Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение. 
Педагогическая работа по формированию толерантности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Толерантность — от лат «терпимость», поэтому она воспринимается как общечеловеческая духовная ценность, ее нужно понимать и стараться сформировать как духовное свойство личности. В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребовательных во всем мире. Она включает пласт проблем, связанных с отношением людей. Гипотеза: мы предполагаем, что процесс… Читать ещё >

Введение. Педагогическая работа по формированию толерантности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребовательных во всем мире. Она включает пласт проблем, связанных с отношением людей [1, с. 88].

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности [2, с. 270].

Толерантность — от лат «терпимость», поэтому она воспринимается как общечеловеческая духовная ценность, ее нужно понимать и стараться сформировать как духовное свойство личности.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании» от 6 октября 2009 г. № 373 РФ школьники должны изучить обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования и в том числе и основы духовно? нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России [2, с. 273].

Понятие «толерантность» многозначно и широко используется в общественной жизни и в самых разных областях знания: философии, этике, психологии, медицине и др.

В последние годы изучением проблем толерантности активно занимаются Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский (рассматривают толерантность как индивидуальное свойство, заключающееся в способности к саморегуляции при фрустрирующих воздействиях среды).

А.Г. Асмолов, С. К. Бондырева, П. В. Степанов (рассматривают толерантность как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку).

Также проблеме толерантности посвящали работы ученые самых разных направлений: социологии, философии, психологии, этнопсихологии. Ю. Бромлей рассматривает воспитание толерантности как ценностное воспитание, о проблеме соотношения в воспитании этнических ценностей пишут А. Г. Асмолов, Б. З. Вульвоф [3, с. 5].

Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира, она является признаком уверенности в себя и направлена для развития каждого ребенка. По мнению Н. Д. Никандрова «…цель воспитания — это формирование человека — патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других цивилизаций…» [4, с. 41 ].

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.

Значимость и актуальность нашей работы мы видим в том, что исследуется слабо изученная сторона формирования толерантности.

Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.

Объект исследования: процесс формирования толерантности младших школьников на уроке литературного чтения.

Предмет исследования: методы и приемы формирования толерантной личности в начальной звене школы.

Цель: сформировать толерантную личность, способную к мирному разрешению конфликта и умеющую эмпатично относиться к «инаковости» другого человека.

Задачи исследования:

  • 1) создать условия для применения методов и форм работы, направленных на формирование толерантной личности;
  • 2) составить программу психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление уровня сформированности толерантности;
  • 3) составить оптимальную программу занятий по формированию толерантной личности в начальной школе;
  • 4) проводить систематические теоретические и практические занятия по формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс формирования толерантности у младших школьников будет проходить наиболее успешно, если будут присутствовать следующие факторы:

  • 1) применение комплексной системы анализа художественной литературы;
  • 2) использование в работе различных форм, методов и приемов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания толерантности применительно к младшему школьнику.

Методы исследования:

  • 1) теоретические (анализ, синтез, изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта);
  • 2) эмпирические (методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (автор.- В.В. Бойко), Диагностика уровней эмпатических способностей (автор.- В.В. Бойко), Методика диагностики личностных качеств учащихся О. И. Тушкановой, Методика диагностика коммуникативных установок (автор.- В.В. Бойко).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой