Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили работы в области: общенаучных основ системного анализа и управления (М.В.Блауберг, В. Н. Калинин, М. С. Коган, В. Н. Садовский, А. Д. Цвиркун, Э. Г. Юдин, В. П. Беспалько, Т.К.Селевко). общей теории управления учреждениями профессионального образования (С.Я.Батышев), Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунов, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, А. Н. Лейбович, Г. В. Мухаметзянова, А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Модернизация среднего профессионального образования и проблемы качества образования
    • 1. 1. Российские и международные тенденции развития системы 15 среднего профессионального образования
    • 1. 2. Исследования качества профессионального образования
    • 1. 3. Теория и практика реализации компетентностного подхода
    • 1. 4. Образовательный мониторинг в учреждениях СПО
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода
    • 2. 1. Мониторинг качества как часть управления образовательным 76 учреждением среднего профессионального образования
    • 2. 2. Методика формирования профессиональной компетентности в 93 техникуме
    • 2. 3. Повышение квалификации инженерно-педагогических 122 работников
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 1. Отбор содержания экспериментальных материалов
    • 3. 2. Результаты эксперимента и методика обработки данных
  • Выводы по третьей главе

Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Реформа профессионального образования, стратегия развития Российского образования до 2010 года, подписание Россией Болонского и Брюггско — Копенгагенского соглашений, обеспечивающее вхождение в открытое Европейское образовательное пространство, обострило внимание к качеству образования. Его повышение в соответствии с российскими и европейскими требованиями является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. На рынке труда к специалистам, соответствию их квалификационным характеристикам, специфике конкретного производства предъявляются все более жесткие требования. В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересмотреть сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс подготовки специалиста, чтобы он отвечал новым требованиям производства. Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда [208].

Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [213]. По мнению ученых и специалистов в области профессионального образования, при разработке методологии и механизма оценки качества образования необходимо избрать базовой концепцией компетентностный подход, при котором оцениваются профессиональные знания и карьерные возможности выпускников. Как подчеркивает Н. А. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [198].

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления качеством обучения, необходимость проведения высокоэффективного мониторинга, способствующего дальнейшему развитию образовательного учреждения.

В настоящее время в современной педагогике уделяется большое внимание теории и практике оперативного и эффективного управления качеством образования.

Т.И.Шамова [241] вопросы управления рассматривает с позиции системного подхода. В. П. Панасюк [170] рассматривает качество образования в единстве двух его сторон, процессуальной и результирующей, подходит к построению внутришкольных систем качества с использованием рекомендаций международных стандартов качества ИСО 9000:2000. П. И. Третьяков [221, 222] в своих работах уделяет особое внимание современным методам педагогической диагностики, регулированию и коррекции основных проблем качества образования.

В трудах М. М. Поташника [179, 180] качество образования определяется по системе соответствия результата и цели, то есть качество образования проектируется и закладывается в соответствующие цели, которые ориентированы на зону потенциального развития учащегося.

Теоретические основы разработки критериев качества и методики оценки качества профессионального образования раскрыты в работах В. П. Беспалько [15,16,18], Е. Я. Бутко [32], А.Т. Глазунова[50].

Работы В. И. Грибанова [56], В. А. Красильниковой [111], И. И. Маркеловой [134], И. В. Чистовой [237] посвящены созданию практических систем контроля и оценки качества.

В частности, в исследовании В. А. Красильниковой раскрыты вопросы методического обеспечения контроля качества, представлен анализ рейтинговой системы контроля.

И.В. Чистова [237] предлагает модель управления качеством профессионального образования, построенную на формировании профессионально-значимых качеств личности выпускника, включающей методологию, структуру, процесс и технологии управления, мониторинг текущих, рубежных, конечных и отдаленных результатов профессионального образования.

Д.Ш. Матросом [136]. система управления качеством образования рассмотрена на основе информационных технологий.

Анализ зарубежного опыта оценки качества профессионального образования содержится в материалах Европейского фонда образования, а также в трудах российских авторов: Г. С. Гершунского [44,46], Ю. И. Коваленко [104], О. Н. Олейниковой [161].

Проблеме места и роли качества образования в глобальных процессах современности посвящено исследование Л. А. Громовой, С. Ю Трапицына., В. В. Тимченко [57].

Многие исследователи рассматривают образование с различных педагогических, социологических и культурологических позиций и, соответственно, дают ему разные определения. Образование выступает как вид деятельности, процесс, результат, цель, средство, ценность и т. д.

Отсюда возникает многогранное объемное понятие качества образования.

181].

В одном случае утверждается, что «качество образования — это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [192].

В другом случае считается, что качество образования — это «качество» функционирования вполне определенной системы образования, то есть степень выполнения главной (основной) цели функционирования системы, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня обучен-ности [99].

Ряд специалистов определяют качество образования как «интегральную характеристику образовательного процесса и его результата, выражающую меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить» [37].

Нами принято следующее рабочее определениекачество образованияэто социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, социальных и профессиональных компетенций [250].

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образованияобразовательные технологииматериально-техническая базакадровый состав и т. д.,.

Одна из актуальных проблем совершенствования системы управления образовательным процессом и повышения качества обучения — это непрерывное научно-обоснованное, диагностико-прогностическое и планово-деятельностное отслеживание результатов деятельности участников образовательного процесса [69].

В современной педагогической науке такое отслеживание определяется понятием «педагогический мониторинг».

Научно-методические аспекты мониторингового подхода в оценке результатов образовательного процессам нашли отражение в работах В.И.Андреева[163], В.П. Беспалько[15], К. Ингенкампа[86], В.А. Кальней[97], А.Н. Майорова[132, 133], Д.Ш. Матроса[136], Д.М. Полева[136], H.H. Мельни-кова[136], С.Е. Шишова[97].

Обобщая результаты научных исследований по проблемам мониторинга качества образования, необходимо отметить, что мониторинговый подход обеспечивает системность, полноту и целостность в управлении качеством образования. В частности, в работах В. И. Андреева перечисляются наиболее важные аспекты педагогического мониторинга. По мнению автора, смысл педагогического мониторинга состоит в усилении и реализации системной диагностики качества функционирования и устойчивого развития образовательных систем и тем самым прогнозировать и управлять качеством образования [163,173].

Применение мониторинга в различных сферах деятельности анализируется в работах И. В. Вавилова [33], H.A. Морозовой [145], Г. П. Савельевой [191], В. Н. Шамардина [245].

Ряд ученых и практиков (П.Ф.Анисимов [6], В. М. Зуев [82], А. Н. Майоров [132, 133], Л. В. Шибаева [247]) рассматривают мониторинг в качестве совершенствования системы информационного обеспечения управления образовательным учреждением.

В работах А.И.Галагана[39], А.Я.Савельева[191], Л.Г.Семушиной[6] мониторинг представлен как средство повышения эффективности стратегического планирования развития профессионального образования.

В. А. Кальней [97], Н.Н.Михайлова[141], Н.А.Селезнева[198] используют мониторинг как средство оценки качества образования.

А.А.Орлов[163] рассматривает мониторинг в контексте повышения качества управленческих решений при осуществлении педагогических инноваций.

Наибольший интерес с точки проблематики нашего исследования в области компетентностного подхода представляют работы В.А.Болотова[27], В.В.Серикова[201], И.Д.Фрумина[229], А.В.Хуторского[230], Э.Ф.Зеера[76],.

B.Н.Зимина[79], Н.Н.Зимней[80].

Проблеме формирования ключевых компетенций в системе профессионального образования посвящены исследования А.А.Гетманской[47], М. Р. Табатабаи [216], Н.Н.Зимней[80]- профессиональной компетентностиЮ.В.Койновой[92], Н.В.Кузьминой[119], А.И. Марковой[135], Т.Н.Ващило[34],.

C.А. Ефимовой [71], C.B. Фроловой. 228].

В результате анализа данных исследований следует отметить, что авторами разработаны модели образовательного процесса, которые строятся на идеях компетентностного подхода, представлена классификация ключевых компетенций, рассмотрены отличия компетенций от традиционных результатов образования (знаний, умений, навыков).

Вместе с тем, недостаточно разработаны индикаторы сформированное&tradeпрофессиональной компетентности, не разработана процедура получения количественного значения показателей качества образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Проведенный анализ позволил выделить ряд противоречий, определяющих необходимость проведения исследования: между потребностью в объективной информации для принятия управленческих решений по обеспечению качества профессионального образования и недостаточной разработкой механизмов мониторинга качества профессионального образования в учреждениях среднего профессионального образованиямежду преобладанием репродуктивного традиционного характера организации образовательного процесса в УСПО и необходимостью новых подходов к организации образовательного процесса, нацеленного на формирование компетентного специалиста;

Все это определило необходимость исследования проблемы создания системы мониторинга качества профессионального образования на основе компетентностного подхода.

Цель исследования: разработка и внедрение системы педагогического мониторинга сформированное&tradeкомпетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования: образовательный процесс в учреждении среднего профессионального образования (техникуме).

Предмет исследования: мониторинг качества профессионального образования студентов техникума.

В качестве гипотезы исследования выступило предложение о том, что педагогический мониторинг реализации компетентностного подхода будет результативным, если: реализуется целенаправленное формирование профессиональной компетентности студентовразработана система оценки сформированности компетенциивыявлены и определены организационно-педагогические условия эффективности реализации компетентностного подхода.

Данные цель и гипотеза исследования обусловили постановку и решение следующих задач исследования:

1. Провести анализ проблемы управления качеством профессионального образования, определить понятийный аппарат.

2. Разработать и опробовать систему мониторинга качества профессионального образования в техникуме.

3. Определить качество среднего профессионального образования через уровни, критерии, показатели сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста.

4. Экспериментально апробировать технологию и инструментарий внут-ритехникумовского мониторинга качества профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили работы в области: общенаучных основ системного анализа и управления (М.В.Блауберг[20], В.Н.Калинин[93], М.С.Коган[105], В.Н.Садовский[193], А.Д.Цвиркун[232], Э.Г.Юдин[20], В.П.Беспалько[18], Т.К.Селевко[197]). общей теории управления учреждениями профессионального образования (С.Я.Батышев[ 12]), Е.Я.Бутко[32], А. Т. Глазунов [49], Б. С. Гершунский [46], Э. Ф. Зеер [76], А. Н. Лейбович [126], Г. В. Мухаметзянова [225], А. М. Новиков [154], И. П. Смирнов [209], М. В. Никитин [153], Е. В. Ткаченко [219]- проблем профессиональной компетентности специалиста (Г.В. Безюле-ва[14], Ю. В .Койнова[92], Н.Ф.Кузьмина[119], А.К.Маркова[135], В. А. Сластенина [207], С.А. Ефимова[71] и др.) — педагогического проектирования и прогнозирования образовательного процесса (В.П.Беспалько[15], Б.С.Гершунский[44], Ю.А.Конаржевский[107], В.Е.Родионов[188]) — оценки качества образования (В.С.Аванесов[3], В.П.Беспалько[16], Л.Я.Зорина[81], В.А.Кальней[97], В.Е.Краевский[115], И.Я.Лернер[128], И.И.Маркелова[ 135], М.М.Поташник[180], Е.А.Рыкова[190], М.Н.Скаткин[204] И. В. Чистова [238]) — теории педагогической диагностики (А.Л.Крупенин[117], И.М. Крохи-на[117], А. Н. Майоров [132,133], В.Ю.Переверзев[174]).

Методы исследования: теоретические — анализ педагогической, психологической литературы, нормативных документов, системный подход, педагогическое моделированиеэкспериментальные и эмпирические: педагогическое наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование) студентов, выпускников, преподавателей, работодателей, тестирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась на основной базе эксперимента ГОУ СПО Волгодонский техникум энергетического машиностроения, который осуществляет подготовку по 14 специальностям среднего профессионального образования.

Организация и этапы исследования.

1® этап (2003;2004гг.). На данном этапе осуществлялся анализ отечественной и зарубежной литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме, изучение опыта учреждений среднего профессионального образования. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, гипотезы, задач, методологии и методов исследования, осуществлялась отработка ряда методик и процедур.

2~ этап (2004;2005г.) — разработка комплексной технологии мониторинга качества образования на основе определенных индикаторов и показателей объекта мониторинга. Обучение педагогов тестовым технологиям, необходимым для осуществления мониторинга. Осуществление экспериментальной проверки модели формирования компетенций выпускника.

3й этап (2005;2006гг.) — обобщение результатов теоретического и экспериментального исследованиявнедрение результатов в практику разработки методических рекомендаций по организации и проведению внутритехникумов-ского мониторинга качества образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана и апробирована система мониторинга качества профессионального образования на основе компетентностного подхода, включающая цели, содержание, структуру и образовательные технологии формирования компетенций студентов;

— определены этапы формирования профессиональной компетентности в техникуме, показано место учебных навыков в формировании ключевых и специальных компетенций;

— разработаны механизмы оценки качества профессионального образования, позволяющие выявить уровни сформированности компетенций через критерии: мотивационные (профессиональные ценности, мотивы) — операционные (способы осуществления профессиональной деятельности, профессиональных умений и навыков) — социальные (умение вступать в продуктивное взаимодействие);

— определена эффективность форм и методов, формирующих профессиональную компетентность: метод проектов, метод портфолио, учебная фирма, интегрированных в модульно-компетентностную технологию формирования профессиональной компетентности студентов техникума.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— представлен механизм и технология осуществления внутритехникумов-ского мониторинга качества образования и его комплексной апробации в ходе экспериментальной работы;

— разработан блок контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих мониторинг качества профессионального образования;

— создана служба качества, как структурное подразделение ОУ СПО, координирующая работу отделений, методических цикловых комиссий, педагогического коллектива.

Разработанная модель мониторинга качества профессионального образования, построенная на идеях компетентностного подхода, может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, как способствующая развитию конкурентоспособности выпускников и в целом повышению качества образовательного процесса.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций и параметров исследования, разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам, воспроизводимостью технологий экспериментальной работы в аналогичных условиях, педагогическим экспериментом с общим охватом 500 студентов, методами математической обработки результатов, подтвердившими надежность результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась: на внутритехникумовских, зональных и региональных семинарах по вопросам управления качеством профессионального образования в Ростовской области, на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (2003;2006гг.).

Внедрение результатов в практику осуществлялось также в разных специальных учебных заведениях, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Атомпромобразование»: ГОУ СПО Волгодонский техникум энергетического машиностроения, Уральский технологический колледж, Московский промышленный колледж, Балахнинский политехнический колледж, Обнинский политехникум.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Модульно-компетентностная технология как основа формирования профессиональной компетентности студентов техникума.

2. Инструментарий мониторинга качества профессионального образования, отражающий уровни сформированное&tradeпрофессиональной компетентности.

Структура диссертации: включает в себя введение, три главы, список использованных источников и приложения.

Выводы по третьей главе.

1. В процессе экспериментальной работы создана и апробирована модель формирования профессиональной компетентности студентов, для реализации которой в учебном процессе использовалась модульно-компетентностная технология.

2 .Для реализации компетентностного подхода разработана система оценки качества подготовки специалистов для современного рынка труда.

3. В рамках этой системы подготовлены контрольно-измерительный материалы, анкеты.

В ходе исследования нами были определены этапы подготовки специалистов на основе компетентного подхода, каждый этап которых соответствует становлению определенного вида компетенции.

На основе выработанных в ходе исследования критериев описаны три уровня сформированности профессиональной компетентности: низкий, основной, функциональный.

В работе представлен свод индикаторов и показателей сформированности компетенции на каждом этапе их формирования. Оценка показателей сформированности компетенции осуществлялась методом — квалиметрии.

Совокупность статистических характеристик для ведения мониторинга представлена в таблице.

Анализ сформированности профессиональной компетенции проводился в двух группах контрольной и экспериментальной. На «входе» эксперимента обе группы показали примерно один уровень сформированности начального уровня. На «выходе» в экспериментальной группе прослеживается динамика развития всех уровней сформированности компетенции.

Таким образом, проведение формирующего эксперимента подтвердило практическую значимость реализуемой разработанной модели формирования профессиональной компетентности специалиста и правильность выбранных критериев и показателей по уровням их сформированности.

Эффективность процесса формирования профессиональной компетентности специалиста на начальном, основном и заключительном этапах на протяжении всего периода обучения в техникуме зависит от следующих условий реализации:

— согласовании целостно-целевых ориентаций, творческого сотрудничества всех педагогов;

— мотивационной направленности в процессе обучения в контексте специальности;

— неформальной системы оценки результатов профессиональных достижений, возможности самоанализа, адекватности оценки и самооценки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональное образование в современных условиях рассматривается в качестве решающего фактора развития интеллектуальных ресурсов, обеспечения высокого уровня качества подготовки специалиста.

В ходе исследования установлено, что компетентностный подход в системе среднего профессионального образования может рассматриваться как основной механизм обеспечения социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики.

Анализ опыта оценки качества в образовательной системе Российской Федерации и зарубежных стран показывает, что система менеджмента качества опирается на процессный подход, который нацелен не столько на конечный результат, сколько на создание условий для непрерывного улучшения показателей качества.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать следующее:

— повышение качества является неотъемлемой частью стратегии и модернизации профессионального образования;

— выявлены противоречия между потребностями обеспечения качества профессионального образования и отсутствием целостной системы его объективной оценки;

— выявлена сущность и роль компетентностного подхода к формированию нового качества и повышения качества подготовки специалиста. Сформулирована совокупность принципов реализации компетентностного подхода;

— проверена в ходе педагогического эксперимента эффективность мо-дульно-компетентностной технологии;

— научно обоснован и разработан мониторинг оценки уровней сформированное&tradeпрофессиональной компетентности;

— сформулированы основные качественные и количественные показатели оценки качества профессионального образования на основе компетентностного подхода;

— разработана система контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;

— разработана и опробована модель образовательного процесса, ориентированная на формирование и развитие компетенций.

Показано, что профессиональная компетентность является интегральным личностным феноменом, включающим в себя знания, умения, стереотипы поведения, мобилизации и мотивационно-целевой компонент. Выявлена закономерность, которая лежит в основе формирования компетенции: компетенциями становятся знания, умения, навыки, полученные, осмысленные и примененные в опыте субъекта обучения.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основания утверждать, что эффективное управление качеством профессионального образования может быть достигнуто при:

— модернизации структуры управления ОУ СПО на основе создания службы качества и мониторинга;

— проведении маркетинговых исследований рынка труда и востребованности выпускников;

— формирование модели выпускника, отвечающего требованиям потребителей;

— создании современной методической службы, направленной на развитие профессиональной педагогической компетентности педагога;

— систематическом контроле и управлении процессами в формировании профессиональной компетентности на всех этапах.

В процессе экспериментальной работы проведена экспертная оценка уровня сформированности профессиональной компетентности в двух группах.

Эксперимент показал, что в результате внедрения компетентного подхода к формированию специалиста удельный вес студентов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности увеличился с 7% до 67% экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе этот уровень увеличился только на 25%.

Эффективность компетентностного подхода подтверждается и результатом трудоустройства выпускников по специальности: в экспериментальной группе этот уровень составляет 83%, в контрольной 57%.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили правильность гипотезы: поставленные в исследовании задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 3
  2. В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 6. — 61−64с.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе, М.: Высшая школа, 1989,-167с.
  4. О.В. Повышение качества подготовки педагогических кадров в контексте идей Болонского процесса // Информационный бюллетень. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.-2006.-1(29).-С.20.
  5. Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. -2002. № 7. — 88−95с.
  6. П.Ф., Байденко В. И., Коломенская A.JL, Семушина JI.T. Среднее профессиональное образование России: период реформ. М.: НМЦСПО.-1995.-112 с.
  7. Е.Г. Мониторинг социально- трудовой сферы РФ (1992−1994гг.) // Социологические исследования.-1995.- № 9. С.50−64.
  8. О.Н., Бухарова Г. Д. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004.-357с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  10. Ю.Бабушкина Н. В. Масальских С.П. Мониторинг учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования.- М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2004.-48 с.
  11. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, С. 13
  12. С.Я. Задачи системы профессионально- технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.:АПО, 1993.-93с.
  13. Г. В. Профессиональная компетентность: взгляд психолога // Профессиональное образование.-2005.-№ 12.-С.24−25
  14. Г. В.и др. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005.-82с.
  15. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С.31 — 36.
  16. В.П. Стандартизация развития- основные идеи и понятия // Педагогика.-1993.- № 5
  17. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. -2001.-№ 9.- С.87−95.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
  19. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования.-1993.- № 8.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-236с.
  21. О.М., З.Н.Сафина. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых. Учебное пособие для преподавателей. Казань, 2004
  22. Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 9.
  23. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на-Дону, 1983
  24. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента.- СПб.: Питер, 1999, С41
  25. В. Ю. Вербицкая Н. О. Учебный процесс: информатизация, анализ, управление.- М.: Сентябрь, 1998.- 128с
  26. Т. Как улучшить управление организацией.- М.: Инфра-М, 1995.
  27. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика.-2003.-№ 10.
  28. E.B. Теория и практика личностио- ориентированного образования. Ростов-н/Д.: РПУ, 2000.-351с.
  29. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-С.21.
  30. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования в России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т.1. М., 1999. 0,9п.л.
  31. Т.Н. Формирование дополнительных профессиональных компетенций по обеспечению конкурентоспособности специалиста экономического профиля (на примере учебной дисциплины страхование): Аавтореф. дис. .канд.пед.наук. Тольятти, 2005
  32. Н. О., Бодряков В. Ю. Учебный процесс: информатизация, анализ, управление.- М.: Сентябрь, 1998.- 128с.
  33. A.A., Музыченко Р. В. Рейтинговая методика в основе мониторинга и управления качеством образования// Высшее образование сегодня.-2005.-№ 7.
  34. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  35. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208с.
  36. А.И., Прянишникова О. Д. Болонский процесс: от Болоньи до Берлина (итоги и перспективы). М., 2004.
  37. П.Я. Проблемы деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии. Часть I. М.: Изд-во МГУ, 1978.-118 с.
  38. И.Г. Мониторинг как механизм управления качеством высшего профессионального образования в области трудоустройства // Проблемы качества образования: Материалы X всероссийской научно-практической конференции. Ч.И.- Москва- Уфа. 2000.
  39. Е.А. Маркетинговая служба образовательного учреждения // Школьные технологии. 2005. — № 3. — 212−219с.
  40. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева-Москва, 2000. 386с.
  41. .С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200с.
  42. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. — № 10. — С. З — 12.
  43. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-605с.
  44. A.A. Проект «Ключевые умения и навыки (компетенции) в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров (Иркутск)». -Иркутск, 2002.
  45. А.Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86с.
  46. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. -М., 1999.-6п.л.
  47. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. М.: — Издательский центр АПО, 2003. — 41с.
  48. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976
  49. Глоссарий гарантий качества и аккредитационных терминов. Материалы для круглого стола ЮНЕСКО «Показатели аккредитации на институционально и программном уровнях высшего образования» (3−8 апреля 2003 г.).
  50. В.Г. Методология и теория педагогического мониторинга. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед наук. Екатеринбург, 2005.-48с.
  51. Горчакова-Сибирская М. П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учебное пособие.- СПб, 2000.-174с.
  52. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Ры-жакова. М., 2002.-С.63
  53. Грибанов В. И Мониторинг начального профессионального образования региона. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед наук. Москва, 2000.-23 с.
  54. Л.А., Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 72с.
  55. В.В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Часть 1. М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. — 48с.
  56. Л.И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. -204с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
  58. Т.М. Рефлексивное управление школой. Теория и практика.- М.,-Белгород, 1995.
  59. И.П. Обучение как фактор повышения конкурентоспособности // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 17−20.
  60. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и ви-ды//Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42
  61. Е.Г. Тестовая оценка качества подготовки специалистов среднего звена. Методические рекомендации. М., 1998.- 74с.
  62. А.Н. Развитие образования в современном мире.- М.: Владос, 2004,200 с.
  63. П. Качество образования в 21 веке// Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 21−22.
  64. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленный для ЮНЕСКО «Образование: скрытое сокровище».- М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997
  65. B.C. Оглянись в раздумье: Психологические очерки. М.: Политиздат, 1984.-78с.
  66. В.П., Камелина А. В. Управление качеством обучения в гимназии на основе педагогического мониторинга, — Йошкар-Ола: «Стриг», 2004.-180с.
  67. Европейская профессиональная школа / Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996. -96 с.
  68. С.А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода. Авто-реф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед наук. Москва, 2006
  69. Д.Н. Психологическая структура деятельности // Развитие и диагностика способностей. М., 199 173.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
  70. Т.И. Социологический мониторинг экономических и социальных перемен в России // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень.-1993 .-№ 2.
  71. Л.Я. Системность качество знаний, — М., 1976.82.3 у.е.в В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. М.: РГАТИЗ, 1999. — 80 с.
  72. Г. И. Проблемы качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование и формирование личности специалиста, Научно-методический сборник.- М.: Институт проблем развития СПО, 2002.-175с.
  73. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Уч.-мет. пособие, — М.: АПКиППРО, 2005.-101 с.
  74. И.А., Панасюк В. П., Чернышева Е. К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. Монография. -Спб.: Институт профтехобразования РАО, 2001.
  75. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 238 с.
  76. М.И., Степанова Т. А., Рожкова О. Ф. Управление НПО на основе данных мониторинга // Профессиональное образование. 2000, № 11
  77. История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 2003.- 672с.
  78. Кабанова -Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96с.
  79. М.С. Человеческая деятельность.- М., 1974.
  80. B.C. качество содержания образовательных программ высшего профессионального образования и их мониторинг // Проблемы качества образования: Материалы VIII всероссийской научно-методической конферен-ции.-Уфа-Москва. 1998.- С. 88.
  81. Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения.- М.: АПКи ППРО, 2005.-80 с
  82. В.Н., Резников Б. А. Теория систем и управления. JL: ВИКИ, 1978
  83. Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: ключевые квалификации. Минск, 1996. — 48с.
  84. Э.М. Научные основы управления качеством профессионального образования. Минск, 2001. — 85с.
  85. Э.М. Личность профессия — будущее. — Мастерство. — Минск, 1996.-34с.
  86. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998. — 204с.
  87. А.Е. Организация внутришкольного управления.- М.: Знание, 1991.
  88. В. проблемы управления качеством в вузах/ Стандарты и качество.-2000.-№ -9.
  89. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. H.A. Селезневой. — М., 1999. — 583с.
  90. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта / Международная ассоциация „Развивающее обучение“. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  91. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.
  92. Т.М. Школьные умения и ключевые компетенции, компетентности: Что общего и в чем различие //Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. Материалы 9 научно-практической конференции
  93. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ.- М.: Высш. школа, 1988.-157 с.
  94. Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара./ Под ред. A.B. Великановой.- Самара: Изд-во Профи.-2001.- С.28−32.
  95. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392 с.
  96. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М.: Педагогика, 1986.
  97. Л.В. Статус молодежи на рынке труда. Саратов, 1996. -38с.
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.02 № 393.
  99. И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании.-2001.- № 1.- С.37−42.
  100. В.А. Технологии оценки качества обучения.- М.: Издательский центр НОУ ИСОМ.- 46 с.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Официальные документы в образовании. -2002. -№ 4.- С.3−31
  102. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России.- 1995.-№ 2
  103. В.В., Крючатов А. П., Лобанова H.H. Профессиональная компетентность педагога.- Самара- СПб., 1997.
  104. В.В. методология педагогического исследования.- Самара: Изд-во САМГПИ, 1994.-164 с/
  105. А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.-100с.
  106. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель, — Ростов н/Д.: Фе-никс.1995, — 497 с.
  107. A.A. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000.- № 5.
  108. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: Высшая школа, 1990,-303с.
  109. А.И. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом // Завуч. 2000. — № 8. -С.10−22.
  110. И.М. Оценка качества профессионального образования в Великобритании. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. — 36с.
  111. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: ЦСиЭИ, 1997.-336с.
  112. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. — 48с.
  113. O.E. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. — № 5. — 3−13с.
  114. Ю.А. Проектные тесты как одна их методик активизации учебных занятий// Среднее профессиональное образование.- 2003.- № 3
  115. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228с.
  116. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность.- М.: Наука, 1975.-516с.
  117. И. Я Качество знаний учащихся. Какими они должны быть?- М., 1978.
  118. В.В. Повышение профессиональной компетентности мастера производственного обучения на основе требований образовательнойсреды: Дис.. канд. пед наук/ Курганский госуниверситет.- Курган, 2002,185с.
  119. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  120. Лошкарева Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982
  121. А.Н. Мониторинг в образовании.- СПб.: Образование- Культура, 1998.
  122. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Народное образование. 2000. — № 8. — С.21 — 28.
  123. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед наук. Москва, 2000.-24 с.
  124. А.К. Психология труда учителя,— М.: Прсвещение, 1993.
  125. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 96.
  126. Н. Технологическое образование: методический аспект // Народное образование.-2004.-38.-С. 106−112.
  127. Менеджмент и управление школой. Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992
  128. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / Под ред А. П. Егоршина. Н. Новгород, 2001
  129. Мечинская Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: Изд-во МПСИ, 2004. — 511с.
  130. H.H., Гайворонский Технология моделирования содержания образования. М., 2001. — 128с.
  131. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование.-М.: 1999.-86с.
  132. Мониторинг деятельности образовательного учреждения (достижения нового качества образования. Часть 1. Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-С. 13.
  133. H.JI. Мониторинг ценностно-мотивационных ориентаций студентов как средство их профессиональной направленности // Проблемы качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Москва-Уфа, 2000.
  134. A.A., Кузнецова Ю. Н., Т.Н. Червякова. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях.- М.6 Альфа М, 2005.- 96 с.
  135. В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: Дис.кан.пед.наук Саратов, 2000, — 207с.
  136. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222с.
  137. В.А., Воскресенская Н. М. Современные реформы образования в развитых зарубежных странах // Педагогическая мастерская. 2006. — № 1,-46−51с.
  138. Научно-методические основы мониторинга образовательных программ высшего и среднего профессионального образования // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования.- М.: НИИВО, 1999. Вып.6.
  139. Нефедова О.Г. EQF глобальная структура квалификаций как универсальный компас в образовательном пространстве // Аккредитация в образовании.» 2006.- № 8.
  140. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран (основные вопросы дидактики). М., 1978. — 80с.
  141. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М., 2001. — 221с.
  142. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития.-М., 1997.-254с.
  143. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341с.
  144. Т. Г. Прутченков A.C. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся в рамках модернизации российского образования. М.: «Вестник образования» АПКиПРО, 2003.
  145. Новое качество образования // Материалы международной научно-практической конференции «Мониторинг и аудит качества образования». -Петрозаводск, 2001. 120с.
  146. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования /Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М.- Старый Оскол, 1998.-96с.
  147. Огарев В. И. Компетентное образование: социальный аспект. СПб: Изд. РАИ ИОВ, 1995.-СД0
  148. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1984. — 797с.
  149. О.Н. Реформирование профессионального образования за рубежом.- М.: Центр изучения проблем ПО, 2003.-152 с
  150. О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М.: Альфа.-М, 2005
  151. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / Под.ред. В. И. Андреева. -Казань, 1999.- 168 с.
  152. П.Н., Садыков А. Н. Управление учебным заведением в условиях перехода к рыночной экономике. Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 116с.
  153. Оскарсон Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // Оценка качества профессионального образования. М., 2001.- С.44−46.
  154. Оценка качества профессионального образования / Под ред. В.И. Бай-денко, Дж. Ван Зантворта. М., 2001. — С.40−63, 51−52
  155. Е.М., Крыжко B.B. Психология в практике менеджера образования: материалы для специалистов образовательных учреждений. -Спб, 2002
  156. Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Ра-дянска школа, 1983. — 157с.
  157. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1990.- 171с.
  158. В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003. -384с.
  159. O.A. Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления, // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 14 — 20.
  160. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия для XXI века: Сб.ст. М., 1992. — 64с.
  161. Педагогический мониторинг качества образования /Под.ред. В. И. Андреева. Казань: КГУ, 1991 — 265с.
  162. В.Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 7. -С.2−3.
  163. H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход.- Иркутск, 2003.
  164. Н.П. Мониторинговая экспертиза системы образования // Проблемы качества образования: Материалы X всероссийской научно-практической конференции. Часть II, — Москва-Уфа, 2000.
  165. К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969.
  166. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Academia, 2000.-271 с.
  167. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 320с.
  168. М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах // Народное образование. 2001. — № 8 — 9. — 2002. — № 1−6.
  169. Похолков Ю, Чучалин А., Боев О, Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование сегодня.-2004.-№ 2.-С. 12−24.
  170. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. -М.: ИРПО, 1999. 1 том-424с., II том — 816с.
  171. Проектирование систем внутришкольных учреждений и территориальных образовательных систем / Под.ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 384с.
  172. Профессиональная педагогика. Уч. для студентов, обучающихся по пед. специальностям./Под ред. С. Я. Батышева.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512с.
  173. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999 г.
  174. Дж. Компетентность в современном обществе, развитие и реализация. Перспективы.- М.: Когтито-Центр, 1999
  175. Рейнус A. JL, Шапкин В. В. Применение международных стандартов ИСО в системе управления качеством профессионального образования. Спб, 2002.
  176. В.Е. Проектирование образовательных систем.- М., 2000.- 162с.
  177. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации // Бюллетень ЮНЕСКО /Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32с.
  178. Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). М., 200. — 137с.
  179. Н. Новые модели профессионального образования // Учительская газета.-1999.- № 6
  180. В.Г., Силаева O.A., Брехова Т. Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России. http//ri.ostu.ru | sciceprog|educ man|sadKoc. htmll7|09|2003.
  181. В.Н. Основание общей теории систем.- М., 1974.
  182. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях -М.:РАГС Экономика, 1999.
  183. Т.А., Ваталкина Н. Ш. История управления качеством. Учебное пособие.- М., 2005.
  184. А.Г., Елисеев И. Н. Об организации регионального мониторинга качества образования. // Проблемы качества образования: Материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции.- Москва- Уфа, 1998.-С.87
  185. Г. К. Современные образовательные технологии. М: Просвещение, 1998.-225с.
  186. H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня.-2004.-№ 4
  187. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад.-М., 2004.
  188. В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136с.
  189. Сериков Г. Н Управление образованием. Системная интерпретация.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ1998
  190. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. -99 с.
  191. С.Н. Профессиографический мониторинг в системе высшего педагогического образования // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 2.
  192. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986,-150с.
  193. В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. М., 2001. — 181с.
  194. Г. Б., Никитина Н. Ш. О мониторинге качества учебного процесса в педагогической деятельности // Проблемы качества образования: Материалы VIII всероссийской научно-методической конференции.- Уфа-Москва, 1998.-С.77−78.
  195. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса.-М.: Прометей, 1989, 46 с.
  196. В.П. Оценка качества реализации государственных стандартов профессионального образования. Дис. канд.пед.наук,-М., 2003
  197. И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. Монография." М., 2002.-420 с.
  198. Е.Э. Пути формирования моделей специалиста с высоким техническим образованием.- Л: ЛГУ, 1977
  199. А.Л., Туркина Т. М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледж.- М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.-34 с.
  200. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.
  201. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования/ Под ред. A.A. Пинского, — М., 2001
  202. А.И. Система управления качеством в вузе // Десятый симпозиум: квалиметрия в образовании: методология и практика.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки Московского государственного института стали и сплавов,-2003.
  203. А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования.- СПб.-М.: ИЦПКПС, 2000 г.
  204. М.Р. Формирование ключевых компетенций учащихся средних профессиональных учебных заведений. Дис. канд.пед.наук,-М., 2004, — с.
  205. E.H. Психолого-педагогический мониторинг инновационной деятельности // Проблемы качества образования: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Часть II, — Москва- Уфа, 2000.
  206. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.
  207. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. на-уч.тр. Отв.ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7п.л. 1996, Вып.2 -21, Зп.л.
  208. Е.В., Глазунов Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001. — 253с.
  209. П.И. Практика управления современной школой. М.: Новая школа, 1997.-238с.
  210. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320с.
  211. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. И. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264с.
  212. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие (Под.ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  213. Управление профессиональным образованием в новых социально экономических условиях под ред. П. В. Мухаметзяновой, — Казань ИСПО РАО, 2001.-72 с. С.53
  214. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под.ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464с.
  215. Г. З. Директору профшколы: как оценить инновационную деятельность. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2005. — 28с.
  216. C.B. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста: Дис. канд. пед. н. М., 2004. — 289с.
  217. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетенции и становление.- Красноярск, 2003
  218. A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования// Народное образование.-2001.- № 5. С.55−61.
  219. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. СПб, 1996. — 296с.
  220. А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. М.: Наука, 1982.
  221. Чернова Ю. К, Палферова С. Ш. Математические методы выделения базовых компетенций по фундаментальным дисциплинам. Тольятти: ТГУ, 2003.
  222. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — 144с.
  223. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дис. доктора пед.н. М., 1996.-455с.
  224. И.Д., Прудченков A.C. Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Научно-методическое пособие. М.: АРК и ПРО МО РФ, 2003.-124с.
  225. И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. н. М., 2003.-289с.
  226. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование. 1996.-С.160
  227. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Дисс. докт. пед. аук.-М., 2000.-33 8с.
  228. Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1991, — 192с.
  229. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. (библиотечка «Современная школа: проблемы руководства»).
  230. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся.- М.: Изд. Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.-112с.
  231. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под.ред.Т. И. Шамовой. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. — 320с.
  232. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем //Педагогика.- 1995.-№ 4.- С.36−44.
  233. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288с.
  234. Л.В., Кузнецова Н. М., Травкина Т. Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000.- № 1.
  235. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика.-2001.-№ 5.-С. 40−45.
  236. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.- № 2
  237. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 320с.
  238. Г. Участие работодателей в финансировании профессионального образования. Экономика образования, № 1,2002 — 28с.
  239. Г. П. Очерки по философии образования.- М., 1993.
  240. В.В. Основы управления качеством образования: Монография.-Тольятти: ТолПИ, 1998.-100с.
  241. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1979.-212 с.
  242. Ю.А. Современные методы контроля качества производственного обучения. М., 2001. — 108с.
  243. Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95с.
  244. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. — 352с.
  245. Яценко Н. Е. Обществоведческий словарь. Спб.: Издательство «Лань», 2006. — 672с.
  246. Bbloom B.S. Taxonomy of Educational Objtktives. New York, McKay, 1956
  247. Mertons D. Schlueselqualifikation/ Thesen zur Schulung fur eine Moderne Geseltschaft // Verlag W. Kohlhammer. Stuttgart, Berlin, Kuln, 1974
  248. Simon Shaw. Development of Core Skills training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum Sub-Group D, European Training Foundation, June 1998.
  249. СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК Как и почему менялся русский язык
  250. Перепишите первый абзац, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.2. Озаглавьте текст.
  251. Распределите название стихотворений по тематике:
  252. Назовите черты романтической поэтики, проявившиеся в стихотворениях «Па рус» и «Ангел"а) мотив одиночестваб) достоверность описания природыв) символика в основе поэтического образаг) настроение неудовлетворенности, мятежности.
  253. Автором пьесы „Ревизор“ является: а) Л.Н.Толстойб)Н.В.Гогольв)А.П.Чеховг) М. Горький1991. МАТЕМАТИКА
  254. Выразите из формулы радиус (К)а) Я3 = — - б) Я3 = — - в) Я = >М-4л- ЗУ ' Ил Ь V
  255. Вычислите площадь прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 17 см, а катет 8 см. а) 60 см2- б) 68 см2- в) 120 см2- г) 16 см².
  256. Решите неравенство: 0,2*+5 < 0,3* -1а) х <40- б) х> 40 в) х <60 г) х> 602» ¦
  257. Найдите значение выражения: —г2а)-4- б)|- в)-2- г) 4.41. ФИЗИКА
  258. Выберите математическую запись 2— закона Ньютонаа) а = — - б) я = -- в)/^ = /ш г)/^^т т г
  259. Напишите, что означает скорость тела 60 —?ч1. V,
Заполнить форму текущей работой