Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента
Диссертация
Теоретической базой исследования являются работы экономистов (Л.И.Абалкин, Л. С. Бляхман, В. К. Розов, К.А.Хейне), касающиеся современного экономического мышления, концепции непрерывного экономического образования (В.А.Поляков, И.А.Сасова), фундаментальные работы ведущих отечественных уче-ных-дидактов (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин), теория технологической подготовки… Читать ещё >
Содержание
- I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА
- 1. 1. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента как потребность социально-экономического
- I. развития общества
- 1. 2. Обучение будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента как психолого-педагогическая проблема
- I. *' 1.3 Модель деятельности учителя и роль подготовки по основам менеджмента в ее функционировании
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВАМ МЕНЕДЖМЕНТА
- 2. 1. Структура и содержание курса «Основы менеджмента»
2.2 Формы и методы обучения будущих учителей технологии и I предпринимательства основам менеджмента. 2.3.Результаты экспериментальной проверки эффективности подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М.:Экономика, 1987 -191с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1990- 141с.
- Аверченко Л.К., Антилогова Л. Н. Психолого-этические уроки для менеджера (практическое пособие). Омск, 1993 -54с.
- Активные методы обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений. М., 1988 — 16с.
- Алехина И.В., Матяш Н. В., Николаенко С. Н., Симоненко В. Д. Менеджмент в деятельности учителя: методические рекомендации. Брянск, 1992 — 80с.
- Алехина И.В., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Самоменеджмент в деятельности учителя. Учебно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГПИ, 1995 — 100с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2/ Ред. А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Н. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980−287с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977 — 380с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981 — 240с.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978 399с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976 — 200с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974 — 384с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 — 368с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. -М., 1973 -392с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987 -256с.
- Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики.// Советская педагогика 1978 — № 9 — С.45−55
- Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия.// Советская педагогика 1971 — № 8 — С.33−41
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977 — 256с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982 — 192с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984−260с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981 -96с.
- Бажина О.В. Дидактические условия подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников: Дисс. канд. пед. наук Брянск, 1998 — 200с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981 — 143с.
- Берг А.И. Проблемы управления и кибернетика./ Избранные труды. Т.2 М. Л.: ЭНЕРГИЯ, 1964 — С.70−98
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 -192с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989 144с.
- Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990 -270с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990 — 144с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление (теоретико-методологический аспект рассмотрения).// Советская педагогика. 1982. — № 11. — С.59−63
- Вейт М.А. К проблеме формирования качеств личности учителя.// Народное образование. 1976. — № 6. — С.81−82
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991 — 208с.
- Власов Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. Л.: Лениздат, 1980 — 80с.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики./ Под ред. Т.И. Шамо-вой М.: Педагогика, 1991 — 192с.
- Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для пед. ин-тов.// Под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979 — 288с.
- Выготский Л .С. Педагогическая психология./ Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991 -480с.
- Генов Ф. Психология управления: Основные проблемы. Пер. с болг./ Общ. ред. и вступ. Статья В. Ф. Венды М.: Прогресс, 1982 — 422с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994 -685с.
- Гликман И. 3. Общение как средство воспитания.// Наука и школа. 1998. — № 1. -С.29-32
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1994 — 34с.
- Грабарь М.И., Краснявская К. А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977 — 135с.
- Гребенюк О.С. О развивающих возможностях учебно-воспитательного процесса. -Волгоград, 1976 С.90−97
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990 — 144с.
- Дежникова Н.С. Пути демократизации школы.// Советская педагогика. 1991. -№ 12. -С.3−11
- Дейнеко O.A. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984 -176с.
- Дидактика средней школы./ Под ред. М. Н. Скаткина М.: Просвещение, 1982 -319с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Просвещение, 1989 — 169с.
- Ерошин В.И. Школьная экономика. Серия: Библиотечка директора школы. М.: МИРОС, 1994- 120с.
- Ефимова М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики.: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1998−416с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990 -168с.50 .Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: АПН, 1982−96с.
- Зверева М.В. О понятии «дидактические условия».// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. — № 1. — С.29−32
- Ильин B.C. О структуре педагогической теории./ Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979 — С.3−16
- Казакевич В.М. О проекте Российского стандарта образовательной области «Технология».// Школа и производство. 1994 — № 1 — С.4−8
- Калюткин Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителей.// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30
- Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству.// Советская педагогика. 1987. — № 6. — С.72−80
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987 -190с.
- Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент.// Российский экономический журнал. 1995.-№ 11.-С.78−83
- Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984 248с.
- Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987 303с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997 222с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989 -80с.
- Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса, 1978, — 286с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. -М.: Политиздат, 1975 271с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993 — 140с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь- справочник. Второе испр. и доп. изд. М.: Наука, 1975−717с.
- Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе.//Дидактика. 1997. -№ 5. — С.27−36
- Кохно П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993 — 224с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Метологический анализ). М.: Педагогика, 1977 — 264с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. -М.: Педагогика, 1977 146с.
- Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989 — 175с.
- Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело ЛТД, 1993 — 192с.
- Краткий курс менеджмента./ Сост. В. П. Гольянов и др. Самара, 1992 — 224с.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. Л.: Знание, 1985 — 32с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1996 — 384с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972 -255с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991 — 80с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967 183с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель, 1976 — 57с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985 — 32с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя.// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
- Кураков Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1987 — 144с.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993 -48с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991 — 244с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981 — 584с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 -185с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974 — 64с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980 — 96с.
- Лившиц А. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989 — 182с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984 — 444с.
- Лузан П.П. Экономика в системе общего образования.// Школа и производство. -1996. -№ 1. -С.91−93
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976 — 144с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 — 127с.
- Макаров С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989 — 239с.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М., 1977 — 64с.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя.// Советская педагогика. 1986. — № 6. — С.40−46
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993 — 192с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Книга 1: Процесс производства капитала. Т.23 М.: Политиздат, 1963 -784с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972−208с.
- Менеджмент организации. Учебное пособие./ Сост. Румянцева З. П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996 — 432с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 — 224с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992 -702с.
- Методы обучения в современной школе: сборник статей. М.: Просвещение, 1983 — 192с.
- Методы педагогических исследований. Лекции./ Под ред. В. И. Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972 — 152с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие.// Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980 -257с.
- Михеев В. И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975 — 368с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования./ Под ред. Е. Э. Смирновой JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984 — 177с.
- Мясников В.А., Хроменков H.A. Образовательная школа на современном этапе. -Киев: Рад. Школа, 1986 168с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 — 512с.
- Нишаналиев У.Н. Теория и практика подготовки учителей труда в истории советского педагогического образования. Ташкент: Изд-во ФАН, 1981 — 96с.
- Новое педагогическое мышление./ Под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989−280с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 75 000 слов / Под. ред. Н. Ю. Шведовой 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1988 — 750с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990 — 381с.
- Омаров А. М. Руководитель: Размышление о стиле управления. М.: Политиздат, 1984- 255с.
- Организация коммерческо-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении. Пособие для образовательных учреждений. М., 1993 — 63с.
- Основы научного менеджмента (практикум)./Под ред. C.B. Смирнова М.: Изд-во M ГТУ, 1991 -76с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры./ Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990 — 176с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. A.B. Петровского -М.: Изд-во МГУ, 1986 302с.
- Панасюк А. Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990- 112с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995 — 638с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. -М.: Профиздат, 1991 192с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996 — 432с.
- Поляков В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи.// Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19−26
- Поляков В.А., Сасова И. А. Экономическая подготовка школьников.// Школа и производство. 1994. — № 6. — С.5−8
- Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия, 1986 — 228с.
- Попов В.Д. Экономическое воспитание учащихся.// Политическое образование. -1998. -№ 1. -С.84−92
- Поташник М.М. Об оптимизации управления школой.// Народное образование. -1984.-№ 10. -С.98−104
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой.// Советская педагогика. -1989.-№ 4.-С.35−40
- Прутченков A.C. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: Дис. канд. пед. наук М., 1990 — 198с.
- Психология в управлении: Сборник./ Составитель А. М. Зимичев. Л.: Лениздат, 1983 — 192с.
- Раченко И.П. НОТ учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989 — 237с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во ФЕНИКС, 1996- 512с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. Ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993 — 608с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 — 423с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997 — 480с.
- Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач./ Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа, 1991 — 255с.
- Сборник задач, хозяйственных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Менеджмент»./ Сост. Р. Н. Климова и др. Санкт-Петербург, 1994 — 37с.
- Сборник практических заданий по предмету «Основы управленческой деятельности». М., 1992 — 24с.
- Секреты умелого руководителя./ Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991 -320с.
- Сенько Ю. Диалог в обучении.// Вестник высшей школы. 1991 — № 5 — С.35−40
- Симоненко В.Д. Деловые игры в обучении учащихся основам менеджмента. Методические рекомендации. Брянск: Изд-во БГПИ, 1994 — 40с.
- Симоненко В.Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников.// Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей. Брянск, 1997 — С.9−16
- Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. -Брянск: Изд-во БГПИ, 1994−117с.
- Симоненко В.Д. Рыночная экономика и подготовка учителя труда.// Школа и производство. 1992. — № 2. — С.5−8
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987 — 159с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986 — 152с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984 — 96с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя.// Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.79−84
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование./ Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982 -С.14−28
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 — 160с.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. Яз., 1988 — 608с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995 — 271с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988 -1600с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982 -206С.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986- 112с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975 — 343с.
- Тарасов В.К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. — J1.: Машиностроение, 1989 — 368с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983 — 352с.
- Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998 — 432с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические высказывания./ Вст. статья И.Шпильберга. Симферополь: Крымиздат, 1946 — 144с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990 -160с.
- Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987 — 590с.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды.// Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.52−63
- Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Изд-во Дело при участии Изд-ва Catallaxy, 1993 704с.
- Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Международная пед. академия, 1995 -416с.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа, 1991 -320с.
- Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решений. — М.: ИНФРА-М, 1996 -272с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982- 184с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Просвещение, 1990 — 208с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982 — 208с.
- Шамова Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой.//Советская педагогика. 1984. — № 9. — С.42−47
- Шамова Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришколь-ного управления.// Советская педагогика. 1988. — № 2. — с.41−45
- Швец В.И. и др. Против эмпиризма как основы педагогической деятельности.// Вестник высшей школы. 1987. — № 2. — С.3−8
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе: Межвузовский сборник научных трудов./ Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980- 123с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988 — 160с.