Формирование профессиональных качеств специалиста при изучении инженерной графики
Сложившуюся ситуацию подтверждают результаты анализа состояния образования, выполненные Л. В. Мозгаревым, В. П. Понасюк. Названы основные причины этого процесса: образование не отвечает вызовам, диктуемым изменяющейся экономикой. Как следствие общество не удовлетворено качеством образованиявозросшая самостоятельность образовательных учреждений и педагогов не всегда позитивнанормативно-правовая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исследование процесса формирования специалиста на примере изучения начертательной геометрии и инженерной графики
- 1. 1. Интерес к профессии, содержание и формы связей между предметами программы — важнейшие факторы формирования специалистов высшей квалификации
- 1. 1. 1. Понятие, значение, состояние разработки проблемы интереса к специальности в научной литературе
- 1. 1. 2. Место графических дисциплин в формировании и развитии профессиональных интересов будущих специалистов
1.1.3. Анализ и предварительное исследование содержания и форм связей между предметами. Связи между предметами как средство повышения эффективности обучения начертательной геометрии и инженерной графике.
1.2. Возможности графической подготовки с учетом активизации интереса к специальности и связи с другими дисциплинами программы.
1.2.1. Факторы, обуславливающие формирование специалиста.
1.2.2. Психолого-педагогические обоснование связи начертательной геометрии и инженерной графики с другими дисциплинами программы. Формы связи, содержание, классификация в процессе обучения на примере специальности 15 0200(190 601.65).
1.2.3. Возможность активизации интереса к специальности через связь с предметами программы с учетом специализации.
Глава 2. Разработка дидактических средств для повышения качества изучения дисциплины.
2.1. Анализ теории и опыта организации основных видов обучения графике.
2.1.1. Поиск критериев оптимального содержания обучения на лекционном и практическом занятии.
2.1.2. Анализ методов реализации основной идеи повышения качества самостоятельной работы студентов.
2.1.3. Влияние информационных технологий на качество обучения начертательной геометрии и инженерной графике.
2.2.Исследование эффективности функционирования экспериментального обучения с использование новых дидактических средств.
2.2.1. Возможности качественного изменения технологии проведения лекционного и практического занятия.
2.2.2. Совершенствование качества выполнения домашней самостоятельной работы.
Глава 3. Развитие познавательных способностей и самостоятельности студентов при обучении с использованием компьютерных технологий.
3.1. Содержание и формы контрольно-коррекционного комплекса учебной деятельности при обучении с использованием компьютерных технологий.
3.1.1 Информатизация общества как социально-экономическая проблема.
3.1.2. Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения.
3.1.3. Значение учебной деятельности при использовании информационных систем.
3.2. Возможности обучения традиционному курсу начертательной геометрии и инженерной графики с использованием элементов компьютерных технологий.
3.2.1. Факторы, обуславливающие необходимость использования новых форм подачи информации.
3.2.2. Методологическое обоснование контрольно-коррекционного комплекса при обучении студентов на примере одной из специальностей.
Глава 4. Экспериментальное обоснование методики повышения качества изучения дисциплины.
4.1. Исследование эффективности внедрения выявленных взаимосвязей начертательной геометрии и инженерной графики с другими дисциплинами учебной программы. Организация и методика экспериментального обучения.
4.1.1. Формирование у студентов умения применять знания начертательной геометрии и инженерной графики при изучении других дисциплин учебной программы.
4.1.2. Классификация деятельности с учетом выбранной специальности.
4.1.3. Построение обучающей программы курса начертательной геометрии и инженерной графики на примере специальностей 150 200 (190 601.65) и 170 900 (190 205.65).
4.1.4. Формирование методики обучения опорным темам курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» на примере машиностроительных специальностей.
4.1.5. Проверка эффективности нетрадиционной методики обучения.
4.2. Результаты организации экспериментального обучения с использованием сокращенных блоков теоретической информации
4.2.1. Определение времени выполнения аудиторных работ.
4.2.2. Проверка эффективности по результатам ответов на тестовые задания и результатам экзаменов и зачетов.
4.2.3. Эффективность нетрадиционной методики обучения с использованием тематических классификаторов теоретической информации.
4.3. Экспериментальное исследование эффективности использования компьютерных технологий. Методика и последовательность проведения экспериментального обучения с использованием компьютерных технологий.
4.3.1. Проверка эффективности эксперимента по результатам первого и заключительного семестров обучения.
- 1. 1. Интерес к профессии, содержание и формы связей между предметами программы — важнейшие факторы формирования специалистов высшей квалификации
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: 1994. — 634с.
- Акимова И.Н. Методологические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам. Дисс. док. пед. наук М., 1995 -307с.
- Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиции дидактической кибернетики. Касимов Р. Я. и др. Новые информационные технологии в образовании. НИИ ВШ, вып. 3 Обзорная информация, М., 1993, 64с.
- Актуальные вопросы методики преподавания начертательной геометрии и черчения в техническом вузе. Лагерь А. И. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорная информация. НИИ ВШ- вып. х. М., 1990 — 48с.
- Актуальные проблемы высшей и средней специальной школы, НИИ ВШ, вып. 10, 16 Экспресс-информация, М., 1990 — 16с. — 14с.
- Ананьев Б.Г. Интелектуальное развитие взрослых людей как характеристика их обучаемости //Советская педагогика 1969.-№ 10-с. 48−57.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Из-во Ленинградского университета 1968. 339с.
- Ю.Анцибор М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Монография. М., Прометей. 1989.-240с.
- П.Анякина О. В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин. Диссертация. М., 2000.
- Анякина О.В., Мальцева Г. А. Обучающая роль контрольных мероприятий // Инновации в высшем образовании на рубеже веков // Материалы региональной научно-методической конференции, Братск Бр. ГТУ 2001−238с.
- Анисимова Л.Н. Некоторые особенности решения задач по начертательной геометрии студентами ХГФ: Автореферат дис. канд. пед. наук-М., 1987.- 18с.
- Аркейм Р. Визуальное мышление //Зрительные образы. Душанбе 1971−156с.
- Аркейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974 -392с.
- Архангельский С.И. Введение в теорию обучения в высшей школе. -Выл.1. М.: Знание: 1971.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 198с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Мансуров В. Н. Математические модели в теории и практике педагогических исследований. В сб. Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1979. с 73.
- Архангельский С.И., Шамсутдинов И. Г. Задачи и формы интенсификации учебного процесса. В сб. Новые методы и средства обучения. № 1 (13)-М.: Знание. 1991.
- Азизходжаева H.H. Формирование активной профессиональной позиции студентов в процессе внеаудиторной работы (на материалах педвузов Уз. СССР): Автограф. Дис.канд. пед. наук. Ташкент, 1979.
- Асанов Х.Х. Проблемы перестройки преподавания графических дисциплин в инженерно-педагогическом институте./ Вопросы графической подготовки инженера-педагога, Свердловск, 1988. 62с.
- Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении //Советская педагогика. 1967, № 5 с.79−84.
- Абулкаирова Е.Д. Информатизация вуза и информационная культура студентов: (Электронный pecypc)//www.conf.freenet.kz/paqes/2l8.html.
- Алгинин Е.Е., Рубцов В. В. и др. Концепция информатизации образования//Информатика и образование.-1990. № 1-е. 3−9.
- Алтайский унивеситетский школьно-педагогический округ. Этапы становления: Тематический сборник / Под ред. В. М. Лопаткина. -Барнаул, 2002.
- Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев, 1979. 223с.
- Андрюшина Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности. -Новосибирск: Из-во СГУПСа, 2000. 158с.
- Атапов Г. А. Деятельный подход в обучении. Донецк, «ЕАИ-пресс», 2001. — 160с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) М.: Педагогика, 1977. — 251с.31 .Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения М.: Знания, 1987 — 180с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. Просвещение. 1985.-208с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект.- М.: Просвещение, 1982. 160с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М: Просвещение, 1992. 192с.
- Бабулин H.A. Построение и чтение машиностроительных чертежей -М.: Высшая школа 1987. 319с.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия М.: Наука, 1990−240с.
- Бархаев Б. Логико-дидактические проблемы развивающего обучения //Вестник высшей школы. 1990 № 10 с.36−43.
- Батурина Г. И. Шамова Т.И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения //Советская педагогика М., 1980 № 8-с69- 75
- Батаршев A.B. Тестирование: основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие. 2 изд. — М.: Дело, 2001. — 240с.
- Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.- М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1998. 2с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения М.: 1971−42.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблема и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем Воронеж: Издательство Воронежского ун-та, 1977 -304с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии систем. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Педагогика, 1995. 122 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы.-М., 1971.-300 с.
- Бесиалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: высшая школа, 1989. — 144 с.
- Блаус А.Я. Система обучения графическими дисциплинами в высшей школе: Авторефераты дис. докт. пед. наук М.: 1974 — 37с.
- Блонский П.П. Наглядное обучение // Педагогика М.: Работник просвещения, 1922, с. 12−17.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика, 1997. №. с. 14−20
- Богданов И.В. Хронологический анализ индивидуальных особенностей визуального восприятия стимульного материала в субсенсорном режиме //Труды СГУ «Психология и социология образования» № 4, М., 1997, с. 27−30
- Бендикене Д. М.Б. Формирование профессиональных интересов студентов в процессе обучения. Дис.канд.пед.наук. — Вильнюс, 1984.
- Белотинская Б.П. Индивидуальный подход к студентам, как средство повышения эффективности и профессиональной направленности учителей химии: Автореф. Дис.канд.пед.наук. -М. 1975.
- Болтянский В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота //Советская педагогика — 1970 — № 5 — с46−60.
- Бондаренко В.К. Технические средства обучения. Вып.З. М.: Знание, 1975,71с.
- Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история//Информатика и образование. 1990, № 5. с.110−118.
- Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971, 225с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение M.: Знание, 1983 — № 6−96с.
- Бубенников A.B., Громов М. Я. Начертательная геометрия. Учебник для вузов. Изд-е 2 М.: Высшая школа, 1973 — 416с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Учебное пособие. Екатеринбург: «Деловая книга», 1996. — 334с.
- Бутенко И.К. Что привлекает студентов в учебном процессе // Alma mater.-2000. -№ 1-
- Букалова Г. В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы качества // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 3.
- Блонский П.П. Наглядное обучение // Педагогика М.: Работник просвещения, 1922, — С. 19−21.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров.-Сов. Энциклопедия, 1991.Т. 1 1991 — 863с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров.-Сов. Энциклопедия, 1991.Т.2 1991 — 768с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика Учебник для вузов. СПб: издат. Питер, 2000. 304с.
- Бордовский Г. Л., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001.
- Бочкарев A.B., Красных A.A. Проблемы построения компьютерного учебника по общетехническим дисциплинам.- М., 1995.- 59с.
- Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.-225с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение М.: Знание, 1983. — № 6, — С. 89- 96.
- Вальков К.И. Лекции по основам геометрического моделирования.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1975, — 180с.
- Воробьев A.A. Лекция, лектор, аудитория. «Вестник высшей школы», 1974, № 4, с. 15−18
- Вельтмапдер П.В., Голубев В. М. Учебная машиностроительная САПР//графикон 94: Материалы конференции, Нижний Новгород -1994-с 163- 164
- Венда В.Ф. О новой теории обучения //Будущее науки. 1983. -Вып.16., с.28−30
- Волович М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний //Советская педагогика, 1979, № 9 с.64−70.
- Воронов В.В. Формы представления знания в педагогическом образовании // Педагогика 1999, № 4. с.68
- В поисках оптимального варианта /Под ред. Бабанского Ю. К., Аверьянова А. П., Потапкина О. И. М.: Просвещение, 1992 — 150с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956−517с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991 -479с.
- Выготский A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.- 207с.
- Высоцкая С.Н. Дидактические аспекты проблемы педагогического проектирования // Новые исследования в педагогических науках М., 1984/-№ 2, с. 14−17
- Высоцкий И.Р. Компьютер на урок.//Информатика и образование. 1999.-№ 7.-с. 81−84.
- Высшая школа России: Научные исследования и передовой опыт, вып. 1, 2, 4, 5 /Информационно-аналитический сборник, М.: НИИ ВШ, 1993 -с.60,-с.56,-с.48,-с.-64.
- Веккер JI.M. Психологические процессы. Мышление и интеллект, т.2 -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.- 136с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991. — 128с.
- Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М., Педагогика, 1987. 262с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
- Вербицкий A.A., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования. -М., 2003.
- Волков Ю.Т. Как написать и защитить диссертацию.: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени/ Отв. ред.- Н.И. Загузов-М.: Социально гуманитарные знания, 2000. 224с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989. 223с.
- Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы. Доклад Аналитического центра «Эксперт» (Рук. Проекта А. Шмаров). М., 2005.
- Высшее образование XXI веке: подходы и практические меры / Материалы всемир. конф. по высшему образованию. Париж, 5−9 октября 1998 г.-М., 1999.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. — 320с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985. -270с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник МГУ. Сер. психол., 1979. № 4. -с. 78−90.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в современной психологии М., 1966, с.29−38
- Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. М.: Мир, 1987. 270с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А, Атлас психологии М.: Просвещение, 1986.272с.
- Георгиев Ф.И., Коршунов A.M. Гносеологический образ и современная наука. //Вестник МГУ, сер. Философия 1967 — № 5. 32с.
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. -М.- Наука, 1981 — 344с.
- Голиков A.B., Бахин Е. В. Системы КОМПАС: пять лет на рынке САПР для персональных компьютеров //Информатика машиностроения, 1994, № 1-с 36−38.
- Гончаров Н.К. Наглядность как дидактический принцип //Советская педагогика 1937 — № 5−6 — с53−64.
- Гяпелин Ш. И., Шебалин К. И. Наглядность в преподавании педагогики //Пед. образования, 1934 № 4 — с51−55.
- Герасимов В.Г., Орлов И. Н., Филиппов Л. И. От знаний к творчеству(становление личности).- М.: Изд-во МЭИ, 1995.- 228с.
- Ю4.Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвящение, 1991. — 126с.
- Ю5.Гервер В. А., Рывлина A.A., Тенякшев A.M. Основы инженерной графики Учебное пособие, под ред. A.A. Рывлиной.- М.: КНОРУС, 2007.-432с.
- Юб.Гервер В. А. Творческие задачи М.: Просвещение, 1991 — 146с.
- Ю7.Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.- М.: Педагогика, 1987.- 264 с.
- Гершунекий Б.С. Философия образования. М., 1998.- 428 с.
- Геворкян E.H. E-Learing в экономике, основанной на знаниях // Высшее образование в России. 2006. — № 1.-24с.
- ПО.Гиббсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М.: Прогресс, 1988. -462с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Логос, 1993.295 с.
- Годик Е. И. Осипшин A.C. Экспериментальное обоснование применения технических средств при изучении темы «Чтение и деталирование сборочных чертежей в ВУЗе». В сб. Прикладная геометрия и инженерная графика. Выл. УП — Киев. Будивельник, 1968.
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М., 2004.- 92с.
- Горнев В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке// Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования.- М.: НИИВО, 1998.- Вып. 12 52 с.
- Грачев H.H. Психология инженерного труда: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1998.- 333с.
- Грачева С.В. Совершенствование процесса обучения начертательной геометрии с использованием учебного пособия развивающего типа. -Диссертация на соискание ученой степени к.п.н.- М. 2006. 217с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996, — 86 с.
- Григоревский Л.Б. Разработка тематических классификаторов для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики. Дисс.канд.пед.наук М., 1995 — 263с.
- Гололобов A.B. Методика проведения интерактивных лекции по экономической теории с применением мультимедиа-технологии обучения// вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. 2001. № 1.- с.20−25.
- Гурьев Г., Дудкина Н., Федоров А. Графическое обеспечение лекций // Высшее образование в России. 2000. -№ 4.- 92с.
- Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под. общ. ред. профессора Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 490с.-
- Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: Монография. СПб., 2001.- 245с.
- Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии: Метод, реком. Омск: Изд-во ОмГПУ.- 2001.- 33с.
- Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике: Учеб. пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ.-1999. 157с.
- Давыдова JLH. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. //Педагогика М., 1995 -№ 1 — с29 — 39.
- Давыдов В.В. О теориях развивающего обучения. //Maqister М., 1996 -№ 1-с7−21.
- Джонассек Д. Компьютеры как инструменты познания. Информатика и образование. 1996 № 4 — cl 17 — 131.
- Допшенко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990 191с.
- Дмитриев П.А., Желдинова Т. А. Использование игровых ситуаций в курсе инженерной графики // Сб. научно-метод. статей по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: Высшая школа, 1980.-Вып. 8. с. 68 — 71
- Дусавицкий М.И. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996 — 208с.
- Дудченко В.В. Профессиональный долг и оценка уровня его сформированности у студентов (на материале исследований студентов-психологов): Автореф. дис.канд. лед. наук- JL, 1978.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997, — 208 с.
- Ефимов В.Н., Киселев Т. Г. и др. Основы педагогики в высшей школе /Под ред. Е. Л. Белкина М.: МТИПП, 1987 — 124с.
- Евдокимов В.И. Наглядность и эффективность обучения Харьков, 1988−85с.13 8. Емельянов A.A., Рубин Ю. Б. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2005. — № 11.
- Жилин Н.Д., Пятницына М. Н. Решение геометрических задач в учебном процессе с применением системы КОМПАС //Графиком 94: Материалы конференции, Нижний Новгород 1994 — с. 164 — 166.
- Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями от 19 июля и 17 декабря 1998 г.)// Нормативная компьютерная база данных «Гарант». 1996.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии: Учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1997.- 111с.
- Золотарев A.A., Галатенко H.A., Голубева О. Н., и др. «Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и интенсивных дидактических систем», Москва 1988г.
- Золотарев A.A., Федоров Б. Ф. Технические средства обучения в вузах (Вопросы теории и методики преподавания). М: Воениздат, 1996.-276с.
- Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977
- Иванов B.JT. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. № 6.- с. 63 71.
- Ильясов И.И., Галатенко H.A. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине.- М.: Логос, 1994.- 208с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986 -200с.
- Инженерное образование: Сравнительный анализ подготовки в России, Европе и Северной Америке.- М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1993. 126с.
- Иващенко Г. А., Гервер В. А., Якунин В. И. Формирование оптимальной методики интенсивного изучения графических дисциплин в технических вузах. Дис. канд. наук М., 1994 — 206с.
- Ильина Т.А. Лекция в высшей школе. Издательство «Знание». М., 1977, 66с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. -М: Просвещение, 1964.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение -М.: Знание 1981 — 96с.
- Каталог программных средств учебного назначения. М.: НИИ ВО, 1991,66с.
- Каталог разработок по активным методам обучения, Киев, 1982. Вып. 1.
- Катханова Ю.Ф. К вопросу конструирования учебной информации /Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1991 М.: МПГУ, 1992 с 162−164.
- Катханова Ю.Ф., Корзинова Е. И. Техническая графика: Учебное пособие для студентов ХГФ М.: Б.И., 1992, 93с.
- Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости -М., 1981 -200с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс -Грозный, 1971.
- Каран дашова Р. Г. Урок в системе развивающего обучения, Ставрополь, 1997−90с.
- Качество знаний учащихся, пути его совершенствоания /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского М.: Педагогика, 1978 — 208с.
- Кларин М.Н. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
- Кларин М.Н. Инновации в мировой педагогике.- Рига, 1995.- 190 с.
- Кичигина JI.M. Современные информационные технологии в процессе обучения по курсу «Основы информационной культуры» Электронный pecypc.//www.ben ran.ru/Maqazin/cqi-bin/sp01/-М., 1999, 202с.
- Краевский В.В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ) М.: Педагогика, 1977. — 246с.
- Краевский В.В. Формирование содержания образования как части педагогич. конструирования М., 1980, 302с.
- Крягжде С.П. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута и ее роль в процессе личностной адаптации. -В кн: Проблемы адаптации студентов. Вильнюс, 1978.
- Коршунов A.M. Чувственный образ и мышление. Вестник МГУ Философия, 1967, № 3, с24.
- Компьютерная геометрия и графика в образовании- Сб. науч. метод, статей межвузовского семинара / Отв. Ред. Н. В. Соснин Красноярск: КРГТУ, 2000, 205с
- Коганов А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах вузов / на материале технических вузов/: Автореф. дис.канд. лед. наук-М., 1981.
- Коронатов Г. А. и др. Инструмент для управления самостоятельной работой. «Вестник высшей школы», 1976, № 9, с. 14−1619¡-.Козловский Ю. Г. Методика курса «Начертательная геометрия». -Минск: Высшая школа, 1971. 253с.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования. Сб. науч. тр. -М.: НИИ ВО, 1991,202с.
- Котов И.И. Начертательная геометрия (на принципах программирования обучения) М.: Высшая школа, 1970 — 384с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. И. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: итоги, сущность, перспективы -М.: Знание 1991 -80с.
- Кустов Б.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Изд-во Саратовского университета, 1982.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975, 304с.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вопросы психологии. 1961. № 2.- с. 45.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования: Уч. пособие /Кузьмина Н.В., Григорьева Е. В., Якунина В. И. и др. Л.: Издательство Ленинград. Ун-та, 1980 — 172с — с7−45.
- Кулагин Ю.А. Геометрические основы инженерной графики. Куйбышев: 1990−37с.
- Кульков Ю.П. Мировоззрение и естественно-научное познание. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-ва, 1993 140с.
- Куписевич П. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986 -368с.
- Каган В. И. Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе/ Единая методическая система института: теория и педагогика.- М.: Высшая школа, 1987.- 143с.
- Кастельс М.И. Информационная эпоха. М., 2000.
- Коротков Р.К. Об эффективности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2004. — № 10.
- Кощеева И.К. Качество образования как социологическая проблема. Дисс. На соискание уч. степени канд. соц. наук. Екатеринбург, 2003.
- Кощеева И.К., Шуклина Е. А. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Aima mater. -2003. № 7. — С. 23−29.
- Кощеева И.К., Шуклина Е. А. Негосударственное образование в оценках студентов // Высшее образование в России. 2002. — № 6.
- Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. -№ 2.
- Коменский Я. А. Великая дидактика./Избранные педагогические сочинения, — М., 1955. 446с.
- Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 190с.
- Крахмал ев A. J1. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.- С. 34 — 48.
- Левикан К. Геометрическая рапсодия. М.: Знание, 1984 — 176с.
- Левитов Н.Д. Вопросы психологического характера. 2-е издание. М.: Уч. пед.изд., 1956−368с.
- Левицкий B.C. Аналитические методы в инженерной графике: Учебное пособие по курсу «Инженерная графика» для слушателей ФПКП М.: МАИ, 1978 — 74с.
- Леднев B.C. Содержание образования. Проблемы структуры. М.: Просвещение, 1989 — 360с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопросы психологии, 1960 № 1, с.11−13.
- Лернер И .Я. Проблемы методов обучения и пути ее исследования //Вопросы методов педагогических исследований М., 1973.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1980.- 96с.
- Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. -М.: Знание, 1981. -80с.
- Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Хрестоматия по инженерной психологии/ Сост. Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б.А. Смирнов/ Под ред. Б. А. Душкова: Учебное пособие. М.: Выс. шк., 1991.- 287с.
- Лихачев Б. Педагогика Курс лекций. М.: Юрайт., 1999. — 464с.
- Ломов С.П. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Просвещение, 1991.- 272с.
- Лопаткин В.М., Зырянов Г. П. Алтайский университетский школьно-педагогический округ. Барнаул, 1999.
- Макаренко A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. -М., 1958. 320с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема Сов. Педагогика. 1981. — N8.
- Майер Г. Психология эмоционального мышления// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 123- 129.
- Марквардт К.Г. Проблема научной организации учебного процесса в вузах и пути ее решения //Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1981. Вып.4, — 230с.
- Масшбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1998. 225с.
- Машбиц Е.И. Психолого-логические основы управления учебной деятельностью Киев, 1987, 278с.
- Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.: Иниерпракс, 1994.-448с.
- Манзадей O.A. Мыслительные процессы как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся //География в школе. 1994. № 4 с.43−45.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 1972, 304с.
- Матюшкин A.M. Проблемные развития профессионального теоретического мышления. М., 1980 — с.3−47.
- Мазур М. Качественная теория информации. М.: Просвещение, 1977. -384с.
- Методические материалы по вопросам преподавания графических дисциплин /Белорусский политехнический институт. Минск, 1986 -105с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Агутова, М. Н. Скаткина, JI.C. Турбовского М.: Педагогика, 1985 — 240с.
- Методология и методы проблем педагогики высшей школы /Под ред. В. И. Загвязинского Тюмень, 1986 — 112с.
- Менгинская H.A. Мышление в процессе обучения //Исследование мышления в современной психологии М., 1966. — 258 с.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования.- СПб., Питер, 2002.- 454с.
- Милорадова Н.С. Содержание и функции наглядности при разных типах учения: дисс. канд. психолог, наук М.: 1979. -175с.
- Миненков Г. Я. Трансформация университета и учебный процесс. -Минск, 2004.
- Мингазов Э.Г. О классификации средств наглядности /В кн.: Новые исследования в педагогических науках. Вып. 13 М.: 1975. — с.41−43.
- Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения //Советская педагогика 1975. — № 9 — с.24−25.
- Мирович М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. Мн. Харвест, М.: ACT, 2000.- 423с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации// Информатика и образование, 1993. № 4.- с. 12 15.
- Нартова Л.Г., В.И. Якунин. Начертательная геометрия: Учеб. для вузов / Л. Г. Нартова, В.И. Якунин. М.: Дрофа, 2003. — 208с.
- Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств// Информатика и образование. 1999. № 3.- с.36- 40.
- Наумов Л.Б. Обучающий алгоритм: принцип использования и некоторые результаты применения // Экономика и организация промышленного производства. 1979. — № 5.
- Низамов P.A. Лекция и ее совершенствование. «Советская педагогика», 1970, № 3, с.23−26
- Образование, которое мы можем потерять / Под общ. ред. Акад.
- B.А.Садовничего. М., 2002.
- Образование в документах. 2004. — № 8.
- Обучение в вечерней школе. Под редакцией Е. П. Тонконогой. М., «Педагогика», 1976, 288с.262.0нищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. М.:
- Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика: Монография/ И. Н. Розина, 2003.- 320с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Куку шина, -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 336с.
- Политехи, институт Ленинского комсомола, Челябинский регион центр высш. школы Челябинск: ЧПИ, 1990 — 95с.
- Павлов Ю.В. Обратная связь в педагогике //Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1981, вып.1.
- Петин Б.Ф. Введение в научные основы организации СРС в условиях многоступенчатой системы высшего образования. М., 1991, — 20с.
- Песталоцин Г. И. Избранные пед. произведения: в 3 т. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 635с.
- Платонова Т. А. Роль мотивации в познавательной активности //Активность личности в обучении. Сб. науч. трудов М., НИИВШ, 1986, с.21−30.
- Плеухова Л.Ф., Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения // Педагогика, 1999, № 7
- Подластный И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение- Гуманитарный изд. центр. Владивосток. 1996. -432с.
- Подластный И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 576с.
- Поселянина O.K. Применение технических средств в преподавании общественных наук в вузе. М.: Высшая школа, 1974, 167с.
- Проблемы графической подготовки инженера /Материалы научно-методической конференции СНГ Минск, 1992. — 137с.
- Психология. Словарь /Под общей ред. A.B. Петровского, М. Т. Ярошевского 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990 — 494с.
- Пялкин Ю.И. Наглядность и ТСО в преподавании политической экономии М.: Высшая школа, 1982, 192с.
- Попов В.Л. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Попова В. Л., 2002.- 358 с.
- Попов А.И. Система олимпиадного движения студентов в техническом университете // Вестник ТГТУ. 2004. — Т. 10. — № 1Б. — с.256−263.
- Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета // Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы международной научно-методической конференции. Тамбов, 2005. -с.75−80.
- Попова И.П. Профессиональный статус специалистов в изменяющемся российском обществе. М.: Наука, 2004. — 215с
- Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие. М., 2004.
- Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общ. ред. профессора Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 402с.
- Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений: Учебное пособие/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 213с.
- Протасов К.В. Анализ эксперимента— М.: Высшая школа, 1994, 172с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Профессиональное образование» 1999.- 904 с.
- Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования /Под ред. А. Ф. Киселева 2001.- 350с.
- План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005−2010 годы, утвержденный приказом Минобрнауки России, № 40 от 15 февраля 2005 г.
- Приказ Минобразования России № 4482 от 4.12.2003 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию» // Бюллетень Минобразования РФ. 2004. — № 2−4.
- Приказ Минобрнауки России № 4 от 12.01.2005 Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" // Официальные документы в образовании. 2005. — № 8−9.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002.
- Паныпина Т.В. и др. Психологические особенности студенчества и качества дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество». Новосибирск, 2001.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994, — 205с.
- Рубин Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России.-2005. -№ 11. с. 29.
- Розов C.B. Руководство к преподаванию черчения. 2-е издание переработанное и доп. — М.: Машиностроение, 1968 — 375с.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973 — 423с.
- Рыжов H.H. Лекции по начертательной геометрии. Выпуск I, II М.: УНД им. П. Лумумбы, 1963, 1964.
- Рыжов H.H. Начертательная геометрия (понятия, их определения и пояснения) /Методическое пособие по курсу «Начертательная геометрия» М., МТАДИ, 1993 — 60с.
- Санкин Л.А., Тонконогая Е. П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия РАО. 2002. — № 2.
- Сазонова З.С. Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии. Европейские тенденции и российские реалии // Высшее образование в России. 2006. № 1. — с.36−41.
- Сайгак Л.И. Преемственность графической подготовки учащихся средних школ и вузов. Дис. канд.пед.наук., Москва, 1984.
- Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. М., 2002.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. СПб.- М., 2000.
- ЗЮ.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование. 1998. 256с.
- Сенашенко B.C. Структурные изменения и проблемы качества в высшем профессиональном образовании России. СПб., 2004.
- Сенашенко B.C. Состояние и перспективы подготовки бакалавров и магистров вузов России. -СПб., 2005.
- З.Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.- 294с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. Учебное пособие.- Санкт-Петербург, 1995.- 79с.
- Системный анализ классификаторов и перечней направлений и специальностей высшего профессионального образования Российской Федерации и варианты модернизации для ГОС третьего поколения. Рабочие материалы № 1−5 / Под ред. В. Н. Козлова.- СПб., 2005−2006.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
- Скулкина H.JI. Дидактический материал к урокам черчения по теме сечения / Художественно педагогическое образование: Сб. статей. Ижевск, Изд-во Удм. Ун-та, 1995, с.53−56
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения М., 1971, 270с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности и личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов М.: Аспект Пресс, 1995 — 271с.
- Смирнов В.Ф., Ларионова Л. С., Краснощекова Т. И., Крылова B.C. и др., «Методика проведения практических занятий по высшей математике», Москва 1971 г., 68с.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. -М.: Просвещение, 1970, 102с.
- Станюкене Г. И. Повышение эффективности учебного процесса на основе обратной информации при изучении графических дисциплин во втузе: Автореф. дис. канд.пед.наук Вильнюс, 1980.
- Степакова В.В. Теория и практика становления методического мастерства будущего учителя черчения. Дисс. докт. пед. наук М., 1997 — 400с.
- Совершенствование форм и методов организации учебного процесса: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции, 21 -23 февраля 1990 г., Зч. 4.1 Комсомольск на Амуре: Комсомольский на Амуре политехнический институт, 1990, 159с.
- Советский энциклопедический словарь Изд. 4-е Испр. и допол./ Под ред.A.M. Прохорова. -М.: «Советская энциклопедия», 1990.- 1630с.
- Современные способы активизации обучения: учебное пособие/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М., 2000.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич 2001
- Создание учебного научно-педагогического комплекса Алтайского края: проблемы, перспективы, решения / Под ред. Т. И. Шамовой, П. К. Одинцова. Бараул, 1988.
- Соловов A.B. Компьютерная графика в инженерном образовании в России. 1997. № 2 с. 90 92.
- Соловов A.B. Об эффективности информационных технологий// Высшее образование в России. 1997. № 4.- 92 95с.
- Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой М.: Педагогика, 1989. — 2000с.
- Столяренко JI.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т./ Редкол. Н. П. Кузин и др.- М.: Педагогика, 1981.- 640с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М., 1983.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984,343с.
- Тыщенко О.Б. Электронные лектории. //Педагогика, 2002, № 8 стр.39
- Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для вузов/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. 2002.
- Трайнев В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации)
- Управление инновационными проектами: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. Л. Попова.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 336с.
- Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.
- Усова A.B. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей / межпредметные связи в преподавании основ наук/.-Челябинск, 1982.
- Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук.-Нар. образование, 1984, № 8.
- Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/ Под ред. C.B. Валдайцева. СПб.: СПбГУ, 1995.- 330с.
- Управление инновациями. Кн. 1−3. Кн. 1: Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие/ Под ред. Ю. В. Щленова. -М.: Высшая школа, 2003. 315с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. -М.: 1974.
- Федотова Т.Н. Студент и лекция. «Советская педагогика», 1969.- № 6. с.18−23.
- Феязов Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары. Изд-во Чуваш. Ун-та. 1992. — 78с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-206с.
- Фролов С.А. Начертательная геометрия М.: Машиностроение, 1978. -240с.
- Фрейберг С. А. Развитие познавательных способностей и самостоятельности студентов при изучении инженерной графики на основе внедрения компьютерных технологий. Дисс.канд.пед. наук. М., 2007 г., 218с.
- Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М., 2003.
- Фуллер С.К. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства // Вопросы образования. 2005. — № 2.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики. 4-е изд., — 1999.- 519с.
- Хекхаузен X Мотивация и деятельность в 2-х томах / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-406 е., Т.2.- 391с.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды //Вопросы психологии. 1977 № 4 с.52−63.
- Хозлинов Г. П. Педагогическое мастерство организации учебного процесса //Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1980. Вып.2, с.34−37
- Цукарь А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления/ Дисс.докт.пед.наук,-Новосибирск, 1999.
- ЗбО.Чекмарев A.A. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 472 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437с.
- Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества.- Л., 1965с.
- ЗбЗ.Четверухин Н. Ф. Теоретические основания начертательной геометрии. Часть 1, 2-М., МАИ, 1973.
- Чулков В.О., Лебицкий B.C., Киселев А. Д. Принятие вероятностных характеристик и информативности элементов конструкторских документов для определения трудности учебных графических работ-М., ИЦВШ, 1991−31с.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1999.
- Щеголь В.И., Ляпина Г. А. Философия и история образования.-Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2001. 106с.
- Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат., 1985.
- Шапиро ЭЛ. Компоненты знаний и их соотношения в сферах интеллектуальной деятельности //Вестник высш. школы, 1990, № 11, с26−31.
- Щевелева Г. М. Диагностическое тестирование предметных знаний первокурстников: // Педагогика, 2001, № 7 стр.53
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образовании: прикладной аспект. Учебный процесс: взгляд изнутри // Высшее образование в России. 2001. — № 5.
- Щуканина H.H. Координированное изучение общеобразовательных и специальных дисциплин при подготовке инженеров / на примере математики/: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1975.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1981.- 196с.
- Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей/ Под ред. Колеченко А. К. 2002.- 586 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В Зт. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 391с.
- Юрин В.Н. Компьютерные технологии в учебном процессе инженерного образования // информационные технологии. 1999.-№ 3 -С. 45−46.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.440
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.-96с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980.-240с.
- З.Якиманская И. С. Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условие задачи в процессе ее решения: Автореф. дисс. канд. психол. наук М., 1959 — 14с.
- Якиманская И.С. Об использовании наглядности в процессе обучения //Средн. спец. обр. 1971. № 10 с.44−50.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования -М.: Высшая школа, 1986 -202с.
- Якунин В.И. и др. Учебное пособие по начертательной геометрии на базе ЭВМ. М.: МАИ, 1978. -144с.
- Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Челябинск, 2000.
- Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980.
- Education & Technology. Reflections on Computing in Classrooms/ Ed. by Charles Fisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. San Francisco, 1996. — 314 P
- Phillip C. Schlechty. Schools for the 21 st Century. San Francisco, 1990. -164p.
- Guy R. Lefrancois. Psychology For Teaching. USA, 1991. — 449p. 111 1. 1 / V ¦опроса студентов 1,2 курсов ВУЗа
- Назовите причину из-за которой Вы учитесь в ВУЗе?11 Учиться вообще интересно12 Хочу хорошо подготовиться
- Интерес к технике, в частности к автомобилям
- Хочу получить диплом о высшем образовании
- Поступило большинство моих знакомых и я с ними
- Посоветовали родители, знакомые и т. д.
- Какие разделы Начертательной геометрии, которые Вы изучали в ВУЗе, Вы оставили бы (+), а какие (-) ?21 Точка, прямая на чертеже.
- Плоскость, взаимное положение прямой и плоскости.
- Перпендикулярность геометрических элементов.
- Способы преобразования чертежа / замена плоскостей проекции, вращение/.
- Сечение поверхностей проецирующими плоскостями.26 Пересечение поверхностей.
- Сразу бы занялся выполнением чертежей, связанных со специальностью.
- Чему Вы хотели научиться за время изучения графических дисциплин?
- Развить пространственное мышление, чтобы читать любые чертежи.
- Умение читать и выполнять чертежи, связанные только с моей будущей специальностью33 Логическому мышлению.34 Умению конструировать.
- Быстро, сашстоягельно принимать решения.
- Изучать государственные стандарты.
- Какие из ниже перечисленных разделов и тем курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика» наиболее могут пригодиться в Вашей будущей профессиональной деятельности?
- Перпендикулярность геометрических элементов.
- Способы преобразования чертежа.
- Пересечение прямой и плоскости.
- Сечение поверхностей проецирующими плоскостями.45 Чертежи узлов автомобиля.
- Чертежи отдельных деталей автомобиля.
- Какой изучаемый Вами предмет наиболее способствует профессиональному становлению, т. е. работает на будущую специальность? Почему?
- Какую цель по Вашему мнению преследует изученные Вами разделы Начертательной геометрии?
- Подготовить к чтению и выполнению чертежей узлов автомобилей.62 Отдельных деталей.63 развить пространственное представление.
- Развить логическое мышление.
- Научить решать задачи на построение линии пересечения поверхностей.
- Расширить знания о способах получения изображения.
- Можно ли изучение графических дисциплин в ВУЗе начинать прямо с выполнения чертежей по специальности.
- Благодарим за сотрудничествоопроса студентов 1, 2 курсов ВУЗа
- В чем Вы видите цель инженерной подготовки в ВУЗе
- Получение знаний и навыков в области буд>щей специальности.
- Нужен только диплом все равно какими средствами.14 Другое.
- Ваша оценка важности самостоятельного выполнения домашних заданий?
- Самостоятельное выполнение домашних заданий важный фактор закрепления пройденного материала, развития умственных способностей, подготовка к зкзамену.
- Считаю, чтотема усвоена и самостоятельная работа ни к чему /очень легкий материал/.
- Очень трудно, все равно не справлюсь.24 Другое.
- Что, по Вашему мнению, наиболее четко должно стимулировать самостоятельное выполнение домашних работ?
- Четкое понимание необходимоси материала в будущей инженерной деятельности.
- Необходимости материала для изучения других дисциплин
- Желание получить хорошие оценки34 ИндивидуальньЕ варианты
- Самостоятельно ли Вы выполняете домашнее задание741 Да42 Нет
- Иногда не самостоятельно. 4^
- В чем причина, если она есть, не самостоятельного выполнения домашних ю работ?51 Недопонимание материала52 Недостаток времени.
- Наличие одного общего варианта
- Неумение организовать свое время
- Отсутствие опроса по выполненной работе.
- Отсутствие контрольной работы, в начале занятия по тематике домашней работы.
- Не считаете этот материал необходимым Вам.58 Школьная привычка.
- Отсутствие на предыдущем занятии.510 Другое
- Индивидуальный вариагг заставит ли Вас лично делать самостоятельно работу61 Да.62 Нет.63 Другое
- Какое по Вашему конкретное организационное мероприятие может способствовать самостоятельному выполнению домашних работ.
- Способствует ли общий вариант обсуждению домашних задач с Вашими товарищами?81 Да.82 Нет.83 Другое.
- Благодарим за сотрудничество.
- АНКЕТА3 опроса студентов 2 курсов ВУЗа
- Считаете ли Вы, что тема «Деталирование» необходима в Вашей будущей инженерной деятельности?11 Да12 Вероятно13 Не знаю14 Нет.
- Необходима ли тема «Деталирование» при изучении последующих курсов в институте?21 Да22 Вероятно23 Не знаю24 Нет
- Назовите наиболее важные, с Вашей точки зрения, темы из ниже перечисленных:31 Соединение болтом32 Соединение шпилькой.33 Соединение шпонкой.34 Эскизы отдельных деталей35 Чертеж сборочный.36 Деталирование
- Резьба, соединение резьбовые.38 Соединения неразъемные39 Оформление чертежей
- Взаимное пересечение поверхностей.311 Аксонометрия312 Постановка размеров.
- Как, с Вашей точки зрения, Вы усвоили тему «Деталирование».41 Хорошо42 Удовлетворительно43 Неудовлетворительно
- Что мешает Вам и Вашим товарищам успешно изучать тему «Деталирование»?1. этап опроса
- Что мешает Вам и Вашим товарищам успешно изучать тему «Деталирование»?61 Считаю тему ненужной.
- Мешает незнание предыдущего материала.63 Тема излагается неудачно.
- Нет способностей к черчению65 Нет условий для работы.
- На тему выделено мало часов.
- Плохая организация занятий (частая смена преподавателей, потеря занятий и т. д.)68 Общая нехватка времени
- Нет искомых знаний по черчению610 Леность
- Очень медленно выполняю чертежи.
- Неумение организовать свое время.
- Что представляет наибольшие трудности при изучении темы «Деталирование"71 Постановка размеров.
- Увязка размеров сопряженных поверхностей.
- Выбор главного вида, числавидов. сборочном чертеже и на рабочем чертеже.
- Выбор, выполнение и обозначение разрезов
- Трудности при переходе от вида к разрезу.77 Резьба и ее изображения.
- Не могу представить деталь по чертежу общего вида.
- Не могу прикинуть аксонометрию детали от руки.
- Не могу по двум проекциям построить третью.
- Никогда не видел /а/ подобную деталь и поэтому с трудом ее представляю.
- Не могу найти интересуемую деталь на всех изображениях и увязать их между собой.
- Не могу разобраться в работе узла и в нем вычерчиваемой детали.
- Определение наименования детали и материала из которого она изготовлена
- Не умею пользоваться масштабом.
- Благодарим за сотрудничество.
- АНКЕТА 4 опроса студентов 3−5 курсов ВУЗа
- На какие моменты в курсе „черчение“ Вы больше бы обратили внимание, если бы заново пришлось изучать его?
- Изучению разделов начертательной геометрии.
- Изучению видов, разрезов, сечений.
- Изучению рабочих чертежей деталей, эскизированию.
- Изучению сбфочных чертежей.
- Чтению чертежей общего вида (деталированию).
- Изучению Государственных стандартов выполнения чертежей.
- Работе с чертежами, связанными с Вашей будущей работой.
- Какие разделы черчения наиболее часто Вами использовались при обучении на старших курсах?
- Изучению разделов начертательной геометрии.
- Изучению видов, разрезов, сечений.
- Изучению рабочих чертежей деталей, эскизированию.
- Изучению сборочных чертежей.
- Чтению чертежей общего вида (деталированию).26 Изучению ГОСТов.
- Работе с чертежами, связанными с Вашей будущей работой.
- Назовите предметы, при изучении которых необходимы знания по разделам черчения.
- Изучению разделов начертательной геометрии.
- Изучению видов, разрезов, сечений.
- Изучению рабочих чертежей деталей, эскизированию.
- Изучению сборочных чертежей.
- Чтению чертежей общего вида / деталированию/.36 Изучению ГОСТов.
- Работе с чертежами, связанными с Вашей будущей работой.
- Перечислить на Ваше мнение и другие.
- Какие разделы черчения из выше перечисленных дублируются при изучении других предметов?
- По каким разделам черчения информация дополнялась, укреплялась в течении всего периода обучения?
- Какие разделы черчения оказались на Ваш взгляд, ненужными при обучении на старших курсах?
- Изучение разделов начертательной геометрии.
- Изучение видов, разрезов, сечений.
- Изучение рабочих чертежей деталей, эскизированию.
- Изучение сборочных чертежей.
- Чтение чертежей общего вида (деталированию).66 Изучение ГОСТов.
- Работа с чертежами, связанными с Вашей будущей работой.
- Встречались ли Вы и в каких курсах после изучения курса „черчения“ с затруднениями71 По чтению чертежей.
- По выполнению чертежей отдельных деталей.
- По выполнению чертежей общих видов (сборочных чертежей).
- В чем, по Вашему мнению, причина этих затруднений?
- Успели забыть то, что изучали.82 Толком не изучали.83 Совершенно новые темы.
- Ваши предложения по организации практических занятий по черчению.
- Благодарим за сотрудничество.
- АНКЕТА S опроса студентов 4,5 курсов ВУЗа
- Что было решающим в выборе Вашей профессии (Выписать в порядке значимости.
- Убеждение, что профессия соответствует Вашим наклонностям.
- Желание обеспечить себя материалы».
- Советы и рекомендации учителей, друзей, знакомых, родственников.
- Уверенность, что ГОУ ВПО «БрГУ» легче закончить, чем любой другой ВУЗ.
- Склонность к творческой инженерной деятельности.
- Желание преумножить достижения специалистов данной области.
- Другие мотивы. Укажите какш.2. Вы учитесь в ВУЗе, чтобы:
- Совершенствовать свои способности в технических науках.
- Стать по-настоящему интеллигентным человеком.23 Только получить диплом
- Другие причины. Назовите, какие.
- Какие дисциплины учебной программы имели решающее значение в Вашем профессиональном становлении. Выпишите, пожалуйста, в порядке значимости.
- Детали машин и подъемно-транспортные системы32 Теория механизмов и машин33 Основы конструирования.
- Взаимозаменяемость, метрология и стандартизация.35 Автомобили.36 MPC
- Начертательная геометрия и черчение
- Подьемно-транспортные машины
- Двигатели внутреннего сгорания310 Автомобильные двигатели
- Технология производства, ТО и ремонт.
- Осн. техн. произв. и ремонт313 Другие дисциплины. Какие?
- Влияет ли дисциплина «Начертательная геометрия. Инженерная графика» на профессиональную подготовку инженера-механика?41 Да42 Не значительно.43 Нет.
- Будут ли востребованы на Ваш взгляд знания, умения и навыки по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» в Вашей профессиональной деятельности?51 Да.52 Нужны частично.53 Нет.
- Когда Вам больше нравилась выбранная профессия?
- В момент поступления в ВУЗ.62 В настоящее время.63 Никогда не нравилась.
- Как повлияло на отношение к Вашей профессии знакомство с курсом «Начертательная геометрия. Инженерная графика»?71 Положительно.72 Отрицательно73 Не повлияло вообще.
- Назовите цель Вашей предстоящей профессиональной деятельности (в порядке значимости).
- Совершенствовать свои творческие способности.83 Продвижение по службе.
- Заслужить уважение окружающих.
- Совершенствование научно-технических интересов.86 Другие причины. Какие?
- Как в настоящее время Вы оцениваете свои профессиональные интересы?91 Пассивные92 Активные.
- Благодарим за сотрудничество.1. Анкета 6опроса студентов группы
- Удовлетворены ли Вы своей работой на сегодняшнем практическом занятии?11 удовлетворен (а) полностью-12 удовлетворен (а) на 50%-13 не удовлетворен (а)-14 не знаю-15 другое, объясните что
- В какой части практического занятия Вы считаете свою работу наиболее активной?21 вводная часть-22 основная часть-23 заключительная часть
- Насколько сложными оказались предложенные графические задания?31 очень сложные-32 средней сложности-33 легкие-34 другое, объясните что
- Доступен ли для понимания теоретический материал, излагаемый преподавателем в начале практического занятия?41 понятно все-42 понятна только половина предложенной информации-43 не понятно совершенно ничего-44 другое, объясните что
- Понравилась ли вам работать на занятии сегодня?51 да, мне понравилось занятие-52 не доволен, было скучно-53 затрудняюсь ответить-54 доволен, но не всем (что не понравилось?)-55 другое, объясните что
- Оцените свои знания, полученные сегодня на занятии61 знания на «отлично"-62 на «хорошо"-63 на «удовлетворительно"-64 на «неудовлетворительно»
- Устраивает ли темп работы на занятии?81 очень быстрый темп, не успеваю усвоить теоретический материал-82 теоретический материал усвоить успеваю, но отстаю в выполнении графической работы-83 успеваю все-84 другое, объясните что
- Оцените работу ведущего преподавателя91 отлично-92 хорошо-93 удовлетворительно-94 не удовлетворительно.
- Благодарим за сотрудничество1. АНКЕТА 7
- Экспертного опроса преподавателей, работающих со студентами специальности 290 600-производство строительны! изделий и конструкций
- Какую дисциплину (назовите полностью) Вы читаете для указанной специальности?1.1.