Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Политическая коммуникация государственных органов региональной исполнительной власти: Проблемы прямой и обратной связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алашев С. Ю. Коммуникация как субъект-объектное взаимодействие//Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищего. Тольятти, 2000. Вып.1- Землянова JLM. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Курлов А. Б. Основы теории коммуникации. Уфа, 2002; Назаров М. М. Массовая коммуникация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, структура и функции политической коммуникации органов государственной власти
  • Глава 2. Государственные органы региональной исполнительной власти как открытая информационная система
  • Глава 3. Обратная связь в системе политической коммуникации органов региональной исполнительной власти

Политическая коммуникация государственных органов региональной исполнительной власти: Проблемы прямой и обратной связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, возрастанием роли политико-коммуникативных аспектов в деятельности государственной власти, включая региональную, в эпоху постиндустриального общества, в котором усиливается потребность людей в информации и коммуникации, выступающими основной ценностью, «стратегическими ресурсами"1 и системообразующими факторами социально-политической реальности.

Во-вторых, актуализация темы исследования вызвана поворотом к принципам и демократическим нормам (стандартам) информационно открытого государственного регулирования.

В-третьих, актуальность темы обусловлена потребностями укрепления устойчивости всей российской, в том числе региональной, власти, завоевания ею достаточной степени доверия со стороны общества, что немыслимо без развития каналов прямой и обратной связи в системе политико-властной коммуникации.

В-четвертых, актуальность темы определяется особой остротой проблематики политической коммуникации региональной российской власти, которая продолжает применять авторитарные методы, тяготеет к использованию административных ресурсов, не расширяет и не углубляет в должной мере различные формы прямой и обратной связи с общественностью, недостаточно развивает информационный ресурс общественных связей. Вместе с тем, региональная власть в интересах своей стабильности и действенности нуждается в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, в выявлении.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 342. действительного отношения общественности к структурам власти, к проводимой ею государственной политике, к политической элите, отдельным лидерам, в получении своевременных импульсов от общественности о болевых точках и проблемах, о настроениях и ожиданиях в социуме.

И наконец актуальность темы связана с задачами научного обобщения уже накопленного опыта установления прямой и обратной политико-коммуникативной связи власти и гражданского общества в регионах России.

Степень разработанности проблемы. Изучение политической коммуникации опирается во многом на теорию и методологию исследования социальной коммуникации. Основы изучения социальной коммуникации закладываются уже в социально-психологической теории бихевиоризма (Б.Скиннер, Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон), необихевиоризма (К.Холл, Э. Толмен), теории обмена (Дж.Хоманс, П. Блау), символического интеракционизма (Д.Мид и Г. Блумер), в феноменологической концепции А.Щюца. Теория социальной коммуникации развивается в трудах П. А. Сорокина, Н. Лумана.

Среди работ, посвященных общему анализу коммуникативных теорий, особого внимания заслуживают исследования российских ученых С. Ю. Алашева, Л. М. Земляновой, В. П. Конецкой, А. Б. Курлова, М. М. Назарова, Г. С. Мельника, Д. В. Ольшанского, Г. Г.Почепцова1.

Термин «политическая коммуникация», равно как и фундаментальные работы в этой области, появился в конце 40-х — начале 50-х годов XX века.

Однако уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы обосновывали необходимость существования власти как механизма поддержания порядка в.

1 Алашев С. Ю. Коммуникация как субъект-объектное взаимодействие//Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищего. Тольятти, 2000. Вып.1- Землянова JLM. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Курлов А. Б. Основы теории коммуникации. Уфа, 2002; Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 1999; Мельник Г. С. MasslVtedia: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998; Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. М., Центр, 2003; Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии. М., Центр, 2003. общении между людьми1. Большое значение политическому общению в процессе властвования уделяли Аристотель, Цицерон, Макиавелли2. В Новое время понимание организации власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» нашло развернутое обоснование в теории «общественного I договора». Проблемы значимости общественного мнения в политике поднимались в эпоху Просвещения Ш. Монтескье и Ж-Ж. Руссо4. От Гегеля идет научная традиция, связывающая институт общественного мнения со свободой в политической жизни5.

Сегодня такие обществоведы и политические философы, как Г. Симон, Х. Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко, А. Гидденс, Н. Луман, опираясь на структурно-функциональные взгляды, также делают упор на коммуникативном аспекте власти6. Среди отечественных исследователей подобной интерпретации придерживаются А. А. Дегтярев, М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль, В. В. Крамник, В. А. Пилипенко, А.Л.Стризое7.

В свою очередь, политическая коммуникация как основной механизм Q управления обществом рассматривается в трудах Г. Лассуэлла. Р. Мюнх, Р. Шварценберг, Т. Шибутани, П. Уилби, С. Блэк, Л. Пай полагают, что в процессе политической коммуникации достигается согласие между властью и обществом9. Согласно работам Д. Грэбера, Р. Дентона, Дж. Вудварта,.

Древнекитайская философия. В 2 т. Антология. М., 1994. T.1- Избранные произведения: Мо-цзы. Пекин, 1956; Политические учения: история и современность. М.: Наука, 1976.

2 Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1984. Т. 4. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982;

3 Гоббс Т. Сочинения в двух томах. М., 1991. Т. 2. Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2-х томах. М.: Соцэкгиз, 1960. Т. 1.

4 Монтескье. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1965.

5 Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990.

6 Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001; Болл Т. Власть//Полис. 1993. № 5- Хабермас Ю., Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализмаУ/Thesis. 1993. Т. 1. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., Наука, 1992.

7 Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения//Полис. 1996. № 3- Ильин M.B., Мельвиль А. Ю. Власть//Полис. 1997. № 6- Крамник В. В. Социально-психологический механизм политической власти//Психология и психоанализ власти. В 2-х тт. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999 T.1- Пилипенко В. А., Стризое А. Л. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования//Социс. 1999. № 6.

8 Lasswell H., Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven, 1950.

9 Мюнх P. Политическая власть как символическое средство коммуникации// www. Academy — go.ru: Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. В трех частях./Пер. с фр. М., 1992.4.1- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999; Уилби П. Концепций публичной политики, связей с общественностью (паблик рилейшнз) и публичной KOMMyHHKauHH//http://biblio/nscs.ru/PeterWilby.html;

Р.Барта, Е. В. Егоровой, М. Эделмана, в сегодняшней политической жизни коммуникация является самым мощным и надежным средством воздействия органов власти на общество1.

В современной российской политологии сравнительно недавно начали изучаться проблемы политической коммуникации. Среди отечественных исследователей можно выделить И. В. Булкину, М. Н. Грачева, л.

Е.Ю.Мелешкину, А. И. Соловъева. Политическая коммуникация в информационном обществе рассматривается М. С. Вершининым, А. В Лугу новым3.

Подходы к определению структуры и функций политической коммуникации чаще всего основываются на исследованиях К. Дойча, Д. Истона, Г. Лассуэла4.

В рамках информационных концепций и концепций постиндустриализма Д. Белла, Э. Тоффлера, Зб. Бжезинского, П. Дракера, М. Маклюэна, Й. Масуды, Д. Найсбита рассматриваются перспективы новой эры, в которой информация и коммуникация выступают высшей ценностью5.

Особый интерес представляют теории, согласно которым особенности политической коммуникации обуславливаются структурой и особенностями.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М. 1990; Pye L. Political Communication//The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford — New York, 1987.

1 Graber D. Political Communication: Scope, Progress, Promise//Political Science: The State of the Discipline. Vol. II/Ed. by A. Finifter. Washington, 1993; Барт P. Избранные работы. M., 1989; Имидж лидера/ Под редакцией Егоровой — Гантман Е.В.// www. notesРазворотнева С. В. Язык власти, власть языка (анализ исследований политической коммуникации в Америке)//США: ЭПИ. 1993. № 3.

2 Булкина И. В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореф. дис. канд.социол.наук:22.00.05/КГТУ. Казань, 2000; Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999; Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/Ред. Е. Ю. Мелешкина. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001; Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации//Полис. 2002. № 3.

3 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001; Чугунов А. В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: Автореф дис. канд. полит, наук: 23.00.01/СпбГУ. Санкт-Петербург, 2000.

4 Deutsch К. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. New York, 1963; Lasswell H.D. The structure and function of communication in society//The Communication of ldeas./Ed.: L. Bryson. New York: Harper and Brothers, 1948.

5 Bell D. The Social Framework of the Information Society. The Computer Age: A Twenty Year Wiew. London, 1981; Brzezinski Z. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Century. New York, 1989; Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1983; Белл Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Тоффлер Э. Проблемы власти на пороге XXI века//Свободная мысль. 1992. № 2. политической системы и спецификой средств массовой информации. Так, политико-культурный и системный подходы к политической коммуникации объединяет концепция политической культуры Г. Алмонда, С. Вербы, Дж. Бламлера, М. Гуревича1.

Проблематика региональных социоструктурных и социокультурных аспектов политико-коммуникативного взаимодействия рассматривается в работах В. Я. Гельмана, С. Борисова, О. Сенатовой, Д. Бадовского, А. Шутова, И. Куколева, С. Рыженкова, М. Бри, И. Дзялошинского, В. Колосова, л.

В.Стрелецкого, Н. Лапиной, М. Афанасьева и других .

Различные проблемы информационного взаимодействия органов власти и общества в Башкортостане рассматриваются в работах Е. Ю. Бикметова, Р. Н. Данисламова, Ю. Н. Дорожкина, Р. Р. Исхакова, Ф. Х. Кидрасова, А. К. Матисова, М. Г. Рахманова, С. Н. Семенова, М. М. Якуповой, М.Б.Ямалова3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис.1992. № 4. Афанасьев М. Политические партии в российских регионах//Рго et Contra. Российское общество и СМИ. 2000. № 3- Бадовский Д., Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия// Кентавр. 1995. № 6- Борисов С. В. Актуальный политический режим в Нижегородской области: становление в 1990;е годы//Полис. 1999. № 1- Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации: Наброски к теории//Полис. 2001. № 1- Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики//Полис.1998. № 1- Гельман В., Голосов Г. Политические партии в Свердловской области: Региональные практики в сравнительной перспективе//Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3- Голосов Г. Политические партии на региональном уровне//Политическая социология и современная российская политика/Под. ред. Г. Голосова и Е. Мелешкиной/Европейский университет в Санкт-Петербурге. СПб., 2000; Дзялошинский И. Информационная открытость власти: обучающий контроль прессы и гражданского общества//Право знать: история, теория, практика. 2002. № 4- Колосов В., Стрелецкий В. Калмыкия-Хальмг Тангч: Экономика, партии, лидеры//Власть. 1996. № 1- Куколев И. Региональные элиты: борьба за ведущие роли продолжается// Власть. 1996. № 1- Лапина Н. Региональные элиты России: кто правит на местах//Россия и современный мир. 1998. № 1(18) — Сенатова О. Региональный авторитаризм на стадии его становления. Куда идет Россия? (111). Социальная трансформация постсоветского пространства/ ед. Заславская Т. М&bdquo- 1996; Россия регионов: трансформация политических режимов/Общая редакция: В. Гельман, С. Рыженков, М.Бри. M.: Весь мир, 2000.

3 Бикметов Е. Ю., Дорожкин Ю. Н., Рахманов М. Г., Семенов С. Н. Связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении. Уфа: РИО БАГСУ, 2003; Данисламов Р. Н., Исхаков P.P. О создании единой системы информационно-коммуникационного взаимодействия органов государственной власти и управления республики//Информационно-аналитическую работу органов государственной властина новый уровень. Сборник. Уфа, 2000; Дорожкин Ю. Н. Демократическая природа государственной власти и проблемы связи с общественностью//Местная власть: новые подходы и технологии. Сборник материалов семинара глав админстраций городов и районов Респ. Баш-н (14−18 января 2002 года)/АП РБ, БАГСУ. Уфа, 2002; Кидрасов Ф. Х. Об общественно-политической ситуации и информационной политике Республики Башкортостан//0 состоянии и задачах по реализации информационной политики Республики Башкортостан. Сборник.Уфа. 2002; Матисов A.K. Информирование населения республики — на уровень современных требований//Актуальные вопросы информационно-аналитического и кадрового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан. Сборник. Уфа, 2001; Якупова М. М. Пресс-служба Президента Республики Башкортостан: практика работы со средствами массовой информации//Информационный бюллетень № 3 (30): Информационно-методические материалы, посвященные деятельности и задачам пресс-служб и средств массовой информации Республики Башкортостан. Уфа, 2003; Ямалов M. Б. Вопросы информационной политики органов государственной.

В нашей стране проблемы обратной связи получили теоретическое развитие в трудах исследователей, занимающихся созданием различных информационных систем в управлении, имеющих обратную связь1. В ряде работ освещены различные аспекты функционирования обратной связи в процессах воспитания и управления2.

Вместе с тем, изучение вышеуказанных источников позволило сделать вывод, что серьезных теоретических работ, рассматривающих систему политических коммуникаций органов власти, их структуру и функции, сегодня явно недостаточно. Это в равной мере касается политических коммуникаций региональных органов власти России, специфики, тенденций и проблем становления прямой и обратной связи в системе политико-коммуникационного взаимодействия власти и общества на уровне субъектов Российской Федерации в постсоветский период. Кроме того, как в зарубежной, так и отечественной науке не освещены проблемы функционирования власти как открытой информационной системы, не разработаны понятие и критерии информационной открытости органов власти. Имеющаяся литература в области обратной связи во многом устарела, а ранее сформулированные положения нуждаются в критическом осмыслении.

Высокая актуальность и недостаточная разработанность данных проблем обусловили выбор темы настоящей диссертационной работы. власти и реализации права СМИ на получение информации//Информационный бюллетень № 3 (30): Информационно-методические материалы, посвященные деятельности и задачам пресс-служб и средств массовой информации Республики Башкортостан. Уфа, 2003; Ямалов М. Б. Информационное обеспечение и информационные технологии в деятельности органов государственной власти/Ю состоянии и задачах по реализации информационной политики Республики Башкортостан Сборник. Уфа, 2002.

1 Белоногов Г. Г. Языковые средства автоматизированных информационных систем. М.: Наука, 1983; Глушков В. М. Кибернетика: достижения и проблемы. М.: Коммунист. 1972; Дридзе Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социс.1998. № 10- Кожурин Ф. Ф. Процесс управления. М.: Мысль, 1988; Молчанов В. И. Системный анализ социологической информации. М.: Наука, 1981.

2 Гайфуллин А. Ю. Проблемы оптимизации обратной связи в социальном управлении в условиях трансформации российского общества. Дисс. канд. социол. наук. Уфа, 2000; Гилязитдинов Дж. Сущность, структура и функции информационно-анализирующей системы в идеологической работе трудового коллектива. Материалы научно-практической конференции. Туймазы, 1979; Заславская Т. И. Обратная связь — необходимость//Эхо планеты. 1990. № 14- Егорышев С. В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения эффективности деятельности: Автореф. дис. док. социол. наук. Уфа, 1998; Касаткин С. Ф. Обратная связь в устном выступлении. М.: Мысль, 1984; Попов В. Д., Матисов А. К. Обратная связь в идейно-воспитательной работе. (Методические рекомендации по совершенствованию руководства и контроля). Уфа, 1985.

Объектом диссертационного исследования является политическая коммуникация органов государственной власти.

Предметом изучения выступают проблемы прямой и обратной связи в системе политической коммуникации региональной исполнительной власти России.

Цель диссертационной работы — исследование тенденций и проблем становления прямой и обратной связи в системе политической коммуникации государственной исполнительной власти Республики Башкортостан постсоветского периода.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• определение теоретико-методологических основ и категориально-понятийного аппарата исследования политической коммуникации органов государственной власти;

• исследование деятельности государственной исполнительной власти в Республике Башкортостан постсоветского периода с точки зрения принципов открытой информационной системы;

• рассмотрение каналов обратной связи в системе политической коммуникации государственных органов региональной исполнительной власти в современных условиях;

• разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию прямой и обратной связи государственных органов региональной исполнительной власти Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются структурно-функциональный, политико-культурный, системный, институциональный, сравнительный подходы в политической науке. Использованы современные реляционные концепции власти, коммуникативные теории власти. Большое влияние на диссертационную работу оказали теории социальных систем, концепции информационного и постиндустриального общества, теории коммуникации.

В основу исследования положены принципы объективности, учета конкретно-исторических особенностей, реализмиспользуются такие общенаучные методы как анализ, синтез, индукция, дедукция.

Эмпирическую базу исследования составили: периодические издания, статистические материалы, данные социологических исследований, информация, содержащаяся в сети Интернет, в частности новостные ленты агентства «monitoring.ru», электронного журнала «internet.ru», «polit.ru», Российской сети информационного общества.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• уточнено определение политической коммуникации органов государственной власти, определяемое в работе как передача и восприятие смыслов, значимых для функционирования политической системы, как обмен политической информацией посредством прямых и обратных связей между органами власти и гражданским обществом с целью достижения влияния, взаимопонимания, доверия и сотрудничества;

• определена функциональная структура современной политической коммуникации, представленная, в частности, следующими важными компонентами: функцией выражения общественной критики, имиджевой функцией, функцией достижения консенсуса государственной власти и общества, поддержания политического равновесия и устойчивости;

• конкретизировано понятие информационной открытости органов государственной власти, под которым понимается политико-культурный режим их функционирования, обеспечивающий участникам политико-властного взаимодействия (СМИ, партиям, общественным движениям и организациям, отдельным гражданам и т. д.) возможность получать необходимый и достаточный объем общественно значимой информации о деятельности власти, посредством механизмов и технологий обязательного постоянного и прямого доведения этой информации до общества;

• аргументировано, что в постсоветский период органы региональной исполнительной власти России осуществляют политическую коммуникацию с общественностью в пределах, главным образом, одностороннего воздействия, отличающегося информационно-пропагандистской и, зачастую, манипулятивной направленностью предоставляемых обществу сведений, информационной полузакрытостью, ограничениями в получении информации о деятельности региональной власти, недостаточным изучением и учетом общественного мнения в процессе разработки и реализации региональной государственной политики, слабым влиянием общественности на власть;

• выявлены факторы развития прямой и обратной связи органов региональной исполнительной власти России на современном этапе: публичность властисвобода средств массовой информациизрелость институтов гражданского обществадемократизм политической культуры властиналичие нормативной базы, обеспечивающей информационную открытость властинезависимый социологический мониторинг состояния политической коммуникации.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в приращении знаний в области политической коммуникации региональных органов власти в постсоветский период, прямой и обратной связи региональных органов власти в трансформирующемся обществе, политико-коммуникационного взаимодействия власти и общества на региональном уровне. Сформулированные в диссертационном исследовании теоретико-методологические основы категориально-понятийного аппарата исследования политической коммуникации вносят вклад в дальнейшую разработку концепции данного феномена.

Научно-практическая ценность исследования определяется тем, что ряд теоретических положений и выводов диссертации может быть использован при дальнейшем исследовании динамики политических процессов в России. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических исследований в сфере политической коммуникации. Положения, выводы и рекомендации, представленные в диссертации, могут быть полезны в работе информационно-аналитических отделов и управлений, служб по связям с общественностью при органах власти регионального уровня.

Основные положения диссертации, а также библиография могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по политологии, политической социологии, социологии управления, социологии массовой коммуникации.

Апробация исследования. Основное содержание диссертации изложено в 7 публикациях общим объемом 1,9 печатного листа.

Результаты исследования, проведенного автором, представлены на 6 международных, российских, республиканских научно-практических конференциях и общественно-политических чтениях, в их числе: Международная научная конференция, посвященная памяти профессора Н. А. Аитова, Уфа, 2001; IX республиканские общественно-политические чтения, посвященные 12-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, У фа, 2002; Международный научно-практический коллоквиум «Либеральные и авторитарные общества: прошлое, настоящее, будущее», Уфа, 2002;

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры политологии, социологии и связей с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 262 источника. Общий объем диссертации 162 страницы.

Заключение

.

Завершая анализ политической коммуникации государственных органов региональной исполнительной власти, подведем общие итоги.

Для успешного проведения в России глубоких демократических реформ и преобразований необходимо взаимодействие и взаимопонимание между властью и гражданским обществом. Достижение такого взаимодействия невозможно без эффективной политической коммуникации органов власти. Данная проблема особенно остро стоит перед региональной властью, так как именно она несет прямую ответственность перед населением субъекта РФ за свою деятельность в пределах региональных сфер ведения за принимаемые решения и их последствия. Для успешного осуществления своей деятельности региональным властям необходимо обеспечить себе максимальную общественную поддержку со стороны населения региона. Репутация и устойчивость региональной власти, эффективность ее деятельности, своевременная корректировка целей и задач региональной политики зависят во многом от понимания политики власти, достижения на этой основе взаимопонимания и согласия власти и регионального сообществаследовательно, зависят от близости власти к обществу, развитости ее политических коммуникаций, прямых и обратных связей.

В регионах России сегодняшняя обостренность проблем политической коммуникации вызвана следующими причинами: в регионах позднее, чем на федеральном уровне, начались процессы реального демократического реформирования структур власти, выборного процесса, активизации гражданского обществав большинстве регионов не сложилась пока политическая оппозиция, которая призвана контролировать открытость власти, ее прямые и обратные связине во всех регионах на сегодняшний день имеются независимые информационные источники, стимулирующие процесс открытости властиуровень политической культуры, политического сознания и активности граждан в регионах значительно ниже, чем в центре (в Москве и Санкт-Петербурге) — во многих регионах недостаточность и несоответствие уровню прогресса технико-технологических средств зачастую являются ограничением в диалоге власти и общества.

Несмотря на всё возрастающий интерес к данной проблематике, однозначного определения политической коммуникации не существует. Чаще всего политическая коммуникация рассматривается в прикладном аспекте в связи с анализом массовых информационных процессов, что с теоретической точки зрения можно квалифицировать как своеобразный уход от концептуальных оценок данного феномена.

Полагая, что изучение политической коммуникации основывается во многом на теоретико-методологических принципах исследования социальной коммуникации, под последней мы понимаем процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.), обусловленный целым рядом социально значимых норм и оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и правил общения, принятых в данном обществе. Коммуникация нацелена на взаимодействие и взаимопонимание людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой осуществляется социальное влияние, адаптация и идентификация.

В контексте исследуемой нами проблемы под. политической коммуникацией мы понимаем совокупность процессов передачи и восприятия информации любого вида (словами, действиями, оценками, значениями, ценностями и т. д.) в рамках политической системы, между политической системой и обществом.

Полагая органы власти коммуникатором (субъектом) политической коммуникации, политическую коммуникацию органов власти мы определяем как передачу и восприятие смыслов, значимых для функционирования политической системы, как обмен политической информацией посредством прямых и обратных связей между органами власти и обществом с целью достижения влияния, взаимопонимания, доверия и сотрудничества, политической консолидации и стабильности.

В процессе политической коммуникации власть воздействует на общество, но неверно понимать этот аспект исключительно как средство манипуляции общественным мнением. В процессе политической коммуникации общественное мнение становится известным органам государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывает воздействие на проводимую политику.

Имеются разные позиции потоков информации в системе властьобщество. Их направленность зависит во многом от самой власти, а также от уровня развитости гражданского общества. От того, как соотносятся потоки информации (информирование и обратная связь) в структуре политической коммуникации, зависит эффективность деятельности власти.

Функциональная структура современной политической коммуникации представлена, в частности, следующими важными компонентами: функцей выражения общественной критики и тем самым снижения конфликтных, протестных настроений в обществеимиджевой функциейфункцией достижения консенсуса государственной власти и общества, социального согласия, поддержания внутреннего равновесия и устойчивости как самой политической системы, так и социальной системы в целом.

Проблема прямых и интенсивных постоянных информационных потоков — это проблема информационной открытости государственных органов власти, которую мы определили как политико-культурный режим функционирования органов власти, обеспечивающий участникам политико-властного взаимодействия (СМИ, партиям, общественным движениям и организациям, отдельным гражданам и т. д.) возможность получать необходимый и достаточный объем общественно значимой информации о деятельности власти, посредством механизмов и технологий обязательного, постоянного и активного доведения этой информации до общества.

При этом под прямой связью органов власти мы понимаем распространение общественно значимой информации, исходящей от органов власти в направлении общества с применением информационных технологий и средств связи.

Следовательно, органы государственной власти как открытая информационная система — это единая взаимосвязанная разветвленная сеть государственных структур, линий коммуникаций и баз данных, целями функционирования которых являются: поиск, накопление и циркулирование информациипоступление ее во все подразделения государственных органовобеспечение доступа граждан и организаций к достоверной и полной информации из государственных и муниципальных ресурсовобязательное, постоянное, исчерпывающее информирование, а также разъяснительная работа с участниками политико-властного взаимодействия (СМИ, партиями, общественными организациями, отдельными гражданами и т. д.) по социально-значимым темам и проблемам в установленных законом рамках с использованием системы информирования.

По мнению диссертанта, можно говорить о следующих критериях информационной открытости органов власти на региональном уровне: наличие отдела по связи с общественностью (информационно-аналитического управления, постоянно действующего подразделения, отвечающего за связи со СМИ и т. п.) — наличие постоянно обновляемого сайта в сети Интернетвзаимодействие со СМИ (демократичность и справедливость правил аккредитации СМИ, оперативность ответов на запросы СМИ, частота немотивированных и некорректно мотивированных отказов в предоставлении информации отдельным гражданам, представителям СМИ, общественных организаций, частота конфликтов с журналистами, частота упоминаний органа власти и ссылок на пресс-службу, оперативность и качество рассылки пресс-релизов, анонсов, сообщений для СМИ) — частота и качество проведения брифингов и пресс-конференцийчастота и своевременность встреч руководителей государственного органа и информационных групп, состоящих из представителей органа власти, с представителями общественностиналичие «горячей линии», информационных стендов, собственного СМИ.

На основе анализа указанных критериев можно сделать вывод о том, что в регионах России в последние годы выстраивается целостная система информирования населения, неотъемлемыми компонентами которой являются как традиционные способы передачи информации (периодические издания, радио, телевидение, информационные стенды, встречи с коллективами предприятий, организаций и учреждений, «прямой провод»), так и новые (Интернет и пейджинговая связь).

Однако утверждать, что деятельность региональных органов власти сегодня соответствует требованиям информационной открытости, мы не можем. На неудовлетворительном еще уровне информационной открытости региональных органов власти сказываются: ограничение сферы публичности, а также гражданских и политических прав и свободгосподство политико-экономических группировок клиентелистского типа, действующих вне рамок выборных институтов и/или впрямую определяющих их политикуограниченное взаимодействие региональных органов власти и управления со структурами гражданского обществаподавление оппозиции как на уровне партий, так и в сфере средств массовой информациинеразвитость и низкая степень активности структур гражданского общества, отсутствие демократического контроля за деятельностью региональной властиавторитарность политической культуры представителей органов властинедостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практикаотсутствие традиций, опыта и технологии для создания работающей системы информационной открытостипроблемы содержания прямой информации, исходящей от органов власти, ее ограниченность, избирательность, необъективность, замалчивание и т. п.- несоответствие средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи органов власти современным стандартам технико-технологической базы.

Эффективность региональной власти во многом зависит от надежности ее обратных связей, позволяющих государственным органам получать достоверную информацию о степени их управляющего воздействия на общественные процессы, о реальном состоянии общества и положении дел. В процессе исследования мы определили обратную связь государственных органов власти как часть целостного процесса политико-государственной коммуникации. Она обеспечивает органы власти информацией о состоянии общественного сознания, мнениях, настроениях и взглядах социума на проводимую властями политику, отражает результаты деятельности, последствия управляющих воздействий, реакцию на принимаемые решения власти. Причем в демократическом обществе в процессе обратной связи реализуется возможность гражданского общества активно влиять на власть.

Обычно обратная связь региональных органов власти развивается в двух направлениях. С одной стороны, органы власти создают и совершенствуют каналы обратной связи с обществом. С другой стороны, общество само стремится активизировать эти каналы, включиться в процессы обратной связи посредством выборов, референдумов, массовых мероприятий и акций, создания общественных организаций и партий, средств массовой информации.

Рассмотрев указанные каналы обратной связи органов власти, мы сделали следующие выводы:

• при высокой заинтересованности граждан к таким формам обратной связи как встречи и прямые телефонные линии руководителей органов власти с населением, привлечение общественности для обсуждения проектов наиболее важных законов, региональная власть не использует весь потенциал указанных каналов;

• использование социологических исследований не имеет большого распространения из-за отсутствия серьезной потребности органов власти в объективной социологической информацииостается стремление власти интерпретировать результаты исследований в свою пользунедостаточен опыт организационной, методологической и методической базы исследованийдовольно низок уровень социологической культуры как у населения, так и у представителей органов власти;

• СМИ во многих регионах России выражают позицию власти, информируют граждан о принятых решениях и происшедших событиях в определенном ракурсе, тем самым воздействуя на аудиторию в необходимом власти направленииСМИ слабо связаны с общественностью, неадекватно выражают многоголосое общественное мнение и не влияют на региональную власть в интересах общества, то есть не выполняют функцию канала обратной связи;

• такие каналы обратной связи гражданского общества с региональной властью как общественные организации, движения и политические партии, во-первых, только складываютсяво-вторых, слабо взаимодействуют между собойв-третьих, при наличии большого количества политических партий и гражданских объединений они не являются массовыми и существенного влияния на реальную власть, как правило, не оказывают;

• имеет место скептическое отношение общественности к возможности влияния на региональные государственные структуры.

Таким образом, существующая сегодня в регионах России система обратной связи органов власти не отвечает в полной мере требованиям демократического общества и не выполняет всех функций обратной связи.

Органы региональной власти России осуществляют информационное взаимодействие с общественностью в пределах, главным образом, модели одностороннего распространения информации, отличающейся информационно-пропагандистской и, зачастую, манипулятивной направленностью предоставляемых обществу сведений, информационной полу закрытостью, ограничениями в получении информации о деятельности региональной власти, недостаточным изучением и учетом общественного мнения в процессе разработки и реализации региональной государственной политики, слабым влиянием общественности на власть.

На наш взгляд, работа по развитию эффективной системы прямой и обратной связи в региональных государственно-властных институтах должна выстраиваться по следующим направлениям: о Разработка и совершенствование законодательными органами России и регионов нормативно-правового обеспечения механизмов доступа населения к информации, ответственности за непредоставление и сокрытие информации, за распространение недостоверной информации и диффамацию (оскорбление чести и достоинства). Речь идет, в первую очередь, о принятии закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также о приведении местных законодательных актов о СМИ, о правилах аккредитации представителей СМИ при различных органах власти в соответствие с федеральным законодательством. Любое ограничение граждан и журналистов в доступе к информации должно быть строго определено закономо Создание на уровне субъектов Российской Федерации организационных структур, ответственных за практическую реализацию норм законодательства о СМИ: специально уполномоченный орган государственной власти, ответственный за разработку и после соответствующего утверждения реализацию государственной политики в отношении СМИ на территории субъекта РФтерриториальную комиссию по телерадиовещанию как субъект разработки и реализации государственной политики в области лицензирования радиои телевещания на территории субъекта РФпалату по защите свободы слова и информационным спорам как государственно-общественный орган, содействующий соблюдению законодательства о СМИкомиссию по районным (городским) газетам как общественно-государственный орган, содействующий формированию районных (городских) газет. В состав данных структур должны входить представители партий, крупных общественных организаций, религиозных общин, экономических и культурных организаций;

Осуществление органами прокуратуры и судебными инстанциями, депутатами, уполномоченным по правам человека, негосударственными правозащитными организациями, международными правозащитными организациями и общественными организациями мониторинга нарушений в области доступа к информацииинформирование общественности и властных структур обо всех случаях нарушения прав граждан на получение социально значимой информацииинициирование судебного рассмотрения случаев нарушения права граждан на получение социально значимой информации;

Выделение государственными органами власти субсидий для поддержки региональных и местных СМИорганам власти важно использовать в полной мере потенциал республиканских, городских и районных СМИ для информирования населения о своей деятельности, используя различные формы подачи материала: репортаж, письмо, материалы конкретных исследований, отчетустановить прямой контакт с редакторами местных СМИ, регулярно информируя их о принимаемых решенияхСущественное улучшение системы объективного постоянного информирования общественности в области распространения и разъяснения законов, указов, постановлений, распоряжений, в доведении до населения аналитических данных, полученных в ходе социологических исследований, переписи населения, мониторинга социальных процессов и т. п.- Привлечение к политико-информационному взаимодействию с обществом в региональных органах власти квалифицированных специалистовпрограммистов, статистиков, социологов, политологовУлучшение организационного и материально-технического обеспечения деятельности информационно-аналитических служб (оборудование, современные средства телекоммуникации и связи) — усовершенствование системы формирования, хранения и рационального использования информационных ресурсов, о Необходимость дальнейшего расширения и насыщения сети информационных стендов, бюллетеней и листовок, регулярности поступления в почтовые ящики необходимой для граждан информациио Перевод на регулярную основу и в строго установленное время выступлений представителей органов власти, руководителей администраций городов и районов в прямом эфире (радио и телевидение) — усиление рекламы «горячей линии» для связи с жителямио Использование представителями региональных органов власти радио-эфира для информационного взаимодействия с населением, проведения радиодебатов, интервью, трансляций пресс-конференцийо Разработка теоретико-прикладной базы обратной связи. В частности, проведение на постоянной основе социологических исследований, включающих разнообразные методы съема информации о состоянии общественного мнения по поводу всех сфер жизнедеятельности общества, о реакции на деятельность региональных органов власти, на принимаемые ими решенияо Организация в районных и городских органах власти почтовых серверов, Интернет-узлов, подключенных к единой электронной базе данных о событиях, принятых решениях и результатах деятельности региональных органов властио Создание центров общественного доступа к открытым базам данных органов власти, подключенных к Итернет-сети в городских и районных библиотеках, ВУЗахсоздание открытых мультиагентных информационных систем адресного взаимодействия населения и органов власти.

В целом можно констатировать, что система прямых и обратных связей органов региональной власти находится еще в стадии становления, переживая, как и весь российский социум, переходный период. Отметим, что необходимо формирование институтов гражданского общества в регионах России политических партий, общественных организаций, СМИ), общественность может «подталкивать» власть в направлении демократического процесса взаимодействия.

Не претендуя на окончательное решение изученной проблемы, мы стремились показать актуальные процессы функционирования политико-властных коммуникаций на региональном уровне в современной России. Динамичные преобразования в общественной жизни требуют дальнейшего анализа основных тенденций и механизмов развития данных процессов, а также условий и факторов, способных обеспечить эффективное взаимодействие власти и общества. Перспективными направлениями в данной области могут являться: изучение влияния деятельности СМИ на политико-властные коммуникации органов властиразработка критериев, норм и стандартов информационной открытости органов властивыявление факторов и условий, влияющих на уровень и развитость политических коммуникаций органов властиисследование политико-властных коммуникаций в условиях развития современных информационных ресурсов и технологийанализ формирования имиджа региональной власти в процессе политической коммуникацииизучение формирования общественного мнения в процессе государственно-властной коммуникации органов власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9.09.2000 №Пр-1895//Российская газета. 2000. — 28 сентября.
  3. Закон Республики Башкортостан от 13.10.94 № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан"//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. -№ 2(32). — Ст. 35.
  4. Закон Республики Башкортостан от 07.04.97 N 85-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"//Известия Башкортостана. 1997. -10 июня.
  5. Закон Республики Башкортостан от 29.10.96 № 43-з «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в государственных средствах массовой информации"// Известия Башкортостана. 1996. — 14 ноября.
  6. Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информации» (в ред. Закона РБ от 31.10.96 № 54-з)//Известия Башкортостана. 1996. -28 ноября.
  7. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15// Республика Башкортостан. 2002. — 6 декабря.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами к подъему России» от 17.02.98//Российская газета. -1998.- 24 февраля.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года//Российская газета. 2003. — 17 мая.
  10. Постановление об аккредитации представителей средств массовой информации при Президиуме Верховного Совета Республики Башкортостан от 12.05.92 № 6−3/90//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1992. — № 3. — Ст. 146.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти"//Российская газета. -2003.- 15 февраля.
  12. Пояснительная записка к проекту Федерального Закона РФ «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//^^^тесНа1аду.ги.
  13. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих"// Парламентская газета. -2002.- 21 августа.
  14. Указ Президента РФ от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"//Российская Федерация. 1997. — 14 марта.
  15. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации"//Российская газета. 1995. — 22 февраля.
  16. Федеральный закон РФ от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Российская газета. 1999. — 19 октября.
  17. Федеральный Закон РФ от 21.07.93 № 5485−1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6.10.97)//Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41.- С. 8220−8235.
  18. Федеральный Закон РФ от 27.12.91 № 2124−1 «О средствах массовой информации"//Российская газета. 1995. — 27 декабря.
  19. Т.Н. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 248 с.
  20. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис. 1992.- № 4.-С. 122−134.
  21. Аристотель. Сочинения в 4 томах. М., 1983. — Т. 4. — 830 с.
  22. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем//Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. М.: Наука, 1982. — С.26−46.
  23. В.Н., Колмановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления. М.: Высшая школа, 1989. -447 с.
  24. М.Н. Политические партии в российских региона//Рго et Contra. Российское общество и СМИ. 2000. — Т.5. — № 3.
  25. М.Н. Правящие элиты России: образ деятельности//Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 3. — С.46−56, № 4. — С.28−38.
  26. М.Н. Региональное измерение российской политики// Полис. 1998.- № 2. -С. 88−93.
  27. В., Дука А. В. Региональная политическая власть: элитные конфликты и возможности//Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия. М., 1997. -С. 191−196.
  28. Д., Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия//Кентавр. 1995. — № 6.- С. 3−23.
  29. В. Власть и пресса. Как им ужиться?//Российская газета. -2000.- 30 мая.
  30. С.И., Чернышов А. Г. Новые номенклатурные кланы: Реальность провинциальной политики//Свободная мысль. 1999. -№ 5.- С. 23−32 .
  31. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616 с.
  32. Белгород: органам власти рекомендована открытость//ИА «Белмедиа.ру» (Белгород): www.witrina.ru. 2003.- 20 июня.
  33. Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 330−342.
  34. Г. Г., Кузнецов Б. А. Языковые средства автоматизированных информационных систем. -М.: Наука, 1983. -287 с.
  35. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход СПб: Питер, 2001. — 864 с.
  36. JI. фон. История и статус общей теории систем//Системные исследования: Ежегодник, 1972. М.: Наука, 1973. — С.20−37.
  37. И., Касимов А. Республика Башкортостан//Российский сборник.Ред. Михайловская Е. М., 1995. — С. 7−41.
  38. Е.Ю., Дорожкин Ю. Н., Рахманов М. Г., Семенов С. Н. Связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении. -Уфа: РИО БАГСУ, 2003. 119 с.
  39. Е.А. «Паблик рилейшнз». М., 1994. -158 с.
  40. С. Паблик рилейшнз. Что это такое?. М.: «Новости», 1990. -239 с.
  41. Т. Власть//Полис. 1993. — № 5 — С. 36−48.
  42. А. В. Гилязитдинов Дж.М., Латыпова Ф. Б., Матисов А. К. Обратная связь в агитационно-массовой работе трудового коллектива. -Уфа, 1986.
  43. С.В. Актуальный политический режим в Нижегородской области: становление в 1990-е годы//Полис. 1999. — № 1. — С. 98−116.
  44. С.В. Постоянные и переменные величины регионального политического процесса до и после выборов//Нижегородские выборы-95: новые тенденции и старые уроки. Нижний Новгород, 1996. — С. 34−40.
  45. И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореф. дис. канд. социол. наук:22.00.05/КГТУ. Казань, 2000. — 19 с.
  46. П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  47. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001 — 253 с.
  48. .Е. Общественные движения и социальная идентичность//Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М., 1999. — С. 3450.
  49. Н. Информация, язык и общество//Кибернетика. М.: Наука, 1983.- С. 236−248.
  50. Власть и население: поиск эффективного диалога//Республика Башкортостан. —2003.- 25 марта.
  51. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты/Под ред. Афанасьева М. Н. М., 1999. — 224 с.
  52. В. Н. Денисов А.А. Основы теории систем. СПб., 1998. -510с.
  53. А.Ю. Проблемы оптимизации обратной связи в социальном управлении в условиях трансформации российского общества: Дисс. канд. ссоциол. наук: 22.00.08/БГУ Уфа, 2000. -139 с.
  54. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 534 с.
  55. В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации?//Свободная мысль. 1996. — № 9. — С. 13−22.
  56. В.Я. Постсоветские политические трансформации: Наброски к теории//Полис. -2001. № 1. — С. 15−29.
  57. В.Я. Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый бицентризм: Волгоградская область//Полис. 2000. — № 2. -www.politstudies.ru.
  58. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики//Полис. 1998. — № 1. — С. 87−105 .
  59. В.Я., Голосов Г. В. Политические партии в Свердловской области: Региональные практики в сравнительной перспективе// Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 3. -С.133−144.
  60. В.Я., Сенатова О. Политические партии в регионах России: динамика и тенденции//Власть. М., 1995. — № 5. — С. 39−48
  61. В.М. Мышление и кибернетика//Диалектика в науках о неживой природе. М., 1964. — 215 с.
  62. Т. Сочинения в 2 томах. М., 1989. — Т. 1. — 622 с.
  63. Г. М. Международный менеджмент: Учеб. пособие/Международный педагогический университет. Магадан: Изд. МПУ, 1997. — 107 с.
  64. Г. Политические партии на региональном уровне// Политическая социология и современная российская политика/Под. ред. Г. Голосова и Е. Мелешкиной/СПб.: Борей-Принт. 2000. С. 226−271.
  65. Г. В. Измерения российских региональных избирательных систем//Полис. -2001. № 4. — С. 71−85.
  66. М.С. Речь на встрече с руководителями средств массовой информации и пропаганды//Правда. -1987. 16 июля.
  67. Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 640 с.
  68. В. Государственная служба как политико-административная власть//Власть. 2001. — № 2. — С.8 -24.
  69. М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация: Монография. -М.: НОУ МЭЛИ, 1999. 168 с.
  70. Е. Есть проблема должно быть решение//Республика Башкортостан. — 2002. — 6 марта.
  71. М.С. Федерация и регионы: правовые, экономические и социально-политические аспекты взаимодействия//Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 17−26.
  72. А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения//Полис. 1996. — № 3. — С. 108−121.
  73. И. Информационная открытость власти: обучающий контроль прессы и гражданского общества//Право знать: история, теория, практика. 2002. — № 4. — www.ksdi.ru.
  74. И. К информационной открытости власти//Среда. 2000. — № 5 (22). — www. sreda-mag.ru.
  75. И. Социальное партнерство или вечное противостояние?//Право знать: история, теория, практика. 2001. — № 9−10. — С.57−58.
  76. А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: Росспэн, 1997. — 200 с.
  77. Древнекитайская философия. В 2 т. Антология.- М., 1994. Т. 1. — 361 с.
  78. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью//Социс. 1998. — № 10. -С. 44−50.
  79. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению. Под. ред В. А. Персианова. М: ЮНИТИ, 2001. — 62 с.
  80. В.Б. Общественное мнение в социальном управлении/Отв. ред. В. И. Бойко. Новосибирск, 1987. — 165 с.
  81. За Путина проголосовало 91,79% избирателей Башкирии//Комсомольская правда. Уфа. 2004. — 16 марта.
  82. Заглянуть в «Единое социальное окно"//ПОСОХ. 2002. — 25 декабря.
  83. Т.И. Обратная связь необходимость//Эхо планеты. — 1990. -№ 14.
  84. Землянова J1.M. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. -270 с.
  85. О.И. Общественное мнение и власть//Социально политический журнал. 1993.- № 7. -С.35−44.
  86. Избранные произведения: Мо-цзы. Пекин, 1956. -www.rels.obninsk.com.
  87. MB., Мельвиль А. Ю. Власть//Полис. 1997. — № 6. — С. 46−163.
  88. Г. Страна Пиария/УИзвестия. 2002. — 11 января.
  89. Имидж лидера/Под редакцией Егоровой Гантман E.B.//www.notes. Society.ru.
  90. Информатика/Под ред. С. В. Симоновича СПб.: Питер, 2001 — 638 с.
  91. Информатика/Под ред. Проф.Н. В. Макаровой. М.: Финансы истатистика, 2000 768 с.
  92. Информационная политика органов местного самоуправления//Правознать: история, теория, практика. 2002. — № 3−4. — www.ksdi.ru.
  93. Информационно-аналитическую работу органов государственной власти- на новый уровень. Сборник. Уфа, 2000 — 80 с.
  94. Информационный бюллетень № 2(29): Информационно-аналитическиематериалы, посвященные посланию Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию Курултаю -Республики Башкортостан, Информационное управление. — Уфа, 2003 -60 с.
  95. Информационный бюллетень № 3 (30): Информационно-методическиематериалы, посвященные деятельности и задачам пресс-служб и средств массовой информации Республики Башкортостан. Уфа, 2003. — 56 с.
  96. Информация о характере почты и работе с обращениями граждан за первый квартал 2004 года/Юфициальный сайт Администрации Президента Республики Башкортостан: www.president.bashkortostan.ru.
  97. Ю.В., Зотов В. Д., Зотова JI.B. Политология. М.: Юристь, 2001. -511 с.
  98. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов/Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  99. История социологии в Западной Европе и США/Ответственный редактор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
  100. История социологии/Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Высш. Шк., 1997.- 381 с.
  101. Итоги конкурса Минэкономразвития РФ. Взгляд из Яpocлaвля//www.hmao.wsnet.ru. 2002. — 7октября.
  102. К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Гуманитарный центр «Монолит». -1998.-80 с.
  103. Капитонов Э. А Социология XX века. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.-512 с.
  104. С.Ф. Обратная связь в устном выступлении. М.: Мысль, 1984.-226 с.
  105. В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.- 175 с.
  106. Э. Анализ сложных систем. М.: Сов. радио, 1969. — 520 с.
  107. А.Д., Попов Н. Н., Кириллов Б. А. Урал политический: история и современность. Партии. Выборы. Депутаты. Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 1999. — 336 с.
  108. ПЗ.Клепцов М. Я. Информационные системы органов государственного управления. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 208 с.
  109. В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: НГУ, 1991. — 296 с.
  110. Ф.Д. Процесс управления. Системное исследование и разработка на примере региона. М.: Мысль, 1988.- 91 с.
  111. В.А. Открытые информационные системы. М.: Финансы и статистика, 1999. -224 с.
  112. В., Стрелецкий В. Калмыкия-Хапьмг Тангч: Экономика, партии, лидеры//Власть. 1996. — № 1. — С. 24−33.
  113. Ю.Ю. Оптимизация взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации в современном российском обществе. Дис. д-ра социол. наук: 22.00.04/БГУ. Уфа, 2001. — 362 с.
  114. В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.- 302 с.
  115. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика/Сост. И. Дзялошинский. М., 1998. — 135 с.
  116. Концепция информациионно-аналитической системы администрации города Уфы. Уфа, 2001.-32 с.
  117. B.C. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М.: Мол. Гвардия, 1981. — 222 с.
  118. П.О., Кузнецов Л. Г., Большаков Б. Е. Глобальная система: природа общество — человек. — Дубна, 2000. — www.pobisk.narod.ru.
  119. В. Какая власть нужна «четвертой власти»?//Российская газета. 2000. — 3 ноября.
  120. А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации//Полис. 2002. -№ 3.- С. 142 -155.
  121. А.Б. Основы теории коммуникации. Уфа: РИО БашГУ, 2002. -124 с.
  122. А.Б., Петров В. К. Теория социальной информации. Уфа: РИО БашГУ, 2003. — 114 с.
  123. А.Б., Суханов В. М. Социодинамнка становления политических приоритетов электората Республики Башкортостан//Полития. 2001.2002, — № 4.-С. 95−112.
  124. В.В. Общественное мнение и законодательство//Социс. 1997.- № 9. С. 16 — 28.
  125. Н.Ю. Региональные элиты России: кто правит на местах//Россия и современный мир. 1998. — Выпуск 1(18). — С. 98−120.
  126. Н.Ю., Чирикова А. Е. Региональная власть: парадоксы переходного общества//Полития. 2000−2001. — № 4. — С. 84−98.
  127. Н.Ю., Чирикова А. Е. Регионы-лидеры: экономика и политическая динамика (на примере Ярославской и Самарской областей). М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. — 326 с.
  128. ВЗ.Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры//Современные проблемы социальной коммуникации. Спб., 1996. — С. 115−136.
  129. Лицом к лицу//Республика Башкортостан. 2003. — 5 августа.
  130. Дж. Избранные философские произведения. В 2-х томах. М.: Соцэкгиз, 1960. -Т. 1.- 520с.
  131. Н. Власть. -М: Праксис, 2001. 256 с.
  132. Н. Теория общества//Теория общества. М., 1999. — С. 196−235.
  133. Н. Что такое коммуникация?//Социологический журнал. 1995.- № 3.-С. 114−128.
  134. А., Когут Ю. «Мы могли бы служить в разведке."//Зеркало Недели. 2002. — № 47 (422).
  135. Магнаты открывают второй фронт в регионах//Российская газета. -2001.- 27 октября.
  136. Н. Избранные сочинения. М., 1982. — 482 с.
  137. М. Телевидение. Робкий гигант//ТВ вчера, сегодня, завтра-М.: Искусство, 1987. Вып.7. — С. 24 — 32.
  138. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. -СПб., 1996. 160 с.
  139. М. Как региональные элиты защищают вою власть//Рго et Contra. 2000. — Том 5. — www.pubs.carnegie.ru.
  140. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровненвых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  141. Мескон.М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992. — 685 с.
  142. Местная власть: новые подходы и технологии. Сборник материалов семинара глав админстраций городов и районов Респ. Баш-н (14−18 января 2002 года)/АП РБ, БАГСУ. Уфа, 2002 — 282 с.
  143. Методика организации обратной связи в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. Уфа, 1986. — 82 с.
  144. Методика организации обратной связи как подсистемы информационно-анализирующей системы в идейно-воспитательной работе трудового коллектива. М., 1989.
  145. А.В. и др. Информатика/Под ред. Е. К. Хённера. М., 1999. -816с.
  146. В. Критика власти и власть критики//Власть. -1998. № 6. -С.26−30.
  147. Монтескье. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1965. -400 с.
  148. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М: РОССПЭН, 1998. — 247 с.
  149. Р.Т. Политология. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-368 с.
  150. Р. Политическая власть как символическое средство комму никаци и/Avww. Academy-go. ru.
  151. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.
  152. Народ и власть. Информационный бюллетень: Социология власти.- № 2−3. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 190 с.
  153. Л.Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно? М., 1993. -222 с.
  154. Ю.А. Власть как информационный сервис/Югонек. 1995. -май. — www.czpr.boom.ru.
  155. Новая постиндустриальная волна на Западе (антология) /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 632 с.
  156. Общественно-политиеский контроль за деятельностью исполнительной власти//Политико-административное управление. Москва. — 1998. -www.politolog.iiat.ru.
  157. Д. Политический PR. СПб.: Питер, 2003 — 554 с.
  158. Е. В. Власть: отношение или элемент системы? (Реляционистские и системные концепции власти в немарксистской политологии)//Власть: очерки современной политической философии Запада. -М, 1989. -С. 65−94.
  159. В.А. Информатика. М.: Высшая школа, 2000. 511 с.
  160. Открытие центров правовой информации в библиотеках Смоленской области//Управление по информационным ресурсам и телекоммуникациям Департамента Смоленской области по информационно-аналитической работе. www.regions.ru. — 2002. — 30 сентября.
  161. Открытые информационные системы. М.: Финансы и статистика, 1999.-224 с.
  162. Открытые системы: концепция или реальность/Юткрытые системы. -1993,-№ 4.-С. 53−59.
  163. Паблик рилейшнз Средство социальной коммуникации. (Теория и практика). — К.: Дакор., 2002. — 506 с.
  164. . Независимость СМИ производное или отправное?// Российская газета. — 1999. — 19 октября.
  165. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высш. Школа, 1989. — 367 с.
  166. Н.В. Александр Лебедь в Красноярском крае/Моск. Центр Карнеги. М., 1999. — 247 с.
  167. Н.В. Регионы России или Россия регионов//Брифинг Московского Центра Карнеги, 1999. Т.1. — № 3. — С. З -14.
  168. Л.А. Принцип обратной связи, некоторые философские и методологические проблемы управления. М .: Мысль, 1967. — 94 с.
  169. В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции//Власть. 1999. — № 1. — С. 48−59.
  170. В.А., Стризое A.JI. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования//Социс. 1999, — № 6. — С.25−34.
  171. Политика и культура в российской провинции: Новгородская, Воронежская, Саратовская, Свердловская области/Люхтерхандт Г., Рыженков С., Кузьмин А. и др.- под ред. Рыженкова С. и др.- Междунар. ин-т гуманит-полит. исслед. М., Спб., 2001. — 253 с.
  172. Политическая коммуникация/ДИварценберг Р. Ж. Политическая социология. В трех частях./Пер. с фр. М., 1992. — 4.1. — С. 165−180.
  173. Политическая мысль второй половины XX века. Хрестоматия. Пермь: Звезда, 1999.-580 с.
  174. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков: (Аналит. справ.)/Барыгин И.Н. (рук. авт. коллектива), Василик М. А., Вершинин М. С. и др.- Акад. полит, науки. С.-Петерб. отд-ние. СПб.: Михайлов В. А., 1999. — 205 с.
  175. Политические учения: история и современность. М.: Наука, 1976. -495 с.
  176. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/Ред. Е. Ю. Мелешкина. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001 — 304 с.
  177. Политология/М.А.Василик, М. С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2000. -328 с.
  178. Политология. М.: Юристь, 2001. — 511 с.
  179. Политология/Под ред.М. Н. Марченко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.-608 с.
  180. Положение СМИ в Башкортостане. Отчет участников миссии Фонда защиты гласности о ситуации в Республике Башкортостан/Zwww.gdf.ru. 2003. — 25 февраля -2 марта.
  181. В.Д., Матисов А. К. Обратная связь в идейно-воспитательной работе. (Методические рекомендации по совершенствованию руководства и контроля). Уфа, 1985.
  182. К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ./Под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.
  183. Г. Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. -Киев: АДЕФ-Украина, 1997. 140 с.
  184. Г. Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003.-384 с.
  185. Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.:Центр, 2003. — 320 с.
  186. Г. Г. Теория и практика коммуникации: (от речей президентов до переговоров с террористами). М.: Центр, 1998. — 352 с.
  187. Пресс-служба администрации Самарской области// www.samaraweb.ru. -2003.-8 июля.
  188. Проект «Свобода средств массовой информации в регионах"//Сайт Независимой Службы Новостей: www.freepress.ru.
  189. Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. -М. :"ИДФ"-«СПА-консалтинг», 1997. 224 с.
  190. Психология и психоанализ власти. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — Т. 1. — 608 с.
  191. И., Фуфаев С. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова)//Рго et contra. 1997. -№ 2. — С. 71−84.
  192. Радио и телевидение в Германии//Российская газета. 1993. — 14 апреля.
  193. А. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы/Юткрытые системы. 1996. — № 6(20). -С.15−19.
  194. Н.П., Дахин А. В., Борисов С. В. Теория регионального политического процесса//Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского: История. Социология. Политология. Н. Новгород, 1996.- С. 107−116.
  195. Н.П., Дахин А. В., Структуры региональной государственной власти в России: проблемы развития//Философия и социология власти. -Саратов, 1996.- С. 69−72.
  196. Ю.Е. Протестное поведение в регионе//Социс. 1996. — № 6. -С.40−49.
  197. А.Р., Ефремова Г. Х. Масс медиа в России. Законы, конфликты, правонарушения (по данным мониторинга Фонда защиты гласностиу/www.gdf.ru.
  198. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России: Материалы семинара (Тверь 5−7 марта 1999 г.)/Под ред. Ильина М. В., Бусыгиной И. М. М.: Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999. — 290 с.
  199. Региональные элиты и население о политике и политиках/Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации: Гл. ред. Бойков В. М.: 1996. — 106 с.
  200. Рейтинг информационной открытости органов государственной власти в России//Российская газета. 2002.- 10 апреля.
  201. Республика Башкортостан. Права политической оппозиции. Доклад Общественного Фонда «Международный стандарт'7/Права человека в регионах Российской Федерации. 2002. — 23 октября. -www.hro.org.ru.
  202. Республика Башкортостан. Республиканские СМИ о выборах. Доклад Общественного Фонда «Международный стандарт'7/Официальный сайт Главного федерального инспектора по Республике Башкортостан: www.federal.rb.ru.
  203. Россия регионов: трансформация политических режимов/Общая редакция: В. Гельман, С. Рыженков, М.Бри. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. — 376 с.
  204. М.Н. Социология, власть, общественное мнение//Социс. -1993.-№ 7. -С. 3−14.
  205. В.Н. Основания общей теории систем: Логико -методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  206. Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственности//Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1997. — № 2. — С.79−85.
  207. Р.А. Общественное мнение и государственное управление. -М.: Юрид. лит., 1975. 255 с.
  208. Свобода массовой информации. Республика Башкортостан//Независимая Служба Новостей: nsn.net.ru. 2001. — 18 июня.
  209. Связь с общественностью «Паблик Рилейшнз» — государственной власти и управления/Под ред. B.C. Комаровского. 2-е изд. — Алматы-Гылым, 1997. — 176 с.
  210. О. Региональный авторитаризм на стадии его становления//Куда идет Россия? Трансформация постсоветского пространства/Под ред. Заславской Т. М.: Аспект-Пресс, 1996. — С. 146−151.
  211. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 256 с.
  212. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации//Полис. -2002.- № 3. С.5−17.
  213. П.А. Система социологии. М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 448 с.
  214. Социология/Под. ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  215. Л.Г. Социология общественного мнения//Социально политический журнал. 1995.-№ 1. -С. 83−96.
  216. Т.С. Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия государства и гражданского общества//Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М.:"ИДФ"-«СПА-консалтинг», 1997. — С. 171−184.
  217. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи/В.Н. Волкова, В. А. Воронков, А. А. Денисов и др. М.: Радио и связь, 1983. -248 с.
  218. В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Издательство Института социологии РАН, 1999. — 224 с.
  219. Э. Проблемы власти на пороге XXI века//Свободная мысль. -1992.- № 2. С.32−42.
  220. Р.Ф. Политическое расслоение российских регионов (история и факторы формирования)//Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России/Под ред. Беляевой JI. М.: ЦКСИиМ, 1996. — С. 37−52.
  221. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  222. П. Концепции публичной политики, связей с общественностьюпаблик рилейшнз) и публичной KOMMyHHKanHH//www.biblio/nscs.ru.t
  223. Философско-психологические проблемы коммуникации. Фрунзе, 1971.- 135 с.
  224. О., Калямин А. Региональное согласие//Власть. 1998. — № 7. -С. 49−52.
  225. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Моск. лекции и интервью. М.: ИФРАН, АО «KAMI», 1995. — 244 с.
  226. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/Пер. с нем.- СПб.: Наука, 2000. -379 с.
  227. Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма/ZThesis. — 1993. — Вып. 2. — С. 123 136.
  228. М. Политическая коммуникация: воздействие средств массовой информации на общество в современных государствах. Конференция «Свободные средства массовой информации» в
  229. Московской Школе Политических HayK//www.academy-go.ru. 2000. -9 декабря.
  230. М. СМИ в ФРГ. Коллоквиум, 1996. — 158 с.
  231. Чего хотят регионы России?/Под ред. А. Малашенко- Моск. Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 1999. 104 с.
  232. А.Г. Политическое самоопределение регионов: типы и тенденции//Полис. 1998. — № 2. — С. 93−95.
  233. А.Г. Регион как субъект политики/Под ред. С. И. Барзилова. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999. 228 с.
  234. А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий.: Автореф дис. канд. полит. наук:23.00.01/СПбГУ СПб, 2000//www.icape.nw.ru.
  235. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. СПб., 2000. — 36 с.
  236. А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.-272 с.
  237. К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. -325 с.
  238. Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999 -539 с.
  239. Ф., Карл Т. Что такое демократия, а что нет//Демократия. Теория и практика. — М., 1998. — С. 44 — 63.
  240. Almond G., Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton (N.J.): Univ. Press, 1963. — 562 p.
  241. Bell D. The Social Framework of the Information Society//The Computer Age: A Twenty Year Wiew. London, 1981. — P. 500 — 549.
  242. Braddock R. An extension of the «Lasswell Formula"//Journal of Communication. 1958. — Vol. 8. -P. 88 — 93.
  243. Brzezinski Z. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Century. New York, 1989. — 278 p.
  244. Dahl R. Democracy and its Critics. New Haven, 1989. — 397 p.
  245. Deutsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. New York: Free Press, 1966. — 309 p.
  246. Graber D. Political Communication: Scope, Progress, Promise//Political Science: The State of the Discipline. Vol. II / Ed. by A. Finifter. Washington, 1993.-305 334 p.
  247. Grunig J. What Kind of Public Relations do you Practice? New Theory of Public Relations Present Four Models//Pr Reporter: Purview. 1984. — April 9. — Vol. 27.
  248. Hahn J. Democratization and Political Participation in Russia’s Regions//Democratic Changes and Authoritarian Reactions in Russia, Ukraine, Belarus, and Moldova/ Dawisha K., Parrott B. (eds.). Camb., 1997. -P.130−174.
  249. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society//Mass Communications/Ed. by Schramm W. Urbana. 1960. -117 128 p.
  250. Lasswell H., Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven: Yale University Press, 1950. — 295 p.
  251. Lewis P. Organizational Communications: The Essence of Effective Management. Columbus, Ohio: Grid, 1975. — 156 p.
Заполнить форму текущей работой