Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Компетентностный подход в обществознании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, задачи на овладение компетенциями требуют переосмысления содержания предмета. Фундаментальное знание должно обрести личностный, социальный и деятельностный смысл. Значительную роль играет контекст, в который помещается задача. Условие. Иван дал своему приятелю Андрею в долг 50 тыс. рублей на полгода без процентов. Через полгода Андрей деньги не вернул, сказав, что у него их пока… Читать ещё >

Компетентностный подход в обществознании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как видно из вышеизложенного, компетентностный подход, о котором так много говорится в последние годы, не является для отечественной педагогики принципиально новым. Многие идеи, заложенные в его основу, были высказаны ранее. Его актуальность связана с изменившимся общественным контекстом, требующим его реализации в практике массового образования. Этот контекст связан с ускорением темпов развития общества и с изменениями в его основных параметрах. Объем знаний, нужный человеку для успешной жизнедеятельности, постоянно увеличивается, что предполагает необходимость для человека в течение жизни самостоятельно приобретать знания. Усложнение общественной жизни ставит перед человеком все более сложные и часто нестандартные задачи. Таким образом, человек должен не только приобрести знания, но и быть способным действовать на их основе, решать личностные и общественные задачи. Это и обусловило стремление образовательных систем перейти от процесса передачи знаний к овладению субъектами образования различными компетенциями и оценке в этом ключе образовательных результатов.

Комнетентностный подход широко освещается в психолого-педагогической литературе, но многие его вопросы остаются дискуссионными. Не ставя цели рассмотреть все точки зрения на комнетентностный подход в обучении, выделим то главное, на что, по нашему мнению, следует обратить внимание учителю.

Компетенция — это интегративная составляющая учебного процесса; она объединяет в себе знания, умения, опыт ученика, с которыми он подходит к определенным объектам реальной действительности. Знания, умения, опыт используются для решения определенной задачи, имеющей личностный или социально значимый смысл. В результате школьник обретает компетентность — степень овладения компетенциями.

Компетентностный подход означает, что процессы формирования знаний и умений должны быть тесно интегрированы, сближены. В традиционной системе эти процессы были до какой-то степени разделены. Это сближение происходит через предоставление школьнику возможностей решать практические или теоретические задачи. Рассмотрим овладение компетенциями на примере оного из заданий.

Например

При изучении старшеклассниками права им была поставлена следующая задача.

Условие. Иван дал своему приятелю Андрею в долг 50 тыс. рублей на полгода без процентов. Через полгода Андрей деньги не вернул, сказав, что у него их пока нет.

Задание. Определите, к какой области права относится данная ситуация. Оцените ситуацию с точки зрения морали, права и экономической рациональности. Найдите нормативно-правовой акт, который регулирует подобные отношения. Посчитайте, сколько составили убытки Ивана при современном уровне инфляции. Посоветуйте, как поступить Ивану сейчас и в следующей подобной ситуации, свой ответ аргументируйте.

Как видно из задания, ученики должны владеть знаниями в области права, этики и экономики. При этом чтобы решить задачу, они должны найти нужную информацию (правовой акт, уровень инфляции). Кроме того, следует найти решение задачи, затрагивающее и личностные, и общественные отношения. Соответственно, и сама задача приобретает для ученика и личностный, и социально значимый смысл.

Таким образом, задачи на овладение компетенциями требуют переосмысления содержания предмета. Фундаментальное знание должно обрести личностный, социальный и деятельностный смысл. Значительную роль играет контекст, в который помещается задача.

Школа не может развивать все виды компетенций в одинаковой степени. Поэтому чаще всего говорят о необходимости развивать ключевые компетенции, которые носят универсальный характер. В современных ФГОС они сформулированы в виде метапредметных результатов обучения. Это представляется правильным с точки зрения компетентностного подхода, так как они призваны обеспечить саморегуляцию деятельности ученика.

Сложнее обстоит дело с предметными результатами. Во-первых, они должны быть четко увязаны с другими видами результатов — метапредметными и личностными, что наблюдается далеко не во всех случаях. Во-вторых, они сами часто сформулированы весьма абстрактно и неинструментально, что ставит перед учителем задачу их конкретизации в практике преподавания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой