Механизм осуществления политической власти
Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции Конституционный совет, в Греции — Верховный специальный суд и т. д… Читать ещё >
Механизм осуществления политической власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в организациях и учреждениях, на предприятиях и т. д.
Властные отношения формируются вместе с образованием самого человеческого общества как сложной самоуправляющейся и самовоспроизводящейся системы, которая предполагает постоянную координацию деятельности своих основных элементов в рамках единого целого.
Термин «власть» имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом — орган власти, в третьем — право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывания воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т. д. Если, кроме того, учесть, что на каждом историческом этапе власть как реальное явление обогащается новым содержанием и это приводит к изменению объема соответствующего обществоведческого понятия, то представляется вполне естественным наличие целого ряда определений власти в различных социально-философских, социологических и политологических теориях.
Итак, центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества.
Определение понятия политической власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.
1. Сущность понятия политическая власть
Политическая власть — центральная категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначению политической системы общества. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политического поведения социальных групп и индивидов. Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из важнейших аспектов политической жизни общества. Власть не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализации тех или иных целей, т. е. политики. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры всех масштабов (правительство, парламент и т. д.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.
Власть обеспечивает в обществе порядок, выражающийся в соответствии поведения всех субъектов данной социальной системы нормам и ценностям, которые система провозгласила для себя целесообразными. Власть порождается общественным разделением труда и обуславливается спецификой построения социальной системы как иерархической организации, разделенной на властвующих и подвластных (подчиненных). Власть проявляется всегда в исторически конкретных формах.
Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то семья, группа, социальный слой, нация, общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
Политической власти присущи определенные универсальные свойства:
* всеобщность (функционирует во всех сферах человеческого общения и политических процессах);
* инклюзивность (от лат. includere — включать; способна проникать во все виды деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).
Коренным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями, и т. д.).
В современной науке одной из наиболее разработанных концепций власти является теория французского ученого Ж. Бюрдо. Он рассматривает феномен власти в теоретическом и историческом аспектах.
С теоретической точки зрения власть есть сила на службе идеи, рожденная социальным сознанием и предназначенная для того, чтобы руководить обществом. Само общество как исторически определенная целостность становится таковой именно благодаря появлению в нем власти, ставшей основой сплочения отдельных индивидов в единый социальный организм.
Родившись одновременно с обществом, власть проходит через несколько стадий развития. Самой первой формой власти является анонимная власть. Она распределена равномерно среди всей массы людей и характерна для примитивных обществ. Их поведение определяется совокупностью общих обычаев и верований, что делает излишним вмешательство какого-либо персонального авторитета. Такая власть еще не носит политического характера.
По мере развития и усложнения общества, усиления интенсивности социальных процессов, с появлением необходимости оперативного принятия решений, власть переходит на новую ступень — она индивидуализируется (персонифицируется). Ее носителем становится вождь или небольшая группа авторитетных лиц.
Высшей, третьей формой власти является ее институционализация, когда власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. Власть приобретает свою легитимность (от лат. legitimus — законный, правомерный, согласный с законами, должный, правильный).
Исключительно важное значение власти для управления обществом было осознано еще в древности, и на всем протяжении человеческой истории мыслители независимо от представляемых ими школ и направлений придавали ее анализу важнейшее значение.
В Древней Греции интерес к проблемам власти и политическому строю стимулировался успешной борьбой народа (демоса) с родовой знатью за свое право на свободу. В то время возникли и укрепились идеи о равноправии всех свободных граждан полиса (города-государства), о приоритете общественных интересов перед личными, об отличии свободного человека от раба.
Тогда же в основном сформировался и понятийный аппарат, относящийся к сфере власти и политического устройства, которым мы пользуемся и сейчас: деспотия — неограниченная власть одного человека; тирания — власть, установленная насильственным путем и основанная на единичном правлении; монархия — наследственная власть одного человека; аристократия — «власть знатных, лучших»; олигархия — власть немногих (группы лиц); плутократия — власть богатой верхушки общества; тимократия — власть военных; охлократия — «власть толпы»; анархия — безвластие, отсутствие власти; демократия — власть народа.
В дальнейшем эти понятия пополнялись древнеримскими (латинскими) терминами, например, диктатура — система и способ власти, обеспечивающие господство какой-либо общественной группы, идейно-политического течения или отдельного лица и опирающиеся главным образом на насилие.
В социально-политических учениях Средневековья доминировала идея божественного происхождения власти, а также концепция приоритета власти церковной перед светской.
В XV—XVI вв. эпоха Возрождения выдвигает в центр власти и политики человека. Никколо Макиавелли стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой преобладают рационально-практические установки и соображения, а не «божий промысел». Средневековым воззрениям он противопоставлял «естественные причины», лежащие в основе властных действий и политических решений, а также «полезные правила», которыми должны руководствоваться носители политической власти.
Его идеи намного опередили свое время и в значительной мере предвосхитили будущий рациональный подход к власти и политике, отношение к ним как к науке и искусству управления обществом, что в полной мере стало характерным для политической мысли XX столетия.
Современные исследователи сосредоточивают свое внимание на исследовании функциональных характеристик власти, отодвигая на задний план вопрос о ее социально-классовых корнях, о причинно-следственных связях политических, властных структурах и принимаемых политических решениях с социальной дифференциацией общества, с реальным соотношением социальных сил. Стремление к власти трактуется как проявление «одной из разновидностей социальной энергии личности как таковой».
Так, М. Вебер решительно отвергал идею власти ради власти, господства ради господства, как некую самоцель, как реализацию определенных внутренних психических потребностей честолюбивой личности. Он рассматривал любую власть лишь как «шанс достичь послушания во имя определенного порядка или управления», что нашло свое выражение в теории типов законной (легитимной) власти (господства).
Дальнейшее развитие учения о власти связано с теорией структурного функционализма (Т. Парсонс и др.). Именно здесь был сделан вывод о сущностном сходстве политической функции власти и экономической функции денег. На основе функционального подхода появилась «ролевая» теория, где власть рассматривалась как способность или потенциальная возможность одних людей принимать решения, оказывающие влияние на действия и поведение других людей, т. е. власть — один из атрибутов социальных ролей в социальной системе.
В теории элит (от франц. йlite — лучшее, отборное, избранное) содержится утверждение о необходимости и неизбежности наличия в составе любой социальной структуры особых, высших слоев, призванных играть решающую роль в важнейших сферах жизни общества, обеспечивать их нормальное функционирование. Эта роль гарантируется особыми, выдающимися способностями и качествами входящих в элиту людей и оправдывает их особый, по существу привилегированный социальный статус.
В 80-е годы XX столетия теория элит получила свое дальнейшее развитие в рассмотрении вопроса критериев «новой элитарности», которым стал высочайший профессионализм, способность и умение управлять и руководить на уровне наивысших достижений управленческой науки.
В этом отношении особый интерес представляет концепция «меритократии» (власть, основанная на заслугах, власть достойных). Это понятие было введено в употребление М. Янгом (роман-антиутопия «Возвышение меритократии: 1870−2033»).
Последней модификацией теории элит является технократизм, или технократия (власть ремесла, власть мастерства). Все варианты технократических концепций исходят из особого права на власть людей, являющихся носителями высшего научно-технического знания.
К определению сущности власти существует множество подходов, которые условно можно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.
Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (от лат. attribio — придаю, наделяю; необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта) либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В рамках этого подхода речь идет о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональ-ных концепциях власти.
Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять свою волю. Именно такой подход отличает немецких политологов (И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, М. Вебер).
Ряд представителей системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактует власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивает интеграцию общества. Назначение власти состоит, по их мнению, в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.
Реляционные (от англ. relation — отношение, связь, зависимость) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой концепции выделяются три основных варианта:
1) теория «сопротивления»;
2) теория «обмена ресурсами»;
3) теория «раздела зон влияния».
В теории «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч и др.) рассматриваются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Поэтому разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.
В теории «обмена ресурсами» (П. Блау, К. Хайнинкс и др.) рассматриваются ситуации, при которых неравномерно распределяются ресурсы между участниками социальных отношений и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, имеющие «дефицитные ресурсы», могут трансформировать эти излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.
Теория «раздела зон влияния» (Д. Ронг и др.) рассматривает не каждое действие в отдельности, а в их совокупности при оценке природы существующих отношений власти, подчеркивая момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Так, если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.
В науке существуют также бихевиористские концепции власти, которые рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Так, Г. Лассуэлл считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
К этой концепции власти примыкают ее психологические интерпретации. В рамках психоанализа стремление к власти трактуется как проявление, сублимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (З. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К.Г. Юнг).
Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к власти одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других. Как считал З. Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения с помощью любви к властителю.
Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а лишь подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.
В современной политологии существуют три аспекта власти, три ее измерения:
1) директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;
2) функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть способность и умение практически реализовать функцию общественного управления;
3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть так или иначе реализуется через общение, через определенный «язык», который понятен всем сторонам общественного отношения власти.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение власти. Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия и означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.
2. Структура политической власти
власть общество политика
Структура власти состоит из таких элементов, как: источники власти, субъекты власти, объекты власти, функции власти, ресурсы власти, основания власти.
Источники власти — авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. По мнению некоторых экспертов, в частности О. Тоффлера, основными источниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее качество власти), богатство (среднее качество власти) и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в различных формах: информация, искусство и т. д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти. 2
Субъект власти является одним из основных компонентов власти, воплощающим ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей и т. д. Для реализации властных отношений субъект должен обладать определенными качествами:
— желание властвовать;
— воля к власти;
— компетентность;
— знание сути дела, состояния и настроения;
— умение использовать ресурсы власти;
— авторитетность.
Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элемента власти.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта.
Объект власти — это тот, на кого направлено воздействие субъекта. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, различные общности людей, классы, нации и т. д. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и мощными средствами принуждения.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. 2
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект. Минимальная сила власти наблюдается в том случае, если власть основывается на страхе, вызываемом угрозой санкций. Максимальная сила власти достигается в случаях отождествления подчиненного с руководителем.
Функции власти составляют: господство, руководство, регуляция, управление, контроль, координация, мобилизация и т. д. Конкретизируя эти функции, можно сказать, что одним из предназначений политической власти является разрешение противоречий между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. В выполнении этих функций у каждой политической власти свои цели и задачи, конкретные программы, ресурсы и т. д.
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, материальными ценностями, необходимыми для общественного производства и потребления, деньгами, золотовалютными запасами страны, плодородными землями, полезными ископаемыми и т. д. Поэтому экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная, научно-техническая, налоговая и др. виды политики, а также внешнеэкономическая деятельность, направленная на укрепление безопасности страны.
Социальные основания власти — это социальные группы и слои, на которые опирается власть. Состав этих групп определяется общественным строем страны, ее политическими, культурно-историческими традициями. Социальные ресурсы — это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации общества. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризует и социальный статус — социальный ресурс. Наряду с этим социальные ресурсы включают в себя и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д.
Юридические основания власти составляют материальная база юриспруденции, совокупность законов, на которых формируется и действует власть. Юридические ресурсы — это различного рода инструкции, постановления, указы и т. д., не охваченные действующим законодательством. К их числу можно, например, отнести указы президента, постановления правительства, судебных и других исполнительных органов.
Административно-силовые основания власти составляет совокупность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность страны, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. К их числу относятся органы законодательной и исполнительной власти, государственной безопасности, внутренних дел и т. д. Поэтому административно-силовыми ресурсами власти выступают: система подбора и подготовки кадров, обладающих необходимыми профессиональными качествами, оружие, снаряжение и т. д.
Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, сохраняющих и развивающих культурный потенциал страны, системы получения и переработки информации, средства массовой коммуникации и информации, компьютерные технологии и сети. Поэтому культурно-информационные ресурсы составляют духовные ценности, знания, информация, а также средства их получения и распространения.
Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В современной российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида:
1) материально-экономические;
2) духовно-информационные,
Каждый из них дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой — увеличить их мобилизующую силу и давление.
В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, принудительные, поощрительные и нормативные.
Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Они должны использоваться рационально и блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.
Принудительные ресурсы — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Они также используются для предотвращения нежелательных для власти форм политической активности населения: забастовок, митингов, демонстраций, пикетов и т. д.
Поощрительные ресурсы — это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения. В результате этого стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами.
Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным и гражданским долгом.
Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций. 2
Пространство политической власти характеризуется тремя измерениями. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет. Это «ось представительства». Второе измерение представляет собой многообразие отношений политического субъекта и социальных институтов общества, «властвующей элиты». Это «институциональная ось». На третьей оси откладываются «технологии» решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем. Это «ось политической деятельности». Каждое из этих измерений упирается в политического субъекта. В рамках каждого из этих измерений действуют свои механизмы реализации властных отношений.
3. Механизм осуществления политической власти
Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Рассмотрим ее основные компоненты.
Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю — государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей.
Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей. Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий. Во-вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство, и общество, под углом зрения самоценности личности.
Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.
Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) — законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.
В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двухили однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в 8 из 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая на основе территориальной пропорциональности. При чем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты — равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.
В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в различных странах еще более разно образна. В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других — эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства — монарх, глава исполнительной власти — премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства — президент.
Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.
Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции Конституционный совет, в Греции — Верховный специальный суд и т. д.). Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Помимо конституционных судов практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдением законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т. д.).
По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, — Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).
Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Феде-Рации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять, муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также реиные вопросы местного значения (ст. 132).
В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.)» определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления. В соответствии сданным за коном практически на всей территории страны организованы органы местного самоуправления (муниципальные органы), основная задача которых (п. 1, ст. 2) — решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Заключение
Проблема власти и властных отношений является центральной в политической науке, т.к. политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Политическая власть — это один из видов социальной власти, связанный с реальной способностью политического субъекта — лидера, управленческой элиты, правящей партии, господствующего класса, государства и его органов — проводить свою волю в политической сфере, используя различные методы и формы воздействия на людей.
Основными признаками политической власти являются следующие: суверенитет, авторитетность власти, волевой и принудительный характер власти, всеобщность власти.
Существуют различные теории политической власти, отражающие сложную природу этого явления: теологическая, биологическая концепция, бихевиористская, структурно-функциональная. Все концепции в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение.
Основные функции политической власти: управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой; оптимизация самой политической системы (организация); обеспечение стабильности в стране (контроль).
Власть обретает законность тремя способами: а) по традиции; б) в силу признания правомерности системы законов; в) на базе харизмы, веры в руководителя. Вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы.
В зависимости от источников легитимизации выделяют следующие типы легитимности власти: традиционную, харизматическую, легальную, идеологическую, структурную.
1. Вебер М. Избранные сочинения / М. Вебер. — М.: Просвещение, 2010. — 810 с., с. 645−646.
2. Грачев М. Н. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. — М.: Экономическая демократия, 2009. — 188 с., с. 24.
3. Григорьев П. В. Теоретическая политология / П. В. Григорьев. — Ярославль: ЯрГУ, 2012. — 345 с., с. 147−151.
4. Дегтярев, А. А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во». — М.: Высшая школа, 2009. — 239 с., с. 112.
5. Дремин М. А. Учебное пособие по политологии / М. А. Дремин, Н. Н. Захаров. — Пермь: Европейская школа «Ex professo», 2010. — 68 с., с. 26.
6. Ирхин Ю. В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. — М.: Юристъ, 2012. — 511 с., с. 226−233.
7. Малетин С. С. Политология: Учебник для вузов / С. С. Малетин. — Новосибирск: НГУ, 2008. — 320 с., с. 91.
8. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч. 1 / Р.-Ж. Шварценберг. — М.: Просвещение, 2012. — 360 с., с. 107.