Введение.
Развитие творческих способностей подростков на уроке музыки
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ музыкально-педагогической и музыкально-психологической литературы. Исходя из вышеизложенного, сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей подростков на уроке музыки». Цель исследования — теоретически обосновать методы развития творческих способностей подростков на уроке музыки… Читать ещё >
Введение. Развитие творческих способностей подростков на уроке музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуальным формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе.
Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что, с одной стороны, их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей — сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Но не менее важно заложить основы и здоровья душевного. Необходимым условием для этого является наличие ясных моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. подросток творческий музыкальный способность Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Творческая деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Актуальной проблемой современности является воспитание человека-творца, нестандартно мыслящего, решающего возникающие перед ним задачи в постоянно изменяющемся современном мире. Эта проблема может быть решена в результате более полного раскрытия творческого потенциала личности через развитие творческих способностей, которые возможно развивать на уроке музыки.
Исходя из вышеизложенного, сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей подростков на уроке музыки».
Цель исследования — теоретически обосновать методы развития творческих способностей подростков на уроке музыки.
Объект исследования — образовательный процесс подростков на уроке музыки в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — процесс развития творческих способностей подростков на уроке музыки.
Цель исследования определила задачи исследования:
- 1. Проанализировать музыковедческую, музыкально-педагогическую и музыкально-психологическую литературу по проблеме развития творческих способностей подростков на уроке музыки.
- 2. Определить сущность и структуру творческих способностей.
- 3. Обозначить особенности музыкального развития подростков.
- 4. Выделить методы развития творческих способностей подростков на уроке музыки.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых: Б. М. Теплова,. Л. С. Рубинштейна, Л. С. Лука, В. Д. Шадрикова. и других; основы развития творческих способностей подростков, теория музыкального обучения и воспитания — в исследованиях Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, Е. Д. Критской, Л. М. Предтеченской, Б. Асафьева, В. О. Усачева, Л. В. Школяра;; основные положения музыкознания — в трудах В. И. Петрушина, Г. С. Тарасова, Л. Л. Бочкарева, Д. К. Кирнарской; теория обучения и воспитания подростков — в работах Э. Шпрангера, В. А. Левина, Н. С. Лейтеса, А. В. Мошкина, В. Н. Руденко, М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ музыкально-педагогической и музыкально-психологической литературы.