Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Преемственность в обучении математике в средней школе и педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа педагогической и учебнометодической литературы, школьной и вузовской практики обобщено представление о содержании понятия «преемственность в обучении» математике в системе «школапедвузшкола». Это позволило разработать концепцию преемственности обучения математике в средней школе и педвузе. Уточнена трактовка понятия «преемственность в обучении». Под преемственностью в обучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА — ПЕДВУЗ — СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
    • 1. 1. Проблема преемственности в обучении в педагогической литературе
    • 1. 2. Состояние преемственности в процессе обучения математике в средней школе и педвузе
    • 1. 3. Основные направления осуществления преемственности обучения математике в средней школе и педвузе
    • 1. 4. Формы реализации преемственности в системе школа — педвуз — школа"
  • ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ПЕДВУЗЕ (на примере курса геометрии)
    • 2. 1. Преемственность в обучении геометрии в средней школе и на младших курсах физико-математического факультета
    • 2. 2. Организация самостоятельной работы студентов педвуза
    • 2. 3. Спецпрактикум по решению математических задач как форма реализации преемственности обучения в системе «школа-педвуз-школа»
    • 2. 4. Анализ результатов исследования
  • ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Преемственность в обучении математике в средней школе и педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический прогресс, появление новых производственных технологий, компьютеризация сфер производства и обслуживания приводят к необходимости развития систем непрерывного образования, в которых обучение математике играет одну из первых ролей. Непрерывность образования понимается как систематическое обучение на протяжении всей жизни: начальная школа, базовое образование (неполная средняя школа), средняя школа, профессиональное образование (техникум, вуз) и постоянное повышение квалификации в процессе творческой деятельности.

Важным условием успешного решения этой проблемы является достижение преемственности главных компонентов учебно-воспитательной системы. В школах, ПТУ, вузах необходимо обеспечить строгую преемственность обучения и воспитания, так как основные проблемы образования, по словам министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. Г. Кинелева, «. связаны с непроработкой вопросов преемственности между средним и высшим образованием. Это проблема номер один» [73, с.24].

Преемственность в обучении связана с реализацией внутрипред-метных и межпредметных связей, трактовкой основных понятий, последовательностью изложения учебного материала, уровнями возрастания его сложности и трудности, форм и методов организации процесса обучения на разных этапах.

В течение последних десятилетий проблема преемственности в обучении привлекает к себе пристальное внимание педагогов, психологов, методистов. Общедидактические аспекты этого феномена освещены в трудах С. И. Архангельского, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанс-кого, III. И. Ганелина, С. М. Годника, Ю. А. Кустова, А. А. Люблинской, В. Э. Тамарина, А. В. Усовой и др.

Многие педагоги рассматривали преемственность в обучении как способ организации знаний в программах и учебниках. Между тем ряд педагогов высказывали другое мнение. Так, Ш. И. Ганелин писал по этому поводу: «В педагогической литературе проблема преемственности. обычно включалась в принцип систематичности и обусловленной ею последовательности изложения и сообщения знаний учащимся. Ясно, что такая трактовка преемственности лишь как определенной последовательности построения знаний в программах и учебниках и передача знаний учителем односторонняя и недостаточная» [35, с.4]. Б. Г. Ананьев, Ш. И. Ганелин указывали, что не менее важной стороной осуществления преемственности в обучении является обеспечение преемственности в учении, т. е. осуществление внутренних взаимосвязей усваиваемых знаний в сознании учащихся, их систематизация и применение в разнообразных условиях обучения и жизни. Эти авторы считали необходимой также координацию действий педагогических коллективов, обеспечивающих систему преподавания отдельных циклов общего образования: математического, филологического, исторического и др. 3, 36].

С.М.Годником исследуется процесс преемственности в средней и высшей школе на основе выделенной им клеточки или «единицы» преемственности — изменение внутренней позиции обучаемого. Им разработана концепция преемственности в воспитании школьника и студента, на первое место в которой выдвинута адаптация первокурсников.

Ю.А.Кустов рассматривает теоретические основы связи профессионального образования студентов с производством (на примере.

Тольяттинского технического колледжа на базе Волжского автомобильного завода и учебнонаучнопроизводственного экспериментального комплекса «школа — профтехучилище — колледж — вузпроизводство»). Автором разработана концепция и построена модель системы взаимосвязей профессиональной подготовки молодежи в техническом колледже и на производстве.

Анализ литературы приводит к выводу о том, что понятие преемственности возникло как объективная необходимость научного осмысления широко функционирующего на практике педагогического процесса, обусловливающего непрерывность и цельность обучения. Поэтому при изучении исследователями преемственности в обучении должно уделяться больше внимания двум аспектам рассматриваемого явления: содержательному и процессуальному. Однако, предпочтение отдается первому.

Исследователи вкладывают различный смысл в содержание этого понятия, в его статус и место среди педагогических категорий. Одни видят этот смысл в способе организации знаний (А.К.Артемов, М. И. Зайкин, Ю. В. Сидоров и др.), другие соотносят его с внутрип-редметными связями (В.А.Гусев, В. А. Далингер, Т. И. Ильина, A.M. Пышкало и др.), третьи межпредметными связями (С.Я.Батышев, В. Н. Максимова, М. И. Махмутов и др.), четвертые имеют в виду связь между отдельными этапами (звеньями или ступенями) обучения (А.В. Батаршев, 0.В.Долженко, В. С. Леднев и др.). По-разному видится и статус этого феномена: одними преемственность включается в число дидактических принципов, другие рассматривают ее как средство реализации отдельных принципов дидактики.

В условиях современных требований к качеству подготовки учителя математики в педвузе отдельные аспекты преемственности нашли свое отражение в контексте других проблем: преподавания математических дисциплин в школе и педвузе (В.Г.Болтянский, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, Н. В. Метельский, В. И. Мишин, А.Г.Мордко-вич, В. М. Монахов, В. А. Оганесян, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, Р. С. Черкасов и др.) — познавательной самостоятельности студентов (Л.Г.Вяткин, Г. И. Саранцев, И.Г.Королькова) — единства процессуального и содержательного (А.К.Артемов) — связи обучения математике в школе и средних профтехучилищах (В.М.Лихач, Н. А. Терешин, Л. М. Наумова и др.). Причем большая группа исследователей уделяет внимание развитию личности будущего учителя математики, тем самым затрагиваются проблемы преемственности обучения в системе «педвуз — школа» .

Если обобщить материалы исследований, можно сделать следующий вывод: преемственность в обучении обеспечивает возможность осуществления взаимосвязи между представлениями, понятиями, умениями, навыкамиспособствует осознанию ведущих идей предметапозволяет установить межпредметные связи, которые являются необходимым условием формирования мировоззрения учащихся, а также способствует более глубокому осмыслению и улучшенному запоминанию изучаемого.

Результаты работ указанных авторов имеют большое значение для совершенствования методики осуществления преемственности обучения математике в средней школе и педвузе. Однако, несмотря на большое число трудов в этой области, вопрос о преемственности в обучении математике в системе «школа — педвуз — школа» требует специального исследования. Это обусловливается тем, что исследование проблемы преемственности осуществлялись в контексте системы «школа — педвуз», либо «педвуз — школа» и охватывают две автономные группы, одна из которых связана с содержательным, а другая с процессуальным аспектами исследуемого феномена.

Такой подход к проблеме преемственности в обучении математике в средней школе и педвузе является слишком узким, а потому не позволяет получить результаты, использование которых позволило бы усовершенствовать процесс обучения математике как в средней школе, так и педвузе. Об этом свидетельствуют и результаты констатирующего эксперимента, в частности, то, что с одной стороны, выпускник средней школы, имея высокие оценки по школьному курсу математики, не готов к восприятию материала вузовских математических дисциплин, с другой стороны, знания, приобретенные студентами в педвузе, не соотносятся ими с будущей деятельностью учителя математики.

Гипотетично предположить, что рассмотрение проблемы преемственности в контексте системы «школа — педвуз — школа» с учетом единства двух аспектов может привести к изменению существующего положения.

Такой подход будет способствовать интеграции указанных выше содержательного и процессуального аспектов преемственности в обучении математике. Под преемственностью в обучении понимаем категорию теории и методики обучения математике, исследующую соответствия процессов обучения математике в средней школе и педвузе и способы их согласования. Итак, проблема заключается в разработке концепциии преемственности в системе «школа — педвуз — школа», основанная на единстве двух аспектов.

Таким образом, на данном этапе подготовки учителя математики возникает противоречие между потребностью в научно обоснованной методике осуществления преемственности при обучении математике и ее реальным состоянием. Необходимость его разрешения определяет актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске основных направлений и форм реализации преемственности в процессе обучения математике в системе «школа — педвуз — школа» .

Цель исследования состоит в разработке концепции преемственности в обучении математике в средней и высшей школе и выявлении условий ее реализации.

Объект исследования: процесс обучения математике в средней школе и педвузе.

Предмет исследования: преемственность в обучении математике в средней школе и педвузе.

Гипотеза исследования: эффективность обучения математике в школе и вузе повысится, если: а) проблему преемственности в обучении математике исследовать в системе «школа — педвуз — школа» — б) выделить направления реализации преемственности в обучении и формы их проявления, адекватные единству содержательного и процессуального аспектов этого феноменав) разработать средства реализации преемственности в практике обучения математике в школе и вузе и внедрить их.

Исходя из целей и гипотезы исследования, были поставленны следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы преемственности в обучении ме-тематике по литературным источникам и обобщить представленное в них содержание понятия преемственности в системе «школа — педвуз — школа» .

2. Исследовать связь между содержанием, методами, формами обучения математике в средней школе и педвузе.

3. Выявить основные направления осуществления преемственности обучения математике в средней и высшей школе.

4. Определить формы реализации преемственности в системе школа — педвуз — школа", разработать методику их осуществления.

5. Проверить экспериментально эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение учебно-методической и педагогической литературы, учебников и учебных пособий по математике, алгебре, геометриилогико-дидактический анализ различных разделов школьных учебников геометрии, сборников задачобобщение опыта учителей школ, констатирующий и обучающий эксперимент с учащимися 11-х классов и студентами 1, 4-х, 5-х курсов пединститута.

Методологическую основу исследования составили работы по проблеме диалектического единства теории и практикитеория познания, образования и воспитаниятеория развития личности, концепция деятельностного подхода, труды психологов, педагогов и специалистов в области теории и методики обучения математике.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялось изучение и анализ педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, изучалось состояние исследуемой проблемы в вузовской практике, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе уточнялась трактовка понятия «преемственность», разрабатывались основные направления осуществления преемственности при обучении математике в средней школе и педвузе, проводился поисковый эксперимент.

На третьем этапе проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности и корректировки предлагаемой методики, были обобщены результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования.

Научная новизна выполненного исследования состоит в том, что в нем проблема преемственности в обучении математике решена на принципиально новой основе — в контексте системы «школа — педвуз — школа» с учетом единства преемственности в содержании, методах, средствах формах обучения математике в школе и педвузе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в:

— уточненной трактовке понятия «преемственность в обучении» ;

— построенной концепции реализации преемственности в обуче-ниии математике в системе «школа — педвуз — школа» ;

— выделенных основных направлениях и формах их реализации.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная автором методика реализации преемственности может быть использована преподователями математических дисциплин в педвузе и учителями математики средних школ, которая позволит совершенствовать как качество знаний учащихся 11-х классов средних школ, так и студентов, выпускников педвуза.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результативность и выводы обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, теории и методики обучения математике, совокупностью разнообразных методов исследования, а также итогами проведенного эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в обучении математике — многогранное по нятие, требующее для своего анализа соотнесения его с системой «школа — педвуз — школа» .

2. Феномен преемственности в обучении математике в средней школе и педвузе содержат два аспекта: содержательный и процессуальный. Их реализация осуществляется по направлениям: а) развитие личностных качеств будущего учителя математикиб) ликвидация пробелов в школьных знаниях, умениях и навыках, развитие содержательных линий школьного курсав) актуализация школьных и вузовских знаний-г) использование активных форм и методов обучения на младших курсах физико-математического факультета.

3. Реализация преемственности в обучении, осуществляется в системе «школа — педвуз — школа» в специальных формах: а) заключительного курса школьной математики-б) спецпрактикума по решению математических задач-в) самостоятельной работе студентов.

На защиту также выносятся программы заключительного курса математики для учащихся 11-х классов, спецпрактикума для выпускников педвуза.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись посредством проведения практических занятий, занятий спецпрактикума, а также в виде докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры теории и методики обучения математике и физике Арзамасского пединститута (1992;1997), Всеросийских научных конференций (Саранск, 1995, Орехово-Зуево, 1995, Арзамас, 1995, 1997).

По теме исследования имеется 6 публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 .

1. Заключительный курс геометрии конструируется с целью ликвидации пробелов в школьных знаниях, умениях и навыках у выпускников средних школ, а также обобщения и систематизации учебного материала. Механизм его создания заключается в выделении основных вопросов школьного курса геометрии, требующие рассмотрения на занятиях курса, разрабатываении методики организации занятий.

2. Задания, включаемые в самостоятельную работу студентов определяются различными уровнями самостоятельности обучаемых, что осуществляет преемственность с теми навыками, которые учащийся приобрел на предыдущем этапе обучения математике.

3. Важное место в предлагаемой методике занимает обобщающие повторение знаний, приобретенных студентами в педвузе, которое реализует преемственность в обучении математике в системе «школапедвуз-школа» .

4. В ходе эксперимента было выявлено, что методика обучения геометрии с использованием форм организации преемственности в обучении математике в системе «школапедвузшкола» оправдана:

1) дает значительно лучшие результаты при обучении геометрии студентов педвуза;

2) сокращает период адаптации студентов 1-го курса;

3) осуществляет ретроспективный анализ вузовских и школьных знаний, демонстрирует связь с будущей профессией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие результаты и выводы:

1. Установлено, что в традиционной вузовской методике недостаточно полно изучены формы реализации преемственности в обучении математике. В действующих программах по математическим дисциплинам заложены большие потенциальные возможности для усиления преемственных связей курсов высшей и школьной математики. Однако, в настоящее время они не нашли должного отражения в учебниках по математике, что в конечном счете отрицательно влияет на результаты обучения в средней школе и педвузе.

2. На основе анализа педагогической и учебнометодической литературы, школьной и вузовской практики обобщено представление о содержании понятия «преемственность в обучении» математике в системе «школапедвузшкола». Это позволило разработать концепцию преемственности обучения математике в средней школе и педвузе. Уточнена трактовка понятия «преемственность в обучении». Под преемственностью в обучении математике понимаем категорию теории и методики обучения математике, исследующую соответствия процессов обучения математике в средней школе и педвузе и способы их согласования.

Взаимодействие вузовских и школьных знаний в контексте преемственности в обучении математике в средней школе и педвузе позволило выделить и обосновать два типа преемственных связей. Первый тип преемственных связей — связи, предусматривающие использование знаний студентов школьного курса математики для фор

— 136 мирования понятий, навыков и умений вузовского курса. Второй тип — связь конечной системы знаний с теми начальными знаниями, которые составляют базу для преподавания математики в средней школе.

Содержание этих типов обусловливает специальные направления осуществления преемственности обучения математике в средней школе и педвузе: а) развитие личностных качеств будущего учителя математикиб) ликвидация пробелов в школьных знаниях учащихся, развитие содержательных линий школьного курса математики-в) актуализация школьных и вузовских знаний-г) использование активных форм и методов обучения.

Указаны формы реализации преемственности: заключительный курс школьной математики для учащихся 11-х классов, самостоятельная работа студентов, спецпрактикум по решению математических задач для выпускников педвуза, опорные конспекты лекций, обосновано их влияние на качество знаний выпускников педвуза, на формирование умений решать задачи, на развитие личностных качеств обучаемых.

3. В соответствии с представленной концепцией преемственности обучения математике в системе «школапедвузшкола» разработан механизм создания заключительного школьного курса математики. Он заключается в следующем: выделяются в школьном курсе математики содержательные линии, указывается перечень основных вопросов и объем материала по каждой линии, исследуется развитие содержательных линий в вузовском курсе математики, выделяются основные вопросы школьной математики, требующие рассмотрения на занятиях курса, разрабатывается методика организации занятий.

4. На основе изучения и обобщения опыта преподавания курсов по выбору в системе подготовки будущего учителя математики пока.

— 137 заны возможности, даны обосновние программы, почасовое планирование занятий для спецпрактикума по решению математических задач для студентов 5-го курса.

5. Экспериментальная проверка разработанной методики преподавания математики в средней школе и педвузе показала ее эффективность. Было установлено, что данная методика способствует повышению качества усвоения вузовских знаний.

Сделанные выводы дают основание полагать, что решены поставленные задачи исследования, экспериментальная проверка потверди-ла справедливость гипотезы исследования и доказала, что внедрение в обучение математике форм реализации преемственности в обучении ведет к совершенствованию знаний обучаемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Основы дидактики высшей школы. Курс лекций, — Уфа, 1973, ч. 1.- 240 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 355с.
  3. . Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика, 1953, N2, — С. 23−25.
  4. . Г. К психофизиологии студенческого возраста. -В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974, вып. 2.
  5. Д. А. Проблема адаптации студента. В кн.: Молодежь и образование. — М., 1972. — С. 194−204.
  6. А. Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза (на примере математике): Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1978 — 18 с.
  7. .И., Балк М. Б. Геометрические построения на плоскости. Пос. для студентов педагогических институтов. М., 1957 — 260 с.
  8. А.К. Состав и методика формирования геометрических умений школьников. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1969 -366с.
  9. А. К. Проблема структурирования учебного материала по математике. // Совершенствование математического образования в школе и вузе: Межвуз. сб. науч.тр./Мордов. ун-т. -Саранск, 1988. С. 23−28
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшейшколе. М.: Высш. школа, 1974. — 383 с.
  11. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. метод, пособ. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  12. В. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: изд-во МГУ. 1984. 104 с.
  13. Л.С., Базылев В. Т. Геометрия. Учебн. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. В 2 ч. 42. М.: Просвещение, 1987. — 352 с.
  14. В.Г. Системность и общество,. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  15. В.Г. и др. Геометрия. Учеб. пособие для студентов I курса физ.-мат. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 351 с.
  16. М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971 — 461 с.
  17. К.Д. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических факультетов: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Одесса, 1982. — 16 с.
  18. А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приемов на уроке. Таллин: ВАЛГУС, 1989. — 48 с.
  19. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  20. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. — 16 с.- 140
  21. В. Н. и др. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: Кн. для учителя. (В. Н. Березин, Л. Ю. Березина. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  22. В.Г. и др. Векторное изложение геометрии (в 9 классе средней школы): Пособие для учителей / В. Г. Болтянский, М. Б. Волович, А. Д. Семушин. М.: Просвещение, 1982. — 143с.
  23. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993, N2.-С.10−16.
  24. И.В., Юдина Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. — 206с.
  25. А.Я. Преемственность в системе методов обучения. Рига, 1971.
  26. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
  27. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977 -412 с.
  28. А.В. Психология мышления и кибернетики. -М.: Мысль, 1976. 192 с.
  29. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Воронеж: Изд- во Вор-го ун-та, 1977.
  30. Т.В., Бурлака Я. И. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов. Киев, КГПИ, 1988.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1991. — 207 с.
  32. Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения. Барнаул: Пед-кий ин-т, 1975. — 151 с.
  33. Вуз и школа (обзор статей) // Вестник высшей школы, 1969, N 8.
  34. П. Jl. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  35. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 классах // Советская педагогика, 1955, N 7. С. 3−10.
  36. Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−8 классах. 1961. N7.- С. 15.
  37. А.Н. О преемственности на уроках геометрии в средних профтехучилищах // Математика в школе, 1976, N6.-С. 46−47.
  38. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред.шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 335 с.
  39. Ю.Б. Школа и вуз: проблема преемственности в преподавании общеобразовательных наук. // Советская педагогика. 1976, N 6.- С. 36−41.
  40. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Гос. ун-т, 1981. — 208 с.
  41. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школ // Советская педагогика, 1980, N 9. С. 52−56.
  42. П.И., Мерзляк А. Г. Решение задач по математике из сборника задач под ред. М. И. Сканави, главы VI-IX группы Б. К.: Техника, 1992. — 320 с.
  43. Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1996. — 240 с.- 142
  44. Э.Г., Скопец З. А. Задача одна решения разные.- К.: Рад. шк., 1988. 173 с.
  45. М.И., Краснянская к.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  46. Т.В. Дидактические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989. — 16 с.
  47. Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  48. Я. И. Система элементарных задач по стереометрии. // Математика в школе, 1980, N 3. С. 31−33.
  49. В. А. Как помочь учителю полюбить математику? Часть 1. М.: Авангард, 1994. — 168 с.
  50. В.А., Литвиненко В. И., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Геометрия. М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
  51. Н.Г. Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  52. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1988. — 386 с.
  53. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии. 1981, N 6. С. 13−26.
  54. В.А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе: Автореф. дис.. док. пед. наук. С-Петербург, 1992. 51 с.
  55. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 80 с.
  56. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Просвещение, 1960. — 267 с.
  57. В.И., Кухтевич Т. Н. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции. М.: 1993. 68 с. — (система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- вып. 1).
  58. Е.С. Некоторые аспекты преемственности в обучении математике в восьмилетней школе и среднем профтехучилище // Математика в школе, 1979, N 1. С. 23−28.
  59. А.К. Мотивы учебной деятельности студентов.- Харьков, 1987.
  60. Долженко 0.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: метод, пособие. М.: Выс. шк., 1990. — 191 с.
  61. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе, 1990, N6. -С. 2−5.
  62. О.Б. Формирование приемов учебной деятельности учащихся при обучении математике // Математика в школе, 1989, N1. С. 31−37.
  63. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике.- М.: Просвещение, 1984. 127 с.
  64. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 288 с.
  65. М.И. Способ структурирования учебного материала по математике. // Совершенствование содержания математического образования в школе и вузе: Межвуз. сб. науч. тр./ Мордов. ун-т.- Саранск, 1988. С. 29−34.- 144
  66. Jl. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  67. Т.А. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  68. Т. А. Структурно-системный подход к исследованию-педагогических явлений. В кн. Результаты новых исследований в педагогике. — М., 1977. — С.14−28.
  69. Кабанова-Меллер Е. Н. Приемы учебной работы и овладения ими// Вопросы психологии, 1980, N4. С. 145−150.
  70. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под редакцией М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  71. П. И. Профессиональная направленность преподавания курса математического анализа в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1985. — 15 с.
  72. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы высшего образования России. М.: Республика, 1995. — 328 с.
  73. В.Г. Фундаментальность, преемственность, единство. Учительская газета, N 11, 1996. — с. 24.
  74. А. П. Элементарная геометрия: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 287 с.
  75. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. М.: Просвещение, 1990. — 416 с.
  76. И.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов педвуза в процессе изучения курса «Методика преподавания математики» : Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1997. — 17 с.- 145
  77. В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Метод, разр. по спецкурсу для слушателей ФПК. М, 1985. — 117 с.
  78. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии, 1981, N 2. С. 20−30.
  79. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. / С предисл. П. С. Александрова: Учеб. пособие для вузов. -2-е изд. доп. М.: Наука, 1985. — 176 с.
  80. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах: В сб.: Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. — Л.: Знание, 1970. — С. 47−61.
  81. Н. В., Гинецинский В. И. Актуальые прблемы профессионально педагогической подготовки учителя // Советская педагогика, 1982, N 3. С. 63−66.
  82. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский госуниверситет, 1976. — 57 с.
  83. Ю.А. Преемственность в обучении (школа-вуз-производство): Обзорная информация // Обучение и коммунистическое воспитание в высших и средних специальных учебных заведениях. -М.: НИИВШ, 1978, вып. 7. 44 с.
  84. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов: Гос. ун-т, 1982. — 274 с.
  85. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий высшей школе. Самара: Из-во Самарск. ин-та, 1993.
  86. Ю.А. Дидактический принцип преемственности и методика его реализации. Метод, реком. для студентов-практиков и учителей-стажеров. — Куйбышев, 1987. — 28 с.- 146
  87. A.M. Принцип преемственности в обучении. Львов, 1973. — 22 с.
  88. А. А. Сущность преемственности и ее реализация в обучении // Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Метод, рекомендации. М.: АПН ССР, 1984. — С. 9−18.
  89. B.C. Содержание образования : Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1989. 360 с.
  90. А.Н. Деятельность. Создание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высш. шк., 1990. — 111 с.
  92. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1993. 258 с.
  93. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975, N 2. С. 31−46.
  94. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 196 с.
  95. Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  96. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф. дис.. док. пед. наук. Л, 1989. — 59 с.
  97. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  98. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного- 147 времени. М.: Знание, 1991. — 78 с.
  99. М.И., Шакирзянов А. З. Учебный процесс с испол-зованием межпредметных связей в средних ПТУ: метод, пособие для преподавателей сред. ПТУ. М.: Высш. шк., 1985. — 207 с.
  100. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  101. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. / Под ред. В. И. Мишина. М.: Просвещение, 1987. — 414 с.
  102. Методы педагогических исследований. / Под ред. А. Н. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  103. П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1982. — 244 с.
  104. С.А., Суворов Н. М. Опыт интенсификации обучения математике на младших курсах педагогического вуза / Под ред. Ю. Г. Фокина. М., 1994. — 60 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. НИИВО- Вып. 1).
  105. А.Г. О прфессионально-педагогической направленности математической поджготовки будущих учителей // Советская педагогика, 1985, N 12. С. 52−57.
  106. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней образовательной школы и студентов вуза (на материале школ и вузов УССР). Автореф. дис.канд. пед. наук. Киев, 1972. 16 с.
  107. Н.И. Из опыта обучения геометрии в старших классах (10 кл.). М.: Просвещение, 1981. — 79 с.- 148
  108. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Психология образования. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 512 с.
  109. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496 с.
  110. Л.Ю. Динамика развития познавательного интереса у студентов-математиков // Проблемы гуманизации математического образования в школе и вузе: Межрегиональная конференция: Тез. докл. Саранск: МГПИ, 1995 — С. 89.
  111. Л.Ю. О развивающем значении геометрических задач на построение в курсе геометрии // Содержание, методы и формы обучения математике в школе и вузе: Межрегиональная научно -практическая конференция: Тез. докл. Орехово-Зуево, 1995. -С. 27.
  112. Л.Ю. К вопросу о преемственности обучения математике в высшей и средней школе // Материалы XXXI научной конференции преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева -Саранск: МГПИ, 1996. С. 73−75.
  113. Л.Ю. Преемственность в содержании обучения геоматрии в средней школе и педвузе // Гуманизация математического образования в школе и вузе: Межвузовск. сборник научных трудов. Саранск: Изд. МГПИ им. М. Е. Евсевьева. 1997. — С. 120
  114. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  115. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебник для курсов повышения квалификации / под ред. А. В. Петровского. -М.: Издательство МГУ, 1986. 303 с.
  116. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского, 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, -1986. — 464 с.
  117. Педагогика. Курс лекций / Под ред. П. Н. Шимбирева, И. Т. Огородникова. М., 1954. — 520 с.
  118. Педагогика. Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1966. — 648 с.
  119. Педагогика высшей школы. Воронеж, 1974. — 320 с.
  120. Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
  121. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина и др.: Под ред. Ю. К. Бабанского, -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  122. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. — 544 с.
  123. Педагогический словарь. В 2-х т. Глав, ред.: И.А.Каи- 150 ров. Т. 1−2. М., Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — Т. 2. -766 с.
  124. Д. Как решать задачу. М.: Учпедиз, 1961. -208 с.
  125. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. 2-е изд. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  126. Л.Е., Шишков B.C. Некоторые психофизиологические аспекты творческого мышления // Вопросы методики преподавания математики. Томск: Томский университет, 1980. — С. 8−29.
  127. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников.- М.:Педагогика, 1989.- 152с.
  128. В.В. Задачи по планиметрии. 4.1. изд. 2-е доп. и перераб. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. 300с.
  129. Преемственность в процессе обучения в школе. Учен, зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1969. — 260 с.
  130. Преемственность в обучении математике. Сб. статей / Сост. Пышкало A.M. — М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
  131. Преемственность средней и высшей школы в формировании личности учащегося: Сб. науч. тр. N 310. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1978. — 117 с.
  132. Преемственность в обучении учащихся среднего ПТУ предметам естественно-математического и профессионально-технического циклов: Метод, рекомендации / Коллектив авторов, под ред. А. А. Кыверялга и А. В. Батаршева. М.: АПН СССР, 1984. — 116 с.
  133. Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей / Сост. 0.А.Боковнев. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  134. Преподавание геометрии в 9−10 классах, Сб. статей / Сост. Скопец З. А., Хабиб Р. А. — М.: Просвещение, 1980. — 269 с.
  135. Проблема высшей школы. Респ. научн. метод, сборник.- 151
  136. Вопросы научной организации учебно-воспитательного процесса. Киев, Вып. 27. С. 25−34.
  137. А.В. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. сред. шк. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 383 с.
  138. М.В. О педагогических основах обучения математике. М.: Учпедгиз, 1963. — 208 с.
  139. М. В. Преподавание высшей математике в пединституте. М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
  140. В.В., Мелешина A.M., Гарунов М. Г. Новые формы организации вузовской лекции. М., 1988. — 52 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВШ: Вып. 2).
  141. С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АПИ СССР, 1958. 147 с.
  142. О.А. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1996. — 18 с.
  143. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика, 1997, N 1. С. 59−61.
  144. Г. И. О совершенствовании подготовки учителя математики на заочных отделениях пединститутов. / Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. Сб. трудов. М.: МГЗПИ, 1982. — С. 159- 164.
  145. Г. И. О профессиональной подготовке учителя математики. -// Математика в школе, 1990, N 4. с. 11−13.
  146. Г. И. Упражнения в обучении математике: Пособие для учителей и студентов физ. мат. факультетов. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.- 152
  147. Ю.В. Преемственность в системе обучения алгебре и математическому анализу в школе и вузе. / Дисс.. .. доктора пед. наук. М., 1994. — 35 с.
  148. Д.Т. Дидактические условия преемственности в формах и методах в средней и высшей школе. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1985. — 150 с.
  149. В.А. Проблема подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1978, N 1. С. 86−94.
  150. В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика, 1981, N 4. С. 76−84.
  151. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 304 с.
  152. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. -255 с.
  153. А. А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат. факультетов пед. ин-тов. М.: Высш. шк., 1988.- 127с.
  154. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
  155. В.Э., Пахомов Н. Н., Вербицкий А. А. Преемственность и новаторство // Вестник высшей школы, 1986, N 8. С. 8−16.
  156. В. Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения. В кн.: Вопросы преемственности школьного и- 153 вузовского обучения. Барнаул, 1975. — С. 3−5.
  157. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- Научно-исслед. ин -тут общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  158. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 95 с.
  159. О.Х. Использование преемственности в изучении преобразований и векторов на плоскости и в пространстве для решения стереометрических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1992. — 18 с.
  160. А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1985. С. 17−25.
  161. О.Н. Преемственность когнитивной деятельности обучения в системе «школа педвуз»: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.
  162. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: Изд-во Моск-го унив-та, 1989. — 240 с.
  163. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  164. И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 188 с.
  165. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  166. В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза. Автореф. канд. дис.. Минск, 1979. -16 с.- 154
  167. П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1959. — 293 с.
  168. А. Я. Самостоятельная работа учащихся по решению и составлению задач как средство повышения качества знаний по математике (на материале геометрии). Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
  169. П.М. Методика упражнений по математике. М.: Просвещение, 1971. — 317 с.
  170. П.М. и другие. О постановке в институтах спецкурса по содержанию школьных учебников. // Математика в школе. -1981. N 5. — С. 34−35.
  171. Д. С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1991. — 37 с.
  172. И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой