Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования являются работы экономистов (Л.И.Абалкин, Л. С. Бляхман, В. К. Розов, К.А.Хейне), касающиеся современного экономического мышления, концепции непрерывного экономического образования (В.А.Поляков, И.А.Сасова), фундаментальные работы ведущих отечественных уче-ных-дидактов (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин), теория технологической подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА
    • 1. 1. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента как потребность социально-экономического
  • I. развития общества
    • 1. 2. Обучение будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента как психолого-педагогическая проблема
  • I. *' 1.3 Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента в ее функционировании
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА
    • 2. 1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»

    2.2 Формы и методы обучения будущих учителей технологии и I предпринимательства основам менеджмента. 2.3.Результаты экспериментальной проверки эффективности подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента.

    Выводы по второй главе.

Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Новые социально-экономические условия в обществе изменяют цели и задачи системы образования, предъявляют новые требования к содержанию профессиональной деятельности педагогов. В настоящее время усиливается внимание к проблеме подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, адаптации к современным экономическим условиям. Существующий на данном этапе развития общества уровень экономической культуры молодежи, представляющей экономику как необъятное поле потребительского рынка, на котором осуществляются простейшие операции, связанные с куплей-продажей, нередко нарушающие принципы морали и нравственности, не отвечает требованиям современного цивилизованного рынка. Рыночные отношения требуют от личности таких качеств, как предприимчивость, инициативность, коммуникабельность, умение быстро адаптироваться в новой среде, принимать решения и реализовывать их на практике. Современный высокоорганизованный, социальноори-ентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию всех его участников. Необходимы глубокие управленческие и экономические знания, новое экономическое мышление, высокая общая и экономическая культура. Это обусловило смену приоритетов в выборе воспитательных и образовательных задач. В новых педагогических концепциях [61, 107] среди актуальных направлений в настоящее время выдвигаются экономическое и политико-правовое образование и воспитание.

Осуществление экономической, предпринимательской подготовки школьников на всех возрастных этапах должно оказать значительное влияние на раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения и их соответствия современным требованиям. Такая подготовка должна стать важным средством профессионального и жизненного самоопределения учащихся, так как предполагает создание предметной базы для приобретения знаний, умений и навыков организационно-хозяйственной деятельности, самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений.

Однако в настоящее время уровень экономического, предпринимательского образования, его организация не соответствует в определенной мере требованиям социально-экономического развития. К существенным недостаткам в организации экономического образования и воспитания школьников следует отнести недостатки в обучении технологии и предпринимательству.

Одна из причин неразвитого экономического, управленческого мышления молодежи — недостаточная методологическая компетентность преподавателей в вопросах экономического образования и воспитания учащихся. Большинство преподавателей применяют в экономическом образовании традиционные методы обучения. У них отсутствуют навыки использования деловых игр, проблемных ситуаций, включения учащихся в реальную трудовую деятельность для развития их мышления, предприимчивости, инициативности, хозяйственности. Массовая общеобразовательная школа испытывает организационные и психологические трудности введения новых экономических курсов в силу недостаточной теоретической и методической подготовки педагогических кадров к осуществлению данного образования и воспитания, отсутствия необходимой методической помощи учителю, недостаточного дидактического обеспечения данного обучения, ограниченного использования технических средств обучения.

В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки педагогических кадров, способных осуществлять экономическое образование и воспитание школьников, на практике обучать предпринимательской деятельности, владеющих умением организовать производство и управлять им.

Экономическая, управленческая подготовка имеет ярко выраженный прикладной характер, нацеленность на практическую деятельность. Это обусловило особенность обучения по дисциплинам экономико-управленческого цикла: усвоение знаний и формирование экономических, управленческих умений и навыков невозможно без их практической отработки в условиях, имитирующих реальные ситуации, где учащиеся являются субъектом как учебной, так и имитируемой управленческой деятельности. Это в свою очередь определяет важность оптимального выбора методов, форм и средств обучения экономико-управленческим дисциплинам.

В связи с вышесказанным проблема подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам управления, необходимой для осуществления экономического образования школьников в процессе обучения технологии и циклу экономических дисциплин требует дальнейшего изучения и разработки. Актуальность данной проблемы определяется наличием ряда противоречий: между потребностями каждого человека в более высоком уровне экономического образования, обеспечивающем успешную деятельность в условиях рыночных отношений и имеющимся уровнем такового у большинства людей, между необходимостью осуществления непрерывного экономического образования школьников и недостаточной подготовленностью большинства учителей к осуществлению данного направления педагогического процесса, слабой методической базой учебного процесса.

Наличие данных противоречий обусловило выбор темы исследования «Дидак-ф тические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента» и его цель: определить и экспериментально проверить дидактические условия эффективного формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства управленческих и методических знаний и умений, необходимых для осуществления экономического образования школьников и предпринимательской деятельности в учреждениях образования.

Ведущей идеей исследования является целесообразность осуществления управленческой подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства как важного компонента профессиональной подготовки педагога. Обучение студентов основам менеджмента позволит приблизить уровень профессиональной подготовки будущих педагогов к реальным социальным требованиям, предъявляемым к выпускникам технолого-экономических факультетов, тем самым способствовать улучшению процесса и результатов экономического обучения школьников.

Объектом исследования является содержание и процесс обучения студентов технолого-экономических факультетов по специальностям «Технология и предпринимательство», «Экономика и право».

Предметом исследования выступают дидактические условия обучения студентов технолого-экономических факультетов основам менеджмента.

Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента будет эффективной при сле-л дующих условиях:

— определение оптимального содержания обучения основам менеджмента;

— определение и применение наиболее эффективных форм и методов обучения;

— создание учебно-методического комплекса по основам менеджмента, состоящего из программы, лекционного курса, лабораторного практикума, системы контроля усвоения знаний.

Задачами исследования являются следующие:

1. Теоретически обосновать целесообразность управленческой подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства;

2. Разработать и экспериментально проверить содержание подготовки студентов тех-нолого-экономических факультетов по основам менеджмента;

3. Определить наиболее эффективные формы и методы подготовки студентов по основам менеджмента;

4. Разработать учебно-методический комплекс по менеджменту и определить его эффективность.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о человеке как субъекте деятельностиконцепция целостного подхода к рассмотрению педагогического процесса, социально-экономическое осмысления развития личности в условиях рыночной экономики, концептуальные положения о педагогическом управлении, концептуальные положения о методах и формах обучения, общепедагогические и психологические основы экономического образования и развития экономического мышления.

Теоретической базой исследования являются работы экономистов (Л.И.Абалкин, Л. С. Бляхман, В. К. Розов, К.А.Хейне), касающиеся современного экономического мышления, концепции непрерывного экономического образования (В.А.Поляков, И.А.Сасова), фундаментальные работы ведущих отечественных уче-ных-дидактов (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин), теория технологической подготовки (В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев), методические подходы к экономическому воспитанию и образованию (А.Ф.Аменд, Ю. К. Васильев, Б. А. Разйберг, А. С. Прутченков, В.Д.Симоненко), психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина), работы экономистов, педагогов, психологов, рассматривающих вопросы управления (В.И.Андреев, Ю. К. Бабанский, Ю. В. Васильев, А. И. Китов, Ю. А. Конаржевский, А. Я. Лившиц, М. М. Поташник, В. П. Симонов, Э. А. Уткин, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, В.А.Якунин).

На различных этапах научно-исследовательской работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы исследования:

— методы теоретического исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогий, моделирования;

— методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, беседы, изучение и анализ практической деятельности студентов, педагогический эксперимент;

— методы прикладной математической статистики, используемые для сбора, обработки и анализа результатов педагогического эксперимента.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

1. Первый этап (1995;1996) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, экономической, управленческой литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

2. Второй этап (1995;1998) — опытно-экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня теоретических познаний студентов по основам управления и готовности к осуществлению экономического обучения школьников. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа психолого-педагогической и экономической литературы, были уточнены и дополнены критерии сформированности знаний и умений студентов основам менеджмента, разработана технология обучения (отобрано содержание, формы и методы обучения), уточнены средства организации учебного процесса подготовки студентов по основам менеджмента. В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались дидактические условия подготовки студентов технолого-экономических факультетов основам менеджмента.

3. Третий этап (1998;1999) — обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит:

— в обосновании актуальности и целесообразности осуществления подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента;

— в разработке содержания обучения основам менеджмента студентов технолого-экономических факультетов;

— в определении дидактических условий эффективной подготовки студентов технолого-экономических факультетов по основам менеджмента;

— в разработке и экспериментальной проверке учебно-методического комплекса по основам менеджмента, позволяющего обучаемым достигать необходимого уровня управленческой грамотности, формировать и развивать экономическое мышление.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке содержания обучения основам менеджмента будущих учителей технологии и предпринимательства;

— в разработке и экспериментальной проверке учебно-методического комплекса по курсу «Основы менеджмента» для студентов технолого-экономических факультетов, состоящего из программы курса, методических разработок проведения лабораторно-практических работ и деловых игр, контрольных тестовых заданий по всем темам курса;

— в разработке методических рекомендаций для педагогов по проведению деловых игр и лабораторно-практических занятий по курсу «Основы менеджмента» .

На защиту выносятся:

— теоретическое обоснование целесообразности осуществления подготовки студентов технолого-экономических факультетов основам менеджмента;

— дидактические условия эффективной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента;

— учебно-методический комплекс по курсу «Основы менеджмента».

Достоверность результатов исследования обеспечивается согласованностью с фундаментальными положениями философии, педагогики, психологии, методики профессионального образованияприменением методов исследования, адекватных его предмету и задачамвозможностью повторения экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при личном участии автора в констатирующем и формирующем экспериментах. Основные положения диссертации были обсуждены на различных этапах эксперимента на заседаниях кафедры экономики и предпринимательства Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института, на научно-практических конференциях в г. Брянске (1996г.), а также нашли отражение в методических рекомендациях, межвузовских сборниках научных статей и тезисов.

Экспериментальная работа проводилась на базе технолого-экономического фа-&diamsкультета Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Основы менеджмента. Программа курса для студентов специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство».- Брянск, 1996 — 16с (в соавторстве).

2. Словарь-минимум по основам менеджмента.- Брянск, 1996 — 20с (в соавторстве).

3. Деловая игра «Стратегия и тактика фирмы в экономике» — Брянск, 1996 — 12с. (в соавторстве).

4. Деловая игра как элемент совершенствования преподавания экономических дисциплин// Опыт, проблемы и методы подготовки специалистов в современных условиях: Вестник КнАГТУ, сборник научных трудов под ред. Куделько А. Р. и др., 1997 — С.18−21 .(в соавторстве).

5. Антонова И. И., Симоненко В. Д. Практикум по основам менеджмента. — Брянск: Изд-во БГПУ им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 1999. — 194 с. (в печати).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

1. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента содействует более разностороннему профессиональному развитию личности, обеспечивает и стимулирует освоение новых знаний о сущности, целях, методах и формах организации как экономического образования школьников, так и организации педагогического процесса в целом, а также осуществление предпринимательской деятельности в учреждениях образованияспособствует овладению учителем умениями по осуществлению управленческой деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства обеспечивается при соблюдении определенных дидактических условий: реализации содержания обучения студентов, выбор которого должен осуществляться на научной основеприменение активных методов обучения, а также форм организации обучения, способствующих повышению эффективности подготовки студентов по основам управления.

3. Определенное нами содержание обучения студентов по основам управления нашло отражение в программе курса «Основы менеджмента». Реализация данного содержания в процессе экспериментального обучения будущих учителей технологии и предпринимательства, использование активных методов обучения (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинги, творческие задания) позволили повысить уровень подготовки студентов по основам управления. Основанием для данного заключения явилось повышение уровня усвоения знаний и умений по основам менеджмента у студентов технолого-экономического факультета, прошедших экспериментальное обучение.

4. Результаты экспериментального обучения будущих учителей технологии и предпринимательства показали, что наиболее эффективными методами обучения студентов по основам менеджмента являются активные методы обучения, такие как деловые игры, анализ конкретных ситуаций, тренинги, творческие задания. Данные методы обучения способствуют наиболее успешному формированию управленческих умений будущих учителей. Нами разработан лабораторный практикум по основам менеджмента, построенный на рациональном сочетании различных методов обучения.

5. Разработанные нами контрольные тестовые задания по всему изучаемому курсу дают возможность осуществить при минимальных затратах времени текущий контроль усвоения теоретических знаний по основам менеджмента.

Заключение

.

Результаты проведенного педагогического исследования можно резюмировать следующим образом:

1. Актуальность проблемы подготовки будущих учителей по основам управления обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью экономического образования и воспитания учащихся на всех этапах общеобразовательной школы, социальным заказом на разносторонне развитого, самостоятельного предприимчивого человека, способного ставить реальные цели, определять оптимальные пути их достижения и добиваться конечных результатов на благо себе и обществу и недостаточной подготовленностью многих учителей и учебных заведений к эффективной деятельности в данном направлении.

2. Исследование показало, что необходимость формирования знаний и умений по основам управления связана с формированием профессионально значимых знаний и умений учителя, а также обусловлена новыми задачами образовательных учреждений в условиях новых экономических отношений. Этому способствует обучение студентов по основам менеджмента. Знание основ управления не только повышает уровень экономической подготовленности студентов, но и общепедагогической подготовленности студентов, способствует более эффективному выполнению управленческих функций учителя, формированию творческого компонента в педагогической деятельности.

3. Были определено и обосновано содержание обучения студентов технолого-экономических факультетов по основам менеджмента. Определенное на основе научных требований содержание обучения было реализовано в разработанном нами учебном курсе «Основы менеджмента», адаптированном для студентов педагогических вузов, который позволяет формировать управленческую грамотность, необходимую для осуществления экономического образования и воспитания школьников и предпринимательской деятельности в учреждениях образования.

4. Отбор оптимального содержания обучения по основам менеджмента, выявление и применение наиболее эффективных форм и методов обучения и созданный учебно-методический комплекс обучения, состоящий из программы, лекционного курса, лабораторного практикума и контрольных тестовых заданий, позволили повысить эффективность обучения будущих учителей технологии и предпринимательства, повысить качество процесса формирования экономического мышления.

5. Лабораторный практикум по основам менеджмента, разработанный нами, оптимально сочетает различные методы обучения. Наиболее эффективными методами являются активные методы обучения, прежде всего анализ конкретных ситуаций и деловые игры. Все деловые игры и практические задания, входящие в лабораторный практикум, апробированы и адаптированы для студентов технолого-экономического факультета.

6. Определенное нами содержание и структура управленческой подготовки учителя технологии и предпринимательства позволили выявить компоненты данной подготовки: мотивационно-личностный (осознание студентами необходимости подготовки учителей по основам управления) — научно-теоретический (владение определенным объемом знаний по основам управления) — функциональный (владение основными управленческими умениями) — а также выявить уровни подготовленности студентов по основам менеджмента.

7. Опытно-экспериментальное исследование свидетельствует, что разработанная нами методика обучения будущих учителей технологии и предпринимательства позволяет повысить эффективность обучения студентов, будет способствовать повышению уровня управленческой подготовки будущих педагогов, что выражается в повышении уровня знаний и умений, необходимых для осуществления экономического образования и воспитания школьников и предпринимательской деятельности в учреждениях образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М.:Экономика, 1987 -191с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1990- 141с.
  3. Л.К., Антилогова Л. Н. Психолого-этические уроки для менеджера (практическое пособие). Омск, 1993 -54с.
  4. Активные методы обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений. М., 1988 — 16с.
  5. И.В., Матяш Н. В., Николаенко С. Н., Симоненко В. Д. Менеджмент в деятельности учителя: методические рекомендации. Брянск, 1992 — 80с.
  6. И.В., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Самоменеджмент в деятельности учителя. Учебно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГПИ, 1995 — 100с.
  7. .Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2/ Ред. А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Н. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980−287с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977 — 380с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981 — 240с.
  10. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978 399с.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976 — 200с.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974 — 384с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 — 368с.
  14. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. -М., 1973 -392с.
  15. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987 -256с.
  16. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики.// Советская педагогика 1978 — № 9 — С.45−55
  17. Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия.// Советская педагогика 1971 — № 8 — С.33−41
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977 — 256с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982 — 192с.
  20. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984−260с.
  21. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981 -96с.
  22. О.В. Дидактические условия подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников: Дисс. канд. пед. наук Брянск, 1998 — 200с.
  23. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981 — 143с.
  24. А.И. Проблемы управления и кибернетика./ Избранные труды. Т.2 М. Л.: ЭНЕРГИЯ, 1964 — С.70−98
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 -192с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989 144с.
  27. Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990 -270с.
  28. Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990 — 144с.
  29. Ю.В. Педагогическое управление (теоретико-методологический аспект рассмотрения).// Советская педагогика. 1982. — № 11. — С.59−63
  30. М.А. К проблеме формирования качеств личности учителя.// Народное образование. 1976. — № 6. — С.81−82
  31. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991 — 208с.
  32. Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. Л.: Лениздат, 1980 — 80с.
  33. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики./ Под ред. Т.И. Шамо-вой М.: Педагогика, 1991 — 192с.
  34. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для пед. ин-тов.// Под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979 — 288с.
  35. Л .С. Педагогическая психология./ Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991 -480с.
  36. Ф. Психология управления: Основные проблемы. Пер. с болг./ Общ. ред. и вступ. Статья В. Ф. Венды М.: Прогресс, 1982 — 422с.
  37. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994 -685с.
  38. И. 3. Общение как средство воспитания.// Наука и школа. 1998. — № 1. -С.29-32
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1994 — 34с.
  40. М.И., Краснявская К. А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977 — 135с.
  41. О.С. О развивающих возможностях учебно-воспитательного процесса. -Волгоград, 1976 С.90−97
  42. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990 — 144с.
  43. Н.С. Пути демократизации школы.// Советская педагогика. 1991. -№ 12. -С.3−11
  44. O.A. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984 -176с.
  45. Дидактика средней школы./ Под ред. М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982 -319с.
  46. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Просвещение, 1989 — 169с.
  47. В.И. Школьная экономика. Серия: Библиотечка директора школы. М.: МИРОС, 1994- 120с.
  48. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики.: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1998−416с.
  49. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990 -168с.50 .Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: АПН, 1982−96с.
  50. М.В. О понятии «дидактические условия».// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. — № 1. — С.29−32
  51. B.C. О структуре педагогической теории./ Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979 — С.3−16
  52. В.М. О проекте Российского стандарта образовательной области «Технология».// Школа и производство. 1994 — № 1 — С.4−8
  53. Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителей.// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30
  54. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству.// Советская педагогика. 1987. — № 6. — С.72−80
  55. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987 -190с.
  56. К. Креативный и эвристический менеджмент.// Российский экономический журнал. 1995.-№ 11.-С.78−83
  57. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984 248с.
  58. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987 303с.
  59. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997 222с.
  60. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989 -80с.
  61. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса, 1978, — 286с.
  62. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. -М.: Политиздат, 1975 271с.
  63. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993 — 140с.
  64. Н.И. Логический словарь- справочник. Второе испр. и доп. изд. М.: Наука, 1975−717с.
  65. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе.//Дидактика. 1997. -№ 5. — С.27−36
  66. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993 — 224с.
  67. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Метологический анализ). М.: Педагогика, 1977 — 264с.
  68. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. -М.: Педагогика, 1977 146с.
  69. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989 — 175с.
  70. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело ЛТД, 1993 — 192с.
  71. Краткий курс менеджмента./ Сост. В. П. Гольянов и др. Самара, 1992 — 224с.
  72. В.Ю. Управление школьным коллективом. Л.: Знание, 1985 — 32с.
  73. Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1996 — 384с.
  74. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972 -255с.
  75. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991 — 80с.
  76. Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967 183с.
  77. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель, 1976 — 57с.
  78. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985 — 32с.
  79. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя.// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
  80. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1987 — 144с.
  81. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993 -48с.
  82. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991 — 244с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981 — 584с.
  84. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 -185с.
  85. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974 — 64с.
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980 — 96с.
  87. А. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989 — 182с.
  88. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984 — 444с.
  89. П.П. Экономика в системе общего образования.// Школа и производство. -1996. -№ 1. -С.91−93
  90. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976 — 144с.
  91. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 — 127с.
  92. С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989 — 239с.
  93. Т.Н. Учитель ученик. — М., 1977 — 64с.
  94. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя.// Советская педагогика. 1986. — № 6. — С.40−46
  95. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993 — 192с.
  96. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Книга 1: Процесс производства капитала. Т.23 М.: Политиздат, 1963 -784с.
  97. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972−208с.
  98. Менеджмент организации. Учебное пособие./ Сост. Румянцева З. П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996 — 432с.
  99. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 — 224с.
  100. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992 -702с.
  101. Методы обучения в современной школе: сборник статей. М.: Просвещение, 1983 — 192с.
  102. Методы педагогических исследований. Лекции./ Под ред. В. И. Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972 — 152с.
  103. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие.// Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980 -257с.
  104. В. И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975 — 368с.
  105. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования./ Под ред. Е. Э. Смирновой JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984 — 177с.
  106. В.А., Хроменков H.A. Образовательная школа на современном этапе. -Киев: Рад. Школа, 1986 168с.
  107. P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 — 512с.
  108. У.Н. Теория и практика подготовки учителей труда в истории советского педагогического образования. Ташкент: Изд-во ФАН, 1981 — 96с.
  109. Новое педагогическое мышление./ Под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989−280с.
  110. С.И. Словарь русского языка: Ок. 75 000 слов / Под. ред. Н. Ю. Шведовой 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1988 — 750с.
  111. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990 — 381с.
  112. А. М. Руководитель: Размышление о стиле управления. М.: Политиздат, 1984- 255с.
  113. Организация коммерческо-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении. Пособие для образовательных учреждений. М., 1993 — 63с.
  114. Основы научного менеджмента (практикум)./Под ред. C.B. Смирнова М.: Изд-во M ГТУ, 1991 -76с.
  115. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры./ Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990 — 176с.
  116. Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. A.B. Петровского -М.: Изд-во МГУ, 1986 302с.
  117. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990- 112с.
  118. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995 — 638с.
  119. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. -М.: Профиздат, 1991 192с.
  120. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996 — 432с.
  121. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи.// Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19−26
  122. В.А., Сасова И. А. Экономическая подготовка школьников.// Школа и производство. 1994. — № 6. — С.5−8
  123. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия, 1986 — 228с.
  124. В.Д. Экономическое воспитание учащихся.// Политическое образование. -1998. -№ 1. -С.84−92
  125. М.М. Об оптимизации управления школой.// Народное образование. -1984.-№ 10. -С.98−104
  126. М.М. Оптимизация управления школой.// Советская педагогика. -1989.-№ 4.-С.35−40
  127. A.C. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: Дис. канд. пед. наук М., 1990 — 198с.
  128. Психология в управлении: Сборник./ Составитель А. М. Зимичев. Л.: Лениздат, 1983 — 192с.
  129. И.П. НОТ учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989 — 237с.
  130. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во ФЕНИКС, 1996- 512с.
  131. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. Ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993 — 608с.
  132. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 — 423с.
  133. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997 — 480с.
  134. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач./ Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа, 1991 — 255с.
  135. Сборник задач, хозяйственных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Менеджмент»./ Сост. Р. Н. Климова и др. Санкт-Петербург, 1994 — 37с.
  136. Сборник практических заданий по предмету «Основы управленческой деятельности». М., 1992 — 24с.
  137. Секреты умелого руководителя./ Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991 -320с.
  138. Ю. Диалог в обучении.// Вестник высшей школы. 1991 — № 5 — С.35−40
  139. В.Д. Деловые игры в обучении учащихся основам менеджмента. Методические рекомендации. Брянск: Изд-во БГПИ, 1994 — 40с.
  140. В.Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников.// Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей. Брянск, 1997 — С.9−16
  141. В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. -Брянск: Изд-во БГПИ, 1994−117с.
  142. В.Д. Рыночная экономика и подготовка учителя труда.// Школа и производство. 1992. — № 2. — С.5−8
  143. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987 — 159с.
  144. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430с.
  145. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986 — 152с.
  146. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984 — 96с.
  147. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя.// Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.79−84
  148. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование./ Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982 -С.14−28
  149. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 — 160с.
  150. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. Яз., 1988 — 608с.
  151. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995 — 271с.
  152. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988 -1600с.
  153. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982 -206С.
  154. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986- 112с.
  155. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975 — 343с.
  156. В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. — J1.: Машиностроение, 1989 — 368с.
  157. Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983 — 352с.
  158. Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998 — 432с.
  159. К. Д. Избранные педагогические высказывания./ Вст. статья И.Шпильберга. Симферополь: Крымиздат, 1946 — 144с.
  160. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990 -160с.
  161. Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987 — 590с.
  162. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды.// Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.52−63
  163. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Изд-во Дело при участии Изд-ва Catallaxy, 1993 704с.
  164. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Международная пед. академия, 1995 -416с.
  165. Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа, 1991 -320с.
  166. В. Н. Руководителю о принятии решений. — М.: ИНФРА-М, 1996 -272с.
  167. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982- 184с.
  168. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Просвещение, 1990 — 208с.
  169. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982 — 208с.
  170. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой.//Советская педагогика. 1984. — № 9. — С.42−47
  171. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришколь-ного управления.// Советская педагогика. 1988. — № 2. — с.41−45
  172. В.И. и др. Против эмпиризма как основы педагогической деятельности.// Вестник высшей школы. 1987. — № 2. — С.3−8
  173. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе: Межвузовский сборник научных трудов./ Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980- 123с.
  174. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988 — 160с.
Заполнить форму текущей работой