестьянства
    • 2. Реализация роли общественного мнения как фактора общественно-политической активности
    • 3. Пути оптимизации процесса реализации общественного мнения и дальнейшее повышение общественно-политической активности

Общественное мнение как фактор общественно-политической активности (на примере колхозного крестьянства) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I.

Актуальность темы

В социалистическом обществе общественно-политическая активность должна выступать в качестве основного элемента личностной структуры каждого члена общества. В. И. Ленин в личности труженика прежде всего видел политического деятеля" '". Этой идеей пронизано содержание Программы КПСС, материалов ХХ1У, ХХУ, ХХУI съездов КПСС и других партийных документов. Так, научно отражая объективные потребности общественно-политического развития страны, ноябрьский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС отметил, что «необходимо поднять активность самих грудящихся масс. Это сегодня важнейшая задача». На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС прозвучала мысль, что по мере нашего продвижения вперед «постоянно возрастают не только возмохшости для всестороннего развития личносQ ти, но и требования к ней со стороны общества». На декабрьском (1983 г.) и февральском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС эти положения прозвучали с новой силой и получили свое дальнейшее развитие.

Проблема повышения общественно-политической активности колхозного крестьянства относится к числу особо актуальных. Неуклон.

1 См.: Ленинский сборник, ХХХУ1, с. 31−37. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 года. М., 1982, с. 22.

3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М., 1983, с. 35. ный прогресс сельского хозяйства сопровождается сокращением численности занятых в нем работников. Среднегодовая численность колхозников, занятых в общественном хозяйстве, сократилась с 29 млн, человек в 1940 г. до 13,3 млн. в 1980 г.* Соответственно удельный вес крестьян-колхозников в населении страны изменился следующим образом: в 1939 г. они составили 47,2%, в 1959 г. — 31,4, в 1981 г. — 13,8%. Задачи же претворения в жизнь установок Продовольственной программы страны, предусматривающей качественный рост эффективности сельскохозяйственного производства, в еще большей мере требуют повышения общественной роли колхозного крестьянства, воспитания высоких общественно-политических качеств личности колхозника. Главным образом этим обстоятельством в качестве объекта данного исследования предопределен выбор общественно-политической активности колхозного крестьянства.

Неуклонная демократизация общественно-политической жизни страны, сама природа колхозного строя, требующая коллективного решения всех ключевых проблем, создают реальные предпосылки для повышения степени влияния непосредственно общественных форм воздействия на людей.

Эффективным средством общественного воздействия является общественное мнение. См.: Актуальные проблемы научного коммунизма. Учебное пособие. М., 1982, с. 109. См.: Симуш П. И. Современные тенденции развития социально-кассовой структуры села. — В кн.: Проблемы научного коммунизма, вып. 17. М., 1983, с. 115.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 34, с. 337- т. 38, с. 315.

В условиях развитого социализма возрастание роли общественного мнения «выступает как следствие возрастания роли народных масс, роста общественно-политической активности тружеников нашего общества» *, в том числе колхозного крестьянства. Выяснение механизма взаимодействия общественного мнения с личностью колхозника и дальнейшее научное управление им в процессе реализации в общественно-политической практике — те пути, которые позволяют значительно повысить эффективность общественного мнения в качестве социального регулятора. Между тем, все еще остается теоретически малоизученным «влияние общественного мнения. на психологию о колхозного крестьянства. В силу этого представляется научно и практически обоснованным выбор в качестве предмета данного исследования общественного мнения как фактора общественно-политической активное ти.

П. Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день от-сутствзшт специальные исследования по теме диссертации. Однако, это не означает, что некоторые аспекты исследуемой проблематики не нашли научного разрешения. В работе используются выводы и положения, имеющиеся в содержательных трудах крупных советских ис Тухватуллин P.M. ХХУ1 съезд КПСС о роли общественного мнения в совершенствовании социалистического образа жизни. — В кн.: ХХУ1 съезд КПСС о проблемах совершенствования социалистического образа жизни. Уфа, 1982, с. 102. Левыкш И. Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства). М., 1975, с. 168. т? следователей, так и авторов других социалистических стран. От См.: Горшков М. К. Партийные организации и общественное мнение. М., 1981; Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967; Он же. О двух подходах к изучению общественного мнения. «Социологические исследования», 1982, № 4- Ерунов Б. А. Мнение в системе человеческого познания. Курс лекций. Л., 1973; Коробейников B.C. Возрастание роли и значения общественного мнения в жизни социалистического общества. М., 1979; Он же. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., 1981; Он же. Два аспекта специфики общественного мнения (некоторые теоретико-методологические проблемы). — В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1975; Он же. О динамике общественного мнения. — В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976; Падерин В. К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. Казань, 1980; Он же. Роль общественного мнения в развитии социальной активности трудящихся. — В кн.: Социальная активность трудящихся в развитом социалистическом обществе. Казань, 1980; Сафаров Р. А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975; Он же. Общественное мнение в условиях развитого социализма. — «Коммунист», 1977, .№ 12- Он же. Политический статус общественного мнения. — «Социологические исследования», 1979, № 4- Сафронов Ю. Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М., 1970; Тухватуллин P.M. ХХУ1 съезд КПСС о роли общественного мнения в совершенствовании социалистического образа жизни. — В кн.: ХХУ1 съезд КПСС о проблемах совершенствования социалистического образа жизни. Уфа, 1982; Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Он же. О влиянии социалистического общественного мнения на сознание личности. -В кн.: Общественная психология и коммунистическое воспитание. М., 1967; Он же. Духовная жизнь общества. Проблемы исследования. М., 1980. См.: Ганчев Д. Общественное мнение в трудовом коллективе. Сыктывкар, 1982; Он же. Изучение и формирование общественного мнения. М., 1983; Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982; Рачков Р. Общеетвеното мнение. София, 1969. радно отметить, что за сравнительно небольшой срок в советской социологии общественного мнения проделана значительная работа. Весьма условно можно выделить несколько крупных проблем теории общественного мнения, которые в наибольшей мере научно осмыслены. Это — природа общественного мнения, его место в структуре общественного сознания, проявления общественного мнения, характер и способы отражения им социальной практики. Относительно малоразработанными являются: рассмотрение структурных элементов^- и функци2 ональных связей общественного мнения, научные основы использова-яия его регуляционной силы, в том числе в качестве фактора общественно-политической активности.

Ш. Цель и основные задачи исследования. Актуальность и степень разработанности темы предопределили формулировку цели. Ее целью является разработка теоретико-методологических основ использования общественного мнения как фактора общественно-политической активности. Цель работы обусловила выдвижение следующих основных задач исследования: выяснение характерных черт общественного мненияпроведение структурно-функционального анализа общественного мнения с элементами соответственно познавательного, оценочного и практического характеравыявление методологических основ социологически обоснованных путей изучения общественного мненияанализ сущности и конкретных форм общественно-политической активности колхозного крестьянствавыяснение механизма реализации роли общественного мненияопределение некоторых путей См.: Коробейников B.C. Возрастание роли и значения общественного мнения в жизни социалистического общества. М., 1979, с. 20. См.: Горшков М. К. «Общественное мнение» как социологическая категория. — «Социологические исследования», 1980, № 4, с. 49. о.

См.: Тарасенко А. А. Общественное мнение и поведение личности. Минск, 1975, с. 191. оптимизации процесса реализации роли общественного мнения.

IV. Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования выступают выдвинутые классиками марксизма-ленинизма основные аспекты диалектико-материалистиче-ской теории активной роли различных образований духовной жизни: об общественном характере их генезиса и сущности, о диалектически-противоречивом единстве практически-духовного освоения субъектом социальной действительности, об относительной самостоятельности духовных образований по отношению к предметно-практической жизнедеятельности субъекта.

Методологическая основа исследования нашла свое конкретное воплощение в системно-структурном и сравнительно-историческом методах, а также в методах конкретных социальных исследований.

В содержательно-источниковедческом плане данная работа характеризуется: ознакомлением с литературными источниками по проблемеанализом содержащихся в философской и социологической литературах результатов соответственно теоретических и конкретно-социологических исследованийпроведением ряда социологических исследований самим автороманализом и обобщением материалов собраний, центральной и региональной периодической печати на общественно-политические темы, об использовании общественного мнения в повседневной социально-политической практике трудовых коллективов.

V. Научная новизна диссертации заключается в попытках доказательства следующих идей и положений:

— субъект и объект общественного мнения должны анализироваться в их диалектически-противоречивом единстве с учетом соотношения его полного и частичного субъекта и объекта;

— существует три уровня единого социалистического общественного мнения. Это — общественное мнение соответственно с элементами познавательного, оценочного и практического характера. Поскольку социальные функции общественного мнения производны от основных элементов, постольку реализация роли общественного мнения происходит путем одновременного развертывания трех социальных функций — познавательной, оценочной и практической;

— в условиях социалистического общества взаимодействие полного и частичного субъекта общественного мнения не сводимо к внешнепринудительному воздействию. Общественное мнение всегда формируется, функционирует и реализуется на основе равноправного взаимодействия его полного и частичного субъектов. В этом главным образом кроется причина всеобщего характера действенности и внутренней убедительности социалистического общественного мнения;

— изучение общественного мнения в качестве социального регулятора должно состоять в конкретном выяснении степени соответствия друг другу сочленов триединого акта «знать — оценить — поступать». В целом, формируясь через деятельность, общественное мнение только через деятельность исчерпывающе и проявляется. Перестройка всей системы изучения общественного мнения связана и с постоянным соотнесением последнего с соответствующей формой активности, выступающей источником и объектом общественного мнения;

— определение буржуазных измышлений об индифферентизме колхозного крестьянства к общественно-политической жизни связано с анализом конкретных форм участия колхозников в ней.

У1. Практическая значимость и апробация работы. Исследование выполнено в целях дальнейшего повышения общественно-политической активности. Основанность полученных результатов на изучении состояния реальных общественно-политических процессов открывает широкие возможности для использования их в повседневной социальной практике. Результаты проделанной работы использовались при составлении соответствующих разделов планов социального развития Буздякского и Мелеузовского районов Башкирской АССР. Фактический материал диссертации и теоретические положения могут быть использованы в лекционно-пропагандистской работе среди колхозного крестьянства.

Основное содержание проделанного диссертантом исследования было изложено на следующих конференциях: на Всесоюзной научно-ге-орегической конференции молодых ученых на тему «ХХУ1 съезд КПСС и XIX съезд ВЛКСМ и актуальные задачи политико-воспитательной работы с молодежью» (Уфа, 1982), на Всесоюзной научной конференции на тему «Политика, политическое сознание и самосознание личности» (Уфа, 1983), на региональной научно-теоретической конференции на тему «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (Уфа, IS8I), на научно-практических конференциях на темы «Социальные проблемы развития села в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Мелеуз, 1982), «ХХУ1 съезд КПСС и пути повышения роли общественного мнения в воспитательной работе в трудовых коллективах» (Туймазы, 1982), «Рост культурного и образовательного уровня тружеников села — один из факторов развития сельскохозяйственного производства» (Буздяк, 1983),.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретико-методологическое исследование общественного мнения представляет собой весьма многогранную, сложную и вместе с тем исключительно нужную проблему. Предметом данного исследования стали те аспекты ее, которые связаны с выяснением механизма реализации роли общественного мнения как социального регулятора.

Марксистско-ленинское понимание сущности общественного мнения предполагает анализ различных его взаимосвязей с общественным бытием. Подобная методологическая предпосылка позволяет не ограничиваться констатацией характеристик общественного мнения лишь как своеобразной формы отражения. Одновременно выявляются его возможности в качестве социального регулятора. На диалектически-противоречивом единстве отражательной и регулирующей сторон основано свойство общественного мнения быть активной формой общественного сознания.

В социологической теории общественного мнения центральное место принадлежит анализу его субъектно-объектной структуры. В советской социологии общественного мнения анализ их взаимоотношений традиционно привлекал внимание исследователей. В последние годы наметился подход, направленный на все более углубленное изучение прежде всего субъектной структуры общественного мнения. Правомерно полагать, что он главным образом вызван тем обстоятельством, что все общественные процессы протекают лишь в форме отношений и через отношения людей.

Другими словами, функционирование общественного мнения лишь при статическом, одноразовом взгляде выглядит как взаимодействие субъекта (человека) и объекта (его деятельности). В реальной жиз.

— 134 недеятельности же, характеризующейся динамичностью, взаимодействие протекает по триадической схеме: субъект-объект-субъект. Теоретическое познание процесса развития субъекта общественного мнения целесообразно осуществлять при помощи следующих пар понятий: «полный субъект общественного мнения» и «частичный субъект общественного мнения», «полный объект общественного мнения» и «частичный объект общественного мнения».

Введение

подобной иерархии указанных понятий обоснованно также с точек зрения диалектики общества и личности, самих внутернних закономерностей генезиса, функционирования и реализации общественного мнения.

Содержательный анализ структурно-функционального единства общественного мнения позволил выделить в качестве его последовательно-существующих основных уровней общественное мнение соответственно с элементами познавательного, оценочного и практического (поведенческого) характера. Основные социальные функции общественного мнения производны от этих элементов. Следовательно, их также три — познавательная, оценочная и практическая (поведенческая) функции. В комплексе ими охватывается вся человеческая жизнедеятельность в ее целостности.

В соответствии с предыдущим подразделением структурно-функциональных уровней общественного мнения проблема адекватного его изучения сводится главным образом к выяснению степени соответствия сочленов триединого акта «знать — оценить — поступать». Этим открывается возможность достижения по крайней мере двух существенных улучшений: во-первых, в процедурном плане значительно облегчится процесс изучения общественного мнения и, во-вторых, намного выше поднимается степень использования последнего в качестве социального механизма. Между процессами изучения и использования общественного мнения существует самая тесная связь. Реально.

— 135 рассчитывать на полноценное изучение общественного мнения лишь широко используя его познавательно-оценочно-поведенческий потенциал в повседневной общественно-политической практике. И, наоборот, полноценное изучение последнего достигается тогда, когда в каждый данный момент полностью преодолевается несоответствие между познавательным, оценочным и поведенческим уровнями общественного мнения. В этом случае общественное мнение в наибольшей мере способствует повышению общественно-политической активности.

Общественно-политическая активность колхозного крестьянства имеет общее с рабочим классом и народной интеллигенцией содержание и направление деятельности, единые формы участия. В социологическом плане ее специфика состоит в основанности на преимущественно непосредственных межличностных связях и в несколько большей распространенности представительных форм участия в отправлении общественно-политических функций. Измышления буржуазных «советологов» о присущности советскому крестьянству индифферентизма к общественно-политической жизни, ввиду неучета ими указанных особенностей, беспочвенны.

Как известно, антагонистическое по своей классовой сущности капиталистическое общество функционирует по схеме «собственность — социальная позиция — труд». Поскольку собственность сосредоточена в руках сравнительно небольшого меньшинства, изначально возможны лишь отношения господства и подчинения между владельцами и соприкасающимися со средствами производства в процессе труда производителями. Вследствие этого социальные механизмы так же покоятся на взаимном подавлении людей и, в конечном счете, отчуждении их друг от друга. Поэтому отнюдь не случайно то обстоятельство, что в буржуазной социологии центральное место занимает концепция подавления отдельных индивидов всесокрушающим общественным мнением.

— 136.

Социалистическое общество функционирует по схеме «труд — социальная позиция — степень использования собственности». Поскольку владение собственностью социологически носит коллективный характер, под этим углом зрения субъект собственности не дифференцирован на противоположные позиции в системе общественных отношений. Вследствие этого социальные механизмы социалистического общества в своих существенных чертах гомоморфны со структурой социальных отношений всех без исключения личностей. Применительно к полному субъекту общественного мнения вышесказанное означает, что его взаимоотношения с частичными субъектами всецело базируются на взаимном сотрудничестве и взаимопомощи, а не на подавлении и отчуждении. В том обстоятельстве, что в условиях развитого социалистического общества общественное мнение формируется, функционирует и реализуется на основе равноправного взаимодействия его полного и частичного субъектов, лежит основная разгадка социальной действенности и внутренней убедительности социалистического общественного мнения. Поэтому весьма желательно, чтобы в дальнейшем предпринимались попытки с целью более углубленного его научного постижения прежде всего в указанном отношении.

Оптимизация реализации роли общественного мнения, как и повышение общественно-политической активности, тесно коррелирует с фактом преобладания рабочего класса в социальной структуре советского общества. Механизм оптимизации общественного мнения наиболее эффективно функционирует тогда, когда постоянный характер изучения общественного мнения позволяет конкретно определить место различных элементов в его структуре. Это даст возможность целенаправленного поддержания и повышения роли его позитивных элементов. Степень развитости общественного мнения производна от целого ряда факторов объективно-субъективного характера и поэтому.

— 137 оптимизация его обусловливается последовательным, научно обоснованным управлением последними.

Основываясь на вышеприведенных теоретико-методологических предпосылках целесообразно осуществить ряд практических мер, направленных на дальнейшее повышение роли общественного мнения в качестве социального регулятора.

1. Сельским РК КПСС и партийным комитетам колхозов рекомендуется создать при идеологических комиссиях секции по изучению общественного мнения.

2. Целесообразно регулярно обсуждать вопросы, связанные с формированием и использованием общественного мнения, на партийных и общеколхозных (бригадных) собраниях, заседаниях партийных комитетов, бюро.

3. Желательно, чтобы результаты изучения общественного мнения и принятые на основе его предложений меры нашли широкое отражение на страницах районной газеты, стенной печати, в передачах радио. Это имеет большое значение для упрочения обратной связи с трудящимися.

4. Оперативное решение проблемы обучения актива партийных, советских и общественных организаций, идеологических кадров процедуре изучения общественного мнения связано с открытием при районных филиалах университетов марксизма-ленинизма курсов по прикладной социологии, социальной психологии и педагогике.

5. Эффективное изучение общественного мнения предполагает выявление конкретной структуры социальной деятельности. Основными ее элементами являются: труд, самообразование, общественная работа, художественно-творческие занятия, домоводство, любительские занятия. Целью изучения выступает не просто фиксация распространенности и других их характеристик, а главным образом выявление.

— 138 степени их положительной направленности и путей обеспечения относительной непротиворечивости ролевого поля личности колхозника в рамках этих форм деятельностей.

6. Гласность в работе местных органов власти, правдивое и своевременное информирование людей о реальных проблемах и возможностях их решения приводит к адекватному осознанию их собственных коренных интересов, являющихся предпосылкой более полного усвоения личностью общественного мнения.

7. Принятие решений, касающихся интересов колхозников, должно основываться на знании как особенностей каждого из них, так и возможной реакции общественного мнения.

8. Постепенно внедрять в общественно-политическую практику колхозного крестьянства принцип — «каждому колхознику — хотя бы одно, но качественно выполняемое, соответствующее его интересам, способностям общественное поручение» .

9. Обеспечение полноценной реализации роли общественного мнения во многом зависит от достижения критерия оценки вклада идеологических работников, измеряющегося масштабом вносимой информации, критерием разрешенных при их помощи реальных проблем. «Не только по тому, что несут, но в не меньшей степени и по тому, что приносят» — с практическим осуществлением этой формулы связана коренная перестройка деятельности всех идеологических кадров, повышение их роли в активизации общественного мнения.

10. В каждый данный момент общественное мнение характеризуется преобладанием одного из уровней. Наиболее высокая степень ее реализации связана с развертыванием соответствующей функции. К примеру, если общественное мнение в преобладающей мере функционирует на оценочном уровне, то оно в указанной степени способствует повышению оценочной общественно-политической активности частичных.

— 139 субъектов. Не полностью обоснованные попытки, связанные с подтягиванием общественного мнения сразу к поведенческому уровню, могут значительно ослабить процесс его реализации. Выявление степени развитости общественного мнения зависит от целенаправленного и постоянного его изучения.

11. Практика показывает, что нередко восприятие одних и тех же социальных явлений сопровождается появлением и воспроизводством различных мнений. В основе подобной ситуации лежит различие уровней, форм активности частичных субъектов. Стремление к однообразию в этом случае неизбежно оборачивается лишь внешним единством. Поэтому активизация процесса реализации общественного мнения должна быть основана на однонаправленности лишь тех его характеристик, которые связаны с содержанием общественного мнения.

12. Конкретно-социологические и социально-психологические исследования показывают, что осознание людьми того, что к их мыслям, оценкам, мнениям прислушиваются, ими руководствуются, самым тесным образом связано с активностью выражения общественного мнения. Поэтому изучение последнего всегда должно носить диалогический характер.

13. Поскольку активность частичных субъектов отличается пространственно-временной определенностью, объект общественного мнения ограничен. Его расширение и углубление должно поэтому основываться не на вербальных воздействиях, а главным образом на практических мерах, способствующих повышению активности частичных субъектов.

14. Как показывают результаты социально-психологических исследований, за фактами совпадения позиции личности с мнением коллектива могут скрываться: внутриколлективная внушаемость (неосознаваемая личностью установка, определяющаяся мнением коллектива, к которому человек принадлежит, внутреннее и внешнее согласие с группой) — конформизм (внешнее согласие с коллективом при внутреннем расхождении с его позицией) — коллективизм (сознательная солидарность личности с целями и идеалами коллектива). Эти формы поведения существенны для всех частичных субъектов. Поэтому работа в трудовых коллективах должна вестись в направлениях, способствующих не простому отрицанию первых двух форм, — а диалектическому их снятию, т. е. с сохранением всего того положительного, что имеется в каждой из форм.

15. Позиции частичных субъектов общественного мнения не полностью поддаются непосредственному наблюдению. Выяснение первых в реальной социальной практике достигается, как правило, через организованные формы выражения общественного мления (собрания, заседания, единые политдни и т. д.). Следует всячески остерегаться существующей возможности абсолютизации установленных процедур, регламента и т. д. внутри соответствующих организационных форм.

16. Важно учитывать, что общественное мнение нередко оперирует нравственными оценками. А последние, как известно, даются с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Подобная аргументация общественного мнения не должна представляться слабообоснованной в глазах управленческих органов. Основанное на нравственных оценках общественное мнение нередко открыто дает знать о себе лишь в случаях попрания, нарушения, несоблюдения определенных нравственно одобряемых им позиций, норм, идеалов.

В целом общественное мнение является одним из самых эффективных форм социального регулирования. Широкомасштабность его влияния как фактора общественно-политической активности требует все более конкретного знания о нем. Вследствие этого комплексные исследования общественного мнения, основанные на диалектико-материалистической теории активной роли различных образований духовной жизни, представляют актуальный теоретико-методологический и практический интерес.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3−230.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7−544.
  3. К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 30−84.
  4. К. Оправдание мозельского корреспондента. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 187−217.
  5. К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. I, с. 414−429.
  6. К. Нищета философии. Ответ на «философию нищеты» г-на Прудона. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 65−185.
  7. К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 5-II0.
  8. К. Конституция французской республики, принятая 4 ноября 1848 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 525−538.
  9. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. II5−2I7.
  10. К. Мнение газет и мнение народа. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 15, с. 441−444.
  11. К. Общественное мнение Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 15, с. 450−455.
  12. К. Американские дела. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 15, с. 490−493.
  13. К. Второе воззвание Генерального совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 17, с. 274−282.
  14. К. Капитал. Предисловие к первому изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 5-II.
  15. К. Замечания об истории открытия гак называемого Ри-кардовского закона земельной ренты. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. 2, с. II9-I72.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 3−508.
  17. К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956, с. 1−5.
  18. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из рангах произведений. M. f 1956, с. 517−642.
  19. Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 525−541.
  20. Ф. Наброски к критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 544−571.
  21. Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 572−597.
  22. Ф. Положение Англии. Английская конституция. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. I, с. 618−642.
  23. Ф. Какое дело рабочему классу до Польши? Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 156−166.
  24. Ф. История Ирландии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 479−522.- 144
  25. Ф. Прусские франтиреры. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 206−210.
  26. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное крестьянство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 306−314.
  27. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 5−338.
  28. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 343−626.
  29. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 23−178.
  30. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269−317.
  31. Ф. Внешняя политика русского царизма. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 11−52.
  32. Ф. Бебелю А., 24 ноября 1879 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 34, с. 335−338.
  33. Ф. Данильсону Н. Ф., 18 июня 1892 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 312−317.
  34. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. I, с. 125−346.
  35. В.И. Выступление по вопросу об отношении к учащейся молодежи. Ленин В. И. Полн. собр. соч., г. 7, с. 312.
  36. В.И. К партии. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 8, с. 164−169.
  37. В.И. Социал-демократия и выборы в Думу. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 14, с. 249−273.- 145
  38. В.И. Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 15, с. 127−160.
  39. В.И. Против бойкота (из заметок с.-д. публициста). -Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 16, с. 1−36.
  40. В.И. Итог. Ленин В. И. Полн. собр. соч., г. 20, с. 369−373.
  41. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 41−64.
  42. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Ленин В. И. Полн. собр. соч., г. 29, с. 77−218.
  43. В.И. Государство и революция. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. I—120.
  44. В.И. Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября). Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 19−22.
  45. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 127−164.
  46. В.И. В ЦК РКП. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 282.
  47. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I04.
  48. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпро-светов. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 155−175.
  49. Официально-документальные материалы
  50. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  51. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  52. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 254 с.
  53. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума Центрального Комитета КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — III с.
  54. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  55. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  56. К.У. Авангардная роль партии коммунистов. М.: Политиздат, 1982. — 463 с.
  57. К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Политиздат, 1982. — 448 с.
  58. К.У. КПСС и права человека. 2-е изд., переработ. — М.: Издательство Агентства печати Новости, 1982. — 296 с.
  59. Ю.В. Избранные речи и статьи, 2-е изд. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  60. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  61. Возрастание активности общественного сознания в период строительства коммунизма: Материалы межвузовской научной конференции. Курск, 1968. — ТОО с.
  62. Дело всей партии: Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1980. — 319 с.
  63. Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1966. -600 с.
  64. Четвертый Всемирный конгресс сельских социологов: Тезисы докладов. М., 1976. — 60 с. 4. Книги
  65. Абдульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. -224 с.
  66. В.В. Категории «форма» и «структура». М.: Знание, 1970. — 48 с.
  67. Активность. Как ее развивать? Кемерово: Кн. изд-во, 1974. — 75 с.
  68. Американское общественное мнение и политика. М.: Наука, 1978. — 294 с.
  69. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 142 с.
  70. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. — 152 с.- 148
  71. Е. Мифы потрясенного сознания. Пер. с венг. М.: Политиздат, 1979. — 176 с.
  72. Г. С. Социальная активность (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
  73. А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  74. Ю.В. Опыт социологического изучения села. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1968. — 104 с.
  75. В.Х. Активность народных масс. Красноярск: Кн. изд-во, 1973. — 283 с.
  76. В.М. Коллективная рефлексология. Петроград: Колос, 1921. — 432 с.
  77. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  78. А.Ю., Крылов A.M. Динамика развития сельских трудовых коллективов. Краснодар, 1980. — 73 с,
  79. Ю.М., Келле B.S., Плимак В. Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М.: Политиздат, 1974. — 309 с.
  80. Л. Опыт теории потребностей. Казань: Гос. изд-во, 1921. — 76 с.
  81. И.Н. Отрицательные высказывания. Л.: Изд-во Ле-нингр. Ун-та, 1973. — 103 с.
  82. В. Марксистская теория оценки. Пер. со словац. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  83. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1968. — 268 с.- 149
  84. А.П. Коллектив и мораль. Роль общественного мнения в борьбе за новую мораль, против нарушения норм и правил социалистического общежития. Минск: Беларусь, 1975. -47 с.
  85. В. Мораль и социальная психика. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978. — 356 с.
  86. Гак Г. М. Избранные философские труды. М.: Мысль, 1981. -380 с.
  87. Д. Общественное мнение в трудовом коллективе. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1982. — 60 с.
  88. Д. Изучение и формирование общественного мнения. Пер. с болг. М.: Мысль, 1983. — 208 с.
  89. Г. Ф. Философия права. Соч., т. 7. M.-JI.: Гос. изд-во, 1934. — 380 с.
  90. Г. Ф. Энциклопедия философских наук, т. I. Наука Логики. М.: Мысль, 1975. — 452 с.
  91. К.А. Об уме. Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1938. -396 с.
  92. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.: Политиздат, 1967. — 304 с.
  93. А.Д. Общественное мнение, групповые настроения, традиции в воинском коллективе и пути влияния на них. М., 1971. — 33 с.
  94. Ф. Общественное мнение. Пер. с нем., изд-е 3-е. Спб.: Я. Конторович, 1899. — 129 с.
  95. Горком, райком партии: опыт, форма и методы работы. М.: Политиздат, 1977. — 463 с.
  96. М.К. Партийные организации и общественное мнение. -М.: Политиздат, 1981. 95 с.- 150
  97. Горькая Балка (Комплексное социологическое исследование колхоза им. В.И. Ленина). Ставрополь: Кн. изд-во, 1972. -159 с.
  98. .А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. — 400 с.
  99. Гуманистическое содержание социальных процессов при социализме. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1980. — 248 с.
  100. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. -М.: Наука, 1980. 367 с.
  101. Р. Рассуждение о методе. М.: Изд-во АН СССР, 1953.- 656 с.
  102. В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. — 216 с.
  103. Л. Психология малых групп. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1979. — 208 с.
  104. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980. -120 с.
  105. Ф.М. Искания и размышления. М.: Советская Россия, 1983. — 464 с.
  106. .А. Сила общественного мнения. Л.: Знание, 1964.- 90 с.
  107. .А. Мнение в системе человеческого познания. Курс лекций. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. — 188 с.
  108. В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского Ун-та, 1972. — 144 с.- 151
  109. Л. А. Общественное мнение: функции, формирование, изучение. Киев, 1979. — 27 с.
  110. И.Е. Общественно-политическая жизнь советской деревни. 1946−1958 гг. М.: Наука, 1978. — 246 с.
  111. Л.Н. Общественное мнение как фактор формирования коммунистического воспитания трудящихся. Иркутск: Кн. изд-во, 1975. — 118 с.
  112. М.Х. Сила общественного мнения. М.: Знание, 1962. — 32 с.
  113. М.Х., Новиков Н. В. Как капитал создает общественное мнение? М.: Знание, 1965. — 32 с.
  114. Из опыта идеологической работы. М.: Политиздат, 1973. -478 с.
  115. История и психология. М.: Наука, 1971. — 384 с.
  116. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  117. Категории социальной диалектики. Минск, Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 199 с.
  118. К. Этика и исторический материализм. Пер. с нем. -Спб., 1906. 91 с.
  119. К. Общественные инстинкты в мире животных и у людей. Пг.: Коммун, ун-т Зиновьева, 1922. — 90 с.
  120. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. — 148 с.
  121. В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980. — 175 с.
  122. А.В. Политическая активность личности при социализме: сущность и факторы ее повышения. Л.: Изд-во Ленингр. Унта, 1980. — 136 с.- 152
  123. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 с.
  124. С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. — 228 с.
  125. М.Я. Мировоззрение и мораль. М.: Знание, 1966. — 32 с.
  126. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  127. Коллектив колхозников. Социально-психологическое исследование. М.: Мысль, 1970. — 287 с.
  128. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  129. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936.264 с.
  130. Копанка 25 лет спустя. М.: Наука, 1965. — 141 с.
  131. В.М. Коммунистическое воспитание населения современного села (средства, формы, результаты). Кишинев: Штиин-ца, 1983. — 149 с.
  132. B.C. Возрастание роли и значение общественного мнения в жизни социалистического общества. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  133. B.C. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Молодая гвардия, 1981. — 222 с.
  134. В. Организация общественного мнения. Почетная агитация. М.-Л.: Госуд. изд-во, 1929. — 176 с.
  135. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981. — 238 с.
  136. В.И. Социальная задача как категория исторического материализма. Киев: Наукова думка, 1972. — 371 с.- 153
  137. В.Н. Проблема социальных интересов в ленинизме. Методологические аспекты анализа в свете ленинского теоретического наследия. М.: Мысль, 1978. — 188 с.
  138. П. Социологические основы истории. Пер. с фр. -Спб.: Павленков, 1898. 152 с.
  139. Ламсер 3., Сура И. Человек в социалистическом сельском хозяйстве. Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1982. — 316 с.
  140. .С. Особенности самоуправляемых систем. М.: Знание, 1970. — 48 с.
  141. И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства). М.: Мысль, 1975. — 256 с.
  142. В.П. Колхозники Оренбуржья о себе. Опыт конкретно-социологического исследования колхозного села. Челябинск.: Кн. изд-во, 1971. — 64 с.
  143. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий. М.: Мысль, 1979. — 260 с.
  144. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высшая школа, 1981. — 264 с.
  145. Л.Н. Общественное мнение большая сила. — Ижевск: Кн. изд-во, 1965. — 23 с.
  146. Н.С., Чанов Н. И. Мнение коллектива. Ставрополь: Кн. изд-во, 1977. — 73 с.
  147. Н.А. Развитие общественных отношений в советской деревне на современном этапе. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  148. . Народ. М.: Наука, 1965. — 207 с.
  149. Мнение неравнодушных. М.: Политиздат, 1972. — 176 с.- 154
  150. JI.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Пер. с англ. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. — 350 с.
  151. Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М.: Мысль, 1971. — 276 с.
  152. Н.В. Критика современной буржуазной «науки о социальном поведении». М.: Высшая школа, 1966. — 104 с.
  153. Образ жизни. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования. Киев: Наукова думка, 1980. — 299 с.
  154. Общественное мнение и пропаганда. М.: Мысль, 1980. -270 с.
  155. Общественно-политическая активность трудящихся (Проблемы методологии, методики и техники социологического исследования). Свердловск: Кн. изд-во, I9TO. — 234 с.
  156. Основные направления социального развития сельских трудовых коллективов. Л.: Лениздат, 1977. — III с.
  157. В.К. Общественное мнение в развитом социалистическом обществе: сущность и закономерности формирования. -Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1980. 127 с.
  158. П.П. Научные основы развития общественно-политической жизни села (на материалах Украинской ССР). 1959−1978. Киев: Вища школа, 1979. — 279 с.
  159. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. -327 с.
  160. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 348 с.- 155
  161. Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк. М.: Наука, 1969. — 207 с.
  162. М.М. Общественное мнение США: опросы и политика.- М.: Международные отношения, 1977. 143 с.
  163. НО. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
  164. .К., Докторов Б. З., Фирсов Б. М. Изучение общественного мнения: вопросы организации исследования. «Социологические исследования», 1981, № I, с. 78−85.
  165. Н.В. Проблема социализации личности. В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970, с. 38−52.- 159
  166. Л.С. Информированность и общественное мнение.
  167. В кн.: Идеологическая работа и формирование общественного мнения в трудовом коллективе. М., 1977, с. 6−20.
  168. А.В., Сопиков А. П. Влияние группы нп поведение индивида (экспериментальное исследование). В кн.: Социальные исследования, вып. 3. М., 1970, с. 230−236.
  169. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность. -В кн.: Педология и воспитание. М., 1928, с. 41−73.
  170. В.Д. Опыт воспитания в сельском трудовом коллективе.-В кн.: Трудовой коллектив центральное звено нравственного воспитания. М., 1979, с. 72−78.
  171. Л., Николаев Б. Изучение общественного мнения. -Партийная жизнь, 1976, Л 21, с. 25−30.
  172. Ю.Ф. Некоторые принципы формирования коммунистического сознания личности. В кн.: Формирование общественного сознания и строительство коммунизма. Горький, 1966, с. 41−51.
  173. А.В. Коммунистическая пропаганда в процессе формирования общественного мнения. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып. 7. М., 1977, с. 188−204.
  174. А.И. Влияние агитации на социально-психологические механизмы формирования общественного мнения. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып. 12. М., 1980, с. 134−148.
  175. У.А. Некоторые характеристики дружеского общения жителей села. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980, с. 43−44.
  176. А.Н. Взаимосвязь трудовой и общественно-политической активности трудящихся с процессом формирования их млений. В кн.: Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с. 59−67.- 160
  177. А.А. Некоторые характеристики деятельности лекторов по формированию общественного мнения. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976, с. 37−50.
  178. В.Д. Собрания в трудовых коллективах и формирование общественного мнения. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976, с. 84−98.
  179. В.Д. Из опыта комплексного изучения деятельности собраний трудовых коллективов по формированию общественного мления. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1979, с. 91−100.
  180. В. Общественное мнение молодежи. «Политическое самообразование», 1979, № 3, с. 17−25.
  181. Ю.В. Роль мнения производственного коллектива в регулировании поведения трудящихся. В кн.: Социологические проблемы взаимодействия личности и социальных групп в условиях развитого социалистического общества. Вильнюс, 1977, с. 95−104.
  182. С.С. Общественное бытие, социально-историческая практика и сознание. В кн.: Общественное сознание и общественная практика. М., 1979, с. 6−35.
  183. М.К. «Общественное мнение» как социологическая категория. «Социологические исследования», 1980, If 4, с. 49−58.
  184. .А. Логические принципы исследования массового сознания. «Вопросы философии», 1970, № 7, с. 43−53.
  185. .А. Логические принципы исследования массового сознания. «Вопросы философии», 1970, 8, с. 91−99.- 161
  186. .А. О двух подходах к изучению общественного мнения. «Социологические исследования», 1982, № 4, с. 52−58.
  187. И.Ф. Об активности сознания. В кн.: Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966, с. 176−185.
  188. .А. Характерные черты общественного мнения в условиях перехода к коммунизму. В кн.: Проблемы научного коммунизма. Л., 1964, с. 149−158.
  189. Зеленин*И.Е. О некоторых вопросах изучения общественно-политической жизни колхозного крестьянства. В кн.: Проблемы истории советского крестьянства. М., 1981, с. 240−250.
  190. В.Н., Мансуров В. А. Общественное мнение в социалистическом трудовом коллективе. В кн.: Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с. 45−58.
  191. Н.И. Взаимодействие субъекта с объектом основное условие возрастания активности сознания. — В кн.: Активно-творческая функция сознания. Иваново, 1970, с. 28−34.
  192. А.Д. Методологическая роль теории научного коммунизма в исследовании общественного мнения развитого социалистического общества. Вестн. Моск. ун-та. Теория научного коммунизма, 1978, J5 2, с. 53−61.
  193. B.C. Социологические методы изучения общественного мнения: их возможности, достоинства и недостатки. В кн.: Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с. 68−84.
  194. B.C. Два аспекта специфики общественного мнения (некоторые теоретико-методологические проблемы). В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1975, с. 8−29.- 162
  195. B.C. О динамике общественного мнения. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976, с. 7−21.
  196. B.C. Взаимодействие средств массовой информации и личности при социализме. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1979, с. 7−16.
  197. B.C. Общественное мнение и средства массовой информации и пропаганды в условиях социализма. В кн.: Массовая коммуникация в социалистическом обществе. JI., 1979, с. 33−43.
  198. B.C. Общественное мнение как специфическое проявление общественного сознания. В кн.: Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980, с. 11−25.
  199. Н.Э., Морозов И. К., Помыкалов В. В. Возрастание общественно-политической активности рабочего класса и его ведущая роль в политической жизни социалистического общества. В кн.: Социальная активность, вып. 3. Челябинск, 1976, с. ГО2-П2.
  200. М.А. Ценность и оценка. В кн.: Взаимосвязь категорий. Свердловск, 1970, с. 149−155.
  201. Н.С. Роль информированности в процессе формирования общественного мнения коллектива. В кн.: Идеологическая работа и формирование общественного мнения в трудовом коллективе. М., 1977, с. 20−30.
  202. Н.С. Общественное мнение: процесс формирования. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып. 8. М., 1977, с. 140−160.- 163
  203. С.Д. Общественное мнение рабочих как социальный резерв управления трудовым коллективом. В кн.: Социальные резервы трудового коллектива. М., 1978, с. 268−285.
  204. Ю.Н. К вопросу о сущности общественного мнения. В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1975, с. 30−38.
  205. Н.В. Потребности основа активности сознания. — В кн.: Активно-творческая функция сознания. Иваново, 1970, с. 50−66.
  206. В.Г. Социальная активность: споры и суть. В кн.: Социальная активность, вып. 3. Челябинск, 1976, с. 321.
  207. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности. «Вопросы психологии», 1978, № 3, с. 32−39.
  208. B.C. Идеологическая работа и развитие производственной и общественного мнения в трудовом коллективе. М., 1977, с. II8-I3I.
  209. Общественное мнение. В кн.: Энциклопедический словарь, т. 42. Издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Спб., 1897, с. 604−605.
  210. В.Б. Личность и социальные ценности. В кн.: Социология в СССР, т. I. М., 1966, с. 470−530.
  211. В.К. Роль общественного мнения в развитии социальной активности трудящихся. В кн.: Социальная активность трудящихся в развитом социалистическом обществе. Казань, 1980, с. 132−148.
  212. В., Ищенко Н. Сила мнения коллектива. -«Партийная жизнь», 1981, № 23, с. 50−54.- 164
  213. В.И. Проблема активности сознания. В кн.: Активно-творческая функция сознания. Иваново, 1970, с. 18−27.
  214. А.В. Проблема активности сознания в истории советской психологии. В кн.: Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966, с. 170−175.
  215. А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. «Вопросы психологии», 1973, J6 5, с. 3−17.
  216. А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе. «Вопросы психологии», 1976, № 3, с. 16−25.
  217. А.В. Некоторые новые аспекты разработки страто-метрической концепции групп и коллектива. «Вопросы психологии», 1976, гё 6, с. 34−44.
  218. А.В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе. «Вопросы психологии», 1977, $ 5, с. 4860.
  219. Н.А. Культурная среда и духовные потребности трудящихся в условиях интегрированной экономию! на селе. В кн.: Интеграционные процессы и совершенствование общественных отношений на селе. Кишинев, 1979, с. 45−62.
  220. Е.П. Социальная активность и ее общественно-политическая форма. Вестн. Моск. ун-та, Философия, 1982,5, с. 13−21.
  221. Проект: о введении единомыслия в России. В кн.: Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1974, с. 153−156.
  222. В.П. Критика буржуазных концепций по проблемам взаимоотношений и личности. «Научный коммунизм», № I, с. 89−95.- 165
  223. И.К. Высокая социально-политическая активность -характерная черта образа жизни сельских тружеников. В кн.: Интеграционные процессы и совершенствование общественных отношений на селе. Кишинев, 1979, с. 81−90.
  224. Р.В., Хахулина Л. А. Система показателей образа жизни сельского населения: пути построения и предварительные результаты. В кн.: Социологические исследования сибирской деревни. Новосибирск, 1976, с. 75−114.
  225. Р.В. Ценностные аспекты образа жизни сельского населения. В кн.: Пути социального развития деревни. Новосибирск, 1978, с. I0I-II5.
  226. Ф.Б. Соотношение объекта и субъекта, объективного и субъективного в деятельности людей. В кн.: Философские проблемы сознания и познания. Новосибирск, 1965, с. 43−64.
  227. Р.А. Проблемы исследования общественного мнения. -«Вопросы философии», 1977, JS I, с. 36−45.
  228. Р. Общественное мнение в условиях развитого социализма. «Коммунист», 1977, № 12, с. 29−40.
  229. В.И. Первичные сельские коллективы и их влияние на формирование личности. В кн.: Социология в СССР, т. I. М., 1966, с. 457−469.
  230. П.И. Современные тенденции развития социально-классовой структуры села. В кн.: Проблемы научного коммунизма, вып. 17. М., 1983, с. ГО7−128.
  231. С.П. К вопросу о воздействии общественного мления на индивидуальное сознание. В кн.: Ученые записки, серия философская, .? 67, Саранск, 1968, с. 56−72.
  232. В.И. Советское крестьянство: реальность и советологическое мифотворчество. «Социологические исследова- 166 -ния», 1977, № 4, с. 184−195.
  233. Г. Е. О новых приемах манипулятивного воздействия на общественное мнение в капиталистических странах. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып.7. М., 1977, с. 264−278.
  234. ТО. Тухватуллин P.M. ХХУ1 съезд КПСС о роли общественного мнения в совершенствовании социалистического образа жизни. -В кн.: ХХУ1 съезд КПСС о проблемах совершенствования социалистического образа жизни. Уфа, 1982, с. I0I-I80.
  235. В.А. Генезис понятия «социалистическое общественное мнение». В кн.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. М., 1976, с. 22−36.
  236. Л.В. Структура и функция как выражение сущности. -В кн.: Взаимосвязь категорий. Свердловск, 1970, с. 41−47.
  237. А.К. О философской методологии и конкретных методах социально-психологического исследования (на материалах изучения общественного мнения). В кн.: Методологические вопросы общественных наук, вып. I. М., 1966, с. 58−84.
  238. А.К. О влиянии социалистического общественного мнения на сознание личности. В кн.: Общественная психология и коммунистическое воспитание. М., 1967, с. 165−189.
  239. А.Г. О диалектике процесса воспитания. «Философские науки», 1971, № I, с. 3-II.
  240. А.Т. Общественно-политическая активность трудящихся выражение роста социальной однородности советского общества. — В кн.: Вопросы теории и методов идеологической- 167 работы, вып. 12. М., IS80, с. 244−262.
  241. Е.П. К вопросу о структуре общеетвенно-психолотческих явлений надстройки. В кн.: Методологическое и практическое значение категорий свобода, ответственность, демократия. Ярославль, 1979, с. 52−66.
  242. Е.А. Специфика группового сознания. В кн.: Вопросы социологии и общественной психологии. М., 1970, с. 120−135.
  243. Е.А. Механизмы социально-психологического воздействия малой социальной группы на индивида. В кн.: Вопросы социологии и общественной психологии. М., 1971, с. 23−38.
  244. Е.А. Социально-психологические факторы формирования нравственных отношений в малых коллективах. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы, вып. 13. М., 1981, с. 154−174.
  245. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 89−105.6. Диссертации
  246. Л .С. Общественное мнение как фактор идейно-политического воспитания: Дис.канд.филос.наук. М., 1977.180 с.
  247. В.Г. Методологические проблемы исследования структуры общественного мнения: Дис.канд.филос.наук. Воронеж, 1980. — 179 с. 7. Авторефераты
  248. В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование- Автореф. дис.канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1982. — 24 с.
  249. Т.Б. Механизм влияния общественного мнения на личность при социализме: Автореф. дис.канд.филос.наук. -Алма-Ата, 1978. 18 с.
  250. У.В. Роль общественного мнения в коммунистическом воспитании трудящихся в условиях развитого социализма- Автореф. дис.канд.филос.наук. Ташкент, 1973. — 22 с.
  251. А.Н. Регулятивная функция общественного сознания (методологические аспекты): Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1979. — 17 с.
  252. Д.С. Общественное мнение и методы его изучения: Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1969. — 20 с.
  253. .Д. Возрастание социальной активности колхозного крестьянства в период строительства социализма и коммунизма (на материалах Туркменской ССР): Автореф. дис.канд.филос. наук. Ташкент, 1978. — 22 с.
  254. В. А. Маркс К. и Энгельс Ф. о месте психологического фактора в политической жизни общества: Автореф. дис.канд. филос.наук. М., 1973. — 24 с.
  255. В.Г. Общественно-политическая активность трудящихся: Автореф. дис. доктора филос. наук. М., 1974. — 33 с.
  256. П.П. В.И. Ленин о формировании общественного мнения народных масс: Автореф. дис. .канд.филос .наук. Ростов-на-Дону, 1973. — 22 с.- 169
  257. А.П. Общественная воля, ее место и роль в жизни общества: Автореф. дис. .канд.филос .наук. -Иркутск, 1973. 27 с.
  258. В.В. Развитие социальной активности тружеников сельскохозяйственного производства в условиях современного научно-технического прогресса (на материалах Нижнего Поволжья): Автореф. дис. .канд.ист.наук. Киев, 1980. — 26 с.
  259. И.К. Развитие общественно-политической активности сельских тружеников в условиях межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции (на материалах Молдавской ССР): Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1980. — 21 с.
  260. И.И. Механизм формирования и развития социальной активности: Автореф. дис.канд.филос.наук. Саратов, 1975. — 16 с.
  261. С.В. Роль общественного мнения в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис.канд.филос.наук. -М., 1964. 21 с.
  262. Н.И. Природа общественного мнения: Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1972. — 20 с.
  263. Н.С. О роли общественности и общественного мнения в коммунистическом воспитании трудящихся." Автореф. дис. канд. филос .наук. М., I960. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой