Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниками исследования явились материалы из фондов библиотек: Государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина (г. Москва), государственной публичной научно-технической библиотеки (г. Новосибирск), Алтайской государственной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова (г. Барнаул), научно-технической библиотеки ТГУ (г. Томск), государственной библиотеки им. В. М. Шукшина (г. Бийск… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Региональные художественные традиции в формировании культурного ландшафта Горного Алтая"
    • 1. 1. Картина мира в мифологическом осознании народов Горного Алтая
    • 1. 2. Архетипы и символы — основа художественного образа в традиционной культуре Горного Алтая
    • 1. 3. Традиционное жилище как источник выражения национального своеобразия культуры Горного Алтая
    • 1. 4. Народное декоративно-прикладное искусство Горного Алтая в аспекте художественного выражения традиционной культуры
    • 1. 5. Современная концепция культурного ландшафта
  • Глава 2. Модернизация культурно- исторических традиций в современном дизайне среды Горного Алтая
    • 2. 1. Характеристика понятия «дизайн среды» и динамика его развития в историческом контексте
    • 2. 2. Современная трактовка понятия «модернизация»
    • 2. 3. Дизайн придорожной среды Чуйского тракта в контексте культурного ландшафта Горного Алтая
    • 2. 4. Влияния национальной художественной культуры на дизайн среды города Горно-Алтайска
    • 2. 5. Проявление региональной культуры в стилеобразовании туристических комплексов

Художественные традиции как источник самобытности современного дизайна среды Горного Алтая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Взаимодействие художника с традицией — одна из актуальных проблем современного искусства. Каждая эпоха обладает своими, только ей присущими закономерностями организации средового пространства и синтезом искусств в этом пространстве. Нынешний этап развития культуры характерен тем, что поиски новых форм синтеза происходят в условиях глобализации, когда архитектура и дизайн среды находятся в процессе поисков новых средств выразительности, решают сложнейшие проблемы, в частности проблему возрождения и сохранения региональных культур.

Коренные жители Горного Алтая являются хранителями традиционной культуры, многовекового опыта в повседневности, на основе которого происходят модернизационные процессы, выражающиеся, прежде всего, в активно развивающейся индустрии туризма. Осваиваются природные ландшафты, ведется строительство туристических комплексов. В процессе строительства новых объектов среды и реконструкции старых актуальной проблемой выступает создание гармоничной взаимосвязи современной и традиционной культур. Научно обоснованный поиск решений этой проблемы невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности традиций. Современная наука уделяет большое внимание историко-культурному наследию регионов, проблеме развития региональной художественной культуры. Все большее значение приобретают науки «этнология», «этноискусствознание», одним из предметов которых являются традиции и их адаптация к современности. Сохранение своеобразного национального колорита в современном дизайне среды позволяет решить задачи научно-познавательного, культурного и идеологического характера. Этим обусловлен выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении степени влияния национальных художественных традиций народов Горного Алтая на динамику развития современного дизайна среды, на процесс модификации ее формообразования. Актуальность исследования усиливается отсутствием специальных научных трудов по данной теме.

Степень научной разработанности проблемы.

В раскрытии заявленной темы мы опирались на фундаментальные исследования искусства Горного Алтая таких известных ученых, археологов, этнографов как: С. И. Руденко, В. В. Радлов, М. П. Грязнов, С. В. Киселев, Н. М. Ядринцев, С. С. Сорокин, Г. Н. Сосновский, Л. П. Потапов, С. В. Иванов, С. А. Токарев. Особенно значительным вкладом в исследование алтайского декоративно-прикладного искусства являются труды, С. В. Киселева, Н. И. Каплан, М. П. Грязнова, Л. П. Потапова, Г. И. Гуркина, В. И. Эдокова, А. В. Эдокова. В капитальных трудах С. В. Киселева «Древняя история южной Сибири», С. И. Руденко «Культура населения Горного Алтая в скифское время» подводятся итоги многолетним раскопкам. Работа Л. П. Потапова «Очерки по истории алтайцев» представляет особый интерес в вопросе изучения истории развития декоративного искусства Горного Алтая. Автор рассматривает быт, нравы, обычаи и материальную культуру алтайцев в XIX веке в предреволюционный период и в советское время. Культуре и искусству алтайцев XIX—XX вв.еков посвящена особая глава в капитальном труде С. В. Иванова «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX вв.», которая дает возможность сравнить искусство алтайцев с искусством других народов Сибири, и из этого сравнения яснее выступает самобытность современного алтайского искусства и его связь с алтайским искусством древности. Крупный ученый искусствовед В. И. Эдоков осуществил глубокое исследование в области декоративного искусства народов Горного Алтая, выявив общность многих изобразительных принципов, восходящих к древним пластам археологических культур эпохи Пазырыка, определил роль орнамента в культуре народа. Исследователь А. В. Эдоков представил историю, виды и техники декоративно-прикладного искусства Горного Алтая в монографии.

Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней".

Теме отражения мифологического сознания алтайцев в традициях посвятили свои труды следующие ученые: С. И. Руденко, А. В. Анохин, С. С. Каташ, Е. М. Тощакова, В. Д. Кубарев, Л. П. Потапов, В. А. Муйтуева, М. И. Шахнович, Л. П. Гекман, И. В. Октябрьская, А. С. Суразаков, Э. Л. Львова, A.M. Сагалаев и др. В исследованиях ученых раскрываются религиозно-мифологические представления алтайцев о картине мира, вопросы семантики образов пазырыкского искусства. В трудах А. П. Окладникова анализируется наскальное творчество народов Горного Алтая, отражающее архаическое сознание через архетипы и символы, характерное для общинно-родовой и первобытнообщинной формации.

Вопрос формообразования традиционного жилища народностей Горного Алтая рассматривается в работах А. В. Андрианова, С. Н. Тихонова, Е. М. Тощаковой и др. ученых, в которых выявляются конструктивные особенности конических, цилиндрических и многоугольных типов аилов, обращается внимание на внутреннее убранство жилища.

Теоретические положения в области дизайна содержатся в работах В. Р. Аронова, Е. А. Розенблюма, А. И. Каплун, С. И. Михайлова, С.О. Хан-Магомедова, А. Н. Лаврентьева, А. Ф. Гольдштейна, А. В. Иконникова, и др. Сущность понятия «дизайн среды» и задачи гармонизации среды обитания человека рассматриваются в трудах В. Л. Глазычева, Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко, Ю. В. Назарова, С. Б. Поморова, А. В. Маслова, Г. З. Каганова, В. Г. Рыженко. В монографиях Поморова С. Б. исследуется эволюция городской жилой среды, принципы и приемы архитектурно-пространственного формирования загородного жилища, концентрируется внимание на проблемах интеграции урбанизированной среды и живой природы.

В контексте исследования были привлечены труды, Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, В. Л. Каганского, М. Ю. Шишина, в которых рассматривается понятие «культурный ландшафт» и динамика его развития.

Теоретические аспекты процесса модернизации исследуют такие ученые, как: М. Вебер, JI.H. Гумилев, Э. А. Орлова, И. И. Кравченко. В монографии «Социокультурная традиция и модернизация российского общества» С. Н. Гавров рассматривает понятие «модернизация» и исторические вехи модернизации в России, а также роль традиции в модернизации общества. Для анализа рассматриваемой проблемы представляют интерес работы, авторы которых акцентировали свое внимание на изучении роли традиции в культуре и формировании общественных отношений. Исследованием этого вопроса занимались Г. Г. Гадамер, И. Г. Гердер, Р. Генон, Е. Шацкий, Д. Д. Благой, Т. М. Степанская, В. Б. Власова, В. Д. Плахов, Н. В. Солнцев. В трудах названных авторов культурная традиция связана с представлением об устойчивых и наследуемых формах и способах духовной и практической интеллектуальной деятельности и активности человека, обусловленных и возобновляемых через его вторую природу. Концепцию неизбежности модернизации традиций в повседневности в противовес разрушительной силе глобализации, а также проблемы художественных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве на Алтае развивает в своих трудах Т. М. Степанская.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в трудах многочисленных авторов вопрос влияния национальных художественных традиций на современный дизайн среды Горного Алтая не является предметом специального исследования. Задача данного исследования восполнить этот пробел.

Объект исследования: художественные традиции народов Горного Алтая.

Предмет исследования: интерпретация национальных художественных традиций в современном дизайне среды Горного Алтая.

Цель исследования: выявить степень влияния национальных художественных традиций на становление дизайна среды Горного Алтаяопределить принципы формообразования и особенности современного дизайна среды региона.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть национальные художественные традиции народов Горного Алтая.

2. Выявить роль мифологии и этносемантики в формообразовании предметно-пространственной среды Горного Алтая.

3. Изучить принципы формообразования традиционного алтайского жилища и выявить его роль в современной дизайнерской морфологической разработке объектов среды Горного Алтая.

4. Проанализировать традиционное декоративно-прикладное искусство Горного Алтая и определить его стилистические особенности.

5. Рассмотреть сущность понятия «Дизайн среды» в историческом контексте.

6. Проанализировать понятие «Культурный ландшафт» и выявить специфику образа географического пространства Горного Алтая.

7. Проследить процесс накопления и ассимиляции культурных знаний в культурном ландшафте исследуемого региона.

8. Рассмотреть сущность концепций «модернизации» и показать ее формы проявления в республике Алтай.

9. Проанализировать современный дизайн среды Горного Алтая и выявить степень влияния традиционной художественной культуры на современное формообразование в дизайне среды региона.

Территориальные рамки: территория республики Алтай.

Хронологические рамки: вторая половина XX начало XXI вв.

Методология и методы исследования основывается на принципах и методах системного регионального и средового подхода к объектам дизайна среды, с привлечением понятий и принципов искусствоведческого анализа феноменов среды, а также использованием методов сравнительно-исторических исследований эволюции формообразования в дизайне среды.

Горно-Алтайского региона. Традиционная культура алтайских народностей была изучена в контексте исторических и социокультурных процессов на основе принципа междисциплинарности. Использовались теоретические методы: анализ культурно-исторической, искусствоведческой литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы, методы сравнения, анализа, синтеза и обобщения, а также методы, которые предполагают натурное изучение музейных экспонатов, средовых объектов, их систематизациюметод фотофиксации позволил расширить источниковую базу исследования.

Источники исследования: В процессе работы над исследованием изучались и анализировались несколько видов источников. В основу исследования легли археологические, этнографические материалы и объекты культуры Горного Алтая из фондов музеев: Национального музея республики Алтай им. А. В. Анохина, Бийского краеведческого музея им. В. Бианки, музея национальной культуры в селе Чемал, историко-археологического музея Томского государственного университета.

Источниками исследования явились материалы из фондов библиотек: Государственной публичной библиотеки им. В. И. Ленина (г. Москва), государственной публичной научно-технической библиотеки (г. Новосибирск), Алтайской государственной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова (г. Барнаул), научно-технической библиотеки ТГУ (г. Томск), государственной библиотеки им. В. М. Шукшина (г. Бийск). Использовались правительственные документы по культурной политике Российской Федерациидокументы по культурной политике Алтайского края. Источниками для анализа современного дизайна среды Горного Алтая явились проекты туристических комплексов в Горном Алтае из фондов мастерской архитектуры и дизайна «Архстройдизайн» города Новосибирска. В основу исследования легли объекты современного дизайна среды Горного Алтая, а именно: архитектурные здания и сооружения туристических комплексов, экстерьеры и интерьеры общественных зданий, малые архитектурные формы, а также фотографии современных сценических национальных костюмов, используемых в проведении международного праздника «Курултай сказителей» в селе Чемал (2007г.). Косвенными источниками исследования явились произведения алтайских художников: Г. И. Чорос-Гуркина, В. П. Чукуева, Н. И. Чевалкова, А. О. Никулина, М. Я. Будкеева, С. Дыкова, Ю. Е. Бралгина, В. А. Раменского и др. Таким образом, источниковая база разнообразна и позволила развернуть исследование.

Научная новизна исследования заключается:

— в осуществлении искусствоведческого анализа современных объектов дизайна среды Горного Алтая;

— в выявлении степени влияния культурных художественных традиций на создание новых объектов дизайна среды Горного Алтая;

— в определении современных тенденций развития средового дизайна в Горном Алтае;

— в выявлении ведущей роли традиционного алтайского жилища — аила в формообразовании современных архитектурных объектов среды исследуемого региона;

— в определении влияния традиционного декоративно-прикладного искусства Горного Алтая на формообразование и декор современных объектов среды, как основного хранителя этносемантики региона;

— в составлении систематизирующих таблиц динамики развития средового дизайна Горного Алтая под влиянием региональной традиционной художественной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальные художественные традиции народов Горного Алтая являются культурным наследием и служат источником формирования современного дизайна среды региона.

2. В традиционном мифологическом сознании отразилась идея соприродности человеческого бытия, которая определяла многие стороны самобытной культуры алтайских народностей.

3. Процесс накопления и ассимиляции культурных знаний в культурном ландшафте исследуемого региона постоянно происходит, выражаясь через преемственность традиционной художественной культуры и ее адаптацию к современным условиям.

4. Современный дизайн среды базируется на особенностях формообразования традиционного жилища и декоративно-прикладного искусства Горного Алтая.

5. Динамика развития дизайна среды в регионе проявляется через модернизацию и интерпретацию форм традиционной художественной культуры, а именно предметов декоративно-прикладного искусства и национального жилища — аила.

6. Интеграция архитектурной формы с элементами традиционного искусства и природным горным ландшафтом приводит к гармоничной организации средового дизайна в культурном ландшафте Горного Алтая.

7. Традиционная художественная культура оказывает существенное влияние на современный дизайн среды исследуемого региона, которое проявляется в адаптированных формах этнокультурной художественной традиции в культуре повседневности.

Апробация научного исследования:

Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в статьях и представлены в докладах на международном научно-практическом семинаре «Наследие и современность (искусство Сибири)» (Барнаул, 2005) — Всероссийском научно-практическом семинаре «Модернизация гуманитарного образования в сфере искусства» (Барнаул, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное взаимодействие алтайского и русского народов в истории государства Российского» (Бийск, 2006) — Научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения искусствоведа В. И. Эдокова «В. И. Эдоков и художественная культура республики Алтай второй половины 20 в.» (Горно-Алтайск, 2006) — Республиканской научной конференции 19−20 сентября 2008 года в рамках десятой региональной художественной выставки «Современное искусство Сибири», шестые искусствоведческие чтения (Новосибирск, 2008) — Международном научно-практическом семинаре «Наследие и современность» (Барнаул, 2008) — Материалы научного исследования обсуждались на заседаниях кафедр: социально-гуманитарных дисциплин Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина и истории отечественного и зарубежного искусства ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут явиться:

— практическим пособием для организаций, занимающихся проектированием региональных туристических комплексов, архитектурных и средовых объектов республики Горный Алтай;

— базой для деятельности проектно-реставрационных учреждений по сохранению и реконструкции культурного наследия алтайских народностей;

— основой для разработки учебно-лекционных курсов дисциплин регионального компонента в рамках образовательных программ государственных высших учебных заведений.

Заключение

.

На основании изученной литературы и анализа исследованных, опубликованных и выявленных источников, автор считает возможным в соответствии с поставленными целями и задачами сделать следующие выводы.

В традиционной культуре Горного Алтая отражается духовная сущность и своеобразие этноса. Национальные художественные традиции народов Горного Алтая являются культурным наследием и служат источником формирования современного дизайна среды региона.

В традиционном мифологическом сознании отразилась идея соприродности человеческого бытия, которая определяла многие стороны самобытной культуры алтайских народностей (приложение 1). Роль мифологии и символики в формообразовании предметно-пространственной среды проявляется в таких аспектах, как:

— конструктивно-морфологическая структура традиционного жилища складывалась исходя не только из функциональных потребностей человека, но и по мифологическим представлениям;

— внутреннее пространство аила делилось на мужскую и женскую половины;

— изобразительные элементы и полиморфные образы, украшавшие предметы быта, носили семантические значения, служили оберегами и тотемами, выражая мифологическое сознание народностей древнего Горного Алтая.

В ходе исследования были выявлены архетипические мотивы, характеризующие искусство и культуру Горного Алтая. Изобразительные и выразительные характеристики предметов материальной культуры, формировавшиеся на базе архетипов, являются основой выражения художественного образа, который вбирает в себя смысловую и символическую информацию. Исторически сложившиеся и устоявшиеся этнографические символы и архетипы, используемые как при создании традиционного жилища — аила, так и при декорировании предметов быта или украшений, активно создавали образ геопространства и традиционную культуру Горного Алтая, веками в нем формировавшуюся.

Этнокультурные архетипы Алтая, имеют огромное значение для рождения, развития и сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

Проведенное исследование традиционного декоративно-прикладного искусства позволило выявить следующие аспекты:

— форма художественного выражения региональной культуры Горного Алтая наиболее ярко прослеживается в народном декоративно-прикладном искусстведекоративное искусство народов Горного Алтая не существовало в чистом виде, оно всегда служило для украшения предметов быта- —древнеалтайское искусство характеризуется как высокой степенью стилизации, так и реалистичностью изображения анималистических сюжетов;

— предметы декоративно-прикладного искусства представляют многообразие и высокий уровень технологической обработки материалов- —традиционные орнаментальные мотивы прочно вошли в современную художественную культуру народа и используются в повседневности.

На основе теоретического анализа выявлено, что «Культурный ландшафт» — это освоенный этносом природный ландшафт. Исследователи Горного Алтая выявили следующий фактор принадлежности данного региона к культурному ландшафту — это высокая развитость информационного слоя и, прежде всего той информации, которая свидетельствует о научной, исторической и художественной ценности, как всего ландшафта, так и входящих в него движимых и недвижимых материальных объектов, которые являются составляющей средового дизайна. В ландшафтах носителями смысловой и символической информации являются памятники материальной культуры (археологические, этнографические объекты) и природные объекты. Основу специфики образа географического пространства Горного Алтая составляет первозданная природа. Уникальный и вместе с тем хорошо сохранившийся культурно-природный ландшафтный комплекс, представляет гармоническое сочетание природного, этнографического, культурного наследия, продолжающего существовать в традиционной исторической и природной среде, с живыми носителями традиционной культуры.

Процесс накопления и ассимиляции культурных знаний в культурном ландшафте исследуемого региона постоянно происходит, выражаясь через преемственность традиционной художественной культуры и ее адаптацию к современным условиям.

Традиционная художественная культура оказывает существенное влияние на современный дизайн среды Горного Алтая;

Дизайн среды есть явление культуры и искусства. Дизайн среды как продукт взаимодействия человека и природы является составляющей культурного ландшафта Горного Алтая.

Проведенный искусствоведческий анализ современных объектов среды, позволил нам сделать следующие выводы. Дизайн среды базируется на особенностях традиционной архитектуры и традиционном декоративно-прикладном искусстве Горного Алтая (приложение 2). Степень влияния традиционной культуры на развитие средового дизайна Горного Алтая неоднозначна и проявляется в таких формах, как:

— историческая наследственность сюжетной и семантической связи с древними пазырыкскими и тюркскими мотивами и узорами;

— использования национального орнамента как значимого элемента в декорировании и формообразовании предметного и средового дизайна;

— пирамидальная форма традиционного жилища — аила, то есть архетип горы, является художественным образом в проектировании средовых объектов Горного Алтаяаил, как наиболее устойчивая традиция, дожившая до наших дней в некоторых районах, является художественным образом для дизайнеров в проектировании современных средовых объектовв процессе творческих поисков в формообразовании новых объектов среды и их декоре дизайнер использует архетипические мотивы, орнаменты, символичность цвета. слияние и целостность архитектурной формы с элементами традиционного искусства и природным горным ландшафтом приводит за редким исключением к гармоничной организации культурного ландшафта.

Проведенное исследование позволяет считать, что динамика развития дизайна среды в регионе проявляется, прежде всего через модернизацию и интерпретацию форм предметов традиционной культуры, а именно предметов декоративно-прикладного искусства и национального жилища — аила. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на формирование современного дизайна среды. Реализация стилистических особенностей декоративно-прикладного искусства Горного Алтая в современных объектах дизайна придают ему особую эстетическую ценность и значение. Орнаментальная культура Горного Алтая является одним из формообразующих принципов дизайна архитектурной и предметной среды.

Принципы формообразования в современном средовом дизайне Горного Алтая, использующем особенности традиционной культуры и природное окружение, отличают современные объекты среды индивидуализацией, наполнением образным содержанием, гармоничным слиянием с природной средой. В появившихся в последнее время объектах среды Горного Алтая, будь то малые архитектурные формы или туристические комплексы, наблюдается обращение архитектора-дизайнера к традиционной культуре региона. В средовом дизайне результатом композиционной деятельности является целостность объекта проектирования — органичное единство воспринимаемых потребителем эмоциональных и прагматических впечатлений, характеризующих произведение дизайнерского искусства.

Однако не всегда архитектору-дизайнеру удается органично сочетать использование традиционных мотивов, орнаментов и современной строительной техники. В некоторых случаях проблема органичного использования элементов традиционной культуры в современной жилой среде остается неразрешенной.

Отвечая растущим потребностям туристического бизнеса, в Горном Алтае строятся многочисленные туристические комплексы, которые популяризируют традиционную культуру. Несмотря на глобализацию, культурные традиции востребованы в повседневности в связи с тем, что основным достоянием региона является уникальная природа и неповторимость национальной культуры.

Роль традиции в формировании нового средового пространства Горного Алтая очевидна, хотя эта тенденция утверждается медленно, особенно в дизайне городской архитектурной среды Горно-Алтайска. Проблема сохранения и возрождения региональной культуры находит свое разрешение в использовании элементов национальной культуры в модернизированном виде в современном средовом дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Средовой подход, развивающийся в культуре последних лет, опирается на представление о целостности культурного ландшафта и тех материальных структур, которыми он наполнен. В большей степени дизайн среды Горного Алтая отвечает такому подходу.

Автор считает, что тема формирования регионального дизайна среды в контексте с традиционной культурой не исчерпана в его исследовании. В частности, остаются открытыми такие важные аспекты, как востребованность декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеровинтерпретация регионального декоративного искусства в формообразовании современной предметно-пространственной среды и др., но это темы других исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анатомия рекламного образа Текст.: Под общей ред. А. В. Овруцкого — СПб.: Питер, 2004. — 224 с: ил.
  2. А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910—1912 гг.. по поручению Русского комитета для изучения Средней и восточной Азии. — Л.: Изд-во Российской академии наук, 1924. — 148 с.
  3. В.А. Мифы и шаманизм Алтая Текст.: сост. В. А. Арефьев Барнаул, 2002.- 75с.
  4. В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна Текст.: В. Р. Аронов М.-ВНИИТЭ, 1992.- 122с.
  5. Архитектура и градостроительство Текст.: энциклопедия / Гл. ред. А. В. Иконников М.: Стройиздат, 2001 — 688 с.
  6. Алтайский вестник 2003. Международный научно-популярный эколого-культурологический альманах Текст.: Барнаул, Алтай 21 век, 2003.- 96с.
  7. Н.Ю. Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая Текст.: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения // Н. Ю. Афанасьева-Барнаул. 2006. 28 с.
  8. , Г. Путевые заметки по Алтаю Текст.: Г. Басов // Газета «Томские губернские у ведомости», № 5. 1869.
  9. Л. О художественных аспектах дизайна Текст.: Л Безмоздин // Виды искусства в социалистической художественной культуре /Отв. ред. А .Я. Зись. -М.: Искусство, 1984. С.214−224.
  10. Беляева E. JL Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия Текст.: E.JI. Беляева -М., 1977.-194 с.
  11. , Д.Д. О традициях и традиционности Текст.: Д. Д. Благой // Традиционная культура. М., 2005.
  12. Е.Э. Бухтарминские старообрядцы Текст.: Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринкова- JL, АН СССР, 1930.- 261 с.
  13. И.И. Начало архитектурного формообразования Текст.: И. И. Богомолов Пенза, 2001.- 214 с.
  14. JI.B. Арт-дизайн: красивые вещи «hand made». Текст.: JI.B. Браиловская Ростов на Дону: Феникс, 2005.- 216с.
  15. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире Текст.: И. Валлерстайн /Пер. с англ. П. М. Кудюкина. СПб.: Университет, книга, 2001.- 211с.
  16. Ю.А., Культурный ландшафт как объект наследия Текст.: Ю. А. Веденин, М. Е. Кулешова М.: институт наследия- СПб, 2004. — 620с.
  17. В.И. Записки кочевого алтайца Текст.: В. И. Вербитский Л.: Изд-во Российской академии наук, 1895 — 93с.
  18. В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований. — Горно-Алтайск, 1993,—270с.
  19. Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Русский дизайн. Производственное искусство Текст.: Н. В. Воронов -М.: МГХПУ им. С. Г. Строгонова, часть 2. Гл. 3,4. 1998. 145 с.
  20. Н.В. Российский дизайн Текст.: Н. В. Воронов М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т.1. — 424 с.
  21. Н.В. Российский дизайн. Текст.: Н. В. Воронов М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т.2.-392с.
  22. Н.П. Производственное искусство предшественник дизайна. Текст.: Н. В. Воронов — М.: НИИ Российской АХ, 1995 — 147с.
  23. Н.В. О сегодняшнем понимании дизайна //Дизайн. Сборник научных трудов Текст.: Н. В. Воронов — М.:НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 1996. Вып.4. С.3−13
  24. Воронов Н.В.: Основной метод Текст.: Н. В. Воронов //Дизайн: сб. науч. тр. / Вып. 4.-М.: ВНИИТЭ, 2000. С.13−19
  25. Выготский JI.C.: Искусство и жизнь Текст.: JI.C. Выготский/ЛТсихология художественного творчества: Хрестоматия /Отв. ред. К. В. Сельченок. Минск.: Харвест, 1999. — С.438−451
  26. А.Г. Теория и история архитектуры Текст.: А. Г. Габричевский -Киев. 1993.
  27. С.Н. Модернизация: от вертикального к горизонтальному измерению бытия Текст.: С. Н. Гавров //Ученые записки./ Выпуск 25. -М.: МГУКИ, 2003. С.49−58.
  28. С. Н. Переход от советского к постсоветскому этапу модернизации социокультурной сферы российского общества Текст.:С. Н. Гавров // Культура, управление, экономика, право. М.: Юрист, 2003. С.5−14.
  29. С.Н. Российская модернизация: влияние социокультурной традиции Текст.: С. Н. Гавров Известия Международной академии наук высшей школы, 2003. С. 159−168.
  30. Л.П. Евразийский контекст формирования мифопоэтической модели мира в традиционной культуре Алтая : Проблема космоантропогенеза Текст.: Л. П. Гекман — Дис. канд. культурол. наук: 24.00.02 Барнаул, 2000.
  31. О.И. Дизайн и культура Текст.: О. И. Генисаретский М.: ВНИИТЭ, (Библиотека дизайнера), 1994. — 165с.
  32. А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. Текст.: А. А. Гаврилова M.-JL, 1965.
  33. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. Текст.: З. Гидион -М., 1973.
  34. Э. Последствия модернити Текст. /Э. Гидденс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 119 с.
  35. B.JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды. Текст.: В. Л. Глазычев М., 1984. — 180с.
  36. В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике на Западе Текст.: В. Л. Глазычев -М.: Искусство, 1970. 190 с.
  37. В.Л. О дизайне. Текст.: В. Л. Глазычев М: Искусство, 1970.-112 с.
  38. А.Ф. Франк Ллойд Райт. Текст.: А. Ф. Гольдштейн М.: Стройиздат, 1973. -136 е.: илл.
  39. Г. Хан Алтай Текст.: Г. Гребенщиков СПб., 1995.— 199 с.
  40. М.П. Древнее искусство Алтая Текст.: М. П. Грязнов, А. П. Булгаков — Ленинград, 1958 96 с.
  41. М.П. Первый Пазырыкский курган Текст.: М. П. Грязнов -Ленинград, 1950 84 с.
  42. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды Текст. / труды ВНИИТЭ. Сер. «техническая эстетика». -М.: ВНИИТЭ, 1989. Вып.58. 149 с.
  43. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды Текст.: ВНИИТЭ, вып.58. -М., 1989.
  44. Л.Н. Модернизация и национальная культура Текст.: Л.М. Гумилев-М., 1995.
  45. Л.Н. Древние тюрки. Текст.: Л. М. Гумилев М.: Рольф, 2002.
  46. Дизайн на западе. Текст.: М.:ВНИИТЭ, 1992. — 96 с.
  47. Дизайн архитектурной среды Текст.: Краткий терминологический словарь справочник /С.Михайлов, Н. Дембич, В. Захаров и др. под ред. С.Михайлова.-Казань: ДАС, 1994. — 120 е., ил.
  48. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайн-проектирования, мастера и теоретики: Текст.: Слов.-справ- М.: Архитектура-С, 2004. 285 е.: ил.
  49. Древнетюркские поселения Алтая. Текст.: сб. науч. тр. / Барнаул: изд. АТУ, 1996.-239 с.
  50. Древности Алтая Текст.: межвузовский сб. науч. тр. № 9 /Горно-Алтайск:изд. ГАГУ, 2004. 161 с.
  51. Древности Алтая Текст.: межвузовский сб. науч. тр. / Горно-Алтайск: изд. ГАГУ, 2004, № 10.-177 с.
  52. Древности Алтая Текст.: межвузовский сб. науч. тр. / Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2004, № 11. 181 с.
  53. Древности Алтая Текст.: межвузовский сб. науч. тр. Горно-Алтайск Изд. ГАГУ, 2004, № 12.-181 с.
  54. В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Текст.: В. П. Дьяконова Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Оч-Сюмер», 2001- 224 с.
  55. В.В. Мифы о вселенной Текст.: В. В. Евсюкова -Новосибирск: Наука, 1988. 218 с.
  56. Л.А. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН Текст.: Л. А. Жадова //Декоративное искусство, 1970. № 7.
  57. Е.В. Метафорическая образность в дизайне Текст.: Е. В. Жердев М., 2004. — 178 с.
  58. Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели Текст.: Н. Л. Жуковская // Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. -М., 1980. 96с.
  59. А. Современный синтез искусств Текст.: А Зись // Виды искусства в современной художественной культуре / Отв. ред. А. Я. Зись. -М.: Искусство. 1984. С.80−93
  60. В.П., Основы эргономики Текст.: В. П. Зинченко, Мунипов В. Н. М.: Искусство, 1970. — 320 с. 1. А*}
  61. С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири & XIX в. и начале XX в. Текст.: С. В. Иванов. АН СССР, 1954. -216 с.
  62. С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. (18 — первая четверть 20 в.). Текст. Издат. «Наука», 1979. — 194 с.
  63. А.В. Функция, форма, образ в архитектуре Текст.: А. В. Иконников М.: Стройиздат, 1986. — 287с.
  64. А.В. Искусство среда время (Эстетическая организация городской среды) Текст.: А. В. Иконников — М.: Советский художник, 1985.-336 с.
  65. А.В. Формирование среды жилища и стиль жизни Текст.: Иконников А. В. -М.: ТЭ, 1989. -318 с.
  66. А.В. Проблема формирования среды в условиях современной художественной культуры Текст.: А. В. Иконников Советское монументальное иск., /сост. M.JI. Терехович. М.: Советский художник, Вып. 5. 1984 — 280 е.: илл.
  67. А.В. Влияние комплекса предметно-пространственной среды на эстетическую ценность объекта Текст.: А. В. Иконников /Тр. ВНИИТЭ. Вып. ЗО-М., 1981.-77с.
  68. Г. З. Душа и тело города Текст.: Г. З. Каганов // Человек. 2002. № 2. С.88−103.
  69. М.С. Эстетические и художественные ценности в мире ценностей Текст.: М. С. Каган /Тр. ВНИИТЭ. Вып. ЗО М., 1981. — С. 1935. — (Сер. Техническая эстетика)
  70. Г. З. О средовом воображении Текст.: Г. З. Каганов //Городская среда: проблемы существования М., 1990. — 59 с.
  71. В.В. О духовном в искусстве Текст.: В. В. Кандинский М.: Архимед, 1992. — 180 с.
  72. К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955−1985. История и теория Текст.: К. М. Кантор М.: Анир Союза дизайнеров России, 1996. — 285с.
  73. Р. «Декоративное искусство СССР» Текст.: Р. Каплан «Декоративное искусство СССР» 1964. № 7. С. 14.
  74. С.С. Мифы легенды Горного Алтая Текст.: С. С. Каташ -Горно-Алтайск, 1978. 112 с.
  75. Ф.Х. От мифа к логосу- «Труды по знаковым системам» Текст.: Ф. Х. Кессиди Торту, 1973.- 282 с.
  76. С.В. Древняя история Южной Сибири Текст.: С. В. Киселев М.: АН СССР, 1951. — 274 с.
  77. Кларк Дизайн Текст.: Кларк, Пол — М.: ACT: Астрель, 2003. -143с.: ил.
  78. К.А. Дизайн и экология культуры Текст.: К.А. Кондратьева-М.: МГХПУ им. Строгонова, 2000. 105 с.
  79. К.А. Проблемы этнокультурной идентичности и современный дизайн Текст.: К. А. Кондратьева /Тр. ВНИИТЭ. Вып.58 -М.: 1989. С. 49−63. (Сер. Техническая эстетика)
  80. И. И. Модернизация сегодняшней России // Эстетические модели модернизации Текст.: И. И. Кравченко М.: ИФРАН, 2002. С.6−30.
  81. В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая Текст.: В. Д. Кубарев Новосибирск: Сибирское отделение, 1984. — 229 с.
  82. В.Д. Курган скифского времени в устье реки Тургунды Текст.: В. Д. Кубарев Горно-Алтайск, 1992.-186 с.
  83. В.Д. Путешествие в страну «стрегущих золото скифов» Текст.: В.Д. Кубарев-Новосибирск: СОР АН, 2004.-220 с.
  84. Г. Г. Итальянская модель дизайна: Проектно-поисковые концепции второй половины XX в. Текст.: Г. Г. Курьерова // Дис.канд. Искусствоведения: 17. 00. об. -М., 1990.-276 с.
  85. Р.П. Уймонские староверы Текст.: Р. П. Кучуганова -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. 161 с
  86. А.Н. История дизайнаТекст.: А. Н. Лаврентьев.- М.: Гардарики, 2006. — 303 е.: ил.
  87. А.А. В горах Алтая Текст.: А. А. Лебедев М.: изд. И.в. Балабанов, 2006. — 250 с.
  88. О. Модернизация в России Текст.: О. Лейбович Пермь, 1996.
  89. О.Т. Архетипы как форма хранения социальной памяти Текст.: О. Т. Лойко // Православие и Россия: Канун третьего тысячилетия / Томская Епархия- ТПУ Томск, 2000. С.25−26.
  90. Э.Л. Мировоззрение тюрков Южной Сибири Текст.: Э. Л. Львова Новосибирск, «Наука» 1988- 225с.
  91. Э.Л. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири Текст.: Э.Л. Львова//Человек. Общество. Новосибирск, 1989. 184 с.
  92. А.И. Роль тагарской культуры и ее населения в формировании народов Сибири и их культуры // Происхождение аборигенов Сибири Текст.: А. И. Мартынов Томск, 1969. С. 172−174.
  93. Марк, Маргарет. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов Текст.: Марк, Маргарет. Пер. с анг./ Марк М., К. Пирсон1. СПБ.: Питер, 2005.- 336с.
  94. А.В. Новая архитектура в исторической среде. Текст.: А. В. Маслов М.: Стройиздат, 1990. 192 с.
  95. В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации Текст.: В. М. Межуев // Этатистские модели модернизации. М.: ИФРАН, 2002. С. 138−153.
  96. Методика художественного конструирования Текст.: Дизайн-программа-М.: Искусство, 1970. 191с.
  97. Г. Б. Дизайн архитектурной среды Текст.: Г. Б. Минервин- М.': Архитектура-С, 2004. 96 с.
  98. Л.Н. Язык пространства и цвета. Текст. Техническая эстетика № 3, 1988.
  99. С., История дизайна. Текст.: С. Михайлов / Т. 1. М., СД России, 2000.-242 с.
  100. С., История дизайна Текст.: С. Михайлов / Т.2. М., СД России, 2003.-228 с.
  101. С. История дизайна Текст.: С. Михайлов, А. Михайлова- М.: Союз дизайнеров России, 2004. — 289с.: ил.
  102. Мифы и шаманизм Алтая Текст. /Сост. В. А. Арефьев Барнаул, 2002. — 75с.
  103. В.И. Древности плоскогорья Укок: тайны, сенсации, открытия. Текст.: В. И. Молодин Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2004.
  104. И.В. Основы культурологии- Архетипы культуры Текст.:И.В. Морозов- Минск- Тетра Системс, 2001 608с.
  105. В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев Текст.: В. А. Муйтуева / Монография. Горно-Алтайск. 2004.-166 с.
  106. Ю.В. Дизайн среды = средовой дизайн? Текст.: Ю. В. Назаров // Дизайн-ревю. Инф. науч. практ. Жур. Союза Дизайнеров России. — 1999. — № 3−4. — С.39−45
  107. Народы Сибири Текст.: Под ред. M.JI. Левина, Л. П. Потапова. Изд. Академии наук СССР М., Лен. 1956. — 1083 с.
  108. Л.И. Взаимодействие художника с традицией как проблема современного искусства Текст.: // Наследие и современность (Искусство Сибири)/ Л. И. Нехвядович // Барнаул, издательство АГУ -2007. С.9- 184с.
  109. Э. Происхождение и развитие сознания Текст.: Э. Нойманн / Пер. с англ. А. П. Хомик. М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1998. -391с.
  110. Н.К. К проблеме стилизации в декоративном искусстве Текст.: Н. К. Николаева //Человек, предмет, среда: Сб. статей /Сост. В. Н. Толстой. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 163−201.
  111. И.В. Тема человека в традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Южной Сибири Текст.: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения- Новосибирск. 1994. 18 с.
  112. Э. А. Модернизация как глобальный социокультурный процесс Текст.: Э. А. Орлова // Культурология: Новые подходы / Альманах-ежегодник М.: МГУКИ, № 10., 2003. С.94−107.
  113. Э. А. Социокультурные предпосылки модернизации в России: Текст.: Э. А. Орлова //Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). -М.: Изд. РГБ., Вып. 2 (10)., 2001. С. 7.
  114. Питере. Основы. Дизайн Текст.: Питере, Том. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006. — 160 е.: ил.
  115. С.Б. Аттрактивность фундаментальная характеристика ландшафтов при проектировании рекреационных объектов и систем Текст.: С. Б. Поморов // Ползуновский альманах, № 1, 1999. — Барнаул: АлтГТУ. — С. 130−140.
  116. С.Б. Биоимплантация как путь моделирования среды обитания Текст.: С. Б. Поморов //Ползуновский вестник, № 1−2, 2003. -Барнаул: изд-во АлтГТУ им. И. И. Ползунова. С.85−98.
  117. Л.П. Алтайский шаманизм. Текст.: Л. П. Потапов Л.: Наука, 1991.
  118. Л.П. Культ гор на Алтае Текст.: Л. П. Потапов // СЭ. 1946. № 2.,-160с.
  119. Л.П. Древнетюркские черты почитания неба Текст.: Л. П. Потапов // Этнография народов Алтая и западной Сибири. -Новосибирск, 1978.-65 с.
  120. Л.П. Очерки по истории алтайцев Текст.: Л. П. Потапов -М.- Л., 1953.-243 с.
  121. Л. П. Очерки по истории алтайцев Текст.: Л. П. Потапов -М., АН СССР 1955.-53 с.
  122. Популярная художественная энциклопедия Текст.: М., 1986 — 431с.
  123. В.И. Дизайн в культурном слое Текст.: В. И. Пузанов / Тр. ВНИИТЭ.- М., 1989. Вып. 58 С.49−63. — (Сер. Техническая эстетика)
  124. В.А. // Художники Алтая. Барнаул, 1980. — С. 127−128, 137−139.
  125. В.Р. Интерьер Текст.: В. Р. Раннев — М.: Высшая школа, 1987.132
  126. С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве Текст.: С. Х. Раппопорт М., 1968.
  127. Рашид-ад-дин. Сборник летописей Текст.: Рашид-ад-дин. т.1кн. 2. М.-Л., 1952.-250с.134' Руденко С. И. Могильник Кудыргэ на Алтае Текст.: С. И. Руденко, А. Н. Глухов // Материалы по этнографии, т. Ill, 1 — Л., С. 19−27.
  128. С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время Текст.: С. И. Руденко М.-Л.- АН СССР.
  129. Е.А. Художник в дизайне Текст.: Е. А. Розенблюм // Опыт работы Центр. Учеб. Эксперимент студии худож. Проектирования на Сенеже- М.: Искусство, 1974. 176 е.: илл.
  130. А.А. Приемы художественно-образного решения проектных задач /Проблемы образного решения и дизайн Текст.: А. А. Рубин // Тр. ВНИИТЭ, Вы. 17-М., 1979. С.22−39. — (Сер. Техническая эстетика).
  131. А. Архитектура в системе искусств Текст.: А. Рубцов //Виды искусства в социальной художественной культуре /Отв. ред. А. Я. Зись.-М.: Искусство, 1984.-С.152- 161.
  132. А.Н. Укок: прошлое, настоящее, будущее Текст.: А. Н. Рудой, З. В. Лысенкова, В. В. Рудский, М. Ю. Шишин -Барнаул: АТУ, 2000.
  133. Д.Г. Первичные материалы и стиль Саяно-Алтайских изображений раннескифского времени Текст.: Д. Г. Савинов // Итоги изучения Скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999.-155с.
  134. A.M. Алтай в зеркале мифа Текст.: A.M. Сагалаев -Новосибирск- изд. «Наука», 1992. -175с.
  135. A.M. Мифология и верования алтайцев (центрально-азиатские влияния) Текст.: А. М. Сагалаев Новосибирск- изд. «Наука», 1984.
  136. A.M. Семантика древних образов. Первобытное искусство. Текст.: A.M. Сагалаев Новосибирск: Наука, 1990.
  137. В. Проблемы дизайнерского образования в контексте проектной культуры Текст.: В. Сидоренко — М.- кн. Уральская школа дизайна: ВНИИТЭ, 1989.
  138. Синергетическая парадигма- Нелинейное мышление в науке и искусстве Текст.: Под ред. В. А. Копцика, -М.- Прогресс-Традиция, 2002.-496с.
  139. Слово об Алтае. История, фольклор и культура Текст. Горно-Алтайск, 1990.-400 с.
  140. Советское декоративное искусство 1917−1945 Текст.: Очерки истории. Под редакцией М. А. Некрасова М.: «Искусство». 1984.
  141. В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена Текст. //Вопросы философии. —М., 1994.
  142. Т.М. Традиции — актуальная проблема современности. Текст. :Т. М. Степанская // Наследие и современность (Искусство Сибири) -Барнаул, изд. АГУ, 2007.- С. 5, — 187 с.
  143. Т.М. Традиция — как скачек развития. Текст.: Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. — Барнаул, 2008. -Вып. 9.
  144. Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая Текст.: Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2005. -Вып. 7.
  145. Д.И. Чуйский тракт Текст.: Д. И. Табаев — Горно-Алтайск, 1975.-80с.
  146. Н.А. Влияние шаманизма и бурханизма на этнические нормы южных алтайцев Текст.: Н. А. Тадина // Тезисы докладов научной конференции «Шаманизм как религия, генезис, реконструкция, традиции». Якутск, 1992 89 с.
  147. Н.А. Почитания животных у южных алтайце Текст.: Н. А. Тадина // Тезисы докладов научной конференции «Реконструкция древних верований» Л., 1990.- 119 с.
  148. Теоретические и методологические исследования в дизайне Текст.: М., Изд-во Шк.культур.политики, 2004. 371 е.: ил.
  149. А.А. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Текст.: А. А. Тишкин, Дашковский П. К. Барнаул, 2004. — С. 21.
  150. Г., Тимофеева Е. Графический дизайн. Текст.: Г. Тимофеев, Е. Тимофеева Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 254 е.: ил.
  151. С.Н. Традиционное жилище алтайцев Текст.: С. Н. Тихонов //Этнография народов Сибири. Новосибирск. 1984. С.55−64.
  152. Е.М. Основные жилища алтайских племен до революции Текст.: Е. М. Тощакова // Новосибирск. Изв. СО АН СССР. СОН., 1973. Вып. 2. С. 113−119.
  153. Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (19−20 в.) Текст.: Е. М. Тощакова Новосибирск, «Наука» 1978. — 159с.
  154. Уильяме. Недизайнерская книга о дизайне Текст.: Уильяме, Робин. СПб.: ИД «Весь», 2003. -128 е.: ил.
  155. В.Б. Новое в рекламном оформлении фасадов Текст.: В. Б. Устин /Наружка, 2003, № 40, С.31−33.
  156. А.Г. К вопросу о семиотике цвета в эргономике и дизайне Текст.: А. Г. Устинов //Дизайн знаковых систем. Тр. ВНИИТЭ. Эргономика. Психолого-семиотические проблемы. — М.: ВНИИТЭ, 1984. Вып.27. С.32−46
  157. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна Текст.: С.О. Хан-Магомедов-М.: Галларт, 1995.
  158. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС Текст.: С.О. Хан-Магомедов 2 кн. -М.: Издательство «Ладья», 2000. 488 е.: ил.
  159. Хан-Магомедов С.О. К проблеме эстетической оценки предметно-пространственной среды Текст.: С.О.Хан-Магомедов /Тр. ВНИИТЭ — М., 1981. Вып. 30 -С.105−119.-(Сер. Техническая эстетика)
  160. О.И. Полиморфные образы в древнем искусстве Алтая (эпоха раннего железа) Текст.: Автореферат на соиск. уч.ст. кандидата исторических наук // О. И. Чекрыжова — Барнаул, 2004. 22с.
  161. О.Б. Художественный образ в дизайн проектировании культурно-бытовой среды Текст.: дис. кан. искусствоведения.// О. Б. Чепурова -М., Про Софт-М: 2003.-200 с.
  162. Е. Врожденные идеи Текст.: Е. Челнаков // Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия (БЭКМ).-М.:Мультимедия издание, 2003.
  163. В.В. Дизайн в формировании культурной среды Текст.: дис.кан. искусствоведения. -М. 2004- 190 с.
  164. П.А. Путешествие в Восточный Алтай. Текст.: П.А. Чихачев-М.: Наука, 1974.
  165. М. Поляки Змеиногорского округа. Текст.: М. Швецова // Записки Западно-Сибирского отд. Русского географического общества. Барнаул, 1899−26с.
  166. С.П. Горный Алтай и его население. Оседлые Текст.: С. П. Швецов Барнаул, 1902.
  167. В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование Текст.: В. Т. Шимко // Основы теории М.: СПЦ-принт, 2003.
  168. В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование Текст.: В. Т. Шимко // Учебное пособие. Москва, Изд. «Архитектура-С», 2004. -160с.
  169. М.Ю. Неосфера, культура, культурный ландшафт Текст.: М. Ю. Шишин. Новосибирск: Изд-во СОР АН, 2003. -232 с.
  170. В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая Текст.: В. И. Эдоков Горно-Алтайск, 1981.
  171. А.В. Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней Текст.: А. В. Эдоков — Горно-Алтайск, 2001.- 192с.
  172. Эстетические ценности предметно-пространственной среды Текст.: Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1990.
  173. Юнг К. Концепция коллективного бессознательного Текст.: К. Юнг // Человек и его символы. М., 1997 — 343 с.
  174. Amos, J. Ivory bird displays ancient skill Electronic resource. BBC News. 17 December, 2003. Режим доступа: http://news.bbc.co.Uk/l/hi/sci/tech/3 328 229.stm
  175. Falke, О., von, Meyer E. Romanische Leuchter und Gefasse: Giessgefasse der Gotik Text.: Bronzegerate des Mittelalter / Otto von Falke, Erich Meyer. Berlin: Qto, 1983.
  176. Garth, T. R., Moses, M. R., Anthony, C. N. The color preference of East Indian Text. / T. R. Garth, M.R. Moses, C.N. Anthony // American Journal of Psychology. Baltimore, Md.: E.C. Sanford, 1938. — № 51 -709−710
  177. Jochim, M/A., Palaeolithic cave art in ecological perspective Text. In G. Bailey (ed.) Hunter-gatherer Economy in Prehistory / M.A. Jochim. -Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 212−219.
  178. Kreitler, H. Psychology of Arts Text. / Hans Kreitler, Shulamith Kreitler. N. Y.: Duke University Press, 1972.
  179. Lewis-Williams, J.D. Believing and seeing: symbolic meanings in southern San rockpaintings Text. / J.D. Lewis-Williams.- London: Academic Press, 1981.
  180. Harrower T. The newspaper designers handbook USA. 1992.
  181. Maynard, L. The archaeology of Australian Aboriginal art Text. / L. Maynard // In S.M. Mead (ed.) Exploring the visual art of Oceania. Honolulu: University of Hawaii Press, 1979. — P. 83−110.
  182. Morphy, H. Ancestral connections Text. / H. Morphy. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
  183. Mountford, C.P. Nomads of the Australian Desert Text. / C.P. Mountford. Sydney: Rigby, 1976.
  184. Museum of Primitive Art Text. N.Y.: Museum of Primitive Art, 1958.
  185. ИСТОЧНИКИ Документы ЮНЕСКО по культурной политике:
  186. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Закон РФ от 09.10.92. Текст.: № 46. Ст. 2615.
  187. О федерально целевой программе «Культура России (2001 2005 годы)» Текст.: Постановление правительства РФ от 14. 12. 00 № 995 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  188. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» Текст.: закон РФ от 25.06.2002, № 73 -ФЗ.
  189. Документы по культурной политике Алтайского края:
  190. Объекты экпозиции Национального музея республики Алтай им. А.В. Анохина
  191. Объекты экспозиции Бийского краеведческого музея им. В. Бианки
  192. Объекты экспозиции музея национальной культуры в с. Чемал
  193. Н. И. «Почтальон в урочище» 1930 х. м. (Экспозиция НМРА)
  194. Г. И. «Приготовление к тою» х. м. (Экспозиция НМРА)
  195. Г. И. «Проповедь мессионера» х.м. (Экспозиция НМРА)
  196. Г. И. «Тува. Юрта» 1924 г. х. м. (Экспозиция НМРА)
  197. Г. И. «Улясы» х. м. (Экспозиция НМРА)
  198. Современные изделия декоративно-прикладного искусства Горного Алтая. Придорожная среда Чуйского тракта.
  199. Сценические национальные костюмы, представленные на международном конкурсе «Курултай сказителей» с. Чемал 2007.
  200. Дизайн-проекты из фондов архитектурно-дизайнерской мастерской «Архстройдизайн» города Новосибирска
  201. Дизайн-проект курортно-рекреационной зоны «Соузга», Архитектурно-дизайнерская мастерская «Архстройдизайн», Новосибирск.
  202. Дизайн-проект санаторного комплекса «Москва» Архитектурно-дизайнерская мастерская «Архстройдизайн», Новосибирск.
  203. Дизайн-проект туристического комплекса «Алтай-Вест Архитектурно-дизайнерская мастерская „Архстройдизайн“, Новосибирск.
  204. Дизайн-проект туристического комплекса „Алтай-Вест“, Бийский филиал „Архстройдизайн“
  205. Дизайн-проект туристическо-рекреационной зоны „Манжерок“, Архитектурно-дизайнерская мастерская „Архстройдизайн“, Новосибирск.
  206. Дизайн-проект туристическо-рекреационной зоны „Манжерок“, Архитектурно-дизайнерская мастерская „Архстройдизайн“, Новосибирск.
  207. Объекты дизайна среды республики Алтай.*
  208. Национальный театр в г. Горно-Алтайске.*
  209. Здание гипермаркета в г. Горно-Алтайске.*
  210. Здание банка в г. Горно-Алтайске.*
  211. Туристический комплекс „Царская охота“.*
  212. Туристический комплекс „Усадьба в узнене“.*
  213. Туристический комплекс „Корона Алтая“.*
  214. Петроглиф „Вепрь“ (Ак-Узюк Онгудайский р-он респ. Алтай. VII—VI вв. до н. э.) Из фондов Бийского краеведческого музея им. В.Бианки.
  215. Петроглиф „Человек и барсы“ (Урочище Кызыл-Джар Кош-Агачинский р-он респ. Алтай) Из фондов Бийского краеведческого музея им. Бианки.
  216. Петроглифы „Олени“. Из фондов Бийского краеведческого музея.
  217. Петроглиф „Горный козел“ (Конбак-Таш Онгудайский р-он респ. Алтай. Неолит). Из фондов Бийского краеведческого музея им. В.Бианки.
  218. Петроглиф „Олени и козлы“ (Конбак-Таш Онгудайский р-он респ. Алтай). Из фондов Бийского краеведческого музея им. В.Бианки.
  219. Железный псалий (Экспозиция НМРА).*
  220. Роговые пряжки (Экспозиция НМРА).*
  221. Мифический орел. Резьба по дереву (публ. Грязнов М.П."Древнее искусство Алтая» 1958).
  222. Горный козел. Резьба по дереву (публ. Грязнов М.П."Древнее искусство Алтая" 1958).
  223. Серебряный сосуд, зеркало (могильник Туекта 1933 г. Экспозиция НМРА). *
  224. Металлический сосуд (могильник Узунтал. 1974 г. Экспозиция НМРА).*
  225. Костяная голова барса (Экспозиция НМРА).*
  226. Конская деревянная сбруя (Экспозиция НМРА). *
  227. Уздечная бляха. Дерево (Пазырыкский курган 1. Публ. Грязнов М.П."Древнее искусство Алтая" 1958).
  228. Сбруйная бляха. Дерево (Пазырык 4. Публ. Грязнов М. П. «Древнее искусство Алтая» 1958).
  229. Рисунок Гуркина Г. И. «Аил» Б., кар.(Публ. Каталог Г. И. Чорос-Гуркин)
  230. Рисунок Гуркина Г. И. «В юрте Тюка Тымыш» (Телецкое озеро. 1912 г. Б., кар.) (Публ. Каталог Г. И. Чорос-Гуркин).
  231. Сундуки (Экспозиция музея национальной культуры с. Чемал).*19
Заполнить форму текущей работой