Введение.
Роль семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство… Читать ещё >
Введение. Роль семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы:
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т.А. Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации — умения взглянуть на любые события с позиции другого человека (В.С. Заслуженюк, В.А. Семиченко). семья воспитание дошкольник традиция Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «извне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеаризации влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы. Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Юридические нормы всегда строго фиксированы во времени и пространстве, чего нельзя сказать о традициях. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В.Д. Плахов, И.В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их.
Актуальность темы
исследования обусловлена теоретической неразработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влияние семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников.
Цель исследования — определить влияние семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предметом исследования является процесс нравственного воспитания дошкольников, его влияние на эмоциональное благополучие дошкольников.
Гипотеза исследования:
- 1) при высоком уровне семейных традиций у детей дошкольного уровня более высокий уровень эмоционального благополучия;
- 2) формирование личности дошкольников в семье будет намного эффективнее, если в ней существуют и соблюдаются семейные традиции;
- 3) от семейных традиций зависит эффективность процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
- 2. Выявить влияние семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников.
- 3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.
- 4. Выявить влияние семьи и семейных традиций на нравственное воспитание дошкольников.
Теоретической основой являются исследования Л. Н. Когана; Г. Н. Волкова, И. С. Кона, Е. В. Субботского.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, который включает 46 наименований.