Культурное наследие Ванского царства
Древнейшими надписями урартских царей являются надписи из города Вана, урартского царя Сардури, сына Лутипри (тридцатые годы IX в. до н. э.), составленные на ассирийском языке. Первые надписи, составленные на урартском языке, имеются лишь от преемника этого царя — Ишпуини. Начиная с этого момента (последняя четверть IX в.), надписи в Урарту составлялись в основном на урартском языке. Самыми… Читать ещё >
Культурное наследие Ванского царства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Минский государственный лингвистический университет Культурное наследие Ванского царства Реферат По дисциплине: «Культурология»
Выполнила Медведева Татьяна Александровна г. Минск, 2015
1.Введение
ванское царство урарту украшение
Урарту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, урартск. э) — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана). Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами — Ваном, Урмией и Севаном (Гокча). Северная часть Урарту находилась в бассейне Аракса и южных притоков Куры.
Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.
2. Культура Урарту
2.1. Архитектура
2.1.1 Крепостное строительство
По всему обширному Армянскому нагорью разбросаны развалины урартских крепостей, немые свидетели былой мощи Ванского царства. Иногда на камнях их стен можно видеть клинообразные надписи, в которых рассказывается о постройке крепости и упоминается имя соорудившего ее царя. При непрочном государственном объединении, державшемся главным образом военной силой, крепости в Ванском царстве имели исключительное значение. Как на всем древнем Востоке, урартские крупные поселения и города обносились крепостной стеной или имели сильно укрепленную цитадель, способную выдержать длительную осаду. Крепости были различного назначения: чаще всего они служили целям охраны местности и защиты населения, некоторые из них являлись административными центрами или базами для больших походов. В связи с различными назначениями тип самих крепостей и выбор места для них бывали различными.
Охранные крепости сооружались на труднодоступных местах, на высоких холмах иди утесах, господствующих над местностью. Обычно для них выбирался выступ горного кряжа близ горной речки или родника, расположенного выше крепости, и вода по каменным или керамическим трубам подводилась к крепости. Нельзя забывать, что вопрос водоснабжения крепости был вопросом первостепенного значения.
Из числа урартских крепостей, расположенных на неприступном утесе, особенно интересна крепость Амкуберд на берегу оз. Ван, в 10 км западнее острова Лим. Прибрежный утес со всех сторон имеет крутые и обрывистые склоны, и расположенная на нем крепость была доступна только со стороны озера: над самой водой вырублен проход в крепость. Таким образом, при осаде враг мог штурмовать крепость только с озера, и то при помощи плотов или лодок.
Урартские крепости на окраинах Ванского царства, служившие административными центрами и местопребыванием урартских наместников с гарнизоном, обычно имели цитадель, отделенную мощной стеной от укрепленного поселения.
Таковы урартские крепости Закавказья: Дрян-берд, Кармир-блур, Нор-Баязет, Цовинар. Некоторые большие крепости имели отдельные форты, вынесенные вперед, служившие часто целям охраны воды, которой пользовалось население.
2.1.2 Памятники урартской архитектуры
Урартские каменные постройки сохранились в сильно разрушенном виде, да, кроме того, большинство этих развалин находится еще под землей.
Во время археологических работ на Топрах-кале в 1879—1880 гг. были раскопаны развалины храма, расположенного в северной части крепости.
Фундаментом храма служила платформа высотой от 0,5 до 4,5 м, сложенная из крупных камней, обработанных рустовкой. Такая техника обработки камня встречается и в урартских постройках Армавира (Аргиштихинили).
По размерам храм на Топрах-кале был небольшим, длина платформы равнялась всего 21 м, а ширина 13,5 м.
Архитектурные формы храма бога Халди в Мусасире представляют исключительный интерес. Они совершенно отличны от известных нам месопотамских, ассирийских и вавилонских форм храмов.
Храм сооружен на высокой платформе (четверть общей высоты здания); на платформу вела лестница, которая на рельефе была отмечена, по-видимому, краской и потому не сохранилась. Храм имел двускатную крышу с высоким фронтоном, увенчанным изображением копья. Невысокая дверь, вход в храм, расположена в центре фасада, по сторонам входа помещались два больших копья и две статуи в молитвенной позе.
Из центра Урарту и из его окраинных областей происходят базы колонн, части стержней и капители, причем древнейшие из них, с именем Ишпуини, сына Сардури, относятся к IX в. В Закавказье (район Армавира) были обнаружены две базы колонн с посвятительными надписями Аргишти, сына Менуа. Урартские колонны составлялись из отдельных частей — базы, капители и нескольких барабанов ствола. Каждая часть имела вверху углубление, а внизу выступ, так как при установке колонн верхний барабан вставлялся в нижний. Никаких металлических скреп, по-видимому, не существовало.
Поперечные валики на колоннах Мусасирского храма, быть может,
передают декоративно отмеченные швы на месте скрепления отдельных ча ей стержня Урартские архитектурные памятники украшались или металлическими предметами (как щиты и статуи), не имеющими органической связи с архитектурой, или разноцветной каменной инкрустацией.
Вопрос цвета в урартской архитектуре, по-видимому, имел большое значение.
Выше было указано, что храм на Топрах-кале был построен из разноцветного камня.
Моисей Хоренский, приводя легенду о постройке города Вана царицей Шамирам, говорит о роскошных зданиях, разукрашенных различными красками и разноцветными камнями.
Раскопки на Арин-берде и на Кармир-блуре свидетельствуют о том, что в урартской архитектуре и роспись стен имела широкое распространение.
Раскопки в Тил-Барсибе указывают на то, что на окраинах Ассирийского царства в дворцовых постройках каменные раскрашенные рельефы заменялись стенными росписями.
2.2. Религия
Для урартских верований характерны обряды совершавшиеся под открытым небом, перед гладкой обтесанной стелой или перед «дверью», высеченной в скале, где мыслилось живущим божество. Но существовали и настоящие храмы.
При изучении религии Ванского царства пользуются двумя основными видами источников.
Первый из них — урартские клинообразные надписи, второй — изобразительные памятники, в которых нашла отражение не только официальная урартская религия, но и народные верования, не упоминаемые в клинописных текстах. Поэтому только совместное изучение этих двух видов источников может дать правильное представление о религии Ванского царства в целом.
Сведения клинообразных надписей весьма ограничены: в них называются имена богов, рассказывается о сооружении храмов, перечисляются жертвоприношения.
Урартские клинописные тексты в начальных строках содержат обычно обращение к богу или к богам. На их основании можно заключить, что главным урартским богом был Халди, к которому обращено громадное большинство надписей. Сведения о военных победах урартов принимают часто форму реляции царя богу Халди.
Во многих клинообразных надписях наряду с именем Халди упоминаются имена богов Тейшебы и Шивини, выделявшихся вместе с Халди из среды остальных богов.
Следует отметить, что бог Халди почитался также и в пограничных районах Ассирии.
На это указывают такие ассирийские теофорные имена, как Халди-насир (Халди-хранитель), Халди-ибни (Халди создал), Халди-этир (Халди спас), Халди-илаи (Халди— мой бог) и др., обнаруженные в деловых документах и письмах.
В перечне божеств бог Халди занимает первое место и ему приносится наибольшая жертва. Есть основания полагать, что в Ванском царстве, кроме обычных жертвоприношений, существовали и человеческие жертвоприношения, на что как будто указывают и некоторые тексты.
Супругой бога Халди, верховной богиней урартского пантеона, была Арубани (Арубаини, Уарубани), имя которой в нескольких надписях встречается рядом с именем Халди.
Бог Халди изображается в человеческом облике стоящим на льве, атрибуты и символы этого божества нам неизвестны. Не исключена возможность, что символом Халди являлся крылатый солнечный диск.
Неясна также и этимология имени Халди; были высказаны предположения, что в основе его имени лежит корень hal, означающий в языках западного Закавказья небо, и тогда имя главного урартского бога будет означать небесный.
В религиозных представлениях урартов бог Халди обычно имел облик воина; он благословлял царя на выступление в поход, он помогал ему одерживать победы над врагом. И не случайно в Мусасирском храме отчетливо выступал культ копья и щита. Копьем увенчан фронтон храма, копья помещены по обеим сторонам входа, около статуй великих привратников, а щиты развешаны на стенах и колоннах фасада, да и сам храм назывался домом щита.
На втором месте среди урартских богов стоит бог Тейшеба (Te-e-i-se-ba), который в клинописи обозначался ассирийской идеограммой бога Адада.
Супругой бога Тейшебы была богиня Хуба (хурр. Хебат), имя которой в надписи Мхер-Капуси ошибочно читалось как Баба. Изображение ее, по-видимому, сохранилось на печати из Хайкаберда, хранящейся в Эрмитаже. Там изображено женское божество с поднятыми вверх руками.
Третьим из главных богов Ванского царства был бог солнца Шивини. Вероятно, символом Шивини и являлся крылатый солнечный диск, часто встречающийся на урартских печатях с культовыми изображениями.
Супругой Шивини считалась богиня Тушпуеа, занимавшая третье место в верховной триаде урартских богинь.
Урарты изображали своих богов обычно в образе людей, но в некоторых случаях можно усмотреть и остатки первоначального их образа — отдельные черты животных и птиц.
Так, головной убор богов имел в качестве обязательных атрибутов рога; богини, ранее изображавшиеся в образе птиц, сохранили крылья, а некоторые божества приняли вид фантастических существ с головами животных при человеческом туловище.
Некоторые из божеств, сочетающие в себе черты человека, животных и птиц, были искусственно созданным образом, занявшим важное место в магии. Таковы божества шеду — крылатые быки или львы с человеческим лицом или торсом, перешедшие в Урарту из Ассирии, или крылатые гении, иногда с головами животных, обслуживающие священное дерево, также неразрывно связанные с ассирийской иконографией.
Урартские изобразительные памятники дают нам большой материал и по тем культам, которые, несмотря на их широкое распространение в Ванском царстве, не получили никакого отражения в надписях. Например, культ дерева. Изображение священного дерева — древа жизни — часто встречается в Урарту, особенно в композиции с двумя крылатыми гениями по его сторонам, чрезвычайно характерной для ассирийского искусства.
2.3 Ювелирное искусство Урарту
Ювелирное искусство Урарту было обусловлено богатыми традициями обработки металла эпохи средней и особенно поздней бронзы.
О высоком развитии металлообработки Урарту свидетельствует перечень добычи Саргона II в Мусасаре. В числе многих сотен тысяч захваченных здесь предметов упоминаются золотые щиты, статуя Сардури, сына Ишпуини и Аргишти I, фигура коровы с теленком, жезлы из слоновой кости с навершиями из золота, золотых штандартов, а также различные кольца, подвески, перстни и прочие украшения. Дошедшие до нас изделия в основном представлены головными, нашейными, нагрудными и наручными многочисленными украшениями, что дает возможность классифицировать эти изделия.
2.3.1 Головные украшения
Представлены немалочисленными изделиями в виде височных колец, диадем и серег.
Височные кольца. Известны в виде нескольких серебряных экземпляров. Все они имеют форм у небольших колец с расходящимися концами и центральным змеевидно изогнутым стержнем. Подобные кольца закреплялись к волосам височной части и играли роль своеобразной красивой заколки-шпильки.
Диадемы. К числу головных украшений относятся диадемы или налобные пластины. Единственным свидетельством об их применении в Ванском царстве являются диадемы, украшающие головы деревянных статуэток из Кармир-блура.
Серьги также относятся к числу редких находок. Пара золотых серег имеет один короткий, другой длинный изогнутый конец, который вдевается в мочку и прижимается к короткому концу. Одна из этих серег в серединной части имеет дисковидное утолщение, оконтуренное тремя рельефными линиями. Центральная часть другой серьги украшена витой тонкой проволочкой, составляющей орнамент в виде кружочков и ромбов.
2.3.2 Шейные украшения
Шейные украшения также представлены в единичных экземплярах. Если не считать многочисленных бронзовых, встречаемых реже серебряных бус, сердоликовых и агатовых ожерелий, то единственным шейным украшением является половинка серебряной гривны из Кармир блура.
Нагрудные украшения
Нагрудные украшения. Наиболее богато представлены нагрудные
украшения в виде различных пекторалей, медальонов, фибул, булавок и т. д.
Пекторали. Все эти пекторали делятся на два варианта. Часть их имеет форму полулуния (лунницы) с направленными вверх концами, которые закручены в трубчатые петельки для соединения с цепочкой. Наряду с пекторалями этого типа встречаются также подвески —лунницы, острия которых направлены вниз. В центре этих полулуний имеется кольцевидный выступ для прикрепления к цепочке.
Медальоны. Самым известным урартским ювелирным изделием является золотой медальон. На нем изображена богиня, сидящая на троне с прямой спинкой и полукруглыми подлокотниками. Богиня одета в богато украшенное длиннополое платье, а голову прикрывает покрывало, доходящее до талии. В левой, несколько приспущенной руке она держит ветку священного дерева, а приподнятой правой благословляет стоящую перед ней женщину.
Фибулы. В урартском ювелирном искусстве большое место занимают бронзовые, серебряные и золотые фибулы.
Булавки. Среди изделий урартского ювелирного искусства особенно
отличаются бронзовые, серебряные и золотые булавки.
Наиболее простые булавки имеют головки в виде шаровидных выступов, верхние плоские площадки которых гладкие или орнаментированы узорчатой зернью.
Более сложную форму имеют булавки, головки которых украшены фигурками птиц и животных.
Следующую группу образуют булавки, увенчанные фигурками раз;
личных животных.
2.3.3 Ручные украшения
Ручные украшения Урарту представлены различными браслетами.
Змеиноголовые браслеты по форме головок делятся на несколько
вариантов. К первому варианту относятся массивные бронзовые и серебряные браслеты, крупные головки которых имеют полукруглую форму с четко отмеченными выпуклыми глазами, выпуклыми надбровными дугами и точечными ноздрями.
Второй вариант змеиноголовых браслетов, так же отлитых в каменных формах, из бронзы и серебра отличается от браслетов первого варианта квадратной формой головок. Головки этих браслетов также имеют четко отмеченные выпуклые глаза, надбровные дуги и точечные ноздри.
Третий вариант змееголовых браслетов изготовлен из тонкой бронзовой или серебряной проволоки. Узкие расходящиеся концы этих браслетов украшены змеиными головками, нанесенные точечным или штриховым орнаментом.
Браслеты с львиными головками представлены двумя экземплярами.
Один из гладкий золотой браслет, концы которого украшены львиными головками с четк отмеченными округлыми глазами и выступающей полураскрытой пастью. Грива хищника подчеркнута точечными линиями.
Еще богаче оформлен браслет из Археологического музея в Ване.
Его бронзовый корпус украшен двойными-тройными полукруглыми выступами, а концы украшены львиными головками, отлитыми из золота. Здесь также четко отмечены выпуклые глаза, нос и полураскрытая пасть. Шея украшена многочисленными точечными линиями и спиралевидным орнаментом.
2.4 Письменность
Древнейшими надписями урартских царей являются надписи из города Вана, урартского царя Сардури, сына Лутипри (тридцатые годы IX в. до н. э.), составленные на ассирийском языке. Первые надписи, составленные на урартском языке, имеются лишь от преемника этого царя — Ишпуини. Начиная с этого момента (последняя четверть IX в.), надписи в Урарту составлялись в основном на урартском языке. Самыми поздними из урартских надписей являются надписи последнего царя Урарту Руса III, сына Эримена (начало VI в. до н.э.).
Для составления урартских надписей употреблялась главным образом клинообразная система письма. Наряду с этим в Урарту существовало местное иероглифическое письмо, на котором имеется одна надпись на глиняной табличке, а также часто даются обозначения емкости на многих больших сосудах, происходящих из Урарту.
Клинообразное письмо, на котором составлено огромное большинство урартских надписей, урартийцами заимствовано от ассирийцев.
Надписи в Урарту главным образом делались на камне: вырезывались на строительных камнях, на каменных стелах, на базах колонн, на скалах. Но имеются надписи и на других материалах: на глиняных табличках, предметах из бронзы, кости и т. д.
Здесь имеются знаки для гласных, слоговые знаки, идеограммы, т. е. знаки, обозначающие понятия (например, «земля», «вода», «страна», «бог» и т. п.), и, наконец, детерминативы, т. е. знаки, определяющие характер тех слов, в связи с которыми они стоят (так, например, перед именами богов ставится специальный детерминатив, перед названиями стран — детерминатив страны и т. д.). В урартской письменности клинообразные знаки имеют обыкновенно одно или, редко, два-три значения. Таким образом урартское клинообразное письмо много проще ассирийской клинописи.
1. Есаян С. Ювелирное искусство Урарту // Историко-филологический журнал, Ереван, № 3, 2003
2. Афанасьева В. К., Дьяконов И. М. Искусство Передней Азии 2 — середины 1 тысячелетия до н. э. // Памятники мирового искусства. Выпуск II (первая серия). Искусство Древнего Востока, «Искусство», Москва, 1968
3. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту), Издательство Восточной литературы, Москва, 1959
4. Меликишвили Г. А. Урартские клинообразные надписи. — М., 1960.