Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность целостного влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя в результате введения всех условий гипотезы исследования подтвердил итоговый анализ имеющихся данных. Результаты показали значимость и эффективность условий гипотезы и одновременно обоснованность теоретических положений исследования, о чём свидетельствуют показатели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации креативного педагогического взаимодействия для активизации личностно-профессионального роста будущего учителя
    • 1. 1. Креативное педагогическое взаимодействие и личностно-профессиональный рост будущего учителя в философско-психологическом аспекте
    • 1. 2. Педагогические аспекты влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя
  • Глава 2. Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе опытно-экспериментальной работы
    • 2. 1. Способы активизации интерактивной функции общения в педагогическом взаимодействии
    • 2. 2. Включение в обучение будущих учителей «креативных образцов» в процессе самореализации субъектов педагогического взаимодействия
    • 2. 3. Педагогическое проектирование и самопроектирование, как средства оптимизации личностно-профессионального роста будущих учителей

Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивные изменения в экономической, социально-политической и культурной жизни российского общества усилили потребность в энергичном, творческом человеке как активном субъекте социального созидания. Это активизировало ориентацию образования на воспитание самоорганизующейся личности, способной к постоянному наращиванию своих потенциалов. Успешность такого обновления образования во многом зависит от профессионализма учителя, от его способности к личностно-профессиональному росту. Подготовка учителя-профессионала требует создания в педагогическом вузе творчески насыщенного образовательного пространства, основой которого является креативное педагогическое взаимодействие между его участниками, создающее смысловое поле для личностно-профессионального роста.

Отдельные аспекты нашего исследования уже рассматривались отечественными учёными. Так, общая характеристика педагогического взаимодействия дана в работах В. И. Андреева, A.B. Мудрика, И. И. Рыдановой и др. Педагогическое взаимодействие в условиях высшего профессионального образования рассмотрено Н. В. Борисовой, A.M. Князевой, A.B. Коржуевым, Ю. В. Сенько. Взаимосвязь педагогического взаимодействия и саморазвитие субъектов образовательного процесса обоснована JI.H. Куликовой, E.JI. Федотовой, Н. Г. Рябковой. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода рассмотрено учёными-практиками A.C. Косоговой, Т. В. Самодуровой и др. Несмотря на это, проблема влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя, как показывает анализ педагогической литературы и диссертационных исследований, изучена недостаточно.

Однако в философской, психологической и педагогической литературе разработаны идеи, направления, подходы, которые способны стать теоретико-методологическим основанием для нашего исследования.

Так, философские учения об экзистенциальной сущности человека (Н. Аббаньяно, H.A. Бердяев, B.C. Соловьёв, М. Хайдеггер) позволяют увидеть его развитие как самосовершенствование, как способ пребывания в мире, как самореализацию в условиях свободы (прежде всего, во внутренней свободе), которая рассматривается философами как феноменологическая сущность человека, проявляющаяся в его самораскрытии и самоосуществлении через творчество [1- 42- 234- 260].

Синергетический подход, раскрытый в работах E.H. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Р. Пригожина, И. Стенгерс и обосновывающий идею о человеке как сложной, самоорганизующейся системе, лёг в основу исследования процесса взаимодействия людей, которое проявляется в межличностных отношениях и позволяет взаимно обогатить рефлексивный опыт (К. Роджерс, B.C. Щедровицкий) на основе «глубинного общения», «бескорыстно-духовного контакта», в единстве человека с человеком, связи «Я» и «Ты» (Г.С. Батищев, М. М. Бахтин, М. Бубер и др.).

Теоретические положения о жизненном смысле и стратегии жизни личности, обоснованные в трудах А. Адлера, К.А. Абульхановой-Славской, А. Г. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, способствуют выявлению нами психологических механизмов личностно-профессионального роста будущих учителей.

Представления психологов о возрастной периодизации психологического развития (И.С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) дают возможность определить юношеский возраст (период студенчества) как наиболее сензитивный для интенсивного самопознания и самосовершенствования, личностного «вызревания», развития творческого потенциала, выстраивания себя как будущего профессионала [137- 151- 229- 230- 269- 270- 271].

Гуманистические идеи классической и современной педагогики: педагогики свободного воспитания (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой), педагогики саморазвития (В.И. Андреев, О. С. Газман, Л.Н. Куликова), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, И. П. Иванов и др.) — позволили наиболее полно определиться в специфике креативного педагогического взаимодействия и его влиянии на личностно-профессиональный рост будущего учителя.

Исследования показывают, что вопрос активизации личностно-профессионального роста будущего учителя на основе включения его в ходе обучения в креативное педагогическое взаимодействие требует осуществления теоретико-практического исследования.

Таким образом, в современной образовательной практике назрела потребность разрешить следующие противоречия: между необходимостью профессиональной подготовкой будущих учителей, способных к творческому саморазвитию, и недостаточной разработанностью теоретических оснований вопроса в условиях образовательного процесса в вуземежду необходимостью организации образовательного процесса в вузе как креативного педагогического взаимодействия и отсутствием такой организации в практике работы вуза.

Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему диссертационного исследования, заключающуюся в обосновании и экспериментальной проверке влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущих учителей.

Социальная востребованность, практическая значимость данной проблемы при её недостаточной разработанности, а также личная заинтересованность автора обусловили выбор темы исследования: «Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя».

Объектом исследования является личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе получения высшего педагогического образования.

Предметом исследования стало креативное педагогическое взаимодействие как основание личностно-профессионального роста будущего учителя.

Цель исследования заключается в разработке педагогической концепции креативного педагогического взаимодействия, влияющего на личностно-профессиональный рост будущего учителя и её последующей апробации.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Обобщить философско-психологические подходы к пониманию сущности креативного педагогического взаимодействия и личностно-профессионального роста будущего учителя.

2. Обосновать условия влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя.

3. Разработать для практики высшего педагогического образования совокупность способов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе креативного педагогического взаимодействия.

В соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:

Креативное педагогическое взаимодействие в образовательном процессе вуза, проявляющееся в проблемно-поисковом характере деятельности субъектов взаимодействия, обусловливающее их включение в самостоятельное творческое решение профессионально и личностно значимых ситуаций, способно активизировать личностно-профессиональный рост будущих учителей. Его эффективность зависит от создания следующих педагогических условий: активизации интерактивной функции общения в педагогическом взаимодействиивключения в обучение будущих учителей «креативных образцов" — применения элементов педагогического проектирования и самопроектирования.

Методологической основой исследования являются: философские концепции человека как сложной, самоорганизующейся системы, как автора самого себя, как результата взаимодействия «Я» и «ты" — идеи взаимодействия как универсальной реальности, в которой происходит взаимное обогащение рефлексивного опыта на основе «глубинного общения" — теории гуманистического подхода в образовании как приобщении молодого поколения к культурным ценностям человечестваидеи классической и современной педагогики: педагогики свободного воспитания, педагогики сотрудничества, педагогики саморазвитияположения психологов о сензитивности юношеского возраста для интенсивного самопознания и самосовершенствования, личностного «вызревания», развития творческого потенциала, выстраивания себя как будущего профессионала.

Нами использовался комплекс взаимодополняющих педагогических, психологических и статистических методов исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследованийпедагогическое наблюдениебеседы, интервьюирование, тестирование, анкетированиеконтент-анализметод независимых экспертных оценокстатистическая обработка данныхобобщение опыта педагогической деятельностичто позволило выделить основные теоретические и практические подходы в русле темы исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём решены актуальные научные задачи, заключающиеся в следующем:

— системно выстроены методологические основания, определяющие влияние креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза на личностно-профессиональный рост будущих учителей;

— обобщены психолого-педагогические подходы к проблеме влияния креативного педагогического взаимодействия на личностное саморазвитие обучающихсяконкретизированы понятия «личностно-профессиональный рост будущего учителя», «креативное педагогическое взаимодействие», «креативный образец»;

— теоретически обоснована совокупность педагогических условий, содействующих эффективному влиянию креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза на личностно-профессиональный рост будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесён определённый вклад в педагогическую теорию, в том числе в теорию образования: обобщены философско-психологические подходы к сущности креативного педагогического взаимодействия как педагогического явления, влияющего на личностно-профессиональный рост будущего учителя, что может послужить основанием для дальнейшей разработки теоретических положений в подготовке специалиставыстроена совокупность положений, составляющих основу концепции креативного педагогического взаимодействия влияющего на личностно-профессиональный рост будущих учителейохарактеризованы и научно обоснованы условия креативного педагогического взаимодействия — активизация интерактивной функции общения, включение в обучение будущих учителей «креативных образцов», применение элементов педагогического проектирования и самопроектирования, что составляет основу научно-методических рекомендаций для педагогов и кураторов групп образовательных учреждений.

Исследование имеет практическую значимость, которая состоит в том, что автором разработан и апробирован комплекс занятий по педагогике, обеспечивающий креативный характер педагогического взаимодействия, побуждающий к личностно-профессиональному саморазвитиюрезультаты и выводы исследования могут использоваться педагогами-практиками как инвариант для создания собственных моделей креативного педагогического взаимодействия, стимулирующего личностно-профессиональный рост в педагогическом процессе педагогического вуза при изучении разных учебных дисциплин.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогов и руководителей системы образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена единством философских, психологических и педагогических подходов к решению поставленной проблемыкомплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету, задачам исследованияразнообразием источников информациисочетанием теоретического и экспериментального исследования, количественного и качественного анализа результатовоптимальным выбором методик, обусловленным их валидностью, соответствием цели и задачам исследованияопорой на законодательные и нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании» (2001, 2004 г. г.), Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования педагогических специальностей (ГОС ВПО 2000, 2002 г. г.), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (2004 г.), широтой источниковедческой базы исследованияполноценностью и длительностью проведенного педагогического экспериментасопоставлением полученных результатов с прогнозом и личным педагогическим опытом исследователя.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Личностно-профессиональный рост будущего учителя является основой профессиональной подготовки специалиста и основной задачей педагогического образования. Он представляет собой процесс активного осмысления студентами педагогической деятельности и практического обогащения собственных личностных и профессиональных потенциалов для её плодотворного осуществления.

Личностно-профессиональный рост будущего учителя наиболее продуктивно активизируется и протекает в процессе креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза.

2. Креативное педагогическое взаимодействие представляет собой интерактивное общение педагога и обучающихся в образовательном процессе, что проявляется в проблемно-поисковом характере деятельности субъектов этого взаимодействия, обусловливающем включение их в самостоятельное творческое решение множества профессионально и личностно значимых ситуаций, что побуждает студентов (и педагогов) к самоактуализации и самостроительству, то есть стимулирует их личностно-профессиональный рост.

3. Интенсивное влияние креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе на личностно-профессиональный рост будущего учителя обеспечивается комплексом педагогических условий: активизацией интерактивной функций общения в педагогическом взаимодействиивключением в обучение будущих учителей «креативных образцов" — применением элементов педагогического проектирования и самопроектирования.

Апробация и внедрение результатов исследования концептуальных положений влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя проходили в течение 1998 -2005 г. г. на базе кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета. По теме исследования были подготовлены сообщения и доклады на региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании» (БГПИ, 1998 г.) — на научной конференции «Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее» (ДВГУ, 1998 г.) — на научной конференции «Взаимодействие личности педагога и учащегося в педагогическом процессе образовательного учреждения» (ХГПУ, 2000 г.) — на международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их развития» (БГПУ, 2002 г.) — на научной конференции «Здоровьесбережение обучающего и обучающегося как проблема педагогической теории и практики» (ХГПУ, 2004 г.) — на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в дальневосточном регионе» (ХГПУ, 2004 г.) — на внутривузовских научно-практических конференциях преподавателей (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.). Основные идеи, результаты и выводы исследования опубликованы в сборниках научных статей ХГПУ и депонированы в ИТОП РАО 19.02.2004, № 06−04.

Организация исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Хабаровский государственный педагогический университет. Всего в эксперименте приняли участие 212 студентов 1−5 курсов Института математики, физики и информационных технологий и филологического факультета.

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2005 гг.

На первом этапе — поисковом (1998;1999 гг.) — изучался современный уровень разработанности исследуемого вопроса в научной литературе, на основе изучения теоретических источников осмыслялись методологические, философские, психологические, педагогические подходы к исследуемой проблеме, изучалось современное состояние работы в вузе в аспекте данной проблемы.

На втором этапе (1999;2001гг.) обосновывались теоретические положения проблемыбыли определены цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, осуществлена разработка и проведение констатирующего этапа эксперимента, его осмысление.

Третий этап (2001;2003гг.) включал в себя завершение экспериментального исследования, проверку эффективности предполагаемой концепции, анализ полученных данных, их систематизацию, подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

Четвёртый этап (2003;2005гг.) заключался в проверке воспроизводимости эксперимента, а также в оформлении результатов исследования и формулировании выводов диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

2 — Результаты исследования активности личностно-профессионального роста будущих учителей после реализации третьего условия гипотезы. Количественный анализ показателей активности личностно-профессионального роста будущих учителей по критерию личностно-смысловой готовности будущего учителя к креативному педагогическому взаимодействию при повторных замерах показал, что в экспериментальной группе лишь 7,64% студентов продемонстрировали низкий уровень активности личностнопрофессионального роста, а 49,30% - средний уровень и 43,26% - высокий уровень. Словом, по данному критерию получился значительный прирост. В то время как в контрольной группе число студентов, имеющих низкий уровень активности личностно-профессионального роста по данному критерию, составило 42,86%, средний уровень продемонстрировали 37,50% студентов, а высокий уровень составило 219,64% будущих учителей. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в экспериментальной группе по критерию личностно-смысловой готовности будущих учителей к креативному педагогическому взаимодействию и отрицательной' динамике по данному критерию в контрольной группе (таблица 4.1., 4.4.1. Приложение 1).

Контент-анализ суждений студентов продемонстрировал, что в экспериментальной группе заметно увеличилось количество студентов, проявляющих интерес к педагогической деятельности. При этом некоторые из них уже остановили свой выбор на профессии учителя и пошли работать в школу, совмещая профессиональную деятельность с учёбой в вузе. Кроме того, заметно возрос количественный показатель мотивации к личностно-профессиональному росту. Теперь профессиональную позицию будущих учителей можно охарактеризовать как систему сформировавшихся ориентаций и отношений, проявляющихся в положительной мотивации к профессии учителя, общительности и выраженной при этом эмпатии.

При выявлении уровня активности личностно-профессионального роста по развитости способности к педагогической рефлексии после реализации третьего условия гипотезы нами было определено, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения, которые проявляются в положительной динамике личностно-профессионального роста будущих учителей, чего не наблюдалось в контрольной группе. Так количество студентов, составляющих низкий уровень активности личностно-профессионального роста, в экспериментальной группе составило 16,67%:6,94%, в контрольной группе — 55%:58,57%. Средний уровень активности личностно-профессионального роста по данному критерию в экспериментальной группе составил 55,56%:61,11%, а в контрольной группе 30%:32,86%. В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика и по высокому уровню активности личностно-профессионального роста 27,78%:31,95%, чего также не было зафиксировано в контрольной группе, где эти показатели составили 15%:8,57% (см. Таблицу 4.2., 4.4.2. Приложение 1).

Активизация уровня активности личностно-профессионального роста в экспериментальной группе по критерию развитости способности к педагогической рефлексии говорит о реальном соотношении возможностей будущих учителей с возможностями практики, о появлении и, самое главное, проявлению личностного смысла в работе, которая раньше выступала как пункт учебного плана. Заинтересованность студентов была замечена во время занятий, они свободно высказывали своё мнение, аргументируя как свою позицию, так и позицию оппонента.

На завершающем этапе осуществляемой нами опытно-экспериментальной работы существенным образом были изменены и показатели активности личностно-профессионального роста по критерию проявления будущим учителем творчества в учебной деятельности (см. Таблицу 4.З., 4.4.3. Приложение 1). Данные изменения можно отметить в уменьшении численности студентов экспериментальной группы, демонстрирующих низкий уровень личностнопрофессионального роста по данному критерию, и увеличении численности студентов, демонстрирующих средний и высокий уровни.

Так, в экспериментальной группе показатели по низкому уровню личностно-профессионального роста уменьшились 23,61%:8,83%, а в контрольной группе была отмечена обратная динамика — в сторону увеличения 44%:54,29%. Количество студентов, демонстрирующих средний уровень, в экспериментальной группе увеличилось от 40,28% до 48,61%, наблюдались изменения и в контрольной группе: 30%:36,42%.

В экспериментальной группе динамика изменений по высокому уровню активности личностно-профессионального роста составила 36,11%:43,06%- в контрольной группе 25,36%:9,29%.

Характеризуя изменения личностно-профессионального роста будущих учителей в экспериментальной группе, можно отметить, что у студентов повысился интерес к занятиям по педагогике. Это говорит о появлении принципиально иного отношения к учебной дисциплине, не как к скучному и обязательному виду деятельности, а как к творчеству, позволяющему приложить силы, реализовать свою активность, увидеть личностный смысл обучения. Так, значительно возрос круг проблем, интересующих студентов экспериментальной группы, что отмечается преподавателями. Изменились требования студентов и к самим преподавателям: будущие учителя уже не просто пассивно усваивали тот материал, который им преподносился, а пытливо выясняли все интересующие их тонкости педагогической деятельности.

Динамику активности личностно-профессионального роста будущих учителей в результате реализации третьего условия гипотезы педагогическое проектирование и самопроектирование, обусловливающее креативное педагогическое взаимодействие в учебном процессе, демонстрирует диаграмма 3.

Диаграмма 3.

Уровень активности личиостно-ирофессионального роста будущих учителей после реализации третьего условия гипотезы — применении элементов педагогического проектирования и самопроектирования.

40 30 20 10 0.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами исследование «Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя» помогло выработать систему содержательных выводов.

Прежде всего востребованный временем социальных преобразований личностный рост человека может быть инициирован и заложен в виде актуальной потребности в детстве, что может быть обеспечено образованием, где важную роль играют учителя с установками на креативное педагогическое взаимодействие и личностно-профессиональное саморазвитие. Подготовка таких специалистов сегодня, в эпоху преобразований, исключительно актуальна. Она будет эффективной, если сможет основываться на создании специальных условий активизации в педагогическом процессе вуза креативного взаимодействия, побуждающего к активному личностно-профессиональному росту.

Выстраивая методологическую основу феномена креативного педагогического взаимодействия, оказывающего влияние на личностно-профессиональный рост будущего учителя, мы опирались на основные философские положения экзистенциализма, идеи философов русской антрополого-религиозной школы. Одновременно с «вызреванием» этих позиций анализ основных подходов в отечественной философии, гуманистической психологии позволил нам взглянуть на человека не только как на субъект деятельности, но и как на личность, обладающую неизмеримо большим, по сравнению с тем, что ей приписывала практика гуманистической психологии, а именно: духовностью — стремлением выйти за пределы «себя сегодняшнего», осуществить своё призвание, свою задачу не столько в результате и благодаря реалистичности восприятия себя, сколько через безусловную веру в себя и своих возможности.

Совокупность данных исходных положений, их интегративный анализ позволил нам обратиться к педагогике саморазвития, ставшей методологической основой для определения наших позиций и позволившей увидеть цели личностно-профессионального роста будущего учителя как ориентированные на пробуждение и актуализацию саморазвития студентов.

Исследование дало возможность увидеть креативное педагогическое взаимодействие как вид межличностного взаимодействия педагога и студентов, проявляющийся в проблемно-поисковом характере деятельности субъектов этого взаимодействияоно обладает существенным педагогическим потенциалом, проявляющимся прежде всего в активизации личностно-профессионального роста обучающихся.

Личностно-профессиональный рост будущего учителя является основой профессиональной подготовки специалиста и главной задачей педагогического образования.

Личностно-профессиональный рост будущего учителя представляет собой процесс активного осмысления студентами педагогической деятельности и практического обогащения собственных личностных и профессиональных потенциалов для его плодотворного осуществления. Личностно-профессиональный рост наиболее продуктивно активизируется и протекает на основе креативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза.

Как показало исследование, для активизации личностно-профессионального роста будущего учителя на основе включения его в ходе обучения в креативное педагогическое взаимодействие необходимо создание специальных условий обучения, которые способны разрешить противоречия между необходимостью профессиональной подготовки будущих учителей, способных к творческому саморазвитию, и недостаточной разработанностью теоретических оснований вопроса в условиях образовательного процесса в вузеи между необходимостью организации образовательного процесса в вузе как креативного педагогического взаимодействия и отсутствием такой организации в практике работы вуза.

На основе философско-психологической характеристики и рассмотрения педагогических вопросов креативного педагогического взаимодействия, влияющего на личностно-профессиональный рост будущего учителя, нами обоснованы условия, способствующие его личностно-профессиональному росту: активизация интерактивной функции общения в педагогическом взаимодействиииспользование «креативных образцов» в процессе самореализации субъектов педагогического взаимодействияприменение элементов педагогического проектирования и самопроектирования, обусловливающих креативное педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.

Исследование позволило обосновать критерии личностно-профессионального роста будущего учителя: личностно-смысловая готовность будущего учителя к креативному педагогическому взаимодействиюразвитость способности к педагогической рефлексии в процессе учебной деятельностипроявление будущим учителем творчества в учебной деятельности.

Исследование помогло выявить закономерности влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя: чем чаще проявляется творческо-деятельностный характер обучения, тем больший опыт креативного педагогического взаимодействия освоят студенты и тем активней и осознанней их личностно-профессиональный ростчем больше представлено студентам свободы выбора различных активных форм учебной деятельности на занятиях, тем богаче и разнообразнее опыт их креативного педагогического взаимодействия и интенсивнее личностно-профессиональный ростчем выше будет включённость студентов в процесс педагогического проектирования с использованием «креативных образцов» и активизацией интерактивной функции общения, тем эффективнее будет креативное педагогическое взаимодействие стимулировать личностно-профессиональный рост будущего учителя.

Исследование помогло выявить совокупность принципов, обусловливающих эффективность процесса личностнопрофессионального роста: принцип деятельностного характера обученияпринцип опоры на выбор активных форм обученияпринцип взаимосвязи педагогического проектирования с использованием креативных образцов, активизацией интерактивной функции общения в педагогическом взаимодействии и личностно-профессионального роста будущего учителя.

В ходе эксперимента был использован комплекс как объективных, так и субъективных методов.

Выбор методик был обусловлен поставленными задачами, спецификой обучения студентов в педагогическом вузе, а их комплексное применение позволило более разносторонне и объективно изучить интересующее нас явление личностно-профессионального роста в процессе креативного педагогического взаимодействия.

Исследование проводилось поэтапно в течение 1998 — 2005 года на базе кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета. В эксперименте приняло участие 212 студентов 1−5 курсов. Для выявления динамики личностно-профессионального роста будущих учителей и определения эффективности влияния на него креативного педагогического взаимодействия нами было определено предшествующее состояние изучаемого явления, для этого мы провели констатирующий эксперимент. Мы выделили среди студентов, участвующих в эксперименте, две группы — экспериментальную и контрольную. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтвердил важность и актуальность поставленной нами проблемы исследования.

Опытно-экспериментальная проверка условия гипотезы, основанного на активизации интерактивной функции общения, показала заметную тенденцию к процессу личностно-профессионального роста будущего учителя. Это выразилось в увеличении количества студентов, отнесённых нами к среднему уровню активности личностно-профессионального роста. Факт успешности осуществления первого условия гипотезы также выразился в значительном снижении уровня конфликтности, увеличении уровня общительности, эмпатии, рефлексии.

Проверка эффективности построения учебных занятий со студентами с использованием «креативных образцов» в процессе самореализации субъектов педагогического взаимодействия показала положительную динамику в экспериментальной группе, что проявилось в увеличении уровня рефлексивных умений, увеличении уровня способностей к самообразованию и саморазвитию, в совместной организации (сотворчестве) педагога и студентов, проявляющейся как на занятиях, так и в организации внеучебной деятельности, снижении уровня конфликтности будущих учителей.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности организации учебного процесса с использованием элементов педагогического проектирования и самопроектирования показала положительные результаты влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя, организованного через элементы педагогического проектирования и самопроектирования, что подтвердило справедливость этого положения нашей гипотезы.

Эффективность целостного влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя в результате введения всех условий гипотезы исследования подтвердил итоговый анализ имеющихся данных. Результаты показали значимость и эффективность условий гипотезы и одновременно обоснованность теоретических положений исследования, о чём свидетельствуют показатели, проявившиеся в уменьшении количества студентов с низким уровнем личностно-профессионального роста после реализации третьего условия гипотезы, в сравнении с первоначальными результатами констатирующего эксперимента (46,30%:7,64%) и увеличении количества студентов, демонстрирующих средний уровень (31,94%:53,01%), а также высокий уровень (21,76%:39,36%) личностно-профессионального роста. В контрольной группе изменения личностно-профессионального роста связаны с увеличением количества студентов с низким уровнем (42,50%:51,91%), с уменьшением количества студентов с высоким уровнем (24,53%: 12,50%) и с незначительным увеличением количества студентов среднего уровня личностно-профессионального роста (32,98%:35,59%).

Таким образом, исследование подтвердило состоятельность первоначально выдвинутой нами гипотезы, заключающейся в том, что способность к креативному педагогическому взаимодействию, являясь основным слагаемым личностно-профессионального роста будущих учителей может быть эффективной, если в процессе вузовской подготовки будут созданы специально организованные условия.

Во время опытно-экспериментальной работы были также верифицированы факторы, предпосылки и условия, критерии, закономерности и педагогические принципы личностно-профессионального роста будущего учителя.

Исследование не претендует на охват всего круга вопросов, связанных с решением проблемы влияния креативного педагогического взаимодействия на личностно-профессиональный рост будущего учителя. Открытыми остаются такие проблемы, как зависимость личностно-профессионального роста от тендерных аспектов будущих учителей, зависимость личностно-профессионального роста будущего учителя от других средств учебно-воспитательного процесса и др.

Решение этих вопросов будет способствовать более глубокому познанию процесса личностно-профессионального роста будущего учителя, поможет выявить дополнительные аспекты при рассмотрении этого феномена, уточнить и развить предложенную нами концепцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. СПб.: Изд-во Алетейя, 1996. — 260 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.- 150 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. -299с.
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.-М., 1995.-291 с.
  5. , А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академ, проект, 2000.-256 с.
  6. , Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л. И. Аксёнова. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  7. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск.: Университетское, 1990.- 190 с.
  8. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили.- М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496с.
  9. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 539 с.
  10. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили- В. И. Загвязинский // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 11−16.
  11. И. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. 144 с.
  12. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  13. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т2. М.: Педагогика, 1980.-287 с.
  14. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев- Под ред. A.A. Бодалёва- М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 384 с.
  15. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 С:
  16. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  17. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  18. , В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев Казань, 1994. — 264 с.
  19. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.- 2-е изд.— Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  20. , В.А. Индивидуальный образовательный маршрут педагогической практики как средство формирования профессиональных качеств будущего учителя / В. А. Андреева // Начальная школа.: плюс до и после. 2003. — № 9. — С. 59−62.
  21. , Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект: Пресс, 1996. — 376 с.
  22. , E.B. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов: Доп. МО РФ / Е. В. Андриенко. 2-е изд., доп. — М.: Академия, 2003. — 264 с.
  23. Антология. Русский путь. Т.1. / Под ред. A.A. Ермичёва- СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного института, 1994.
  24. , Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал.-1993.-№ 2.-Т. 14. С.25−30.
  25. , A.C. Глобальный кризис и личность / A.C. Арсеньев // Мир психологии и психология в мире 1994. — С. 12−23.
  26. , A.C. Философия и будущее /A.C. Арсеньев //Развитие личности. 1998. — № 3 — 4. — С. 16 — 19.
  27. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. -М.: Наука, 1977. — 184 с.
  28. , В.И. Философия самоорганизации / В. И. Аршинов, Я. И. Свирский // Общественные науки и современность (ОНС). 1993. — № 3. — С. 58−75.
  29. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов— М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 768 с.
  30. , А.Г. Движущие силы и условия развития личности / А. Г. Асмолов // Психология личности. Хрестоматия /Под ред. Д. Я. Райгородского. Т.2. — М.: Бахрах-М, 2000. — 544с. — С. 345 — 384.
  31. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл, 2001.-416 с.
  32. , Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 153 — 158.
  33. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. М., 1997.-463 с.
  34. , Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103 — 130.
  35. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 23 — 44.
  36. Г. С. Педагогическое экспериментирование / Г. С. Батищев // Педагогика. 1990. — № 1. — С. 93−120.
  37. , М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985 М., 1986. — 249 с.
  38. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин М.: Сов. Россия, 1979. — 318 с.
  39. , М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин- М., 1986.-444 с.
  40. , М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб., 2000. — 304 с.
  41. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. В 2ч. 4.1. — М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 318с.
  42. , H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Просвещение, 1993.- 642 с.
  43. , H.A. Царство духа и царство кесаря / Сост. и послесл. П. В. Алексеева. М.: Республика, 1995. — 382 с.
  44. , H.A. Творчество и объективация / H.A. Бердяев. Минск.: Экономпресс, 2000. — 304 с.
  45. , H.A. Русская идея /H.A. Бердяев.- Харьков: Фолио.- М.: ACT, 2002. 624 с.
  46. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне., Под ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 422с.
  47. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. 1995. — Том 16, № 5.-С. 49−58.
  48. Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Academia, 2002. — 320 с.
  49. , A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды / A.A. Бодалёв. 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 324 с.
  50. , A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения / A.A. Бодалёв // Советская педагогика. 1990. — № 12.С.65−70
  51. , A.A. Психология о личности / A.A. Бодалёв. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
  52. , A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалёв, В. В. Столин. -СПб.: Речь, 2000.-439 с.
  53. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика.- 1995. № 4. С. 29 36.
  54. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др. // Педагогика 1996 — № 5.-С. 16−27.
  55. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская // Педагогика- 1997. -№ 4.-С. 11 17.
  56. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 36−50.
  57. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. № 1. — С. 17−24.
  58. , H.B. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: учебное пособие / Н. В. Борисова, A.M. Князев. М.: ВПИК МВД России, 1999. — 59 с.
  59. , Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Б. С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — 332 с.
  60. , М. Диалог. Два образа веры: Пер. с нем. / М. Бубер- Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, C.B. Лёзова- М.: Республика, 1995. 462 с.
  61. , М. Я и Ты / М. Бубер.- М.: Высшая школа, 1993. 173 с.
  62. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры: Материалы «круглого стола». / Л. П. Буева // Вопросы философии.— 1996.-№ 2. С.4−8.
  63. , А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−7.
  64. , К.Н. Религия творческой жизни / К. Н Вентцель // Свободное воспитание М., 1993. — 170 с.
  65. , К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. тр. / К. Н Вентцель. -М., 1993.- 170 с.
  66. , A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: метод, пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  67. , С.П. Способность умолчания / С. П. Воронцов // Человек-1996 № 3.- С.36−69.
  68. , Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук / Е. Г. Врублевская. Хабаровск, 1999. -225 с.
  69. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  70. , Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. -М., 1996.-512 с.
  71. , Б.П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев.-М.: Республика, 1994. 367 с.
  72. , Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен / Л. Ф. Вязникова монография. М.: Московский психолого-социальный институт- ХГПУ- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002 — 291 с.
  73. , О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление М.: Педагогика, 1998. — С. 224−227.
  74. , О.С. Гуманизм и свобода / О. С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях М., 1995. — С.35−44.
  75. , О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? / О. С. Газман // Учительская газета 1997.- № 18. — С. 15.
  76. , О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О. С. Газман //Педагогика.- 1997,-№ 3. С. 17−23.
  77. , Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации /Ю.Б. Гатанов //Психол. наука и образование. 1998. — № 1. С.90−105.
  78. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен- Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  79. , С.И. Педагогические сочинения / С.И. Гессен- Сост. Е. Г. Оссовский Саранск.: Красный Октябрь, 2001. — 564с.
  80. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж.Гласс- Дж.Стэнли.- М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  81. , В.П. Цели педагогической практики: проблемы обоснования /В.П. Гориленко // Педагогика. 1999. — № 4. — С.73−77.
  82. Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования кобязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 10 400 Физика. — М., 1995. — 32 с.
  83. , Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. А. Григорович- Т. Д. Марциновская.- М.: Гардарики, 2001. 480 с.
  84. , Н.Г. Саморазвитие личности учащегося средствамиспециального учебного заведения как педагогическая проблема: Дисканд.пед. наук / Н. Г. Григорьева Хабаровск, 1995. — 250 с.
  85. , Н.Г. Теория и практика личностного саморазвития студентов в контексте экокультурного подхода: Дис. д-ра .пед. наук / Н. Г. Григорьева Хабаровск, 2000. — 450 с.
  86. , П.С. Философская антропология: Учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Вестник, 1997. — 448 с.
  87. , И.Л. Педагогическая практика и развитие профессионально-педагогических качеств будущего учителя / И. Л. Данилова, С. М. Лаврушина, И. Г. Линевич // Преподаватель. № 5. — 2001. — С.25−27.
  88. Диагностика в педагогических исследованиях: Сборник диагностических методик / Сост. и общ. ред. Л. Н. Куликова, Е. Г. Врублевская Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. — 120 с.
  89. , А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистервег //История зарубежной педагогики и философии образования-Ростов н/Д: Феникс, 2000. 480с.
  90. , В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  91. , А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. /А.П. Ершова- В. М. Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 232с.
  92. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов. СПб., 1995.- 216 с.
  93. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ООО. — Изд-во Астрель: ООО. — Изд-во ACT, 2001. — 77 с.
  94. Закон РФ «Об образовании»: с изменениями на 22 августа, 2004 // Официальные документы в образовании: информационный бюллетень. -2004.-№ 31.-С. 12−18.
  95. , Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук / Г. П. Звенигородская. Хабаровск, 1997. — 205 с.
  96. , Г. П. О феноменологии и рефлексии в образовании: Книга для учителя / Г. П. Звенигородская.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002. -117с.
  97. , Г. П. Теория и практика развития рефлексии способностей учащихся в образовательном процессе / Г. П. Звенигородская.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. 100. с.
  98. , Г. П. Рефлексивное образование: феноменологический подход. Монография / Г. П. Звенигородская. Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2001.-350 с.
  99. , В.В. Педагогические сочинения / В. В. Зеньковский. -Саранск.: Красный Октябрь, 2002. 808с.
  100. , В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко- Е. М. Моргунов.-М.: Тривола, 1994. 304с.
  101. , В.П. Круглый стол: Герой нашего времени: мифы и реальность /В.П. Зинченко // Педагогика-2000 -№ 8. С.47−48.
  102. , В.П. Принципы психологической педагогики / В. П. Зинченко // Педагогика. 2001. — № 6. С. 9−17. ¦
  103. , Л.И. Психология и педагогика высшей школы / Л.И. Иванина- A.B. Коваленко.- М., 1999. 260 с.
  104. , И.П. Воспитательная деятельность и воспитательное воздействие / И. П. Иванов // Народное образование 1998 — № 9/10. С. 108 112.
  105. , И.П. Звено в бесконечной цепи / И. П. Иванов // Классный руководитель 2002, — № 4. С.4−52.
  106. , И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя / И. П. Иванов.-М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  107. , И.П. Педагогика общей заботы / И.П. Иванов- СПб.: Образование, 1996. 160 с.
  108. , В.А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С.26−31. ¦
  109. Ш. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев.- М. Белгород, 1993.-270 с.
  110. , А.Н. Педпрактика и её роль в личностно ориентированном обучении студентов и их профессиональном становлении / A.B. Кавтаськина // Начальная школа. № 9. 2003, — С.55−58.
  111. , Л.А. Жизнь как бессмертие / Л. А. Каган // Вопросы философии.-1992.- № 12. С.39−40.
  112. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган.- М.: Политиздат, 1988. 320 с.
  113. , М.С. Философия культуры / М.С. Каган- СПб.: ТООТК Петрополис, 1996. 414 с.
  114. , М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Наука, 1997.-340 с.
  115. , А. Абсурдный человек /А. Камю // Из истории мировой гуманистической мысли. М.: Просвещение, 1995. — 430 с.
  116. , А. Бунтующий человек /А. Камю // Из истории мировой гуманистической мысли. М.: Просвещение, 1995. — 430 с.
  117. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик — М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  118. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик.-М.: Просвещение, 1987.190 с.
  119. , П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика 1999.-№ 7. С.73−84.
  120. , П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев /Под ред. А. М. Арсеньева // Избранные педагогические произведения- М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  121. , В.А. Стать человеком / В. А. Караковский.- М., 1993. 80 с.
  122. , Д. Индивидуальность и творческое мышление /Д.Кирнос. М., 1992.- 172 с.
  123. , О.О. Профессионально-педагогическая практика: основные принципы и технология / О. О. Киселёва //Научно методический журнал. -№ 4, 2002. С. 126−136.
  124. , Л. Процесс, направленный на развитие способности быть хозяином и творцом собственной жизни / Л. Кларина // Директор школы. -2001. № 1. — С.59−63.
  125. , E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного процесса / E.H. Князева М, 1995. — 223 с.
  126. , E.H. Антропный принцип в синергетике / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии.- 1997- № 3. С. 98−112.
  127. , E.H. Интуиция как самодостраивание / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии 1994 — № 2. — С. С. 110−122.
  128. , E.H. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии 1992-№ 12. — С.3−20.
  129. , E.H. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России 1994 — № 4. С. 37−48.
  130. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176с.
  131. , Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1988. -416с.
  132. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с.
  133. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982. Т.2. 576 с.
  134. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон.- М., 1984.-335 с.
  135. , A.C. Педагогические основы творческого самовыражения как фактор профессионального становления будущего учителя: Дис. канд. пед. наук / A.C. Косогова Хабаровск, 2000. — 377 с.
  136. , В.Г. Психология и педагогика /В.Г. Крысько. М.: Владос, 2001.-368 с.
  137. , В.Г. Социальная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений /В.Г. Крысько. М.: Владос, 2002. — 448 с.
  138. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография / Е.А. Крюкова-Волгоград: Перемена, 1999. 350 с.
  139. , В.Т. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−120.
  140. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина Л. Гомель, 1976. — 57 с.
  141. , Н.В. Способности. Одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина.- Л., 1985. 260 с.
  142. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315с.
  143. , C.B. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. 4.1. Стратегия и тактика личностного воспитания / C.B. Кульневич- 3-е изд., испр. и доп.- Воронеж: Изд-во Воронежского гос. пед. ун-та, 1997. 340 с.
  144. , B.C. деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования / B.C. Лазарев, Н. В. Коноплина // Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 48−56.
  145. , A.A. Психология общения: Учебное пособие / A.A. Леонтьев.-М.: Смысл, 1979.-365 с.
  146. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  147. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983. Т.1.-391 с.
  148. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983. Т.2. 318 с.
  149. , Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. / Д. Локк- М., 1960.-Т.1.-734 с.
  150. , Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. / Д. Локк М., 1960.-Т.2.-532 с.
  151. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М., 1976. — 144 с.
  152. , М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили- М.: Прогресс: Культура, 1993. 351 с.
  153. , Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика.- 2000.- № 7. С. 56−72.
  154. , А.К. Психология труда учителя /А.К.Маркова. М.: Педагогика, 1993. — 192 с.
  155. , А.К. Мотивация учения и её воспитание /А.К.Маркова. М.: педагогика, 1983. — 65 с.
  156. , Г. Д. 100 выдающихся психологов мира / Г. Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 368 с.
  157. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу.-СПб.: Евразия, 1997. 430с.
  158. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу СПб.: Евразия, 1999. -479 с.
  159. , А. Психология бытия: Пер. с англ. / А. Маслоу М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997.-304с.
  160. Мелик-Пашаев, A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии— 1998.-№ 1.С. 76−81.
  161. , B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. -446 с.
  162. , JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / JI.M. Митина. М.: ШПСИ, 2001. -192 с.
  163. , JI.M. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: учебное пособие / J1.M. Митина, Н. С. Ефимова. Московский психолого-соц. Институт: Флинта, 2003. — 144 с.
  164. , A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик.- М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  165. , A.B. Социальная педагогика: Учебник 3-е изд, испр. и доп.- М.: Академия, 2000. 200 с.
  166. , М.Н. Теоретические основы проектированияантропоориентированного педагогического процесса: Автореф. дис д-рапед. н. / М. Н. Невзоров Хабаровск, 1999. — 39 с.
  167. , М.Н. Проектирование школы жизни (образ и созидание школы). Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2000. 112с.
  168. , A.A. Целеполагание как творчество / A.A. Немцов // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 15−20
  169. , H.H. Развитие ценностного сознания учителя /H.H. Никитина //Педагогика. 2000 — № 6. — С. 65−70.
  170. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. А. Андреевой, Я. М. Яноушека.- М.: МГУ, 1987. 302 с.
  171. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон. М.: Ось — 89, 2004. — 48 с.
  172. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю. М. Орлов.- М.: Просвещение, 1991. 286 с.
  173. , Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов. Высшая школа, 1989. — 60 с.
  174. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии 1996.-№ 1. С. 9−15.
  175. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко- Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 2000.- 270 с.
  176. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Редактор Б. М. Бим-Бад. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2002. -528 с.
  177. , И. Лебединая песня / И. Песталоцци // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский- М.: Педагогика, 1988. -340 с.
  178. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский.- M., 1982. 255 с.
  179. , A.B. Общая психология: Учебник / A.B. Петровский.- М.: Педагогика, 1986. 464 с.
  180. , A.B. Индивид и его потребность быть личностью /A.B. Петровский, В. А. Петровский //Вопросы философии. 1982. — № 3. — С.17−29.
  181. , В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский M., 1992. — 224 с.
  182. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петроский. Ростов н /Д: Изд-во Феникс, 1996. — 512с.
  183. Платон. Сочинения: В 3-х т.- 1970.- Т.2. 611 с.
  184. , Н.П. Управление образованием: Образование как целенаправленный процесс /Н.П. Поличка. Хабаровск., 1993. — 64 с.
  185. , С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  186. , Л.М. О профессиональном становлении будущего учителя: Роль педагогической практики в подготовке учителя: Соликам. Пед. колледж. / Л. М. Пономарёва //Начальная школа. № 10. — 2000, С. 6−10.
  187. , В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. / В. А. Попков, A.B. Коржуев A.B. М.: Изд. Московского университета, 2000. — 429 с.
  188. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом БАХРАХ — М, 2000. — 304 с.
  189. , И.Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Мысль, 1986.
  190. , И.Р. Философия нестабильности / И. Р. Пригожин // Вопросы философии.- 1991.-№ 6. С. 54−63 с.
  191. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.- Т.2. 248 с.
  192. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.- сост.: Н. В. Киршева, Н.В. Рябчикова- М.: Геликон, 2001. 312 с.
  193. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Ред. A.A. Дергач М.: Изд-во «Красная площадь», 1996. — 397 с.
  194. , A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский.- СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 416с.
  195. , И.М. Философия как учение о человечности: Учебное пособие (курс по выбору) / И. М. Ревич.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. 100 с
  196. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  197. , Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  198. , Е.И. Психология познания / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. -176 с.
  199. , Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
  200. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / К. Роджерс- Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной М.: Изд. группа «Прогресс»: «Универс», 1994.-480с.
  201. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. С. 164 — 168.
  202. , В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) / В. М. Розин // Вопросы философии.- 1999.- № 6. С. 72−78.
  203. , П. Психология и педагогика: конспект лекций /П. Ростопшин. М.: Приор, 2000. — 88 с.
  204. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) / С. Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−108.
  205. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989. Т.1. 485 с.
  206. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо // История зарубежной педагогики и философия образования- Ростов н/Д: Феникс, 2000. 340 с.
  207. , И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. М.: Изд-во Белорусская наука, 1998. — 319 с.
  208. , Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: автореф. дис. д-ра пед. наук / Н. Г. Рябкова Петропавловск-Камчатский, 1998. — 43 с.
  209. , Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов / Под ред. A.A. Яковлева — М.: Политиздат, 1989. — С.319−345.
  210. Сборник нормативных материалов ХГПУ. Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2002.- 135 с.
  211. , В.И. О некоторых особенностях развития / В. И. Свидерский // Вопросы философии.- 1988.- № 7. С. 38−46.
  212. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования (курс лекций) / Ю. В. Сенько М., 2000.
  213. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков //Педагогика.- 1994.-№ 5. -С.16−21.
  214. , A.M. Диалог в воспитании: к постановке проблемы / A.M. Сидоркин // Педагогика.- 1996 № 2. С. 32- 45.
  215. , A.M. Парад предрассудков / A.M. Сидоркин / Серия «Педагогика и психология».- 1992-№ 2. С.46−64.
  216. , Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии.- 1999.- № 5. С. 2130.
  217. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-221 с.
  218. , В.А. Психология и педагогика: учебное пособие /В.А. Сластёнин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 480 с.
  219. , В.А. Педагогика: учебное пособие /В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 512 с.
  220. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии— 1986.-№ 6.-С. 14−23.
  221. , В.И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков // Серия «Материалы для педагогических размышлений».- Выпуск 2 — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003.- 160с.
  222. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  223. , В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии 1996.-№ 4. С. 56−73.
  224. Современный словарь по педагогике /Сост. Е. С. Рапацевич. МН.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  225. , B.C. Красота в природе. Смысл любви / B.C. Соловьев // Русский космизм: Антология философской мысли.- М., 1993. 365 с.
  226. , B.C. Оправдание добра / B.C. Соловьев- М.: Изд-во «Республика», 1996. 479 с.
  227. , B.C. Сочинения: В 2-х т. / B.C. Соловьев- Общ. ред. и сост.
  228. A.B. Гулыга, А. Ф. Лосев 2-е изд.- М.: Мысль, 1990 — Т. 2. — 822с.
  229. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г. В. Осипова. -М.: изд. Группа ИНФРА. НОРМА, 1998. — 488 с.
  230. , Б. Приложение, содержащее метафизические мысли / Спиноза М.: Госполитиздат // Избранные произведения: В 2-х т. — 1957. -Т.1.-631 с.
  231. , Л.А. Философия образования: онтологический аспект /Л.А. Степашко. Хабаровск.: ХГГТУ, 2002. — 78с.
  232. , A.M. Психология и педагогика /A.M. Столяренко. М.: Юнити, 2001. 423 с.
  233. , Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Э. Стоуне- Под ред. Н.Ф. Талызиной- М.: Педагогика, 1984. 472 с.
  234. , В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. /
  235. B.А. Сухомлинский- Сост. О. С. Быданова, В. З. Смаль.-М.: Педагогика, 1979. Т.1.-560 с.
  236. , В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  237. , В.А. Сердце отдаю детям- Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский Кишинёв.: Лушина, 1979. — 622 с.
  238. Таинственнее, чем мир. / Сост., авт. введения и комментариев В. М. Кларин, В. М. Петров.- М.: Знание, 1991. 79 с.
  239. , Л.Н. Об общественной деятельности на поприще народного образования / Л. Н. Толстой // Антология гуманной педагогики М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. — 360 с.
  240. , К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина //Вопросы психологии. 1998. — № 4. -С. 123−132.
  241. , К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К.Д. Ушинский- Сост. С. Ф. Егоров М.: Педагогика, 1.990 — Т. 6. — 527 с.
  242. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т.- М.: Педагогика, 1990.- Т. 5−6. Т.5. 526 с.
  243. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т.- М.: Педагогика, 1990.- Т. 5−6. Т.6. 527 с.
  244. Федотова E. J1. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя. Дис. докт. пед. наук /Е.Л. Федотова. -Хабаровск, 1998.
  245. , Л. Сущность христианства / Л. Фейербах М., 1965. 414 с
  246. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
  247. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского. -М.: ИНФРА, 1998. 576 с.
  248. , И.Г. Сочинения: В 2-х т. / И. Г. Фихте.- СПб., 1993.- Т.2.- 798с
  249. , С.Л. Духовные основы общества (Введение в социальную философию) / С. Л. Франк, А. Ф. Малышевский //Из истории мировой гуманистической мысли М.: Просвещение, 1995. — 431с. С.299−328.
  250. , С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк, А. Ф. Малышевский //Из истории мировой гуманистической мысли М.: Просвещение, 1995. — 431с. С.65−71.
  251. , В. Доктор и душа / В. Франкл- СПб., 1997. 285 с.
  252. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  253. , Э. С. Душа человека / Э. С Фромм.- М.: ACT, 1998.- 664 с.
  254. , Э.С. Бегство от свободы / Э. С. Фромм. Пер. с англ. Г. Ф. Швейника- М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  255. , М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер с нем. / М. Хайдеггер- Под ред. A.JT. Доброхотова М.: Высшая школа, 1998. — 192 с.
  256. , М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Академкнига, 1993. 447с.
  257. , Г. А. Психология саморазвития / Г. А Цукерман, Б.М. Мастеров-М., 1995. -239 с.
  258. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 436 с.
  259. , Т.И. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие /Т.И. Шамова. М., 2002. — 384 с.
  260. , С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / С.Т. Шацкий- Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В.Н. Шацкой- М.: Педагогика, 1980.Т.1. 304 с.
  261. , М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Шелер- Под ред. A.B. Денежкина.- М.: Изд-во «Гнозис», 1994. 413 с.
  262. , Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития: Дис. канд. пед. наук / Е. В. Шишмакова Хабаровск, 1997. — 362 с.
  263. , B.C. Система педагогических исследований (Методологический анализ) / B.C. Щедровицкий // Педагогика и логика: Сб.-М.: Касталь, 1993. 414 с.
  264. , Б.А. Введение в психологию развития / Б. А. Эльконин.- М., 1994.- 168 с.
  265. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.- М., 1989.-554 с.
  266. , Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон- Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. -340с.
  267. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: МПСИ: Флинта, 1997.
Заполнить форму текущей работой