Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Становление и развитие художественных центров в конце XVI-XVIII веках: иконопись Архангельского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проделанная работа позволяет заключить, что искусство Архангельского края — значительное и самобытное явление русской культуры. Тесная взаимосвязь с творчеством крупных художественных центров помогла заложить основы северной иконописи уже в конце XV века, обрести ей самостоятельность и пережить подлинный расцвет в XVI — XVIII веках. Благодаря особенностям историко-культурного развития региона… Читать ещё >

Содержание

  • История изучения темы
  • Источники
  • ГЛАВА I. Художественная культура Архангельского края в конце XVI — XVIII веках. Формирование местной иконописной традиции
  • ГЛАВА II. Иконописные центры Архангельского края
  • Иконопись Холмогор
  • Иконопись Каргополъя
  • Иконописцы Архангельска
  • Сийский монастырь
  • Соловецкий монастырь
  • Крестный монастырь
  • ГЛАВА III. Иконография святых Архангельского края
  • Создание северной иконографии
  • Преподобный Антоний Сийский
  • Праведный Артемий Веркольский
  • Преподобный Варлаам Важский
  • Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские
  • Преподобный Евфимий Архангелогородский
  • Блаженные Иоанн и Логгин Яренгские
  • Преподобный Пахомий Кенский
  • Праведный Прокопий Устьянский
  • Преподобный Никодим Кожеозерский
  • ГЛАВА IV. Монументальная живопись
  • ГЛАВА V. Северные иконописцы
  • Материалы и краски северных иконописцев
  • Игумен Феодосий Сийский
  • Архимандрит Сийского монастыря Никодим
  • Семен Спиридонов Холмогорец
  • Струнин Алексей Иванов
  • Федор Васильев Струнин
  • Григорий Попов
  • Поморские иконописцы Чалковы
  • Крестьянские иконописные артели на реке Онеге
  • Иван Иванов Богданов-Карбатовский
  • Иван Васильев Минин
  • ГЛАВА VI. Северные иконостасы
  • Онежские иконостасные мастера Спицыны

Становление и развитие художественных центров в конце XVI-XVIII веках: иконопись Архангельского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проделанная работа позволяет заключить, что искусство Архангельского края — значительное и самобытное явление русской культуры. Тесная взаимосвязь с творчеством крупных художественных центров помогла заложить основы северной иконописи уже в конце XV века, обрести ей самостоятельность и пережить подлинный расцвет в XVI — XVIII веках. Благодаря особенностям историко-культурного развития региона искусство самой отдаленной от центра северной провинции поражает своей масштабностью и разнообразием. В Поморье, Подвинье и в Поонежье процветают разнообразные художественные ремесла: иконопись, серебряное дело, кузнечное ремесло, иллюстрирование книг, печатная гравюра, резьба по дереву и кости, гончарное искусство, выделка кож.

В результате исследования удалось установить, что искусство Архангельского края не является замкнутым изолированным явлением. Напротив, оно было открыто внешним влияниям и воздействиям. Административная подчиненность северных центров Новгороду, Москве, Ростову во многом определила стилистическую ориентацию искусства. Постоянные связи с Западной Европой вывели северных художников на новый уровень мастерства и знаний в области технологии живописи.

Энергичная строительная деятельность в Архангельском крае в XVII веке привела к созданию новых форм деревянных церквей и часовен. Удалось установить, что были разработаны индивидуальные формы тябловых и каркасных иконостасов, которые привнесли своеобразие в этот вид искусства. К примеру, появилась новая конструкция размещения иконостаса на трех гранях восьмерика (в храмах Зачачья, Ошевенского, Нёноксы).

Созданы специфические для Севера двух-трехрядные иконы, соединяющие в себе целый иконостас, которые писали для часовен и небольших придельных храмов. Сформирована уникальная иконографическая программа и структура иконостаса северной часовни. Автору удалось выявить несколько специфических видов маркировки икон в иконостасах, которые помогают делать их реконструкции.

Каменное строительство на Архангельском Севере в период средневековья было редким явлением. Поэтому местом творчества художников-монументалистов стали памятники деревянного зодчества. Северные живописцы разработали особую систему декорации деревянных храмов, которая включала орнаментальные и сюжетные росписи, располагавшиеся на фасадах и в интерьерах храмов. Иконописцы украшали живописью малые архитектурные формы («тощие свечи», киоты, аналои). Северными мастерами разработана уникальная конструкция перекрытия «небом» и иконографическая программа ее росписи.

В результате исследования удалось установить, что на землях Архангельского края сформировалось несколько самобытных художественных центров, искусство которых имеет общие исторические корни, технико-технологические и стилистические особенности. Крупнейшими центрами изобразительного искусства были города — Каргополь, Холмогорыа также северные обители — Соловецкий, Антониево-Сийский и Кийский Крестный монастыри. Благодаря изучению многочисленных письменных источников, автором документально подтверждено, что в XVI — XVII века на Севере работали стабильные иконописные артели, которые не только длительное время удерживали единую стилистическую традицию, но и выполняли задачи иконописного образования. Наиболее значительной была артель иконописцев Холмогорского архиерейского дома, а также крестьянские иконописные артели, работавшие в Поонежье (артель М. Алексеева), Каргополье (Богдановых-Карбатовских) и Поморье (Чалковых). Благодаря выявленным архивным документам удалось проанализировать северное искусство в конкретных лицах и живых процессах. Архангельский край являет своеобразную, живую модель художественных процессов, протекающих на окраинах Руси.

После создания Холмогорской и Важской епархии в 1682 году, Хол-могоры становятся объединяющим культурным центром Архангельского края. Первые архиепископы задают высокий уровень художественного мастерства, ориентированный на лучшие образцы Москвы, Сольвычегод-ска. При архиерейском доме существовала иконная келья, работали граверы, кузнецы, медники, оловяннишники, резчики по дереву. Неподалеку от Холмогор был Антониево-Сийский монастырь, имевший глубокие иконописные традиции. К концу XVII в. Холмогоры обладали одним из лучших в России сводов образцов — Сийским иконописным подлинником. После «Соловецкого сидения» (1668 — 1676) знаменитый Соловецкий монастырь был подчинен архиепископу Холмогорскому и Важскому и «влился» мощной составляющей в общий культурный процесс региона.

Искусство иконописи Архангельского края было искусством контрастов. Для живописи характерно соседство архаики и классики, высокого профессионализма и незамысловатого ремесла. Это объясняется тем, что на Севере превалировала крестьянская иконопись, утвердившаяся благодаря особому укладу жизни и специфическим социальным условиям. На всех этапах развития народное искусство существовало параллельно с монастырской живописью и творчеством мастеров, работавших в крупных посадах и городах. Удельный вес крестьянской составляющей искусства Архангельского края был несравненно выше, чем на вологодских землях. В XVIII веке значение северной культуры состояло еще и в том, что она продолжала хранить и развивать древнерусские традиции, постепенно слабеющие в центральных областях России.

В XVI — XVII вв. в северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых. Среди них особое место занимают образы северных подвижников благочестия, сформированные и бытовавшие в местной среде: святых Артемия Веркольского, Антония Сийского, Никодима Кожеозерского Прокопия Устьянского и других. Их иконография разработана иконописцами Архангельского края. Созданы свои особые типы паломнических икон, которые были связаны с почитанием чудотворных мощей и монастырских святынь. Они являются важным изобразительным источником по истории и быту Архангельского края.

Архивные источники и изобразительные материалы позволили автору выявить около 300 новых имен иконописцев, художников-монументалистов и мастеров иконостасов, работавших на Севере в XVIXVIII веков. В комплексе с подписными иконами они составляют богатую источниковедческую базу, существенно помогающую в вопросах атрибуции северных памятников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой