Оценка Портфолио.
Разработка элементов методической системы обучения информатике с использованием технологии "Портфолио ученика" в 9 классе в общеобразовательной школе
Самый высокий уровень — Портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание Портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении Портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество. Слабый… Читать ещё >
Оценка Портфолио. Разработка элементов методической системы обучения информатике с использованием технологии "Портфолио ученика" в 9 классе в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оценка Портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у детей развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке Портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе нее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Дети могут разложить материал в соответствующем порядке или просто сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ — это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы учащимся.
Оценка Портфолио может проходить:
- 1. В индивидуальной встрече учителя и учащихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.
- 2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5−8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в Портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если Портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания Портфолио.
- 3. На основе выступлений учащихся на конференции по Портфолио. Конференцию целесообразно организовывать в том случае, если Портфолио собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или Портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание Портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).
Правила оценки:
- — До начала работы над Портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки.
- — До начала работы над Портфолио учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.
- — Портфолио не оценивается в баллах, а только в уровнях. В случае крайней необходимости «самый высокий» уровень можно привести в соответствие с отметкой «5», «высокий» — «4», «средний» — «3», «слабый» — «2».
- — Портфолио не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы ребенка. Учащийся сравнивается только самим собой.
- — Возможно ставить оценки за отдельные разделы Портфолио.
Категории материалов (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и контрольные работы, обязательная диагностика, …
Поисковые: выполнение проектов (индивидуально или в группе), заданий повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды творческих работ …
Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов…
Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий, ведение дневника, рефераты,…
Внешние: отзывы учителей, родителей, одноклассников, проверочные листы и др.
Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Самый высокий уровень — Портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание Портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении Портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.
Высокий уровень — в Портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
Средний уровень — в Портфолио полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
Слабый уровень — Портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т. д. По такому Портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.
Оценку Портфолио можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то мы рекомендует качественную, а не количественную оценку.