Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Научный и художественный взгляд на мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенным фактором, связывающим науку и искусство, является категория деятельности; деятельность художественная и научно-исследовательская. В нашем современном мире главную роль для человека играет его деятельность. И поскольку его деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные и духовные операции. Деятельностью является умственная работа в такой же мере, как и физическая… Читать ещё >

Научный и художественный взгляд на мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сибирский государственный университет путей сообщения Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте Кафедра «Философия и культурология»

Научный и художественный взгляд на мир

Реферат по дисциплине «Культурология»

Разработала студентка гр. Д-113 Топорова Н.А.

Руководитель доцент Мальцева Е.А.

Новосибирск 2014 г.

Содержание Введение

1. Характеристика научного взгляда на мир

2. Характеристика художественного взгляда на мир

3. Анализ литературы

4. Решение проблемы взаимосвязи научного и художественного взглядов на мир

5. Примеры из современной жизни Заключение Список литературы Введение Актуальность темы «Научный и художественный взгляд на мир» определена тем, что научная и художественная картины мира, наука и искусство, художественный образ и понятие — эти противоположные явления можно продолжить. Наука и искусство постоянно познаётся человеком. Благодаря открытиям чего-то нового в науке или искусстве происходят изменения в социуме.

Учёный познаёт мир с помощью научных методов, а искусство с помощью образных методов, эмоционально. Художник создаёт новые образы, и пытается их передать народу с помощью разных методов. Именно неповторимость, индивидуальность взгляда на обычные явления привлекают внимание ценителей искусства. Художественный образ проявляется в виде творческого отношения к действительности, способ домыслить реальность мысли.

Художественный образ — это обобщённое выражение действительности в форме конкретного самостоятельного явления.

Наука — сфера человеческой деятельности, знаний о реальном мире, полученных опытным путём.

Всем известно: наука — «опыт фактов», а искусство — «опыт отношений».

Цель данной работы — рассмотреть научный и художественный взгляд на мир.

— дать характеристику научного взгляда на мир;

— дать характеристику художественного взгляда на мир, выявить общие черты и различия научного и художественного взгляда на мир.

1. Характеристика научного взгляда на мир Развитие такой науки, как история, показывает, что наибольший интерес к проблеме научной картины мира в основном проявляли философы и физики. До семнадцатого века наука, философия и искусство находились обособленно друг от друга. Вследствие чего множество опытов не давали достоверных результатов, и, как правило, заканчивались ничем. Но лишь только Леонардо да Винчи изучал сразу три направления и благодаря этому до сих пор его изобретения считают невероятными и «божественными».

Понимание научной картины мира — в преодоление обособления науки от других частных видов взаимодействия человека с миром. Сейчас наука, философия и искусство в некоторой мере взаимодействуют друг с другом для того чтобы их исследование были наиболее точными, достоверными.

О сложившихся мировоззренческих традициях В. И Вернадский писал: «Научная картина Вселенной, охваченная законами Ньютона, не оставила в ней места не одному из проявлений жизни. Не только человек, не только всё живое, но и вся наша планета потерялась в бесконечности Космоса"[1, c 106].

С семнадцатого столетия по настоящее время устремление человека в науке и культуре остались неизменными, и они всё время были направленны в необозримые и обозримые просторы Вселенной. Знания человека устремлялись объять все элементы меняющегося мира.

В современном обществе интересы человека в культуре многообразны, и наука лишь представляет незначительную их часть.

Различают три формы разновидности научной картины мира:

1. Общенаучная. То есть общее представление о Вселенной, человеке и обществе, живой природе, развиваемое на основе знаний, полученных в научных открытиях.

2. Естественнонаучную и социальную картины мира как изображение об обществе и природе, общие достижения естественных и гуманитарных наук.

3. Дисциплинарные онтологии — представление о предметах отдельных наук, то есть биологическая наука, физическая наука, химическая наука и тому подобное.

В. И. Вернадский в статье «О научном мировоззрении» даёт интересное определение научному мировоззрению: «представление о явлениях, доступных научному изучению,… определённое отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» [2, c 67]. Необходимо заметить, что научное мировоззрение нельзя рассматривать как истину вообще для раскрытия отдельной эпохи. Положения, на которых основывается научное мировоззрение, со временем устаревает и отрицательно сказывается на научной работе и творчестве в будущем. Так как они опираются на опыты и исследование своих предшественников. Например, классическое движение Ньютона, которое вплоть до двадцатого века считалось базовым, и принимали за основу в качестве изучения всех тел на Земле и в космосе. Но после исследований Эйнштейна связанных с релятивистким движением было глупо рассматривать классическое движение Ньютона в космосе.

Таким образом, изучение научного мировоззрения содержит в себе основные подходы решений, на котором базируется изучение научных мировоззрений и структур эпохи различных структур.

2. Характеристика художественного взгляда на мир Искусство — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и так далее).

Отношение художника к «фактам» есть отношение к жизни, в нашем мире всегда присутствует оценка реальных событий, явлений, поступков. Оценка — это отражение объективной реальности через призму духовного мира человеческой личности. Оценка, по определению Л. Н. Столович, — это субъективное отношение к ценности, которое может как соответствовать, так и не соответствовать ей. Ценности образуются на основе отношений между субъектом и объектом, а также между личностью и обществом. Л. Н. Столович выделяет ценности материально-практические и духовно-практические, к которым относит: истину (познавательная ценность для субъекта познания), добро (нравственная ценность для личности), свободу, равенство, братство, мир (ценности для общества)[3, c 75].

«Эстетическая ценность воплощает утверждение человека в мире, она свидетельствует, что такое утверждение реально осуществляется в созидательной творческой деятельности, в познании закономерностей природы и общества, в расширении и углублении коммуникации между людьми, в нравственном прогрессе"[3, c 76].

Таким образом, художественная деятельность — одно из ярчайших проявлений оценочной деятельности человека. Оценка жизни с позиции красоты и нравственности, определившая концепцию произведения и каждый его отдельный элемент, является фактором, объединяющим деятельность композитора, исполнителя и слушателя. В этом важнейшее отличие художественной деятельности во всех своих разновидностях от деятельности научно-исследовательской.

Следует различать мировоззрение художника и художественное мировоззрение. Мировоззрение художника относиться к самим творцам искусства. А художественное мировоззрение относиться к обществу в целом и определяет художественное сознание всех людей в данную эпоху. За всю историю человечества их художественного мировоззрения эпоха за эпохой менялось и ярко оно себя проявило в эпоху Возрождения, когда на свете появлялось множество великих людей в мире искусства.

3. Анализ литературы Перед тем как появиться картина мира, появилась научная мысль, которая развивалась в результате эволюции человечества. Эволюцию учёные не как с точки зрения науки не могут описать, так как она происходила эмпирически и бессознательно и проникла в науку незаметно. Владимир Иванович Вернадский считал: «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением — она может останавливаться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени» [2, c 8]. Рост научной мысли полностью зависит от роста заселения человеком всей планеты. На этом заканчивается период создания в биосфере новой геологической силы — научной мысли.

В новом периоде человечества человек впервые понял, что он должен сам мыслить на благо планеты. Писатель думает: «Из обобщений Шухерта и Павлова ясно, что основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: оно главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу» [2, c 15].

Именно благодаря идее единства всего человечества рост научной мысли достиг своего предела и благодаря этому начались создаваться первые картины мира. Происходит развитие, в религиозных и художественных культурных центрах: в Иране, в Китае, в Индии, а также появились великие умы своей эпохи: Пифагор, Аристотель, Конфуций, Будда и ещё множество известнейших умов, которые впервые заговорили о картине мира.

Последний век второго тысячелетия наука представляла собой производительную силу, так как она стала, востребована в промышленности и в других видах деятельности. А благодаря росту промышленности росла и экономическая составляющая государства. Вернадский в своей книге говорил о Марксе: «Маркс ясно видел, что мысль создаёт производительную силу"[1, c 25].

Начиная с начала XX века и до сегодняшних дней, Вернадский считает, что каждому человеку не нужно считаться с другими идеями и взглядами картин мира, так как каждая из них в той или иной мере переполнены религиозными, философскими, исторически-бытовыми и социальными построениями. Из этого можно сделать вывод, что у каждой личности на Земле свой взгляд на научную картину мира.

Столович Л.Н. в своей книге рассказывает о том, чтобы заниматься художественной деятельностью нужно, чтобы хорошо было развито образное мышление, воображение и фантазия. Столович считает: «Вдохновение важнейшая часть художественного творчества. Вдохновение — это когда человек работает во всю силу, как вол…"[3, c 10]. Из хаоса рождается мир, так и происходит с писателями, ведь к ним во время кропотливого труда и приходит вдохновение. К каждому человеку, занимающемуся художественной деятельностью хотя бы раз приходило вдохновение и благодаря этому создавались великие картины, произведения и так далее.

Писатель считает, что искусство отличается от науки только эмоциональностью [3, c 23]. Но также искусство отличается ещё от науки свободой мысли. В науке нужно мыслить только в определённом круге, нужно под определённые законы использовать определённые термины и формулы, а в искусстве можно думать в любом направлении.

Писатели с древности начали использовать художественные приёмы в своих работах: олицетворение, эпитет, сравнение и так далее. Вместе с художественными приёмами писатели использовали параллельно и математические термины. Эти приёмы строго зависят от того какой стиль выбрал писатель для написания своих книг. Автор думает, что стиль — это общее наименование для обозначения исторически и функционально формирующихся в искусстве своеобразных систем, в которых определенные художественные средства и приемы служат для выражения художественной характерности произведения или всего творчества данного мастера, а также и групп мастеров данной эпохи, народа, направления в искусстве [3, c 40].

4. Решение проблемы соотношения научного и художественного взглядов на мир В отличие от научного и религиозного сознания художественное мировоззрение есть не просто воззрение на реальный мир, но и система образного мироощущения, миросозерцания, а также соответствующих данному миросозерцанию идеалов, теорий и вкусов. В основе этой формы сознания лежит художественная образность с ее широкими во времени и пространстве обобщениями и раскрытиями мира, конкретно-чувственной формой, неповторимой в каждом из искусств, художественной правдой, громадной эмоциональной силой действия на людей, доставляющей им радость и наслаждение, пробуждающей чувства, восторг, потрясение духа.

Существенным фактором, связывающим науку и искусство, является категория деятельности; деятельность художественная и научно-исследовательская. В нашем современном мире главную роль для человека играет его деятельность. И поскольку его деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные и духовные операции. Деятельностью является умственная работа в такой же мере, как и физическая работа, они постоянно перекликаются друг с другом, ведь писатель для того, чтобы написать своё произведение, должен представить образ сложившихся действий, для того чтобы всё это вместе образовало книгу, но для этого также необходимо приложить и физические усилия. Для того чтобы тот образ, который находиться в голове у автора, передать на бумагу.

Именно в сознании человека берут своё начало искусство и наука как две общественные формы.

В научном исследовании важен результат. Сначала, ставится цель исследования, связанная с решением проблемы. Логика исследования в процессе его исследования подчинена решению проблемы. В ходе исследования решается проблема и формируется результат. В заключении мы получаем целостный «вывод».

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

Выводы науки — объективны, а ценность произведений искусства — субъективна. В искусстве важна субъективная оценка, а в науке объективная.

Научная и художественная картины мира дополняют друг друга, поэтому их не следует противопоставлять.

Итак, научная и художественная картины мира в чём-то схожи, но в тоже время обладают своими индивидуальными особенностями.

Наука содержит в себе черты творчества: научное и художественное.

Научное творчество — формулировка законов с помощью интуиции.

Художественное творчество, объясняется тем, что художник погружается в свой собственный мир и возвращается в обыденный мир, только тогда, когда он достигнет результата своей работы.

В науке нужны знания, а в искусстве воображение.

5. Примеры из современной жизни Каждая научная модель пригодна для тех или иных ситуаций, нельзя говорить о «верных представлениях о мире». Истина может противоречить теории или так они могут давать совсем разные результаты. В решении этих противоречий и заключается развитие.

Каждый из нас знает, что Земля круглая, что Солнце находится в центре нашей галактики, и что сумма углов треугольника равна 180 градусов. Но мало кто знает, что именно только для приверженцев этих теорий она верна, именно только в рамках этих высказываний. В мире существует множество людей, у которых научная картина мира будет не совпадать с картиной мира других людей, так как они придерживаются других теорий. Одни верят истине, другим теориям, и в этом наши взгляды различны.

На самом деле учёные не ищут истинны, они строят только модели, по которым потом можно работать. Модель Птолемея, Бора, Коперника, модель периодической таблицы элементов Менделеева, а также теория относительности Эйнштейна. Это всё — информационные модели. Природа просто существует, а мы её просто описываем разными моделями.

Иногда случаются казусы. Так, например, раньше люди не знали, что такое тепло. И физиками была выдвинута теория теплорода — невесомой, особой жидкости, которая чем больше в теле, тем она горячее. Теперь-то мы знаем, что это называется температура, но те формулировки, записи исследований и формулы до сих пор используются учёными, для того чтобы на их основе вывести адекватные формулы и законы. «Неверная» теория позволила вывести «верные» формулы.

Любую модель подбирают под задачу. Эти высказывания настолько равноценные с тем, что если спросить, существует ли Бог, каждый ответит по-разному, но так или иначе человечеству необходимо знать, кто является создателем всего сущего.

Рассмотрим на примере научной фантастики влияние человека на его мировоззрение. Такой жанр, как научная фантастика появился в середине 20 века и мгновенно вызвал интерес у публики. Читая его многие люди стали интересоваться миром в целом, а также стали «смотреть» за грани его. А как уже говорилось, любое любопытство создавала собой теорию, гипотезу или учение. Многие спорные задачи для учёных решались, но был один недостаток — это были всего лишь выдумки фантастов. Нужно заметить, что здесь тоже наука пересекается с искусством, так как это жанр литературы. В этом жанре присутствует множество действий, с которых и берут пример наши учёные и обычные люди, увлекающиеся фантастикой.

Если внимательно читать священные книги «Коран», «Библия» или «Махабхарат», можно заметить, что во всех них есть описание, как они работают, даже есть их изображения. Значит, религиозное и научное мировоззрения пересекаются. У каждой религии свой взгляд на мир. Так, например, Библия утверждает, что небо — это твёрдая сфера («небесная твердь»). Поэтому в Средние века люди всерьёз считали, что Солнце, Луна и звёзды прикреплены к движущимся прозрачным сферам и потому перемещаются по небосводу. В частности, в Коране написано, что «Солнце садится в мутный колодец». Мохаммед утверждал, что гром и молнии вызываются ангелами.

Мировоззрение каждого человека различно. И в разное время оно отличалось. Например, если взять человека пятнадцатого века и человека нашего времени, то сразу будет видно, что их взгляды на мир совершенно различны и с научной, и с религиозной, и с художественной точек зрения. Хоть истинна во все времена одна, но наука, искусство идут вперёд, а, значит, появляется всё больше теорий, которые противоречат этой истине. Именно поэтому взгляды людей разных эпох будут отличаться.

Заключение

художественный образ научный мир Таким образом, научная и художественная картины мира связаны между собой множественными теориями и гипотезами. Научная картина мира есть картина актуально значимая для человека. Она показывает взгляды человека на мир, его знания о нём, а также его отношение к этим взглядам. Человек развивается, создаёт всё более точные теории и гипотезы, его знания растут, а значит и научные картины мира меняются от того, насколько человек быстро развивается.

В заключении можно сказать, что научная картина мира в разные эпохи являла собой множество открытий, учений, законов, теорий и гипотез. Она открыла нам множество великих умов, которые смогли нам продемонстрировать наш необъятный мир и бесконечную Вселенную. Научная картина мира — постоянно меняющийся взгляд людей различных эпох с точки зрения науки, то есть законов, теорий, постулатов и так далее.

1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. — М., 1991.

2. Вернадский В. И Избранные труды по истории науки. — М., 1981.

3. Столович Л. Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой