Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Легитимация региональной политической власти в национальных Республиках Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить ряд диссертационных исследований, в которых в той или иной степени рассматриваются некоторые новые аспекты легитимации власти. Так, С.М. Елисеевым1 выделена специфика легитимности власти в России в контексте переходного состояния политической системы. Правовые и символические аспекты легитимации политической власти рассматриваются C.B. Кузнецовой2. В диссертации Б.А. Камкии3… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. Теоретико-методологические основы исследования легитимации политической власти
    • 1. 1. Политическая власть, легитимность и легитимация политической власти
    • 1. 2. Методологические подходы исследования основ региональной политической власти и ее легитимности в национальных республиках
    • 1. 3. Зависимость степени легитимации власти от источников легитимности
  • глава 2. Особенности легитимации политической власти в национальных республиках РФ (на примере Республики Тыва)
    • 2. 1. Основные факторы легитимации региональной политической власти в национальных республиках России
    • 2. 2. Специфика политического процесса и политической культуры в Республике Тыва
    • 2. 3. Особенности легитимации региональной политической власти в Республике Тыва

Легитимация региональной политической власти в национальных Республиках Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации.

Несмотря на осуществлявшееся в последние десять лет укрепление в Российской Федерации властной вертикали, региональная власть продолжает оставаться в зоне системного кризиса. В ряде национальных республик продолжает оставаться высоким уровень недоверия населения к правящей элите, что в значительной степени обусловлено тяжелым социально-экономическим положением данных регионов, частыми сменами руководства и регулярными политическими конфликтами внутри политической элиты (Калмыкия, Дагестан, Тыва).

Большинство национальных республик России по социально-экономическим показателям находятся на самом низком уровне. По данным «Российского статистического ежегодника» на 2009 год удельный вес этих регионов в основных общероссийских экономических показателях не превышает 0, 4%, тогда как средний показатель по России составляет 3−4%. В сложных экономических условиях недоверие граждан к политическим элитам усугубляется традиционно сложившейся структурой политического процесса, в основу которого зачастую ложится кланово-родственная (Калмыкия, Тыва) или этнонациональная (Дагестан) система отношений. Обусловленная этой системой отношений борьба региональных политических элит за власть приводит к отсутствию общественной поддержки принимаемых руководством решений и становится не только тормозом на пути реформ, но и опасным фактором политической дестабилизации. Общественность выражает сильную-обеспокоенность, свидетельством чему являются многочисленные критические публикации о сложившейся ситуации в общероссийских и региональных средствах массовой информации1.

1 Депутатская оппозиция саботирует работу парламента Тувы// http://gov.tuva.ru/ -Официальный сайт Правительства Республики Тыва — 2010. — 17 июнья.- Брезгина В.

В связи со сказанным выше становится актуальным научное осмысление процесса легитимации региональной политической власти в национальных республиках, ее источников, факторов и условий реализации.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема легитимации власти является объектом пристального внимания политической науки на протяжении уже многих десятилетий. Этой теме посвящены сотни серьезных работ, созданных юристами, историками, политологами, представителями других общественных наук.

Как и большинство современных авторов, диссертант при анализе легитимности и легитимации власти опирался на классический подход, который исходит из работ М. Вебера1, рассматривавшего различные источники и формы, как легитимности власти, так и возможностей ее укрепления.

Анализ экономических, социальных, культурных, идеологических факторов, влияющих на легитимацию власти, представлен классиками современной политологии Г. Алмондом, Р. Далем, С. Вербой.2 Проблемой легитимности власти на стадии перехода общества от авторитаризма к демократии занимались Ф. Шмиттер, А. Лейпхарт, Д. А. Растоу, С. П. Хантингтон.3 Символические аспекты легитимации нашли.

Мнение экспертов: Складывается впечатление, что кто-то специально уничтожает экономику Калмыкии// «Элистинская панорама» -.2008. — 20 мая.- Коренев С. Личные размышления о политической ситуации в Дагестане// НГПолитика — Махачкала, 2009. — 20 окт.

1 Вебер М. Политика как призвание и профессия// Избранные произведения. — М., 1990. — С.644−706. Бурдьё П. Дух государства: генезис и структура бюрократической концепции// Поэтики и политика. — М., 1999. — С. 125−166.

2 The Civic Culture Revisited (ed. G. Almond, S. Verba). — Boston Little Brown, 1980. -P. 13. Даль P. Полиархия, плюрализм и пространство. Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т.2 — С.612−628.

3 Хантингтон С. Третья волна: Демократия на исходе века. — М., 2003. — 368с.- Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии// Полис. — 1996. № 5. — С. 16−27- Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели// Полис. — 1996, № 5. — С. 174. Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис. — 1992, № 1. — С. 217. свое отражение в работах П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Бергера, Т. Лумана.1 Легитимация, как результат деятельности элит, была рассмотрена Ч. Р. Миллсом.2.

Теоретические аспекты феномена власти и ее легитимации в условиях современной социально-политической трансформации российского общества были изложены в работах В. А. Ачкасова, С.М. л.

Елисеева, С. А. Ланцова, Ю. Г. Волкова, A.B. Лубского, В. П. Макаренко. Определенное место этим вопросам уделено в публикациях таких известных ученых, как Т. А. Алексеева, М. Н. Афанасьев, К. С. Гаджиев, О.В. Гаман-Голутвина, O.A. Широков, О. Ф. Шабров, Р. Ф. Туровский, И.М. Бусыгина4 и других, исследовавших социально-философские и политико-правовые аспекты функционирования политической власти.

Мировоззренческие особенности российского общества, значимые для понимания особенностей легитимации власти, рассмотрены в работах.

Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. — 336с.- Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М., 1995. — 323с.- Гидценс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 109.

2Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. — М., 1998. — 264с.

3Ачкасов В.А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом Российском обществе. — М., 1996 — 125с.- Волков Ю. Г. Лубский., Макаренко В. П. Легитимность политической власти: методологические проблемы и российские реалии. — М., 1996. — С. 77.

4 Алексеева Т. А. Современные политические теории. — М., 2000. — 479с.- Алексеева Т. А. Власть и легитимность (эволюция немарксистких подходов в современной английской политической философии)// Власть: философско-политические аспекты. -М., 1989. — С. 110−133. Алексеева Т. А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти// Вопросы философии. — 1997. № 7 — С. 58−65. Ачкасова В. А. Политическое мифотворчество как способ выражения региональных интересов // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2002. № 3. — Т. 5. — С. 96−107. Афанасьева М. Н. Кризис духовных ценностей и пути его решения// Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И. И. Ивановой. — Бишкек, 2004. — С.113−117. Гаджиев К. С. Политология. -М., 2003. — 488с.- Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: Вехи исторический эволюции. — М., 2006. — 416с.- Широков O.A. Легитимация власти как необходимое условие политической модернизации России: Дис. канд. политических наук. М., 1996. Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. — М., 2006. — 399с.- Бусыгина И. М. Политическая регионалистика. — М., 2006.-279с.

Н.Е.Тихоновой, JI.A. Андреевой, Д. В. Ольшанского.1 Важный для понимания избранной темы аксиологический компонент современной политики раскрыт в работахШ. Эйзенштадта, Ю. В. Бромлея, P.A. Зобова, П. Т. Тимофеева.2.

Так как в данной работе изучается не только сам политический процесс, но и его особенности в национальных республиках, следует выделить политологов, посвятивших свои работы анализу политических систем российских национальных республик — Н. Г. Очирову, Э.Д. л.

Эмирова, В. М. Очирову. Также стоит отметить исторические и культурологические работы ученых, занимавшихся исследованием региональной культуры и менталитета населения Республики ТываД.Ю. Андреева, Ч. М-Х. Бавуу, B.C. Донгак, Ч. М. Ламажаа, JI.M. Ондар, H.A. Ондар, Н. О. Товуу, Р. Ш. Харунова, М. М-Б. Харуновой.4.

1 Тихонова Н. Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // Социологические исследования. — 2010, № 1. Андреева JI.A. Сакрализация власти посредством догмата о Наместничестве Христа как евразийская модель политической культуры // Цивилизации. Вып. 6. — М., 2004. Ольшанский JI.B. основы политической психологии. — М., 2001.

2 Анохин М. Г., Комаровский B.C., Матвеенко Ю. И. Технологии в политике и политическом управлении. — М.: РАГС, 2000. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. — М., 1987. Зобов P.A. Проблемы индивидуального и коллективного разума. — СПб. 2002. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1999.

3 Очирова Н. Г. Партии и общественно-политические движения в Калмыкии в 90-е годы XX в.// Научная мысль Кавказа. — 2007. № 3. Очирова В. М. Эволюция российской политической элиты в постсоветский период // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 16 Политология, культурология. Выпуск 1. -Улан-Удэ — 2004. Эмиров Э. Д. Религиозные объединения в условиях формирования гражданского общества // «Дагестанская правда» — 2009. — 1 б янв.

4 См.: Андреев Д. Ю. Влияние религий Тувы на региональную культуру. — Красноярск, 2004. Бавуу Ч. М-Х. Тувинская национальная интеллигенция в обществе переходного периода. — Улан-Удэ, 2005. Донгак B.C. Этническая идентичность тувинцев. — М., 2003. Ламажаа Ч. К. Клановость в политике регионов России: Тувинские правители — Спб., 2010. Ондар H.A. История конституционного развития Республики Тыва. -Красноярск, 2007. Товуу, Н.О. Социально-психологические исследования: этнос тыва на рубеже веков (XX — XXI вв). — Кызыл, 2009. Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в ТНР 1921;1944. — Иркутск, 2003. Харунова М. М-Б. Социально-политические преобразования в Тувинской автономной области, 1944;1961гг. -Иркутск, 2003.

Следует отметить ряд диссертационных исследований, в которых в той или иной степени рассматриваются некоторые новые аспекты легитимации власти. Так, С.М. Елисеевым1 выделена специфика легитимности власти в России в контексте переходного состояния политической системы. Правовые и символические аспекты легитимации политической власти рассматриваются C.B. Кузнецовой2. В диссертации Б.А. Камкии3 легитимация власти рассматривается сквозь призму федеративных отношений. В работе С.В.Серова4 изучаются изменения в легитимации региональной власти в связи с модификацией порядка избрания глав субъектов Российской Федерации. Также следует выделить исследования, в которых раскрывалась тема легитимации в национальных образованиях — Э. Х. Аетдинова, А. И. Курцева, Д. В. Лашина.5.

Однако, несмотря на значительное количество исследований по легитимации политической власти, проблема особенностей процессов легитимации региональной политической власти в национальных республиках еще недостаточно исследована. Это обусловило выбор предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования является легитимация региональной политической власти в России.

1 Елисеев С. М. легитимность власти: Источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе. Дис. д-ра политических наук. Спб., 1997.

2 Кузнецова C.B. Правовые и символические аспекты легитимации политической власти в России. Дис.канд. политических наук. Саратов, 2003.

3 Камкия Б. А. Проблема легитимации власти в системе центр-периферия. Дис. канд. философских наук. Ростов н/Д, 1994.

Серов C.B. Легитимация политической власти в условиях нового порядка избрания глав администраций субъектов Российской Федерации. Дис. канд. политических наук. М., 2007.

5 Аетдинов Э. Х. Этнополитическое согласие как фактор становления политической демократии. Дис. канд. политических наук. Казань, 2000. Курцев А. И. Становление и развитие связей с общественностью в государственном управлении Республики Татарстан (1990;2000 годы): историко-политический анализ. Дис. канд. исторических наук. Казань, 2009. Лашин Д. В. Выборы в процессах и механизмах легитимации региональной власти: на примере Республики Мордовия. Дис. канд. политических наук. М., 2009.

Предметом исследования выступают источники, факторы и условия реализации легитимации политической власти в национальных республиках РФ (на примере Республики Тыва).

Общая рабочая гипотеза. Легитимность политической власти определяется степенью доверия к ней общества. Высокий уровень доверия граждан, в свою очередь, достигается за счет экономических, идеологических, правовых, социокультурных факторов, причем последние в не меньшей степени, чем все остальные, определяют специфику процессов легитимации. Это особенно верно для традиционных обществ, к которым относятся в значительной степени национальные республики России, в том числе и Республика Тыва. При изучении процессов легитимации региональной политической власти в национальных республиках с обществом традиционного типа необходимо принимать во внимание особенный характер источников, факторов и механизмов легитимации власти, что обусловлено сильным влиянием традиционных норм на политический процесс в регионе и преобладанием в этих субъектах региональной идентичности по отношению к общероссийской.

В то же время в условиях модернизационного развития и влияния глобализации процесс легитимации в традиционных обществах начинает носить все более рационально-легальный характер. Это изменение, по предположению автора, способно оказывать немаловажное воздействие на региональный политический процесс.

Цель исследования: выявить особенности источников, факторов и условий реализации легитимации региональной политической власти в национальных республиках Российской Федерации (на примере Республики Тыва).

Задачи исследования:

1. определить основные методологические и концептуальные подходы к анализу легитимации политической власти;

2. охарактеризовать многообразие основ региональной политической власти и их влияние на легитимацию власти в национальных республиках;

3. выявить зависимость степени легитимности власти от источников легитимации и выделить соответствующие критерии исследования;

4. раскрыть содержание основных факторов легитимации региональной политической власти в национальных республиках РФ;

5. провести анализ особенностей политического процесса и политической культуры Республики Тыва;

6. сформулировать и обосновать условия, при которых региональные политические элиты способны получить высокую степень доверия населения.

Теоретическую основу диссертации составили положения и выводы, содержащиеся в трудах мыслителей и ученых по проблемам политической власти, ее эффективности и легитимности, начиная с античных времен и заканчивая современным периодом. Большое значение при рассмотрении данной темы имели труды М. Вебера, П. Бурдье, Ж. Шабо1 и др.

Автор также широко опирался на концепции Д. Истона, С. М. Липсета и Д. Хелда". Д. Истон развил и преобразовал концепцию Вебера в соответствии со своей теорией политической системы. С. М. Липсет исследовал роль легитимности и эффективности власти в поддержании.

1 Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. — 1993. № 3.

2 Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science, 1953. Lipset S.M. Political Man. The Social Bases of Politics. Expanded Edition. Baltimore, 1981; Held D. Models of Damocracy. Stanford, 1990. стабильности политической системы. Д. Хелд расширил типологию форм легитимности власти.

Хорошим подспорьем явились труды теоретиков — прежде всего, П. Сорокина, Т. Парсонса, Г. Алмонда, Э. Гидденса, С. Хантингтона.1 Они в своих исследованиях уделяли особое внимание связям социальной" и политической сфер с культурой, исследовали сложные отношения между ними, изучали особенности взаимодействия и взаимопроникновения социального и культурного пространств.

При изучении процессов легитимации особое внимание уделено л концепции О. Ф. Шаброва, в которой рассматривается легитимность как математическая модель, представленная в трехмерном пространстве.

Методологическая основа диссертации.

В диссертации активно используется в качестве методологической основы междисциплинарный подход, включающий: социологический подход, который позволяет выявить социальные корни доверия или недоверия населения к политической элите, а также его влияние на общественные процессыпсихологический подход, раскрывающий роль психологических факторов в политическом процессекультурологический и ценностно-нормативный подход, который позволяет выявить традиции, обычаи, играющие роль в становлении регионального менталитетаисторический подход, позволяющий рассмотреть эволюцию содержания легитимации власти.

Методы исследования. В работе над диссертацией были использованы общенаучные методы: системный, ориентированный на изучение власти как целостной системыструктурно-функциональный,.

1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М., 2000. Гидценс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. Хантингтон С. Третья волна: Демократия на исходе века. — М., 2003.

2 Шабров О. Ф. Политические системы и политические режимы// Политология: учебник. Изд. 2-е. — М, 2006. позволивший рассмотреть структуру политических отношений, их детерминированность социокультурными факторамиисторический, направленный на изучение региональной политической культуры1 в ее историческом' развитии — генезисеметод экспертного опросапозволивший подтвердить основные гипотезы исследования.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили конституционно-правовые, законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регионов России, Республики Тыва, официальные документы, материалы с экспертными оценками, данные научных конференций и симпозиумов, источники исследовательского характера, статистические данные. Использовались результаты социологических и политологических исследований, проведенных информационно-аналитическими центрами России (ВЦИОМЛевада-центр), материалы средств массовой информации, в том числе региональные («Тувинская правда», «Информ Плюс» и т. д.), а также собственные исследования диссертанта. Немалую ценность для изучения данной темы представляют официальные документы, программные заявления руководства страны и региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными методологическими и концептуальными подходами к анализу легитимации региональной политической власти в национальных республиках были выбраны положения теории М. Вебера о типах легитимности и концепции О. Ф. Шаброва «О пространстве легитимности». Эти подходы, по мнению автора, во многом позволяют понять суть политического процесса и процессов легитимации в национальных республиках как обществах традиционного типа.

2. Значительное влияние на политический процесс легитимации власти в национальных республиках имеют социокультурные, идеологические и правовые факторы. Они образуют своеобразную совокупность источников легитимности. Данные источники имеют фундаментальное значение для функционирования политической власти в национальных республиках, определяют способ регулирования властных отношений, артикуляции цели и направления дальнейшего политического и социального развития. Эти источники также выступают как социальный механизм взаимодействия и управляют процессами интеграции и дифференциации в политике.

3. Для выявления зависимости степени легитимности власти от источников легитимации автором была декомпозирована совокупность социокультурных оснований политических отношений в региональных сообществах, в частности, — ценности, традиции, национальная идентичность, менталитет, региональная политическая культура. Данные основания, по мнению диссертанта, формируют социокультурный источник легитимности, который в обществах традиционного типа выступает как один из ведущих факторов легитимации политической власти. Таким образом, на основе данного источника диссертантом были выделены следующие критерии исследования: ценностный критерий, критерий традиционности, идентичности, ментальности и региональной политической культуры.

4. Основными факторами, влияющими на легитимацию региональной власти в национальных республиках РФ, являются преимущественно экономические и социокультурные факторы. Под влиянием модернизационных процессов в социокультурных основаниях общества происходят определенные изменения, ведущие к усилению рационально-легального типа легитимации власти (Татарстан, Башкортостан). Но в малообеспеченных, менее модернизированных регионах (Ингушетия, Тыва), напротив усиливаются механизмы традиционной легитимации и в ряде случаев наблюдается усиление обособленности и замкнутости. В этих условиях этническая и региональная идентичность становится одним из основополагающих источников легитимности власти,.

5. Особенностями политического процесса и политической культуры Республики Тыва являются:

— перманентно идущий, кризис легитимности политической власти, принимающий как скрытые, так и открытые формы своего проявления;

— этот кризис обусловлен противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти, которые опираются на определенные социокультурные различия;

— низкий уровень социально-экономического развития порождает две противоречивые тенденции развития политических процессов — усиления, с одной стороны, протестного потенциала населения, а с другой — политической пассивности граждан;

— последнее детерминировано укоренившимися в массовом сознании регионального сообщества традициями равноправия, лояльности к начальству, территориально-родовой клановостью и уникальной спецификой тувинской идентичности.

6. Для Республики Тыва повышение степени легитимности региональной власти может быть достигнуто при условиях:

— укрепления политической системы и стабилизации политической ситуации в регионе путем введения института медиаторов или института посредничества;

— проведения кадровой политики, ориентированной на постепенный переход от кланово-родственной системы отношений к осуществлению эффективного менеджмента;

— выработки программ по снижению социальной напряженности в республике, включающих меры, направленные на создание рабочих мест, повышение уровня образования сельских жителей и улучшение социальной безопасности;

— введения на законодательном уровне средств и методов регулирования взаимоотношений государства и групп давления, посредством принятия Закона «О лоббировании».

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

1. В пространстве легитимности, по О. Ф. Шаброву, которое диссертант взял за основу изучения, ось источников легитимности, по результатам исследования, приобретает расширенную интерпретацию, где источник «нравственный» получает дополнительное видение как совокупность социокультурных оснований.

2. Декомпозирована совокупность социокультурных оснований политических отношений в региональных сообществах на следующие компоненты: ценности, традиции, национальная идентичность, менталитет, региональная политическая культура, которые объединили индикаторы инструментария исследования. Обосновано влияние этого источника легитимности на политический процесс в национальных республиках, который в обществах традиционного типа во многом выступает как один из ведущих факторов легитимации политической власти.

3. Определены основные критерии исследования для изучения процессов легитимации региональной политической власти в национальных республиках. Выявлены и ' подтверждены основополагающие исторически-сложившиеся национально-государственные социокультурные факторы (традиция равноправия, самоидентификация с территориальной общностью, особая тувинская идентичность, традиционные отношения господства и подчинения, межродовое соперничество), влияющие на формирования политической культуры и политической процесс региона.

4. Сформулированы и предложены для республиканской политической элиты приоритетные направления повышения степени легитимации политической власти.

Теоретическая, значимость работы состоит в том, что в ней получил развитие междисциплинарный подход к исследованию процесса легитимации политической власти, сформулированы научно обоснованные принципы и определены механизмы повышения ее легитимности в соответствии как с традиционалистскими, так и с рационалистскими характеристиками национальных республик.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ней положения, предложения и рекомендации имеют широкую практическую направленность. Это позволяет их использовать федеральными, региональными и муниципальными органами власти с целью повышения эффективности управления региональным сообществом в современных условиях. Основные аспекты диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшем исследовании вопросов легитимации политической власти, для дальнейшего совершенствования разработок технологии данной проблемы.

Апробация материалов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях: Междисциплинарная аспирантская конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», г. Москва, 17−18 декабря 2007 г.- I Межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых Республики Бурятия «Социальная Россия: взгляд молодежи», г. Москва, 21 марта 2008 г.- Международный антинаркотический форум «Право на жизнь», г. Берлин, июнь 2008 г.- VII Международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность», г. Санкт-Петербург,.

29 мая 2009 г.- Международная научно-практическая конференция «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития», г. Москва, декабрь 2009 г., а так же обсуждались на заседаниях Молодежного Правительства Республики Тыва и на совещаниях Управления внутренней политики Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Текст диссертации сопровождается таблицами и рисунками.

Основные выводы диссертации состоят в следующем:

1. При разработке проблемы, ставшей предметом настоящей диссертации, в ходе анализа категории «легитимность», мы выделили основные механизмы легитимации власти на основе специфических особенностей региональной культуры, которые коррелируют с источниками легитимности власти, по модели О. Ф. Шаброва.

2. Автор приходит к выводу, что немаловажным аспектом изучения легитимацинонных процессов является подробное рассмотрение и изучение моральных, ценностных, традиционно-символических, а иными словами социокультурных основ политической власти.

Таким образом, было выявлено, что социокультурные основы региональной политической власти имеют во многом фундаментальное значение в его функционировании, являются источником регулирования властных отношений, образуют цели и направления дальнейшего политического и социального развития, выступают как социальный механизм взаимодействия людей, и управляют процессами интеграции и дифференциации в политике.

3. Для наглядности взаимодействия социокультурного и политического пространств, нами были в схематическом виде представлены «Социокультурные основания политических отношений в региональном сообществе"1. Pix основными элементами являются: ценности, традиции, национальная идентичность, менталитет, региональная и политическая культуры.

4. На основе социокультурных оснований были выделены критерии изучения легитимации политической власти в региональном сообществе, которые были заложены в инструментарий социологического исследования, проведенного автором в марте 2010 года. Также, в соответствии с разработанной нами интерпретации оси источников легитимности были рассмотрены региональная культура, региональная идентичность и изучена политическая культура конкретного региона на примере генезиса политических отношений в Республике Тыва.

5. Так же мы описали основные механизмы легитимации власти в региональном сообществе, рассмотрев при этом основные характеристики тувинского общества, влияющие на степень легитимности власти в регионе. Тем самым выделив следующие причины делегитимации власти: а) отчужденность граждан от государственной властиб) низкое доверие граждан региональным элитамв) превращение законодательной ветви власти в канал продвижения в исполнительную властьг) искаженное представление населения о выборахд) усиление влияния олигархических структур на региональную политику.

Нами были разработаны и предложены рекомендации по их преодолению:

1 См.: Схема 2, стр. 64.

1. Проблема отчужденности граждан от органов власти и проводимой ими политики обусловлена расхождением в ценностных ориентациях граждан и направлениях деятельности государственных органов. Несмотря на то, что граждане испытывают потребность в демократических механизмах управления, все же высок уровень патерналистского ожидания. Население, стремясь к рыночной демократии, нуждается в гарантиях государства, в их поддержке. Таким образом, направление на усовершенствование системы социальных гарантий государства может стать хорошим подспорьем для решения этой проблемы.

2. Вопрос доверия населения во многом обусловлен возможностью решения их основных проблем. Потребность в стабильной политической обстановке, в социальном утверждении и безопасности, говорит о необходимости выработки программ, направленных на их решение.

Проблема отсутствия рабочих мест и возможности карьерного роста, по мнению экспертов, остается для населения Тувы одной из актуальных на сегодняшний день проблем. Такая ситуация объясняется высоким уровнем безработицы в сельских местностях. Наметился разрыв между уровнем образования сельского населения и городских жителей.

Население нуждается в социальной безопасности и выработке программ по ее улучшению. От социально экономической ситуации в регионе во многом зависит и легитимность власти.

Таким образом, нужно согласование целей и ценностей региональных политических элит с потребностями и ценностными ориентациями населения республики. Нужна детально проработанная программа социально-экономического развития республики, учитывающая не только экономические показатели региона, но социокультурные особенности жителей этого субъекта, их ориентации и основные потребности.

3. Для решения проблемы перманентного конфликта между ветвями власти, необходимо урегулировать, на конституционном уровне соотношение сил между ними. Отличным шагом в сторону решения данной проблемы, мы считаем внесение изменений в Конституции Республики Тыва, которые были утверждены на референдуме в апреле 2010 года.

4. Проблема стабильности политической ситуации, обусловленная конфликтом между ветвями власти, становится дестабилизирующим политическую систему фактором. В ее основе лежит борьба между территориально-родовыми кланами, которая усугубилась в конце 1990;х годов. Решить данную проблему, по мнению автора, можно посредством проведения целенаправленной кадровой политики, которая ориентирована на постепенный переход от кланово-родственной системы к осуществлению эффективного менеджмента.

5. Необходимо введение на законодательном уровне средств и методов регулирования взаимоотношений государства и «групп давления», посредством принятия Закона «О лоббировании». Законодательное закрепление лоббистской деятельности является фактором, в значительной степени определяющим эффективность, прозрачность и легальность взаимодействия между деловым сообществом и органами государственной власти в сфере продвижения финансовых интересов и противодействия коррупции.

Таким образом, при изучении процессов легитимации региональной политической власти в национальных республиках стоит учитывать и экономические, и социокультурные факторы, которые играют не последнюю роль в политическом процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Неоднородность российского общества, поликультурная дифференциация, предполагает сложность практического применения унифицированных форм политического воздействия. Своеобразность ситуации состоит в крайне высоком уровне противоречивости субкультур в российском социуме. Но, несмотря на явные противоречия на субкультурном уровне, общероссийское сознание имеет единые характерные черты, которые в той или иной степени представлены в региональных сообществах. При таком раскладе дел легитимация политической власти в региональных сообществах должна иметь специфические механизмы, имеющие идентичный характер, но различающиеся степенью влияния того или иного источника легитимности.

Современная политическая система в России характеризуется дистанциированностью и отчужденностью российского общества от политической власти, относительной политической пассивностью и разрозненностью населения, преобладанием в массовом сознании ценностей консерватизма и возрастающей тягой к либерализму.

Тенденция к укреплению вертикали власти на федеральном уровне актуализирует вопрос построения сильной политической системы и ее легитимации не только на федеральном, но и на региональном уровне управления. Данная тенденция соотносится с потребностями населения в сильном государстве, которое способно решить задачи социальной и политической стабильности, выдвинуть и защитить общественные интересы.

Российские регионы характеризуются своей неоднородностью и специфичностью. Эта специфика заключается не только в различиях социально-экономических показателей и географического положения, но и выражается в неоднородности состава населения, множеством культур и богатым историческим опытом каждого из регионов.

Легитимация политической власти в национальных республиках обусловлена их высокой этнической идентичностью. В этой связи актуализируется* вопрос выработки теоретических основ механизмов легитимации политической власти и регулирования отношений между политической властью и региональным сообществом.

В нашем понимании политическая власть выступает как отношения подчинения в политической сфере, где посредством политического управления управляющие воздействуют на управляемых, при этом управляемые сами дают согласие на управление длядостижения своих интересов и. удовлетворения потребностей. Результатом такого управленческого воздействия является обеспечение порядка в обществе, посредством издаваемых законов и норм. Таким образом, важной функцией политической власти является обеспечение стабильности в стране, а залогом правомочности политической власти будет ее легитимность.

В диссертации выявлены социокультурные основания легитимации политической власти на региональном уровне. Функционирование процессов легитимации власти носит сложный социально обусловленный характер. Они во многом зависят от глубинных специфических особенностей регионального социума, заложенных в нем на протяжении длительного времени и укоренившихся в сознании членов данного сообщества.

Внутренняя структура процесса легитимации власти, являясь во многом детерминированной традициями и нормами, региональной культурой и ментальными характеристиками общества, остается принципиально неизменной. Легитимность по своей сути не может быть всеобъемлющей, так как сама структура общества предполагает существование социальных групп, имеющих различные взгляды на один и тот же объект. Власть считается легитимной, если большинство членов общества приемлет ее политический курс, ее методы и политические решения, либо при наличии^ хотя бы малой социальной группы, поддерживающей эту власть и имеющей сильное влияние на остальную часть общества.

Постсоветский период, увеличив значение российских регионов, обусловил потребность в поиске механизмов и способов легитимации власти в региональном сообществе. Отличительной чертой национальных республик является их однородность этнического состава и специфика доминирования в политическом процессе этнокультурных особенностей, что определяет для каждой республики свою уникальность и своеобразие, свою неповторимую региональную культуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации: принята общенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993 г. — № 237.
  3. Конституция Республики Тыва принята 10 мая 2001 г.// www.gov.tuva.ru Официальный сайт Правительства Республики Тыва.
  4. Конституция Республики Тыва принята 1993 г. и утратила силу 10.05.2001 г. //http://www.humanities.edu.rU/db/msg/62 277#6268
  5. О Референдуме Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 10.10.1995. № 2-ФКЗ // собрание законодательства РФ. 11.12.1995 г. — № 50. — Ст. 4869.
  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184- ФЗ // Российская газета. 1999. — № 206.
  7. Послание Президента Российской Федерации Медведева Д. А. Совету Федерации // Российская газета. — 2009. № 35 981. Книги и монографии
  8. В.Л., Аксютченко В. И. Ананьев В.Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. МФЦП, 2002.
  9. Л.Г. Легитимация политической власти в России: история и современность. Тула, 2002.
  10. Т.А. Власть и легитимность (эволюция немарксистких подходов в современной английской политической философии)// Власть: философско-политические аспекты. М., 1989.
  11. Ю.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. — М., 1996.
  12. П.Андреев Д. Ю. Влияние религий Тувы на региональную культуру. -Красноярск, 2004.
  13. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  14. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996.
  15. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х т. М., 1983.
  16. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М., 1996.
  17. Г. В. Государственное управление. М., 2000.
  18. В.А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом Российском обществе. М., 1996.
  19. Бавуу Ч. М-Х. Тувинская национальная интеллигенция в обществе переходного периода. Улан-Удэ, 2005.
  20. О.Ю. Аксиология массовой культуры. М., 2004.
  21. Ю.В. Очерки теории этноса. -М., 2008.
  22. П. Начала. Choses dites. M, 1994.
  23. П. Социология политики. М., 1993.
  24. М. Дух государства: генезис и структура бюрократической концепции// Поэтики и политика. М., 1999.
  25. М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. -М., 2006.
  26. М. Избранное: Образ общества. М., 1994.
  27. Ю. Г. Лубский A.B., Макаренко В. П. Легитимность политической власти: методологические проблемы и российские реалии. -М., 1996.
  28. Е. Социология политических отношений. — М., 1979.
  29. К.С. Введение в политическую науку. М., 1997.
  30. Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999.
  31. А. Избранные произведения. Т.З. М., 1959. 31. Гоббс Г. Сочинения. Т.1.-М, 1991.
  32. A.A. Электронная демократия как фактор повышения политического участия граждан современной России. — М., 2006.
  33. М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки.-М., 2003.
  34. JI. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.
  35. P.A. Введение в теорию демократии. — М, 1992.
  36. P.A. О демократии. М., 2000.
  37. Дибиров А.-Н. 3. Теория политической легитимности. М., 2007.
  38. A.B., Кудрявцев В. Н. Введение в общую теориюконфликтов: 2-е издание. — М. 1998.
  39. B.C. Этническая идентичность тувинцев. М., 2003.
  40. Дробижева JL, Аклаев А., Коротеева В., Солдатова Г. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. -М., 1996.
  41. JT. Национализмы в республиках Российской Федерации (Саха, Татарстан, Тува, Северная Осетия): идеология элиты и массовое сознание// Национализм в постсоветской Европе. -М., 2010.
  42. И. Г. Петровский A.B. Менталитет // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь (под ред. Петровского A.B.). М., 2005.
  43. Э. Самоубийство. М, 1994.
  44. В.И. Система государственной власти. Теоретико-организационные основы и политическая динамика. М., 1994.
  45. З.М. Партии России: испытание выборами. М., 1994.
  46. История Тувы. Т.2. Новосибирск, 2007.
  47. К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М., 1991.
  48. Конституции Тувы. 1921−1994 гг. Кызыл, 1999.
  49. Ч. К. Клановость в политике регионов России: Тувинские правители — Спб., 2010.
  50. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
  51. СВ. Уложение Китайской палаты внешних сношений, (пер. с (маньжур.) Т. I и II. Т. I. Спб., 1828.
  52. Дж. Опыт о человеческом разуме// Избранные философские произведения т.1. М., 1970.
  53. Н. Государь. — М., 1990.
  54. Д.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. — М., 1997.
  55. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Сочинения. 2-е изд. Т.2. -М., 1957.
  56. Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. СПб., 2005.
  57. М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI -конец XX в). Новосибирск, 2001.
  58. Ш. Избранные произведения. — М., 1955.
  59. Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. — М., 2004.
  60. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. -М., 2001.
  61. М. Власть как социально-культурная ценность// социокультурное пространство: структуры и процессы. — М., 1996.
  62. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции модели и технологии. М., 1999.
  63. Т.М. Этнический сепаратизм в России. — М., 1999.64.0ндар H.A. История конституционного развития Республики Тыва.- Красноярск, 2007.
  64. Т. О социальных системах/ Пер. с англ. Е. Молодцовой, В. Степанова и др. М., 2002.
  65. Т. О структуре социального действия. — М., 2000.
  66. Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. -М. 1971.
  67. Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая // Труды института этнографии АН СССР (новая серия) T. I. М., 1989.
  68. Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки. — М., 2009.
  69. C.B. Политология (введение к предмету). М., 1997.
  70. A.A. Лассуэлл Г. Д. Власть, коррупция и честность. М., 2005.
  71. Россия в поисках идентичности. М., 2005.
  72. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципе политического права. -М., 1938.
  73. Сат С. Ч. Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921−1944 годы). Кызыл, 2008.
  74. И.В. Указ. соч. с 41. -М., 1981.
  75. А.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина//Мыслители XX века. — М., 1992.
  76. П. Система социологии. В 2-х тт. Т.2. М., 1993.
  77. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  78. Социокультурное пространство структуры и процессы. — М., 1996.
  79. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. В. Г. Осипова. М., 2000.
  80. М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. -М., 1996.
  81. , Н.О. Социально-психологические исследования: этнос тыва на рубеже веков (XX XXI вв). — Кызыл, 2009.
  82. .Т. Этнократия. История и современность. Социологические очерки. М., 2003.
  83. Р.Ф. Указ. соч. М., 2004.
  84. Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М., 2006.
  85. В.Ф., Халипова Е. В., Исаев И. А., Михайлов В. А. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналитический словарь-справочник. М., 2006.
  86. Р.Ш. Формирование интеллигенции в ТНР 1921−1944. -Иркутск, 2003.
  87. М. М-Б. Социально-политические преобразования в Тувинской автономной области, 1944−1961гг. Иркутск, 2003.
  88. Д. Демократия и глобальный порядок. — М., 2005.
  89. Философия власти. М., 1993.
  90. Цивилизации. Социокультурные процессы в переходные и кризисные эпохи: Вып. 8. — М., 2008.
  91. О.Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. М., 1997.
  92. О.Ф. Политические системы и политические режимы// Политология: учебник. Изд. 2-е. М., 2006.
  93. Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.1. Статьи
  94. Алексеева Т.А.' Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти// Вопросы философии. -1997. № 7.
  95. Н.А. Российские реформы: проблемы реализации // Реформы в России и> Россия в реформирующемся мире. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 17 февраля 2006 г. 4.1. -СПб.: БГТУ, 2006.
  96. Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтническом мире// Вестник Краунц. Гуманитарные науки. -2004.- № 2.
  97. Даргын-оол Ч. К. Роль культурного фактора в модернизационном развитии российских регионов//Философские науки. 2002. — № 1.
  98. А. Политическая идентичность россиян: анализ парадоксальной динамики// Власть. 2009. — № 2.
  99. .А., Баранов Н. А. Политическая власть в России: проблема легитимности. // Политические отношения и политический процесс в современной России. Спб, 2002. с. 51.
  100. Коммунистический интернационал. 1931. — № 24.
  101. Г. С. Региональная идентичность: социокультурные и социоэкономические подходы// Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. — № 3.
  102. О.Л., Генкин А. Л. Глобальные и региональные тенденции в контексте формирования культуры межэтнического общения// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.-2007.-№ 3(35).
  103. Ламажаа (Даргын-оол) Ч. К. Роль культурных факторов в модернизационном развитии российских регионов// Философские науки. 2002. — № 2.
  104. Ламажаа (Даргын-оол) Ч. К. Поколения Тувы XX века// Человек. 2008. — № 4.
  105. Ю.О. Специфика политической культуры современной России.// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Международные отношения, Политология, Регионоведение. — 2004. № 1.
  106. ЛАМ. Полевой дневник Москаленко Н. П. Экспедиция в Туву в 1992 г. Тетрадь № 1.-1992.
  107. . А. Русские и тувинцы: «образ другого». Проблема взаимодействия культур.// Проблемы истории, филологии, культуры. 2005. — № 15.
  108. Р.Н. Национальная идентичность и ее атрибуты// Научные проблемы гуманитарных исследований. — Институт проблем российской государственности на Северном Кавказе. -2009.-№ 1.
  109. Н.П. Массовое сознание и политическая культура: каналы взаимодействия// Тезисы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика». Москва. 16−18 декабря 1998 г.
  110. Л.Н. Власть и оппозиция: проблемы легитимации и коммуникации // Политическая наука в современной Россиию. -М., 1997.
  111. В.И. Российская многопартийность// Социально-политический журнал, 1994. — № 11−12.
  112. В. О новых подходах в теории и практике национальных отношений// Советская этнография. 1989. — № 5.
  113. В. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1996. — № 100.
  114. Р.Ф. Региональная идентичность в современной России// Российское общество: становление демократических ценностей? М., 1999.
  115. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. -№ 1.
  116. Е.А., Анкудинова К. А. Природа легитимности власти в дискурсе переходного типа социальности. // Известия Томского политехнического университета, т. 307. 2004. — № 7.
  117. О.Ф. Пространство легитимности и специфика легитимации политической власти в России// Материалы XXXIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе» // Открытое образование. -2006.
  118. Э.Х. Этнополитическое согласие как фактор становления политической демократии. Дисс. к.п.н., Казань, 2000.
  119. В.В. Социокультурные детерминанты политического процесса: теоретико-методологический аспект. Дисс. к.п.н., М.: МГУ, 1999.
  120. С.М. легитимность власти: Источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе. Дисс. д.п.н., Спб., 1997.
  121. .А. Проблема легитимации власти в системе центр-периферия. Дисс. к.филос.н., Ростов н/Д, 1994.
  122. H. A. Предпосылк и перспективы формирования национальной идеи современной России. Дисс. .канд.полит.наук., М., 2009.
  123. C.B. Правовые и символические аспекты легитимации политической власти в России. Дисс. к.п.н., Саратов, 2003.
  124. А.И. Становление и развитие связей с общественностью в государственном управлении Республики Татарстан (1990−2000 годы): историко-политический анализ. Дисс. к.и.н., Казань, 2009.
  125. Д.В. Выборы в процессах и механизмах легитимации региональной власти : на примере Республики Мордовия. Дисс. к.п.н., М., 2009.
  126. Т.Н. Социокультурные аспекты развития полиэтнического общества: тенденции и перспективы (на примере Байкальского региона) Дис. канд. полит, наук., М., 2003.
  127. Е.А. Социокультурная детерминированность развития политических отношений в современной России. Дисс. к.п.н., М.: РАГС, 2003.
  128. В.Г. Социокультурный анализ институциональных аспектов политико-правового пространства (методологические проблемы). Дис. к.ф.н., М., 2004.
  129. Т. А. Менталитет личности как социально-культурологический феномен: Дисс. к. филос. н. Тамбов, 2005.
  130. С.В. Легитимация политической власти в условиях нового порядка избарния глав администраций субъектов Российской Федерации. Дисс. к.п.н. М.гРАГС. 2007.
  131. Almond G.A. Verba S. The civic culture. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1963-
  132. Almond G.A. Verba S.(eds) The civic culture revisted. Boston: Little, Brown, 1980.
  133. Anaiban Z. V., Walker E.W. One the Problem of Interethnic Conflict. The Republic of Tuva // Drobizheva L., Gottemoeller R., McArdle Kelleher C. et. al. Ethnic Conflict in the Post-Soviet World. P. 179−193.
  134. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. p/36−37.139. Brown, 1980-
  135. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1981. p. 395.
  136. M. Basheer. Political Culture. Foreign Policy and Conflict.L., 1982. p. 23.
  137. Searing D. Theory of Political Socialization Institutional Support and Deradicalization in Britain// British Journal of Political Science. 1996. Vol. 16. Part. 3
  138. Levy-Brule L/ Les fonktions mentales dans les societies inferieyres. Paris- Alkan, 1910.
  139. The Civic Culture Revisited (ed. G. Almond, S. Verba). Boston Little
  140. Аналитический центр Ю.Левады. Демократия в России: основные результаты исследования. 2006 г. // http://www.levada.ru/files/1 188 918 122.doc
  141. В России усиливается недоверие к институту выборов // http://www.regnum.ru/ news/834 160.html.
  142. Безработица в Туве превысила средний показатель по Сибири в два раза //http://tayga.info/news/2009/07/14/~87 288
  143. Данные социологические опроса от 23.01.2010 г. и 13.02.2010 г. //http://www.wciom.ru/
  144. В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М.: ФАЛ «Экспертиза», 2005. — с.83.
  145. Сравнительный ценностно-смысловой анализ. М. 2005.
  146. М., Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы// http://www.ecsocman.edu.ru/images/ pubs/2003/02/25/6 031 1/vJapkinx2cx20vpantinpro99.doc
  147. Уровень безработицы в Туве составил 6,2%// http://www.regnum.ru/news/1 244 781.html
  148. Что такое демократия и нужна ли она России? Социологический опрос от 18−22 декабря 2009 г / Аналитический центр Ю. Левады // http://www.levada.ru/press/2 010 012 105.html155. http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=37 428
Заполнить форму текущей работой